Стратегическое планирование
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики
Институт международного туризма и менеджмента
Кафедра
«Управление предпринимательской деятельностью»
Курсовая
работа
По
дисциплине «Менеджмент в туризме»
На
тему «Стратегическое планирование на примере ООО «Дом Тиммана»»
Выполнила студентка 3 курса з/о
Специальность
061100
Пархачева
Л.А.
Шифр
у.о. 06-133
Сыктывкар 2006г.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…….3
1. ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………….…..4
Содержание, цели и задачи
внутрифирменного планирования, формы планирования………………………………………………………………….…..4
Перспективное внутрифирменное
планирование, его виды, цели, среднесрочное и текущее (бюджетное) планирование………………………...6
1.2.1. Перспективное планирование………………………………………….....6
1.2.2. Среднесрочное и бюджетное планирование…………………………….10
1.2.3. Тактическое планирование……………………………………………....13
1.3. Организационные формы
планирования………………………………....16
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………...20
2.1. Общая характеристика
предприятия. Гостиница «Тиман»………………20
2.2. Анализ показателей уровня
обслуживания населения…………………...21
2.3. Анализ объема производства и
реализации продукции………………….22
2.4. Анализ структуры, состояния и
движения основных фондов…………...25
2.5.
Анализ
финансового состояния организации………………………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Быстрые темпы роста и постоянное совершенствование индустрии
гостеприимства хорошо известны. Являясь частью сферы обслуживания в экономике
страны, индустрия гостеприимства представляет собой один из наиболее быстро
развивающихся секторов экономики. Однако очень немногим предприятиям и даже
целым компаниям удается вести дело так, что им можно просто позавидовать. Успех
деятельности предприятия во многом зависит от тщательно продуманной политики,
хорошо разработанного плана действий.
Не все фирмы пользуются официально принятыми системами планирования, а
те, что пользуются, не всегда делают это хорошо. А ведь формальное планирование
сулит целый ряд выгод. Тут и системное осмысливание ситуации, более четкая
координация усилий всего предприятия, более точная постановка задач и проч. Все
это должно привести к повышению конкурентоспособности и росту прибыли.
Процесс планирования начинается с ясного понимания того, что же нужно
делать. Он начинается с общих целей, что дает возможность выбрать направление
работы. Цели являются категорией долгосрочного планирования. Они получают свою
конкретизацию в постановке краткосрочных задач. В данной работе будет подробно
рассмотрен процесс планирования деятельности гостинично-ресторанного
предприятия, его сущность, стоящие перед ним задачи, доказана важность
планирования для эффективного управления предприятием индустрии гостеприимства.
Так, для гостиничного предприятия очень важно выбрать сопутствующие
виды деятельности, т.е. диверсифицировать основу своего бизнеса для снижения
финансовых рисков ввиду того, что гостиничный бизнес весьма чувствителен к
целому ряду объективных или форс-мажорных факторов: политических,
экономических, инфраструктурных и проч. При самых благоприятных условиях для
гостинично-ресторанного предприятия не сегодня-завтра ситуация может стать
прямо противоположной, не зависящей от предпринимателя (межнациональные
конфликты, изменения налоговой политики, таможенных пошлин, транспортных
тарифов, уровня инфляции и т.д.).
В курсовой работе рассматривается гостиница «Тимман», одно из
респектабельных мест в городе Сыктывкаре, она скрыта в пригороде, и многие о ее
существовании даже не знают, но мне она показалась интересной с точки зрения
грамотного политики размещения и обслуживания гостей, так же в практической
части рассматриваются возможные анализы предприятия и анализ финансового
состояния предприятия.
1.ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1.
Содержание, цели и задачи внутрифирменного планирования, формы планирования
Содержание внутрифирменного планирования как функции управления
гостинично-ресторанным предприятием состоит в обоснованном определении основных
направлений деятельности и дальнейшего развития с учетом материальных
источников и спроса рынка. Сущность планирования проявляется в конкретизации
целей развития всей предприятия и каждого подразделения (службы) в отдельности
на установленный период времени; определении маркетинговых задач, средств их
достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении материальных,
трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.
Таким образом, назначение планирования как функции управления состоит в
стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние
факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования
и развития предприятий гостинично-ресторанного комплекса. Оно предусматривает
разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения
конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования
ресурсов каждой службой и всем предприятием вцелом. Поэтому планирование
призвано обеспечить взаимоувязку между отдельными структурными подразделениями
гостиничного предприятия, включающими всю технологическую цепочку: исследования
и разработку, производство и предоставление услуг. Эта деятельность опирается
на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку
имеющихся ресурсов и перспектив развития. Отсюда вытекает необходимость увязки
планирования с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки
показателей качества обслуживания и ассортимента услуг вслед за изменениями
спроса на рынке.
