Меню
Поиск



рефераты скачать Телекоммуникационные проекты в образовании

Мы привели здесь типологию проектов (см. ч. I, гл. 2, занятие 6) с общедидактических позиций. По каждому учебному предмету может быть разработана собственная классификация возможных проектов, далее детализиру­ющая дидактическую классификацию с учетом специфи­ческих особенностей каждого предмета. Такая классифи­кация позволяет, не блуждая в потемках, четко опреде­лив тот или иной тип намечаемого проекта, правильно структурировать его, четко определить цели, как конеч­ные, так и промежуточные, определить методы исследо­вания, виды творческой или игровой деятельности, оп­ределить те знания, умения, навыки, которые потребу­ются учащимся для выполнения совместной проектной работы. Другими словами, знание типологии проектов дает учителю возможность наиболее рационально и эф­фективно организовать совместную деятельность учащих­ся. Особенно это касается телекоммуникационных проек­тов, в которых задействованы многие и многие учащиеся из разных школ, регионов, а подчас и стран. Здесь нужна четкая согласованность действий разных коллективов, и одним из инструментов, помогающих понять сущность планируемой работы над проектом, обеспечить взаимо­понимание между партнерами, является общепринятая типология проектов.

Для примера можно привести разработанную канд. пед. наук М.Ю. Бухаркиной типологию проектов по ино­странным языкам.

I. Языковые (лингвистические) телекоммуникационные проекты.

1. Обучающие проекты, направленные на овладение языковым материалом, формирование определенных ре­чевых навыков и умений.

2. Лингвистические, направленные на изучение языко­вых особенностей; изучение языковых реалий (идиом, неологизмов, сленга и т.п.), изучение фольклора.

3. Филологические, направленные на изучение этимо­логии слов, литературные исследования,  исследования историко-фольклорных проблем, творческие.

II. Культурологические (страноведческие) проекты.

Культурологические (страноведческие) проекты пред­полагают развитие языковых и речевых умений и навыков на более продвинутом уровне владения языком посред­ством организации межкультурного общения с целью оз­накомления с культурой, историей, этнографией, геогра­фией, экономикой, политикой, государственным устрой­ством стран-партнеров, искусством, литературой, архи­тектурой, традициями и бытом народов и т.д. Проекты этого типа носят ярко выраженный исследовательский ха­рактер. Их целесообразно проводить с носителями языка, т.е. эти проекты больше подходят именно для телекомму­никационных международных проектов. Иностранный язык здесь выступает в роли средства общении; естествен­ная языковая среда способствует формированию потреб­ности использования иностранного языка как средства коммуникации. С точки зрения содержания культурологические про­екты могут иметь разные тематические направления.

1. Историко-географические, знакомящие с историей страны, города, местности; с географией страны, горо­да, местности.

2. Этнографические, нацеленные на изучение традиций и быта народов, народного творчества, этнического со­става народа, проживающего на данной территории, на­циональных особенностей культуры разных народов и т.д.

3. Политические, цель которых — ознакомление с госу­дарственным устройством стран, политическими партия­ми и  общественными  организациями,  со  средствами массовой информации и их влиянием на государствен­ную политику, законодательством страны и т.д.

4. Посвященные проблемам искусства, литературы, ар­хитектуры, культуры страны изучаемого языка.

5. Экономические, посвященные проблемам финансо­вой и денежной системы, налогообложения, инфляции и т.д.

III. Игровые и ролево-игровые проекты.

Ролево-игровые и игровые проекты, так же как и культурологические, предполагают развитие языковых и речевых умений и навыков владения языком посред­ством организации межкультурного общения на двух последних уровнях усвоения языкового материала (уро­вень применения по аналогии, уровень творческого при­менения). Такие проекты также наиболее интересны, когда они организуются как международные телекомму­никационные.

С содержательной точки зрения игровые и ролево-иг­ровые проекты могут быть следующих типов.

Воображаемые путешествия, которые могут преследо­вать самые разнообразные цели: обучение речевым структурам, клише, специфическим терминам, диалого­вым высказываниям, описаниям, рассуждениям, умени­ям и навыкам из других областей знаний.

