Предположим,
что две страны, Квинталия и Вестландия, могут торговать только друг с другом, а
транспортных затрат нет. Рассмотрим три любые блага - например, пшеницу,
шерстяную ткань и велосипеды - и попробуем рассчитать, как определяется импорт
или экспорт этих благ.
В
Квинталии 1 кг пшеницы стоит 2 франка, 1 м2 шерстяной ткани - 3 франка, а
велосипед - 150 франков. В Вестландии эти блага стоят соответственно 6, 7 и 200
марок.
Предположим,
что валютный курс марки и франка задан и измениться не может: 1 франк стоит 2
марки.
В этом
случае производители пшеницы в Квинталии за каждый килограмм пшеницы,
отправленной в Вестландию, получат по 3 франка, производители ткани - 3,5
франка за кв. метр, а производители велосипедов - 100 франков за штуку.
Нетрудно
заметить, что экспорт выгоден только производителям пшеницы (с каждого
килограмма они получат выигрыш в 1 франк) и производителям ткани (с каждого кв.
метра они получат выигрыш 0,5 франка). А экспорт велосипедов будет убыточен,
так как их производители получат только 100 франков за свой продукт, а цена
внутри страны равна 150 франкам. Поэтому экспортировать велосипеды Квинталия не
будет.
Точно
так же мы можем определить, что в Вестландии экспортировать свой продукт решат
только производители велосипедов, так как они получат за каждый велосипед 300
марок (это превышает внутреннюю цену этого блага в два раза). Экспорт шерстяных
тканей и пшеницы из Вестландии не выгоден.
Обратите
внимание, что ход торговли непосредственным образом зависит от валютного курса.
При другом валютном курсе экспорт и импорт могут тоже оказаться другими.
Если 1
франк будет стоить 2,4 марки (его курс будет выше), экспорт пшеницы из
Квинталии станет менее прибыльным, так как будет давать только 0,5 франка
прибыли. А экспорт ткани окажется вообще невыгодным, так как продажа
квадратного метра ткани на экспорт будет давать только около 2,9 франка, в то
время как его цена внутри страны - 3 франка.
Зато
станет более выгодным импорт, так как вырученные франки принесут фирмам
Вестландии большее количество марок. Производители велосипедов обменяют 150
франков, полученные за один велосипед, на 360 марок. Кроме этого, станет
выгодным импорт шерстяной ткани из Вестландии, так как ее производители будут
получать 7,2 марки за кв. метр.
Рис.1
При
повышении стоимости национальной валюты экспорт становится менее выгодным и его
объем уменьшается, а импорт становится более выгодным и его объем
увеличивается.
Если же
курс франка упадет до 1 марки за 1 франк, то станет выгоден экспорт всех трех
товаров из Квинталии, а импорт всех товаров станет не выгоден (можете
рассчитать это самостоятельно).
Таким
образом, курс валюты любой страны определяет, какие товары будут
экспортироваться из страны, а какие импортироваться в нее.
Как же
определяется сам валютный курс? Для этого необходимо рассмотреть общий
результат торговли отдельной страны с другими странами.
Платежный
баланс
Рассмотрим
внешние операции воображаемой страны Квинталии. При любом заданном валютном
курсе объем ее торговых или финансовых операций с остальными странами
определяется однозначно. Весь объем этих операций делится на две части.
1. Видимая
торговля - ввоз и вывоз материальных благ (сапог, курток, магнитофонов и т.
д.). Это общая стоимость того, что пересекает границу страны на поездах,
кораблях и самолетах. Поскольку вывоз или ввоз материальных благ можно увидеть
в буквальном смысле слова, его называют "видимой торговлей".
Предположим,
что для Квинталии экспорт составил 3400 млн франков, а импорт 5600 млн франков .
ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС
ТЕКУЩИЙ СЧЕТ, млн франков
|
|
Товары
Экспорт
Импорт
|
2400
5600
|
Услуги
Экспорт
Импорт
|
2800
2200
|
Сальдо товаров и услуг
|
-1600
|
Платежи
В
страну
Из страны
|
1350
1800
|
Сальдо текущего
счета
|
-2050
|
ДВИЖЕНИЕ КАПИТАЛА
|
|
Приток
капитала
Отток
капитала
|
5650
3600
|
Сальдо движения
капитала
|
2050
|
Сальдо платежного
баланса
|
0
|
Разница между экспортом и импортом товаров составляет сальдо
видимой торговли (которое называют еще сальдо торгового баланса) и в нашем
примере равна -2200 млн франков. Знак "минус" означает, что Квинталия
заплатила за ввоз иностранных товаров больше, чем получила от вывоза своих.
