Указанную
систему предполагается реализовать путем объединения статистических
информационных ресурсов федеральных органов исполнительной власти, формирующих
статистические данные, с обеспечением оперативного доступа пользователей к этим
ресурсам.
Реализация
Программы будет направлена на:
·
доступность открытых статистических данных и
прозрачность методологии их формирования для всех заинтересованных
пользователей;
·
научный подход и применение международных
статистических стандартов и классификаций при определении национальной системы
статистических показателей и методов их формирования;
·
снижение нагрузки на отчитывающиеся
хозяйствующие субъекты путем расширения практики использования в статистических
целях административных данных, представляющих собой документированную
информацию, полученную федеральными органами государственной власти, органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного
самоуправления и государственными организациями в связи с осуществлением ими
своих разрешительных, регистрационных, контрольно-надзорных полномочий;
·
методологическое и организационное обеспечение
формирования показателей, характеризующих уровень достижения целей
социально-экономического развития государства, и показателей деятельности
федеральных органов исполнительной власти;
·
интеграцию статистических информационных
ресурсов на основе методологической и технологической совместимости для
эффективного их использования при решении задач управления и прогнозирования;
·
повышение качества официальной статистической
информации;
·
совершенствование технологии сбора,
формирования, хранения и распространения статистических данных с использованием
современных информационно-коммуникационных систем, включая интернет-технологии;
·
разработку методов обеспечения
конфиденциальности первичных статистических данных, полученных от респондентов.
В
результате выполнения мероприятий Программы в Российской Федерации должны быть
максимально реализованы принципы официальной статистики, одобренные
Статистической комиссией ООН.
Выбор
приоритетных целей и задач Программы основывается на стратегических целях и
задачах Программы социально-экономического развития Российской Федерации на
среднесрочную перспективу (2007 - 2009 годы), утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. № 38-р, по повышению
эффективности государственного управления и регулирования в части развития
государственной статистики.
Исходя
из стратегических целей и задач развития государства по модернизации экономики,
защите прав, свобод и безопасности граждан, обретению доверия общества к
государственной власти, повышению уровня жизни граждан, обеспечению
экономического роста, целью Программы является обеспечение пользователей
достоверными статистическими данными, отвечающими международным стандартам,
путем формирования системы, направленной на повышение эффективности принятия
управленческих решений.
Достижение
цели Программы будет обеспечиваться путем решения следующих основных задач:
1.
оптимизация состава официальной статистической
информации, разрабатываемой федеральными органами государственной власти для
принятия управленческих решений и прогнозирования на различных уровнях
государственного, муниципального и корпоративного управления, с учетом
международного опыта;
2.
минимизация информационной нагрузки на
респондентов на основе применения современных методов статистического
наблюдения;
3.
интеграция и гармонизация статистических
информационных ресурсов, разрабатываемых федеральными органами государственной
власти;
4.
модернизация системы сбора, обработки, хранения
и распространения статистической информации органов государственной статистики
на основе применения современных информационно-телекоммуникационных технологий;
5.
развитие системы обратной связи с респондентами
и пользователями статистической информации.
Реализация
первой задачи будет способствовать наиболее полному и качественному
информационному обеспечению достижения стратегических национальных целей и
решения задач на основе поступления и анализа исчерпывающей, объективной,
научно обоснованной, надежной официальной статистической информации о
социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении Российской
Федерации. На основе достигнутых результатов и исходя из требований дальнейшего
совершенствования статистики в рамках экономической политики государства и
ускоренных темпов информатизации общества необходимо решение новых важных
методологических и практических проблем по следующим направлениям
государственной статистики:
В
целях реализации второй задачи необходимо дальнейшее развитие информационных
статистических ресурсов с учетом организации государственных статистических
наблюдений при оптимальном сочетании периодического проведения всероссийских
переписей и выборочных статистических обследований.
Широкое
внедрение выборочных обследований является важным аспектом дальнейшего развития
государственной статистики, обеспечивающим сокращение затрат и сроков на
проведение статистических работ и уменьшение информационной нагрузки на
респондентов.
