Меню
Поиск



рефераты скачать Сущность и содержание территориальной обороны

В те же годы возник вопрос о дроблении внутренних войск, подчинении их по месту дислокации автономным республикам. B.C. Корнев и Ф.Э. Дзержинский решительно воспротивились таким попыткам. Принцип централизованного руководства внутренними войсками неуклонно отстаивался и приводился в жизнь, преодолевая попытки ряда автономных республик иметь «свои» части войск ВОХР. Такая тенденция проявилась со стороны руководства Татарской АССР и Туркестана.

Вопрос был урегулирован постановлением ВЦИК от 27 мая 1920г., в котором говорилось: "В целях сохранения единства организации войск ВОХР и постановки дела внутренней охраны и обороны РСФСР войска ВОХР Татарской автономной республики (также и других автономных республик), обслуживающие ЧК, Наркомпрод и Наркомпуть, являющиеся в то же время резервом Красной Армии, находятся в общем порядке в полном подчинении во всех отношениях начвойск ВОХР РСФСР".[5]

Немало усилий потребовалось и для урегулирования взаимоотношений с Туркреспубликой по поводу подчиненности войск ВОХР на территории Средней Азии.

Подобные тенденции сепаратистского характера возникали и в дальнейшем. Стремления растащить эти войска по национальным квартирам были однажды даже санкционированы центральной властью в 1960 году, когда Президиум Верховного Совета СССР упразднил общесоюзное Министерство внутренних дел и передал части внутренних войск в подчинение МВД союзных республик. Централизованное руководство войсками и охраной восстановили в 1966 году, когда было создано союзно-республиканское Министерство охраны общественного порядка СССР, а в его составе образовано Главное управление внутренних войск, внутренней и конвойной охраны. Данное учреждение в 1968 году переименовано в МВД СССР, а ГУВВВиКО - в ГУВВ.

1.09.1920 г. войска внутренней охраны, вобрав в себя караульные части и другие местные формирования, объединившись с частями сил обороны, жандармерии, водмилиции, реформировались в войска внутренней службы Республики (ВНУС). Это позволило прийти к более удобной и экономной форме организации тыловых войск, лучше и рациональнее использовать их на ниве территориальной обороны. Действия всевозможных банд, хотя и носили локальный характер, но охватывали обширные регионы страны. Распыленность местных гарнизонов, нечеткое разграничение задач полевых и тыловых войск, отсутствие единого командования на местах потребовали изменить систему управления войсками. Сектора были упразднены. Во главе войск стоял командующий, при нем был штаб, а в военных округах вводилась должность командующих войсками ВНУС округа. Это на данном этапе сблизило войсковое и общеармейское командование. Борьба с бандитизмом стала общеармейским делом, повысилась ответственность должностных лиц военных округов в организации операций и руководстве войсками, совместной работе с местным населением и т.д.

Подводя итоги проведенной реформе, командующий войсками В.С.Корнев писал, что войска ВНУС получили более стройную организацию. Вместе с тем он предостерегал от ошибок и отклонений и настаивал на том, чтобы местная власть в лице губисполкомов "ясно и точно уяснила себе новую организацию войск и линию командования ими, уяснила и не смешивала с работой войск функции военкоматов и принимала бы все зависящие от нее меры к тому, чтобы части войск Внуслужбы, расположенные на территории губерний, как по состоянию снабжения и прочего довольствия, так и по авторитету и подготовленности командиров и политруководителей, были бы всегда боеспособны и могли бы, особенно в ответственные моменты, стать действительным военным центром и опорой губернии".[6]

На завершающем этапе гражданской войны войска ВНУС сыграли заметную роль в обеспечении безопасности тыла. В докладе Главкома С.С.Каме от 28 декабря 1920г. слияние войск ВНУС с полевыми частями характере лось как вполне закономерный процесс.

Это видно и из Положения о местностях, объявленных на военном положении (в редакции, принятой ВЦИК и СТО 30.Х.1920 г.), в котором сказано, что в этих случаях в состав президиума губисполкома наряду с губвоенкомом должен входить старший командующий войсками ВНУС б губернии, котором поручалась вся военно-оперативная работа.

