Сущность налогообложения
ВВЕДЕНИЕ
I.
Сущность налогообложения.
1. Сущность налогов.
2.Функции
налогов.
3.
Принципы построения Российской налоговой системы.
4.Элементы
налога.
4.1.
Субъект налогообложения (налогоплательщик).
4.2.
Носитель налога.
4.3.
Объект налогообложения.
4.4.
Масштаб налога и единица налогообложения.
4.5.
Налоговая база.
4.6.
Налоговая ставка.
4.7.
Налоговый период и срок уплаты.
4.8.
Порядок уплаты налогов и сборов.
4.9.
Способы уплаты налога.
4.10. Налоговые льготы.
II.
Виды налогообложения.
1.
Виды налогов.
1.1.Подоходный
налог с физических лиц.
1.2.Налог
на добавленную стоимость.
1.3.Акцизы.
1.4.Государственные
пошлины.
1.5.
Таможенные сборы и пошлины.
III. Налоговая система Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ
Система налогообложения складывалась на
протяжении всей истории человечества. Начальные формы налогообложения следует
искать в жертвоприношениях храмам, поскольку последними на заре развития
человечества выполнялись важнейшие функции в организации общественной жизни.
Отсюда требования к определенным жертвам в пользу храма, которые постепенно
стали носить более или менее систематический характер, вследствие чего
«приношение» постепенно превратилось в «выплату или сбор».
Сначала выплаты и сборы (налоги) взимались в
виде различных податей и служили дополнением к различным трудовым повинностям
или формой дани с покоренных народов, а по мере развития товарно-денежных
отношений налоги приобрели денежную форму.
Определение понятия « налог » тесно связано с
категорией «Государство».
Любому государству для осуществления его функций необходимы
определенные финансовые средства, свой бюджет. Государство для формирования
бюджета использует различные источники доходов, но на сегодняшний день
человеческий опыт не знает более эффективного способа собирания денежных
средств, чем налоги. В любом государстве налоги составляют по сравнению с
другими источниками доходов большую доходную часть бюджета. В Российской
Федерации их доля составляет 80%.
Налоги обеспечивают реализацию социальной, экономической,
оборонной и других функций государства. Они идут на содержание государственного
аппарата, армии, правоохранительных органов, финансирование образования,
здравоохранения, науки. Из собранных в виде налогов средств государство строит
школы, высшие учебные заведения, больницы, детские дома, государственные
предприятия; платит зарплату преподавателям, врачам, государственным служащим,
стипендии и пенсии. Часть средств идет на социальные пособия пожилым и больным
людям, защиту здоровья матери и ребенка, окружающей среды и т.д.…
Хотя налоги чаще вызывают возмущение, чем
одобрение общества, без них ни одно государство существовать не сможет.
Известный философ Ф.Бэкон говорил: « Священный долг каждого гражданина –
платить налоги».
Я выбрала тему налогообложения, т.к. она очень актуальна
именно в России, в стране с развивающимися рыночными отношениями, где
большинство предпринимателей, юридических и физических лиц пытаются уклониться
от уплаты налогов, следуя высказыванию классика политической экономики А.Смита,
что « всякий налог плох », и потому, что в России издается много новых законов,
постановлений, указов, противоречащих друг другу.
I. Сущность налогообложения.
1. Сущность налогов.
Налогообложение –
это совокупность законов, правил и практических приемов, относящихся к сбору
налогов.
Налогообложение –
процесс установления и взимания налогов в стране, определение видов, объектов
величин налоговых ставок, носителей налогов, порядка их уплаты, круга
юридических и физических лиц в соответствии с выработанной налоговой политикой.
Изъятие государством в свою пользу
определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и
есть сущность налога.
Существует несколько признаков налогов:
1.
С точки зрения экономической науки налоги есть
особая форма перераспределения, узаконенное нарушение отношений собственности.
Снять это противоречие призван такой институт, как парламент, первой функцией
которого исторически являлось санкционирование, а позднее и установление
налогов. С тех пор существует принцип, отраженный в конституциях большинства
государств, гласящий, что только парламент правомочен устанавливать налоги.
Таким образом, законодательное оформление является первым
признаком налога.
Законодательство Российской Федерации
о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса, введенного в действие с 1
января 2004 года и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах
и сборах.
