Меню
Поиск



рефераты скачать Современные представления о профилактике наркомании

снижение численности групп риска потребления ПАВ;

снижение тяжести медико-социальных последствий злоупотребления ПАВ.

Основные задачи Концепции КАПР в образовательной среде:

вовлечение в профилактическую антинаркотическую деятельность всех без исключения учреждений системы образования;

улучшение качества воспитания и формирования у детей и молодежи антинаркотических установок;

улучшение качества образования за счет повышения уровня здоровья и изменения ценностной ориентации учащихся;

повышение качества здоровья детей и молодежи;

улучшение криминогенной обстановки в регионе, разъединение наркотических асоциальных групп;

возвращение в образовательные учреждения детей и молодежи, прошедших лечение и реабилитацию в связи с наркозависимостью, и осуществление профилактической работы с ними по предотвращению срывов и рецидивов заболевания;

оказание детям и молодежи консультативной, психокоррекционной и реабилитационной помощи;

осуществление антинаркотической профилактической работы в семьях учащихся, а также в местах досуга детей и молодежи;

создание в образовательных учреждениях атмосферы негативного отношениях к наркотикам и лицам, употребляющим наркотики, с привлечением к этой работе нравственно устойчивых учащихся;

создание системы раннего выявления и контроля лиц, приобщенных к употреблению наркотиков и наркозависимых на уровне школы, семьи и мест досуга (секции, кружки и пр.);

реализация этапов профилактической деятельности, создание организационных структур; подготовка: кадров, нормативно-правовой базы, дифференцированных программ профилактики, программ научных исследований, взаимодействие с различными государственными, общественными, частными учреждениями и организациями, а также со средствами массовой информации.

Активная антинаркотическая профилактическая помощь семье в рамках КАПР сегодня должна проводиться в условиях различия мнений и отношения отдельных семей к самой проблеме, дефицита компетентности по вопросам формирования у детей антинаркотических установок, ценностей здорового образа жизни, трудностей установления контактов и взаимодействия со специалистами при необходимости консультативной, специализированной и социально-правовой помощи, в условиях, когда сами профессиональные группы лиц, работающих с детьми и подростками - учителя, школьные психологи, социальные педагоги и социальные работники, инспекторы подразделений по делам несовершеннолетних (ПДН) также нуждаются в выработке нового подхода к взаимодействию со своими подопечными.

Внедрение новой системы профилактики происходит в конкретных реальных условиях. Невозможно одномоментное введение в практику всех желательных нововведений. Главным является четкое определение этапов внедрения, что позволяет сделать КАПР наиболее эффективной.

Первый этап - этап неотложных мероприятий Организационно-методически данный этап может быть реализован в рамках текущего финансирования и действующего законодательства. Принятие концепции КАПР в качестве стратегического направления позволяет использовать существующие возможности и объединить разрозненные усилия по профилактике наркомании в системе образовательных учреждений. Внедрение первого этапа происходит постепенно по мере готовности отдельных составляющих:

создание единого организационно-методического центра в структуре системы образования согласно концепции КАПР с соответствующими тематическими отделами (организационно-методический, учебный, профилактический, реабилитационный, юридический, медицинский, отдел мониторинга, отдел информационной службы и взаимодействия с общественностью);

разработка нормативно-правовой базы профилактической деятельности в образовательной среде;

создание центра реабилитации детей и молодежи с наркозависимостью;

открытие профилактических кабинетов в средних и высших профессиональных учреждениях;

создание инструктивно-методологической базы для профилактики наркозависимости и реабилитации детей и молодежи с проблемами зависимости от ПАВ в действующих ППСМ-центрах;

модификация существующих программ профилактики;

внедрение интернерт-информационной системы по вопросам профилактики злоупотребления ПАВ среди детей и молодежи;

разработка системы показателей и методического обеспечения проведения мониторинга наркотической ситуации в детско-молодежной среде;

модификация системы профилактических осмотров;

создание пакета информационно-методической документации для начальной переподготовки кадров на местах.

Второй этап - этап организационных мероприятий:

создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации воспитателей, педагогов, психологов дошкольных образовательных учреждений и школ, социальных работников;

создание региональной сети учебно-методических центров профилактики;

создание специализированного издательства, включая издание газеты и журнала;

разработка альтернативных программ в системе концепции КАПР, адаптированных к различным регионам;

создание полномасштабной системы мониторинга в России, позволяющей оценить не только уровень распространения наркомании, но и степень эффективности профилактических мероприятий, в том числе и в отношении сопутствующих заболеваний и других осложнений;

разработка различных моделей позитивных ценностных ориентаций в области социально-духовной деятельности;

организация спортивных соревнований и иных эффективных форм досуга.

Фактически данный этап следует рассматривать как переходный, подготовительный для 3 этапа. Выделение этого этапа в достаточной мере условно, поскольку его реализация начинается уже в период действия 1 этапа. 3адачи 2 этапа реализуются постепенно по мере готовности организационной, нормативно-правовой, научно-методической и финансово-материальной базы.