Выборочный
метод является основным при проведении периодических статистических наблюдений
населения, субъектов малого предпринимательства в большинстве государств и
широко используется российской статистикой.
Одной
из крупнейших работ в ближайшие годы в этой области является создание на базе
территориальной выборки многоцелевого назначения, основанной на информационном
массиве Всероссийской переписи населения 2002 года, выборочных совокупностей,
отражающих современную структуру населения, его социально-экономическое и
демографическое состояние.
Применение
выборочного метода, основанного на принципах вероятностного отбора, позволяет
сделать научно обоснованные выводы обо всей исследуемой совокупности,
осуществляя при этом статистический контроль за точностью и достоверностью
полученных результатов.
Организация
и проведение государственных статистических наблюдений, в том числе с
использованием выборочных методов, проведение сплошных обследований и
всероссийских переписей будет и далее базироваться на единой информационной
основе, сформированной в рамках статистического регистра хозяйствующих
субъектов Федеральной службы государственной статистики. На его базе
определяются совокупности хозяйствующих субъектов, включая малые, средние и
крупные предприятия, формируются специальные признаки объектов наблюдения для
реализации конкретных статистических задач.
Учитывая
тенденции развития рыночных отношений, ослабление административных барьеров для
начала предпринимательской деятельности и задачу снижения нагрузки на
отчитывающиеся хозяйствующие субъекты, актуальной является разработка
принципиально новых методологических подходов по организации статистического
учета единиц наблюдения, в частности, использование новых критериев определения
единиц статистического наблюдения, а также отражение в статистическом регистре
хозяйствующих субъектов Федеральной службы государственной статистики
финансовых связей объектов.
Число
выборочных обследований в 2011 году увеличится по сравнению с 2006 годом на 15
– 20 процентов и они будут проводиться для наблюдения во всех секторах
экономики.
Реализация
третьей задачи связана с необходимостью создания единой системы
информационно-статистического обеспечения органов государственной власти,
которая предназначена для целостного обеспечения своевременности, качества и
полноты формирования макроэкономической статистики на основе решения задачи
интеграции статистических информационных ресурсов в масштабах государства с
целью ее эффективного использования при решении задач управления и
прогнозирования во всех сферах, включая анализ состояния и динамики развития
национальной экономики.
Основной
целью является создание на базе ведомственных информационных ресурсов единого
государственного интегрированного информационного статистического ресурса и
обеспечение возможности оперативного доступа к нему заинтересованных
пользователей статистической информации.
В
рамках проекта интернет-портала государственной статистики должна быть
реализована единая точка входа в информационные ресурсы федеральных органов
исполнительной власти, формирующих статистические данные, размещенные на их интернет-сайтах.
При этом обеспечивается возможность поиска статистической информации и доступа
к ней по унифицированным процедурам.
Формирование
единого государственного интегрированного статистического ресурса
предполагается в виде системы взаимодействующих хранилищ статистических данных,
поставляющих информацию в центральное хранилище. Такой подход обеспечит
повышение уровня автоматизации технологических процессов межведомственного
взаимодействия в части сбора, обработки и доступа к статистической информации.
Методические подходы и практические решения, использованные при создании
интернет-портала государственной статистики, могут быть использованы при
создании системы.
В
процессе формирования указанного ресурса определяющее значение имеет
организация межведомственного обмена статистическими данными на основе
использования единой методологии с учетом сформированных в рамках реализации
федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)» решений
по:
·
обеспечению электронного межведомственного взаимодействия
в полном соответствии со стандартами архитектуры «электронного правительства»,
формируемыми Министерством информационных технологий и связи Российской
Федерации;
·
методическим подходам и практической реализации
интернет-портала государственной статистики.
Для
создания единого государственного интегрированного статистического ресурса
необходимо обязательное использование единой методологии и общероссийских
классификаторов, а также принятие ряда нормативных правовых актов и проведение
проектно-технических и технологических работ, обеспечивающих организацию
межведомственного информационного взаимодействия. При этом требуется:
·
разработка единых методических стандартов
формирования информационно-статистических ресурсов, обеспечивающих доступ к
ресурсам и возможность проведения комплексного анализа;
·
формирование стандартов представления и обмена
статистическими данными с учетом использования международных стандартов;
·
обеспечение технологической, технической,
методологической и информационной совместимости соответствующих информационных
систем федеральных органов исполнительной власти.
