При
растущей диверсификации общественного производства критерием отрасли становится
ее функциональная роль в удовлетворении общественных потребностей, где в
составе отраслей социальной сферы, удовлетворяющих потребности населения в
средствах потребления (товары и услуги, вместе взятые), выделяется комплекс
отраслей социально-бытовой инфраструктуры, куда входит и туризм. Критериями
отрасли уже становится не предметность продукта, а его назначение. Поэтому туризм,
где производятся как предметы потребления (пища, сувениры и т.д.), так и услуги
(размещение в гостинице, обслуживание и т.п.), имеет в этом смысле единый
функциональный критерий.
Место
туризма в составе отраслей народнохозяйственного
комплекса нужно оценивать со следующих позиций.
Туризм
- это диверсифицированный, межотраслевой комплекс социально-бытовой
инфраструктуры.
Особенность
туризма как диверсифицированного, межотраслевого комплекса
социально-бытовой инфраструктуры определяет двойственность назначения туризма в
экономике страны.
Туризм
создает новую материальную ценность и реализует ее в форме услуг, а также
выполняет и реализует нематериальные услуги по обслуживанию туристов, поэтому
имеет производственные и непроизводственные функции.
Хозяйственный
процесс, протекающий в отрасли туризма, является производственно-обслуживающим
процессом.
Туризм,
как диверсифицированный, межотраслевой комплекс социально-бытовой
инфраструктуры, представляет собой туристскую индустрию. Туристская
индустрия - это совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств
транспорта, предприятий общественного питания, средств развлечения, объектов
познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения,
организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а
также учреждений, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги
гидов-переводчиков.
2.Экономические основы туристской деятельности
2.1
Сущность и экономическое содержание
туризма
В соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской
деятельности в Российской Федерации» туризм - это временные выезды
(путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без
гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных,
профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия
оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.
Туризм как товар реализуется в форме услуг. Услуга туризма, как и
услуга вообще, есть действие определенной потребительской стоимости,
выражающееся в полезном эффекте, который удовлетворяет ту или иную человеческую
потребность. При этом услуга может быть оказана либо вещью, т. е. при помощи товара,
либо в процессе функционирования самого живого труда. Указанные два способа
производства услуг обусловливают и два вида самих услуг: материальные
(производственные), опосредованные вещью, и нематериальные
(непроизводственные), не связанные с материальными продуктами, производство
которых неотделимо от их потребления.
Тур представляет собой комплекс
различных услуг (размещение, питание, транспортные услуги, бытовые, туристские,
экскурсионные и др.), объединенных на основе главной цели путешествия и предоставляемых
на определенном маршруте в определенный срок.
Кроме услуг, туристы могут покупать товары туристского назначения. Совокупность
услуг и товаров туристского назначения образует понятие «туристский
продукт». Турпродукт включает:
• туры, объединенные по целенаправленности
(познавательные, оздоровительные и т. п.);
• туристско-экскурсионные услуги различных видов
(размещение, питание, транспортные услуги и т. д.);
• товары туристско-сувенирного назначения
(карты, открытки, сувениры и др.).
Туризм можно импортировать в страну и экспортировать из нее. Расходы
туристов из других регионов представляют собой вклады в экономику данного
принимающего региона. Так, туристы из Японии, путешествуя по России, получают
свои доходы преимущественно на родине. И расходуя деньги в России, они
вкладывают их в экономику нашей страны. Таким образом, расходы иностранцев в
стране в туристских целях представляют собой для России туристский экспорт.
Въезжая в данную страну, туристы приобретают туристский опыт и увозят с собой
незабываемые впечатления от поездки.
Итак, туристский экспорт - это вывоз из страны туристских
впечатлений, который сопровождается одновременным ввозом туристом денег в
данную страну. Туристский импорт - это ввоз в страну туристских
впечатлений, который сопровождается одновременным вывозом туристом денег из
данной страны. Когда туристы из России совершают путешествие в Японию, это
становится туримпортом в экономику России. Деньги японских туристов,
потраченные в России, являются туримпортом для японской экономики.
При туристском экспорте направление денежного потока совпадает с
направлением потока туристов, тогда как при экспорте товаров данные потоки
направлены противоположно. Когда поток платежей идет в Россию, значит, что-то
было экспортировано: туристский опыт или товары. Денежные потоки в обоих
случаях идут в одном направлении.
В настоящее время старое понятие «отрасль» постепенно размывается.
Для рыночной экономики характерно не столько развитие обособленных отраслей,
сколько функционирование диверсифицированных межотраслевых комплексов. Так как
в туризме производятся и предметы потребления (пища), и услуги (размещение в
гостинице), то можно сделать вывод, что туризм - это диверсифицированный
межотраслевой комплекс социально-бытовой инфраструктуры, который имеет
производственные и непроизводственные функции и представляет собой туристскую
индустрию. Хозяйственный процесс, протекающий в отрасли туризма, является
производственно-обслуживающим процессом.