2. Невидимая торговля - предоставление фирмами Квинталии
услуг фирмам и населению других стран, и наоборот. Поскольку вывоз или ввоз
услуг не сопровождается перемещением чего-то материального через границу, его
называют невидимой торговлей.
Каким образом можно ввозить или вывозить услуги?
Во-первых, в виде транспортных услуг. Видимый экспорт или импорт
нуждается в доставке из одной страны в другую. Если доставку импорта
осуществляют иностранные транспортные фирмы, населению Квинталии придется
заплатить за эти услуги, которые фактически оказываются импортированными вместе
с материальными товарами.
Во-вторых, в виде ввоза или вывоза информации, которая тоже не
видна для глаза. Например, продажа за рубеж технологии производства какого-то
блага или покупка за рубежом консультаций иностранных специалистов.
В-третьих, в виде экспорта или импорта туристического отдыха.
Сектор хозяйства "Гостиницы и рестораны" может обслуживать
иностранных туристов, приехавших для осмотра достопримечательностей Квинталии,
и фактически экспортировать свои услуги. И наоборот, жители Квинталии могут
выезжать в туристические поездки за границу и тратить там деньги на покупку
иностранных товаров и услуг (импорт).
Разницу экспорта и импорта в невидимой торговле называют сальдо
невидимой торговли, а вместе с сальдо видимой торговли оно составляет сальдо
баланса товаров и услуг. Например, в Квинталии это сальдо равно -1600 млн
франков)
3. Платежи - получение дохода от имеющегося за рубежом
имущества или вкладов и выплаты собственникам имущества или вкладов,
используемых в данной стране.
Например, население нашей воображаемой страны может иметь вклады в
иностранных банках или иметь ценные бумаги иностранных фирм или государств, а
предприниматели могут владеть фирмами. Доходы от этого владения поступают в
страну и учитываются в счете платежей.
Строго говоря, такие платежи относятся к невидимой торговле, так
как получение процента на капитал или ренты с имущества фактически является
оплатой предоставляемых услуг капитальных благ в текущем периоде.
4. Движение капитала: жители, фирмы или правительство нашей
воображаемой страны могут использовать часть своих доходов для вложений в
имущество других стран - вкладывать деньги в иностранные банки, покупать акции
иностранных фирм, покупать имущество за рубежом. И наоборот, иностранцы могут
вкладывать деньги в данную страну.
Эти операции не предполагают никакого перемещения материальных
вещей или нематериальных услуг через границу. В случае с покупкой имущества
происходит экспорт или импорт прав собственности. Например, если иностранцы
купили в данной стране участок земли, фактически страна как бы экспортировала
права собственности на этот участок.
Движение капитала имеет свой собственный счет (счет движения
капитала), который в сочетании со счетом текущих операций составляет платежный
баланс.
Рис.2
Платежным балансом называется счет
всех платежей в страну и из страны в течение некоторого периода времени.
Сумма всего видимого и невидимого экспорта, процента и ренты за
имущество за рубежом и притока капитала представляет собой приток денег в
страну.
Сумма всего импорта, платежи иностранным собственникам и вложение
денег за рубежом представляет собой отток денег за границу.
Разница между ними - сальдо платежного баланса - представляет
собой чистое движение денег через границу.
Если, к примеру, сальдо платежного баланса положительно (излишек
платежного баланса), в стране остается неизрасходованная часть денег от сделок
с другими странами. Если сальдо платежного баланса отрицательное (наблюдается
дефицит платежного баланса), неистраченное количество денег останется у
иностранных партнеров данной страны.
В нашем примере сальдо платежного баланса Квинталии равно нулю
(см. таблицу 8.2.1): все выплаты фирмам и населению других стран уравновесили
платежи фирмам и населению Квинталии и никакое чистое движение денег через
границу не происходит.