Это
создаст основу для эффективного информационного взаимодействия федеральных
органов исполнительной власти в части формирования, использования и развития
единого государственного интегрированного статистического ресурса.
В
рамках четвертой задачи для эффективной работы системы государственной
статистики необходимо четко определять, как должна выстраиваться организация
статистических работ, на каких принципах, при каком наборе решаемых задач она
будет наиболее полно отвечать предъявляемым требованиям адекватности, полноты и
достаточности. Требуется развитие методических подходов по установлению
однородности и взаимосвязи изучаемых явлений, определению закономерностей в их
изменении, представлению их в виде комплекса целевых задач, лежащих в основе
функционального обеспечения создаваемых систем. Это важно при создании любых
статистических систем и особенно при организации и реорганизации систем
государственной статистики как наиболее масштабных и многомерных. Отсюда
первостепенное значение приобретает модернизация системы сбора, обработки,
хранения и распространения статистической информации на основе применения
современных информационно-телекоммуникационных систем с использованием
высокоскоростных цифровых каналов связи и хранилищ данных большой емкости, что
создает основу для формирования баз микроданных. Использование
интернет-технологий и геоинформационных систем обеспечит переход на качественно
новый уровень обслуживания, включая оперативный доступ к статистическим данным,
и расширение числа пользователей.
При
этом планируется ускоренное создание новой информационной инфраструктуры
органов государственной статистики путем их масштабного переоснащения
современными техническими и программными средствами с автоматизацией рабочих
мест на основе новых технологических решений. Основными направлениями
совершенствования статистических информационных ресурсов станут:
·
развитие сетевой и вычислительной инфраструктуры
государственной статистики;
·
развитие информационной технологии сбора,
формирования, хранения и распространения статистических данных;
·
развитие интегрированной технологии статистики и
анализа;
·
обучение специалистов и технического персонала.
В
ходе реализации пятой задачи будет существенно расширен доступ пользователей к
официальной статистической информации. Необходимо расширить использование
современных систем распространения статистической информации за счет
геоинформационных технологий, позволяющих представить пользователям в наиболее
удобном для восприятия виде статистические данные, в том числе графики,
диаграммы, картограммы, в привязке к территории в границах
административно-территориальных образований.
В
целом применение современных технологий позволит повысить оперативность
доведения до пользователей официальной статистической информации.
Институциональное
развитие Федеральной службы государственной статистики с учетом международных
норм в области статистики является ключевым фактором обеспечения эффективного
распространения статистической информации, создания потенциала, необходимого
для удовлетворения потребностей всех групп пользователей. Более высокая
доступность статистической информации является необходимым условием для
мониторинга последствий структурных и институциональных реформ, проводимых
всеми заинтересованными сторонами.
В
связи с этим в уточнении нуждается действующий порядок предоставления данных
для их эффективного использования органами государственной власти и управления
федерального и регионального уровней, а также другими заинтересованными
пользователями.
Рост
числа статистических показателей, совершенствование программных средств
электронной обработки и хранения данных, возрастающее число запросов на
статистическую информацию со стороны пользователей, а также повышение
требований к качеству и достоверности распространяемой статистической
информации обусловливают необходимость совершенствования административных
процедур Федеральной службы государственной статистики, развития взаимодействия
с пользователями статистических данных.
Представляется
важным сформировать каналы обратной связи с респондентами и потребителями
статистической информации, определить требования пользователей к статистической
информации, обеспечив при этом защиту информационных статистических ресурсов, в
частности баз данных, от несанкционированного доступа.
Одним
из главных принципов органов государственной статистики является уважение прав
респондентов. Достоверность официальной статистической информации напрямую
зависит от ответственности респондентов за предоставление статистических
данных.
Гарантией
доверия респондентов к органам государственной статистики должны быть
конфиденциальность представленных ими для формирования официальной статистики
данных, а также уверенность в том, что эти данные не будут использованы не в
статистических целях.
