Транспортное обеспечение внешней торговли: основные понятия и определения
Транспортное
обеспечение внешней торговли:
основные
понятия и определения
Транспорт (от
лат. transportare — перемещать, перевозить) — сфера услуг, осуществляющая
перевозки людей и грузов. Транспорт включает совокупность путей сообщения и
подвижных перевозочных средств, а также различных сооружений и устройств,
обеспечивающих их нормальную работу.
В международном
товарообмене транспорт занимает особое место. С одной стороны, он является
необходимым условием осуществления международного разделения труда; с другой
стороны — выступает на международных рынках в качестве экспортера своей
продукции, которая представляет специфический товар — транспортные услуги.
Таким образом, формируются два различных подхода к роли транспорта в системе
внешнеэкономических связей.
Рассмотрим более
детально первый из них. Он гласит: «Транспорт следует рассматривать как
необходимую, важную, но все же обеспечивающую (вспомогательную) отрасль
мирового хозяйства и международных экономических отношений». Результатом
определения такой роли стало широкое распространение понятия «транспортное
обеспечение ВЭС (внешней торговли)».
Транспортное
обеспечение (ТО) следует рассматривать как систему, представляющую совокупность
технических, технологических элементов; экономических, правовых,
организационных воздействий; форм и методов управления транспортными процессами
и операциями.
В рамках ТО
находится транспортное обслуживание, которое проявляется в системе
транспортного обеспечения как конечный результат деятельности транспортных
фирм по выполнению договора перевозки, представляя собой совокупность средств,
форм и методов, обеспечивающих производство транспортной продукции надлежащего
качества.
Первой
особенностью транспортного обеспечения в международных экономических связях
является то, что продукция транспорта выступает на международных рынках как
объект купли-продажи, и поэтому она подвержена воздействию всех факторов, характеризующих
развитие мировой экономики в целом. Транспортная продукция реализуется через
международные рынки транспортных услуг.
Другая
особенность транспортного обеспечения внешнеэкономических связей — особо
острое восприятие и учет на международных транспортных рынках качества
транспортного обслуживания, которое проявляется в цене транспортной услуги.
Международный
товарообмен и международный транспорт в процессе обращения воздействуют друг
на друга, находясь в тесной органической взаимосвязи. Развитие международной
торговли способствует развитию транспорта и совершенствованию его технических
средств; в свою очередь, научно-технический прогресс на транспорте способствует
развитию международного товарообмена, вовлекая в его сферу все новые рынки товаров.
Невозможно
представить ни одну внешнеторговую сделку без участия в ней транспорта — в
любом случае товар необходимо доставить от продавца к покупателю. Поэтому
уровень транспортного обеспечения внешнеэкономических связей оказывает
существенное влияние на эффективность внешней торговли, проявляясь в цене
товара в качестве транспортной составляющей. Качество транспортной услуги
(скорость, регулярность, сохранность, надежность) прямо или косвенно
воздействует на формирование самой цены товара, увеличивая ее при высоком
транспортном сервисе или уменьшая при низком уровне транспортного обслуживания.
В настоящее время
основным источником правового регулирования международных перевозок грузов,
пассажиров и их багажа являются международные соглашения. Многие из них
охватывают все или несколько видов транспорта. Конвенция ООН о международных
смешанных перевозках грузов 1980г. В процессе регулирования международных
перевозок большую роль играют внутригосударственные акты. В РФ это Гражданский
кодекс, Воздушный кодекс 1997г., Кодекс торгового мореплавания 1999г.,
Транспортный устав железной дороги РФ 1998г., Кодекс внутреннего водного
транспорта РФ 2001г.
Правовая
регламентация международных перевозок тесно связана с деятельностью
международных организаций.
Международные
транспортные организации возникли в конце XIX в. Они разрабатывают проекты
конвенций, унифицированных правил и технических регламентов. Для рассмотрения
и принятия конвенций международные организации созывают дипломатические или
иные конференции.
Международные
транспортные организации создаются по видам транспорта. Наиболее
многочисленными являются организации в области водного транспорта (их
насчитывается более 100). Из числа межправительственных организаций,
безусловно, самой авторитетной является Международная морская организация
(ИМО), созданная в 1949 г. Одна из ее основных целей — поощрение устранения
дискриминационных мер и излишних ограничений со стороны правительств,
затрагивающих международное торговое судоходство, с тем чтобы мировая торговля
могла без дискриминации пользоваться услугами судоходства. В рамках данной
организации разработаны и приняты Афинская конвенция о перевозке пассажиров и
их багажа морем 1974 г. (дополнена в ноябре 1976 г.), Международная конвенция
но облегчению международного морского судоходства 1965 г. (в дальнейшем
неоднократно дополнена) и др.
В 1905 г.
образована Балтийская и международная морская организация (БИМКО). Основная
задача этой неправительственной организации заключается в подготовке и
пересмотре проформ чартеров и другой транспортной документации; издание типовых
форм перевозочных документов для использования судовладельцами, а также
типовых форм перевозочных документов, рекомендованных родственным организациям
или согласованных с представителями заинтересованных сторон.
