Мотивационные функции. Оценка результатов трудовой
деятельности представляет собой важное средство мотивации поведения людей.
Определив сильных работников, администрация может
должным образом вознаградить их благодарностью, зарплатой или повышением в должности.
Систематическое положительное подкрепление поведения, ассоциирующегося с высокой
производительностью, должно вести к аналогичному
поведению и в будущем. Как вы могли уже понять, информационные, административные и мотивационные функции оценки трудовой деятельности взаимосвязаны, т.е. информация, ведущая
к административному решению
о повышении по службе, должна положительно мотивировать человека к хорошей работе.
Эффективность
оценки результатов деятельности. В одном исследовании было
установлено, что более 90% компаний имеют ту или иную систему оценки
результатов трудовой деятельности. Однако эффективность системы оценки определяется
несколькими факторами. Для начала отметим, что наиболее часто работа
подчиненного оценивается его непосредственным вышестоящим начальником. Поэтому
он должен обладать способностью точно оценивать работу, не основывая свою
оценку на личном отношении к подчиненному. Он
должен также уметь довести эту оценку до
подчиненного. Это может оказаться довольно трудным делом, когда работа плохая,
особенно, если начальник никогда не проходил подготовки по технике общения.
Из-за этих потенциальных проблем руководители могут выступать против
формальных систем оценки результатов деятельности подчиненных.
Интенсивные
исследования оценки результатов работы на фирме «Дженерал Электрик» привели к
ряду важных выводов. Один из них заключается в
том, что критика не является эффективным способом информирования подчиненных о
недостатках в их работе. Критика часто вызывает
защитную реакцию поведения. Подчиненный в этом случае более озабочен тем, чтобы
защитить себя, а не сутью проблемы и не способами
улучшения работы. Как писала одна группа авторов, «для достижения полезной
оценки, нужно, чтобы работники были бы готовы к взаимному общению и хотели бы обсудить свою работу, не занимая
оборонительную позицию». Для этого необходимо, чтобы
руководитель создал спокойную, без каких-либо угроз обстановку, в которой его подчиненные могли открыто обсудить
свои проблемы, связанные с результатами
деятельности.
Руководитель
должен четко понимать различие между критикой и оценкой работы. Критика представляет собой общение в одном
направлении. Для эффективной информации и должной обратной связи руководитель
должен разрешить двустороннюю конструктивную
дискуссию по конкретным вопросам улучшения работы. Так, например, вместо того, чтобы сказать: «Последние два
месяца ты работал отвратительно», можно сказать: «Джон, наша норма на отходы
составляет 2% от используемого материала. В
последний месяц у тебя отходы составили 5%. Как ты думаешь, почему это
случилось?». Обратите внимание, что такая
формулировка позволяет руководству определить,
лежит ли причина в плохой работе данного работника или тут сказалось действие каких-то других факторов.
Второй вывод исследования «Дженерал Электрик»
заключается в том, что метод выдачи подчиненным раз или два раза в год информации
с оценкой их работы неэффективен. Ежегодно
необходимо планировать проведение одной или двух официальных
сессий по оценке
результатов деятельности. Вместе с тем оценку необходимо выдавать всегда, когда это необходимо,
ежедневно или так часто, как этого требует ситуация. Если подчиненный работает по новому
краткосрочному проекту, то его работу нужно
оценивать два или три раза в месяц. Если подчиненный не уверен в своих способностях, руководитель может обсуждать его успехи с ним раз в несколько дней, чтобы воспитать в нем уверенность в
себе. С опытными, уверенным и проверенными работниками руководитель может
беседовать по мере необходимости для поддержания
контроля над ними.
Третий вывод
исследования «Дженерал Электрик» заключался в том, что
не следует обсуждать вопрос об оценке
результатов деятельности и зарплате одновременно.
Силу и слабость подчиненного лучше обсуждать на отдельных встречах с ним а не вместе с административными мерами,
касающимися зарплаты.
Дуглас МакГрегор настоятельно
выступает в пользу оценки трудовой деятельности,
ориентированной на результаты труда. Он
утверждает, что традиционные оценки не являются
адекватными, поскольку они сфокусированы на основных чертах
характера, таких как инициатива, способность срабатываться с коллективом,
надежность, отношения с людьми. Это вынуждает
руководителя быть пристрастным, а не объективным. Вместе с тем, если подчиненному
говорят, что у него плохие отношения в коллективе,
то это несет очень мало информации о том, что же он или она делает не так как надо и что же надо делать иначе.
Вместо этого, утверждает МакГрегор, руководитель и
подчиненный вместе должны определить согласованные цели, которые будут использованы как стандарт для будущих
оценок. Когда конкретные цели установить
невозможно, руководитель должен выдать подчиненному информацию,
в которой описывалось бы его желательное поведение, а не свойства характера или расплывчатые производственные цели.
Для достижения
максимальной точности оценки результатов трудовой
деятельности желательно, чтобы собеседование
носило двусторонний характер. Работник должен
иметь возможность свободно обсуждать, почему его
работа не соответствует стандарту, что могло послужить причиной этого и что будет предпринято для исправления положения.
И, наконец,
руководитель должен пытаться воспринимать работу подчинен как можно более объективно.
Когда, например, руководителя просят дать оценку своим подчиненным по каким-то свойствам их характера (надежность,
отношения с людьми и ò.ä.), то в рейтингах
проявляется эффект «ореола», т.е. какое-то лицо получает одни и те же оценки по всем свойствам характера, хотя какие-то
черты у него ярче выражены, а какие-то нет.
