Бюджет движения
денежных средств показывает, что у организации в 1-м и 2-м периодах будет
дефицит денежных средств, поэтому необходимо своевременно позаботиться о
привлечении краткосрочных кредитов. При принятии решение о привлечении
краткосрочных кредитов следует учитывать время поступлений платежей и размер
платы за использование кредитных ресурсов. В конце 3 и 4 кварталов у организации
появляются свободные денежные средства. Руководству необходимо рассмотреть
мероприятия по рациональному использованию свободных средств.
2.2.Основные
этапы составления бюджета предприятия
1.Цель
составления бюджета деятельности предприятия и основные его задачи доводятся до
лиц, ответственных за его составление. Такой целью может быть, например,
увеличение объема продаж продукции, которая пользуется наибольшим спросом у
потребителей.
2.Определение
факторов, ограничивающих достижение поставленной цели. Примером фактора может
являться объем выпуска продукции. На величину объема влияют такие факторы, как
покупательский спрос на продукцию, выявленный на основе изучения рынка данного
продукта; потенциальные производственные возможности предприятия, определенные
на основе комплексного анализа деятельности предприятия.
3.Подготовка
программы бюджета. Например, программа сбыта должна содержать объем и
ассортимент сбыта, который определяется исходя из потребительского спроса и
уровня производства предприятия.
4.Первоначальная
подготовка бюджета в производственных подразделениях. Процесс подготовки должен
идти снизу вверх, т.е. бюджет рождается на низшем уровне руководства, затем
совершенствуется и координируется на более высоких уровнях.
Бюджет должен
составляться подразделениями, которые задействованы в его формировании, с
учетом данных за прошедшие периоды и возможных изменений условий в будущем.
Для структурных
подразделений каждого уровня целесообразно формировать бюджет с учетом
следующих функциональных бюджетов:
·
фонда
оплаты труда – отражаются затраты на оплату труда; на его основе определяются
платежи во внебюджетные фонды (пенсионный, социального и медицинского
страхования, занятости и т.д.),
·
материальных
затрат – предусматривается потребность в средствах, необходимых для
финансирования текущей деятельности, на его основе определяются платежи
сторонним организациям;
·
потребления
энергии – включаются затраты на электро – и тепловую энергию, воду, пар и т.п.,
что необходимо для технологического процесса. На его основе рассчитывается
потребность в средствах на платежи по определенному виду энергии;
·
амортизации
– включаются затраты на текущий и капитальный ремонт, реновацию,
амортизационные отчисления. По данному бюджету можно судить об инвестиционной
политике подразделения, организации в целом. Средства, указанные в данном
бюджете, могут быть использованы в качестве оборотных средств организации;
·
прочих
расходов – отражаются прочие расходы (командировочные, транспортные и т.п.).
Такой бюджет позволяет оценивать структуру финансовых расходов организации,
выявлять резервы по наименее важным финансовым расходам.
Примерная система
бюджетов структурных подразделений представлена ниже.
Вид бюджета
|
Размер бюджетов подразделений,
тыс.руб.
|
Итого по предприятию
|
Производственное
|
Функциональная служба
|
Непроизводственное подразделение
|
Материальных затрат
|
3000
|
400
|
50
|
3450
|
Фонда оплаты труда
|
1000
|
700
|
210
|
1910
|
Отчисления с фонда оплаты труда
|
260
|
182
|
55
|
497
|
Энергопотребления
|
380
|
100
|
45
|
525
|
Амортизации
|
210
|
20
|
18
|
248
|
Прочих расходов
|
350
|
120
|
24
|
494
|
Итого по подразделению
|
5200
|
1522
|
402
|
7124
|
На основе этих
бюджетов производственных подразделений формируется сводный, комплексный
бюджет организации (в следующ.табл.), который полностью охватывает всю базу
финансовых расчетов организации.