Туристская индустрия - это
совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта,
предприятий общественного питания, средств развлечения, объектов
познавательного, делового, оздоровительного и другого назначения, организаций,
осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также учреждений,
предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.
Необходимо обеспечить предоставление туристам качественных туристских услуг, а
также дальнейшее развитие туристской индустрии. Именно поэтому в туризме
приоритетным становится поиск более эффективного использования относительно
ограниченных ресурсов, что и является одной из задач экономической науки.
Экономика туризма представляет собой
систему отношений, возникающих в сфере туризма в процессе производства,
распределения, обмена и потребления результатов туристской деятельности.
Экономика туристской фирмы - это совокупность факторов производства, фондов обращения и
нематериальных активов, доходов (прибыли), полученных в результате реализации
туристского продукта и оказания различных других услуг (выполненных работ).
Стоимостная оценка активов и доходов туристской фирмы характеризует уровень и
масштабы ее развития. Последнее зависит от умения найти оптимальное соотношение
между используемыми ресурсами, количеством и качеством реализованного
туристского продукта, с одной стороны, и объемом реализации турпродукта и
прибылью от его реализации - с другой.
2.2
Экономические и финансовые
показатели
Становление и развитие туризма как отрасли характеризуются
системой определенных экономических показателей, которые отражают
количественный объем реализации туристских услуг и их качественную сторону.
Система показателей развития туризма для региона (страны)
включает:
• объем туристского потока;
• среднюю величину туристских расходов в сутки;
• состояние и развитие материально-технической
базы;
• показатели финансово-экономической
деятельности туристской фирмы;
• показатели развития международного туризма.
Туристский поток - это постоянное
прибытие в страну туристов. Объемы туристских потоков характеризуются
следующими показателями: общее число туристов; число туродней; средняя
продолжительность пребывания туристов в стране (регионе).
Для расчета числа туродней необходимо умножить число посетителей
на среднюю продолжительность (в днях) пребывания одного туриста в стране
(регионе). Информация о туроднях важна при планировании общественной
инфраструктуры и материально-технической базы туризма. Таким образом, туродни
(Д) - это наиболее важная информация для специалистов, работающих в
туризме:
Д = Ч x tcp, где Ч - число туристов; tcp - среднее число дней,
проведенных в регионе одним туристом.
Когда получены эти данные, нетрудно оценить предполагаемые расходы
каждого туриста за сутки. Но данные о расходах получатся в лучшем случае
приблизительные и должны использоваться с осторожностью. Статистика по данному
показателю обычно скрыта, а количество денег, потраченное во время отдыха,
часто забывается туристом. Тем не менее местным властям и широкой
общественности суммарные расходы путешественников в туристском регионе
представляются наиболее понятными и впечатляющими данными. Величина суммарных
туристских расходов (Pj;) в данном регионе определяется следующим образом:
Рх=ДхРср> где Рс р - средние расходы туриста за сутки.
Однако туристский поток - явление неравномерное. Поэтому были
выведены коэффициенты неравномерности туристского потока (Кн), которые
рассчитываются тремя способами:
где Dmax, Dmin -число туродней в месяце максимального
и минимального туристского потока соответственно,
чел.-дней;
Drfta, DCM - годовое и среднемесячное число туродней
соответственно, чел.-дней.
Показатели, характеризующие состояние и развитие
материально-технической базы туризма, определяют ее мощность в данной стране
(регионе). К ним относятся: коечный фонд гостиниц и других средств размещения;
число мест на предприятиях питания, обслуживающих туристов; число мест на
предприятиях развлечений (аквапарки, театры и т. д.), отведенных для туристов,
и т. п.
Мощность конечного фонда определяется
по формуле
Мк =Kr x365 + Kc xtc,
где Мк - мощность коечного фонда, ед.;
К г - число койко-мест круглогодичного использования;
Кс-число койко-местсезонного использования;
tc - число дней сезонного использования.
Так, в Санкт-Петербурге база размещения туристов насчитывает в
настоящее время 142 объекта (включая курорты) общей вместимостью 38,2 тыс.
мест. По подсчетам специалистов, число койко-мест круглогодичного использования
составляет 15,1 тыс., число койко-мест сезонного использования -36,9 тыс., а
число дней «высокого сезона» приблизительно составляет 60 дней. Следовательно,
мощность коечного фонда Санкт-Петербурге равна 7,7255 млн.