Было также
отмечено, что одни руководители имеют тенденцию
давать всем высокие оценки, другие же, наоборот, -
низкие, что еще больше снижает точность и полезность оценок работы.
Подготовка
сводится к развитию навыков и умений, необходимых служащим для эффективного выполнения своих должностных
обязанностей или
производственных заданий в будущем. На практике систематические
программы подготовки наиболее часто используют для того, чтобы готовить руководителей к
продвижению по службе. Для успешной подготовки
руководящих кадров, как и для обучения вообще,
нужны тщательный анализ и планирование.
Посредством
оценки результатов деятельности организация, прежде всего, должна определить
способности своих менеджеров. Затем, на основе анализа содержания
работы, руководство должно установить - какие способности
и навыки требуются для выполнения обязанностей на
всех линейных и штабных должностях в организации. Это позволяет организации выяснить,
кто из руководителей обладает наиболее подходящей квалификацией для занятия тех или иных должностей, а кто нуждается
в обучении и переподготовке. Решив все эти вопросы, руководство может разработать график подготовки конкретных лиц, намечаемых к
возможному продвижению
по службе или переводу на другие должности.
Подготовка
руководящих кадров и мотивация. Подготовка руководящих кадров в основном ведется для того, чтобы
руководящие работники
овладели умениями и навыками, требующимися для реализации целей организации.
Другим соображением, неотделимым от предыдущего,
является необходимость удовлетворения
потребностей более высокого уровня: профессионального роста, успеха, испытания
своих сил. К сожалению, многие организации не предоставляют достаточных
возможностей для удовлетворения таких потребностей путем повышения ответственности
и продвижения по службе. Исследования показали,
что выпускники министерских курсов обучения бизнесу отмечали большое расхождение
между их личными ожиданиями на рост и продвижение
по службе и тем, что им смогли предоставить в действительности. Если эти
ожидания имеют для человека большое значение, то
он обычно увольняется с такой работы. Нет
необходимости говорить о нежелательности текучести управленческих кадров в силу высокой стоимости их найма и адаптации в
организации. Замена такого служащего может обходиться в несколько его месячных
окладов.
Методы
подготовки управленческих кадров. Подготовка управленческих
кадров может проводиться путем организации лекций, дискуссий
в составе небольших групп, разбора конкретных деловых ситуаций, чтения литературы,
деловых игр и ролевого тренинга. Вариантами этих методов являются организуемые
ежегодно курсы и семинары по проблемам управления. Другим широко применяемым методом является ротация по службе. Перемещая руководителя низового звена из отдела в отдел на срок от трех
месяцев до одного года, организация знакомит
нового руководителя со многими сторонами деятельности. В результате, молодой
менеджер познает разнообразные проблемы различных отделов,
уясняет необходимость координации, неформальную
организацию и взаимосвязь между целями различных
подразделений. Такие знания жизненно необходимы и для успешной работы на более
высоких должностях, но особенно полезны для руководителей низших уровней управленческой
иерархии.
Другим важным приемом является подготовка
руководящих кадров в процессе их работы. Некоторые фирмы поручают
новым руководителям столь тривиальную работу, что они
разочаровываются в ней. «Сознавая эту проблему отдельные компании, такие как «АйТи энд Ти», «Проктер энд Гэмбл», «Форд» разработали программы, в соответствии с которыми перспективным новым руководителям с самого начала поручают достаточно ответственную работу,
являющуюся испытанием их способностей, но предположительно, приходящуюся им по
силам. Обычно в начале такое назначение связано с ответственной оперативной
деятельностью, а примерно через год предусматривает руководство постоянным
подразделением».
В одном из исследований
была установлена тесная связь между уровнем требований
в процессе обучения новых менеджеров и их последующим продвижением по
службе. Те лица, перед которыми с самого
начала ставились более трудные задачи, выработали
в себе более высокие рабочие качества и оказались лучше подготовленными к будущим
задачам, чем те, которым давались менее сложные задания.
2.1 Характеристика предприятия
ООО ТД «Уфамебель-дизайн», как выставочный зал, был
образован и начал свою работу 24 декабря 2000 года. Салон-магазин на своих 400
м2 выставил достижения фабрики «Уфамебель». От оперативной мебели
для персонала экономичного класса, кабинетов руководителя различных уровней и
ценовых категорий, до мебели для дома: стенки, прихожие, спальные гарнитуры,
столы письменные и компьютерные, детская мебель. Фабрика «Уфамебель»
первоначально была построена в «Черниковке», в старом ангаре, в 1999 году по
адресу ул.Войкова, д.1. Но прогресс требовал внедрения новых технологий,
больших объемов производства, и нововведений. Вначале 2003 года овощная база за
Затоном, в с.Михайловка была переоборудована в огромных цех по производству
мебели. Сегодня фабрика «Уфамебель» располагает мощным парком технологического
оборудования, позволяющим производить качественную мебель для офиса и дома, о
чем свидетельствуют многочисленные дипломы и медали международных и российских
выставок. Применение новых технологий, импортных комплектующих и фурнитуры
говорит о том, что продукция «Уфамебель» отвечает самым высоким требованиям.
Фабрика оснащена оборудованием ведущих европейских производителей в области
деревообработки:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|