В России энергообеспеченность в сельском хозяйстве не
превышает 350 л.с. на 100 га посевов, что в 1,8 и 2,5 раза меньше, чем в США и
Германии.
На все виды машин резко возросли нагрузки. Так, в среднем по
России нагрузка на 1 трактор составляет 102 га, на 1 зерноуборочный комбайн -
390 га. В США, соответственно, -28 и 82 га, Франции - 12 и 63 га, Германии - 8
и 67 га.
Большинство сельхозтоваропроизводителей не могут изыскать
средства на поддержание имеющейся техники в работоспособном состоянии, не говоря
уже о приобретении новой.
Чтобы достигнуть уровня обеспеченности сельского хозяйства
машинами и оборудованием в соответствии с нормативами, следует увеличить
имеющийся парк в 5-6 раз. Для этого необходимо поставить селу около 1 млн.
тракторов, 400 тыс. зерноуборочных и 150 тыс. кормоуборочных комбайнов единовременно.
В обозримом будущем эта задача не разрешима. Даже при благоприятных условиях
только через 3 года производство зерновых комбайнов может составить, по самым
оптимистическим расчетам, не более 50 тыс. штук, тракторов - не более 80 тысяч.
Это значит, что стабилизация по обеспечению техникой сельского хозяйства без
принятия чрезвычайных мер может наступить через десятки лет.
Для сохранения существующего уровня обеспеченности АПК
техникой ежегодно необходимо закупать ее на сумму не менее 50 млрд. рублей.
Фактически за 1994-2000 годы, т.е. за 7 последних лет, поставлено техники лишь
на 22,6 млрд. рублей. В среднем за один год эта цифра составила около 3 млрд.
рублей, или в 16 раз меньше минимальной потребности.
Экономика и финансовое состояние сельскохозяйственных организаций и
предприятий оказались в крайне тяжелом положении.
Из года в год увеличивающаяся кредиторская задолженность,
почти в семь раз превышающая дебиторскую. Абсолютное большинство
сельскохозяйственных товаропроизводителей не имеет собственных средств для
осуществления инвестиционной и текущей деятельности.
Сельское хозяйство не сможет без помощи государства стабилизировать
и расширить производство своей продукции. Убыточность, полностью расстроенные
финансы, изношенная материально-техническая база сделали большую часть крупных
сельскохозяйственных предприятий неэффективными. Половина крестьянских
(фермерских) хозяйств убыточны, а их показатели эффективности даже ниже, чем у
сельскохозяйственных предприятий.
2.2 Причины кризиса сельскохозяйственного производства
На разрушение агропромышленного производства повлиял целый
комплекс причин. Рассмотрим их во взаимосвязи. Наряду с уже обозначенными -
назовем еще ряд важных причин деградации сельского хозяйства.
1. Аграрные реформы проводились при отсутствии комплексного, научно
обоснованного с учетом российской действительности системного подхода и
программы.
Проводимые
реформы не обеспечили решения главной задачи - создания условий, при которых
было бы обеспечено высокодоходное, конкурентоспособное сельскохозяйственное
товарное производство, или были бы сделаны хоть какие-то подвижки в этом
направлении. Идеология проведения реформ должна была обеспечить сохранение
объемов отечественного сельхозпроизводства при обязательном улучшении качественных
показателей.
2. Диспаритет цен между стоимостью сельскохозяйственной продукции и
стоимостью ресурсов, необходимых для производства этой продукции, привел к
резкому уменьшению собственных оборотных средств сельхозтоваропроизводителей и
лишил возможности вести не только расширенное, но и простое воспроизводство.
Потери сельского хозяйства от дис-паритета цен за годы реформ составили свыше
600 млрд. рублей. Только за 2000 год из села «выкачено» за счет диспаритета цен
более 140 млрд. рублей.
3. Разрыв хозяйственных связей между сельхозтоваропроизводи-телями и
переработчиками сельскохозяйственного сырья, привел к монополизации
перерабатывающих предприятий.
