Бюджетный процесс
Введение. 3
1.
Составление проекта федерального бюджета министерством финансов РФ и одобрение
его правительством.. 5
2.
Рассмотрение и утверждение федерального бюджета РФ Федеральным Собранием и
Президентом России.. 13
3.
Исполнение федерального бюджета и утверждение отчета о его исполнении 21
Заключение. 21
Список
литературы.. 33
Введение
Объектом курсовой
работы является бюджетная система и проблемы исполнения бюджетов разных уровней
в РФ.
Актуальность
выбранной для исследования темы заключается в первостепенной важности бюджета
для функционирования национальной экономики, в его формировании и исполнении,
регулирующей роли в использовании ВВП.
Целью исследования
является попытка анализа обоснованности бюджетного планирования и
финансирования государственного бюджета на макро- и микро- уровнях. Для
достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- исследовать
основные черты и принципы бюджетной системы Российской Федерации в условиях
рыночных отношений;
- разобраться в
источниках формирования налоговых и неналоговых поступлений доходной части
бюджетов разных уровней;
- вскрыть
возможности оптимизации доходной и расходной частей государственного бюджета;
- рассмотреть
бюджетную классификацию и ее использование при кассовом исполнении бюджетов
через РКЦ банков;
-
охарактеризовать отдельные звенья бюджетной системы (бюджеты территорий, как
основную финансовую базу органов местного самоуправления) и вскрыть проблемы
бюджетного федерализма;
- изучить условия
возможного бюджетного дефицита и методы его финансирования;
- рассмотреть
понятие государственного долга, его размер и ситуацию с погашением в России.
Цели и задачи
работы определили её композицию. Курсовая работа со- стоит из следующих частей:
В первом вопросе раскрыты основные задачи бюджетного процесса
в РФ и его этапы.
Во втором вопросе рассмотрены порядки обсуждения и утверждения
проекта федерального бюджета в Государственной Думе и Совете Федерации
и подписания его Президентом России.
В третьем вопросе изложена казначейская систему кассового исполнения
федерального бюджета в РФ и приведена сравнительная
характеристика с кассовым исполнением государственных бюджетов в
развитых западных странах.
В качестве
исходной информационной базы привлекались теоретические материалы исследования
различных авторов, учебники и учебные пособия, статистический материал, Законы
о бюджетах на очередной финансовый год (на федеральном уровне, региональном и
местном).
1. Составление проекта федерального бюджета
министерством финансов РФ и одобрение его правительством
Бюджетный процесс
представляет собой регламентируемую нормами права деятельность органов
государственной власти, органов местного самоуправления и участников
бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов
бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению
бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю
за их исполнением (ст. 6 БК).
Возникающие в
процессе данной деятельности общественные отношения регулируются нормами
бюджетного права и являются бюджетными правоотношениями.
Субъектами данных
правоотношений выступают органы государствемной власти, органы местного
самоуправления и иные субъекты.
Бюджетный кодекс
к участникам бюджетного процесса относит:
Президента
Российской Федерации;
органы
законодательной (представительной) власти; органы исполнительной власти;
органы
денежно-кредитного регулирования; органы государственного и муниципального
финансового контроля;
государственные
внебюджетные фонды;
главных
распорядителей и распорядителей бюджетных средств; иные органы, на которые
возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия;
бюджетные учреждения;
государственные и
муниципальные унитарные предприятия, других получателей бюджетных средств;
кредитные
организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.
Участники бюджетного процесса схематически изображены на рис. 1.
УЧАСТНИКИ
БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Президент РФ
|
|
Органы
законодательной власти
|
|
|
Органы
исполнительной
власти
|
|
|
Органы денежно-
кредитного регулирования
|
|
|
Органы
государственного и
муниципального
финансового
контроля
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Государственные
внебюджетные
фонды
|
|
Главные распорядители
и распорядители бюджетных
средств
|
|
Иные органы
|
|
а) бюджетные
учреждения
б) государственные
и муниципальные
унитарные
предприятия
в) другие
получатели
бюджетных средств
г) кредитные
организации,
осуществляющие
операции с
бюджетными
средствами
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
:»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 1. Участники бюджетного процесса в
Российской Федерации
Участниками
бюджетного процесса, обладающими бюджетными полномочиями на федеральном уровне,
являются: Президент Российской Федерации; Государственная Дума и Совет
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации; Правительство Российской
Федерации; Министерство финансов Российской Федерации; Федеральное
казначейство; органы, осуществляющие сбор доходов бюджета; Банк России; Счетная
палата Российской Федерации; государственные внебюджетные фонды; главные
распорядители и распорядители бюджетных средств; иные органы.
