Состоялась
премьера спектакля по пьесе В. Шекспира "Ромео и Джульетта",
режиссериссер - М. Глуховская, художник - О. Веревкина
Хитроумное
сплетение всевозможных решёток, окошек, дверей, занавесок и засовов опутывает
актёров и кукол как осьминог или как главный кукловод, который уверенно ведёт
рассказ и держит всё под контролем. Эта волшебная избушка на курьих ножках
придаёт динамику повествованию, не сдвигаясь с места.
В спектакле нет и
попытки уравнять на плоскости марионеток и людей: маленький Ромео поднимает
голову при разговоре с большими людьми, вспрыгивает, как карлик, им на плечи,
садится на головы... Но этот нарочитый контраст выявляет ключевые вещи,
например, особенности пластики героев действа. Столь по-человечески
естественные в своих движениях марионетки явно контрастируют с угловатыми
людьми, этими гигантскими куклами, которые не помещаются в декорациях,
вытягивают свои огромные деревянные ноги, появляются в окнах как манекены, а
некоторые вообще несвободны, как тот Буратино, что подвешен на гвоздик.
А как красива
финальная сцена! Медленная, как священнодейство, она даёт нам увидеть, как
погибает Ромео, а вслед за ним и Джульетта, поцелуем снимающая яд с уст
возлюбленного. Зал замирает, когда видит это чудо и эту боль. Гибель марионеток
трогает зрителей больше, чем они сами могли ожидать, а всё потому, что это
происходит там, где куклы умирают всерьёз... " [7].
Состоялась
премьера спектакля по пьесе Л. Флаума "Оболганные и забытые",
режиссериссер - Б. Саламчев, художник - О. Веревкина. В основе спектакля по
пьесе омского журналиста и драматурга Л. Флаума - фантастическая реальность
суда над адмиралом Колчаком.
"Само по
себе удивительно, что серьезную пьесу об адмирале Колчаке, одной из немногих
ярких исторических личностей, благодаря которым Омск известен в ми-ре,
поставили именно в театре кукол. Правда, собственно куклы в спектакле почти не
задействованы.
Режиссериссер-постановщик
Борис Саламчев, как всегда, пошел путем нестандартных решений. Перепады от
иронии на грани "стеба" до моментов глубокой грусти иногда заставляли
зрителя сглотнуть комок в горле. Сцена разделилась на слои, которые напоминали
о четвертом измерении: на переднем плане могла оживать возвышенная любовь, в то
время как далеко позади, в красном свечении, безыскусные личности глушили
горькую"[2].
На областном
фестивале-конкурсе "Лучшая театральная работа" Н. Кузнецова стала
победителем в номинации "Достижение в области театра кукол" за роль
Котенка в спектакле "Как котенок учился мяукать"
На областном
фестивале-конкурсе "Лучшая театральная работа" Засл. арт. РФ С.
Евстратенко награждена специальным призом жюри за режиссериссуру спектакля, Д.
Александрова награждена специальным призом жюри за художественное оформление
спектакля
На областном
фестивале-конкурсе "Лучшая театральная работа" Е. Артамонова
награждена дипломом СТД РФ за роль Лягушонка.
2004 год. На областном фестивале -
конкурсе "Лучшая театральная работа - 2003" О. Веревкина стала
победителем в номинации "За достижение в области театра кукол" за
художественное решение спектакля "Ромео и Джульетта"
На областном
фестивале - конкурсе "Лучшая театральная работа - 2003" актриса Н.
Кузнецова награждена дипломом СТД РФ за роль Джульетты в спектакле "Ромео
и Джульетта", режиссериссер - М. Глуховская, художник - О. Веревкина
На областном
фестивале - конкурсе "Лучшая театральная работа - 2003" актер Г.