Третий этап - этап полного развертывания программ, соответствующих концепции КАПР. Данный этап вводится дифференцировано по различным регионам:

внедрение в большинстве регионов;

мониторинг наркологической ситуации и эффективности внедрения профилактических мер;

разработка новейших методов и приемов профилактики;

сравнительное обобщение российского и международного опыта.

Концепция КАПР предполагает создание следующих профилактических программ:

активная профилактическая деятельность в образовательных учреждениях;

активная профилактическая деятельность в семье;

активная профилактическая деятельность в организации внеучебной и досуговой деятельности детей и молодежи.

В настоящее время во всем мире в образовательной среде борьба с наркоманией проводится путем использования различных профилактических моделей. Структура последних зависит от конкретных условий отдельных стран и регионов. Концепция профилактики в нашей стране должна строиться с учетом трех основных сфер жизнедеятельности детей и молодежи - семья, образовательное учреждение, досуг, включая связанное с ними микросоциальное окружение.


Вопрос 3. Что необходимо знать педагогам, родителям и отрудникам правоохранительных органов при проведении профилактической

работы по предупреждению распространения наркотиков

и злоупотребления ими в молодежной среде

Как это не покажется парадоксальным, но даже сегодня, в эпоху гласности, когда не осталось ни одной проблемы, ни одного вопроса, которые бы не подвергались тщательному препарированию в СМИ, далеко не все имеют четкое представление о проблеме наркомании. А она почти повсюду в мире превратилась в грозную опасность для граждан и государственных институтов. Информация из большинства стран мира свидетельствует, что злоупотребление наркотиками распространилось во всех социальных слоях и возрастных группах и особенно среди молодёжи. Дети и подростки в настоящее время приобщаются к наркотикам в более раннем возрасте, чем в недалеком прошлом.

Поэтому нередко единственной и реальной спасительной преградой на пути молодого человека в тот иллюзорный и страшный мир, из которого мало кому удалось вернуться к полноценной и здоровой жизни, на сегодня наряду с родителями остаётся учитель. Именно он, как никто другой, знает о немалочисленных проблемах и подводных камнях, которые угрожают юным и неопытным душам на пути познания жизни и становления личности.

Уже давно известно, что только единицам наркоманов из миллионов удается вырваться из страшных пут. Болезнь через годы и даже десятилетия может возвратиться. Как считают специалисты, наркотик - это сильнейшая из ловушек, он цепко держит свои жертвы и забыть его почти невозможно. К сожалению, наркотик способен делать человека зависимым настолько, что воля и интеллект молодых людей оказываются не способными противостоять ему.

Поэтому наиболее реальным делом в борьбе с наркоманией является её профилактика, а не лечение (хотя последнее тоже немаловажно). А чтобы вовремя предупреждать наркоманию, учителям обходимо постоянно проявлять внимание к своим ученикам.

Если Вы решили обсудить проблему наркомании в той или иной аудитории, настоятельно советуем:

как можно лучше изучить специфику проблем, связанных с наркотиками (социальных, медицинских, психологических, юридических);

предварительно продумать наиболее рациональную форму обсуждения вопросов (то есть такую форму, которая наиболее подходит для конкретной аудитории в смысле восприятия и активного вовлечения всех присутствующих в обсуждение);

с учётом возрастных особенностей аудитории четко определить тему, круг и рамки вопросов, подлежащих обсуждению, с тем, чтобы оно не вылилось в попытку охватить необъятное;

позаботиться о наглядных пособиях (фильмы, слайды, аудиозаписи, плакаты и т.д.), несущих дополнительную информацию.

Необходимо помнить, что молодые люди нуждаются в том, чтобы им более обстоятельно и доходчиво растолковывали, что же представляет собой наркотик в реальной человеческой жизни и как он может повлиять на состояние организма и судьбы человека. И нет ничего плохого в том, что, начав беседу, Вы коснетесь азов обсуждаемой тематики.

Какие причины и условия способствуют приобщению подростка

к наркотикам?

Таких причин и условий довольно много и знание хотя бы основных из них должно помочь в целенаправленной профилактической работе. Ведь, как известно, чтобы победить врага; его нужно знать

Глобальные причины

Всеобщее падение нравов, низкая духовность и культура у значительной части населения.

Сформировавшаяся наркотическая субкультура и "мода" на наркотики среди молодежи.

Сложная социально-экономическая ситуация в стране (экономическая нестабильность, обнищание населения, безработица и др.).

Относительная доступность наркотиков "на черном рынке" (сравнительно невысокая цена, большое количество наркоторговцев).

Активная деятельность наркоторговцев и их сообществ, направленная на стимулирование спроса на наркотики.

Либеральный пограничный режим или его отсутствие (открытость границ).

Несовершенство антинаркотического законодательства.

Наличие значительной собственной сырьевой базы, химических препаратов, оборудования, а также специалистов для незаконного производства наркотиков.

Сверхвысокая доходность наркобизнеса.