Сводный бюджет
дополняется следующими функциональными бюджетами;
·
бюджет
погашения кредитов и займов – отражаются операции по погашению кредитов и
займов в строгом соответствии с планом-графиком платежей;
·
налоговый
бюджет – отражаются все налоги и обязательные платежи в федеральный бюджет, а
также в бюджеты других уровней, во внебюджетные фонды (пенсионный, социального
и медицинского страхования, занятости и т.д.).
Система
бюджетов организации
Вид бюджета
|
Размер бюджетов на период, тыс.руб.
|
Материальных затрат
|
3450
|
Фонда оплаты труда
|
1910
|
Энергопотребления
|
525
|
Амортизации
|
248
|
Прочих расходов
|
494
|
Кредитный бюджет
|
210
|
Налоговый бюджет
|
1740
|
Сводный бюджет
|
8577
|
5.Обсуждение и
координация бюджета с вышестоящим руководством. Сформированные бюджеты на
низшем к-м уровне должны анализироваться и координироваться подразделением,
которое объединяет их на (к-1)-м уровне. При этом изучаются соотношения
показателей бюджета одного уровня, что позволяет на каждом уровне принимать
согласованные, приемлемые решения для каждого подразделения. На каждом уровне
составляется сметный счет прибылей и убытков, баланс и отчет о движении
денежных средств.
6.Характеристика
и анализ сводного бюджета организации. На основе бюджетов каждого уровня составляется
сводный, комплексный бюджет.
Составляющими
сводного бюджета являются:
·
исходные
прогнозируемые данные;
·
производственная
программа;
·
баланс
прибылей и убытков;
·
баланс
организации;
·
отчет о
движении денежных средств.
Сводный бюджет
организации состоит из доходной и расходной частей. Бюджет организации является
оптимальным, если доходная часть равна расходной части.
Доходная часть
бюджета планируется на основе сметы продаж продукции и плана финансовых
поступлений от прочих источников, остатков средств на балансовых счетах.
Расходная часть
отражает такие статьи затрат, как: налоги в бюджет, заработная плата, платежи
во внебюджетные фонды, затраты сырья и материалов, оплата электроэнергии,
выплаты по кредитам с учетом процентов, прочие расходы.
Форма сводного
бюджета организации представлена ниже.
Сводный бюджет
организации на период
Доходная часть
|
Расходная часть
|
Статья дохода
|
Значение, тыс.руб.
|
Статья расхода
|
Значение, тыс.руб.
|
1.Выручка от реализации продукции
(работ, услуг)
|
8151
|
1.Налоги в бюджет и внебюджетные
фонды
|
1740
|
2.Доход от внереализационных
операций
|
230
|
2.Заработная плата
|
1910
|
3.Остатки средств на банковских
счетах на начало планового периода.
|
105
|
4.Закупка сырья и материалов
|
3450
|
4.Кредиты и займы
|
650
|
5.Оплата энергоресурсов
|
525
|
|
|
6.Выплата по кредитам с учетом
процентов
|
210
|
|
|
7.Прочие расходы
|
494
|
Итого доходов
|
9036
|
Итого расходов
|
8329
|
Разность между доходами и расходами
|
707
|
Если доходная
часть меньше расходной части, то имеет место дефицит бюджета. В этом случае
необходимо пересмотреть расходную часть бюджета. На основе учета мнений ведущих
специалистов организации могут быть разработаны различные подходы, уменьшающие
расходы. При пересмотре статей затрат следует учитывать приоритетность
следующих статей:
- заработная плата
работников в расчете на производственную программу;
- платежи во
внебюджетные фонды;
- затраты на
закупку материалов, комплектующих и т.д., необходимых для выполнения
производственной программы;
- оплата
потребляемых энергоресурсов;
- выплаты налогов
в федеральный бюджет и бюджеты других уровней.
7.Окончательное
принятие бюджета. Утверждение бюджета осуществляется на высшем - первом
уровне, там составляется обобщенный (генеральный) бюджет, который включает:
отчет о прибылях и убытках, бюджет баланса и отчет о движении денежных средств.