Это исходило из изменения военно-политической обстановки, диктовалась переходом от войны к миру.

Постановлением Совета Труда и Обороны от 19 января 1921г. войска ВНУС переданы в военное ведомство за исключением войск ВЧК, железнодорожной и водной милиции. На войска ВЧК возлагалась охрана государственных границ, транспорта и выполнение оперативных заданий ВЧК.

В соответствии с решениями высших партийных и государственных органов постановлением Президиума ВЦИК от 6 февраля 1922г. ВЧК была преобразована в Государственное политическое управление (ГПУ) при НКВД РСФСР. В связи с этим войска ВЧК реорганизованы в войска ГПУ.

Начальник войск ГПУ Э.С.Кадомцев в докладе па имя зам. председателя ГПУ И.С.Уншлихта от 7.IX. 1922 г. изложил план реорганизации войск, высказался за повышение роли начальника войск (он должен быть заместителем председателя ГПУ), укрепление принципа централизации руководства войсками и предложил все войска специального назначения сосредоточить в системе ГПУ. Постановлениями СТО от 27.IX. 1922г. в подчинение ГПУ были переданы конвойная стража и пограничная охрана. Таким образом, войска ГПУ состояли из пограничных, конвойных и внутренних частей.

С образованием СССР этот орган становится общесоюзным. Теперь он носит название Объединенное государственное политическое управление (OГПУ) при Совете народных комиссаров. Соответственно войска ГПУ в ноябре 1923г. становятся войсками ОГПУ.

В Положении об Объединенном государственном политическом управлении и его органах говорилось, что в распоряжении ОГПУ "состоят особые войска в количестве, установленном Советом Труда и Обороны Союза ССР, подчиненные во всех отношениях председателю Объединенного государственного политического управления или его заместителю".[7]

1.4. Основные вехи строительства войск в межвоенном периоде (1923 -1941)


Согласно приказу ГПУ № 405 от 27.IX. 1923г. центральным органом оперативного и административного управления войсками стал аппарат Главной инспекции войск, который возглавлял начальник отдела погранохраны и Главный инспектор войск ГПУ.

Проводившаяся в то время военная реформа оказала свое влияние на вооруженные формирования ОГПУ, хотя в их составе не было территориально-милиционных частей, т.к. все они оставались кадровыми.

В ноябре 1926г. создается Главное управление погранохран войск ОГПУ (ГУПО и ВОГПУ). На местах войска подчинялись: начальникам управлений погранохраны и войск (УПВО), а остальных районах - начальникам инспекций войск ОГПУ округа, края, области.

Функции войск были расширены. Важное значение имело Постановление Правительства СССР от 12 мая 1927г., на основании которого вводилась военизированная охрана (ВОХР) для охраны предприятий и сооружений, имеющих особое значение для государства, и воинская охрана объектов, имеющих исключительное значение для обороны страны (промышленные войска). Позже на войска ОГПУ возложена была и охрана железнодорожного транспорта: стрелковая охрана НКПС согласно постановлению СНК СССР от 4 декабря 1931г. передана ОГПУ, возникли железнодорожные части войск ОГПУ.

Согласно Уставу службы внутренних войск (утвержден приказом ОГПУ СССР в 1931г.) на эти войска возлагались следующие задачи:

- борьба с бандитизмом,

- обслуживание органов ОГПУ,

- охрана правительственных учреждений,

- охрана государственных ценностей,

- охрана особо важных промышленных предприятий и сооружений,

- сопровождение воинских и особо важных грузов.

В конце 1931г. к ним добавилась охрана железнодорожных сооружений.

Постановлением ЦИК СССР от 10 июля 1934г. создается Народный комиссариат внутренних дел СССР, в состав которого вошло Главное управление пограничной и внутренней охраны, реорганизованное из бывшего ГУПО и ВОГПУ.

