Современные представления о профилактике наркомании
МИНИСТЕРСТВО
ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕЛГОРОДСКИЙ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра
организации раскрытия и расследования преступлений
Основы профилактики
наркомании и наркопреступности
ЛЕКЦИЯ
по теме
№ 8: «Современные представления о профилактике
наркомании»
для
сотрудников правоохранительных органов по повышению
квалификации
в образовательных учреждениях
правоохранительных
органов
Авторы:
доцент кафедры ОР и РП
В.Г. Гаврилов;
преподаватель кафедры ОР и РП,
канн. социол. наук,
капитан милиции
К.С. Колесник
Обсуждена и одобрена
на заседании кафедры ОР и РП
БелЮИ МВД России
«13» марта 2006 г.
Протокол № 10
Белгород
– 2006
Цели
лекции:
Учебная: ознакомить сотрудников
правоохранительных органов с целями и задачами первичной профилактики,
стратегией её проведения.
Воспитательная: выработать у сотрудников
чувство высокой ответственности как будущих специалистов правоохранительных
органов в сфере противодействия НОН.
Развивающая: сформировать у сотрудников
стремление к самостоятельному изучению современных представлений о профилактике
наркомании.
Метод проведения занятия – лекция.
План лекции
|
Страницы
|
Вступительная часть
|
4
|
Учебные вопросы:
|
1. Современные представления о профилактике
наркомании.
|
6
|
2. Первичная профилактика зависимости от
психоактивных веществ, её цели и задачи.
|
12
|
3. Что необходимо знать педагогам, родителям
и сотрудникам правоохранительных органов при проведении профилактической
работы по предупреждению распространения наркотиков и злоупотребления ими в
молодежной среде.
|
26
|
Заключительная часть (подведение итогов)
|
39
|
Литература:
Основная:
1. Противодействие незаконному обороту наркотических средств и
психотропных веществ: Учебное пособие / Под ред. А.Н. Сергеева. – М.: Центр
юридической литературы «Щит», 2001.
2. Противодействие незаконному обороту наркотических средств и
психотропных веществ. Учебное пособие. Часть II. / Под ред. А.Н. Сергеева. –
М.: ГУБНОН СКМ МВД России, Московская академия МВД России, Изд-во «Щит-М»,
2001.
3. Профилактика наркомании: организационные и методические аспекты /
Коллективная монография: Итоговые материалы международного проекта. – Харьков:
Декарт, 2002.
4. Легальный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их
прекурсоров: Апель А.Л., Бабянская Н.С./- СПб.: СЗ ИПК ФСКН России, 2007.-
116с.
5. Тонков Е.Е., Гаврилов В.Г., Польщиков В.П. Противодействие незаконному
обороту наркотических средств и психотропных веществ: Учебное пособие / Под
ред. к.ю.н., доцента В.А. Галкова. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2003.
6. Унифицированный ведомственный словарь терминов, используемых при оценке
масштабов распространения и незаконного потребления наркотиков- М.:ФСКН, 2006.
Дополнительная:
7. Перед лицом наркоагрессии. Сборник материалов, посвященных проблеме
борьбы с наркотиками. – М., 2002.
8. Новые тенденции в старой проблеме наркотиков: Материалы межвузовской
научно-практической конференции / Под ред. Б.П. Велинского. – М: ВНИИ МВД
России, 2002.
9. Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступности
среди молодежи: Материалы всероссийской научно-практической конференции. – М.,
2000.
СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ:
Введение
В конце XX века злоупотребление[1] алкоголем, наркотиками и
другими психоактивными веществами[2]
(далее ПАВ) приняло характер эпидемии. По данным Всемирной организации
здравоохранения, суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными
приемом различных психоактивных веществ, за исключением курильщиков табака,
составляет более 500 млн. человек.
В последнее десятилетие и для России
употребление несовершеннолетними и молодежью алкоголя, наркотических и других
психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу
здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку.
Происходит неуклонное «омоложение» наркомании[3]. В России
средний возраст начала употребления алкоголя среди мальчиков снизился до 12,5
года, среди девочек до 12,9 года; возраст приобщения к наркотическим средствам
снизился соответственно до 14,2 года среди мальчиков и 14,6 года среди девочек.
Дифференцированный анализ отечественной и
мировой наркотической ситуации позволяет выделить ряд основных факторов,
определяющих негативную динамику проблемы. Условно выделяются
социально-экономические, социально-идеалогические и биомедицинские факторы, а
по масштабу их действия – глобальные, геополитические, региональные, присущие
отдельным слоям общества, микрогруппам населения, семьям, личностям.
