Что
касается экономики переходного периода, то здесь структура отрасли постоянно
меняется. Условия выживания предприятия уже не столь ясны и очевидны. Переход
от системы без банкротств к системе, при которой разорение предприятий
возможно, связан с периодом некоторой неопределенности. Кроме того, ситуация
становится еще более неопределенной в условиях приватизации, так как директора
могут быть фактически отстранены от управления предприятиями. Эта
неопределенность усугубляется еще и тем, что касается она значительного числа
предприятий. Данная ситуация весьма усложняет процесс принятия решений на
уровне предприятий.
В условиях
плановой и рыночной экономики предприятия знают своих потребителей, поставщиков
и конкурентов, хотя не всегда уверены в их стратегии. При социалистической
экономике нет конкуренции за потребителя, но существует конкуренция в борьбе за
ресурсы – не только рабочую силу, но прежде всего капиталовложения. Предприятия
борются также за дефицитные ресурсы и материалы. А сегодня функционирующие
предприятия находятся в положении, когда выживание других предприятий под
большим вопросам. Структура спроса и отраслевая структура постоянно меняются.
Предприятия не могут рассчитывать на стабильное существование своих поставщиков
и потребителей. Они должны искать новых партнеров. Однако, как показывает
практика, директора многих предприятий считают, что вариантов замены их
нынешних поставщиков не так уж много. Поэтому они стараются сохранить имеющиеся
связи. В этом заключается один из парадоксов переходного периода.
Преобразование государственного предприятия в общество с ограниченной
ответственностью, акционерное общество и т.д. позволяет ему перейти в разряд
рыночных структур. Вместе с тем может возникнуть вопрос: нужно ли для создания
эффективной рыночной экономики приватизировать любую государственную
собственность? По этому поводу сложились диаметрально противоположные мнения.
Согласно одному из них государственные предприятия по своей природе не способны
стать рыночными субъектами, согласно другому – их не только можно
преобразовывать в такие субъекты экономики, но и совершенно необходимо делать
усилия в данном направлении. Эти два мнения дают основания для двух совершенно
разных концепций проведения политики по отношению к государственным
предприятиям, который нужно назвать соответственно ликвидационной и
коммерциализационной. [16, 210]
Ликвидационная
концепция направлена на ликвидацию государственных предприятий. Считается, что
они не пригодны к включению в рыночную экономику и поэтому их нужно либо
приватизировать либо ликвидировать. Важным аргументом в пользу ликвидационной
концепции послужила оценка, что государственные предприятия сильно зависят от
бюрократических структур, они не смогут освободиться от связанных с этим
навыков бесхозяйственности. С исторической точки зрения были основания для
такой оценки.
Глава
3. Анализ современных проблем управления
на
примере ООО «Продукт плюс»
3.1. Характеристика ООО «Продукт плюс»
Фирма «Продукт плюс» основана в 1994 году и
существует более 12 лет.
Организационно-правовая форма – Общество с
ограниченной ответственностью. Форма собственности – частная. Этап жизненного
цикла – рост. Характер деятельности – производство продуктов питания.
Компания занимается следующими видами
деятельности: производство и реализация продуктов питания. Компания с точки
зрения технологии является предприятием массового производства.
Фирма «Продукт плюс» известна на рынке Республики
Коми как серьёзный и надёжный партнёр, отличающийся прекрасной организацией
работы и нацеленностью на долгосрочное сотрудничество.
Наиболее известными брендами ООО «Продукт
плюс» являются пельмени «Любимые», «Домашние», котлеты «Слобода», масло мягкое
«Деревенское», серия продуктов, выпускаемая под общим названием «Столичные».
Представительство компании расположено в г.Сыктывкар
по адресу ул. Колхозная, 2.
К 2006 году компания столкнулась со
следующим рядом проблем:
·
нехватка производственных
мощностей при производстве майонеза «Столичный» в связи с повышением спроса на
данный вид продукции;
·
невозможность обеспечить
60%-ую дистрибьюцию основных торговых марок в магазины г.Сыктывкара и
близлежащих районов в связи с жёсткой конкуренцией;
·
частичная нехватка
транспорта у диллеров фирмы, особенно машин-холодильников для транспортировки
замороженных продуктов (пельмени, котлеты и т.д.) в магазины Сыктывкара и
районы республики;
·
борьба за качество
отдельных марок, в частности котлет «Домашние».
Исходя из вышеперечисленного, мы можем назвать
следующие возможности дальнейшего развития фирмы:
§
производство и раскрутка
новых торговых марок;
§
выход малоизвестных марок
на российскую арену;
§
дальнейшее повышение и
контроль качества производимой продукции.
3.2. Анализ предприятия как социотехнической системы
При представлении предприятия как
социотехнической системы, рассмотрим техническую и социальную части отдельно.
·
Техническая система организации
включает в себя: оборудование, капитал, здания, транспорт, ресурсы, источники
информации.
־
Оборудование. Компания располагает высококачественным
оборудованием, отвечающим современным стандартам.
־
Здания. Компания
владеет двумя современными предприятиями. На всех предприятиях ведётся строгий
контроль за качеством производимой продукции. Особенно тщательно на
предприятиях следят за разработкой новых продуктов и рецептур.
