Меню
Поиск



рефераты скачать Транспортное обеспечение внешней торговли: основные понятия и определения

Транспортное обеспечение внешней торговли: основные понятия и определения

Транспортное обеспечение внешней торговли:

основные понятия и определения

Транспорт (от лат. transportare — перемещать, перевозить) — сфера услуг, осуществляющая перевозки людей и грузов. Транспорт включа­ет совокупность путей сообщения и подвижных перевозочных средств, а также различных сооружений и устройств, обеспечивающих их нормальную работу.

В международном товарообмене транспорт занимает особое место. С одной стороны, он является необходимым условием осуществления международного разделения труда; с другой стороны — выступает на международных рынках в качестве экспортера своей продукции, кото­рая представляет специфический товар — транспортные услуги. Таким образом, формируются два различных подхода к роли транс­порта в системе внешнеэкономических связей.

Рассмотрим более детально первый из них. Он гласит: «Транспорт следует рассматривать как необходимую, важную, но все же обеспечи­вающую (вспомогательную) отрасль мирового хозяйства и междуна­родных экономических отношений». Результатом определения такой роли стало широкое распространение понятия «транспортное обеспе­чение ВЭС (внешней торговли)».

Транспортное обеспечение (ТО) следует рассматривать как систему, представляющую совокупность технических, технологических элемен­тов; экономических, правовых, организационных воздействий; форм и методов управления транспортными процессами и операциями.

В рамках ТО находится транспортное обслуживание, которое про­является в системе транспортного обеспечения как конечный резуль­тат деятельности транспортных фирм по выполнению договора пере­возки, представляя собой совокупность средств, форм и методов, обеспечивающих производство транспортной продукции надлежаще­го качества.

Первой особенностью транспортного обеспечения в международ­ных экономических связях является то, что продукция транспорта вы­ступает на международных рынках как объект купли-продажи, и поэ­тому она подвержена воздействию всех факторов, характеризующих развитие мировой экономики в целом. Транспортная продукция реа­лизуется через международные рынки транспортных услуг.

Другая особенность транспортного обеспечения внешнеэкономи­ческих связей — особо острое восприятие и учет на международных транспортных рынках качества транспортного обслуживания, которое проявляется в цене транспортной услуги.

Международный товарообмен и международный транспорт в про­цессе обращения воздействуют друг на друга, находясь в тесной орга­нической взаимосвязи. Развитие международной торговли способст­вует развитию транспорта и совершенствованию его технических средств; в свою очередь, научно-технический прогресс на транспорте способствует развитию международного товарообмена, вовлекая в его сферу все новые рынки товаров.

Невозможно представить ни одну внешнеторговую сделку без участия в ней транспорта — в любом случае товар необходимо доста­вить от продавца к покупателю. Поэтому уровень транспортного обес­печения внешнеэкономических связей оказывает существенное влия­ние на эффективность внешней торговли, проявляясь в цене товара в качестве транспортной составляющей. Качество транспортной услуги (скорость, регулярность, сохранность, надежность) прямо или косвен­но воздействует на формирование самой цены товара, увеличивая ее при высоком транспортном сервисе или уменьшая при низком уровне транспортного обслуживания.

В настоящее время основным источником правового регулирования международных перевозок грузов, пассажиров и их багажа являются международные соглашения. Многие из них охватывают все или несколько видов транспорта. Конвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов 1980г. В процессе регулирования международных перевозок большую роль играют внутригосударственные акты. В РФ это Гражданский кодекс, Воздушный кодекс 1997г., Кодекс торгового мореплавания 1999г., Транспортный устав железной дороги РФ 1998г., Кодекс внутреннего водного транспорта РФ 2001г.

Правовая регламентация международных перевозок тесно свя­зана с деятельностью международных организаций.

