Послеродовой
отпуск предназначен как для восстановления сил и здоровья матери, так и для
ухода за новорожденным ребенком. Поэтому такой отпуск полагается не только
женщине, родившей ребенка, но и женщине, усыновившей новорожденного непосредственно
из родильного дома. Отпуск в этих случаях предоставляется продолжительностью
56 дней со дня рождения ребенка, указанного в свидетельстве о рождении.
В жизни встречаются случаи, когда
беременную женщину незаконно увольняют с работы (а увольнение беременных женщин
законодательством не допускается, кроме случаев полной ликвидации предприятия,
учреждения, организации с обязательным трудоустройством)1, и пока
она оспаривает в суде увольнение, наступает срок отпуска по беременности и
родам. Если увольнение признается неправильным и работница восстанавливается
на прежней работе, то пособие за время отпуска по беременности и родам выдается
со дня вынесения решения о восстановлении на работе.
Основанием для назначения пособия по
беременности и родам является выданный в установленном порядке больничный лист,
а для женщин-военнослужащих — справка лечебного учреждения (военно-врачебной
комиссии).
Женщинам, уволенным с работы в связи с
ликвидацией предприятия, учреждения, организации, пособие по беременности и родам
до их трудоустройства назначается на основании справки ликвидационной комиссии
и выданного в установленном порядке больничного листа.
Это
пособие предназначено для покрытия разовых потребностей семьи в дополнительных
расходах. Оно назначается в твердой сумме, в размере установленного законом
прожиточного минимума для детей в возрасте до 6 лет. Сегодня размер пособия
при рождении ребенка составляет 8500 гривен для застрахованных и работающих
лиц. Преимущество на получение пособия имеет застрахованное лицо. Т.е. если
отец ребенка работает, а мать нет, то единовременное пособие будет начислено
отцу по месту работы.
В случае рождения двух и более детей
единовременное пособие назначается семье на каждого ребенка. Основанием для назначения
пособия является справка о рождении ребенка, выданная органами ЗАГСа для
получения пособия.
Пособие предоставляется одному из родителей
ребенка (усыновителю или опекуну). Единовременное пособие при рождении ребенка
назначается при условии, если обращение за его назначением поступило не
позднее шести месяцев со дня рождения ребенка.
На практике имеют место случаи обращения за
пособием спустя несколько месяцев после рождения ребенка. В таких случаях
пособие назначается за истекшее время, но не более чем за шесть месяцев перед
обращением, не считая месяца, в котором мать обратилась в управление труда и
социальной защиты.
Отпуск
и пособие по уходу за новорожденным ребенком предоставляется всем работающим
женщинам после отпуска по беременности и родам вне зависимости от продолжительности
трудового стажа. Такое же право имеют и женщины, обучающиеся с отрывом от
производства; женщины, уволенные с работы в связи с ликвидацией предприятия,
учреждения, организации; женщины, зарегистрированные в государственной службе
занятости в качестве безработных и т. д.
Право на отпуск и пособие по уходу за
ребенком имеют и другие лица (отец ребенка, бабушка, дедушка) или другие
работающие родственники, фактически осуществляющие уход за ребенком.
Отпуск считается частично оплачиваемым, т.е. в течение
отпуска выплачивается пособие. Оно назначается кому-либо из трудоспособных,
но не работающих лиц (одному из родителей ребенка, усыновителю, опекуну,
дедушке, бабушке), которые ухаживают за ребенком. Пенсионеры на такое пособие
права не имеют. Т.е., если за ребенком ухаживает мать, то пособие начисляется
ей. Если же мать вышла на работу, а за ребенком ухаживает неработающий отец,
то пособие назначается ему. В таком случае семья должна переоформить выплату
пособия на фактического получателя.
Законом Украины “О государственной помощи
семьям с детьми” от 22 марта 2001 года № 2334-111 установлено, что пособие по
уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста предоставляется в
размере прожиточного минимума для детей в возрасте до шести лет. Фактический
размер пособия работающим и застрахованным лицам в системе социального
страхования сегодня составляет 68 грн., а для неработающих лиц — 50 грн. на
одного ребенка.