После утверждения
обобщенный бюджет направляется во все центры ответственности организации.
Принятый бюджет служит основанием для исполнения бюджета руководителями всех
центров ответственности.
2.3.Управление
процессом бюджетирования предприятия
Система
управления бюджетированием представляет собой комплексную систему, основными
элементами которой являются следующие центры ответственности:
·
по
доходам, основными функциями которого являются принятие решений по управлению
маркетингом и коммерции (формирует смету продаж на основе прогноза сбыта,
заключает договоры, контракты и т.п.);
·
по
расходам, основными функциями которого являются задачи управления
производственным процессом и его техническим обеспечением (формирование бюджета
закупок сырья материалов, комплектующих с учетом производственной программы,
формирование бюджета текущего и капитального ремонта оборудования и т.п.);
·
По
прибыли, основными функциями которого является управление финансами и
экономикой (прогноз прибылей и убытков, формирование налоговых и страховых
платежей и т.п.);
·
По
инвестициям, основными функциями которого являются управление техническим
развитием, решение кадровых вопросов.
Система
управления включает несколько уровней управления.
Управление
бюджетированием начинается с назначения директора по бюджету, который несет всю
ответственность за исполнение бюджета, подготовительный процесс, стандартизацию
проектных форм, сбор и сопоставление данных, проверку информации и
предоставление отчетов.
Высший уровень –
комитет по бюджету, который формируется из руководителей верхнего звена
управления организацией, а также может включать внешних консультантов. Комитет
является постоянно действующим органом, занимается объективной проверкой
стратегических и финансовых планов, дает рекомендации, разрешает возникшие
разногласия и оперативно вносит корректировки в деятельность организации.
Второй уровень
включает отделы, отвечающие за подготовку частных бюджетов (производственный,
снабжения, маркетинга, планово-экономический, финансовый и т.д.).
Третий уровень –
отделы, участвующие в подготовке бюджета (бухгалтерия, отдел главного механика,
отдел главного энергетика, технический отдел, производственные цеха).
С учетом статей
затрат организации между этими уровнями существует тесная взаимосвязь, которая
отражена ниже.
Бюджет по статье затрат
|
Подразделение,
ответственное за формирование бюджета
|
Согласующие подразделения
|
Утверждение бюджета
|
Срок утверждения
|
Материальные затраты
|
Плоново-экономическая служба
|
Производственная служба, финансовая
служба, бухгалтерская служба
|
Директор по экономике
|
За 10 дней до начала действия
бюджета
|
Фонд оплаты труда
|
Плоново-экономическая служба
|
Производственная служба, финансовая
служба, бухгалтерская служба, снабженческая служба
|
Директор по экономике
|
За 10 дней до начала действия
бюджета
|
Потребление энергии
|
Плоново-экономическая служба
|
Производственная служба, финансовая
служба, бухгалтерская служба, служба главного энергетика
|
Директор по экономике
|
За 10 дней до начала действия бюджета
|
Амортизация
|
Плоново-экономическая служба
|
Производственная служба, финансовая
служба, бухгалтерская служба, службы главного механика и энергетика
|
Директор по экономике
|
За 10 дней до начала периода
|
Прочие расходы
|
Плоново-экономическая служба
|
Производственная служба, финансовая
служба, бухгалтерская служба, службы главного механика и энергетика
|
Директор по экономике
|
За 10 дней до начала периода
|
Погашение кредитов
|
Финансовая служба
|
Финансовая служба, бухгалтерская
служба
|
Директор по экономике
|
За 10 дней до начала периода
|
Налоги и платежи
|
Финансовая служба
|
Финансовая служба, бухгалтерская
служба
|
Директор по экономике
|
За 10 дней до начала действия
бюджета
|
Для осуществления
контроля исполнения бюджета целесообразно использовать двухуровневую систему контроля:
Первый, верхний –
контроль исполнения бюджетов всех структурных подразделений осуществляет
финансовая служба и бухгалтерия;
Второй, нижний –
контроль за исполнением бюджетов подразделений.