Согласно ст.4 НК РФ
федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти
субъектов РФ, исполнительные органы местного самоуправления, органы
государственных внебюджетных фондов в предусмотренных законодательством о
налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам
налогообложения, которые не могут изменять или дополнять законодательство о
налогах и сборах.
Министерство РФ по налогам и сборам, Министерство финансов
РФ, Государственный таможенный комитет РФ, органы государственных внебюджетных
фондов издают обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и
методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами,
которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах,
т.е. носят рекомендательный, методический характер и могут применяться лишь при
условии соответствия закону.
2.
Налоги взимаются государством без
какого-либо встречного предоставления с его стороны лицу, уплачивающему налог.
Поэтому можно говорить о другой черте налога – это
индивидуально-безвозмездные платежи.
Слово «индивидуально» необходимо, так как в широком смысле
средства, полученные с помощью налогов, все равно используются на нужды
общества, и в этом смысле налог есть платеж возмездный. Данный признак
позволяет отличить налог от других платежей; в частности от сборов и
пошлин, которые уплачиваются за определенное встречное предоставление.
Наука финансового права понимает под сбором плату за
предоставление какого-либо права (сбор за право торговли), а под пошлиной
–плату за совершение юридически значимых действий (госпошлина за подачу
искового заявления в суд или за оформление загранпаспорта).
В Российском законодательстве не приводится различие между
налогом, сбором, пошлиной, которые объединяются в одном слове «налоги».
3.
Налог является обязательным платежом,
что выражается в одностороннем его установлении и взимании при наличии объекта
налогообложения вне желания налогоплательщика. Кроме того, его обязательность поддерживается
государственным принуждением, наличие которого также необходимо
для получения полного представления о природе налога. Ведь без угрозы
применения государственного принуждения налог превращается в добровольное
пожертвование.
4.
Налог не носит характер санкции
за совершенное правонарушение, не носит характер наказания. Этот признак
позволяет отличить его от конфискации имущества, штрафа.
Из приведенных признаков налогов выводится определение:
Налог – это обязательный,
индивидуально-безвозмездный платеж юридических и физических лиц, установленный
законодательным органом власти, обеспечиваемый государственным принуждением и
не носящий характер наказания.
2.Функции налогов.
Функции налогов – это
проявление сущности налогов в действии.
Выделяют 4 основные функции:
1.
Фискальная -
заключается в том, что налоги являются важнейшим поступлением денежных
средств в государственный бюджет.
2.
Регулирующая
– используется государством для регулирования экономики страны путем повышения
или понижения ставки налога.
Все эти меры оказывают влияние на темп развития
производства, а также определяют уровень жизни населения.
3.
Распределительная – с помощью налогов государство изымает часть доходов, концентрирует
эти средства в бюджете и затем направляет их на реализацию экономических и
социальных программ.
4.
Контрольная
– позволяет государству учитывать доходы организаций и предпринимателей,
разрабатывать рекомендации по совершенствованию системы налогообложения и
выявлять случаи неполной или несвоевременной уплаты налогов.
3. Принципы построения Российской налоговой системы.
Налоговая система – это
совокупность налогов и сборов, взимаемых государством, а также принципов,
методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля.
Принципы налогообложения определены в Налоговом Кодексе
РФ.
1. Налоги устанавливаются
законом.
Данный принцип означает, что налог должен быть напечатан
(ст. 13-15 НК РФ).
Кроме того, в НК определены все элементы налога.
2. Принцип всеобщности налогообложения.
Согласно этого принципа каждая организация и физическое
лицо должны участвовать в финансировании общегосударственных расходов с помощью
уплаты налогов, т.е. каждый обязан платить законно установленные налоги и
сборы.
3. Принцип равного налогообложения.
Он предполагает равенство всех плательщиков перед
налоговыми законами.
4. Принцип справедливости.
Согласно этого принципа каждый плательщик обязан принимать
участие в финансировании расходов государства, соразмерно своим расходам и
доходам.
5.
Налоги должны быть экономически эффективны.
Т.е. суммы платежей по каждому налогу должны многократно
превышать затраты по их сбору.
6. Однократность налогообложения.
Один и тот же объект не может облагаться налогами одного
вида два раза за один период налогообложения.
7.
Налоги не должны препятствовать реализации
гражданами своих конституционных прав.
Как бы велики ни были потребности государства в финансовых
средствах, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в
хозяйственной деятельности.
Этот принцип предполагает зависимость налога от размера
получаемого дохода, т.е. физические и юридические лица, имеющие более высокие
доходы, выплачивают и большие налоги и наоборот.