В случае рождения (усыновления,
установления опеки) двух и более детей пособие по уходу за ребенком назначается
на каждого ребенка.
Матерям, имеющим детей в возрасте до трех
лет и одновременно продолжающим учебу с отрывом от производства, пособие по
уходу за ребенком до достижения им трех лет назначается в полном размере.
Отпуск по уходу за ребенком может
предоставляться по желанию матери полностью или частично, а также с разбивкой
на части.
По желанию женщины и других лиц, фактически
осуществляющих уход за ребенком, в период нахождения их в отпуске по уходу за
ребенком, они могут работать на условиях неполного рабочего времени или на
дому. При этом за ними сохраняется право на получение пособия в период отпуска
по уходу за ребенком.
2.2. Социальная помощь и пенсии нетрудоспособным и малообеспеченным
гражданам
В
Основных направлениях реформирования пенсионного обеспечения в Украине
подчеркивается, что институт социальных пенсий будет трансформирован в систему
социальных пособий на основе закона о социальной помощи.
Институт социальных пенсий появился в
результате длительных научных дискуссий. В юридической литературе высказывались
различные точки зрения, но этому вопросу. Победило мнение ученых и законодателя
о целесообразности введения социальных пенсий как института стабильного
государственного обеспечения нетрудоспособных граждан.
Социальные пенсии впервые введены в законодательство о
социальном обеспечении с 1 января 1991 г. Законом бывшего Союза ССР “О пенсионном
обеспечении граждан в СССР”. Они сохранены и в Законе Украины. “О пенсионном
обеспечении” от 5 ноября 1991 г. Больше того, институт социальных пенсий
усовершенствован, уменьшен возраст, с достижением которого назначаются
социальные пенсии. Он теперь приравнен к общему пенсионному возрасту, а был на
пять лет выше.
Социальные пенсии, как и трудовые,
выплачиваются из Пенсионного фонда Украины. По имеющимся данным, на выплату
социальных пенсий расходуется ежемесячно более 15 млн. грн [10, c. 3].
Основанием назначения социальной пенсии
является нетрудоспособность и отсутствие права на трудовую пенсию. К лицам,
имеющим право на социальную пенсию, относятся инвалиды I и II групп, в том
числе инвалиды с детства, а также инвалиды III группы; лица, достигшие
пенсионного возраста (мужчины 60 лет, женщины 55 лет); дети (не достигшие 18
лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет)
в случае потери кормильца; дети-инвалиды в возрасте до 16 лет.
В
отличие от трудовых пенсий, размер которых определяется стажем, заработком,
условиями труда, социальные пенсии учитывают только социальную незащищенность нетрудоспособных
граждан.
Размер этих пенсий дифференцирован: от 30
до 200% минимального размера пенсии по возрасту. Социальные пенсии в размере
30% минимальной пенсии по возрасту назначаются: неработающим, нетрудоспособным
мужчинам, достигшим 60-летнего возраста, а женщинам — 55 лет, и не приобретшим
права на трудовую пенсию без уважительных причин. Лица, достигшие пенсионного
возраста, а также инвалиды III группы, не приобретшие права на трудовую пенсию
по уважительным причинам, имеют право на социальную пенсию в размере 50%
минимальной пенсии по возрасту.
Социальные пенсии в размере 100%
минимальной пенсии по возрасту назначаются инвалидам II группы, детям-инвалидам
в возрасте до 16 лет и детям (не достигшим 18 лет или старше этого возраста,
если они стали инвалидами до достижения 18 лет) в случае потери кормильца. В
таком же размере назначается социальная пенсия одному из родителей, если он
(она) заняты уходом за детьми, не достигшим 8 лет и не работает.
