Когда учитель получит ответное
письмо-приветствие, он может приступать к планированию работы. Каждая группа,
участвующая в общем проекте, выдвигает собственные гипотезы решения этой
проблемы. Когда все гипотезы обсуждены и приняты всеми группами как действительно
существенные для решения обшей проблемы, учителя определяют для каждой группы
с обеих сторон четкие задачи по поиску доказательности одной - двух гипотез,
все вместе намечают этапы работы и определяют конкретные даты обмена письмами.
Затем корректируются планы с партнерской школой, и начинается основная работа
над проектом.
Как только учитель получит встречные предложения,
он может приступать к следующему этапу работы: назначить встречу с учащимися
для обсуждения конкретных вопросов работы по проекту. На этой встрече необходимо
договориться об окончательной формулировке темы проекта с учетом интересов
партнера, уточнить методы совместной работы, наметить этапы, точное время
первой связи и возможное содержание первого диалога. Желательно здесь же
выбрать лидера группы с каждой из участвующих сторон.
Выборы лидера должны вестись самими учащимися с
учетом таких приоритетных критериев, как знания в предметной области проекта,
личные качества, организаторские данные, необходимые для организации и координации
совместной деятельности партнеров по проекту.
Стоит обратить внимание на то. что при общении с
зарубежными партнерами вся переписка ведется на английском или каком-либо
другом иностранном языке. Кроме того, учитель может столкнуться с такими проблемами,
как различия школьных программ, учебных планов отечественных и зарубежных школ,
различия в образовательных стандартах, трудности в нахождении общих тем для
переписки, несовпадение по срокам каникул и т.д.
Если же учитель заинтересован в организации большого
регионального или межрегионального проекта, то одних представительских писем
будет недостаточно. Учителю потребуется подготовить так называемый культурный
пакет. Что это такое? Это предложения партнеру в отношении
выдвинутой учителями и учащимися отдельной школы идеи: в чем суть идеи, ее
содержание, возможные результаты, предложения для сотрудничества. Если есть
уже какой-то опыт и практические результаты по проектной работе, то их можно
тоже включить в «культурный пакет» (это могут быть любые формы работ, выполненные
учащимися, — план-проспект, слайды, видео и пр.). «Культурные пакеты» можно
направить одновременно нескольким адресатам по обычной почте либо по местным
средствам массовой информации (в местных печати, радио, телевидении). Эти
пакеты можно направлять либо конкретным адресатам, либо в органы народного
образования с просьбой передать ваши предложения каким-либо школам,
заинтересованным в подобной работе. В каких-то случаях «культурные пакеты»
могут быть размещены на школьных страницах в среде World Wide Web.
Когда наметились исследовательские группы, найдены
партнеры, отобраны темы, т.е. стало совершенно очевидно, что ваши совместные с
учащимися намерения вести телекоммуникационные проекты обретают реальные
очертания, можно обратиться к следующему организационному вопросу — знакомству
с партнерами, их окружением, интересами и пр.
Параллельно с работой по отбору идей, тематики
проектов следует начать целенаправленную работу с учащимися по овладению
исследовательскими методами и технологией компьютерной телекоммуникации.
Наиболее целесообразной формой подготовки учащихся
будет спецсеминар. на котором учитель достаточно подробно расскажет ребятам о
специфике научного поиска о том, как и где можно искать информацию по данной
теме и как ее следует анализировать.
Очень эффективны проекты, при выполнении которых
учитель смог привлечь к работе с учащимися сотрудников какого-либо научного
центра или творческого объединения. Они могут заинтересоваться работой учащихся,
подсказать им интересные вещи, дать конкретное задание в рамках выбранной
темы, вместе подумать, как с пользой для дела реализовать полученные
результаты, если речь идет о научном поиске и творческой работе или даже выступить
в роли скрытого координатора. Надо обязательно показать учащимся, какие существуют
способы обработки результатов, в том числе современными средствами новых
информационных технологий. Следует иметь в виду, что телекоммуникационные
проекты, помимо прочего, имеют целью приобщить учащихся к современным
технологиям, широко используемым в цивилизованном обществе, как в сфере науки,
производства, так и в быту, в творческой деятельности. Учащиеся должны
научиться пользоваться многообразными возможностями компьютерной техники для
подготовки текста, обработки данных, вычислений, построения графиков,
хранения информации, обращения к базам данных, использованию мультимедийных
средств.