Среди основных причин, влияющих на
распространенность наркомании и токсикомании в детско-подростковой среде, одно
из первых мест занимает легкая доступность ПАВ. Около 60% опрошенных
несовершеннолетних, употребляющих наркотики и токсические средства, отмечают
относительную несложность их приобретения. Наркотики приобретаются в школах, на
дискотеках, в кафе, в хорошо известных местах на улицах, в парках, а также на
квартирах распространителей и торговцев наркотиками. Наркодельцы давно
определили для себя образовательные учреждения как рынки сбыта наркотиков в
детско-подростковой среде. В результате общество столкнулось с реальной
незащищенностью детей и подростков от экспансии наркотических средств. Поэтому
без жестких мер противодействия незаконному обороту наркотиков и силового противостояния
наркогруппировкам добиться реального повышения эффективности антинаркотической
профилактической работы только за счет усилий воспитателей, учителей, врачей,
психологов, социальных работников не представляется возможным.
Следующим важным фактором наркотизации
является снижение у большинства детей и подростков превентивной психологической
защиты и низкий ценностный барьер. Несовершеннолетний, начинающий принимать
наркотики, находится в своеобразной социально-психологической ситуации: с одной
стороны – массовое распространение наркотиков, мощный прессинг рекламных
предложений нового стиля жизни и новых ощущений, связанных с наркотизацией, в
сочетании с доминирующими у подростка мотивами любопытства и подражания; с
другой – растерянность и некомпетентность педагогов, социальных работников,
родителей; с третьей - борьба правоохранительных структур с потребителями ПАВ.
Обращает также на себя внимание низкий уровень
информированности населения о профилактике наркотической патологии и малая
доступность квалифицированной бесплатной консультативной и
лечебно-реабилитационной помощи детям и подросткам, больным наркоманией, и
превентивной помощи лицам, лишь приобщающимся к употреблению ПАВ. Около 60%
опрошенный детей и подростков и 28% взрослых не представляли, куда можно
обратиться при появлении наркотических проблем. Причем, в основном, население
ориентировано на анонимную наркологическую помощь. В стране отсутствуют
государственные детско-подростковые реабилитационные центры, а оплачивать
услуги коммерческой наркологии большинство граждан не в состоянии.
В этой ситуации возникает особая
ответственность со стороны профессиональных групп лиц, работающих с детьми и
молодежью, - учителей, воспитателей, школьных психологов, социальных педагогов,
врачей, которые нуждаются в выработке совершенно нового подхода к решению
проблем профилактики наркомании.
Вопрос 1. Современные представления о
профилактике наркомании
Профилактическая деятельность, как правило,
строится на комплексной основе и обеспечивается совместными усилиями
воспитателей, учителей, психологов, медиков, социальных работников, сотрудников
правоохранительных органов. Однако несмотря на все усилия и затраты, именно
профилактика[4]
является наиболее уязвимым местом. Выявление лиц с наркотическими проблемами и
до настоящего времени вызывает большие трудности. Фактически вся
лечебно-профилактическая и реабилитационная работа в области наркологии
касается явных запущенных случаев наркомании, токсикомании и алкоголизма.
На государственном уровне ни одна, даже самая
благополучная в экономическом отношении страна не финансирует весь спектр
деятельности по борьбе с наркоманией и ее последствиями. Так, в Германии на
долю общественных организаций приходится до 80% всех специализированных
наркологических медико-социальных служб. Ими создана собственная сеть
медицинской и социальной помощи, включая консультационные пункты, амбулатории,
стационары, юношеские и молодежные центры, приюты и т.д. Бюджетное
здравоохранение Германии ориентировано в основном на прямую медицинскую помощь
- снятие наркотической интоксикации и специализированное наркологическое
лечение в острых случаях. В Дании, Бельгии, Норвегии создана достаточно
разветвленная социально-реабилитационная сеть для помощи наркоманам. В этих
странах обращается особое внимание на организацию альтернативного приему
наркотиков отдыху, особенно в вечернее время. В профилактическую работу
включаются бывшие наркоманы, а также сверстники, так как подростки не верят в
массовые акции, мало доверяют взрослым.
Вторым важным моментом зарубежного опыта в
области предупреждения употребления психоактивных веществ и профилактики наркомании
следует считать нацеленность мероприятий на контингент школьного возраста, т.к.
именно эта возрастная группа несовершеннолетних и молодежи быстро втягивается в
наркотизацию, осложняющуюся сопутствующими наркотизации заболеваниями
вследствие отсутствия должной гигиены и случайных половых контактов. В ряде
стран для детей и подростков «группы риска»[5] развернута целая сеть учреждений социальной
помощи - «жилые общины» для молодежи, женщин с детьми, «кризисные» молодежные
временные убежища, ночные приюты.
В международной практике можно выделить
следующие основные модели профилактики:
Медицинская модель[6] ориентирована
преимущественно на медико-социальные последствия наркомании и предусматривает в
основном информирование учащихся о негативных последствиях приема наркотических
и иных психоактивных средств на физическое и психическое здоровье.
Образовательная модель[7] направлена на обеспечение
детей и молодежи полной информацией о проблеме наркомании и обеспечение свободы
выбора при максимальной информированности.