Контроль и анализ
исполнения бюджета
Контроль должен
осуществляться с помощью специально разработанных правил, необходимых для
выявления отклонений фактических состояний бюджетов от плановых.
Данные правила
должны позволять:
·
Оперативно
анализировать фактические отклонения от плановых значений;
·
Разрабатывать
мероприятия по устранению причин роста непроизводственных затрат;
·
Своевременно
представлять руководству организации аналитические материалы по исполнению
соответствующих бюджетов и сводного бюджета.
Особое внимание
следует уделять расходной части комплексного бюджета, так как от качества
управления затратами зависит эффективность финансово – хозяйственной
деятельности организации.
В течение
бюджетного периода необходимо сопоставлять фактические результаты по каждой
составляющей комплексного бюджета, в том числе по функциональным бюджетам со
сметными значениями. Результаты сравнения должны оформляться и представляться
составителями смет для своевременного и объективного внесения изменений в
последующие периоды.
Контроль исполнения
бюджетов должен осуществляться с учетом следующих принципов:
1.
Проведение
текущего и итогового контроля.
Текущий контроль
позволяет оценивать промежуточные результаты исполнения каждого бюджета
непосредственно в ходе отчетного периода, выявлять отклонения от плановых
заданий.
Учет отклонений
ведется на основе бухгалтерского учета и отчетности с использованием данных
оперативного учета. Так, например, анализ отклонений по основному
(операционному) бюджету предприятия проводится на основе отчета о финансовых
результатах. Пример отчета о финансовых результатах по итогам отчетного
бюджетного периода приведен ниже.
Отчет о
финансовых результатах предприятия
Показатели
|
План, тыс.руб.
|
Доля в выручке, %
|
Факт, тыс.руб.
|
Доля в выручке по факту
|
Отклонения тыс.руб.
|
Отклонение доли, %
|
1.Выручка
|
8151
|
100
|
8090
|
100
|
-61
|
0
|
2.Себестоимость реализованной
продукции
|
5200
|
63,80
|
5450
|
67,37
|
250
|
3,57
|
3.Валовая прибыль
|
2951
|
36,20
|
2640
|
32,63
|
-311
|
-3,57
|
4.Коммерческие и управленческие
расходы
|
494
|
6,06
|
520
|
6,43
|
26
|
0,37
|
5.Прибыль
|
2457
|
30,14
|
2120
|
26,21
|
-337
|
-3,93
|
6.Налоги
|
590
|
7,24
|
530
|
6,55
|
-60
|
-0,69
|
7.Чистая прибыль
|
1867
|
22,91
|
1590
|
19,65
|
-277
|
-3,26
|
8.Доля валовой прибыли в выручке, %
|
|
36,20
|
|
32,63
|
|
-3,57
|
9.Рентабельность продаж по чистой
прибыли
|
|
22,91
|
|
19,65
|
|
-3,26
|
По расчетным
данным данной таблицы, следует, что чистая прибыль предприятия меньше
запланированной прибыли на 277 тыс.руб. Это снижение связано с уменьшением
объема продаж на 61 тыс.руб., увеличением себестоимости реализованной продукции
на 250 тыс.руб., коммерческих и управленческих расходов на 26 тыс.руб.
Произошло уменьшение налоговых отчислений за счет снижения выручки (налоговая
база для НДС), прибыли (налоговая база для расчета налога на прибыль).
Качество
управления основной деятельностью снизилось. При снижении объема продаж на –
0,75% себестоимости реализованной продукции увеличилась на 4,81% ((5450
тыс.руб. – 5200 тыс.руб.) : 5200 тыс.руб. х 100%), при этом доля себестоимости
в выручке увеличилась на 3,57%. Это привело к снижению уровня управления
производственной деятельности, так как доля валовой прибыли в выручке снизилась
на 3,57%. Произошло снижение общего уровня менеджмента, так как рентабельность
продаж по чистой прибыли снизилась на 3,26%.
