Меню
Поиск



рефераты скачать Сущность и содержание территориальной обороны

Сущность и содержание территориальной обороны

САРАТОВСКИЙ ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ

КАФЕДРА: Тактики Внутренних Войск.




КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Тема: «СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОБОРОНЫ».

 






 

Выполнил:________________________

Научный руководитель:





Саратов 2005

Содержание

Введение. 3

1. Историко-политический аспект территориальной обороны.. 4

1.2. Сущность и значение. 4

1.2. Централизация или автономия?. 7

1.3. Внутренние войска в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции (1918-1922 гг.) 8

1.4. Основные вехи строительства войск в межвоенном периоде (1923 -1941) 15

2. Место и роль внутренних войск в территориальной обороне. 18

3.Организация охраны тыла во время конфликта на КВЖД, боевых действий в районе Халхин-Гола. 23

Заключение. 30

Список использованной литературы.. 31

Введение.


Моя работа, содержащая характеристику территориальной обороны, ее историческом развитии, дает представление о структуре и содержании.

Рассматривая тему своей работы, я преследовал цель подробного  изучения данного термина. Для её достижения необходимо проанализировать выше обозначенные вопросы:

·                   раскрыть понятия, виды, структуру территориальной обороны;

·                   дать четкую историческую справку данному элементу;

·                   проанализировать вопрос территориальной обороны во внутренних войсках.

Для достижения указанных целей и представлена, излагаемая мною курсовая работа.

1. Историко-политический аспект территориальной обороны

 

1.2. Сущность и значение


Термин "территориальная оборона" (ТО) стал активно употребляться в прессе и литературе сравнительно недавно - в конце 90-х гг. Не было его в военно-энциклопедических изданиях прошлых лет. Лишь недавно понятие территориальной обороны было объяснено в энциклопедии, посвященной МВД, в которой помещена словарная статья на эту тему. В книге дается следующее определение ТО: "Система правовых, военных и общегосударственных оборонных мероприятий, проводимых дислоцированными на определенной территории РФ разнородными силами для защиты объ­ектов и коммуникаций, как в мирное, так и в военное время от действий противника, совершения диверсионных и террористических актов, а с вводом режима военного положения - его установления и поддержания".[1]

ТО стала употребляться в официальных документах, в том числе в законодательстве о внутренних войсках.[2]

В сегодняшнем мире территориальная оборона приобретает особенно большое значение. Актуальность этого дела очевидна.

Отличительными особенностями ТО являются ее локальный, ограниченный в пространстве характер; совместное участие в ее осуществлении военных и гражданских властей, взаимодействие войск, милиции, органов госбезопасности и других служб. Исключительную роль приобретают местная администрация, региональные органы управления силовых структур, дислоцирующиеся на данной территории воинские части.

Если термин ТО кажется новым, возникшим лишь сравнительно недавно, то обозначаемое им понятие известно давно. Ретроспективный взгляд в прошлое позволит проследить эволюцию привлечения органов внутренних дел и внутренних войск к исполнительной деятельности в области ТО.

Обеспечение внутренней безопасности, или, как в старину говорили, "тишины и спокойствия" - важнейшая функция государства. Носителями и исполнителями этой функции являются учреждения, структуры, специально созданные для охраны общественного порядка, соблюдения установленных правил и норм, исполнения законов, борьбы с преступностью, недопущения противоправных действий, ликвидации и крайних проявлений в форме вооруженных выступлений, мятежей и т. п. Для этих целей в дореволюционной России была создана военно-охранительная система, составными частями которой были полиция (военизированная организация), жандармерия, внутренняя стража. В необходимых случаях к охранительной деятельности привлекалась армия.

В Положении для внутренней стражи (основополагающий документ этой организации, утвержденный 3 июля 1811г. императором Александром I) изложены следующие ее функции: исполнение закона и приговоров суда, охранение либо восстановление внутреннего порядка, включая: поимку воров, преследование и истребление разбойников, и рассеяние запрещенных законом скопищ, усмирение неповиновений и буйств, поимку беглых, ушедших преступников и дезертиров, охранение порядка и спокойствия церковных обрядов всех исповеданий, а также на ярмарках, торгах, народных и церковных празднествах, провожание казны, отражение нужных часовых к присутственным местам, принятие и провожание рекрут, преступников, арестантов и пленных, спасательные действия при разливах рек, пожарах и других стихийных бедствиях".

В положении особо подчеркивалось, что при несении службы в карауле, до­зоре или целым отрядом внутренняя стража обязана:

1) брать под стражу и представлять губернскому начальству людей, настигнутых на самом деле в преступлении, буйстве либо насилии против лица или имущества...

2) захватывать сборища воров и разбойников".

При сравнении с задачами современных внутренних войск явно обнаруживается почти полное сходство.

