Мы привели здесь типологию проектов (см. ч. I, гл. 2, занятие 6) с
общедидактических позиций. По каждому учебному предмету может быть разработана
собственная классификация возможных проектов, далее детализирующая
дидактическую классификацию с учетом специфических особенностей каждого
предмета. Такая классификация позволяет, не блуждая в потемках, четко определив
тот или иной тип намечаемого проекта, правильно структурировать его, четко
определить цели, как конечные, так и промежуточные, определить методы исследования,
виды творческой или игровой деятельности, определить те знания, умения,
навыки, которые потребуются учащимся для выполнения совместной проектной
работы. Другими словами, знание типологии проектов дает учителю возможность
наиболее рационально и эффективно организовать совместную деятельность учащихся.
Особенно это касается телекоммуникационных проектов, в которых задействованы
многие и многие учащиеся из разных школ, регионов, а подчас и стран. Здесь
нужна четкая согласованность действий разных коллективов, и одним из
инструментов, помогающих понять сущность планируемой работы над проектом,
обеспечить взаимопонимание между партнерами, является общепринятая типология
проектов.
Для примера можно привести разработанную канд.
пед. наук М.Ю. Бухаркиной типологию проектов по иностранным языкам.
I. Языковые (лингвистические) телекоммуникационные
проекты.
1. Обучающие проекты, направленные на
овладение языковым материалом, формирование определенных речевых навыков и
умений.
2. Лингвистические, направленные на
изучение языковых особенностей; изучение языковых реалий (идиом, неологизмов,
сленга и т.п.), изучение фольклора.
3. Филологические, направленные на
изучение этимологии слов, литературные исследования, исследования
историко-фольклорных проблем, творческие.
II. Культурологические (страноведческие)
проекты.
Культурологические (страноведческие) проекты предполагают
развитие языковых и речевых умений и навыков на более продвинутом уровне
владения языком посредством организации межкультурного общения с целью ознакомления
с культурой, историей, этнографией, географией, экономикой, политикой,
государственным устройством стран-партнеров, искусством, литературой, архитектурой,
традициями и бытом народов и т.д. Проекты этого типа носят ярко выраженный исследовательский
характер. Их целесообразно проводить с носителями языка, т.е. эти проекты
больше подходят именно для телекоммуникационных международных проектов.
Иностранный язык здесь выступает в роли средства общении; естественная
языковая среда способствует формированию потребности использования
иностранного языка как средства коммуникации. С точки зрения содержания культурологические
проекты могут иметь разные тематические направления.
1. Историко-географические, знакомящие с
историей страны, города, местности; с географией страны, города, местности.
2. Этнографические, нацеленные на
изучение традиций и быта народов, народного творчества, этнического состава
народа, проживающего на данной территории, национальных особенностей культуры
разных народов и т.д.
3. Политические, цель которых —
ознакомление с государственным устройством стран, политическими партиями и
общественными организациями, со средствами массовой информации и их влиянием
на государственную политику, законодательством страны и т.д.
4. Посвященные проблемам искусства,
литературы, архитектуры, культуры страны изучаемого языка.
5. Экономические, посвященные проблемам
финансовой и денежной системы, налогообложения, инфляции и т.д.
III. Игровые и ролево-игровые проекты.
Ролево-игровые и игровые проекты, так же как и
культурологические, предполагают развитие языковых и речевых умений и навыков
владения языком посредством организации межкультурного общения на двух
последних уровнях усвоения языкового материала (уровень применения по
аналогии, уровень творческого применения). Такие проекты также наиболее
интересны, когда они организуются как международные телекоммуникационные.
С содержательной точки зрения игровые и
ролево-игровые проекты могут быть следующих типов.
Воображаемые путешествия, которые могут
преследовать самые разнообразные цели: обучение речевым структурам, клише,
специфическим терминам, диалоговым высказываниям, описаниям, рассуждениям,
умениям и навыкам из других областей знаний.