Власов награжден дипломом СТД РФ за роль Колчака в спектакле "Оболганные и
забытые", режиссериссер - Б. Саламчев, художник - О. Веревкина
2005 год. На областном фестивале - конкурсе
"Лучшая театральная работа - 2004" актер Г. Власов стал победителем в
номинации "За достижение в области театра кукол" за роль Неизвестного
в спектакле "Маскарад", режиссериссер - Б. Саламчев, художник - О.
Веревкина.
Состоялась
премьера спектакля по прозе А. Платонова "Детство Никиты",
режиссериссер - Б. Саламчев, художник - О. Веревкина
С помощью кукол
театру "Арлекин" удается сделать то, что не всегда оказывается по
силам обычным актерам. Кажется странным говорить о психологизме куклы, но что
поделаешь - он существует. И Никита получился ребенком настолько искренним и
беззащитным, что поневоле вспоминаешь себя. Это уже не легенда, а реальность
театра - у каждой куклы есть свой характер, свои привычки и капризы. Например,
Никита не всегда соглашается опускаться на коленки, но легко кидается в объятия
своему отцу.
Для детей - это
спектакль, который учит добру и попутно передает отзвуки военных лет (может
быть, это лучший способ привлечь внимание ребенка к истории). Для взрослых -
это тренинг, который помогает вспомнить детство - возраст, в котором возможны
любые чудеса. Так откровенно и прямо, не смущаясь, можно говорить об этом
забытом возрасте именно с помощью кукол" [29].
Творческая группа
спектакля "Детство Никиты" стала лауреатом премии администрации
Омской области "За достижения в области культуры и искусства"
Спектакль
участник V Открытого фестиваля-конкурса "Золотой конек", г. Тюмень (2006 г.)
30 сентября -
театр награжден Золотой медалью "Национальное достояние"
благотворительного фонда "Меценаты столетья" в номинации "За
благородство помыслов и дел".
30 декабря -
торжественное открытие нового здания театра на проспекте Маркса, дом 41
2006 год. 4 февраля - торжественное
открытие музея театра. Июнь - на V Открытом фестивале-конкурсе
"Золотой конек", г. Тюмень Саламчев Б. стал победителем в номинации
"Лучшее режиссерское решение" за спектакль "Детство
Никиты". Сентябрь - III Региональный фестиваль театров кукол Сибири,
приуроченный к 70-летию Омского театра кукол.
Ни об одном
театре и о его работе не пишут и не писали так, как об «Арлекине». Далее
привожу отзывы в прессе о творческой работе театра.
Читать, слушать
сказки, играть в них - привилегия детства. Но есть счастливая категория
взрослых, жизнь и творчество которых так или иначе связаны со сказкой. Это
кукольники - деятели театров, которые, по выражению Сергея Владимировича
Образцова, всю жизнь играют в куклы. Прекрасно, если иным из них удается это
делать с таким удовольствием творческим азартом, фантазией, вдохновением, как
омским кукольникам. Еще одним подтверждением высокого профессионализма наших
мастеров стало их участие (с невиданным успехом!) во II фестивале театров кукол
Сибирского региона в рамках Межрегиональной ассоциации "Сибирское
соглашение", который проходил в Новокузнецке с 30 июня по 7 июля. Омичи
были удостоены на нем пяти наград, причем самых престижных. Показанный на
программе спектакль "Аленький цветочек", поставленный режиссером
Борисом Саламчевым и художником Людмилой Константиновой, был отмечен высшей
наградой - гран-при фестиваля. Лауреатом премии в номинации "Лучшая
мужская роль" стал актер Владимир Кузнецов. Спектакль омичей получил
диплом и денежную премию за лучшее световое и звуковое оформление (художники по
свету - Юрий Потапенко и Александр Новиков, звукорежиссер - Александр Батурин).