Инвалидам I группы, матерям-героиням,
которым присвоено звание «Мать-героиня», социальные пенсии назначаются в
размере 200% минимальной пенсии по возрасту.
2.3. Выплаты помощи
по временной нетрудоспособности и её размеры.
Общие условия назначения помощи,
длительность выплат и сам порядок их назначения регулируются Положением о
порядке обеспечения помощью по государственному социальному страхованию,
утвержденным Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.84 №13-6. Положением о
порядке назначения и выплаты государственной помощи семьям с детьми, утвержденным
Министерством труда, Министерством социальной защиты населения, Министерством
образования, Министерством финансов от 11.03.93 г. N5 04-800 с последующими
изменениями и дополнениями.
Каждое предприятие, учреждение и
организация или частный предприниматель
должны уплачивать сбор на обязательное социальное страхование по установленным
ставкам. Средства фонда социального страхования используются исключительно по
целевому назначению: для предоставления помощи по временной
нетрудоспособности, беременности и родам,
при рождении ребенка и погребении.
Средства фонда социального страхования
используются также на санитарно-курортное лечение, оздоровление и отдых
работников и их детей. Право на помощь по временной нетрудоспособности
возникает при ее наступлении в период работы. Под периодом работы
следует понимать все время работы на определенном предприятии, в учреждении,
организации — начиная с первого дня работы до дня увольнения включительно. При
заболевании в последний день работы больничный оплачивается, поскольку этот
день включается в период работы. При наступлении временной нетрудоспособности
после увольнения помощь не выплачивается.
Лицам, окончившим высшие учебные заведения
(І-ІV уровней аккредитации), аспирантуру и
направленным на работу в установленном порядке, в случае наступления
нетрудоспособности перед фактическим началом работы помощь назначается со дня явки на работу, указанного в направлении. Основанием для назначения
помощи по временной нетрудоспособности
является выданный в установленном порядке больничный лист (лист нетрудоспособности), другие документы
не могут быть основанием для назначения
этого вида помощи.
В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 27.04.98 г. № 571 “Об исчислении размеров помощи по
временной нетрудоспособности” данная помощь исчисляется исходя из общего стажа работы в следующих размерах:
а) 100%
заработной платы (дохода), рассчитанной в соответствии с законодательством:
работникам,
имеющим общий трудовой стаж 8 и более лет;
работникам, у
которых временная нетрудоспособность наступила вследствие трудового увечия или профессионального заболевания;
работникам, которые имеют на содержании
3-х и более детей до 16 лет (учащихся до 18 лет);
работникам,
отнесенным к І-ІV категории лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы;
одному
из родителей или лицам, их заменяющим и
осуществляющим уход за ребенком до 14 лет, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы;
б) 80%
заработной платы (дохода), рассчитанной в соответствии с законодательством:
работникам, имеющим общий стаж от 5 до 8
лет;
в) 60% заработной платы:
работникам, имеющим общий стаж до 5 лет.
Общий трудовой стаж
рассчитывается в соответствии с Правилами расчета общего трудового стажа
для назначения работникам помощи по временной нетрудоспособности, утвержденными Кабинетом Министров Украины от 19.10.98 г. № 1658 [11, c. 304]. В общий
трудовой стаж включается время работы на
условиях трудового договора (контракта) на
предприятиях, в учреждениях, организациях независимо
от форм собственности и отраслевой принадлежности или иной работы, на протяжении
которой работник подлежал страхованию независимо от ее характера и длительности.
2.5. Социальная
защищенность ветеранов войны, труда и воинской службы
Проблема
правового статуса ветеранов очень сложна. Основу правового статуса ветеранов
составляют конституционные права и свободы человека и гражданина.
Статус
ветеранов возведен в ранг специальных законов. Он отличается по сравнению с
обычным статусом граждан некоторыми особенностями, которые выражаются в
основаниях признания гражданина ветераном войны, труда или воинской службы и
способах их социальной защиты.