Имитационно-деловые, моделирующие профессиональ­ные, коммуникативные ситуации, которые максимально приближают игровую ситуацию к реальной, встречаю­щейся в жизни.

Драматизированные, нацеленные на изучение литера­турных произведений в игровых ситуациях, где в роли персонажей или авторов этих произведений выступают учащиеся.

Имитационно-социальные, где учащиеся исполняют различные социальные роли (политических лидеров, журналистов, учителей и др.).

Все виды проектов, если это международные проек­ты, ведутся на иностранном, в большинстве своем анг­лийском языке, и потому предстаатяют помимо возмож­ности реализации дидактических или методических задач дополнительный интерес, поскольку они создают усло­вия .для реальной языковой среды, на базе которой фор­мируется потребность общения на иностранном языке, потребность в изучении иностранного языка.

Почти все виды проектов предусматривают использо­вание исследовательских методов для решения заложен­ной в них проблемы.

Любой телекоммуникационный проект проводится в несколько этапов, которые тщательно планируются и продумываются. В настоящее время принято выделять семь основных этапов работы над проектом.

1.  Организационный

Он включает представление и поиск партнеров. Как правило, занимает от одной до нескольких недель.

2. Выбор и обсуждение главной идеи будущего проекта Включает определение целей и задач (зачем я зате­ваю этот проект, что мои ученики узнают и чему на­учатся по завершении работы над этим проектом), об­суждение стратегии достижения поставленных целей и уточнение подходящих для этого тем проектов (т.е. ка­кие конкретно темы будущих проектов помогут моим ученикам получить определенную информацию, при­обрести необходимые навыки, каков общий план рабо­ты над конкретным проектом, обеспечивающий дости­жение поставленной мною задачи). Этот этап проводит­ся состоявшимися учительскими парами при участии координаторов с обеих сторон (если проект междуна­родный).

3. Обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся на уроке и во внеурочное время

Предполагает работу координатора индивидуально с каждым учителем (лично или но сети). Если проект международный, то, учитывая разницу в методических подходах партнеров разных стран к решению одних и тех же учебных задач, этот этап можно опустить, по­скольку непонимание предмета обсуждения с обеих сторон часто ведет к прекращению всяких контактен. Лучше предоставить каждому учителю действовать по своему усмотрению в рамках привычных для него мето­дических концепций.

4, Структурирование проекта  с выделением  подзадач для определенных групп учащихся, подбор необходимых ма­териалов

Общий простой план становится развернутым, выде­ляются этапы и их задачи (подзадачи) и распределяются между группами учащихся с учетом их интересов, опре­деляются планируемые результаты и способы их реше­ния, оформления.

5.  Работа над проектом

Тщательно разработанные задания для каждой группы (по 2 — 5 человек) учащихся и подобранный (если это необходимо) материал позволяют учителю не вмеши­ваться в работу группы, выполняя роль консультанта. Предполагается интенсивный обмен информацией, мне­ниями, полученными результатами между партнерскими группами разных школ.

6,  Подведение итогов, оформление результатов

На этом этапе группы (в отдельности или совместно с партнерами, по заранее достигнутой договоренности) обобщают результаты своей работы, оформляют их в виде книги, журнала, видеофильма, других продуктов своего творческого исследовательского труда.

7.  Презентация проекта

Готовый и оформленный проект должен пройти зак­лючительный этап презентации в классе, телеконферен­ции в Интернет, на школьной конференции, как решат участники проекта. Конечно, речь идет о более или ме­нее крупных проектах или даже программах, которые выполняются не на одном - двух уроках, а занимают дос­таточно продолжительный отрезок времени. Результаты такого проекта вместе с его описанием могут быть раз­мещены на специальной Web-страницс своей школы или школы партнера в Интернет. Презентация всегда подра­зумевает дискуссию, возможность для участников пре­зентации задавать любые вопросы по теме исследования, творческой работы и получать аргументированные отве­ты со стороны разработчиков.


