Спектакль стал
участником III регионального фестиваля театров кукол Сибири и Дальнего Востока
"Сибирская кукломания", г. Абакан (1990 г.)
Был поставлен
спектакль по сказке Д. Мамина - Сибиряка "Серая шейка", режиссериссер
- Б. Саламчев, художник - О. Веревкина
"... Куб или
безводный аквариум насквозь просматривается зрителем с двух сторон. Но сетчатая
обтяжка стен прозрачна лишь с одной стороны, вторая, удаленная, становится
матовой амальгамой. Замкнутый мирок сказки театра "экологически
чистой" природы. А так же тут замкнута энциклопедия знаков кукольного дела.
Непрерывная вязь разных кукол-знаков для одних и тех же персонажей чуть
монотонная, неровная, иногда восхитительная! И мудрая, и тонкая. Когда в утицу
наливают воду и пускают в воду плавать уточку... Ах, господа кукольники,
художники, режиссериссеры, метафоричнейшие из поэтов!".
Спектакль
участник фестивалей: III регионального фестиваля театров кукол Сибири и
Дальнего Востока "Сибирская кукломания", г. Абакан (1990 г.), Всероссийского фестиваля "Улитка", г. Архангельск (1991 г.)
1990 год. Состоялась премьера спектакля
"Сказ про Коша Бессмертного, Красу Ненаглядную да Ваньку-царевича, или
сказка про Ваню" (Триптих "Большая сказка"), режиссериссер - Б.
Саламчев, художник - О. Веревкина
"... Сказки
об Иванушках любят рассказывать наши бабушки и, возможно, всякий раз выдумывают
все новые похождения. А сказка началась так: "Давным-давно это было, когда
корова на танцы ходила" Откуда берутся сказки? "Ветер сказки
разносит, а у кого рот открыт, тому в рот она залетит, тот и расскажет" А
как сказка была рассказана! Хотя ветра в театре и не было, рты у ребят были
открыты, сказка и залетела. Возможно, многие сказку ту дома бабушкам, мам да
сестренкам рассказывали, а то и показывали. Ведь ставилась она еще и для того,
чтобы детишки увидели, как обыкновенными игрушками можно интересно играть в
сказку. И в ней все закончилось благополучно и поучительно. Победили зло -
добро, правда и любящее горячее сердце. А истины, усвоенные с детства, остаются
с нами всегда".
Спектакль
участник фестивалей: регионального фестиваля театров кукол, г. Петропавловск -
Казахский (Казахстан) (1992 г.), международного театрального фестиваля театров
кукол, г. Минск (Беларусь) (1993 г.), ХХ международного фестиваля театров
кукол, г. Плезень (Чехия) (1994 г.), Международного театрального фестиваля
театров кукол "У Петрушки", г. Москва (1995 г.), международного фестиваля "Рождество народов в Риме", г. Рим (Италия) (1996 г.)
1992 год. Состоялась премьера спектакля
"Морозко", режиссериссер - Б. Саламчев, художник - О. Веревкина
"...
Режиссериссер и художник создают своеобразную прозрачную ротонду прямо в
зрительном зале. В ней-то и происходит поистине сказочное действие. В этом
спектакле главное действующее лицо - актер... Артисты в старинных народных
костюмах (кажется, что это музейные экспонаты, так точно они выполнены),
прекрасно исполняющие русские на-родные запевки, производят впечатление
фольклорного ансамбля, обладающего не только музыкальной культурой, знанием традиций,
но и умением создавать кукольный спектакль, в котором сосуществуют человек,
куклы, чучела, предметы быта, наделенные магической силой.. Актеры играют
куклами, как это делают дети. Они на глазах у зрителя надевают на нелепый
манекен одежды, превращая его в персонаж с определенной психологической
характеристикой. Оживленный актером, он начинает действовать по законам
кукольного театра, осуществляя взаимопроникновение куклы и актера, придавая
всему спектаклю изобразительно - динамическое начало. И в результате зритель
оказывается вовлеченным в удивительное, прекрасное зрелище, сказка же предстает
перед ним в неповторимом театральном обличии".
Спектакль
участник фестивалей: международного театрального фестиваля "Невский
Пьеро", г. Санкт - Петербург (1994 г.), III международного фестиваля театров кукол стран Балтии "Новые времена", г. Хаммиенлинна (Финляндия)
(1994 г.)
1993 год. Состоялась премьера спектакля
по повести Шолом-Алейхема "Заколдованный портной", инсценировка
Ю.Сидорова и А.Черновой, режиссериссер - Ю. Фридман, художники - В. Дургин, А.
