Золотая
маска", пожалуй, самая престижная театральная премия на сегодняшний день.
Потому что она олицетворяет собой национальную премию и фестиваль. Это с одной
стороны. А с другой выявляет коллективы, которые способны в жесткой творческой
конкурентной борьбе победить. Итоги фестиваля - национальная премия, которая
отвечает на известный вопрос "Маска, кто ты?"
И тут мне хочется
напомнить, что маска, а в русской культуре - личина, всегда играла колоссальную
роль. Ведь именно от личины произошло важное понятие - личность. Поэтому, какую
бы личину ни надевал на себя человек, его истинное лицо всегда выявляется через
его конкретные дела. Личина - маска способна на какое-то время придать пустышке
значимость. Но она не в состоянии заменить собой потенции человека, творческого
- тем более, его духовно-душевное состояние.
Золотая
маска" играет другую роль. Она - символ самодостаточности, высочайшей
творческой энергии, таланта, коллективного содружества. Она - не случайность, а
результат упорных многолетних поисков и находок современного театрального
языка, осмысления культурных традиций и рождения инноваций, смелого сочетания
их в решении сложнейших театральных проблем. Она - свидетельство
интеллигентности коллектива, которая помогает ему в любых условиях оставаться
самим собой.
Омский
государственный театр куклы, актера, маски "Арлекин" заявил о себе.
На сцене удивительное строение в три этажа, все резное, красивое, как сказка. А
в углу среди деревянных кукол сидит человек и тихо беседует с ними о чем-то.
Они понимают друг друга, будто прожили вместе всю жизнь - длинную - предлинную,
размерами в историю. Человек поднимается, выходит на середину сцены и начинает
свой неторопливый рассказ про дни, давно минувшие, про события страшные. И
оживают куклы-скульптуры, превращаясь в действующих лиц этой удивительной
истории. "Сказка о царе Ироде, или Вертепщик" - так назвал театр свой
спектакль, а режиссер Борис Саламчев придумал для него форму -вертепное
представление для публики с пением и рассказами.. Замер переполненный зал
Государственного академического центрального театра кукол им. С.В. Образцова,
когда Вертепщик - артист Валерий Исаев - начал спектакль.
Взрослые и дети,
затаив дыхание, следили за тем, что происходит на сцен. Порой им казалось, что
и они участвуют в этом интересном и необычном представлении, в котором ирод
оказался так коварен и жесток, что черти становились носителями справедливости.
Зал взрывался дружным хохотом, замирал, восторгался жаждой отмщения, и радостно
аплодировал. Спектакль прошел на едином дыхании. Цветы от детей, цветы от
"Золотой маски". Дети не спешили разбегаться, они еще были там, в
стране, где правил страшный убийца- царь Ирод. И вдруг девочка, возвращаясь
мысленно к действию, восторженно произнесла: "Какая клевая смерть
-сестрица черта", а мальчик воскликнул: "Пекло - это же
микроволновка, точно они там зажарятся. И только мы все еще сопереживали, 6удто
спектакль продолжался.
Ведь только мы
знали про ЧП. Случилось так, что вечерний спектакль отменили - не пришла
сценография. Железная дорога в фестивале не участвовала, и вагон прибыл на
сутки позже. Это теперь можно относительно спокойно писать об этом, а тогда...
Вот когда
проявились лучшие качества коллектива. Каждый стремился сделать асе, чтобы
никто не запаниковал. А директор театра Станислав Маркович Дубков, проследив
весь путь вагона, каким-то чудом нашел его почти в Тьмутаракани, убедил
железнодорожников в срочной доставке и под утро перед конкурсным показом уже
выгружал сценографию. К полудню - началу спектакля - вертеп потрясал своей
красотой, созданной художником Ольгой Веревкиной и резчиком по дереву Тамарой
Лытченко-Меткой, а Вертепщик - невозмутимым спокойствием Рассказчика.
А потом мы ждали
решения жюри и привезли в Омск две "Золотые маски" в номинациях
"Лучший спектакль театра кукол" и "Лучшая работа художника
театра кукол"[25].
Все эти
высказывания говорят о том, что в «Арлекине» работают самоотверженные и
преданные своей профессии, а главное, преданные нашему будущему – детям,
актеры.
5. Камерный
«Пятый театр»
Камерный «Пятый
театр» достаточно молод, но уже успел занять свое место в театральном городе. В
традициях театра -брать к постановке произведения как классических, так и
малоизвестных авторов. Театр гордится своей «Пушкинианой».