После
провозглашения государственного суверенитета Украины создана новая национальная
нормативно-правовая база по социальной защите ветеранов войны, труда и воинской
службы. По этой проблеме приняты следующие Законы Украины:
1.
“Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине”
2.
“О пенсионном обеспечении”
3.
“О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в
результате Чернобыльской катастрофы”
4.
“О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты”
5.
“О статусе ветеранов воинской службы и их социальной защите”
и другие.
Действующие
законы о социальной защите ветеранов гарантируют им равные возможности с
другими гражданами осуществлять трудовую деятельность.
В
законодательстве не предусмотрено никаких ограничений права на труд граждан
(ветеранов, инвалидов) через государственную службу занятости.
Сейчас,
даже при достижении пенсионного возраста или установления одной из групп
инвалидности не является причиной, для того, чтобы ветераны прекращали свою
трудовую деятельность. Наоборот, законодательство стимулирует трудовую
деятельность лиц с ограниченной трудоспособностью путем выплаты им полной пенсии
независимо от получаемых доходов за свой труд.
Государство,
создавая условия для трудовой деятельности граждан с ограниченной
трудоспособностью, берет под свою защиту людей, нуждающихся в трудоустройстве,
и обеспечивает им возможность выбора профессии и рода занятий через
государственную службу занятости.
Ветеранами войны законодатель признает лиц,
принимавших участие в защите Родины или в боевых действиях на территории
других государств. К таким лицам относятся: участники боевых действий, инвалиды:
войны, участники войны [6, c. 318].
К участникам боевых действий относятся,
прежде всего, военнослужащие, которые принимали участие в выполнении боевых
заданий по защите Родины в составе воинских подразделений, соединений,
объединений всех видов и родов войск Вооруженных Сил действующей армии (флота),
в партизанских отрядах и подполье, иных формированиях, как в военное, так и в
мирное время [11, c. 21].
Круг лиц, которые считаются участниками
боевых действий, определен ст. 6 Закона Украины “О статусе ветеранов войны,
гарантиях их социальной защиты” от 22 октября 1993 г. (с последующими
изменениями и дополнениями).
К
инвалидам войны относятся лица из числа военнослужащих действующей
армии и флота, партизан, подпольщиков, ставших инвалидами вследствие ранения,
контузии, увечья, заболевания, полученных при защите Родины, исполнении
обязанностей военной службы (служебных обязанностей) или связанных с
пребыванием на фронте, в партизанских отрядах и соединениях, подпольных
организациях и группах и иных формированиях и т. д.
Еще
одна категория ветеранов войны — участники войны. Участниками войны признаются
как военнослужащие, проходившие военную службу в период войны в Вооруженных
Силах бывшего СССР, так и труженики тыла, а также другие лица, предусмотренные
законодательством о ветеранах войны. Круг лиц, относящихся к участникам войны,
приводится в ст. 9 Закона Украины от 22 октября 1993 г. Таких лиц в Украине,
как свидетельствует статистика, более 3 млн. человек [9, c. 19].
Статус ветеранов труда регламентируется
Законом Украины “Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и
других граждан преклонного возраста в Украине” от 16 декабря 1993 г. (с
последующими изменениями и дополнениями) [7, c. 204]. Ветеранами
труда признаются граждане, которые добросовестно работали в народном хозяйстве,
государственных учреждениях, организациях и объединениях, имеют трудовой стаж
(35 лет — женщины и 40 лет — мужчины) и вышли на пенсию. Кроме того, к
ветеранам труда относятся работники, которым назначены пенсии на льготных условиях
в связи с работой на особо вредных и особо тяжелых производствах по Спискам №
1 и № 2, при наличии, соответственно, общего трудового стажа — по первому
Списку у женщин — 25 лет и у мужчин — 30 лет, а по второму Списку — у женщин —
30 лет и у мужчин — 35 лет. К ветеранам труда относятся также инвалиды I и II групп,
получающие пенсии по инвалидности, если они имеют общий трудовой стаж не менее
15 лет, все другие пенсионеры, награжденные медалью “Ветеран труда” по
законодательству бывшего Союза ССР.