На этих же семинарах следует целенаправленно
вести обучение учащихся навыкам коммуникации. К этой работе можно привлекать
специалистов по другим предметам, прежде всего словесников, которые
профессионально владеют многими приемами развития речи, коммуникации как
устной, так и письменной (эта работа должна вестись систематически на уроках,
не обязательно на семинарах). Важно не забывать о правилах хорошего тона, о
чем будет уместно систематически напоминать ребятам, моделируя различные
дискуссии, беседы, диспуты и пр. Это не праздный вопрос. Если проследить
ведущиеся в настоящее время в Интернет свободные беседы (chats) пользователей,
то низкий уровень коммуникативной культуры просто поражает. Поэтому процессу
формирования культуры общения, как на родном, так и на иностранном языке
следует уделять особое внимание и все время держать под пристальным контролем.
В ходе работы над телекоммуникационными проектами
может возникнуть необходимость не только в обычном обмене идеями, мыслями,
мнениями по тому или иному поводу, но и необходимость в быстром поиске решения
какой-то проблемы, поиске идей. В этом случае хорошо зарекомендовал себя такой
метод, как «мозговая атака». Метод «мозговой атаки» очень популярен у
пользователей сети, поскольку позволяет быстро принять решение по какому-либо
актуальному для всех вопросу пли быстро решить проблему. Осуществляется данный
метод следующим образом. С помощью телекоммуникационной связи (электронной
почты, телеконференции, в режиме 1RC) партнеры каждой группы передаю!
лидеру свои идеи. Эти идеи фиксируются на
компьютерах партнеров, запоминаются и после окончания связи распечатываются на
принтере в нужном количестве экземпляров для дальнейшего обсуждения в группах.
Во время сеанса высказываемые идеи не обсуждаются, а просто фиксируются.
После окончания «мозговой атаки» участники группы
под руководством своего лидера собираются и обсуждают выдвинутые идеи, отбирая
из их числа наиболее рациональные с точки зрения большинства участников. Если
при этом присутствует автор идеи, он имеет возможность пояснить свою мысль.
Очень большое значение имеют в таких дискуссиях
личные качества лидера, который должен придерживаться тактики
«доброжелательного наблюдателя». Так, если, на взгляд учителя, учащиеся
принимают не те решения, ему не следует их «поправлять». Может еще оказаться,
что, в конечном счете, они правы. Учащиеся должны сами найти и исправить свои
ошибки. Отобранные и обоснованные идеи группы готовят в виде
отредактированного текста на компьютере и затем пересылают по электронной
почте партнерам. То же делают и партнеры. В ходе последующих обсуждений
партнеры приходят к консенсусу и договариваются о совместном решении.
Опыт многих школ, участвовавших в проведении телекоммуникационных
проектов, позволил сформулировать десять золотых правил общения школ друг
с другом:
1. Отвечайте на пришедшее вам письмо сразу же
после его получения.
2. Когда вы отправляете подтверждение о получении
письма, не забудьте сообщить в нем, когда вы собираетесь отправить свой ответ.
3. После приветственного письма пошлите школе-партнеру
список учащихся, участвующих в проекте с вашей стороны, чтобы в дальнейшем
можно было бы наладить личную переписку между учащимися.
4. Постарайтесь сделать так, чтобы у каждого
учащегося был свой партнер по переписке из другой школы. Если количество
учащихся в классах сильно отличается, объедините их в небольшие группы по 2 — 3
человека.