Один из молодых
театров Омска, появился в 1990 году благодаря энергии и таланту настоящего
творческого лидера - режиссера Сергея Рудзинского. "Пятый театр"
создает оригинальный репертуарный облик, отличающий его от других театров
Омска. "Пятый театр" молод, но уже известен не только в Омске, о чем
свидетельствуют творческие победы и лауреатство на всероссийских и
международных фестивалях.
"Пятый
театр" предлагает омскому зрителю разноплановые и интересные творческие
работы. В его репертуар входят как постановки по произведениям классической
литературы, так и спектакли по пьесам современных драматургов. Труппа театра
насчитывает около тридцати человек. Это сплоченная актерская команда, способная
работать с различными режиссерами, в различных жанрах.
Так как это один
из моих любимейших театров, я решила в рамках творческого задания остановиться
на последних новостях из жизни театра. Я бывала на многих спектаклях этого
театра: «И эту дуру я любил!», «Отравленная туника», «Боинг-боинг», «Кроткая»,
«Калека с острова Инишмаан».
25 января прошел
праздник молодости в "Пятом театре". В программе:
спектакль "Кроткая" по повести Ф. М. Достоевского а также: показ
неординарных коллекций театра моды "Образ" великолепное трио
гитаристов "Aranquez" экстравагантные номера актёров "Пятого
театра".
К Международному
женскому дню 8 марта «Пятый театр» подарил всем омичам театрализованное шоу под
названием «Формула любви». В необычном для драматического театра формате –
шоу-программы – артисты театра предстали с новой, непривычной и неожиданной для
зрителя стороны. Певческий и танцевальный талант артиста не всегда в полной
мере проявляется на драматической сцене, поэтому труппа «Пятого театра» с
воодушевлением приняла идею создания театрализованного шоу, которое позволила
артистам исполнить заветные мечты и подарить зрителям лирическую песню из
репертуара Элвиса Пресли или зажигательное аргентинское танго.
В программе шоу –
самые разные стили и направления: французский шансон, старинный и городской
романс, народная песня, хиты 60-х и 70-х годов прошлого века, современный рок и
эстрадный танец. Название «Формула любви» возникло не случайно: создатели
программы посвящают её самому прекрасному чувству, которое даровано человеку –
чувству Любви. А формулу любви, если она всё-таки есть, участники программы с
удовольствием поищут вместе со зрителем.
Над созданием шоу
работали режиссёр-постановщик Виктор Тзапташвили, стилист Татьяна Жарова,
постановщик вокальных номеров Наталья Беляева, концертмейстер Виктория
Сухинина, артисты «Пятого театра».
Премьера шоу
«Формула любви» состоялась в «Пятом театре» 8, 9 и 12 марта.
28,29 и 30 марта
2008 года в Омском государственном драматическом «Пятом театре» состоялась
премьера спектакля по пьесе австрийского драматурга Петера Туррини «Альпийское
сияние». Это третье произведение современной западноевропейской драматургии,
которое вошло в репертуар театра за последние два года, наряду со спектаклем
«Калека с острова Инишмаан» по пьесе Мартина Макдонаха (Ирландия) и
«Преступление на двоих» Эрика-Эммануила Шмитта (Франция).
Режиссёр-постановщик
спектакля «Альпийское сияние» – Пётр Шальша (Австрия). Художник-постановщик –
лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» Ольга Верёвкина.
Спектакль создавался при поддержке Австрийского культурного форума и Посольства
Австрии в Москве.
«Альпийское
сияние»: давным-давно, начав слепнуть, он оставил суетный мир людей и
перебрался в старую хижину, затерянную в Альпах. Единственная связь с миром –
радио, в котором надо периодически менять батарейки – их вместе с нехитрой едой
приносит юноша, живущий в деревне у подножия гор, да ещё туристы, появляющиеся
в строго определённое время, которым отшельник, зарабатывая на жизнь,
рассказывает о красоте гор, которой сам не может увидеть. Появляется – Она. Кто
она? Откуда она пришла? Зачем?.. Воспоминания о прошлой жизни переливаются
разными цветами и оттенками, точно альпийское сияние.
В спектакле
заняты: засл. арт. РФ Лариса Гольштейн, Владимир Приезжев, Владимир Байдалов,
Борис Косицын.
