Учебные
телекоммуникационные проекты
Учебные
телекоммуникационные проекты - это направление, которое является развитием
метода проектов в условиях глобальной информатизации и телекоммуникации, а сам
метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике.
Метод проектов,
осмысленный в ретроспективе его использования в педагогической практике, при
его современном переосмыслении и принятии как компонента системы образования,
имеет богатые дидактические возможности далеко не полностью исследованные и
используемые, как для внутрипредметного, так и межпредметного обучения. Поиски
средств активизации познавательной деятельности учащихся, развития
самостоятельности, обучения приемам мышления и деятельности приводят к
пересмотру дидактических возможностей метода проектов, форм его реализации,
поиску методики использования учебных проектов в преподавании различных
школьных предметов и, в первую очередь, предмета информатики.
Метод проектов -
это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса,
ориентированная на самореализацию личности учащегося путем развития его
интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих
способностей, под которым понимается возможность повторного изобретения,
используется как метод технологической подготовки.
Метод проектов по
И. Н. Фалиной - это комплексный обучающий метод, который позволяет
индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ученику проявить
самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности,
проявить творчество при выполнении учебных заданий. Метод проектов, в его
сегодняшней реализации учителями информатики, нельзя считать технологией — он
применяется для достижения определенных целей в комбинации с другими методами и
приемами. Созвучно определяет метод проектов С. В. Семенов - как деятельность
целенаправленную, организованную для получения какого-либо значимого результата.
Метод проектов
создается в рамках педагогической теории, которая сориентирована на связь школы
с жизнью, с целью обучения — с одной стороны, а с другой - с целью изменения
последней.
В последние годы
в отечественном образовании наблюдается вновь возросший интерес к методу
проектов, ориентированному на самостоятельную (индивидуальную и групповую)
работу, предполагающую использование исследовательских и поисковых методов,
творческих работ учащихся, работ с разнообразными источниками информации,
несущими вариативные точки зрения.
К причинам этого
интереса относится следующее:
• необходимость
не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить
приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными
знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
• актуальность
приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в
разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя,
посредника, пр.);
• актуальность
широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными
точками зрения на одну проблему;
• значимость для
развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать
необходимую информацию, факты; уметь их анализировать с разных точек зрения,
выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.
Если выпускник школы
приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более
приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям,
ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать совместно в различных
коллективах.
Метод проектов
всегда предусматривает решение какой-то проблемы. А решение проблемы
предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных
методов и средств обучения, а с другой -необходимость интегрирования знаний и
умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей.
Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми»: если это
теоретическая проблема - то конкретное ее решение, если практическая -
конкретный результат, готовый к внедрению.
Учебный проект
определяется как определенным образом организованная целенаправленная
деятельность. Результатом проектной деятельности учеников под руководством
учителя является новое знание.
1.3.Что мы
называем телекоммуникациями
Под телекоммуникацией в международной практике
понимается «передача произвольной информации на расстояние с помощью
технических средств (телефона, телеграфа, радио, телевидения и т.п.)».
В школьной практике, говоря о телекоммуникациях,
чаше имеют в виду передачу, прием, обработку и хранение информации
компьютерными средствами (с помощью модема), либо по традиционным телефонным
линиям, либо с помощью спутниковой связи. Это компьютерные телекоммуникации
(КТК). Передача и прием информации в КТК могут быть прямыми — с компьютера на
компьютер (синхронная связь) и через промежуточную ЭВМ (асинхронная связь),
которая позволяет накапливать сообщения и передавать ее на персональные
компьютеры по мере запроса пользователями.
Синхронная телекоммуникационная связь.
В этом случае партнеры должны предварительно
договориться между собой о времени связи и некоторых процедурных вопросах.
Такая связь не всегда удобна, особенно если речь идет о партнерах, находящихся
в разных временных поясах.
Асинхронная телекоммуникационная связь.
Существует возможность пересылать информацию точно такими же средствами, но не
сразу на компьютер партнера, а на промежуточную ЭВМ, специально предназначенную
для приема, хранения и пересылки адресатам электронной почты.
Электронная почта (e-mail, сокращ. от англ. electronic mail) — наиболее быстрый способ доставки писем и
других видов сообщений. Время доставки состоит из двух периодов: времени,
которое требуется для пересылки сообщения с вашего компьютера на компьютер
получателя сообщения, и времени, через которое ваш коллега обратится к своему
«почтовому ящику» и прочтет пришедшую ему почту. Если первый период времени
зависит от технических особенностей сети (а обычно письмо пересылается от
нескольких секунд до одного дня в любую точку планеты), то второй период
времени полностью зависит от получателя.
В настоящее время электронная почта завоевала
большую популярность в мире и стала так же широко использоваться, как и
телефон, радио, факс или периодическая печать. Общаться между собой по
электронной почте могут пользователи, находящиеся в пределах одного учреждения
или находящиеся в различных уголках планеты.