Став монополистами, переработчики резко снизили закупочные
цены на мясо, молоко, зерно и другую продукцию, сделав, таким образом, ее производство
убыточным. Сельхозтоваропроизводители отреагировали сокращением посевных
площадей и поголовья скота. Как следствие этого, переработчики остались без
отечественного сырья. Часть из них выжила благодаря переходу на закупку (часто
с помощью федерального и региональных бюджетов) импортного, в большей части
некачественного сельскохозяйственного сырья.
4. Неэффективное использование выделяемых бюджетных средств. Одной из причин деградации
сельскохозяйственного производства явилось значительное сокращение государственной
поддержки агропромышленного комплекса, особенно сельского хозяйства. Не менее
пагубно отразилось неэффективное и не целевое использование бюджетных средств.
Значительные потери понесли сельхозтоваропроизводители при поставке
своей продукции по заниженным ценам, получая за нее вместо денег векселя,
различные обязательства и другие денежные суррогаты.
5. Негативно на развитии агропромышленного комплекса в
начале проведения реформ отразилась дискриминационная политика государства в
отношении крупных сельхозтоваропроизводителей и переключение средств
государственной поддержки с крупного сельскохозяйственного производства на индивидуального
мелкотоварного фермера.
6. Ухудшение социальных условий жизни на селе. Проблемы
кадрового обеспечения сельского хозяйства.
Среднемесячная зарплата работников, занятых в сельском
хозяйстве, остается самой низкой из всех отраслей экономики и этот разрыв
постоянно увеличивается. Так, если в 1991 году зарплата сельских рабочих
составляла 93% от промышленных, то в 2000 году - 37%. По сравнению с
работниками газовой и нефтеперерабатывающей промышленности зарплата в
сельхозпроизводстве ниже в 20-25 раз. Ухудшение условий жизни на селе, низкие
заработки привели к сокращению сельскохозяйственного производства и «отмиранию»
сельских поселений. При этом процессы образования безлюдных зон в сельской
местности вместе с деградацией посевных площадей, в том числе под Москвой,
проходят довольно быстрыми темпами.
7. Давление продовольственного импорта и гуманитарной помощи.
Как известно, начиная с 1993 года, в Россию хлынул поток
дешевого импортного продовольствия, во многих случаях поддерживаемый федеральным
и региональными бюджетами.
В условиях тяжелейшего положения российского
сельхозтоваро-производителя жесткая конкуренция с иностранными производителями
при отсутствии государственной поддержки и протекционизма привела не только к
спаду отечественного сельхозтоваропроизводства, но и к ликвидации особенно
крупных промышленных животноводческих комплексов, а также сокращению посевов
зерновых и технических культур.
2.3 Основные направления аграрной политики на 2001-2010 годы
Цели и задачи государственной политики по поддержке АПК определены
в одобренных Правительством Российской Федерации документах: "Стратегия
социально-экономического развития России на 2001-2010 годы" и
"Основные направления агропродовольственной политики Правительства
Российской Федерации на 2001-2010 годы".
Основным направлением аграрной политики государства определено
регулирование рынков: продовольственного, земельного, ресурсного.
Однако одно лишь регулирование рынка не способно обеспечить
решение главной задачи аграрной политики - восстановления производства. Наше
разрушенное сельское хозяйство требует радикальных мер со стороны государства.
Речь идет о восстановлении производства во многих случаях почти с нуля.
Потенциал фермерских и личных хозяйств во многих случаях
исчерпан. Для вывода сельскохозяйственного производства хотя бы на
дореформенный уровень следует обеспечить рост его в средних хозяйствах, которые
при незначительной помощи могут восстановить производство продукции.
Продовольственная безопасность как составная часть
национальной безопасности призвана гарантировать удовлетворение потребности в
продовольствии населения страны. Необходимым условием продовольственной
безопасности государства является продовольственная независимость, под которой
понимается удовлетворение основной части потребности населения в продуктах
питания за счет внутреннего производства. По международным меркам
продовольственная независимость достигается при 80 -процентном потреблении
отечественного продовольствия в общем потреблении в стране, исходя из
рациональных норм питания.