Имитационно-деловые, моделирующие
профессиональные, коммуникативные ситуации, которые максимально приближают
игровую ситуацию к реальной, встречающейся в жизни.
Драматизированные, нацеленные на
изучение литературных произведений в игровых ситуациях, где в роли персонажей
или авторов этих произведений выступают учащиеся.
Имитационно-социальные, где учащиеся
исполняют различные социальные роли (политических лидеров, журналистов,
учителей и др.).
Все виды проектов, если это международные проекты,
ведутся на иностранном, в большинстве своем английском языке, и потому
предстаатяют помимо возможности реализации дидактических или методических
задач дополнительный интерес, поскольку они создают условия .для реальной
языковой среды, на базе которой формируется потребность общения на иностранном
языке, потребность в изучении иностранного языка.
Почти все виды проектов предусматривают использование
исследовательских методов для решения заложенной в них проблемы.
Любой телекоммуникационный проект проводится в
несколько этапов, которые тщательно планируются и продумываются. В настоящее
время принято выделять семь основных этапов работы над проектом.
1. Организационный
Он включает представление и поиск партнеров. Как
правило, занимает от одной до нескольких недель.
2. Выбор и обсуждение главной идеи
будущего проекта Включает определение целей и задач (зачем я затеваю этот
проект, что мои ученики узнают и чему научатся по завершении работы над этим
проектом), обсуждение стратегии достижения поставленных целей и уточнение
подходящих для этого тем проектов (т.е. какие конкретно темы будущих проектов
помогут моим ученикам получить определенную информацию, приобрести необходимые
навыки, каков общий план работы над конкретным проектом, обеспечивающий достижение
поставленной мною задачи). Этот этап проводится состоявшимися учительскими
парами при участии координаторов с обеих сторон (если проект международный).
3. Обсуждение методических аспектов и
организация работы учащихся на уроке и во внеурочное время
Предполагает работу координатора индивидуально с
каждым учителем (лично или но сети). Если проект международный, то, учитывая
разницу в методических подходах партнеров разных стран к решению одних и тех же
учебных задач, этот этап можно опустить, поскольку непонимание предмета
обсуждения с обеих сторон часто ведет к прекращению всяких контактен. Лучше
предоставить каждому учителю действовать по своему усмотрению в рамках
привычных для него методических концепций.
4, Структурирование проекта с выделением
подзадач для определенных групп учащихся, подбор необходимых материалов
Общий простой план становится развернутым, выделяются
этапы и их задачи (подзадачи) и распределяются между группами учащихся с учетом
их интересов, определяются планируемые результаты и способы их решения,
оформления.
5. Работа над проектом
Тщательно разработанные задания для каждой группы
(по 2 — 5 человек) учащихся и подобранный (если это необходимо) материал
позволяют учителю не вмешиваться в работу группы, выполняя роль консультанта.
Предполагается интенсивный обмен информацией, мнениями, полученными
результатами между партнерскими группами разных школ.
6, Подведение итогов, оформление
результатов
На этом этапе группы (в отдельности или совместно
с партнерами, по заранее достигнутой договоренности) обобщают результаты
своей работы, оформляют их в виде книги, журнала, видеофильма, других продуктов
своего творческого исследовательского труда.
7. Презентация проекта
Готовый и оформленный проект должен пройти заключительный
этап презентации в классе, телеконференции в Интернет, на школьной
конференции, как решат участники проекта. Конечно, речь идет о более или менее
крупных проектах или даже программах, которые выполняются не на одном - двух
уроках, а занимают достаточно продолжительный отрезок времени. Результаты
такого проекта вместе с его описанием могут быть размещены на специальной Web-страницс своей школы или
школы партнера в Интернет. Презентация всегда подразумевает дискуссию,
возможность для участников презентации задавать любые вопросы по теме исследования,
творческой работы и получать аргументированные ответы со стороны
разработчиков.