Рациональность данного принципа заключается в том, что
существует, естественно, разница между налогом, который взимается из расходов
на потребление предметов роскоши, и налогом, который хотя бы даже в небольшой
степени удерживается из расходов на предметы первой необходимости. Брать
ежемесячно по 50000 руб. у лица получающего 500 тыс. руб. дохода вовсе не
значит лишать его источника средств к существованию и определенных удобств
жизни. И разве можно сравнить этот эффект с тем, когда берут 500 руб. у
человека с доходом в 5000 руб. Жертва последнего не только больше, но и вообще
несоизмерима с жертвой первого. Дело в том, что мы, потребители действуем
всегда рационально, т.е. в первую очередь мы тратим свои доходы на товары и услуги
первой необходимости, затем на не столь необходимые товары и т.д.
Данный принцип представляется справедливым и
рациональным, однако, проблема заключается в том, что пока нет строгого
научного подхода в измерении чьей-либо возможности платить налоги.
Налоговая политика правительства строится в
соответствии с социально-экономической сущностью государства, в зависимости от
взглядов правящей политической партии, требований момента и потребности
правительства в доходах.
8. Принцип удобного налогообложения.
Каждый должен точно знать, какие налоги, когда и в каком
порядке он должен платить. Порядок налогообложения устанавливается заранее,
размеры налога (что и по какой ставке облагается налогом) и сроки его уплаты
известны заблаговременно.
9. Принцип определения в законе перечня прав и
обязанностей налогоплательщиков и налоговых органов.
Общепризнанные принципы: однократный, обязательный характер уплаты налога, простота и гибкость.
4.Элементы налога.
Для того чтобы налоги можно было взыскать, закон должен
содержать некоторый набор информации, который сделает налог определенным, такой
информации, которая позволяет установить лицо, обязанное уплачивать налоги,
условия возникновения этой обязанности, размер налогового обязательства,
порядок его исполнения и т.д. Эта информация называется элементами закона
о налоге. Конкретное содержание элементов определяет своеобразие
каждого отдельно взятого налога. Элементы налога прописаны в НК РФ.
Рассмотрим, к чему приводит неполное установление и
определение элементов закона о налоге.
С одной стороны, это приводит к законной возможности
уклонения от уплаты налогов, хотя об уклонении здесь можно говорить лишь с
большой долей условности, ведь обязанность уплатить налог, не может считаться
установленной. Так, в числе плательщиков налога на добавленную стоимость были
указаны иностранные фирмы, осуществляющие деятельность на территории России, но
не имеющие постоянного представительства. Однако в отношении них не был
определен порядок уплаты налога, в результате чего эти юридические лица вполне
законно налог на добавленную стоимость не уплачивали.
С другой стороны, неполное установление и определение
элементов закона о налоге приводит к злоупотреблениям со стороны налоговых
органов, которые пытаются самостоятельно установить налоги, расширительно
толковать положения закона о налоге.
Элементы налога отражают социально-экономическую
сущность налога, его родовые признаки. Характеристика элементов налога
используется в законодательных актах и нормативных документах государства, определяющих
условия налогообложения, его организации, порядок исчисления и взимания
налогов, его администрирование.
Элементы любого закона о налоге можно подразделить на существенные
и факультативные. Существенными элементами считаются
такие, без полного установления и определения которых налог не может считаться
установленным. К факультативным относят такие элементы, которые хотя и
не влияют на наличие обязанности уплачивать налог, однако повышают гарантии его
уплаты, делают закон более гибким по отношению к различным категориям
налогоплательщиков.
К существенным элементам закона о налоге
относят:
4.1. Субъект налогообложения (налогоплательщик).
Согласно статьи 19 НК РФ налогоплательщиками и
плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в
соответствии с НК возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
Организации –
юридические лица, образованные в соответствии с законодательством России
(российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и
другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью,
созданные в соответствии с законодательством иностранных государств,
международные организации, их филиалы и представительства, созданные на
территории Российской Федерации (иностранные организации).
Местом нахождения российской организации считается место ее
государственной организации.
Обособленное подразделение организации – любое территориально обособленное от нее
подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие
места. Признание обособленного подразделения организации производится таковым
независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или
иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий,
которыми наделяется указанное подразделение. Рабочее место считается
стационарным, если оно создается на срок более 1 месяца.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|