На пути решения поставленных задач
профилактики стоит целый ряд серьезных препятствий.
Первое — Федеральной закон от 8 января 1998 г.
№3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» предусматривает
оказание наркологической (в том числе реабилитационной помощи) исключительно в
учреждениях системы здравоохранения. В то же время представляется необходимым
обеспечить возможность оказания реабилитационной помощи несовершеннолетним и
молодежи в учреждениях системы образования, получивших в установленном законом
порядке лицензию на указанный вид деятельности. До сих пор не принят
федеральный закон «О социально-медицинской реабилитации лиц, больных
наркоманией», призванный регламентировать порядок оказания реабилитационной помощи
лицам (включая несовершеннолетних), злоупотребляющим наркотическими средствами,
в том числе совершившим общественно опасные деяния (преступления).
Второе — действующее законодательство
допускает медицинское освидетельствование потребителей наркотических средств
только по постановлению органов прокуратуры, органов дознания, следователя или
судьи. В связи с этим в настоящее время возникают проблемы с оперативным
освидетельствованием несовершеннолетних на предмет употребления наркотиков.
Иногда приходится ждать недели, за это время наркотик выводится из организма и
в результате экспертный анализ биологических сред подростка, подозреваемого в
употреблении наркотиков, не дает положительного результата.
Поэтому, чтобы обеспечить активную
профилактическую работу, остановить эпидемию наркомании, оказать
лечебно-реабилитационную помощь потребителям наркотиков и больным наркоманией,
требуется совершенствовать законодательство и обеспечить вмешательство на всех
уровнях так называемой наркотической пирамиды.
Совместно с МВД России, Минздравом России,
ФСКН России, иными заинтересованными министерствами и ведомствами должны быть
определены формы межведомственного взаимодействия в вопросах выявления,
взаимного информирования и учета обучающихся и студентов, злоупотребляющих
психоактивными веществами, пресечения распространения наркотических средств,
психотропных и иных одурманивающих веществ в образовательных учреждениях.
Вопрос 2. Первичная профилактика зависимости
от психоактивных
веществ, её цели и задачи
Первичная профилактика наркомании опирается в
своей основе на долгосрочную общегосударственную политику, направленную на
формирование в обществе непримиримого отношения к употреблению наркотиков.
Такая политика позволяет надеяться, что противостояние наркомании станет
действительно общенациональным делом и включит в себя усилия, как на
правительственном уровне, так и по линии неправительственных структур и
движений.
При разработке новой целостной системы
первичной профилактики нашей стране следует исходить из следующих основных
условий:
социально-экономическое и правовое обеспечение
государственной системы первичной профилактики;
этапность формирования государственной системы
первичной профилактики с четким определением стратегических и тактических целей
каждого этапа;
поддержка научных исследований в области
профилактики наркомании;
реализация долгосрочной антинаркотической
пропагандистско-информационной компании, прежде всего ориентированной на детей
и молодежь, образовательную среду и семью;
целенаправленное и широкое подключение к
антинаркотической деятельности общественных движений, организаций и граждан;
стимулирование коммерческих и финансовых
структур, заинтересованных в осуществлении мероприятий по профилактике
наркомании;
обязательное включение в программу первичной
профилактики системы мониторинга[9]
не только распространенности употребления, но и эффективности действия системы
первичной профилактики на каждом этапе её становления и функционирования.
Цели первичной профилактики
Целями первичной профилактической деятельности
на данном этапе становления государственной системы профилактики
злоупотребления ПАВ и наркомании в образовательной среде являются:
изменение ценностного отношения детей и
молодежи к наркотикам, формирование личной ответственности за свое поведение,
обусловливающие снижение спроса на психоактивные вещества в детско-молодежной
популяции;
сдерживание вовлечения детей и молодежи в
прием наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни,
формирования антинаркотических установок и профилактической работы,
осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений.
Стратегия первичной профилактики
Современная концепция первичного, раннего
предупреждения употребления наркотиков и роста наркомании среди детей и
подростков основана на том, что в центре ее должны находиться личность
несовершеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его
жизнедеятельность, — семья, образовательное учреждение и досуг, включая
связанное с ними микросоциальное окружение.
Стратегия первичной профилактики
предусматривает активность профилактических мероприятий, направленных на:
формирование личностных ресурсов,
обеспечивающих развитие у детей и молодежи социально-нормативного жизненного
стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки
на отказ от приема психоактивных веществ;
формирование ресурсов семьи, помогающих
воспитанию у детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного
поведения, а также ресурсов семьи, обеспечивающих поддержку ребенку, начавшему
употреблять наркотики, сдерживающих его разрыв с семьей и помогающих ему на
стадии социально-медицинской реабилитации при прекращении приема наркотиков;
внедрение в образовательной среде
инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих
развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от «пробы» и приема
наркотиков, а также технологий раннего обнаружения случаев употребления
наркотиков учащимися;
развитие социально-поддерживающей
инфрастуктуры, включающей семью в микросоциальное окружение ребенка «группы
риска наркотизации» и ребенка, заболевшего наркоманией.