־
Транспорт. В собственность компании входит достаточно
большое количество транспорта для доставки продукции в магазины г.Сыктывкара и
близлежащие районы.
־
Источники информации.
ООО «Продукт плюс» принимает участие на республиканских
продовольственных выставках и выставках производителей упаковки. Телевизионная
реклама охватывает наибольшее число потенциальных покупателей на территории Республики
Коми, поэтому ООО «Продукт плюс» постоянно размещает рекламу на центральных
каналах телевидения для продвижения своих основных торговых марок.
־
־
·
Социальная система организации представлена персоналом
фирмы, системой коммуникации, стилем управления предприятием, организационной
культурой, множеством социальных отношений, как между клиентом и персоналом,
так и внутрифирменным, опытом в общении.
־
Стиль управления – либерально-демократический.
־
Организационная
структура организации – линейная.
־
Необходимая
численность управленческого персонала является следующей:
ü
20
топ-менеджеров;
ü
30
менеджеров среднего звена;
ü
примерно 150
менеджеров низшего звена.
־
Общая численность
работающих – примерно 200
человек.
־
Кадровая и
социальная политика. При
приёме нового сотрудника на работу наиболее важную роль играют следующие
факторы:
ü
Высокий профессионализм
принимаемого на работу сотрудника;
ü
Его коммуникабельность;
ü
Исполнительность;
ü
Ответственность;
ü
Целеустремлённость;
ü
Желание работать в
коллективе.
־
Система коммуникации.
Каждый месяц в организации
проводится собрание топ-менеджеров в её центральном офисе, на котором решаются
наиболее актуальные на данный момент вопросы. На этих собраниях идёт
обсуждение уже принятых ранее решений и пути их исполнения. Соответственно, мы
имеем последовательный тип коммуникационной сети на уровне топ-менеджеров и
веерный тип коммуникационной сети среди остальной части организации. На схеме
это выглядит так:
Взаимодействие социальной и
технической системами происходит на основе внутренних потребностей организации,
направленных на решение поставленных задач.
Говоря о внутренней среде организации, прежде
всего, стоит описать процедуру принятия решения на уровне топ-менеджеров данной
фирмы.
·
Способ разработки
решения – коллегиальный.
·
Еженедельные
кратковременные планёрки.
·
Обязательные
ежемесячные встречи для разработки стратегических планов фирмы.
В результате работы по
выработке решений мы получаем следующие виды управленческих решений: приказы и
рекомендации.
Содержание:
· Приказов: Чётко сформулированное
решение, рассчитанное на конкретное подразделение, подлежащее
безукоснительному, обязательному исполнению.
·
Рекомендаций:
Некое
управленческое решение, направленное на конкретное подразделение,
рекомендательного характера, несущее в себе информацию к размышлению и
выработанное для улучшения работы учреждения.
Документирование деятельности ООО «Продукт плюс». При всем их многообразии
можно выделить следующие основные группы документов, которые возникают в
процессе работы предприятия и отражают различные виды его деятельности:
· организационные документы
предприятия (устав, учредительный
договор, структура и штатная численность,
штатное расписание, положения о структурных подразделениях, должностные
инструкции, правила внутреннего трудового распорядка);
· распорядительные документы
предприятия (приказы по основной деятельности, распоряжения, решения);
·
документы
по личному составу предприятия (приказы по л/с, трудовые контракты (договоры),
личные дела, личные карточки ф. Т-2, лицевые счета по зарплате, трудовые
книжки);
· финансово-бухгалтерские
документы предприятия (главная книга, годовые отчеты, бухгалтерские балансы,
счета прибылей и убытков, планы, отчеты, сметы, счета, кассовые книги и др.);
· информационно-справочные
документы предприятия (акты, письма, факсы, справки, телефонограммы, докладные
записки, протоколы и др.).
От
государственных и муниципальных организаций могут поступать на предприятие
документы, регулирующие различные вопросы его деятельности (налоги, охрана
окружающей среды и т. п.). Эти документы составляют отдельную группу – нормативные
документы государственных органов.
В
самостоятельную группу можно выделить коммерческие контракты
(договоры), которые являются основными документами
предпринимательской деятельности.
Все
перечисленные документы относятся к организационно-распорядительным
документам (ОРД). Исключением являются финансово-бухгалтерские документы,
имеющие специфические особенности составления и обработки, регламентируемые
специальными инструкциями.
Разделение труда в организации происходит по двум направлениям:
· Постадийное разделение работ
в организации (горизонтальные связи);
· Разделение работ по уровням
иерархии в организации как в целом, так и в её отдельных частях (вертикальные
связи).
На схеме разделение труда можно представить
следующим образом:
§
Вертикальные связи, реализующиеся через приказы, распоряжения, распределение
полномочий. Тем самым данный тип связей обеспечивает стабильность организации.
§
Горизонтальные связи, главное предназначение которых –
способствовать наиболее эффективному взаимодействию частей организации при
решении возникающих между ними проблем. Они помогают укрепить вертикальные
связи и делают организацию более устойчивой при различных внешних и внутренних
изменениях.
Говоря о внутренней среде организации, следует
так же проанализировать её внутренние переменные элементы. Итак,
Страницы: 1, 2, 3, 4
|