Перестройке подверглись и периферийные органы управления охраной. В округах вместо инспекций формируются управления внутренней охраны (УВО). Вновь созданные и реорганизованные управления пограничной и внутренней охраны НКВД обрели большую возможность оперативно и качественно влиять на служебно-боовую деятельность подчиненных им частей.

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 17 сентября 1934г. упразднено Цен­тральное управление конвойных войск, передав последние в НКВД СССР. Конвойные части вошли в систему ГУПВО (в дальнейшем - ГУПВВ).

В связи с возросшим объемом задач изменилась численность войск. Согласно постановлению Комитета обороны при СНК СССР от 20 апреля 1938г. она составила: войска оперативного назначения - 25120 чел., войска охраны промышленных объектов и государственных сооружений - 41149 чел., войска охраны железнодорожных сооружений - 50200 чел., конвойные войска - 28800 чел., военные училища - 13238 чел., зенитно-артиллерийские и зенитно-пуле-метные части - 3000 чел.

В феврале-марте 1939г. произошла коренная перестройка войсковых аппаратов: вместо единого главка (Главного управления пограничных и внутренних войск, опустошенного в результате репрессий 30-х годов), образовано шесть войсковых аппаратов (по видам деятельности). Для координации их деятельности учрежден пост заместителя наркома внутренних дел по войскам. В такой структуре войска вступают в начавшуюся 22 июня 1941г. Великую Отечественную войну.

2. Место и роль внутренних войск в территориальной обороне


Бытует мнение, что в эти годы либо совсем, либо в очень малой степени уделялось внимание данной проблеме. Будто к охране тыла действующей армии в случае войны страна не готовилась, и потому, мол, многие вопросы этой проблемы не были разработаны своевременно и их пришлось решать уже в ходе Великой Отечественной войны. Позволю себе не согласиться с этим мнением и попробую доказать обратное.

После гражданской войны ее опыт интенсивно научно разрабатывался и изучался, шли дискуссии, печатались статьи. Но кроме публичных выступлений в печати и на кафедрах военно-учебных заведений, на государственном уровне в закрытом порядке теоретические вопросы реализовывались в практические действия. Готовились соответствующие документы, а заложенные в них рекомендации и предписания проверялись в вооруженных конфликтах, после чего снова углубленно изучались, в них вносились коррективы и новые положения.

В данном случае речь идет о постановке проблемы использования пограничных и внутренних войск для охраны тыла в случае войны. Рассмотрение этого вопроса в историческом аспекте имеет не только познавательное значение. В целом эта проблема как одна из составляющих частей обороноспособности страны не утратила своей актуальности и сегодня, поскольку участие в территориальной обороне является одной из важных задач внутренних войск в современных условиях.

Благодаря заранее разработанным, тщательно продуманным в свое время проведенным в жизнь подготовительным мероприятиям стало возможным с первых дней Великой Отечественной войны ввести в действие такую систему охраны войскового тыла фронтов, которая бесспорно показала и доказала; свою высокую эффективность.

Во время войны наши союзники по доброй воле советской стороны получили возможность ознакомиться с системой организации охраны тыла, выразили свое восхищение.

Вскоре после гражданской войны начались разборки соответствующих мобилизационных планов, в которых предусматривались меры усиления охраны важных объектов промышленности, транспорта, обеспечения оперативных нужд органов государственной безопасности, создания сил и резервов борьбы с вражеской агентурой, локализации возможных антиправительственных выступлений, быстрой ликвидации бандпроявлений и т.п.

Уже в мае 1923 года Штаб РККА и Штаб войск ГПУ согласовывают план мобилизационного развертывания пограничных и внутренних войск. 11 и 1923г. РВСР утверждает этот план. В дальнейшем он неоднократно корректировался.