Вместе
с тем каждый респондент заинтересован в получении сводной и рейтинговой
информации, необходимой для определения своей роли в производственном процессе,
и одна из задач органов государственной статистики - предоставить ему эту
информацию.
Создание
канала обратной связи с пользователями статистической информации в процессе
информационного взаимодействия позволит Федеральной службе государственной
статистики оценить степень востребованности статистических данных, выработать
новые подходы к распространению статистической информации, разработать
регламентные документы, регулирующие доступ к статистическим информационным
ресурсам.
Предполагаются
создание новой структуры управления системой распространения статистических
данных, соответствующей лучшей международной практике, и разработка
инструментов, соответствующих запросам различных групп пользователей.
Создание
комплексной системы управления процессом распространения статистической информации
с использованием высокопроизводительных вычислительных и телекоммуникационных
средств позволит более эффективно использовать статистические ресурсы в
интересах общества и государства для подготовки на качественно новой основе
официальных статистических публикаций с целью максимального удовлетворения
потребностей пользователей статистики.
На
основе изученных тенденций можно сделать выводы о последовательном улучшении социально-экономических
показателей области. Так, к примеру, объем инвестиций за счет всех источников
финансирования на душу населения в регионе в 2006 году составил 74,7 тыс.
рублей, что в 2,3 раза больше среднероссийского значения; в 1999 году – 7, тыс.
рублей, что в 1,6 раза больше среднероссийского значения.
Объем
иностранных инвестиций в 2006 году превысил уровень 1999 года в 1,9 раза, в
первом квартале текущего года по сравнению с тем же периодом прошлого года – в
1,6 раза.
Ежегодно
возрастают объемы жилищного строительства. Объемы ввода жилья в 2006 году
превышают уровень 1999 года в 1,8 раза. Всего за 8 лет введено около 3,8 млн.
кв. м общей площади, из них в 2006 году – 671,5 тыс. кв. м. В январе-мае 2007
года построено 187,2 тыс. кв. м жилья, что в 1,8 раза больше, чем за
аналогичный период 2006 года.
По
строительству жилья Ленинградская область занимает в Северо-Западном
Федеральном округе второе место (после Санкт-Петербурга).
В
области осуществляется активная внешнеэкономическая деятельность. С каждым
годом возрастает внешнеторговый оборот Ленинградской области и складывается
положительное сальдо торгового баланса.
Внешнеторговый
оборот региона в 2006 году превысил показатель 1999 года в 5,5 раз, в том числе
экспорт – в 4,5 раза; в первом квартале т.г. относительно первого квартала 2006
года рост внешнеторгового оборота составил 27,3%, экспорта – 23,7%. В СЗФО
Ленинградская область по внешнеторговому обороту занимает 1-е место по объему
экспорта и 3-е по объему импорта по итогам 2006 года.
За
2006 год объем экспорта составил 4,2 тысяч долларов США на душу населения, что
в 2 раза превышает среднероссийский показатель. В первом квартале объем
экспорта составил 1734,5 миллионов долларов США и вырос по сравнению с первым
кварталом прошлого года на 23,7% (в Российской Федерации рост составил 6%). По
объему экспорта Ленинградская область занимает первое место в Северо-Западном
федеральном округе. Объем экспорта в регионе увеличивается за счет роста
экспортируемых объемов минеральных продуктов, продукции химической
промышленности и древесины.
Темп
роста по доходам 2006 года к 1999 году составил 6 раз.
Регион
по доходам бюджета на душу населения в России в 1999 году занимал 30 место, в
2006 году – 23 место.
Поступление
налоговых платежей и других сборов в бюджетную систему Российской Федерации с
территории Ленинградской области в 2003 году составило 30 735 700 тысяч рублей
(18,4 тысяч рублей на душу населения), в 2006 году – 53 071 700 тысяч рублей
(32,3 тысяч рублей на душу населения).
Удельный
вес оплаты труда в объеме расходов бюджета вырос с 22,4% в 2003 году до 30,9% в
2006 году.