Частные причины

Недостаточная воспитательная работа среди детей и молодежи, ограниченные возможности у молодежи для культурного досуга.

Сокращение сети государственных специальных лечебных учреждений для наркоманов.

Отсутствие эффективных методик лечения наркоманов.

Агрессивная пропаганда[11] наркотиков в некоторых СМИ и выступлениях музыкальных коллективов (например регги- и рок-групп) и слабая бессистемная антинаркотическая пропаганда.

Деятельность различных сект, общественных организаций, выступающих за легализацию наркотиков, декриминализацию ответственности за незаконные действия с ними.

Воспрепятствование со стороны определенных сил принятию нового более совершенного антинаркотического законодательства.

Недостаточное финансирование программ, направленных на противодействие незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими.

Недостаточный контроль над перемещением и нахождением на территории Российской Федерации иностранных граждан, некоторые из которых занимаются торговлей наркотиками.

Привыкание к наркотикам людей, принимавших участие в различных вооруженных конфликтах в последние годы.

Коррумпированность части чиновников государственных органов.

Неудачная попытка введения в 1985 году подобия "сухого закона", вследствие чего определенное количество людей переключилось на употребление наркотиков.

Нередко распространители наркотиков специально вовлекают в свои ряды молодежь. Для этого молодого человека могут даже насильно "посадить на иглу". Опытные преступники хорошо знают, что человек, попавший в зависимость от наркотика, - послушное орудие в их руках и готов совершить по их указанию любое правонарушение.

Немаловажную роль в устойчивости или предрасположенности детей к наркотикам играет такая особенность в поведении родителей, как стремление самим принимать решения за детей вопреки их желанию, прибегая сплошь и рядом к насилию над их волей (так называемая "гиперопека"). Дети из таких семей стремятся освободиться от жесткой зависимости, давящих на психику отношений и ошибочно видят в неформальных группировках молодежи, в том числе наркоманов, своего рода отдушину, возможность найти взаимопонимание со сверстниками. Компании наркоманов в силу психологических особенностей их членов всегда стремятся расширить свой круг. В таких компаниях, подчиняясь неписаному правилу "быть, как все", молодые люди начинают пробовать наркотики и втягиваются в их употребление.

Часто родители ждут от нас совета, Это естественно и понятно, как и то, что дать совет на все случаи жизни невозможно. Но и выглядеть безучастным не лучший выход. Тем более, что существует проверенный практикой набор некоторых рекомендаций родителям.

Информация для родителей

Не каждый, кто пробует наркотик, обязательно станет наркоманом, но совершенно бесспорно, что каждый, кто уже привык к ним, начал с того, что однажды попробовал наркотик

"Наркоман!" - это слово стало уже обычным в нашем лексиконе. Что же за ним? За этим словом - искалеченные жизни, сломанные судьбы, отчаяние, страх, боль, смерть и преступление!

Очень многое, если не основное, зависит от нас - родителей, от семейного климата и взаимоотношений в семье. Там, где существует опасность приобщения детей к наркотикам, как никогда актуальна простая и банальная истина:

Дети требуют внимания!

Эта аксиома, казалось бы, известна всем. Но как часто мы забываем о ней в суете будничного труда и заботах. А ведь именно с общения с родителями начинается процесс воспитания детей, усвоения ими всего хорошего и полезного.

Мамы и папы! По возможности старайтесь чаще беседовать с детьми на самые различные темы, особенно на те, которые в данный момент представляют для них наибольший интерес. О чем бы Вы ни говорили с детьми, постарайтесь ненавязчиво дать им хотя бы один совет из области соблюдения правил личной безопасности.

Если есть опасность приобщения к наркотикам Вашего ребенка, необходимо немедленно принимать все меры против этого.

Будьте настоящим другим своему ребенку, если у него уже возникли проблемы с наркотиками, помогите ему принять решение, убедите обратиться за помощью!

Что такое наркотики?

Для достаточно полного понимания проблемы противодействия распространению наркомании, прежде всего, нужно ответить на этот кажущийся внешне простым вопрос.

Наркотические средства и психотропные вещества (для краткости мы будем называть их "наркотиками") можно разделить на две категории: легализованные в жизни общества (то есть медицинские лекарственные препараты, которые используются гражданами при различных заболеваниях по назначению врача и это не противоречит закону) и незаконно производимые, распространяемые.

В первую группу наркотиков входят различные лекарства в виде таблеток, ампул, порошков, микстур, применяемые в медицинских целях, подлежащие контролю в нашей стране и включенные в списки №2 и №3 в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах".

Однако этими препаратами, а также многими другими медикаментами, отнесенными к сильнодействующим веществам, часто злоупотребляют с целью получения одурманивающего эффекта. При злоупотреблении ими организм разрушается не меньше, чем от героина Они могут отрицательно влиять на умственные и физические возможности человека (например, при вождении автомобиля, занятиях спортом и т.д.). Некоторые лекарственные наркотикосодержащие препараты из-за низкой цены и доступности популярны среди малолетних горе - экспериментаторов.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.