В России за последние годы почти в два раза сократилось
производство сельхозпродукции, продовольственная независимость государства по
многим позициям утеряна.
Неуправляемое развитие рыночных отношений приводит к
деградации сельского хозяйства.
Попытки построения систем государственного регулирования АПК
по западному образцу оказались нереализованными. Даже принятые законы "О
закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для
государственных нужд", "О государственном регулировании
агропромышленного производства" не работают. Многие постановления и
распоряжения Правительства Российской Федерации по финансовой поддержке АПК
также не выполнены или же их выполнение проводилось с большим опозданием, что
намного снижало эффективность.
Вследствие значительного снижения за последние годы
среднедушевого уровня питания в стране имеются высокие потенциальные возможности
спроса на продовольствие при росте реальных доходов и при стабилизации цен, что
может стимулировать увеличение производства и рост его эффективности.
Вложения в сельское хозяйство могут вызвать увеличение
спроса на продукцию в других, связанных с ним отраслях. Необходимые
предпосылки для этого имеются. Сохранились предприятия сельскохозяйственного
машиностроения, есть высокий невостребованный научно-технический потенциал и
интенсивные технологии, производится достаточное количество минеральных
удобрений.
Выводы
1. В дореформенный период развитие агропромышленного производства
обеспечивало рост продукции опережающими к росту населения страны темпами. В
80-х годах благодаря увеличению доли сельского хозяйства в национальном доходе
началось преодоление отставания социальной сферы села и выравнивания уровня
оплаты труда в сельском хозяйстве и промышленности. Рентабельность сельского
хозяйства в 1991 году составила 37%. Положительные сдвиги достигались в
основном за счет укрепления материально-технической базы и увеличения
государственной поддержки аграрного сектора.
2. Либерализация экономики и вызванный ею рост цен привели к
быстрому насыщению продовольственного рынка товарами в основном импортного
производства и развитию сферы торговли продуктами. Однако производственная
сфера АПК стала из года в год сокращаться, а ее потенциал снижаться. Возникший
диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства и ресурсы, необходимые для ее
производства, обусловил перераспределение доходов из сельского хозяйства в
другие отрасли экономики. Внешнеторговая экспансия продуктов питания по демпинговым
ценам сделала отечественного товаропроизводителя неконкурентоспособным на
рынке. Финансово-кредитные структуры через высокие проценты изымали оборотные
средства из сельскохозяйственного производства. Все это при многократном
сокращении бюджетной поддержки аграрной сферы обусловило убыточность сельского
хозяйства.
3. Уровень деградации АПК достиг в настоящее время такой
степени, что аграрный сектор стал узким местом в экономике, препятствующим
выходу страны из социально-экономического кризиса. Сельское хозяйство является
источником неплатежей по всей цепочке межотраслевого взаимодействия, так как
такого разрыва между кредиторской и дебиторской задолженностями нет ни в одной
отрасли. Сокращение и старение материально-технической базы сельского хозяйства
создали реальную угрозу продовольственной безопасности страны.
4. Существующая финансовая политика государства в отношении
АПК не в полной мере отвечает целям и задачам выхода экономики из кризиса и
повышения уровня жизни населения. Происходит сокращение в абсолютном и
относительном выражении уровня поддержки аграрной сферы. Стратегические
проблемы выхода АПК из кризиса не решаются.
5. Формирование затрат бюджета на поддержку АПК происходит
без достаточных экономических обоснований. При подготовке и рассмотрении
проекта федерального бюджета не проводится увязка возможностей производства
продовольствия с установленными нормами прожиточного минимума, потребительской
корзины, минимальной оплаты труда, социальных выплат. Отсутствуют методики
оценки эффективности отдельных направлений бюджетной поддержки АПК.