В систему
органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят:
финансовые
органы, определяемые указом Президента Российской Федерации;
органы
денежно-кредитного регулирования, т. е. Банк России;
органы
государственного (муниципального) финансового контроля, к которым относятся:
Счетная палата Российской Федерации; контрольные и финансовые органы
исполнительной власти; контрольные органы законодательных органов субъектов
Федерации и представительных органов местного самоуправления.
Бюджетные
полномочия законодательных органов включают:
рассмотрение и
утверждение бюджетов и отчетов об их исполнении; последующий контроль за
исполнением бюджетов;
формирование и
определение правового статуса органов, осуществляющих контроль за исполнением
бюджета соответствующего уровня бюджетной системы, и иные полномочия.
Бюджетные
полномочия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления
связаны с:
составлением
проекта бюджета;
внесением его с
необходимыми документами и материалами на утверждение законодательного органа;
исполнением
бюджета;
управлением
государственным, муниципальным долгом;
ведомственным
контролем за исполнением бюджета;
представлением
отчета об исполнении бюджета и с другими полномочиями.
Бюджетные
полномочия Банка России направлены на:
совместную с
правительством страны разработку и представление на рассмотрение
Государственной Думы основных направлений денежно-кредитной политики;
обслуживание
счетов бюджетов; осуществление функций генерального агента по государственным
ценным бумагам Российской Федерации.
Большая роль по
исполнению бюджета возлагается на главных распорядителей и распорядителей
бюджетных средств.
Главным
распорядителем средств федерального бюджета является орган государственной
власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального
бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств,
определенный ведомственной классификацией расходов федерального бюджета.
Главными
распорядителями средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств
местного бюджета выступают орган государственной власти субъекта Российской
Федерации, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право
распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и
получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного
бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего
бюджета.
Распорядитель
бюджетных средств, к которым относится орган государственной власти или орган
местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства по
подведомственным получателям бюджетных средств.
Получателем
бюджетных средств в бюджетном процессе выступает бюджетное учреждение или иная
организация, имеющая право на получение бюджетных средств в соответствии с
бюджетной росписью на соответствующий год.
Первой стадией
бюджетного процесса является разработка проекта бюджета, чему предшествуют
составление прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации,
субъектов Федерации, муниципальных образований и отраслей экономики, а также
подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы
исполнительной власти разрабатывают проекты бюджетов.
Бюджетная
политика государства на очередной финансовый год содержится в Бюджетном
послании Президента Российской Федерации, которое направляется Федеральному
Собранию не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году.
Составление
проектов бюджетов — исключительная прерогатива Правительства Российской
Федерации, соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления. Непосредственно составление
проектов бюджетов возложено на Министерство финансов Российской Федерации,
финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Составление проекта федерального бюджета начинается не позднее чем за 10
месяцев до начала очередного финансового года. Первая стадия состоит из
нескольких этапов.
Первый этап
формирования федерального бюджета — разработка федеральными органами
исполнительной власти и выбор Правительством Российской Федерации
плана-прогноза функционирования экономики на очередной финансовый год.
Второй этап
формирования федерального бюджета — распределение федеральными органами
исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования на очередной
финансовый год в соответствии с функциональной и экономической классификациями
расходов бюджетов страны и по получателям бюджетных средств, а также ряд иных
полномочий. Завершается данная стадия тем, что с 15 июля по 15 августа года,
предшествующего очередному финансовому году, Правительство Российской Федерации
рассматривает проект бюджета и иные сопутствующие ему документы и материалы,
представленные Министерством финансов Российской Федерации, Министерством
экономического развития и торговли Российской Федерации, другими федеральными
органами исполнительной власти, и утверждает проект федерального закона о
федеральном бюджете для внесения его в Государственную Думу.
Второй стадией
бюджетного процесса является рассмотрение и утверждение бюджета.
Одновременно с
проектом федерального закона о федеральном бюджете Правительство Российской
Федерации вносит в Государственную Думу проекты федеральных законов: о внесении
изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации о налогах и
сборах; о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; о
тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на очередной
финансовый год — до 1 августа.
Проект
федерального закона о федеральном бюджете в течение трех дней направляется в
Совет Федерации, комитеты Государственной Думы, другим субъектам права
законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в
Счетную палату Российской Федерации на заключение.
Государственная
Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на
очередной финансовый год в четырех чтениях.
В первом чтении —
в течение 30 дней со дня внесения в Думу Правительством Российской Федерации. В
случае отклонения в первом чтении проекта этого закона Государственная Дума
может: передать его в согласительную комиссию, включающую представителей Думы,
Совета Федерации и Правительства Российской Федерации; вернуть в Правительство
Российской Федерации на доработку на срок до 20 дней; поставить вопрос о
доверии Правительству Российской Федерации.
Страницы: 1, 2, 3
|