Меню
Поиск



рефераты скачать Социальная помощь в Украине и её виды

1.3. Основные формы и виды социального обеспечения


В Украине существуют такие формы социального обеспечения

1) обязательное государственное пенсионное страхо­вание;

2) обязательное государственное социальное страхо­вание работников предприятий, учреждений и органи­заций независимо от форм собственности;

3) обеспечение за счет средств социальных фондов предприятий, творческих объединений, благотворитель­ных организаций и частных добровольных взносов граж­дан;

4)содержание нетрудоспособных граждан в государ­ственных, коммунальных и других учреждениях социального назначения;   

5)      адресная социальная помощь малообеспеченным семьям, нетрудоспособным гражданам за счет средств государственного и местных бюджетов;

6) негосударственное пенсионное обеспечение 1граж­дан по договорам работников с работодателями, негосударственными пенсионными фондами и частными пен­сионными системами [9 с. 19].

Обязательное Государственное пенсионное страхова­ние представляет собой осуществляемую государством, Пенсионным фондом Украины, систему материального обеспечения нетрудоспособных граждан пенсиями посо­биями, иными видами обеспечения и обслуживания, пре­дусмотренными законодательством [5, с 21]. Пенсионное страхо­вание имеет государственно-обязательный характер: каж­дое предприятие, учреждение, организация, физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью подлежат обязательной регистрации в качестве страхо­вателя, а все работники наемного труда с момента поступ­ления на работу считаются застрахованными.

Пенсионное обеспечение производится за счет Пен­сионного фонда, образуемого из сборов страхователей на обязательное государственное пенсионное страхование, размер которых соизмеряется суммой выплаченной за­работной платы и другими видами доходов [13, c. 238].

За счет средств Пенсионного фонда выплачиваются пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, социальные пенсии в соответствии с Закона­ми Украины “О пенсионном обеспечении” и “О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в резуль­тате Чернобыльской катастрофы”, пенсии военнослужа­щим срочной службы, пособия семьям с детьми другие виды социальных выплат, предусмотренные законода­тельством.

Второй смежной формой социального обеспечения яв­ляется обязательное государственное социальное стра­хование работников предприятий, учреждений организа­ций, независимо от форм собственности. Эта форма пред­ставляет собой систему обеспечения работников и членов их семей в период социально-трудовых отношений с пред­приятием [6, c. 24]. Источником финансирования в данном случае служит Фонд социального страхования Украины.

За счет этого фонда работникам выплачиваются пособия по времен­ной нетрудоспособности, беременности и родам, на рождёние ребенка и на погребение, а также выделяются сред­ства на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение работников и их детей на базах отдыха.

Обеспечение за счет средств социальных фондов пред­приятий, творческих объединений, благотворительных организаций и частных добровольных взносов граждан. Предоставление помощи нетрудоспособным гражданам из указанных фондов носит дополнительный целевой характер. Она оказывается наименее социально защищен­ным гражданам (больным, престарелым, детям), матери­альное положение которых является критическим.

Фонд Украины социальной защиты инвалидов явля­емся государственной организацией социальной помощи. Он создан и действует в соответствии с Законом Украи­ны “Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине” от 21 марта 1991 г [5, c. 252]. Бюджет фонда формиру­ется за счет средств госбюджета, благотворительных взно­сов предприятий и граждан, других поступлений.

 Порядок и условия расходования средств регламентируется Положением о фонде, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 18 июля 1991 года № 92.

Ряд функций социального обеспечения в свое время выполняли творческие союзы (литераторов, художников, музыкантов и др.), но сегодня они практически утратили эти возможности.

Определенную роль в социальном обеспечении отдель­ных категорий граждан играют благотворительные фон­ды, гуманитарные акции “Милосердие”. Благотворитель­ная деятельность регламентируется Законом Украины “О благотворительности и благотворительных организа­циях” от 16 сентября 1997 г [6, c. 292].

Также занимается проблемами пенсионеров ме­таллургический комбинат “Запорожсталь”, который оказал помощь малообеспеченным пенсионерам облас­ти на общую сумму более 400 тыс. грн. [10, c. 27]

Содержание нетрудоспособных граждан в государ­ственных, коммунальных и других учреждениях соци­ального назначения представ­ляет собой самостоятельную форму социального обеспе­чения за счет прямых ассигнований из государственно­го бюджета. Она относится к сфере услуг людей пожи­лого возраста. За помощью в эти учреждения обращаются, как правило, граждане пожилого возраста и больные, которые, полностью утратили способность к самообслуживанию и нуждаются в постоянном уходе.

Современные стационарные учреждения государственной системы социальной защиты ведут свое происхождение от давних учреждений (приютов), предназначенных для граждан, не имеющих каких-либо средств к существованию.