Наша отечественная история интересна и поучительна. Она содержит огромный опыт правоохранительной деятельности, а также устройства и строительства предназначенных для этой цели специальных вооруженных формирований, как в мирное, так и в военное время.

Уже в Отечественной войне 1812 года можно увидеть зачаточную форму охраны войскового тыла и гарнизонной службы, развившиеся впоследствии в гражданской и особенно в Великой Отечественной войнах. То есть речь идет о тех видах и формах территориальной обороны, которые характерны для охранительной деятельности внутренних войск в военное время.

Так, в 1812г. Могилевский батальон внутренней стражи нес гарнизонную службу, а с приближением неприятеля вступил в бой, добился успеха, чем заслужил благодарность от командующего 2-й армией генерала от инфантерии князя П.И. Багратиона. После изгнания французских войск внутренние батальоны возвратились на свои прежние места дислокации, были усилены, поскольку "по обстоятельствам нынешней войны настоит необходимая нужда в содержании достаточных гарнизонов для устройства и охранения всякого порядка".[3]

Во время Крымской войны 1853-1856гг. внутренние гарнизонные батальоны были усилены на 3600 чел. (каждый батальон доведен до 1000 чел. по штатам военного времени). И это было не напрасно. На северо-западных рубежах империи воинам 1-го Архангелогородского батальона и Кольской инвалидной команды 10-11 августа 1854г. пришлось принять участие в отражении нападения с целью захвата Колы, а несколько ранее та же команда защитила Соловецкий монастырь. Ревельский батальон, отличившийся в охране района Балтийского побережья, был по повелению императора удостоен вручения Знамени.[4]

 

1.2. Централизация или автономия?


Это немаловажный вопрос. Кому должно подчиняться такое войско, как должна решаться при этом проблема его территориального управления и размещения? При создании внутренней стражи в 1811 году эти вопросы возникли сразу.

Военный министр М.Б. Барклай-де-Толли, в чьем ведомстве разрабатыва­лись основополагающие документы о внутренней страже намеревался целиком подчинить ее себе, а инспектора (так первоначально назывался начальник ВС) сделать своим дежурным генералом. Император Александр I воспротивился этому. Как свидетельствует в своих записках первый начальник внутренней стражи (с 1816г. командир Отдельного корпуса внутренней стражи - ОКВС) генерал-адъютант граф Е.Ф. Комаровский, император заявил военному министру: "Граф Комаровский мой генерал-адъютант, и я хочу, чтобы он был между мной и вами". Тем самым была подчеркнута значимость и специфическая особенность созданного войска и определена его своеобразная автономия.

На руководство внутренней стражей претендовали министр полиции генерал-лейтенант А.Д. Балашов. Он считал, что батальоны и команды внутренней стражи должны непосредственно подчиняться губернаторам и городничим по месту дислокации, в противном случае местное начальство не сможет воспользоваться военной силой и "не будет в состоянии отвратить могущие возникнуть важные беспорядки и сохранить спокойствие и тишину между обывателями". Однако, как вспоминает Е.Ф. Комаровский, данное мнение министра полиции было "оставлено без уважения".

Положение для внутренней стражи предусматривало порядок выделения и использования военной силы в необходимых случаях по требованиям местных властей.

Известную автономию ОКВС определяло и само расположение его батальонов в каждом губернском городе, и система территориального управления, основанная на разделении всей европейской части страны на округа во главе с окружными генералами. Каждый округ объединял несколько губерний и такое же число батальонов. Окружные генералы подчинялись командиру ОКВС через корпусной штаб.

Такая структура ОКВС обеспечивала известную его самостоятельность, эффективность центрального и периферийного руководства, взаимодействие с Военным ведомством, Министерством внутренних дел (и Министерством полиции до 1819г), местными властями, полицией, Корпусом жандармов. Нередко к сфере полицейской деятельности привлекалась армия. Все это говорит о том, что уже в то время в Российской империи существовала военно-охранительная система, которая призвана была обеспечить внутреннюю безопасность в стране. И строилась она на основе единоначалия. Упразднение ОКВС (1864г.) в известной мере ослабило эту систему.

 

1.3. Внутренние войска в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции (1918-1922 гг.)


Февральская революция подвергла существовавшую охранительную систему коренной ломке. В МВД Штаб Корпуса жандармов и Департамент полиции были упразднены, полиция преобразована в народную милицию. Оставалась конвойная стража, созданная в 1886 году численностью 7 тыс. человек. Начавшийся широкомасштабный демократический процесс охватил не только гражданские учреждения, но и армию. Однако многие коренные вопросы в уставшей от войны стране решены не были.

После Октябрьской революции страна всерьез занялась созданием своих органов защиты. Наряду с Красной Армией были образованы войска специального назначения. Первоначально они обслуживали отдельные ведомства (охрана железных дорог Наркомата путей сообщения, судоохрана Главного управления водного транспорта, продовольственная армия Наркомпрода, войска охраны Центротекстиля, Главсахара, Главнефти, конвойная стража Наркомата юстиции, войска ВЧК).