Дипломом за лучший концертный номер награждены Нина и Валерий Исаевы. А
замечательный омский актер, Заслуженный артист России Эдуард Ураков был
удостоен самой почетной фестивальной награды - получил звание лауреата в
номинации "За честь и достоинство". Фестиваль имел широкое
представительство жанров и стилей современного кукольного театра. В нем
участвовали коллективы из 12 городов Сибири (Братска, Иркутска, Красноярска,
Новосибирска Томска, Читы и др.) Сибирские кукольники традиционно считаются
сильным звеном в профессиональном цехе. С огромным удовольствием отмечаем:
омичи среди них неизменно ходят в лидерах. Ведь и на предыдущем фестивале их
спектакль -Первая сказка детства" был удостоен гран-при [8].
Удивительный,
волшебный мир сказок... Их особый язык, фантастические образы, невероятные
приключения и всегда счастливый, победный для героев финал. Даже вырастая,
становясь закоренелыми прагматиками и скептиками, мы в глубине души всегда
сохраняем то неповторимое восхитительное чувство, что дарило нам в детстве
знакомство со сказками. Что же говорить о детях, для которых сказка зачастую -
абсолютно реальное событие. В нее верят, ее героям подражают, из сказки
извлекают первые нравственные уроки. Понятно, почему Омский театр куклы, актера,
маски "Арлекин" именно со сказки начинает знакомить своего маленького
зрителя с новым для него миром театра. В "Арлекине" уже несколько лет
успешно осуществляется программа "Первая сказка детства", принесшая
театру 'немало творческих побед, а зрительской аудитории огромное удовольствие.
В нынешнем году
театр кукол открывает для своей публики окно в чарующую атмосферу восточных
сказок В. Гауфа. 13 апреля состоялась премьера спектакля "Калиф -
аист", поставленного заслуженным артистом России Эдуардом Ураковым. В этой
работе дебютировала художник Дарья Александрова, А музыкальное оформление
выполнил Борис Мордохович.
Самое ценное, что
есть в "Калифе - аисте", - это особая атмосфера спектакля,
погружающая зрителя а атмосферу пестрого восточного города, захватывающая
магическими превращениями героев, очаровывающая соединением волшебства, любви и
доброты.
Образы, созданные
воображением Дарьи Александровой, словно сошли со старинных персидских
миниатюр, а превращенные в аистов Калиф Хасид и Визирь Монсор и Принцесса Луза
в облике Ночной Совы точно Выпорхнули из передачи "В мире животных".
Плоские изображения соседствуют с объемными персонажами, создавая милую
сказочную условность.
А голоса актеров
- Эдуарда Павлинцева, заслуженного артиста России Валерия Исаева, Елены Шемет,
Елены Фалалеевой, Нины Парсич (это только главные персонажи) - сразу дают своим
героям выразительную психологическую окраску. И уж злодей Волшебник Кашнур, а
какие бы одежды он ни рядился, для ребятишек в зале злодеем и остается. И они
искренне переживают за судьбу благородного Калифа и его верного визиря.
Зато как ликуют
малыши, что все так благополучно заканчивается, а зрители постарше радуются,
что Калиф и Принцесса обрели свое счастье и любимы народом. Каждый из этой
сказки выносит что-то свое. И каждый благодарен театру за подаренный праздник [28].
Как о чем сказка
про Маленького Мука? Перечитав сказку Гауфа, создатели спектакля пришли к
выводу, что вся эта история о счастье, а точнее о поиске счастья. Маленький
Мук, выйдя из родной Никеи, пошел искать несбыточное счастье, волшебную страну,
где откроются двери, и нежный голос позовет: "Маленький Мук, иди поешь,
попей, отдохни!" Но, пропутешествовав очень долго, побывав в самых
фантастических переделках, он возвращается в свою родную Никею, где и находит
счастье, счастье в самом себе. Только оставшись один, отгородившись от всего
мира, Маленький Мук становится счастлив. Как и положено в волшебной сказке,
судьбу Мука определяет и направляет некий волшебный помощник - загадочная госпожа
Агавци. Именно она, загадочная, вечная, как весь мир, гонит Мука на поиски
счастья, предлагает ему разные варианты этого счастья, она заваривает всю эту
историю только для одного, чтобы Мук нашел счастье в самом себе. Почему?