Почему?
Как вы помните, экспорт и импорт, а с ними и сальдо платежного
баланса зависят от величины валютного курса. Значит, именно валютный курс
оказался таким, что чистое движение денег через границу не происходит.
Следовательно, валютный курс, в свою очередь, зависит от платежного баланса.
Давайте разберем это более подробно.
Валютный курс
Валютный курс устанавливается на рынке валюты точно так же, как
цена любого блага определяется на его рынке. На рынке валюты существует спрос и
предложение, которые совместно определяют цену и объем продаж национальной
валюты в единицу времени.
1. Спрос на национальную валюту любой страны предъявляется
для оплаты ее экспорта. Поскольку фирмы хотят получить выручку в
"своей" валюте, нужно обменять валюту той страны, в которую они
экспортируют свой продукт, на их национальную валюту.
Кто именно будет предъявлять спрос на национальную валюту
(обменивать деньги) - продавец или покупатель - не имеет значения. Если
продавец принимает оплату в иностранной валюте, ему придется самому менять ее
на национальные деньги. Если продавец требует оплаты в национальной валюте,
менять деньги придется его иностранным партнерам.
Кривая спроса имеет отрицательный наклон, который объясняется
зависимостью выгодности экспорта от курса валюты. Чем дешевле стоит валюта, тем
большее количество благ будет выгодно экспортировать.
Фактически кривая спроса на национальную валюту - это кривая
спроса на экспорт в зависимости от цены валюты. Объем продаж валюты
представляет собой стоимость благ, проданных на экспорт, и платежей, которые
иностранцы делают представителям данной страны.
2. Предложение национальной валюты осуществляется с целью
оплаты импорта. Поскольку фирмы, которые продают свои блага данной стране, тоже
хотят получить не ее национальную валюту, а "свои" деньги, для оплаты
импорта нужно купить иностранную валюту на всю стоимость этого импорта.
При этом опять-таки не важно, кто составляет это предложение - фирмы-импортеры
(которые будут менять полученные от продажи продукта "чужие" деньги
на "свои") или покупатели импортных благ (которые должны заплатить за
импорт в иностранной валюте).
Кривая предложения имеет положительный наклон, который объясняется
зависимостью выгодности импорта от курса валюты. Чем дороже будет стоить валюта
данной страны, тем более выгодным будет импорт, и поэтому большее количество
валюты придется обменять для его обеспечения.
Равновесие наступает при таком курсе валюты, когда объем спроса на
нее равен ее предложению. На рис.3- это точка Е: при цене франка 3,8 марки на
него предъявляется спрос в размере 25 000 франков и предложение 25 000 франков.
Рис.3
Рынок национальной валюты уравнивает спрос на национальную валюту
и ее предложение и, следовательно, уравнивает объем экспорта и импорта страны.
При более высоком курсе валюты (например, при 5,5 марки за франк)
импорт превышал бы экспорт, так как первый стал более выгодным, а второй менее
выгодным. На рынке возникло бы избыточное предложение франков, на которые не
нашлось покупателей. Следовательно, цена франка снизилась бы.
При более низком курсе валюты (например, 2,5 марки за франк)
ставший более выгодным экспорт превысил бы ставший менее выгодным импорт и на
рынке возник дефицит франков. Многие фирмы хотели бы купить дополнительное
количество франков для оплаты экспорта, но недостаток предложения был бы
причиной снижения цены франка до равновесного значения 1,2 марки.
Такая система обмена валют и определения их курсов называется гибким
валютным курсом. Любое изменение в условиях, определяющих затраты фирм или
спрос на их продукцию, приведет к изменению валютного курса, который в свою
очередь сбалансирует экспорт и импорт при новых условиях.
5.Развитие туризма в России
Практики
российской туристской индустрии возлагают большие надежды на развитие
внутреннего и въездного туризма в нашей стране. В последнее время
туристские фирмы частично направляют свою деятельность на российские регионы
и страны ближнего зарубежья.
Туризм
в России – это развивающийся комплекс. Поэтому постоянно ведется поиск
новых форм работы на рынке, путей решения, возникающих в данной индустрии
проблем. Но, несмотря на стремительные темпы развития, должного внимания
туризму как сектору национальной экономики России до сих пор не уделяется.