6. В бюджетной политике происходит регионализация поддержки
АПК (свыше 70% поддержки приходится на региональные бюджеты). Такое положение
препятствует формированию единого рыночного пространства, искажает объективную
конкурентную среду, приводит к неоправданной дифференциации в социальных
условиях жизни на селе.
7. Для сельского хозяйства создана система льготного
налогообложения, но она не дает возможности использовать льготы для развития
производства. Взыскание налогов, не обеспеченных реальными источниками,
дестабилизирует экономику сельхозпредприятий, влечет за собой рост кредиторской
задолженности, снижение уровня оплаты труда,
8. В стране не созданы устойчивые федеральные системы
поддержки реализации сельхозпродукции и регулирования продовольственного рынка.
Попытки, связанные с организацией Федеральной продовольственной корпорации,
формированием федеральных продовольственных фондов привели к изъятию средств
бюджета, предназначавшихся для финансирования сельского хозяйства.
9. Низкий уровень производства и неиспользованные мощности делают
отрасль весьма отзывчивой на инвестиции. Структурные преобразования,
технологическое обновление, как показывает практика, обеспечивают снижение
себестоимости продукции в 1,5-2 раза. Помимо высокой прямой отдачи, вложения в
сельское хозяйство могут способствовать росту эффективности в других, связанных
с ним отраслях, и обеспечить значительное увеличение налоговых поступлений в
бюджет.
Учитывая стратегическое значение АПК для развития экономики
страны, ее продовольственной безопасности, необходимо разработать и принять
комплексную программу по его восстановлению и особенно главной его сферы -
сельского хозяйства.
В комплексе мер по восстановлению сельскохозяйственного производства
одним из ведущих направлений определить всемерное увеличение поставок машин и
оборудования для технического перевооружения сельского хозяйства, так как
увеличение поставок техники на условиях финансового лизинга не только дает наибольший
положительный результат для сельхозтоваропроизводителей, но и позволит
восстановить сельскохозяйственное машиностроение с неизбежным ростом
производства в других отраслях экономики. С учетом реально сложившейся
критической обстановкой и технической оснащенности сельхозпроизводства необходимо
увеличить лизинговый фонд. С этой же целью целесообразно выделить
сельхозтоваропроизводителям льготные долгосрочные кредитные ресурсы для
финансирования закупок сельскохозяйственной техники и оборудования.
Следует перейти на принцип финансирования наиболее
эффективных проектов выхода АПК из кризиса, а также проектов, необходимых для
развития экономики страны. В соответствии с этим должна быть перестроена
система государственной поддержки АПК.
Контрольные
вопросы
1.
Место
сельского хозяйства в формировании национального дохода и бюджета страны
2.
Экономическое
состояние сельского хозяйства
3.
Роль
лизинга в сельском хозяйстве
4.
Виды
государственной поддержки сельского хозяйства в области финансирования
5.
Динамика
производства, поступления и выбытия основной сельскохозяйственной техники в
России
6.
Причины
кризиса сельскохозяйственного производства
7.
Основные
направления аграрной политики
8.
Продовольственная
независимость государства, ее сущность, пути достижения
ЛЕКЦИЯ 3. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ
КООПЕРАЦИИ В РОССИИ
План
3.1 Кооперация как форма экономической деятельности
3.2 Развитие кооперации в сельском хозяйстве России в ХIХ - начале ХХ вв.
3.3 Кооперация в годы НЭПа и в последующий период
3.1 Кооперация как форма экономической деятельности
Кооперация (от лат. сcooperation-сотрудничество), 1) форма организации труда, при которой значительное
число людей совместно участвуют в одном или разных, но связанных между собой
процессах труда. В экономике эти процессы называют кооперацией труда. Различают
простую кооперацию, предполагающую однородную работу (например, ловля рыбы,
обработка земли, строительство, торговля, сбор урожая), сложную кооперацию,
основанную на разделении труда, осуществление различных по качеству и сложности
операций. При сложной кооперации боле рационально используются средства
производства, рабочее время и квалификационные возможности участников, что
приводит к росту средней производительности труда;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|