Размеры
повышений пенсий, предусмотренных законом Украины “О статусе ветеранов войны,
гарантий их социальной защиты” (табл.2) [10, С. 2]:
Размеры повышения пенсий, предусмотренных законодательством.
Таблица 2
Наименование повышения
|
% от прожит. мин.
|
01.01.06
350,00
|
01.04.06
359,00
|
01.07.06
359,00
|
01.10.06
366,00
|
01.01.07
|
Инвалидам войны 1-ой группы
|
50
|
175,00
|
175,50
|
179,50
|
183,00
|
|
Инвалидам 2-ой группы
|
40
|
140,00
|
143,60
|
143,60
|
146,40
|
|
Инвалидам 3-ей группы
|
30
|
105,00
|
107,70
|
107,70
|
109,80
|
|
Участникам боевых действий
|
25
|
|
|
89,75
|
91,50
|
|
Военнослу-
жащим, которые выполняли интернаци-ональный долг
|
25
|
|
|
89,75
|
91,50
|
|
Малолетним узникам
|
25
|
|
|
89,75
|
91,50
|
|
Женам умерших участников боевых действий
|
10
|
|
|
35,90
|
36,60
|
|
Женам умерших участников войны
|
10
|
|
|
35,90
|
36,60
|
|
Членам семей умерших военнослу-
жащих
|
25
|
|
|
89,75
|
91,50
|
|
Участникам войны, удостоенным наград за работу в
годы войны
|
15
|
|
|
|
|
15%
|
Участникам войны
|
10
|
|
|
|
|
10%
|
Если
правительство выполнит свое обещание, и сначала 2007 года увеличит пенсии
участникам войны, то это может с одной стороны привести нашу социальную
политику хотя бы до достойного уровня. А с другой стороны хоть немного улучшит
материальное положение людей, которые нуждаются в государственном обеспечении.
3. ФОРМЫ И
СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ПРАВА ГРАЖДАН В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Утверждая и обеспечивая права и свободы
человека (ст. 3 Конституции Украины), государство в законодательном порядке
устанавливает гарантии осуществления и защиты этих прав, что имеет важное значение
для их реализации. Каждый гражданин может рассчитывать на защиту со стороны
государства своих субъективных прав.
Защита прав - разрешение споров между
заинтересованными физическими, юридическими лицами, когда одна из спорящих
сторон считает, что нарушены ее права. Формы и средства защиты прав, мера
ответственности виновных лиц за их нарушение закреплены в нормативно-правовых
актах [11, c. 113].
Защита прав граждан на социальное
обеспечение осуществляется в судебном и административном порядке, основанном
на законах. Среди них ведущее место принадлежит Закону Украины “О пенсионном
обеспечении” от 5 ноября 1991 г. и принятых на его основе подзаконных актах
(постановлениях Кабинета Министров Украины, инструкциях, приказах и
разъяснениях Министерства труда и социальной политики Украины).
Согласно ст. 104 Закона Украины “О
пенсионном обеспечении” решение органа, назначающего пенсию, может быть
обжаловано в районную государственную администрацию, органы местного
самоуправления или в суд.
В современных условиях обращение к суду с
иском, жалобой или заявлением — один из основных способов правозащиты.
Правда, гражданам, особенно лицам пожилого возраста, порой сложно преодолеть
психологический барьер обращения в суд.
Объектом
обжалования являются действия тех органов социальной защиты и должностных лиц,
в чью компетенцию входит решение соответствующих вопросов. Так, назначение
пенсий по действующему законодательству отнесено к ведению районных
(городских) управлений социальной защиты населения.