Экономика
связана с извлечением оптимальной выгоды от использования ограниченных
ресурсов. Экономические факторы, которые, как правило, ограничены,
призваны удовлетворять психологические и физические потребности человека.
В
современных условиях экономический аспект в туристском бизнесе обретает
особую значимость, и для эффективного ведения туристского бизнеса предприниматель
должен хорошо разбираться в вопросах экономики туризма.
Экономики
туризма представляет собой науку, изучающую внутренние аспекты
экономических отношений в этой сфере деятельности, причем экономические
отношения рассматриваются на двух уровнях: межотраслевого комплекса
социально-бытовой инфраструктуры и хозяйствующего субъекта туристской
фирмы.
В
соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности
в Российской Федерации» туризм – это временные выезды (путешествия)
граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного
места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых,
спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью
в стране (месте) временного пребывания.
Туризм
как товар реализуется в форме услуг. Услуга туризма, как и услуга,
вообще, есть действие определенной потребительской стоимости, выражающееся
в полезном эффекте, который удовлетворяет ту или иную человеческую
потребность. При этом услуга может быть оказаны либо вещью, т.е. при помощи
товара, либо в процессе функционирования самого живого труда. Указанные
два способа производства услуг обусловливают и два вида самих услуг:материальные
(производственные), нематериальные (непроизводственные), не связанные с
материальными продуктами, производство которых неотъемлемо от их потребления.
Тур
представляет собой комплекс различных услуг (размещение, питание, транспортные
услуги, бытовые, туристские, экскурсионные идр.), объединенных на основе
главной цели путешествия и предоставляемых на определенном маршруте в
определенный срок.
Кроме
того, туристы могут покупать товары туристского назначения,
Совокупность
услуг и товаров туристского назначения называется «туристский продукт».
Турпродукт включает:
. туры,
объединенные по целенаправленности (познавательные, оздоровительные и т.д.);
.
туристско-экскурсионные услуги различных видов (размещение, питание,
транспортные услуги и т.д.);
.
товары туристско-сувенирного назначения (карты, открытки, проспекты, сувениры
и т.д.).
Туризм
можно импортировать в страну и экспортировать из нее.
Расходы
туристов из других регионов представляют собой вклады в экономику данного
принимающего региона. Так, например, туристы из других стран получают свои
доходы у себя на родине, а путешествуя по России, расходуют деньги,
вкладывая их в экономику нашей страны. Таким образом, расходы иностранцев
в стане в туристских целях представляют собой для России туристский
экспорт. Въезжая в данную страну, туристы приобретают опыт и увозят с
собой незабываемые впечатления от поездки.
Туристский
экспорт – это вывоз из страны туристских впечатлений, который
сопровождается одновременным ввозом туристом денег в данную страну.
Туристский
импорт – это ввоз в страну туристских впечатлений, который сопровождается
одновременным вывозом денег туристом из данной страны. Когда туристы из России
совершают путешествия в другие страны, это становится туримпортом в экономику
России. Деньги, потраченные в России иностранными гражданами, являются
туримпортом для экономики тех стран.
При
туристском экспорте направление денежного потока совпадает с направлением
потока туристов, тогда как при экспорте товаров данные потоки направлены
противоположно. Когда поток платежей идет в Россию, значит, что- то было
экспортировано: туристский опыт или товары. Денежные потоки в обоих случаях
идут в одном направлении.
Список использованной литературы
1. Александрова А. Ю. Международный туризм: Учеб/ пособие
для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001.
2. Александрова А. Ю. Структура туристского рынка: Учеб/
пособие для вузов. М.: Соло-Пресс, 2002.
3.Квартальнов В.А. Туризм: Учеб/пособие для вузов 2 изд.
перераб.,. М.:Финансы и статитстика, 2007
4. Квартальнов В. А., Зорин И. В. Экономика туризма. М.:
Финансы и статистика, 2001.
5. Папирян Г. А. Международные экономические отношения:
Экономика туризма. М.: Экономпресс, 2000.
6. Пирожник И. И. Международный туризм в мировом хозяйстве:
Учеб. пособие. Мн.: Белгосуниверситет, 1996.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|