29 и 30 апреля
состоятся гастроли театра в Москве со спектаклем "От красной крысы до
зеленой звезды". Гастроли пройдут на сцене Центра им. Вс. Мейерхольда.
Омский
государственный драматический «Пятый театр» приступает к репетициям спектакля
«Студент» по одноимённой комедии, написанной в 1817 году А. С. Грибоедовым в
соавторстве с П. А. Катениным. При жизни авторов комедия на сцене не ставилась.
Над созданием спектакля работают режиссёр-постановщик Даниил Безносов,
художник-постановщик Михаил Кукушкин.
Даниил Безносов –
выпускник факультета режиссуры Российской Академии Театрального Искусства
(ГИТИС), Мастерской С. В. Женовача. Во время обучения в Академии принимал
участие в курсовых спектаклях «Мариенбад», «Как вам это понравится», позднее
вошедших в репертуар вновь созданного театра «Студия театрального искусства»,
трупу которого составили выпускники Мастерской. По окончании Академии Даниил
Безносов поставил спектакли по пьесам У. Шекспира «Сон в шалую ночь» и «Мера за
меру», К. Людвига «Примадонны», Ж.-Б. Мольера «Школа жён».
Даниил Безносов
говорит о себе так: «У меня понятие идеального театра формируется и меняется
ежесекундно, как меняется всё живое вокруг, всё, что имеет развитие,
продолжение… Процесс, поиск, стремление, с одной стороны, и невозможность
добраться до сути, с другой, – вот что мне нравится в театре; я дорожу
бесконечностью исследования всех его граней…»
Главный герой
будущего спектакля – отнюдь не бравый гусар, н статский советник, а некий
студент. Провинциальный стихотворец, «честь и краса Казанского Парнаса», затеял
покорить столицу, а заодно и сердце столичной красавицы Вариньки. Затеял
масштабно, невзирая на то, что его кредо, собственно, «жизнь свободная» и лёгкая
усмешка Музы… Но оказалось, настоящая поэзия недоступна господину Беневольскому
Евлампию Аристарховичу, как, впрочем, и изящная красота девушки, сочно
описанная мечтателем-«пиитом»: «Величественный стан, сапфирные глаза, густые,
льну подобные волосы…» В результате комических и неожиданных поворотов вместо
свадьбы новоявленный Дон Кихот получил… скромный чин корректора в захудалом
издании.
Премьера комедии
«Студент» состоится 23, 24 и 31 мая 2008 года.
На сцене Театра
драмы и комедии «Галерка» - классические русские пьесы, в том числе
малоизвестные произведения классиков.
"Галерка"
ведет свою историю с 1990 года. Основатель театра и его бессменный руководитель
заслуженный артист России Витько Владимир Федорович. В 1991 году
"Галерка" получила статус муниципального, а в 2005 году статус
государственного драматического театра. На протяжении 15 лет коллектив
целенаправленно работает над осуществлением трех функций: эстетической,
нравственной, просветительской. Среди многочисленных художественных направлений
"Галерка" отдает предпочтение традициям русской психологической
школы. В качестве программного тезиса репертуарной политики театр выдвинул
главную заповедь: надо стоять на своей земле, питаться от своих корней,
мироощущение черпать в русской классике, чтобы глубоко познать историю России и
духовный мир своего соотечественника. Искусство театра должно помогать человеку
жить, подпитывать его энергией добра, вселять надежду и веру.
В афише
"Галерки" - И, Тургенев, А. Чехов, Л. Аверкиев, А. Н. Толстой, М.
Горький, В. Шукшин, В. Крупин, А. Вампилов. История театра богата творческими
событиями, одним из которых является завершенный эксклюзивный проект
"Александр Вампилов - последний драматург-классик ушедшего XX века".
Зрители Омска имеют возможность увидеть на сцене все пять пьес талантливого
сибирского драматурга. Спектакли: "Прошлым летом в Чулимске",
"Свидание в предместье", "Утиная охота",
"Провинциальные анекдоты" - стали участниками всероссийских и
международных фестивалей в Иркутске, Магнитогорске, Москве. В 2003 году театр
организовал фестиваль "Пять вечеров с Александром Вампиловым",
получивший высокую художественную и нравственную оценку зрителей.
Главным для
коллектива "Галерки" было и остается сохранение исповедального
характера творчества, исследование духовного мира обычного человека со всеми
его слабостями, конфликтами с миром и самим собой. Умение вовлечь каждого
зрителя в атмосферу сопереживания - отличительная черта многих спектаклей
театра. В архиве "Галерки" накопилось немало наград, дипломов,
полученных на многочисленных всероссийских и международных
фестивалях-конкурсах:
1999 год.