Чернова. Все роли в моноспектакле "Еврейское счастье" исполнял -
заслуженный артист РФ Э. Ураков (см. подробнее Кто есть кто, Ураков)
И он ворвался в
зрительный зал, буквально пролетел над ошеломленным зрителем, очень спокойно
приземлился на маленьком клочке сценического пространства, отгородив себя от
всего окружающего мира обыкновенной стремянкой. Но вот чудо: она, эта
стремянка, моментально приобрела и многозначность, и многомерность, и силу
точно найденной метафоры. Артист Эдуард Ураков, забыв о сломанной ноге и боли,
которая просочилась вскоре через блокаду, был уже далеко от бригады врачей,
превратившись в героя повести Шолом-Алейхема "Заколдованный портной".
Он наделил своего героя Шимена-Эле и остальных озвучиваемых им персонажей -
кукол таким потенциалом юмора, душевной теплоты, что их хватило бы с избытком
на целый творческий коллектив. Неповторимость созданного артистом образа в
пластическом единстве изображения и слова. Он, как и автор повести, умеет
смехом сочувствовать персонажу. Удивительный вкус, с которым сделан спектакль
(режиссериссер Юрий Фридман), позволил актеру передать тонкость юмора, сквозь
который просвечивает его трагическая основа.
В этом спектакле
Эдуард Ураков потрясает удивительным умением одухотворять вещь, превращать ее в
действующее лицо, общаться с куклой как с живым партнером, доводить роль
маленького человека Шимена - Эле до социального обобщения".
Спектакль
участник фестивалей: II международного фестиваля театров кукол в Крыму, г.
Симферополь (Украина) (2001), II международного фестиваля "Безграничный
театр", посвященного памяти Романа Виндермана, г. Томск (2002 г.), I международного фестиваля драматических еврейских театров, г. Москва (2002 г.)
В Омске проведен
IV региональный фестиваль театров кукол Сибири и Дальнего Востока, на котором
присутствовало 16 театров кукол Сибирского региона, театры Урала, Казахстана,
Белоруссии, Финляндии, Франции и США.
Актер Исаев В. Н.
на международном фестивале в г. Плезень (Чехия) назван лучшим артистом Европы -
94 за роль Рассказчика в спектакле "Сказ про Коша Бессмертного, Красу
Ненаглядную да Ваньку-царевича", режиссериссер - Б. Саламчев, художник -
О. Веревкина
1995 год. Состоялась премьера спектакля
по пьесе омских авторов Т. Мокроусовой, В. Бердичевского "Подземный
король, или крыса-дворник", режиссериссер - Б. Саламчев, художник - О.
Веревкина
"Однажды два
омских художника Татьяна Мокроусова и Валентин Бердичевский - взяли да и
написали книжку. И эта книжка под названием "Школа колдунов" заняла в
1991 году первое место на Всероссийском семинаре молодых писателей пишущих для
детей и юношества. По одной из сказок вошедших в книгу авторы сделали пьесу
"Крыса - дворник", предложив ее театру. Пьесой театр заинтересовался.
Страшноватое название соответствует содержанию сказки. Основное действие
разворачивается в подвале, куда любопытство толкнуло девочку Ксюшу и где, как
оказалось, творит свои злые дела дворник, мечтающий стать властелином мира. Но
как все сказки эта тоже заканчивается хорошо. Ксюша храбрая и умная,
перехитрила Крысу - дворника и разрушила его злые чары. Зрители приняли
спектакль хорошо. Страшного дворника никто не испугался".
30 августа -
Омский областной театр кукол переименован в Омский государственный театр куклы,
актера, маски "Арлекин". Свидетельство государственной Регистрации
№38605985 от 10.07.95 приказ №88/01-03 от 30.08.95.
1996 год. Состоялась премьера
моноспектакля артиста В. Исаева "Сказка о царе Ироде, или Вертепщик",
режиссериссер - Б. Саламчев, художник - О. Веревкина, резчик по дереву - Т.
Лытченко - Меткая.