2.2. Отбор тематики, организация групп учащихся в сетях


Если учитель'приступает к организации телекоммуни­кационных проектов, ему следует начать с изучения ин­тересов учащихся, выбора тематики проектов и подго­товки учеников к работе. Проекты могут идти в рамках урочной, внеурочной или внеклассной деятельности, связанной с тем предметом, который учитель преподает. В то же время проекты могут быть междисциплинарные, вовлекающие в работу других учителей-предметников, и в этом случае они будут активизировать широкий круг . познавательных и творческих интересов учащихся. Нема­ловажным является также процесс соотнесения интере­сов учителей и учеников, выбирающих тему для прове­дения проекта, с практикой, с конкретными, подчас жизненно важными проблемами. Иначе: необходимо по­нять (и объяснить это учащимся), насколько интересы участников проекта являются актуальными для школы, района (города, региона и т.д.), где живут учащиеся, бу­дут ли актуальными и значимыми для других людей ре­зультаты, которые учащиеся получат в процессе работы над проектом.

Если учитель не хочет ограничиваться одним-двумя проектами, то организовать подобный политематичес­кий, междисциплинарный проект можно при условии ориентации на разнообразные познавательные интересы учащихся. Предположим, что кто-то из учащихся увлека­ется именно тем предметом, который ведет учитель — организатор телекоммуникационного проекта, а следова­тельно, с удовольствием откликнется на призыв углубить свои знания. Другие учащиеся, обладающие, например, литературными, музыкальными или художественными способностями, захотят заняться творческой работой в рамках того же проекта или в самостоятельном проекте, третьи выразят готовность попробовать свои силы в ре­шении каких-то насущных, актуальных проблем региона. Задача учителя сводится к тому, чтобы, не отвергая с ходу ни одно из предложений ребят, постараться в каж­дом предложении увидеть проблему, решение которой могло бы кому-то в чем-то помочь практически.

Если учитель стремится уделить значительно большее внимание самостоятельным видам деятельности учащих­ся, которые помогут каждому ученику раскрыть свою индивидуальность, что обычно невозможно сделать в рамках традиционного урока, то ему придется использовать другие формы организации самостоятельной дея­тельности учащихся. Так, при проведении телекоммуни­кационных проектов хорошо зарекомендовала себя сис­тема докладов, рефератов, курсовых работ по отдельным вопросам учебной дисциплины. Интересная и продуктив­ная работа над телекоммуникационными проектами, в том числе и международными, может быть организована на базе научных обществ детей, литературных гостиных, если такие имеются в школе, гимназии.

Как правило, учащиеся, кто в одиночку, кто в паре, а кто и небольшой группой, систематически выполняют какую-то самостоятельную работу, требующую от них поиска дополнительной информации, сбора данных, анализа, осмысления фактов. Эти работы для разных ре­бят могут быть рассчитаны на неделю-две, на месяц и более. Необходимо так организовать работу, чтобы те учащиеся, которым нужны определенные условия для выполнения работ, имели бы возможность проводить ка­кие-то замеры, опыты и другие действия непосредствен­но на уроке, в специально отведенные именно для таких работ часы, или после уроков.

Некоторые из подобных проектов могут быть предло­жены для совместной деятельности с ребятами из других школ, а оперативную связь между ними обеспечат теле­коммуникации.

Это особенно оказывается полезно в научном и соци­альном планах, если речь идет об экологии, социологи­ческих проблемах. Когда учащиеся почувствуют вкус к таким поисковым, исследовательским, творческим рабо­там, учитель, проводящий проект, осознает необходи­мость расширения географии и сферы сотрудничества.

При использовании телекоммуникаций в отечествен­ной и зарубежной школе хорошо себя зарекомендовали многие разнообразные формы совместной деятельности.

Это — интерактивные приключенческие игры между двумя и более школами, особенно для младших школь­ников; межшкольные литературные журналы, газеты и др.; совместные проекты, предусматривающие сбор раз­нообразных фактов, данных и др.; экологические проек­ты; совместное литературное творчество (написание сти­хов, рассказов и др.).