Наверное, потому, что Мук не такой, как все. И дело не в его специфической
внешности. Отнюдь нет. Дело в том, что он слишком добрый, наивный,
бесхитростный, а таким нечего делать в нашем жестоком мире. Он не такой, и
поэтому остается с самим собой.
Поставив сказку
про Маленького Мука, омский театр кукол не изменил своей традиции: в любой
детской, незатейливой сказке постараться найти глубинный смысл, найти
философский подтекст. Маленький ребенок будет следить за сказочным,
фантастическим, насыщенным превращениями сюжетом, а взрослый человек попытается
разобраться в сложном вопросе: так что же счастье? [29]
B эти дни в Москве проходит первый
всемирный фестиваль театров кукол, посвященный столетию Сергея Образцова.
Персональный пригласительный на престижный культурный форум, как один из лучших
театров России, получил и Омский государственный театр куклы, актера, маски
"Арлекин". Творческую компанию омичам составят кукольники 56 стран
мира. В числе самых - самых называлось, например, имя известного немецкого
марионеточника, профессора Альбрехта Розера.
Hа фестиваль омичи повезли
"Первую сказку детства", прошлогоднюю премьерную работу, в марте 2000
на региональном фестивале "Театр кукол на пороге XXI века" получившую
гран-при и номинации "лучший спектакль". Удивительно глубокое и
бережное осмысление мира детских снов и фантазий задело за живое не только
сердца строгих критиков. Зрители приняли новую работу тоже, что называется,
"на ура". Рассказывают, что в гримерке актрис после премьеры
случилось настоящее паломничество. Взрослые благодарили, плакали, целовали
руки, это было что-то невероятное. Мне кажется, спектакль подарил взрослым
редкую возможность вернуться к самому себе. Под убаюкивающие и такие .знакомые
мелодии материнских напевов кукольные образы возвращали зрителей в мир волшебных
снов, далеких детских воспоминаний. Остаться безучастным было невозможно, -
делилась впечатлениями Вероника Берман, актриса и по совместительству завлит
театра, с которой мы беседовали накануне отъезда труппы в Москву.
У "Первой
сказки детства" совсем не сказочная судьба. Скорее, драматичная, но по
законам жанра со вполне счастливым концом. Первая и, увы, неудачная попытка
поставить его была предпринята еще в 95-м году. Но тогда и режиссер спектакля
Борис Саламчев и актеры, не удовлетворенные некоторой фрагментарностью
постановки, решили на время отложить работу над ним. Требовались глубина,
объединяющее начало, не позволяющие сводить внешне простые и понятные, а по
сути глубоко философские вещи к обычному иллюстрированию.
Творческий
процесс, как известно, вещь абсолютно непредсказуемая. Вот и к спектаклю вместе
с новым решением пришло новое название. Рабочее "Колобок" закрепилось
лишь в определении жанра спектакля, который, кстати, был придуман самими
актерами.
Работа, которую
труппа повезла на престижный московский фестиваль, по всеобщему признанию,
сегодня самая сложная в репертуаре, как раз из таких, что определяют лицо
театра. Отнеситесь к колобку как к образу, если хотите, обряду - советуют
создатели спектакля. Ведь этот сюжет встречается практически у всех народов, и
прост только на первый взгляд. У китайцев, например, круглый персонаж
ассоциируется с луной, катающейся по небу между знаками Зодиака. Каждый из
знаков откусывает от колобка - луны по маленькому кусочку, пока, наконец, от
него ничего не остается. И все же он родится заново. Вот такой круговорот вещей
и явлений, круговорот жизни. Простых сказок, как известно, не бывает [25].