Электронная почта используется для пересылки текстовых
сообщении или файлов (содержащих компьютерную программу, графическое
изображение, обработанные с помощью текстового редактора документы, электронную
таблицу иди даже аудио- и видеоинформацию) одному иди нескольким адресатам;
распространения «электронного журнала», «электронной газеты» или «электронной
рекламы».
КТК также используется как средство доступа к программам
удаленных компьютеров и сетевым службам, например, для получения файлов
определенных документов или ответов на запросы из сетевых баз данных.
Разновидностью почтовых услуг Интернет, сохранившей
значение и в современных условиях внедрения более совершенных информационных
сетевых программных средств, являются конференции.
Существует два вида электронных конференций, проводимых
в Интернет: «реальные» конференции, когда пользователи общаются друг с другом
непосредственно, возможно даже с использованием звука и видеоизображения (это
— дорогой и организационно относительно сложный вид услуг), и отсроченные во
времени дискуссии, которые чаще всего и называются электронными конференциями
или телеконференциями.
Электронные конференции обычно разбиты на несколько
«сюжетных линий», объединенных одной темой.
Конференции бываю! «открытыми» — доступными для
любого пользователя сети или «закрытыми», доступ к которым осуществляется
только под строгим контролем ведущего конференции («модератора») и лишь для
избранного контингента участников, приглашенных ведущим. Прежде электронные
конференции были основным информационным средством в сети, они использовались и
для учебных целей, и для организации электронных газет и журналов, а также для
проведения совместных проектов группой ученых или учащихся.
Уже сейчас КТК активно внедряются в различные
сферы человеческой деятельности: в науку, производство, банковское дело,
образование и здравоохранение. Умение правильно и быстро пользоваться
различными источниками информации и средствами доступа к ней, включая и КТК,
очень важно для людей XXI века (т.е. наших и ваших будущих учеников).
Компьютерные телекоммуникации сейчас не только
самый новый, но и самый перспективный вид телекоммуникаций. Они обладают рядом преимуществ по сравнению с традиционными средствами
общения - телефон, обычная почта (теперь ее на Западе называют snail-mail - почта-улитка) и
передачи информации (телефакс). Во - первых, они дешевле многих других средств
передачи текста (стоит отметить, что появляются даже специальные программы,
позволяющие с помощью Интернет вести междугородные разговоры по телефону (это
гораздо дешевле обычных услуг телефонных компаний). Во-вторых, допускают
удобный асинхронный режим работы с почтой, в-третьих, позволяют не только
получать и хранить, но и обрабатывать информацию.
1.4.
Особенности применения компьютерных
телекоммуникаций в образовании. Перспективы развития
Передаваемый по сети текст становится автономным
объектом, с которым может работать сам учащийся, вносить изменения
непосредственно в полученный материал. Таким образом, учебный текст становится
одновременно рабочей тетрадью.
Современные средства представления информации на
экране ПЭВМ позволяют существенно повысить степень учета эргономических
требований к распространяемым в сетях учебным материалам: можно выбрать
размер и тип шрифта, разместить в тексте не только рисунки, но и звуковые
фрагменты или киноклипы. Особенно важно, что эти средства являются
стандартными, входят в базовый пакет программ информатизации офиса,
распространяемый фирмой «Майкрософт», так что, приобретая такой пакет, школа
обеспечивает не только учебный процесс по предмету «Основы информатики», но и
потребности работы в сети Интернет.
Возникает новая с точки зрения эргономики ситуация;
учащийся сам подбирает наиболее эргономичные лично для него характеристики
изучаемого материала. Поэтому важно, чтобы обучающиеся с использованием КТК
овладели всеми необходимыми пользовательскими навыками как можно раньше, а не в
10 — 11-м классе, как предлагалось раньше. Современный ученик можеч по своему
усмотрению иллюстрировать изучаемый текст, сделав его более личностным. Он
может самостоятельно пересоздавать любой текст, полученный из сети, иллюстрируя
его по своему усмотрению, отбирая нужные аргументы, выстраивая их в определенную
логику доказательности, отражающую его собственную точку зрения, образ его
мысли.
Мультимедийные учебники позволяют поставить
вопрос о соотношении дистанционного и традиционного обучения. Часто
дистанционное обучение рассматривается как автономный вид обучения,
противопоставляемый традиционному. Информационная технология на данном этапе
предполагает унификацию способов работы с разнообразными программами,
программы для работы в сетях тесно увязываются с остальными стандартными
прикладными программами (офисными приложениями) в плане унификации
(графического) интерфейса пользователя. В результате учебные курсы, созданные
для автоматизации традиционного обучения, относительно легко переносятся на
дистанционное обучение.
Мультимедийность создает психологические моменты,
способствующие восприятию и запоминанию материала с использованием
подсознательных реакций учащегося: например, подведение итогов или выдача
задания могут в каждой лекции дистанционного курса предваряться определенным
звуком или мелодией, настраивающей ученика на определенный вид работы. Это
обеспечивается заранее, в процессе подготовки курса и не требует
сосредоточения внимания учителя.