Международные транспортные организации возникли в конце XIX в. Они разрабатывают проекты конвенций, унифицирован­ных правил и технических регламентов. Для рассмотрения и при­нятия конвенций международные организации созывают дипло­матические или иные конференции.

Международные транспортные организации создаются по ви­дам транспорта. Наиболее многочисленными являются организа­ции в области водного транспорта (их насчитывается более 100). Из числа межправительственных организаций, безусловно, самой авторитетной является Международная морская организация (ИМО), созданная в 1949 г. Одна из ее основных целей — поощ­рение устранения дискриминационных мер и излишних ограниче­ний со стороны правительств, затрагивающих международное тор­говое судоходство, с тем чтобы мировая торговля могла без дис­криминации пользоваться услугами судоходства. В рамках данной организации разработаны и приняты Афинская конвенция о пе­ревозке пассажиров и их багажа морем 1974 г. (дополнена в нояб­ре 1976 г.), Международная конвенция но облегчению междуна­родного морского судоходства 1965 г. (в дальнейшем неоднократ­но дополнена) и др.

В 1905 г. образована Балтийская и международная морская организация (БИМКО). Основная задача этой неправительствен­ной организации заключается в подготовке и пересмотре про­форм чартеров и другой транспортной документации; издание ти­повых форм перевозочных документов для использования судо­владельцами, а также типовых форм перевозочных документов, рекомендованных родственным организациям или согласованных с представителями заинтересованных сторон.

Полезную работу по унификации транспортной документации осуществляют Международный морской комитет (ММК), Между­народная палата судоходства (МПС), Ассоциация латиноамери­канских судовладельцев (АЛАМАР), Международная ассоциация независимых владельцев танкеров (ИНТЕРТАНКО) и др.

Международные организации по железнодорожному транспорту имеют статус неправительственных организаций. Многие из них являются региональными и занимаются узким кругом проблем. Например, в 1969 г. учреждена Восточно-Африканская железнодо­рожная корпорация. Она занимается координацией перевозок грузов и пассажиров железнодорожным транспортом. В 1975 г. созда­на Европейская конференция по пассажирским тарифам (ЕПК). Целью организации является определение практических мер по проведению единой тарифной политики, что должно способство­вать дальнейшему развитию международных пассажирских перево­зок. ЕПК выполняет функции тарифного союза в рамках отдель­ных железнодорожных сообщений. В 1950 г. создан Европейский союз по железнодорожным перевозкам западноевропейских стран. Основная цель Союза — представление и защита в международных организациях интересов европейских железнодорожных админист­раций во взаимоотношениях с другими международными транс­портными союзами и с национальными транспортными и эконо­мическими администрациями, связанными с перевозками в между­народном сообщении грузов и пассажиров, а также организация и осуществление международных железнодорожных перевозок в пределах транспортной сети стран — членов Союза.

Среди международных организаций по воздушному транспорту наиболее авторитетной является Международная организация гра­жданской авиации (ИКАО). Она создана в 1944 г. как специали­зированное учреждение ООН. Одна из целей ИКАО — предотвра­щение экономических потерь, вызванных неразумной конкурен­цией. В рамках ИКАО разработан и принят ряд конвенций по регламентации международных воздушных перевозок, напри­мер Монреальская конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок (май  1999г.).

Из региональных организаций отметим Арабский совет граж­данской авиации (создан в 1967 г.), Ассоциацию африканских авиакомпаний (1968 г.), Ассоциацию авиакомпаний Европейского сообщества (1980 г.), Ассоциацию дальневосточных авиакомпаний (1966 г.). Основная цель этих организаций — выработка рекомен­даций по унифицированию коммерческо-правовой документации относительно перевозок грузов,  пассажиров и их багажа.

В настоящее время функционирует небольшое число междуна­родных организаций по автомобильному транспорту и автодоро­гам. Так, в 1948г. создана Международная автодорожная федера­ция, в 1904г. — Международная автомобильная федерация, в 1957г. — Международный союз водителей грузовиков дальнего следования и соответствующих транспортных средств. Эти орга­низации занимаются унификацией транспортной документации, правил дорожного движения, стандартизации систем взыскания за нарушение правил перевозки грузов, пассажиров и их багажа.

