Туристский импорт и экспорт
Российская Международная Академия туризма
Реферат по дисциплине:
Организация внешнеэкономической деятельности
на тему: «Туристский импорт и экспорт»
Выполнила: студентка 501 гр.
Плотникова Т.А.
Проверил: Дацко В.Н.
Сходня, 2007
Содержание
Введение
1.Туризм и его
сущность
2.Экономические
основы туристской деятельности
2.1 Экономическое
содержание туризма
2.2 Экономические и
финансовые показатели
2.3 Прямое и
косвенное влияние туризма на экономику
2.4 положительные и
отрицательные аспекты туристской деятельности
3. Экономическая
эффективность туризма
4. Экспорт или
импорт?
5.Развитие туризма
в России
Список
использованной литературы
Введение
Туризм сегодня - это сфера социально-экономического комплекса, которая
во многих странах превратилась в бурно развивающуюся индустрию. В настоящее
время каждое 7-е рабочее место в мире приходится на туристский бизнес. По
прогнозам ВТО, к 2020 г. количество международных туристских прибытий составит
1,6 млрд, т. е. в 3 раза превысит показатели 2000 г. Ежедневные расходы
туристов, исключая авиаперевозки, вырастут до 5 млрд. долл. в день.
Сейчас в туризме существуют две тенденции: подверженность влиянию
внешних экономических и политических факторов и способность к быстрому восстановлению
своих объемов в неблагоприятной обстановке. Хотя стабильность на мировых
финансовых рынках привела к некоторым изменениям в отпускных привычках туристов
(увеличилось число поздних бронирований, а расходы во время отдыха
уменьшились), правомерно сделать вывод о том, что туризм стал глубоко
укоренившейся частью культуры конца XX века.
Практики российской туристской индустрии возлагают определенные
надежды на развитие внутреннего и въездного туризма в нашей стране. В последнее
время туристские фирмы частично переориентируют свою деятельность на российские
регионы и страны ближнего зарубежья. Появляются многоцветные каталоги по
туристским центрам страны. А в конце 1998 г. был создан пул туроператоров по
внутреннему туризму, в который вошли 6 российских фирм. Они договорились
объединить свои агентские сети для продажи российского турпродукта по единым
ценам.
Туризм в России - это развивающийся комплекс. Поэтому постоянно
ведется поиск новых форм работы на рынке, путей решения возникающих в данной
индустрии проблем. Но несмотря на стремительные темпы развития, должного
внимания туризму как сектору национальной экономики России до сих пор не
уделяется.
Экономика связана с извлечением оптимальной выгоды от
использования ограниченных ресурсов. Экономические факторы, которые, как
правило, ограничены, призваны удовлетворять психологические и физические
потребности человека.
В современных условиях экономический аспект в туристском бизнесе
обретает особую значимость, и для эффективного ведения туристского бизнеса
предприниматель должен хорошо разбираться в вопросах экономики туризма.
Таким образом, актуальность проблемы, затрагиваемой в данной
части, определяется неоспоримым влиянием экономических факторов на успешное
развитие туристской отрасли, острой необходимостью для менеджеров туризма в
свете глобального экономического кризиса и событий в нашей стране иметь
достаточный набор знаний в области экономики. В части третьей анализируются
экономические аспекты развития туризма и особенности функционирования хозяйственного
механизма в сфере туризма. Рассмотрены важные аспекты экономики туризма как
части социально-экономического комплекса: туристский экспорт и импорт, спрос и
предложение; на основе изучения действующих экономических законов в туристской
деятельности обобщен туристский опыт России и зарубежных стран. Экономика
туризма представляет собой науку, изучающую внутренние аспекты экономических
отношений в этой сфере деятельности, причем экономические отношения
рассматриваются на двух уровнях: межотраслевого комплекса социально-бытовой
инфраструктуры и хозяйствующего субъекта туристской фирмы. К сожалению, в
рамках данного учебника не представляется возможным охватить и детально
проанализировать оба этих уровня. Поэтому рассматриваются экономические аспекты
развития туризма на уровне отрасли и лишь, отчасти затрагиваются аспекты
экономики туристской фирмы
1.Туризм
и его сущность
Туризм
(от фр. Tourisme Tour - прогулка, поездка) возник в тот период развития
общества, когда человек перестал трудиться ради выживания, заботиться о добыче
хлеба насущного (на сегодня и завтра), а начал думать об отдыхе и связанных с
ним удовольствиях, где определенное место заняли путешествия и туризм. Туризм -
это, прежде всего, получение удовольствия, удовлетворение любознательности.