Стратегическим приоритетом первичной
профилактики следует рассматривать создание системы позитивной профилактики,
которая ориентируется не на патологию, не на проблему и ее последствия, а на
защищающий от возникновения проблем потенциал здоровья — освоение и раскрытие
ресурсов психики и личности, поддержку молодого человека и помощь ему в
самореализации собственного жизненного предназначения. Очевидная цель позитивно
направленной первичной профилактики состоит в воспитании психически здорового,
личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с
собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не
нуждающегося в приеме ПАВ.
Антинаркотическая профилактика - это
целостная, организуемая в рамках единой государственной программы система мер,
которая имеет свое содержание, этапность и динамику развития, определенный
конечный результат и реализуется государственными и общественными структурами.
Такое понимание профилактики как системы
деятельности позволяет в общегосударственной системе профилактики употребления
и оборота наркотических средств выделить подсистему профилактической
деятельности в образовательной среде, которая имеет специфические цели, задачи,
средства и находится в компетенции прежде всего Министерства образования
Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации,
органов управления образованием и органов управления здравоохранением субъектов
Российской Федерации.
Отечественный и зарубежный опыт
свидетельствуют, что в плане профилактики наиболее предпочтительными являются
программы, направленные на пропаганду здорового образа жизни и ориентированные
на применение социально-психологического тренинга. Базовой основой всех
профилактических мероприятий признается информационно-когнитивное
(образовательное) направление. Исходя из объективных условий состояния
наркологических проблем в стране и стратегии сдерживания наркомании,
разработана Концепция комплексной активной профилактики и реабилитации (КАПР),
которая предлагает в качестве кардинального решения проблемы профилактики
наркомании объединение в единый комплекс образовательных, социальных и
медицинских мер в рамках первичной, вторичной и третичной профилактики,
обеспечивающих достижение общей цели. Такой методологический подход позволяет
максимально опереться на уже имеющиеся ресурсы и возможности
общеобразовательных учреждений, учреждений начального, среднего, высшего
профессионального образования и других образовательных учреждений, а также
использовать последние достижения современных образовательных, психологических
и медико-социальных технологий в области профилактики наркомании.
Следовательно, КАПР позволяет решать задачи не только первичной, но и
обязательно вторичной и третичной профилактики, т.е. вовремя, на максимально
ранних этапах обеспечить выявление наркозависимых и перейти к лечению и
реабилитации с последующей профилактикой срывов и рецидивов заболевания. При
таком подходе обеспечивается решение вопросов контролирования групп детей и
подростков, прошедших первичное лечение или реабилитацию по поводу наркомании и
вернувшихся в то или иное образовательное учреждение.
Профилактическая деятельность в
образовательной среде согласно Концепции КАПР включает следующие основные
принципы:
1. Комплексность Согласованное взаимодействие:
на межведомственном уровне — органов и
учреждений, отвечающих за различные аспекты государственной системы
профилактики наркомании в рамках своей компетенции (органы и учреждения
образования, здравоохранения, социальной защиты населения, правоохранительные
органы и др.);
на профессиональном уровне — специалисты
различных профессий, в функциональные обязанности которых входят различные
аспекты профилактики (воспитатели, педагоги, дошкольные, школьные и медицинские
психологи, врачи, наркологи, социальные педагоги и социальные работники детства,
работники комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспекторы
подразделений по делам несовершеннолетних);
в системе образования — органов управления
образованием на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, а также
образовательных учреждений, отвечающих за взаимодействие и координацию
различных профилактических мероприятий в русле единой целостной программы
комплексной профилактики.
2. Дифференцированность
Дифференциация целей, задач, средств и
планируемых результатов профилактики с учетом: во-первых, возраста. По возрасту
наиболее значимо выделение группы детей старшего дошкольного возраста (5-6
лет), младшего школьного возраста (7-10 лет), среднего школьного возраста
(11-14 лет), старшего подросткового возраста (15-16 лет), юношеского возраста
(17-18 лет) и молодежи (от 18 лет); во-вторых, степени вовлечения в наркогенную
ситуацию. При этом значимо выделение детско-подростковых и молодежных групп, не
вовлеченных в наркогенную ситуацию, но относящихся к «группе риска наркотизации»,
например, лишенных родительского попечения и находящихся в условиях
безнадзорности; имеющих различные проблемы в развитии и поведении («трудные и
проблемные» дети и подростки); начавших употреблять наркотики (потребители
наркотиков); заболевших наркоманией. В этом контексте приобретает свою
специфику профилактическая работа со студентами средних и высших
профессиональных учебных учреждений.