Кроме того, сравнительное изучение курсов истории, географии, окружающей среды, религии, преподающихся в школах разных стран; статистическая работа; организация совместных полевых работ; изучение и анализ спортивных результатов и спортивных мероприятий; совместное реше­ние разнообразных актуальных проблем; разработка проек­тов путешествий, туристических походов с учетом расписа­ния движений транспортных средств, правил обмена валю­ты и т.п.

Если возникли небольшие группы ребят (большие группы нецелесообразны), объединенные какой-то об­щей идеей, намечены возможные результаты, следует приступать к поиску партнеров.

По-видимому, еще до изучения интересов учащихся учитель уже наметил для себя, какой характер будет но­сить будущий проект: региональный, межрегиональный или международный. При этом не стоит забывать, что поиск тематики проектов, изучение интересов школь­ников следует вести с учетом выбора типа проекта. Не­обходимо, чтобы была ориентация не только на интере­сы своей группы учащихся, но и их потенциальных партнеров (своего региона, другого региона или другой страны).

Для этого учителю  необходимо достаточно хорошо ориентироваться в ситуации не только у себя в школе, своем регионе, но и в том регионе или стране, где мог оказаться ваши потенциальные партнеры.

Итак, учитель и учащиеся приступают к поиску парт­неров по отобранным идеям (это еще не сформулированные темы, а только идеи, реализация которых может привести к определенным результатам). Как же найти партнера по сети?

Вспомните, вы когда-нибудь в своей жизни попадал в незнакомую компанию? Вот и новичок, попадающий новую для себя телекоммуникационную среду, не сразу может сориентироваться и определить «кто есть кто» тем более что в сети пользователи, как правило, не видят друг друга (если они не работают в видеоконференции), а воспринимают информацию о другом человек лишь в эпистолярной форме.

Очень эффективным и простым решением являете посещение образовательных телеконференций. Учитель просматривает все сообщения, а затем отправляет авто рам, заинтересовавшим его, письмо, содержащее рас сказ о себе, о своих учениках и своих интересах. Такие письма, называемые представительскими, очень попу­лярны в сети. Цель представительских писем — не только сообщить какую-либо информацию о себе, но и при­влечь, заинтересовать потенциального партнера по пере­писке, вызвать у него желание ответить на ваше письмо. Поэтому чем ярче и интереснее будет письмо, тем боль­ше шансов получить на него ответ.

По сложившейся в сети традиции при переписке учи­телей их представительские письма обязательно включают в себя ответы на следующие вопросы:

Что из себя представляет ваша школа: ее специа­лизация и наиболее интересные черты?

Где находится ваша школа (республика, город, район)? Чем знаменито это место?

Какие классы (учителя, учащиеся) хотели бы уча­ствовать в переписке? Почему?

Ваши личные и профессиональные интересы?

Ваше хобби?

Можно также разместить свое сообщение под грифом «Ищу партнера» во всех доступных вам конференциях и ждать откликов. Как правило, долго ждать не приходится. Можно   отправить свое  представительское  письмо непосредственно ведущему той конференции, которая вас заинтересовала. Вполне возможно, что после такого   письма   координатор   проекта   быстро   предложит учителю партнера и подключит его к какому-либо дей­ствующему  сетевому   проекту  или   программе.   Далее происходит    обмен    приветственными    письмами    со школой-партнером. Аналогичными письмами должны обменяться и учащиеся, что позволит им лучше узнать друг друга. Выше уже говорилось, что в сети постоянно можно увидеть подобные предложения со всех уголков планеты. У ребят множество идей, насущных проблем, к решению которых они приглашают всех заинтересо­ванных. Поэтому, если вам или вашим ученикам не при­ходит в голову в настоящий момент что-то особенно ин­тересное, а имеется лишь желание попробовать свои силы в   телекоммуникационном   проекте,   региональном   или даже международном, то можно просто откликнуться на предложения, размещенные в сетях Интернет, и присое­диниться к готовому, иногда уже действующему проекту. Так,   известный   проект   Дж.   Гезергуда   из   Иллинойса «Шекспировский семинар» длится в сетях уже более 8 лет и каждый год к нему присоединяются все новые и но­вые ребята из более чем 30 стран мира.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.