Любознательность (любопытство) является одной из физиологических потребностей
всего животного мира, в том числе и человека. Следовательно, любознательность -
один из стимулов жизни, и для удовлетворения его требуются денежные ресурсы.
Когда в первобытном обществе человек в поисках пищи (зверя, рыбы, ягод и т.д.)
бродил по неизведанным просторам земли, то это еще не был туризм, так как
первобытный человек совершал свое "путешествие" в целях первой
жизненно необходимой потребности - выжить. После того как первая жизненно
необходимая потребность перестала стоять перед человеком, у него появилась
вторая необходимая потребность - потребность в информации, а следовательно, в путешествиях.
Потребность человека в получении информации о новых местах, в путешествии как
средстве получения этой информации является объективным законом развития
человеческого общества. Путешествие приносит человеку удовольствие и дает
возможность отдохнуть. Люди всегда путешествовали на свой страх и риск. Очень
часто целью такого путешествия является получение человеком впечатлений от
новых мест и явлений природы и т.п. На определенном этапе развития экономики,
когда потребность в путешествиях резко возросла, появились и производители этих
услуг. Это привело к формированию товара особого типа - туризма, который можно
купить и продать на потребительском рынке. Возникновение туризма как товара
потребовало формирования соответствующей материально-технической базы, наличия
квалифицированных кадров по обслуживанию туристов и целенаправленного управления
туристскими хозяйствующими субъектами. Все это обусловило необходимость
организационного обособления туризма в самостоятельную отрасль народного
хозяйства. Производители услуг, предназначенных для обслуживания туристов
(путешествующих людей), объединились в отрасль "туризм". Туризм
не является товаром первой жизненной необходимости, поэтому он становится
насущной потребностью человека только при определенном уровне его дохода и при
определенном уровне богатства общества.
Точное определение
туризма должно базироваться на следующих экономических характеристиках:
·
туризм есть результат
передвижения людей по различным туристским маршрутам;
·
туризм всегда включает в себя
два элемента: путешествие в пункт назначения и остановка там;
·
путешествие
означает выезд из страны (или региона), где турист постоянно проживает;
·
туризм - это временное
передвижение туриста по туристскому маршруту, то есть турист возвращается через
какое-то время к месту своего постоянного проживания;
·
туризм - это путешествие, не
включающее в себя деятельность по извлечению прибыли.
Современное
определение туризма, принятое ООН, заключается в том, что туризм - это
активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие
человека, связанный с передвижением за пределы постоянного места жительства.
Законом РФ "Об основах туристскойдеятельности в Российской Федерации"
закреплено следующее определение туризма:
"Туризм
- временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных
граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных,
познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях
без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного
пребывания". Туризм характеризуется временным перемещением населения из одного
региона (района, города, страны) в другой, если оно не связано с переменой
места жительства и работы. Туризм - это удовольствие, связанное с путешествием
в целях отдыха, лечения, участия в культурных, научных или деловых встречах. Туризм
как товар реализуется в форме услуг.
Услуга
туризма, как и услуга, вообще, есть действие определенной потребительной
стоимости, выражающееся в полезном эффекте, который удовлетворяет ту или иную
человеческую потребность. При этом услуга может быть оказана либо вещью, то
есть при помощи товара, либо в процессе функционирования самого живого труда. Указанные
два способа производства услуг обусловливают и два вида самих услуг. Первый
вид услуг - это такие услуги, которые опосредуются вещью, имеют дело с
потребительским спросом. Оказание услуг подобного рода по своему содержанию
ничем не отличается от процесса труда в материальном производстве; оно
тождественно ему, поскольку здесь налицо все пять элементов процесса труда:
средства труда, предметы труда, сам труд (то есть целенаправленная деятельность
человека), технология и организация. Это дает основание называть услуги первого
вида материальными (производственными). Второй вид услуг - это услуги,
действие которых направлено непосредственно на человека или окружающие его условия.
Услуги этого вида не связаны с материальными продуктами, их производство
неотделимо от потребления. Создание этих услуг совпадает с их потреблением.
Данные услуги являются нематериальными (непроизводственными). К ним
относятся услуги по реализации туристских путевок, обслуживанию туристов в
гостиницах и предприятиях питания, организации концертных выступлений и т.п.
Как и любой товар, нематериальная услуга имеет потребительную стоимость и
стоимость. Стоимость нематериальной услуги эквивалентна затратам
общественного труда, необходимого для их производства. Тур - комплекс
услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также
услуги гидов- переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от
целей путешествия.