В суд можно обжаловать следующие решения
органов социальной защиты:
1) об отказе в
назначении пенсии или любого вида пособия;
2) о
назначении пенсии не на тех условиях, на которые претендовал заявитель
(например, пенсия назначена на общих условиях, а не в льготных размерах);
3) о
назначении пенсии в конкретной сумме, когда заявитель не согласен с ее
размером, порядком исчисления его стажа, заработка и соответственно пенсии;
4) действия
работников органов Пенсионного фонда, связанные с задержкой выплаты пенсий, с
прекращением выплаты пенсий, включая и взыскание невыплаченных сумм пенсий по
вине органов Пенсионного фонда за прошлое время;
5) о
перерасчете пенсии, а именно об отказе в перерасчете пенсии, о размере пенсии
при перерасчете;
6) о переводе
с одного вида пенсии на другой, включая отказ в переводе, о новом размере
пенсии и т.д.;
7) об отказе
установления стажа по свидетельским показаниям, о продолжительности
установленного стажа и т.д.
В суд можно обращаться и по поводу
установления фактов, необходимых для назначения пенсии, когда их невозможно
подтвердить во внесудебном порядке. В частности, суд устанавливает факты
регистрации рождения, усыновления, брака, развода и смерти, отцовства,
признания отцовства, несчастного случая на производстве.
Согласно
ст. 6 Закона Украины “Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине”
гражданин вправе в судебном порядке оспаривать решение органа медико-социальной
экспертной комиссии (МСЭК) о признании либо непризнании его инвалидом.
Законодательством установлен определенный
порядок подачи и рассмотрения жалобы судом. Жалоба подается в суд в
письменной форме. Она должна соответствовать требованиям ст. 137 ГПК Украины и
содержать в себе:
фамилию, имя, отчество заявителя и его
адрес; наименование органа социальной защиты (должностного лица), чьи
действия, решение обжалуется, а также место его нахождения; какой акт
обжалуется и дата его вынесения;
обращался ли заявитель в вышестоящий орган
социальной защиты, какое решение им было принято по жалобе; обстоятельства,
которыми заявитель обосновывает свое несогласие с решением органа социальной
защиты, доказательства, подтверждающие его доводы и позицию; формулируется
просьба заявителя (например, обязать районное управление социальной защиты
назначить пенсию по возрасту в конкретном размере с зачетом в стаж всего
времени работы по представленным документам).
К жалобе прилагаются ее копия, марка
госпошлины, доказательства, подтверждающие обоснованность требований
заявителя. Жалоба подается в суд либо самим гражданином, либо его
уполномоченным представителем по доверенности. Жалоба подастся в суд по месту
нахождения управления социальной защиты или по месту нахождения должностного
лица, чьи действия обжалуются.
Порядок рассмотрения жалоб судом несколько
упрощен с целью их более быстрого разрешения. Так, жалоба должна быть
рассмотрена в 10-дневный срок со дня подготовки дела к разбирательству (на
подготовку отводится судье срок до 7 дней, который может быть продлен по
сложным делам до 20 дней со дня принятия жалобы судьей).1
В судебное заседание приглашается
руководитель органа социальной защиты, решение которого обжалуется.
Решение суда по жалобе выносится в
зависимости от результатов проверки. Если суд признает обжалуемые действия
неправомерными, то он выносит решение об удовлетворении жалобы. Суд обязывает
орган социальной защиты совершить конкретные действия для устранения
допущенных нарушений. Например, при установлении незаконности отказа в
назначении пенсии суд обязывает орган социальной защиты назначить пенсию. При
неисполнении решения следует обращаться в суд за принятием мер по статье 417
ГПК Украины. На виновное должностное лицо может быть наложен штраф в размере
до двух необлагаемых минимумов доходов граждан и назначен новый срок для исполнения
решения. Штраф взыскивается в доход государства. При неисполнении решения после
наложения штрафа на должностное лицо размер штрафа может быть увеличен в три
раза. Уплата штрафа не освобождает должностное лицо от обязанности выполнить
предусмотренные решением суда действия.