В стационарных учреждениях (домах-интернатах для престарелых и больных) системы социальной защиты Украины находится более 50 тыс. граждан пожилого возраста. Содержание в интернатном учреждении одного человека обходится 300-400 грн.  в месяц [10, c. 30].

Также получило развитие надомное обслуживание нетрудоспособных. Это одна из наиболее распространенных сейчас форм оказания услуг престаре­лым и больным. Оказанием таких услуг занимаются па­тронажные медицинские сестры общества Красного Кре­ста, социальные работники территориальных центров и отделений социальной помощи на дому. Они оказывают помощь на дому одиноким престарелым больным, в пер­вую очередь из числа ветеранов войны и труда. Во многих европейских странах, таких как Италия, Греция, Испания и т. д. такое обслуживание осуществляется с 1960 гг. [7, c. 46]

Адресная социальная помощь малообеспеченным семь­ям и нетрудоспособным гражданам за счет средств го­сударственного и местных бюджетов. Это новая форма по­мощи конкретным нетрудоспособным, малообеспеченным семьям с детьми, пенсионерам.

На адрес­ную помощь имеет право семья, у которой среднемесячный со­вокупный доход ниже минимальной величины (46 грн. в месяц).

Негосударственная пенсия отличается от государ­ственной тем, что ее размер можно установить по соб­ственному желанию. Он зависит от того, сколько денег человек выплатил в фонд в виде взносов. Вкладчики средств в негосударственные фонды не лишаются госу­дарственных пенсий, а лишь получают к ним добавки.

Главный крите­рий этой формы обеспечения — ее надежность, верность обязательствам, взятым перед страхователями или вклад­чиками взносов в негосударственные фонды. За негосу­дарственным сектором пенсионного обеспечения долж­на быть установлена эффективная система госконтроля. Государство должно очень внимательно следить за де­ятельностью фондов, за тем, куда они вкладывают деньги своих клиентов, полученные от них в виде взносов.

Виды социального обеспечения – это со­циальные выплаты, льготы, услуги, предоставляемые нетрудоспособным гражданам бесплатно или на льгот­ных условиях за счет специальных источников финансирования [11, c. 316].

 Социальные выплаты предоставляются в виде (пен­сий, пособий), в натуральном виде (получение питания, технических средств передвижения, протезирование, тру­доустройство граждан, частично утративших трудоспо­собность, содержание нетрудоспособных в домах для престарелых и инвалидов и т.д.).

Важнейший вид социального обеспечения — пенсии. Пенсии следует отличать от пособий как второго вида социального обеспечения. Если для пенсий характерна регулярность выплат, то пособия представляют собой единовременные либо периодические, ограниченные во времени платежи. Большинство видов пособий не соизмеря­ются с заработком и выплачиваются в твердом размере.

2. ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ


2.1. Пособия при рождении ребенка и достижения новорожденным трехлетнего возраста


Пособия как социальная помощь занимают важное место в системе социальной защиты семей, имеющих де­тей. Пособия предоставляются в денежной форме и при­званы выравнивать доходы семей, имеющих и не имею­щих детей, стимулировать рождаемость. Основная зада­ча пособий состоит в материальной помощи государства семьям для содержания и воспитания подрастающего поколения. Поэтому такие пособия называются государ­ственными денежными пособиями.

В системе социальной помощи семьям, имеющих детей, важное место занимают денежные пособия. Они призваны играть роль материальной поддержки семей с детьми, выравнивать доходы семей имеющих детей, за счет того, что предоставляются в денежной форме  стимулировать рождаемость. Основная задача пособий состоит в социальной помощи государства семье для содержания и воспитания подрастающего поколения.

Основная задача пособий состоит в материальной помощи нуждающимся, многодетным и неполным семьям. Поэтому такие пособия можно назвать адресной социальной помощью.

Пособия – это денежные выплаты, назначаемые в установленных законодательством случаях [14, c. 278].

Право граждан на пособия возникает при наступлении определенных обстоятельств, являющихся основанием для их предоставления.

Отличием социальных пособий от пенсионного обеспечения заключается в том, что социальные пособия предоставляются гражданам, когда они в этом нуждаются. Но не по усмотрению органов, их представляющих, а в связи с установленными законодательствами случаях. Социальная помощь охватывает отдельные виды обеспечения, которые практически не подпадают под принципы социального страхования. Она предоставляется наименее социально защищенным категориям населения в индивидуальном порядке за счет средств Пенсионного фонда или ассигнований из Государственного и местного бюджетов.

Но сейчас целевое назначение пособий сужается. Они становятся адресной помощью нуждающимся нетрудоспособным гражданам.

Законодательство предусматривает многообразие видов пособий, широту охвата граждан, возможность с их помощью более гибко и целенаправленно удовлетворять различные разовые и текущие потребности населения.