Полезную работу
по унификации транспортной документации осуществляют Международный морской
комитет (ММК), Международная палата судоходства (МПС), Ассоциация латиноамериканских
судовладельцев (АЛАМАР), Международная ассоциация независимых владельцев
танкеров (ИНТЕРТАНКО) и др.
Международные
организации по железнодорожному транспорту имеют статус неправительственных
организаций. Многие из них являются региональными и занимаются узким кругом
проблем. Например, в 1969 г. учреждена Восточно-Африканская железнодорожная
корпорация. Она занимается координацией перевозок грузов и пассажиров
железнодорожным транспортом. В 1975 г. создана Европейская конференция по
пассажирским тарифам (ЕПК). Целью организации является определение практических
мер по проведению единой тарифной политики, что должно способствовать
дальнейшему развитию международных пассажирских перевозок. ЕПК выполняет
функции тарифного союза в рамках отдельных железнодорожных сообщений. В 1950
г. создан Европейский союз по железнодорожным перевозкам западноевропейских
стран. Основная цель Союза — представление и защита в международных
организациях интересов европейских железнодорожных администраций во
взаимоотношениях с другими международными транспортными союзами и с
национальными транспортными и экономическими администрациями, связанными с
перевозками в международном сообщении грузов и пассажиров, а также организация
и осуществление международных железнодорожных перевозок в пределах транспортной
сети стран — членов Союза.
Среди
международных организаций по воздушному транспорту наиболее авторитетной
является Международная организация гражданской авиации (ИКАО). Она создана в
1944 г. как специализированное учреждение ООН. Одна из целей ИКАО — предотвращение
экономических потерь, вызванных неразумной конкуренцией. В рамках ИКАО
разработан и принят ряд конвенций по регламентации международных воздушных
перевозок, например Монреальская конвенция для унификации некоторых правил
международных воздушных перевозок (май 1999г.).
Из региональных
организаций отметим Арабский совет гражданской авиации (создан в 1967 г.),
Ассоциацию африканских авиакомпаний (1968 г.), Ассоциацию авиакомпаний
Европейского сообщества (1980 г.), Ассоциацию дальневосточных авиакомпаний
(1966 г.). Основная цель этих организаций — выработка рекомендаций по
унифицированию коммерческо-правовой документации относительно перевозок
грузов, пассажиров и их багажа.
В настоящее время
функционирует небольшое число международных организаций по автомобильному
транспорту и автодорогам. Так, в 1948г. создана Международная автодорожная
федерация, в 1904г. — Международная автомобильная федерация, в 1957г. —
Международный союз водителей грузовиков дальнего следования и соответствующих
транспортных средств. Эти организации занимаются унификацией транспортной
документации, правил дорожного движения, стандартизации систем взыскания за
нарушение правил перевозки грузов, пассажиров и их багажа.
Из международных
организаций по речному сообщению наиболее активными считаются Дунайская
комиссия и Центральная комиссия судоходства по Рейну. Например, Дунайская
комиссия изучает и решает вопросы, касающиеся юридических аспектов судоходства
на внутренних водных путях международного значения; готовит необходимые правила
относительно коммерческих вопросов плавания по Дунаю; разрабатывает
единообразные нормы, касающиеся таможенного, санитарного, фитосанитарного
надзора; составляет проекты соглашений по упрощению правил перевозок грузов и
пассажиров.
Международные
железнодорожные перевозки
По сравнению с
другими видами транспорта железнодорожный транспорт имеет серьезные
преимущества. Во-первых, он способен перевозить самые различные грузы и
выполнять массовые перевозки грузов и пассажиров. Во-вторых, железнодорожный
транспорт имеет большую дальность и относительно высокую скорость перевозок.
В-третьих, перевозки по железной дороге имеют сравнительно низкую
себестоимость перевозок и высокую безопасность доставки грузов.
Одним из основных
договоров по регламентации железнодорожных перевозок является Соглашение о
международных перевозках (КОТИФ) 1980г., учредившее Организацию международного
железнодорожного транспорта.
В КОТИФ
предусмотрены предельные сроки доставки грузов. Например, общие сроки доставки
грузов составляют для грузов большой скоростью 400 км, а для грузов
малой скоростью — 300 км в сутки.
Соглашение 1980
г. определяет предельный размер ответственности железных дорог в случае
несохранности перевозимых грузов в расчетных единицах МВФ — «специальных правах
заимствования» (17 СПЗ, или 51 старый золотой франк на 1 кг веса брутто).
Российская
Федерация не является участницей Соглашения
о международных железнодорожных перевозках 1980г., но его положения, связанные
с ним инструкции и другие нормативные акты применяются при перевозках
российских внешнеторговых грузов в страны Европы и из этих стран в Россию.
Российская
Федерация является участницей Соглашения о международном железнодорожном
сообщении (СМГС) 1951 г. (пересмотрено в 1992 г.). Оно устанавливает прямое
международное сообщение для перевозок грузов между железными дорогами
Албании, Болгарии, Китая, КНДР, Монголии, Польши, Румынии, России и
ряда других стран.