Из международных организаций по речному сообщению наибо­лее активными считаются Дунайская комиссия и Центральная комиссия судоходства по Рейну. Например, Дунайская комиссия изучает и решает вопросы, касающиеся юридических аспектов судоходства на внутренних водных путях международного значения; готовит необходимые правила относительно коммерческих вопро­сов плавания по Дунаю; разрабатывает единообразные нормы, ка­сающиеся таможенного, санитарного, фитосанитарного надзора; составляет проекты соглашений по упрощению правил перевозок грузов и пассажиров.


 

Международные железнодорожные перевозки

По сравнению с другими видами транспорта железнодорож­ный транспорт имеет серьезные преимущества. Во-первых, он способен перевозить самые различные грузы и выполнять массо­вые перевозки грузов и пассажиров. Во-вторых, железнодорож­ный транспорт имеет большую дальность и относительно высо­кую скорость перевозок. В-третьих, перевозки по железной доро­ге имеют сравнительно низкую себестоимость перевозок и высокую безопасность доставки грузов.

Одним из основных договоров по регламентации железнодо­рожных перевозок является Соглашение о международных пере­возках (КОТИФ) 1980г., учредившее Организацию международ­ного железнодорожного транспорта.

В КОТИФ предусмотрены предельные сроки доставки грузов. Например, общие сроки доставки грузов составляют для грузов большой   скоростью  400  км,   а  для   грузов  малой  скоростью — 300 км в сутки.

Соглашение 1980 г. определяет предельный размер ответствен­ности железных дорог в случае несохранности перевозимых грузов в расчетных единицах МВФ — «специальных правах заимствова­ния» (17 СПЗ, или 51 старый золотой франк на 1 кг веса брутто).

Российская Федерация не является участницей Соглашения
о международных железнодорожных перевозках 1980г., но его положения, связанные с ним инструкции и другие нормативные акты применяются при перевозках российских внешнеторговых грузов в страны Европы и из этих стран в Россию.

Российская Федерация является участницей Соглашения о ме­ждународном железнодорожном сообщении (СМГС) 1951 г. (пере­смотрено в 1992 г.). Оно устанавливает прямое международное сообщение для перевозок грузов между железными дорогами Албании,   Болгарии,   Китая,   КНДР,   Монголии,   Польши,   Румынии, России и ряда других стран.

В соответствии со ст. 7 Соглашения перевозка грузов оформ­ляется накладной, состоящей из трех листов: оригинал наклад­ной; лист выдачи груза; лист уведомления о прибытии груза. Отправитель должен объявить в накладной ценность ряда грузов при предъявлении их к перевозке, например золота, серебра и платины, а также изделий из них; драгоценных камней; ценных мехов; отснятых фильмов; картин; статуй. Железная дорога не обязана проверять правильность и достаточность документов, приложенных отправителем к накладной. При неправильном, не­полном и неточном указании в накладной сведений и заявлений с отправителя  взыскивается  штраф в пятикратном размере провозной платы. В случае перегруза вагона сверх его максимальной грузоподъемности отправитель выплачивает штраф в пятикратном размере провозной платы.

Соглашение определяет сроки доставки грузов большой скоростью и малой скоростью. Эти сроки удлиняются на время задержки для выполнения таможенных и других правил; перерыва в сообщении, происшедшего не по вине железной дороги и временно препятствующее   началу   или   продолжению   перевозки;   задержки, происшедшей в результате изменения договора перевозки.

По прибытии груза на станцию назначения железная дорога обязана  выдать  груз,  оригинал   накладной  и  лист уведомления о прибытии груза получателю.