Весьма интересны и теоретические разработки в данной области. В докладе члена РВС СССР П.П.Лебедева "Государственная оборона (организация подготовки к обороне)" автор высказывает свои соображения о "борьбе с неизбежными попытками" противника вести "разлагающую работу в нашей стране и армии", рассматривает этот вопрос в разделе “Охранение порядка”. Бывший подполковник русской армии, добровольно перешедший в Красную Армию, использует старый термин в новых условиях на основе правильно принятой исторической преемственности в данном вопросе. По мнению автора доклада, задачи в этой области должны быть предусмотрены планами охраны государственных учреждений и сооружений, имеющих стратегическое особо важное значение, а также транспорта и границ.

На основе опыта гражданской войны в докладе подчеркивается необходимость специальной подготовки вооруженных сил для выполнения этих задач, как на театре военных действий, так и в освобожденных от противника районах.

В июне 1924г. Штаб РККА И Главная инспекция войск ОГПУ согласовывают порядок разработки схемы развертывания пограничных и внутренних войск, выделив два основных вопроса:

-                   порядок охраны границ в период военных действий,

-                   охрана и оборона тыла в военное время (поддержание порядка, борьба с бандитизмом, дезертирством, охрана коммуникаций и промышленных районов).

В Штабе РККА по данному вопросу состоялось специальное совещание, рекомендации которого легли в основу дальнейших разработок в этой области.

На основе опыта гражданской войны были основательно разработаны вопросы территориальной обороны, как бы мы назвали их по-современному.

В обстоятельной записке от 4 июня 1925г. зампред РВС СССР И.С.Уншлихт касается проблемы взаимодействия ОГПУ и НКПС в деле охраны порядка. "В минувшую гражданскую войну, - пишет он, - охрана революционного порядка страны и путей сообщения возлагалась на полевые войска или на войска внутренней охраны (ВОХР и ВНУС), отнимая от действующей армии значительное количество вооруженных сил... Между тем ответственность за охрану революционного порядка и транспорта по самому существу вопроса в целом должна ложиться на органы ОГПУ. В части охраны революционного порядка в стране ОГПУ будет иметь в своем распоряжении помимо своих специальных органов внутренние войска, которые на военное время должны быть существенно усилены".

Эти соображения и легли в основу направленных в Совет Труда и Обороны предложений о привлечении войск ОГПУ и стрелковой охраны НКПС к службе охраны пограничной полосы и охране порядка в военное время.

9 июля 1925г. вопрос был рассмотрен и СТО принял постановление "О привлечении войск ОГПУ и НКПС к службе охраны пограничной полосы в военное время, охране революционного порядка и обороне путей сообщения внутри страны в военное время". На погранвойска возлагалась временная (в пределах 15 суток) охрана погранполосы с целью проведения мобилизации и развертывания, после чего погранвойска должны отводиться в тыл в распоряжение ОГПУ.

Внутренние войска соответственно усиленные должны были при этом обеспечить порядок внутри страны.

В середине 1927г. в связи с усилившимися провокациями капиталистических государств против СССР вопрос о подготовке страны к обороне приобрел особое значение. IV съезд Советов по докладу К.Е. Ворошилова принял постановление "Об обороне страны и состоянии Рабоче-крестьянской Красной Армии", в котором поручил ЦИК и СНК СССР наряду с углублением дружеских связей со всеми государствами усилить работу по укреплению вооруженных сил и обороне страны. Был разработан 5-летний план строительства Вооруженных Сил. На комиссии по рассмотрению этого плана был также обсужден вопрос о 5-летнем плане охраны тыла страны и строительства войск ОГПУ. Был заслушан доклад начальника ГУПО и войск ОГПУ З.Б.Кацнельсона и принято соответствующее решение. В дальнейшем план охраны тыла и строительства войск ОГПУ неоднократно корректировался.

Неоценимый вклад в разработку этого плана внес Б.М. Шапошников. 16 января 1930г. Штаб РККА представил в РВС СССР доклад "Об охране тыла в военное время". Этот заслуживающий пристального внимания документ свидетельствует, насколько прозорливо за десять лет до Отечественной войны ставились важнейшие вопросы обеспечения безопасности тыла страны в случае агрессии извне.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.