Кроме услуг
туристы могут покупать товары туристского назначения. Совокупность услуг и
товаров туристского назначения образует понятие "туристский
продукт". По действующему законодательству, туристский продукт
- право на тур, предназначенное для реализации туристу.
Туристский
продукт включает:
·
туры, объединенные по
целенаправленности (познавательные, оздоровительные и т.п.);
·
туристско-экскурсионные услуги
различных видов (размещение, питание, транспортные и др.);
·
товары туристско-сувенирного назначения (карты,
открытки, сувениры, книги, туристское снаряжение и т.п.).
Туризм
можно импортировать в страну и экспортировать из нее.
Туристский
импорт - это ввоз в страну туристских впечатлений,
который сопровождается одновременным вывозом туристом денег из данной страны.
Туристский
экспорт - это вывоз из страны туристских
впечатлений, который сопровождается одновременным ввозом туристом денег в
данную страну.
Под туристскими
впечатлениями понимается комплекс положительных эмоций и душевного
состояния туриста, возникающий или достигнутый им в результате потребления туристского
продукта. Турист, как правило, планирует получить от купленной туристской
путевки положительные эмоции в процессе познания, оздоровления, приключений и
т.п. Туристские впечатления складываются от экскурсий, посещений красивых
природных ландшафтов, аттракционов, ресторанов, проживания в отеле и др.
При
экспорте услуг туризма производится прежде всего "вывоз" впечатлений.
Иностранные туристы путешествуют, то есть прибывают в определенное место
назначения с целью "купить" впечатления. Когда они покидают место туристского
назначения, они не могут взять с собой то ценное, соизмеримое с понесенными ими
денежными затратами, но они берут с собой впечатления как результат
удовлетворения своей любознательности. Когда платежи за реализацию услуг туризма,
то есть денежные потоки, идут в Российскую Федерацию, это означает экспорт туризма.
Иностранный турист, приезжая в нашу страну, тратит свои деньги на
удовлетворение своих туристских потребностей, которые ему предоставляет
российская сторона, следовательно, Российская Федерация экспортирует опыт путешествий
и деньги туриста остаются на ее территории. Одновременно это означает туристский
импорт той Это главная особенность туристского экспорта. В этом состоит
отличительная особенность от экспорта товаров, так как при экспорте товаров
денежный поток и поток товаров движутся в противоположных направлениях
Российское налоговое право до настоящего времени не признает приравненными к
экспортным услугам услуги, оказываемые российскими туристскими фирмами
иностранным туристам на территории Российской Федерации. Такая позиция
противоречит мировой практике по отнесению услуг к экспортным услугам. Поэтому
встает вопрос о присоединении РФ к Генеральному соглашению о торговле услугами
(ГАТС). Тогда определение экспортной услуги будет исходить из трактовки
норм международного права, так как эти нормы имеют приоритет над национальными
нормами.
В
статье ГАТС содержится понятие "торговля услугами", где
говорится, что торговля посредством предоставления на территории одной страны
потребителю услуги другой страны (применительно к туризму - услуги приезжающим
в страну иностранным туристам) признается внешнеторговой (экспортной), так как
в этом случае имеет место потребление услуг гражданами страны - получателя
услуги на территории страны - поставщика услуги. Вся деятельность туристского
хозяйствующего субъекта связана с предоставлением туристам различных услуг. Туристы
выступают потребителями услуг, производимых хозяйствующими субъектами.
Туристские
хозяйствующие субъекты выполняют три функции:
·
производство туристского продукта (производство
товаров туристского назначения и оказание услуг туризма);
·
реализацию туристского продукта;
·
организацию потребления туров и отдельных услуг туризма.
В процессе
реализации и организации потребления туристского продукта происходит
обслуживание туристов, так как деятельность по продаже и организации
потребления - это процесс обслуживания. Наличие этих трех функций позволяет
объединить все туристские хозяйствующие субъекты в единую отрасль "туризм".
До
настоящего времени в действующей классификации отраслей народного хозяйства
отрасль туризма не имеет четкого производственного и социально-экономического
статуса. Это является результатом несоответствия в современный период
отраслевого принципа построения классификационной схемы общественного
производства условиям функционирования рыночной экономики.
Осуществление
научно-технической революции ведет к тому, что старое понятие
"отрасль" как таковое постепенно размывается. Для рыночной экономики
характерно не столько развитие обособленных отраслей, сколько функционирование
диверсифицированных межотраслевых комплексов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|