Каждый отчетный
период целесообразно разделить на совокупность единичных периодов, например,
год – на единичные периоды, продолжительность каждого из них – четыре недели. В
этом случае контроль позволяет на основе полученных выводов, устанавливать
причины отклонений фактических знаний от плановых по прошедшему единичному
периоду, выявлять внутренние резервы, вносить своевременно корректировки в
хозяйственную стратегию и тактику предприятия с целью повышения эффективности и
улучшения финансового состояния предприятия.
Итоговый контроль
оценивает работу ответственных за исполнение бюджетов лиц, создает предпосылки
для проведения изменений в деятельности организации;
2.Проведение
контроля не только в целом по организации, но и по каждому структурному
подразделению в разрезе статей затрат;
3.Выявление
причин и виновников отклонений от исполнения планов;
4.Корректировка
смет с учетом мероприятий по устранению отрицательных отклонений.
Составление и
анализ исполнения каждого бюджета должно представлять собой непрерывный
динамический процесс, в котором участвуют все основные подразделения предприятия,
перечисленные ниже.
Система контроля
за формированием и исполнением сводного бюджета организации
Этапы бюджета
|
Подразделения, ответственные за
этап
|
Согласование по этапам
|
Контроль
|
Утверждение
|
Формирование доходной части
|
Плоново-экономическая, финансовая
службы
|
Дирекция, бухгалтерская служба
|
Бухгалтерская служба
|
Директор
|
Формирование расходной части
|
Плоново-экономическая, финансовая
службы
|
Дирекция, бухгалтерская служба
|
Бухгалтерская, финансовая службы
|
Директор
|
Исполнение доходной части
|
Плоново-экономическая, финансовая
службы
|
Дирекция, бухгалтерская служба
|
Бухгалтерская служба
|
Директор
|
Исполнение расходной части
|
Плоново-экономическая, финансовая
службы
|
Дирекция, бухгалтерская служба
|
Бухгалтерская служба
|
Директор
|
Вывод
Все доходы и
расходы располагаются в бюджетах по единой бюджетной классификации,
представляющую собой группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней с
присвоением объектам классификации группировочных кодов. Это обеспечивает
сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.
В данной курсовой
работе подробно раскрыты поставленные цели и задачи касающиеся темы «бюджетного
устройства». Важно было выявить как формируется бюджет организации, его
распределение и использование.
Изучив бюджет, мы
видим, как организация «Восход» управляет, распределяет и составляет бюджет.
По данному примеру можно судить, что организация «Восход» не имеет больших
доходов, в некоторых случаях расходы приравниваются к доходам, что приближает
организацию к банкротству.
Главным
средством перераспределения служат финансы, которые состоят из
государственного бюджета и внебюджетных фондах. Если расходы равны его доходам,
то бюджет называется сбалансированным. Та сумма, на которую в данном году
расходы превышают доходы, составляет бюджетный дефицит.
Литература
1.
Борисов Е.Ф. Основы экономической теории. М., 2003
2.
Казаков А.П., Минаева Н.В. Экономика. М., 1999.
3.
Курс экономической теории /Под ред. Чепурина М.Н., Киселёвой Е.А.
Киров, 2002.
4.
4.Финансы/Под ред. Родионовой В.М. М.,2003.
5.
Управленческий учет. Теория. Под ред. Шалаева Н.А. 2006
6.
Финансовое право Тедеев А.А. 2006
7.
Финансы организации Незамайкин В.Н. 2006
8.
Управленческие решения Чудновская С.Н. 2006
9.
Бухгалтерский управленческий учет. Казалов А.Н. 2006
10.
Бухгалтерский управленческий учет. Васильева Л.С. 2006
11.
Бухгалтерский управленческий учет. Вахрушина М.А. 2000
12.
Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России. 2-е
изд., перераб., и допол. – Дело и Сервис 2004
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|