Удельный
вес капитальных вложений в основные фонды в объеме расходов бюджета в 2003 и
2006 годах составил соответственно 13,2% и 10,2%.
Доходы
внебюджетных фондов за период с 2003 по 2006 годы выросли на 30-40%:
Пенсионного фонда – с 13453 до 18019 миллионов рублей, Территориального фонда
социального страхования – с 1453 до 1925 миллионов рублей, Фонда обязательного
медицинского страхования – с 1369 до 3073 миллионов рублей, Фонда занятости – с
280 до 353 миллионов рублей.
Успешное
и стабильное развитие экономики Ленинградской области и эффективная реализация
приоритетных национальных проектов привели к росту благосостояния и качества
жизни населения. В регионе невысокая доля населения с доходами ниже
прожиточного минимума, низкий уровень регистрируемой безработицы.
Современный
период демографического развития Ленинградской области характеризуется двумя
тенденциями - с 2001 года в области отмечается рост уровня рождаемости, с 2005
года начал снижаться общий уровень смертности. Число родившихся в 2006 году по
сравнению с 1999 годом увеличилось на 19%, число умерших – на 6%. В
январе-апреле т.г. число родившихся составило 103% к аналогичному периоду 2006
года, число умерших – 91%. Источником пополнения населения остается миграция.
Миграционный прирост увеличился с 11,7 тыс. человек в 1999 году до 12,2 тыс.
человек в 2006 году, что частично компенсирует естественную убыль населения.
К
числу важных положительных тенденций следует отнести снижение уровня
младенческой смертности - с 11,8 в 1999 году до 7,9 умерших детей в возрасте до
года на 1000 родившихся в 2006 году. На протяжении последних лет областные
показатели младенческой смертности в среднем ниже, чем по России, и одни из
самых низких в Северо-Западном федеральном округе.
В
последние годы наблюдается стабильное развитие рынка труда в результате
значительного расширения совокупного спроса экономики на рабочую силу. Уровень
регистрируемой безработицы в области один из самых низких в России – менее 1%
от экономически активного населения (в 1999 году – 2,3%). На 1 мая т.г. уровень
регистрируемой безработицы в области составил 0,83% от экономически активного
населения. На протяжении последних лет он более, чем в два раза ниже
среднероссийского значения.
С
2000 года в области наблюдается устойчивый рост реальных денежных доходов; за
2000-2006 годы – в 2,6 раза, за пять месяцев т.г. - на 14,7% к аналогичному
периоду 2006 года. В области этот показатель растет более высокими темпами, чем
в среднем по России. Среднедушевые денежные доходы населения Ленинградской
области в 2006 году к уровню 1999 года выросли в 8 раз (8092 рубля в месяц).
Величина
прожиточного минимума в 2006 году по сравнению с 1999 годом увеличилась в 3,3
раза и составила в 4 квартале прошлого года 3321 рубль, в первом квартале
текущего года – 3591 рубль.
В
Ленинградской области имеет место динамичный рост заработной платы. С 1999 по
2006 годы среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного
работника выросла в 7,3 раза, реальная – в 2,3 раза; в январе-апреле 2007 года
на 25,9% и на 16,9% соответственно к январю-апрелю 2006 года. В апреле 2007
года средняя зарплата составила 11824 рублей. Начиная с 2005 года в
Ленинградской области действует система оплаты труда работников бюджетной
сферы, в соответствии с которой ни один работник не может получать зарплату
ниже прожиточного минимума, в результате чего доля населения с доходами ниже
прожиточного минимума снизилась с 52,4% в 1999 году до 14,2% в 2006 году.
Просроченная
задолженность по заработной плате за период с 1999 года по 2006 год сократилась
почти в 22 раза и на конец 2006 года составила 8,1 миллиона рублей.
1.
Голуб Л. А. Социально-экономическая статистика.
2003
2.
Бурцева С. А. Статистика финансов. 2004
3.
Громыко Г.Л. Теория статистики. 2007
4.
Елисеева И. И., Силаева С. А., Щирина А. Н.
Практикум по макроэкономической статистике. 2007
5.