Показатели финансово-экономической деятельности турфирмы включают: объем реализации туристских услуг или выручку от
реализации услуг туризма; показатели использования рабочей силы
(производительность труда, уровень расходов на оплату труда и пр.); показатели
использования производственных фондов (фондоотдача, оборачиваемость оборотных
средств); себестоимость услуг туризма; прибыль; рентабельность; финансовые
показатели (платежеспособность, ликвидность, финансовая устойчивость, валютная
самоокупаемость и др.). Отдельно выделяются показатели, характеризующие
состояние и развитие международного туризма:
• число туристов, посетивших зарубежные страны (определяется
по числу пересечений государственной границы);
• число туродней по иностранным туристам;
• суммарные денежные затраты, произведенные
туристами за время зарубежных поездок.
Все вышеперечисленные показатели имеют определенное влияние на
регион, в котором развивается туристская отрасль. Развитие туризма и увеличение
объема услуг туризма требуют взвешенного подхода, так как очень высоки
социальные последствия принимаемых решений.
2.3
Прямое и косвенное влияние развития
туризма на экономику региона
Туризм оказывает существенное влияние на экономику и развитие
региона, способствуя притоку валюты в страну, созданию новых рабочих мест,
улучшению инфраструктуры и т. д. Для получения максимальной выгоды от туризма
каждое государство разрабатывает туристскую политику, которая является одним из
видов социально-экономической политики государства.
Туристская политика государства - это совокупность форм, методов и направлений воздействия
государства на функционирование сферы туризма для достижения конкретных целей
сохранения и развития социально-экономического комплекса. Основные направления
туристской политики России:
• защита прав путешествующих;
• защита интересов производителей отечественного
турпро-дукта;
• всемерная поддержка внутреннего и въездного
туризма, которая может проявляться в форме:прямых инвестиций в формирование
туристской инфраструктуры; научного и рекламно-информационного обеспечения
продвижения национального турпродукта на мировом рынке; налоговых и таможенных
льгот, стимулирующих приток инвестиций.
Туристская политика государства базируется на стратегии и тактике.
Туристская стратегия - выработка
общей концепции развития и целевых программ, для реализации которых требуется
время и большие финансовые ресурсы.
Туристская тактика - конкретные меры и
приемы достижения поставленной цели в конкретных условиях.
Например, Указом Президента РФ от 22 декабря 1995 г. № 1284 была одобрена
концепция реорганизации и развития туризма в Российской Федерации, которую
можно считать примером стратегии России в области туризма. Главная цель
концепции - создание современного высокоэффективного и конкурентоспособного
туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности для обслуживания
российских и зарубежных граждан, а также значительный вклад в развитие
экономики страны. Для реализации этой цели предлагается целый ряд мер
(туристская тактика), среди которых: создание нормативно-правовой базы развития
туризма, соответствующей международной практике; формирование экономических
механизмов стимулирования развития иностранного и внутреннего туризма,
привлечения инвестиций в эту сферу; введение жесткой системы сертификации и
лицензирования туристской деятельности и т. п. Итак, любое государство,
развивающее туризм, стремится достичь от него максимальной экономической
эффективности.
Экономическая эффективность туризма означает получение
выигрыша (экономического эффекта) от организации туризма в масштабах
государства, туристского обслуживания населения региона, производственно-обслуживающей
деятельности туристской фирмы.
Туризм как торговлю услугами на мировом рынке можно назвать
невидимым экспортом, вносящим соответствующий вклад в платежный баланс страны. Положительным
явлением считается тот факт, когда сумма ввоза туристами валюты превышает сумму
вывоза валюты. В настоящий период, когда российский рубль падает по отношению к
доллару и другим валютам, доллар в России обретает значительно большую
покупательную способность, чем где-либо еще. Это, несомненно, должно привлекать
иностранных туристов и повышать туристский экспорт, что, в свою очередь,
способствует увеличению валового национального продукта (ВНП). Усилия по
привлечению иностранных туристов в Россию имеют некоторое влияние на ситуацию
платежного баланса. Например, гостинично-туристская отрасль в Москве дает
столичному бюджету около 10 % доходов. Фирмы, обслуживающие туристов из-за
рубежа, стимулируют продажу сопутствующих товаров, материально помогая
национальной экономике.
Ситуация баланса платежей оказывает прямое влияние на ВНП России, величина которого
определяется по формуле:
BHП = C + I + G + (x-m), где С - расходы потребителей;
I - инвестиции;
G - расходы правительства;
х-экспорт;
m - импорт.
Естественно, что если импорт превышает экспорт, то ВНП будет иметь
меньшее значение. Поэтому для российской экономики выгоднее привлекать больше
туристов в нашу страну и поощрять их тратить здесь больше денег, чем отправлять
российских граждан путешествовать за границу.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|