Хорошая новость
из жизни театрального Омска. На прошедшем в Барнауле на Первом региональном
фестивале театров кукол Сибири Омский государственный театр куклы, актера,
маски "Арлекин"государственный театр куклы, актера, маски
"Арлекин" получил первую премию за спектакль "Первая сказка
детства" - фантазия на тему народной сказки. Режиссер спектакля Борис
Саламчев, художник Людмила Константинова. По просьбе организаторов фестиваля
"Арлекин" привез для внеконкурсного показа и своего
"золотомасочного" "Вертепщика". Спектакль имел просто
ошеломительный успех у публики. "Первая сказка детства" - спектакль
премьерный. Сюжет его необычен в начале действа малыш, наблюдая, как мама лепит
на кухне пельмени. просит ее рассказать сказку. И мама начинает рассказывать
сказку о колобке. Мальчик тем временем засыпает и видит во сне уже. Свою
историю, далекую по сюжету от известной сказки Кстати, премия была вручена с
формулировкой "За тонкое прикосновение к поэтическому миру сновидений и
мифов, философскую глубину" Поздравляем! [26]
Удивительно
красивая, добрая сказка, наполненная детскими фантазиями и мечтами, словно
сотканная из снов и сказок. Это придуманный мир, которого нет, но куда каждый
хотел бы попасть. Одна из проблем, поднятых в спектакле "Первая сказка
детства", как и в античной трагедии, - это проблема рока и трагической
неизбежности. Что происходит с главным героем? Попав в собственный сон, то есть
придуманный им же самим мир. Мальчик представляет это как некое забавное
приключение. Ведь во сне возможно все, все самое необычное и невероятное: можно
летать, ходить на голове или встретиться с существами, тобой же придуманными. И
как апогей этого веселья - сцена, где герой не только летит, кувыркается в
воздухе, наслаждаясь полетом, а еще и командует своими созданиями (пеликенами).
Это высшая точка - он творец и властитель мира. Но после неудержимого веселья,
на контрасте, вдруг приходит осознание того, что, в сущности, ты всего лишь
маленький ребенок в этом мире, и ты потерялся. И тут приходит страх. Именно
здесь скрещиваются трагические линии одиночества всех персонажей спектакля. Что
страшнее всего для человека? Это ощутить себя одиноким, всеми покинутым. Но
через страх приходит познание самого себя, своей судьбы, своего места в мире.
Герой пытается изменить ис-торию, попросив Никто рассказать ее подругому, но
зако-ны жизни неизменны "Так было и так будет всегда". Всегда человек,
существо, растение будет рождаться, расти и умирать. И это повторится снова и
снова, как вечный круговорот жизни. Именно здесь главному герою приходит
осознание неотвратимости судьбы, рока. Ведь, назвав себя в начале сна Колобком,
то есть, взяв себе чужое имя, он взял и чужую судьбу. Следовательно, именно
ему, а не кому-то другому, придется встретиться с Лисой, а Лиса - это и есть
сама судьба. И от того как ты встретишься лицом к лицу со своей судьбой и
зависит вся твоя жизнь. Ведь, в сущности, вся наша жизнь - это и есть вечная
сказка о Колобке Сюжет подобной сказки встречается у многих народов, поэтому
художником спектакля использованы персонажи славянской мифологии (Сварог,
Велес), индуистские божки и т.д. В спектакле много элементов обрядов и символов.
Один из основных символов - это руки матери с ситом, из которую сыплется мука.
В спектакле посыпание мукой - это не бытовое действие, а оживление, как
окропление живой водой. Все персонажи перестают быть наивными мультяшными и
оживают, начинают говорить, мыслить, переживать только после того, как на них
посыплется снег-мука. То же самое происходит и с главным героем, упавшим в сон.
Да и сам сон оживает, начинает дышать после "окропления мукой". И
везде, как вечный символ матери, как неразрывная связь матери и ребенка -
материнские руки. Это как стоп - кадр из глубины детства - руки матери [].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|