ВЫВОДЫ
После
рассмотрения и анализа вышеизложенных проблем и предложений по их решению, без
которых немыслимо существование и плодотворная жизнедеятельность нашего
общества, напрашивается вывод, что для нормального функционирования рыночной
экономики Украины и успешного создания эффективного социально-защитного
механизма является незамедлительное принятие и неукоснительное претворение в
жизнь нормативно-законодательных актов, направленных на повышение занятости и
обеспечение государством социальной поддержки населения;
Важным
фактором, который определяет степень социальной защиты, является резкое
снижение уровня экономического благосостояния экономически неактивной части
населения (пенсионеров, инвалидов, безработных и др.). Потеря работы в связи с
потерей трудоспособности приводит людей к нищете и безысходности. В наше время,
время независимой Украины и развития рыночных и международных отношений требует
серьезного подхода вопрос о социальной помощи и защите населения. Постоянное ограничение
средств на социальные нужды сформировала сама идеологию динамики социального
развития: социальная сфера не может улучшаться тогда и настолько, когда и
сколько в государственном бюджете есть “лишних” средств. Другое дело, не
пересматривая основ социальной политики, провести разовые компенсационные
выплаты. Но, к сожалению, такая “забота” не только не влияет на благосостояние
пенсионеров и нетрудоспособных граждан, а и не может компенсировать постоянно
возрастающую инфляцию. Поэтому необходимы не локальные действия, а серьезные
программы улучшения социального состояния отдельных категорий населения.
Поэтому
развитие социальной помощи остается одним из важных направлений социальной
политики и деятельности государства.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Ведомости Верховной Рады Украины, 1991 - № 21 - Ст. 252;1994
- №45. - с 404, 406.
2.
Ведомости Верховной Рады Украины, 1993.
- № 45. - с. 425; 1995 - №44 - с. 329; 1996. - № 1. - с. 1;№ 3. - с.
11; 1997. - № 8. - с. 6
3.
Ведомости Верховной Рады Украины,
1994. - № 4. - с. 18; 1995. - № 45. - с. 339; 1996. - №
3. - с. 11; 1997. - № 8. - с. 62.
4.
Все о пенсиях, пособиях, социальной защите граждан Украины:
(Науч.-практ. коммент. и сб. нормат. актов) / Сирота И. М., 4-е изд., перераб.
и доп. – Х.: “Одиссей”: Фолио, 2003. – 687 с.
5.
Конституція України
6.
Норми права соціального забезпечення. [Б. Сташкін] // Право
України. – 2002. - № 2. – с. 74 – 78.
7.
Офіційний
вісник України, 1998. — №15 — с. 569.
8.
Предмет права соціального забезпечення: Погляд на проблему. [Б. Сташкін] // Право
України. – 2000. - № 9. – с. 71 – 75.
9.
Про державну соціальну допомогу малозабезпеченим сім’ям: Затв. 1
червня 2000 р. № 1768 – III. / Від Верх. Ради України. – 2000. - № 35. – с. 662 –
665.
10.
Сирота И. М. Право социального обеспечения в Украине: Учебник. – Х.: “Одиссей”,
2000. – 384 с.
11.
Соціальній захист; Інформаційний бюллетень,
1997. - № 1. - c. 33.
12.
Трудове право право соціального забезпечення: // Вісник
Львівського ун-ту. – Львів, 2005. – Вип.72 – с. 361 – 404.
13.
Н. Б. Болотіна, Трудове право України: Підр. ; За ред. Н. Б.
Болотіної, Г. І. Чанишевої. – К.: Знання, 2000. – 563 с.
14.
Трудове право України: Збірник нормативно-правових актів.
Видання 2-е випр. та доп./ Упоряд. П. А. Бущенко, І. А. Вєтухова. – Х.: Консул,
2002. – 464 с.
15.
Трудове право України: Навч. Посіб. / [Пилипенко
П. Д., Бурак В. Я., та ін.]; За ред. Пилипенко. Львів. нац.
ун-т ім. І. Франка – К.: Істина, 2005. – 206с.
Страницы: 1, 2, 3
|