Потребность в планировании в современных гостинично- ресторанных
предприятиях вытекает из большого количества конкурентных предприятий все
увеличивающегося в период рыночной экономики, разнообразия возможных форм
управления предприятием (независимое предприятие, цепи предприятий,
франчайзинговый договор, контракт на управление), наличия многочисленных
структурных подразделений в рамках предприятия, тесных межфирменных связей с
поставщиками различных товаров (продукты, оборудование и проч.),
фирмами-агентами, включенными в процесс обслуживания клиентов, а также из
требований научно-технического прогресса - быстро учитывать и осваивать
новейшие достижения науки и техники. В этом же направлении действует и такой
фактор, как стремление гостиничного предприятия подчинить себе рынок, усилить
свое воздействие на формирование потребительского рыночного спроса.
Развитие планирования непосредственно связано с усилением тенденции к
централизации в управлении предприятием индустрии гостеприимства и призвано
увязать деятельность всех подразделений (служб), подчинив ее единой стратегии
развития. Внутрифирменное планирование в рамках гостиничного предприятия
охватывает как текущее, так и перспективное планирование, осуществляемое в виде
прогнозирования
Если перспективное планирование призвано определить общие
стратегические цели и направления развития предприятия, необходимые для этого
ресурсы и этапы решения поставленных задач, то разрабатываемые на его основе
текущие планы ориентированы на фактическое достижение намеченных целей исходя
из конкретных условий и состояния рынка на каждом данном этапе развития.
Поэтому текущие планы дополняют, развивают и корректируют перспективные
направления развития с учетом конкретной обстановки.
В зависимости от содержания, целей и задач можно выделить следующие
формы планирования:
Формы планирования в зависимости от длительности планового периода:
·
перспективное планирование (прогнозирование);
·
среднесрочное планирование;
·
текущее (бюджетное, оперативное) планирование.
Уровень и качество планирования определяются следующими важнейшими
условиями: компетентностью руководства предприятием на всех уровнях управления;
квалификацией обслуживающего персонала, работающего в функциональных
подразделениях; наличием информационной базы и обеспеченностью компьютерной
техникой.
Можно выделить некоторые характерные особенности планирования в зависимости
от целей:
в американских компаниях главное - это объединение стратегий всех
подразделений и распределение ресурсов;
в английских компаниях - ориентация на распределение ресурсов;
в японских компаниях - ориентация на внедрение новшеств и повышение качества
решений.
Планирование предполагает: обоснованный выбор целей; определение
политики; разработку мер и мероприятий (образа действий); методы достижения
целей; обеспечение основы для принятия последующих долгосрочных решений.
Планирование заканчивается перед началом действий по реализации плана.
Планирование - это начальный этап управления, однако оно представляет собой не
единственный акт, а процесс, продолжающийся до завершения планируемого
комплекса операций.
Планирование направлено на оптимальное использование возможностей
предприятия, в том числе наилучшее использование всех видов ресурсов и
предотвращение ошибочных действий, могущих привести к снижению эффективности
деятельности предприятия, потере клиентов.
Планирование включает в себя определение:
конечных и промежуточных целей;
задач, решение которых необходимо для достижения целей;
средств и способов их решения;
требуемых ресурсов, их источников и способа распределения.
В зависимости от направленности и характера решаемых задач различают три
вида планирования: стратегическое или перспективное; среднесрочное; тактическое
или текущее (бюджетное).
Стратегическое планирование заключается в основном в определении
главных целей деятельности гостинично-ресторанного предприятия и ориентировано
на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов
достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами.
При этом разрабатываются также новые возможности предприятия, например,
открытие дополнительных пунктов питания: баров, ресторанов и проч. путем
переоборудования простаивающих площадей, приобретения оборудования, изменение
профиля предприятия или радикальное изменение технологии. Стратегическое
планирование охватывает период в 10-15 лет, имеет отдаленные последствия, влияет
на функционирование всей системы управления и основывается на огромных
ресурсах.
Текущее планирование заключается в определении промежуточных целей на
пути достижения стратегических целей и задач. При этом детально разрабатываются
средства и способы решения задач, использование ресурсов, внедрения новой
технологии.
Представляет интерес следующее толкование терминов, связанных с
планированием:
планомерность - это основа управления;
плановость - принцип управления;
планирование - важнейшая функция управления;
плановые задания - метод управления;
разработка и реализация плана - основное содержание процесса
управления.
1.2.