Вместе с тем важно иметь в виду и определенные ограничения
для мультимедийньгх КТК, вытекающие из технической природы используемых для
передачи информации средств. Скорость передачи текста превосходит скорость
чтения текста человеком. Передача же звучащей речи и музыки сталкивается с
ограничениями. Средние по качеству модемы, реальные для школ в ближайшем
будущем, не позволяют поддерживать естевтвеиныи темп речи и музыки. Картина
среднего размера воспринимается человеком за считанные секунды, а передача ее
по сети занимает несколько минут. Впрочем, технический прогресс в этой области
идет такими быстрыми темпами, что не следует считать эти ограничения
непреодолимыми в ближайшие 5 лет.
Перспективы развития компьютерных телекоммуникаций
В ближайшей перспективе нас ждет совершенствование
средств передачи информации, повышение скорости передачи, делающее реальным
применение мультимедийной Интернет в школе.
С точки зрения применяемых программных средств
наблюдается тенденция к повышению «агрессивности» и адресности подачи
информации, переход от разрозненных информационных серверов к информационным
каналам, сосредоточивающим в едином потоке разнообразную и чрезвычайно богатую
содержательно информацию по широко определенным тематическим рубрикам, таким,
как «спорт», «дом и развлечения», «образование». Такой подход в какой-то мере
объясняется тем, что поисковые системы, имеющиеся в Интернет, недостаточно
эффективны, выдают много документов, не имеющих отношения к тому, что
требуется абоненту. Поэтому происходит откат к старым, но надежным системам
иерархической классификации документов, имеющихся в громадных информационных
залежах Интернет.
С точки зрения применяемых ПЭВМ идет повышение
сложности программ, работающих на ПЭВМ абонента, что допускается современными
мощными машинами. В результате многие функции «обогащения содержания» и мультимедийное™
перекладываются на машину абонента, что сокращает объемы передаваемой по сети
информации и позволяет создавать очень богатые изобразительными элементами и
структурно сложные мультимедийные информационные каналы.
В нашей стране развитие сети Интернет идет стремительно
и сдерживается в основном плохим качеством телефонных линий.
Что касается присутствующих в Интернет запасов
программного обеспечения, способного повлиять на эффективность преподавания
школьных предметов, следует отметить, что многие достаточно сложные пакеты
программ распространяются условно бесплатно (FREE), их можно просто загрузить на свою ПЭВМ
из сети, заплатив только провайдеру Интернет за время подключения к сети,
необходимое для этой операции.
Загрузка крупных пакетов программ может занять несколько
часов, однако плата провайдеру в этом случае, конечно, несравнимо мала в
сравнении с реальной стоимостью программ. Правовой режим shareware предполагает
возможность загрузить программу и использовать ее в течение некоторого времени
(как правило, не более 30 дней), после чего предполагается, что абонент должен
либо заплатить сравнительно небольшой регистрационный взнос и получить программу
в полную собственность, либо стереть программу со всех своих дисков. Наконец, в
Интернет имеется большое количество так называемых демо-версий программ,
представляющих собой программы, в которых не реализованы некоторые важные
функции, без которых программа не представляет для абонента реального
интереса, одна демо-версия позволяет получить полное представление о
возможностях программы. Демо-версии, как правило, можно свободно распространять
и использовать, они рассматриваются как реклама продукции.
Эти три основных направления распространения программ
в Интернет, по-видимому, будут интенсивно развиваться в будущем, поэтому
будущему педагогу нужно сформировать свое отношение к таким продуктам. Отметим,
что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Конечно, условно бесплатное
распространение программ в Интернет приносит фирмам миллионные доходы за счет
других источников прибыли, росту которых способствуют эти программы. Но не
нужно «запирать на ключ» свою ПЭВМ от Интернет по этой причине. Современный
бизнес устроен так, что он приносит выгоду и покупателю, и продавцу.
2. МЕТОДИКА
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ
2.1. Организация проектной деятельности учащихся в сетях.
Этапы
работы над телекоммуникационным проектом.
Отечественные и зарубежные школы имеют уже почти
20-летний опыт проведения телекоммуникационных проектов. За это время ученые и
педагоги-практики разработали, провели и проанализировали эффективность нескольких
тысяч различных по тематике, срокам проведения, количеству учащихся и
используемым учебным материалам проектов. На основе этих данных учеными были
выделены некоторые типы наиболее часто проводимых телекоммуникационных
проектов, знание которых может оказать существенную помощь педагогам при
разработке новых проектов и координации деятельности учащихся в группах. К ним
относятся прежде всего исследовательские проекты, чаще в сочетании с
типическими особенностями практико-ориентированных проектов. Большой популярностью
у учащихся пользуются творческие проекты. Однако и такие проекты, равно как и
приключенческие, предусматривают в качестве обязательного компонента проектной
деятельности исследования в той или иной области. Ребятам нравится видеть
практический результат своей совместной деятельности: будь то газета, альбом,
видеофильм, компьютерная программа, реферат, сценарий фильма или драматизации,
аналитический материал или еще что-либо, но обязательно оформленное в конечный
продукт, представляющий собой материальное воплощение их совместной
творческой, исследовательской, аналитической деятельности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|