Гран-при на II Всероссийском фестивале в Иркутске "Байкальские встречи у
Вампилова". Спектакль "Прошлым летом в Чулимске" по пьесе А.
Вампилова.
2001 год. Приз
зрительских симпатий на III Всероссийском фестивале современной драматургии
имени А. Вампилова. Спектакль "Свидание в предместье" по пьесе А.
Вампилова.
2002 год.
Открытый Всероссийский фестиваль "Золотой Конек" в Тюмени. Дипломы в
номинациях: "Лучшая мужская роль", "Лучшая женская роль второго
плана". Спектакль "Лентяй" по пьесе А. Н. Толстого.
2003 год.
Всероссийский фестиваль в Магнитогорске "Театр без границ". Диплом в
номинации "Лучшая мужская роль". Спектакль "Утиная охота"
по пьесе А. Вампилова.
2004 год. II
Международный театральный форум "Золотой Витязь". Спектакль "Во
всю ивановскую" по произведениям В. Крупина. Приз - "Серебряный Витязь"
"За яркое воплощение национального характера". Дипломы в номинациях:
"Лучшая мужская роль", "Лучшая мужская роль второго плана",
"Лучшая мужская роль эпизода".
Помимо
фестивальных наград, в мае 2005 года коллективу вручены медаль и дипломы
Общероссийского центра В. Шукшина (г. Самара) за спектакль "Энергичные
люди".
Омская
"Галерка" - известный в Сибири оазис театрального традиционализма.
Создавая свое детище в 1990 году, Владимир Витько воплощал именно эту идею:
строить русский психологический театр, взращенный на репертуаре, составленном
из отечественной классики и современной русской пьесы, театр исконных
реалистических традиций. В некотором смысле эта сцена - заповедник, изучающий
русскую драматургию и классического русского героя с его национальным
характером и типичными "вопросами духа". Театр вне западных веяний,
авангарда и постмодернизма, вне суетной моды.
Познакомившись с
"Галеркой" пять лет назад и получив возможность снова побывать в тех
краях, теперь с интересом уточняешь собственные впечатления пятилетней
давности.
И через пять лет
в "Галерке" все тот же репертуарный костяк, что был когда-то.
Знаменитый "Фрол Скобеев" Д.Аверкиева в песцах и соболях, заполняющих
сцену. Тургеневский "Нахлебник" с легендой сибирского театра -
актером Юрием Гребнем. Неослабевающая любовь к Вампилову, воплощенная в не
сходящих со сцены "Прощании в июне" и "Прошлым летом в
Чулимске". Грибоедовский "Студент", которого вам все равно не
увидеть больше нигде, лобозеровская деревня в "Семейном портрете с
посторонним".
Да, пьесы,
накрепко слившись друг с другом, идут непривычно долго, обнаруживая свою
жизнестойкость. Зал заполняется до отказа. Репертуар понимается как абсолютно
невременная константа: окружающая жизнь между тем куда-то себе течет,
театральная мода приходит и уходит, а страдающий тургеневский нахлебник все
потрясает и потрясает зрительские сердца. Ощущение застывшего времени на
отдельно взятой сцене, куда ни Сорокина, ни Пелевина, ни Акунина не пустят,
кажется, никогда.
Эксклюзивность
репертуара "Галерки" становится с годами все смелее. Лобозеровская
пьеса, продолженная "Семейным портретом с дензнаками", превратилась
сегодня в деревенский диптих. Начав ставить Алексея Толстого, Витько тоже,
словно не имея сил остановиться, делает целый триптих: "Касатка",
"Кукушкины слезы", "Лентяй". Ну а с Вампиловым вообще
особый сюжет: Вампилов ставится весь. "Прощание в июне",
"Провинциальные анекдоты", "Прошлым летом в Чулимске",
"Свидание в предместье" ("Старший сын"), на выходе
"Утиная охота" и остальное [12].
Во всем этом есть
какая-то чисто русская безбрежность: желание исчерпать всего автора, исчерпать
до дна, превратив сцену в собрание его сочинений. Позиция романтическая и
максималистская: или все - или ничего! В отношении к Вампилову сыграла роль еще
и проблема его недовоплощенности в нашем театре, вошедшая уже в историю
советской сцены. А случай "Галерки" - отголосок этой проблемы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|