Перспективное внутрифирменное планирование, его виды и цели. Среднесрочное и
текущее (бюджетное) планирование
1.2.1 Перспективное планирование
Предприятию индустрии гостеприимства в современных условиях важно
уделять все большее внимание развитию перспективного планирования как
инструменту централизованного управления. Такое планирование, охватывающее
период от 10 до 20 лет (чаще 10-12 лет) предусматривает разработку общих
принципов ориентации предприятия на перспективу (концепцию развития);
определяет стратегическое направление и программы развития, содержание и
последовательность осуществления важнейших мероприятий, обеспечивающих
достижение поставленных целей. Перспективное планирование помогает принимать
решения по комплексным проблемам деятельности предприятия в международном
масштабе:
определение направлений и размеров капиталовложений и источников их
финансирования;
внедрение технических новшеств и прогрессивной технологии;
диверсификация производства и обновление продукции; формы осуществления
заграничных инвестиций;
совершенствование организации управления по отдельным подразделениям и
кадровой политике.
Так, для гостиничного предприятия очень важно выбрать сопутствующие
виды деятельности, т.е. диверсифицировать основу своего бизнеса для снижения
финансовых рисков ввиду того, что гостиничный бизнес весьма чувствителен к
целому ряду объективных или форс-мажорных факторов: политических,
экономических, инфраструктурных и проч. При самых благоприятных условиях для
гостинично-ресторанного предприятия не сегодня-завтра ситуация может стать
прямо противоположной, не зависящей от предпринимателя (межнациональные
конфликты, изменения налоговой политики, таможенных пошлин, транспортных
тарифов, уровня инфляции и т.д.).
Желательно выбрать такие виды дополнительной деятельности, которые были
бы приоритетными на длительный период, имели бы налоговые льготы на федеральном
или местном уровне.
Пример. В связи с резким падением доходов от гостиничного бизнеса в
одной крупной фирме была разработана и реализована программа диверсификации.
Она включала в себя планирование и разработку бизнес-программ организации малых
мобильных производств с приоритетными видами деятельности (производство
продуктов питания: мясных продуктов и полуфабрикатов, пива, минеральной воды и
других безалкогольных напитков, кондитерских изделий и проч.). Для этого были
построены комплексы мясоперерабатывающего и пивоваренного производства и
организованы новые точки реализации продукции: бары, рестораны, магазины.
Производство данной продукции мало зависит от вышеперечисленных факторов риска.
Тем самым были решены одновременно четыре основные задачи:
·
сохранены объемы доходов фирмы на прежнем уровне за
счет дополнительной деятельности;
·
значительно снижены факторы риска за счет внедрения
программы диверсификации;
·
созданные производства входят в перечень
приоритетных и льготируются по налогу на прибыль в рамках малых предприятий
(100%-ная льгота на первые два года деятельности, 50%-ная и 25%-ная в
последующие третий и четвертый годы);
·
обеспечены своей более дешевой, качественной и
экологически чистой продукцией рестораны, кафе, бары и т.д., что положительно
повлияло на фактор конкурентоспособности основной (гостиничной) деятельности.
Поскольку оценка перспектив в условиях стихийного развития гостиничного
рынка крайне неопределенна, перспективное планирование не может ориентировать
гостиничную фирму на достижение количественных показателей и поэтому обычно
ограничивается разработкой лишь важнейших качественных характеристик,
конкретизируемых в программах или прогнозах. Через них осуществляется
координация перспективных направлений развития всех подразделений предприятия с
учетом их потребностей и ресурсов.
В системе перспективного планирования в зависимости от методологии и
целей обычно различают долгосрочное планирование и стратегическое планирование.
В системе долгосрочного планирования используется метод экстраполяции,
т. е. использование результатов показателей прошлого периода и на основе
постановки оптимистических целей распространение несколько завышенных
показателей на будущий период. Здесь делается расчет на то, что будущее будет
лучше прошлого.
Стратегическое планирование ставит целью дать комплексное научное
обоснование проблем, с которыми может столкнуться предприятие в предстоящем
периоде, и на этой основе разработать показатели развития предприятия на
плановый период. Такой метод наиболее применим для индустрии гостеприимства.
В основу при разработке плана кладется:
анализ перспектив развития гостиничного предприятия, задачей которого
является выяснение тенденции и факторов, влияющих на развитие соответствующих
тенденций;
анализ позиций в конкурентной борьбе, задача которого состоит в
определении того, насколько конкурентоспособны услуги, предоставляемые
предприятием и что предприятие (гостиница, ресторан) может сделать для
повышения результатов работы в конкретных направлениях, если будет следовать
оптимальным стратегиям во всех видах деятельности;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|