2.2. Отбор тематики, организация групп учащихся в сетях
Если учитель'приступает к организации телекоммуникационных
проектов, ему следует начать с изучения интересов учащихся, выбора тематики
проектов и подготовки учеников к работе. Проекты могут идти в рамках урочной,
внеурочной или внеклассной деятельности, связанной с тем предметом, который
учитель преподает. В то же время проекты могут быть междисциплинарные, вовлекающие
в работу других учителей-предметников, и в этом случае они будут активизировать
широкий круг . познавательных и творческих интересов учащихся. Немаловажным
является также процесс соотнесения интересов учителей и учеников, выбирающих
тему для проведения проекта, с практикой, с конкретными, подчас жизненно
важными проблемами. Иначе: необходимо понять (и объяснить это учащимся),
насколько интересы участников проекта являются актуальными для школы, района
(города, региона и т.д.), где живут учащиеся, будут ли актуальными и значимыми
для других людей результаты, которые учащиеся получат в процессе работы над
проектом.
Если учитель не хочет ограничиваться одним-двумя
проектами, то организовать подобный политематический, междисциплинарный проект
можно при условии ориентации на разнообразные познавательные интересы учащихся.
Предположим, что кто-то из учащихся увлекается именно тем предметом, который
ведет учитель — организатор телекоммуникационного проекта, а следовательно, с
удовольствием откликнется на призыв углубить свои знания. Другие учащиеся,
обладающие, например, литературными, музыкальными или художественными
способностями, захотят заняться творческой работой в рамках того же проекта или
в самостоятельном проекте, третьи выразят готовность попробовать свои силы в решении
каких-то насущных, актуальных проблем региона. Задача учителя сводится к тому,
чтобы, не отвергая с ходу ни одно из предложений ребят, постараться в каждом
предложении увидеть проблему, решение которой могло бы кому-то в чем-то помочь
практически.
Если учитель стремится уделить значительно
большее внимание самостоятельным видам деятельности учащихся, которые помогут
каждому ученику раскрыть свою индивидуальность, что обычно невозможно сделать в
рамках традиционного урока, то ему придется использовать другие формы
организации самостоятельной деятельности учащихся. Так, при проведении
телекоммуникационных проектов хорошо зарекомендовала себя система докладов,
рефератов, курсовых работ по отдельным вопросам учебной дисциплины. Интересная
и продуктивная работа над телекоммуникационными проектами, в том числе и
международными, может быть организована на базе научных обществ детей,
литературных гостиных, если такие имеются в школе, гимназии.
Как правило, учащиеся, кто в одиночку, кто в
паре, а кто и небольшой группой, систематически выполняют какую-то
самостоятельную работу, требующую от них поиска дополнительной информации,
сбора данных, анализа, осмысления фактов. Эти работы для разных ребят могут
быть рассчитаны на неделю-две, на месяц и более. Необходимо так организовать
работу, чтобы те учащиеся, которым нужны определенные условия для выполнения
работ, имели бы возможность проводить какие-то замеры, опыты и другие действия
непосредственно на уроке, в специально отведенные именно для таких работ часы,
или после уроков.
Некоторые из подобных проектов могут быть предложены
для совместной деятельности с ребятами из других школ, а оперативную связь
между ними обеспечат телекоммуникации.
Это особенно оказывается полезно в научном и социальном
планах, если речь идет об экологии, социологических проблемах. Когда учащиеся
почувствуют вкус к таким поисковым, исследовательским, творческим работам,
учитель, проводящий проект, осознает необходимость расширения географии и сферы
сотрудничества.
При использовании телекоммуникаций в отечественной
и зарубежной школе хорошо себя зарекомендовали многие разнообразные формы
совместной деятельности.
Это — интерактивные приключенческие игры между
двумя и более школами, особенно для младших школьников; межшкольные
литературные журналы, газеты и др.; совместные проекты, предусматривающие сбор
разнообразных фактов, данных и др.; экологические проекты; совместное
литературное творчество (написание стихов, рассказов и др.).