"Идея
поставить вертепное представление не является оригинальной, и многие театры
имеют в своем репертуаре вертеп. В чем же новизна омского вертепа? Дело в том,
что постановщики спектакля решили не ставить в чистом виде вертеп,
реанимировать музейный экспонат. Они взяли текст настоящего вертепа, и
установка, хотя сильно стилизованная, все равно близка к вертепному ящику. Но
не напрасно спектакль назван не "Вертеп", а "Вертепщик". В
нем на первое место выходит не история царя Ирода, и даже не рождение Христа, а
сам Вертепщик (артист В. Исаев). Когда смотришь спектакль, понимаешь, что
следишь не за всем знакомой историей, а тебе становится интересен сам
рассказчик как человек. Кто он, этот человек? Почему он решил рассказать именно
эту историю? Может быть, он просто решил восстановить справедливость? Ведь, как
известно, царь Ирод, приказавший казнить всех младенцев от двух лет и ниже,
которого не тронули слезы несчастной Рахили, прожил долгую жизнь и умер своей
смертью. Так, где та высшая справедливость, где Бог, который покарает злодея? И
Вертепщик делает кукол, создает свой мир, где он уподобляется Богу, и вершит
суд. Он приводит к Ироду Смерть. И злой, страшный, грозный Ирод умоляет
продлить ему жизнь хоть на одну минуту. Но высший суд непреклонен, и Ирод
умирает. Как и положено в вертепе, Смерть не страшная, а смешная. Убив царя,
Вертепщик спокойно обращается к зрителям: "Кто не видел, как голова
отпала? Сейчас еще покажу". И казнит Ирода еще раз. Смерть грозного царя
превращается в фарс".
В 1998 году
спектакль номинировался на Национальном театральном фестивале "Золотая
Маска" по 4 номинациям: "Лучший спектакль театра кукол",
"Лучший режиссериссер театра кукол", "Лучший художник театра
кукол", "Лучший артист театра кукол".
Удостоен
Национальной театральной премии "Золотая Маска" в номинациях:
"Лучший спектакль театра кукол", "Лучший художник театра
кукол"
Спектакль
участник фестивалей: I Международного фестиваля театров кукол "Личности и
идеи: люди, куклы, маски", г. Алматы (Казахстан) (1998 г.), I регионального фестиваля "Театр кукол на пороге ХХI века", г. Барнаул (2000 г.), "ПоМост": Провинциальные театры России, г. Новокуйбышевск (2001 г.), международного эколого-этнического фестиваля "Чир Чайаан", г. Абакан (2003 г.), региональный фестиваль, посвященный юбилею иркутского театра кукол "Аистенок", г.
Иркутск (2005 г.)
1997 год. Состоялась премьера спектакля
"Русалочка" по сказке Г. Х. Андерсена, режиссериссер - Б. Саламчев,
художник - О. Веревкина
В интерпретации
омского театра кукол "Русалочка" оказалась в народном театре, а потому
и потребовала соответствующих духу этого театра выразительных средств. Сохранив
всех персонажей Андерсена, театр ввел в свой спектакль двух Сказительниц и
Музыканта. Они не только "перевели" на театральный язык известный
сюжет, но и придали ему динамизм, слили воедино два плана - сказочный и
собственное заинтересованное восприятие, позволившее исполнителям стать
действующими лицами спектакля, его персонажами. Спектакль оказался зрелищным
подтверждением хрупкости границ между различными культурами, возможности их
проникновения, взаимообогащения, нравственного и эстетического диалога,
звучащего на разных языках и рождающего убедительный художественный образ,
понятный всем. Потому что в этом спектакле общались индивидуальности, связанные
произведением, позволившим им, сохранив собственное мировоззрение, проникнуть в
мир другой культуры. И ощутить его близость. Потому Музыкант не просто услышал
ритмы сказки, но уловил в ней созвучие своей душе. И едва прикоснулся к струнам
Музыкант (В. Кузнецов), как зазвучала музыка его детства. И расширились, а быть
может, и исчезли границы между культурами: показалось, что сказка сочинялась не
в Дании, а у нас"
В 1997 году
спектакль удостоен гран-при "Лучший спектакль фестиваля" на II
международном фестивале "Белая Вежа - 97", г. Брест (Белоруссия) (1997 г.)
Спектакль
участник фестиваля театров кукол Сибирского региона "Все куклы в гости к
нам", г. Красноярск (1998 г.)
Творческая группа
спектакля "Русалочка" стала лауреатом премии администрации Омской
области "За достижения в области культуры и искусства".
1998 год. Спектакль "Сказка о царе
Ироде, или Вертепщик" удостоен Национальной театральной премии "
Золотая Маска" в номинациях: "Лучший спектакль театра кукол",
"Лучший художник театра кукол".
2000 год. Состоялась премьера спектакля
"Первая сказка детства", режиссериссер - Б. Саламчев, художник - Л.
Константинова.
Удивительно
красивая, добрая сказка, наполненная детскими фантазиями и мечтами, словно
сотканная из снов и сказок. Это придуманный мир, которого нет, но куда каж-дый
хотел бы попасть...