Железная дорога должна составить коммерческий акт, если во время перевозки или выдачи груза она производит проверку со­стояния груза, его массы или количества мест и если при этом будет установлена полная или частичная утрата груза,  недостача массы, отсутствие накладной и т. д.

Соглашение (разд. V) подробно определяет виды и формы от­ветственности железных дорог. Железная дорога, принявшая груз к перевозке по накладной СМГС, ответственна за выполнение договора перевозки на всем пути следования груза до выдачи его на станцию назначения. Каждая последующая железная дорога, принимая к перевозке груз вместе с накладной, вступает тем са­мым в этот договор перевозки и принимает на себя возникающие по нему обязательства.

Железная дорога ответственна за просрочку в доставке груза и за ущерб, возникший вследствие полной или частичной утраты, недостачи массы, повреждения, порчи или снижения качества груза по другим причинам за время с момента принятия груза к перевозке до выдачи его на станции назначения.

Железная дорога освобождается от ответственности за полную
или  частичную  утрату  груза,  уменьшение  массы,   повреждение,
порчу или снижение по другим причинам  качества груза, если
они, например, произошли: а) вследствие обстоятельств, которые
железная дорога не могла предотвратить и устранение которых от
нее не зависело; б) вследствие ненадлежащего качества груза при
его приемке к перевозке на станции отправления или вследствие
особых естественных свойств груза,  вызвавших его самовозгорание, поломку, ржавчину, внутреннюю порчу и т. д.; в) по вине отправителя   или   получателя   или   вследствие   их   требований, в силу которых нельзя возложить вину на железную дорогу.  

Соглашение подробно регламентирует порядок и размеры воз­мещения за просрочку в доставке груза, снижения качества груза, а также при полной или частичной утрате груза (ст. 25—27). Вы­плата сумм возмещений и штрафов производится в валюте той страны, железная дорога которой производит выплату этих сумм.

Претензии и иски по договору перевозки могут быть заявле­ны  в  течение  9  месяцев,  за  исключением  претензий   и  исков о просрочке в доставке груза, для предъявления которых установлен двухмесячный срок.

В 1989 г. заключена Конвенция о гражданской ответственно­сти за ущерб, причиненный при перевозке опасных грузов автомобильным, железнодорожным и внутренним водным транспорт том (КГПОГ). Цель этой конвенции — установить единообразные правила, обеспечивающие соответствующее и скорейшее возмещение ущерба, причиненного при перевозке опасных грузов cooветствующими видами транспорта.

Согласно ст.  5 субъектом ответственности является перевозчик,   который   с   момента   инцидента   несет   ответственность  за ущерб, причиненный любыми опасными грузами в ходе их пере­возки,  например железнодорожным транспортом.   Если  перевозчик  докажет,   что  ущерб  был   причинен   всецело   или   частично в  результате  поведения  потерпевшего лица,  которое  совершило действие или упущение с намерением причинить ущерб либо по небрежности этого лица, перевозчик может быть полностью или частично освобожден от ответственности перед таким лицом.

Ответственность перевозчика железнодорожным транспортом по искам, предъявляемым в связи с каким-либо одним инцидентом, ограничивается следующими размерами: в отношении исков связанных со смертью или телесными повреждениями — 18 млн расчетных единиц, а в отношении любых других исков — 12 млн расчетных единиц.

Перевозчик может создать фонд в суде или другом компетент­ном органе любого из государств-участников. Любой созданный таким образом фонд служит только для удовлетворения требова­ний по искам, и отношении которых ответственность может быть ограничена на основании Конвенции 1989 г. Фонд может быть создан либо путем внесения суммы в депозит, либо путем пред­ставления банковской гарантии или любого другого обеспечения, допускаемого законодательством государства-участника, в котором создается фонд, и призываемого достаточным судом или другим компетентным органом.

Расчетной единицей согласно ст. 12 Конвенции является еди­ница специальных прав заимствования, как она определена МВФ.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.