5. Дайте учащимся возможность обменяться информацией
о себе, своей семье, о том, кто их окружает, где они живут. При этом следите
за тем, чтобы переписка не превратилась в бесцельную болтовню в сети. После
обмена приветствиями желательно, чтобы учащиеся обменялись своими
фотографиями.
6. Хорошо, если учителя тоже обменяются персональными
приветствиями и узнают больше друг о друге, о своих планах и работе.
7. Ответственным координаторам проекта стоит обменяться
своими домашними адресами и телефонами на тот случай, если возникнут проблемы
со связью.
8. Позаботьтесь о наглядности! В школе должен
быть специальный стенд, на котором будет размешена вся информация по
телекоммуникационному проекту, с которой смогут в любое время познакомиться
учителя и учащиеся школы.
9. Если вы подготовили вопросник или викторину,
не посылайте своим партнерам слишком много вопросов за один раз. Иначе ответы
на эти вопросы будут односложные и неинтересные для вас.
10. Не пускайте работу по телекоммуникационным
проектам на самотек, разбивайте работу на отдельные этапы и всегда подводите
итоги этой работы.
При планировании телекоммуникационных проектов
необходимо также продумать формы организации работы учащихся. Эти формы могут
быть различны.
Индивидуальные проекты (внутри другого проекта).
Парные проекты, когда над одним проектом работают
партнеры в паре.
Групповые проекты, когда в проекте принимают участие
группы с обеих сторон или даже группы из нескольких регионов.
Проекты могут проводиться с использованием электронной
почты или же в виде телеконференций. Формы организации совместной деятельности
учащихся над проектом определяются исходя из особенностей тематики, целей
совместной деятельности, интересов участников проекта. Главное, что в любом
случае — это разные виды самостоятельной деятельности учащихся. Успех проектной
деятельности учащихся в большой степени зависит от организации работы внутри
группы, от четкого распределения обязанностей и определения форм ответственности
за выполняемую часть работы.
Проект может быть разной степени сложности. Например,
проект, охватывающий весь класс и предусматривающий работу над отдельными
проектами, составляющими общий проект, а могут быть и самостоятельные
небольшие проекты, охватывающие всего несколько или даже пару учеников с обеих
сторон.
Важно, чтобы, договорившись с партнерами о тематике
проекта, учащиеся каждой группы постарались самостоятельно увидеть и вычленить
проблему в этом проекте (в целом или его части), значимую для себя, для своего
региона, а может быть, и для всего человечества. Очень существенно, чтобы
участники проекта не замыкались личностными интересами, а сумели увидеть проблемы
и интересы своих партнеров, всего человечества в целом, если таковые
просматриваются в данном проекте.
Если проблема всего проекта сформулирована (под
наблюдением учителя), можно переходить к определению гипотезы ее решения.
Учитель может помочь учащимся сформулировать гипотезы, задавая им наводящие
вопросы.
Ответы на каждый из поставленных вопросов могут
служить гипотезой решения общей проблемы. Когда все они сформулированы общими
усилиями всего класса, учитель разбивает класс на подгруппы (учитывая интересы
ребят) и каждой подгруппе дает задание исследовать одну из сформулированных ими
гипотез.
Предварительно каждая группа должна обсудить и решить,
какими методами она собирается исследовать данный вопрос. Свои подходы к
выполнению задания группа защищает перед всем классом, и, если весь класс
вместе с учителем решает, что избранные методы достаточно надежны и могут
обеспечить достоверную и достаточную информацию для решения поставленного
вопроса, их подход утверждается. Только после того, как подходы всех групп,
участвующих в данном проекте, оказываются утвержденными в ходе общей
дискуссии, участники проекта могут приступать к работе.