Пособия можно классифицировать по социально-правовым основаниям их предоставления. Сущность этих оснований предопределяет не только целевое назначение пособий, но и продолжительность их выплаты.

Анализ законодательства в этой области позволяет выделить 6 групп оснований предоставления пособий:

1)    временную нетрудоспособность;

2)    безработицу;

3)    деторождение;

4)    несовершеннолетние дети;

5)    прожитие нетрудоспособных граждан;

6)    поддержание бюджета семьи при неординарных обстоятельствах.

Виды и порядок назначения и выплаты пособий регламентируется в основном двумя законами Украины: “О государственной помощи семьям с детьми” от 21 ноября 1992г. в редакции от 21 марта 2001г. [11, c. 167],который вступил в действие с 1 января 2002г., а некоторые его нормы с 1 января 2003г. (пособия одиноким матерям) и “О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям” [11, c. 167].

Условиями назначения того или иного вида пособия являются конкретные обстоятельства семьи, претендующей на социальную помощь.

Социальные пособия могут быть назначены:

1)          по беременности и родам;

2)          при рождении ребенка;

3)          по уходу за новорожденным ребенком до достижения им трехлетнего возраста;

4)          родителям, занятым уходом за инвалидами с детства и детьми-инвалидами;

5)          на детей, находящихся под опекой или попечительством;

6)          на детей одиноким матерям;

7)          на детей, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы;

8)          на погребение члена семьи.

Предоставленные пособия семьям с детьми регламентируется Порядком назначения и выплаты государственной помощи семьям с детьми, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 27 декабря 2001г. № 1751[11, c. 557]

По продолжительности выплаты пособия делят на единовременные (разового характера), ежемесячные и периодические (табл. 1).


Таблица 1

Вид пособия

Пояснение

Пример

Единовременные пособия

Предназначены для покрытия разовых потребностей семья в дополнительных расходах

Пособие по случаю рождения ребенка

Ежемесячные пособия

Регулярные денежные выплаты семьям в течение длительного периода, определенного законом.

Пособия на детей одиноким матерям, по уходу за новорожденным ребенком, на детей-инвалидов с детства, малообеспеченным семьям с детьми.

Периодические пособия

Назначаются для замены утраченного заработка

Пособие по беременности и родам, по уходу за больным ребенком и другим членом семьи, по временной нетрудоспособности.


По целевому назначению государственные пособия делят­ся на две группы. В первую группу входят пособия, выплачивае­мые как помощь вместо утраченного по уважительной причине за­работка в течение непродолжительного времени, в размере, равном или приближающемся к утраченному заработку. Это пособия по беременности и родам, по уходу за больным ребенком, по времен­ной нетрудоспособности. Их размеры в одних случаях равны за­работной плате (пособия по беременности и родам), в других — приближаются к утраченному заработку (пособие за больным ре­бенком), в третьих — компенсируют часть утраченного заработка (пособие по уходу за новорожденным).

Во вторую группу включаются все иные виды пособий, ко­торые предоставляются в качестве дополнительной помощи к ос­новным источникам существования (к заработку, пенсии и т.п.) для покрытия дополнительных расходов семьи. Это пособия по случаю рождения ребенка, одиноким матерям, на детей-инвали­дов с детства, и при других обстоятельствах, предусмотренных в за­коне.

Право на пособие по беременности и родам имеют все работающие женщины, состоящие в трудовых отношениях с собственником предприятия. Собственник предприятия обязан уплачивать за ра­ботников страховые взносы в Фонд социального страхования, из которого выплачивается данный вид пособия.

Круг женщин, имеющих право на пособие по беременности и ро­дам, определен ст. 10 Закона Украины “О государственных по­собиях семьям с детьми”. К ним относятся не только работаю­щие женщины на предприятиях всех форм собственности и хо­зяйствования, но и женщины, уволенные с работы в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации; женщины, зарегистрированные в службе занятости в  качестве безработных не менее 10 месяцев; женщины, занимающиеся предприниматель­ской деятельностью, при условии уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования и т. д.

Пособие по беременности и родам работающим женщинам назначается в размере 100% заработка за весь пе­риод отпуска по беременности и родам. Продолжительность отпуска устанавливается 70 календарных дней до родов и 56 после родов. В случае осложненных родов или рождения двух и более детей — 70 календарных дней до и после родов. Размер указанного пособия ис­числяется суммарно и предоставляется женщинам в полном объ­еме независимо от количества дней, фактически использованных до родов, т.е. за 126 календарных дней.

Момент наступления дородового отпуска определяет врач. На практике имеют место случаи, когда дородовой отпуск превышает или, наоборот, составляет меньше 70 дней. При неправильном установлении времени родов отпуск не подлежит продлению, если он оказался меньше 70 дней, поскольку отпуск предоставляется сум­марно (126 дней), независимо от использованных дней до родов.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.