Психосоциальная модель своей главной целью
утверждает необходимость развития определенных психологических навыков в
противостоянии групповому давлению, в решении конфликтной ситуации, в умении
сделать правильный выбор в ситуации предложения наркотиков.
В настоящее время различными являются и формы
законодательного отношения к наркотикам - от разрешения на легальную торговлю
«легкими» наркотиками (Дания, Нидерланды) до введения смертной казни за
распространение наркотических средств (Китай, Ирак).
Система профилактических мер, несомненно,
нуждается в экономической оценке.
Всего по категории ущерба можно выделить три
группы факторов — медицинский ущерб, социальный ущерб, потери системы
образования. Для образовательной среды это выглядит следующим образом:
ухудшение криминогенной обстановки в
образовательной и микросоциальной среде;
снижение внутришкольной дисциплины и общей
успеваемости учащихся и студентов;
распространение идеологии наркоманической
среды и связанное с этим искажение иерархии ценностей у детей и молодежи.
Как итог этих потерь:
незавершенное среднее и высшее образование (в
том числе зачастую - незаконченное основное общее образование);
нереализованное среднее образование;
снижение числа лиц, получающих
профессиональное образование.
Медицинский ущерб включает в себя не только
весь шлейф последствий наркомании - гепатит, СПИД, заболевания, полученные
половым путем (ЗПП), и др.; следует дополнительно отметить рост общей
заболеваемости, значительно возросшее число самоубийств среди детей и
подростков, а также отвлечение от задач оздоровления учащихся огромных материальных
средств, необходимых для лечения наркоманов.
Социальный ущерб, проявляющийся во всем
негативном многообразии и в образовательных учреждениях, сводится к следующему:
криминализация общества;
распространение субкультуры наркозависимых;
деформация иерархии общественных ценностей;
ухудшение демографических показателей (в т.ч.
снижение рождаемости уже в ближайшем будущем).
Анализируя обстановку в области профилактики
наркомании в России, следует сказать, что первичной профилактикой[8] наркомании
преимущественно занимается система образования, в основном образовательные
учреждения среднего звена - школы, профессиональные училища, менее активно —
колледжи, лицеи и вузы. Введены новые учебные программы («Основы безопасности
жизнедеятельности», «Валеология»), косвенным образом ориентированные на
профилактику наркомании. Единой государственной программы нет, следовательно,
существующие профилактические мероприятия фактически соответствуют
образовательной и медицинской моделям профилактики. В некоторых регионах
отмечаются попытки локального внедрения авторских или адаптированных
психосоциальных моделей (Москва, Санкт-Петербург, Самарская, Калининградская
области, Ямало-Ненецкий автономный округ и другие регионы).
Необходимо добавить, что до сих пор не создана
система целенаправленной подготовки кадров для работы с детьми и молодежью,
имеющими проблемы с употреблением наркотических средств и одурманивающих
веществ. Большинство педагогических работников образовательных учреждений
признают свою неосведомленность в области предупреждения злоупотребления ПАВ
детьми и молодежью. В системе повышения квалификации педагогических кадров и
иных работников социальной сферы представлено минимальное количество курсов,
ориентированных на профилактику наркозависимости у детей и молодежи.
В связи с этим одним из важнейших аспектов
антинаркотической профилактической работы в системе образования является
включение в программы образовательных учреждений, осуществляющих подготовку,
переподготовку и повышение квалификации специалистов, работающих с детьми и
молодежью, вопросов профилактики злоупотребления ПАВ.
Представляется важным анализ правового поля в
России с точки зрения профилактики злоупотребления ПАВ.
Все стороны, заинтересованные в решении
проблемы профилактики наркомании, ощущают потребность в конкретных
законодательных актах, четко регламентирующих такую деятельность. Современное
развитие законодательной базы характеризуется тем, что место профилактики среди
других юридических понятий не определено, т.е. правовое поле профилактики не
разработано и законодательное обеспечение государственной системы профилактики
наркомании практически отсутствует.
Федеральный закон от 8 января 1998 г. №3-ФЗ «О
наркотических средствах и психотропных веществах» (статья 4, пункт 2) особо
отмечает, что одним из принципов государственной политики в области
противодействия незаконному обороту наркотиков является приоритетность мер по
профилактике наркомании и стимулирование деятельности, направленной на
антинаркотическую пропаганду.
Федеральным законом от 24 июня 1999 г №120-ФЗ
«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
к органам и учреждениям системы профилактики отнесены органы управления
образованием, которые разрабатывают и внедряют в практику образовательных
учреждений программы и методики, направленные на формирование законопослушного
поведения несовершеннолетних, и образовательные учреждения, обеспечивающие
выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении (в том
числе употребляющих наркотики), и в пределах своей компетенции осуществляющих
индивидуальную профилактическую работу с такими несовершеннолетними.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|