Елисеева И.И. Общая теория статистики: Учебник
для ВУЗов. – М.: Финансы и статистика, 2004.
6.
Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая
теория статистики: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2002.
7.
Ефимова М. Р., Бычкова С. Г. Практикум по
социальной статистике. 2005
8.
Теория статистики: Учебник. / Под ред. Р.А.
Шмойловой. - М.: Финансы и статистика, 2002.
9.
Назаров М. Г. Курс социально-экономической
статистики. 2003
10.
Палий И.А. Прикладная статистика. 2007
11.
Салин В.П., Шпаковская Е.П.
Социально-экономическая статистика: Учебник. - М.: Юрист, 2001.
12.
Курс социально-экономической статистики: Учебник
для вузов / Под ред. Проф. М.Г.
13.
Практикум по социальной статистике:
Учеб.пособие/ Под ред. И.И.Елисеевой.-М.: Финансы и статистика, 2002.
14.
Экономическая статистика: Учебник / Под ред.
Ю.Н. Иванова. - М.: ИНФРА-М, 2002.
15.
Кибанов А.Я. «Экономика и социология труда:
Учебник». – М.: ИНФРА-М, 2003. – 584с.
16.
Липсиц И.В. «Экономика: учебник для вузов». –
М.: Омега-Л, 2006. – 656с. – (Высшее экономическое образование).
17.
Октябрьский П.Я. «Статистика: Учебник». – М.: ТК
Велби, Изд-во Проспект, 2005.-328с.
18.
Остапенко Ю.М. «Экономика труда: Учеб. пособие».
– М.: ИНФРА-М, 2006 – 268с. – (Высшее образование).
19.
Хейне П., Боуттке П., Причитко Д. «Экономический
образ мышления», 10-е издание / пер. с англ. Гуреш Т.А. – М.: Изд. дом
«Вильямс», 2005. – 544 с.
20.
Чепурин М.Н., Киселева Е.А. «Курс экономической
теории: учебник». – 5-е исправленное, дополненное и переработанное издание –
Киров: «АСА», 2005. – 832с.
[1]по Российской Федерации рост в 1,5 раза.
[2] по Российской Федерации – 149%
[3] Коэффициент сальдо миграции увеличится с 73,1 в 2006 году до 74,7
человек на 10 тысяч населения.
[4] Наиболее значительный рост зафиксирован в производстве транспортных
средств и оборудования (в 2,3 раза), что связано с увеличением сборки легковых
автомобилей из импортных комплектующих в ЗАО «Форд Мотор Компани», и в
производстве резиновых и пластмассовых изделий (на 45,9%), что обусловлено
началом производства шин для легковых автомобилей в ООО «Нокиан Тайерс».
[5]автомобильным (с учетом индивидуальных предпринимателей),
трубопроводным (в целом по ООО «Балтнефтепровод») и внутренним водным
транспортом увеличился на 3,6% по сравнению с январем-маем 2005 года и составил
45,5 млн. т при грузообороте 28,1 млрд. тонно-км (106,6%).
[6] В структуре услуг основную долю занимали коммунальные (36,1%),
жилищные (12,7%), бытовые услуги (12,7%), услуги связи (13,8%) и транспорта
(10,5%), бытовые услуги (8,8%). Наиболее динамично развивались по сравнению с
2004 годом услуги образования (126,7%), коммунальные (117,4%) и бытовые
(110,5%).
[7] Федеральный закон №102-фз от 21.07.05.
[8] Среднемесячная заработная плата в 2005 году составила 8485 рублей
(125,8% к уровню 2004 года), в январе-апреле 2006 года рост составил 120,9% к
соответствующему периоду предыдущего года и по оценке 2006 года заработная
плата составит 10700 рублей (126,1% к уровню 2005 года). Тенденция роста
среднемесячной заработной платы сохранится и на период до 2009 года (в 2007
году - на 21,7% к предыдущему году, в 2009 году – на 16,6%) и составит 18070
рублей.
[9] По оценке, численность занятых в экономике в 2007 году составит 737,2
тыс. человек, увеличившись по сравнению с 2006 годом на 1,3 тыс. человек
(100,2%).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|