Кроме того, сравнительное изучение курсов
истории, географии, окружающей среды, религии, преподающихся в школах разных
стран; статистическая работа; организация совместных полевых работ; изучение и
анализ спортивных результатов и спортивных мероприятий; совместное решение
разнообразных актуальных проблем; разработка проектов путешествий,
туристических походов с учетом расписания движений транспортных средств,
правил обмена валюты и т.п.
Если возникли небольшие группы ребят (большие
группы нецелесообразны), объединенные какой-то общей идеей, намечены возможные
результаты, следует приступать к поиску партнеров.
По-видимому, еще до изучения интересов учащихся
учитель уже наметил для себя, какой характер будет носить будущий проект:
региональный, межрегиональный или международный. При этом не стоит забывать,
что поиск тематики проектов, изучение интересов школьников следует вести с
учетом выбора типа проекта. Необходимо, чтобы была ориентация не только на
интересы своей группы учащихся, но и их потенциальных партнеров (своего
региона, другого региона или другой страны).
Для этого учителю необходимо достаточно хорошо
ориентироваться в ситуации не только у себя в школе, своем регионе, но и в том
регионе или стране, где мог оказаться ваши потенциальные партнеры.
Итак, учитель и учащиеся приступают к поиску партнеров
по отобранным идеям (это еще не сформулированные темы, а только идеи,
реализация которых может привести к определенным результатам). Как же найти
партнера по сети?
Вспомните, вы когда-нибудь в своей жизни попадал
в незнакомую компанию? Вот и новичок, попадающий новую для себя
телекоммуникационную среду, не сразу может сориентироваться и определить «кто
есть кто» тем более что в сети пользователи, как правило, не видят друг друга
(если они не работают в видеоконференции), а воспринимают информацию о другом
человек лишь в эпистолярной форме.
Очень эффективным и простым решением являете
посещение образовательных телеконференций. Учитель просматривает все сообщения,
а затем отправляет авто рам, заинтересовавшим его, письмо, содержащее рас сказ
о себе, о своих учениках и своих интересах. Такие письма,
называемые представительскими, очень популярны в сети. Цель представительских
писем — не только сообщить какую-либо информацию о себе, но и привлечь,
заинтересовать потенциального партнера по переписке, вызвать у него желание
ответить на ваше письмо. Поэтому чем ярче и интереснее будет письмо, тем больше
шансов получить на него ответ.
По сложившейся в сети традиции при переписке учителей
их представительские письма обязательно включают в себя ответы на следующие
вопросы:
Что из себя представляет ваша школа: ее специализация
и наиболее интересные черты?
Где находится ваша школа (республика, город,
район)? Чем знаменито это место?
Какие классы (учителя, учащиеся) хотели бы участвовать
в переписке? Почему?
Ваши личные и профессиональные интересы?
Ваше хобби?
Можно также разместить свое сообщение под грифом
«Ищу партнера» во всех доступных вам конференциях и ждать откликов. Как
правило, долго ждать не приходится. Можно отправить свое представительское
письмо непосредственно ведущему той конференции, которая вас заинтересовала.
Вполне возможно, что после такого письма координатор проекта быстро
предложит учителю партнера и подключит его к какому-либо действующему
сетевому проекту или программе. Далее происходит обмен
приветственными письмами со школой-партнером. Аналогичными письмами
должны обменяться и учащиеся, что позволит им лучше узнать друг друга. Выше уже
говорилось, что в сети постоянно можно увидеть подобные предложения со всех
уголков планеты. У ребят множество идей, насущных проблем, к решению которых
они приглашают всех заинтересованных. Поэтому, если вам или вашим ученикам не
приходит в голову в настоящий момент что-то особенно интересное, а имеется
лишь желание попробовать свои силы в телекоммуникационном проекте,
региональном или даже международном, то можно просто откликнуться на
предложения, размещенные в сетях Интернет, и присоединиться к готовому, иногда
уже действующему проекту. Так, известный проект Дж. Гезергуда из
Иллинойса «Шекспировский семинар» длится в сетях уже более 8 лет и каждый год к
нему присоединяются все новые и новые ребята из более чем 30 стран мира.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|