3. Аксиологичность (ценностная ориентация)
Этот принцип включает формирование у детей и
молодежи мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях,
здоровом образе жизни, законопослушности, уважении к человеку, государству
окружающей среде и др., которые являются ориентирами и регуляторами их
поведения. Принятие общечеловеческих ценностей и норм поведения является одним
из основных морально-этических барьеров потребления ПАВ, а в случае заболевания
служит основанием для социальной реадаптации и реабилитации.
Многоаспектность. Сочетание различных
направлений целевой профилактической деятельности. Ведущими аспектами
профилактической деятельности в образовательной среде являются:
социальный аспект, ориентированный на
формирование позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор
здорового образа жизни, отрицательного отношения к пробе и приему психоактивных
веществ, в том числе наркотиков, меняющих психическое состояние;
психологический аспект, направленный на
формирование стрессо-устойчивых личностных установок, позитивно-когнитивных
оценок, а также навыков «быть успешным», быть способным сделать позитивный
альтернативный выбор в трудной жизненной ситуации, включая ситуацию предложения
наркотиков;
образовательный аспект, формирующий систему
представлений и знаний о социально-психологических, медицинских, правовых и
морально-этических последствиях злоупотребления ПАВ.
Многоаспектность комплексной профилактики
включает также направленность ее воздействия на различные уровни в поле
субъект-объектных взаимодействий при осуществлении профилактических
мероприятий:
социально-средовое воздействие, направленное
на разрушение групп наркотизирующихся детей и подростков и на создание
социально-поддерживающей инфраструктуры;
воздействие на «саморазрушающее» поведение
детей и подростков, вовлеченных в наркотизацию, а также на другие отклоняющиеся
(«девиантные») формы поведения детей группы риска;
воздействие, связанное с индивидуальными или
групповыми формами оказания профилактической помощи.
5. Последовательность (этапность)
Принцип последовательности или этапности
предусматривает, что ее цели и задачи должны быть:
разделены на общие, стратегические и частные
(этапные), т.е. не могут быть реализованы одномоментно или аврально, по типу
разовой кампании;
на каждом этапе возможность реализации
поставленных целей и задач должна быть поддержана соответствующим целевым
финансированием;
для обеспечения последовательности или
«алгоритма» шагов в реализации системной профилактики в нее должен обязательно
входить социально-психологический мониторинг, ориентированный не только на
оценку субъективных и объективных факторов распространенности наркотиков, но и
на формирование структур и элементов системы сдерживания, распространения,
системы социально-психологической поддержки.
6. Легитимность
Легитимность предусматривает необходимую
правовую базу антинаркотической профилактической деятельности. К правовой базе
указанной деятельности, безусловно, относятся все нормативные акты о правах и
обязанностях лиц, которые в пределах своей компетенции и статуса обязаны
заниматься профилактикой. К правовой базе относятся также права и обязанности
детей и молодежи, которые затрагиваются в различной степени, когда по отношению
к ним осуществляются активные профилактические мероприятия. Таким образом,
правовые границы антинаркотической профилактики предусматривают:
действия, не нарушающие установленную в законе
компетенцию органа или лиц, осуществляющих профилактические меры;
действия, не нарушающие права
несовершеннолетнего как гражданина и члена общества, к которому относятся эти
профилактические мероприятия.
Следовательно, компетенция органов и лиц,
осуществляющих профилактическую работу, и степень взаимодействия различных
ведомств и специалистов должны быть закреплены в соответствующих нормативных
актах. Это ставит перед участниками системы профилактики специфические задачи:
максимальный учет отраслевых законов, их согласование в рамках концепций
активной, системной первичной профилактики; использование мирового и
российского опыта в правовом обеспечении диагностики употребления наркотиков,
организации раннего выявления потребителей и их оздоровления,
социально-психологической реабилитации, с одной стороны; защиты их прав и
законных интересов - с другой. Для этого необходима соответствующая
специальная, в том числе правовая, подготовка специалистов, участвующих в
оказании профилактической помощи. Особое внимание должно быть обращено на
правовые гарантии прав несовершеннолетнего во всех случаях применения к нему
активных профилактических мер, влекущих принуждение и ограничение его прав.
Нельзя представлять органам и лицам, осуществляющим профилактику, право
проводить диагностику наркотического опьянения, употребления ПАВ, не
сформировав в том же нормативном акте механизм защиты прав и достоинства
ребенка, по отношению к которому осуществляются эти действия.
Цели Концепции КАПР в образовательной среде:
снижение спроса на наркотики и другие
психоактивные вещества;
снижение заболеваемости наркоманиями,
токсикоманиями[10]
и алкоголизмом, а также сопутствующих заболеваний;
Страницы: 1, 2, 3, 4
|