В соответствии со
ст. 7 Соглашения перевозка грузов оформляется накладной, состоящей из трех
листов: оригинал накладной; лист выдачи груза; лист уведомления о прибытии
груза. Отправитель должен объявить в накладной ценность ряда грузов при
предъявлении их к перевозке, например золота, серебра и платины, а также изделий
из них; драгоценных камней; ценных мехов; отснятых фильмов; картин; статуй.
Железная дорога не обязана проверять правильность и достаточность документов,
приложенных отправителем к накладной. При неправильном, неполном и неточном
указании в накладной сведений и заявлений с отправителя взыскивается штраф в
пятикратном размере провозной платы. В случае перегруза вагона сверх его
максимальной грузоподъемности отправитель выплачивает штраф в пятикратном
размере провозной платы.
Соглашение
определяет сроки доставки грузов большой скоростью и малой скоростью. Эти сроки
удлиняются на время задержки для выполнения таможенных и других правил;
перерыва в сообщении, происшедшего не по вине железной дороги и временно
препятствующее началу или продолжению перевозки; задержки,
происшедшей в результате изменения договора перевозки.
По прибытии груза
на станцию назначения железная дорога обязана выдать груз, оригинал
накладной и лист уведомления о прибытии груза получателю.
Железная дорога
должна составить коммерческий акт, если во время перевозки или выдачи груза она
производит проверку состояния груза, его массы или количества мест и если при
этом будет установлена полная или частичная утрата груза, недостача массы,
отсутствие накладной и т. д.
Соглашение (разд.
V) подробно определяет виды и формы ответственности железных дорог. Железная
дорога, принявшая груз к перевозке по накладной СМГС, ответственна за
выполнение договора перевозки на всем пути следования груза до выдачи его на
станцию назначения. Каждая последующая железная дорога, принимая к перевозке
груз вместе с накладной, вступает тем самым в этот договор перевозки и
принимает на себя возникающие по нему обязательства.
Железная дорога
ответственна за просрочку в доставке груза и за ущерб, возникший вследствие
полной или частичной утраты, недостачи массы, повреждения, порчи или снижения
качества груза по другим причинам за время с момента принятия груза к перевозке
до выдачи его на станции назначения.
Железная дорога
освобождается от ответственности за полную
или частичную утрату груза, уменьшение массы, повреждение,
порчу или снижение по другим причинам качества груза, если
они, например, произошли: а) вследствие обстоятельств, которые
железная дорога не могла предотвратить и устранение которых от
нее не зависело; б) вследствие ненадлежащего качества груза при
его приемке к перевозке на станции отправления или вследствие
особых естественных свойств груза, вызвавших его самовозгорание, поломку,
ржавчину, внутреннюю порчу и т. д.; в) по вине отправителя или получателя
или вследствие их требований, в силу которых нельзя возложить вину на
железную дорогу.
Соглашение
подробно регламентирует порядок и размеры возмещения за просрочку в доставке
груза, снижения качества груза, а также при полной или частичной утрате груза
(ст. 25—27). Выплата сумм возмещений и штрафов производится в валюте той
страны, железная дорога которой производит выплату этих сумм.
Претензии и иски
по договору перевозки могут быть заявлены в течение 9 месяцев, за
исключением претензий и исков о просрочке в доставке груза, для
предъявления которых установлен двухмесячный срок.
В 1989 г.
заключена Конвенция о гражданской ответственности за ущерб, причиненный при
перевозке опасных грузов автомобильным, железнодорожным и внутренним водным
транспорт том (КГПОГ). Цель этой конвенции — установить единообразные правила,
обеспечивающие соответствующее и скорейшее возмещение ущерба, причиненного при
перевозке опасных грузов cooветствующими видами транспорта.
Согласно ст. 5
субъектом ответственности является перевозчик, который с момента
инцидента несет ответственность за ущерб, причиненный любыми опасными
грузами в ходе их перевозки, например железнодорожным транспортом. Если
перевозчик докажет, что ущерб был причинен всецело или частично в
результате поведения потерпевшего лица, которое совершило действие или
упущение с намерением причинить ущерб либо по небрежности этого лица,
перевозчик может быть полностью или частично освобожден от ответственности
перед таким лицом.
Ответственность
перевозчика железнодорожным транспортом по искам, предъявляемым в связи с
каким-либо одним инцидентом, ограничивается следующими размерами: в отношении
исков связанных со смертью или телесными повреждениями — 18 млн расчетных
единиц, а в отношении любых других исков — 12 млн расчетных единиц.
Перевозчик может
создать фонд в суде или другом компетентном органе любого из
государств-участников. Любой созданный таким образом фонд служит только для
удовлетворения требований по искам, и отношении которых ответственность может
быть ограничена на основании Конвенции 1989 г. Фонд может быть создан либо
путем внесения суммы в депозит, либо путем представления банковской гарантии
или любого другого обеспечения, допускаемого законодательством
государства-участника, в котором создается фонд, и призываемого достаточным
судом или другим компетентным органом.
Расчетной
единицей согласно ст. 12 Конвенции является единица специальных прав
заимствования, как она определена МВФ.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|