Сюжет подобной
сказки встречается у многих народов, поэтому художником спектакля использованы
персонажи славянской мифологии (Сварог, Велес), индуистские божки и т. д. В
спектакле много элементов обрядов и символов. Один из основных символов - это
руки матери с ситом, из которого сыплется мука. В спектакле посыпание мукой -
это не бытовое действие, а оживление, как окропление живой водой. Все персонажи
перестают быть наивно - мультяшными и оживают, начинают говорить, мыслить,
пережиссеривать только после того, как на них посыплется снег-мука. То же самое
происходит и с главным героем, упавшим в сон. Да и сам сон оживает, начинает
дышать после "окропления мукой" И везде, как вечный символ матери,
как неразрывная связь матери и ребенка - материнские руки. Это как стоп - кадр
из глубины детства - руки матери" [4].
В 2000 году на I
региональном фестивале "Театр кукол на пороге ХХI века", г. Барнаул
спектакль стал победителем в номинации "Лучший спектакль фестиваля"
"За тонкое прикосновение к миру сновидений и мифов, философскую
глубину"
Спектакль
участник фестивалей: I международного фестиваля театров кукол, посвященного
100-летию С. В. Образцова, г. Москва (2001 г.), международного фестиваля КУКАРТ, г. Санкт - Петербург (2005 г.)
Состоялась
премьера спектакля по сказке С. Аксакова "Аленький цветочек",
режиссериссер - Б. Саламчев, художник - Л. Гензе
На II
региональном фестивале театров кукол Сибири, г. Новокузнецк (2002 г.) спектакль стал победителем в номинации "Лучший спектакль фестиваля", награжден
дипломом "За лучшую работу в световом оформлении".
Спектакль - участник
фестивалей: II международного фестиваля театров кукол в Крыму, г. Симферополь (2001 г.), международного фестиваля "Белая Вежа -2002", г. Брест (Беларусь) (2002 г.), международного фестиваля театров кукол "Рязанские смотрины", г. Рязань (2003 г.)
Коллектив театра
награжден Сертификатом благотворительного сезона 2000 года "Лауреату
Благотворительного сезона - 2000"
2001 год. В Омске прошел фестиваль
театров кукол Сибири, посвященный 65-летию театра. В фестивале приняли участие
11 театров Сибирского региона и Татарстана
2002 год. На международном фестивале
"Белая Вежа -2002", г. Брест (Беларусь) артист В. Кузнецов стал
победителем в номинации "Лучшая мужская роль" за роль Петрушки в
спектакле "Аленький цветочек", режиссериссер - Б. Саламчев, художник
- Л. Гензе
На II
региональном фестивале театров кукол Сибири, г. Новокузнецк артист В. Кузнецов
стал победителем в номинации "Лучшая мужская роль" за роль Петрушки в
спектакле "Аленький цветочек", режиссериссер - Б. Саламчев, художник
- Л. Гензе
На II
региональном фестивале театров кукол Сибири, г. Новокузнецк Засл. арт. Рф Э.
Ураков награжден дипломом "За честь и достоинство"
На II
региональном фестивале театров кукол Сибири, г. Новокузнецк спектакль
"Аленький цветочек" стал победителем в номинации "Лучший
спектакль фестиваля" (см. здесь же 2000 г.)
Состоялась
премьера спектакля по пьесе Н. Гернет "Как котенок учился мяукать", режиссериссер
- С. Евстратенко, художник - Д. Александрова
"Мы обрели
веру в кукольный театр. Возникло чудо кукольного театра. Взрослые люди получали
истинное наслаждение от спектакля. Маленькое чудо. Были бы беднее, если бы не
увидели это светлое чудо. Омытый дождем. Сияет всеми красками. Это искусство
без возраста" [5].
2003 год. 20 августа - вышло
распоряжение Губернатора Омской области за №433 - р "О закреплении
имущества". Выписка: В соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса
Российской Федерации, статьями 20, 36 Земельного кодекса Российской Федерации,
статьями 11,17 Закона Омской области "Об управлении государственной
собственностью Омской области": "Комитету по управлению имуществом
Омской области закрепить здание Дворца культуры "Молодежный", общей
площадью 3295,9 кв. м, литера АА1, расположенное по адресу: город Омск,
проспект К. Маркса,41,на праве оперативного управления за государственным
учрежиссердением культуры "Омский государственный театр куклы, актера,
маски "Арлекин" для осуществления его уставной деятельности" [23].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|