Наиболее организованными и дисциплинированными из них являлись вой­ска ВЧК. Несмотря на свою ведомственную принадлежность и специфические задачи, все эти части входили в общую систему вооруженных сил страны. В Положении ВЦИК о Всероссийской и местных чрезвычайных комиссиях по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности от 28 октября 1918г. подчеркивалось, что все отряды ВЧК "находятся под контролем и на учете Революционного совета Республики".

Все перечисленные ведомственные формирования, а также пограничная охрана считались войсками вспомогательного назначения. По состоянию на 23-25 февраля 1919г. их общая численность достигала 183 тысяч штыков и сабель. Численность же Корпуса войск ВЧК составляла 30 тыс. В Положении о войсках ВЧК от 12 марта 1919г. говорилось, что боевые отряды ВЧК организо­ваны для "выполнения боевых, караульных и иных нарядов ВЧК", при этом подчеркивалось, что "Красноармейцы войск ВЧК содержатся, обучаются и получают все виды довольствия во всем наравне с Красной Армией, для чего все приказы и распоряжения Революционного военного совета Республики и Наркомвоена по этим вопросам обязательны для всех войск и штабов отрядов ВЧК".

Одна треть Корпуса войск ВЧК находилась на фронтах. Неоднократно большие контингенты этих войск передавались Красной Армии. Аналогичные выделения личного состава в действующую армию практиковались и в других частях войск вспомогательного назначения, особенно в продармии. С целью упорядочения возможностей боевого использования этих войск 19 августа 1918г. был принят Декрет Совета Народных комиссаров об объединении всех вооруженных сил Республики в ведении Народного комиссариата по военным делам для "укомплектования, устройства, обучения, вооружения, снабжения, боевой подготовки и использования как военной силы". Это породило принцип двойного подчинения ведомственных формирований и в тот период соответствовало интересам обороны страны.

28 мая 1919г. по постановлению Совета рабоче-крестьянской обо почти все ведомственные войска были объединены в единый вид войск званный войсками внутренней охраны Республики (ВОХР), и подчинен родному комиссариату внутренних дел, Первоначальная их численность установлена в количестве 120 тыс. человек.

Согласно Постановлению Совета Труда и Обороны (СТО) от 21 апреля 1920 войска ВОХР возлагались следующие задачи:

- охрана существующего строя (вооруженная борьба с контрреволюционными выступлениями, охрана государственных учреждений и сооружений особой важности);

- охрана и оборона путей сообщения (транспорта и перевозимых грузов);

- охрана производства (фабрик, заводов, сырья, сельхозпродуктов, взятых на учет государством, и др.).

Далее устанавливались правила передачи частей в распоряжение РВ Наркомвоендела. Для руководства войсками были образованы сектора.

Войска широко использовались для охраны тыла фронтов, охраны порядка в прифронтовых районах, в борьбе с бандитизмом, а также выделялись непосредственно в действующую армию. Например, во втором полугодии и было передано фронтам 52 батальона (52699 чел.), что составило 52% войск. Выполняя постановление Совета Обороны от 15 августа 1919г., войска сформировали 14 батальонов и отправили их на усиление укрепленных районов 1 Курска, Воронежа, Камышина, Пензы.

4-я отдельная стрелковая бригада приняла участие в боях с конницей Мамонтова и Шкуро в районе Воронежа. 17 октября начвойск Волобуев приказал выделить из Твери батальон численностью 500 штыков в район Тосно для прикрытия Николаевской ж/д. и из Новгорода один батальон с задачей "умереть, но не отступить." Впоследствии эти батальоны вошли в ударную группу против войск Юденича.

На Западном фронте действовала Отдельная дивизия ВОХР под командованием А.В.Павлова, 1 -й бригадой этой дивизии командовал другой герой гражданской войны, впоследствии четырежды краснознаменец С.С. Вострецов.

На Юго-Западном фронте успешно действовала 2-я Московская стрелковая бригада под командованием И.А. Чернецова, награжденного орденом Красного Знамени. В 1920г. из Сибири на Украину, Северный Кавказ, Белоруссию срочно было отправлено 38 батальонов. Их боевую готовность лично проверял начвойск B.C. Корнев. Один из таких смотров с учениями на красной площади в Москве он провел 10 июня 1920г.

На севере против англо-американских интервентов и белогвардейце успешно действовали 33-я и 45-я бригады войск ВОХР. Им были выделены самостоятельные боевые участки: Вычегодский и Кай-Чердынский на правом фланге 6-й армии. К 15 марта 1920г. штаб войск ВОХР доложил Предсовнаркома В.И. Ленину об успешном завершении операции. Участникам боев были выданы денежные вознаграждения.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.