Эта работа не может и не должна замыкаться
рамками урока. Основная поисковая, исследовательская работа проводится па базе
школьной медиатеки — информационного центра школы, где собрана информация на
разных носителях и где помимо кабинетов вычислительной техники предусмотрен
телекоммуникационный блок с выходом в Интернет. Работа может проводиться и на
базе школьного музея, пришкольного участка, других школьных подразделений, на
базе которых можно получить
нужные данные. Разумеется, в целях исследования
можно и следует использовать и все возможные и доступные для ребят источники
информации, экспериментальные площадки, проведение социологического опроса,
интервью, работу с удаленными базами данных, запросы информации у своих
зарубежных партнеров. Другими словами, самые разнообразные способы поиска
нужной информации по данному вопросу. Любое предпринимаемое ребятами
исследование должно носить пусть локальный, но серьезный научный характер,
доступный им по сложности решаемой проблемы, используемым методам, но
обеспечивающий действительно достоверные результаты. Группа решает также, как
она собирается оформить готовый материал. Это должно быть самостоятельным решением
группы совместно со своими зарубежными партнерами или партнерами из других
регионов. При этом в ходе анализа информации учащиеся могут обращаться к
учителю за помощью, советом, консультацией.
Когда материал собран, проанализирован и партнеры
пришли к аргументированному выводу, они вновь обращаются к общему проекту и
устраивают презентацию своей версии в той форме, которую они выбрали. Если в
ходе общего обсуждения учащиеся приходят к выводу, что приведенные данные
вполне доказательны и подтверждают выдвинутую ранее гипотезу, эта гипотеза
становится утверждением, составляющим один из существенных аргументов общей
проблемы. И так далее, со всеми группами, участвующими в данном общем проекте.
В итоге все группы договариваются со своими партнерами, каким образом будет
оформлено решение всей проблемы, какой практический вывод это решение может
иметь для данной школы, для школы партнеров, для каждого участника, для каждой
из стран, для всего человечества (если тематика проекта позволяет делать такие
выводы).Таковы принятые формы работы над достаточно сложным исследовательским
проектом. Ранее мы показали этапы работы над любым проектом. Соответственно и
формы работы варьируются в зависимости от специфики самого проекта.
Исследовательские же методы оказываются приемлемыми для многих и многих
проектов, предусматривающих ту или иную форму исследования. Важно каждый раз
искать наиболее эффективные формы работы и осознавать, что новые педагогические
и информационные технологии не всегда вписываются однозначно в традиционные
формы и методы обучения. Поэтому следует каждый раз искать пути и формы интеграции
их в учебно-воспитательный процесс
2.3. Координация проектной работы в сети.
С каждым годом все больше российских школ подключается
к действующим на территории нашей страны телекоммуникационным сетям. Как правило,
подобное «подключение» означает на практике работу в сети одного-двух учителей
информатики (поскольку модем чаще всего оказывается там, где есть компьютеры,
— в кабинете информатики) и некоторых учащихся, которым просто интересно все
новое, что связано с современными средствами вычислительной техники. Большой
проблемой до сих пор остается такая организация работы в школе, при которой
телекоммуникации стали бы доступны всем желающим — и учителям, и учащимся
школы, и превратились в реальный инструмент для работы с разнообразной информацией
в специфике организации работы с телекоммуникациями в школе. Для того чтобы
компьютерные телекоммуникации стали привычным учебным инструментом для учителей
и учащихся школы, нужно тщательно спланировать весь комплекс работ по его
внедрению и определить, кто будет отвечать за это направление в школе. Будущее
компьютерных телекоммуникаций в вашей школе напрямую будет зависеть от того,
насколько вы продумаете начальный период их внедрения в учебный процесс и
правильно сформулируете задачи.
Первый шаг на этом пути — определить, кто из учителей
или других сотрудников школы (а возможно, и учащихся) будет заниматься
телекоммуникациями. Следует иметь в виду, что вся работа по внедрению и дальнейшему
использованию телекоммуникаций распадается на техническую и педагогическую
составляющие. И, как правило, очень сложно найти человека, который бы одновременно
хорошо разбирался и в технических вопросах работы с модемом, телефонным каналом
связи, и сетевым программным обеспечением, а также был асом в методике
организации и проведения телекоммуникационных проектов. Поэтому речь может
идти о выборе нескольких лип, ответственных за телекоммуникации в школе.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|