Социальная помощь в Украине и её виды
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ХАРЬКОВСКИЙ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра
правового
регулирования
экономики
КУРСОВАЯ
РАБОТА
СОЦИАЛЬНАЯ
ПОМОЩЬ В УКРАИНЕ, И ЕЁ ВИДЫ
Руководитель работы
преподаватель М.
В. Грузд
Студентка 2 курса 6 гр.
ф-та “Экономики и права” И.В.
Бондарь
Харьков, 2006
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ
ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ 4
1.1. Теоретические
основы социальной защиты нетрудоспособных
граждан 4
1.2. Основные черты
права социального обеспечения 7
1.3. Основные формы
и виды социального обеспечения 9
2. ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ
ПОМОЩИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ГРУПП
НАСЕЛЕНИЯ
14
2.1. Пособия при рождении ребенка и достижения новорожденным
трехлетнего возраста
14
2.2. Социальная помощь и пенсии
нетрудоспособным и
малообеспеченным
гражданам 21
2.3. Выплаты помощи по временной
нетрудоспособности и её размер 22
2.4. Социальная защищенность ветеранов войны, труда и
воинской
службы
24
3. ФОРМЫ И СРЕДСТВА
ЗАЩИТЫ ПРАВА ГРАЖДАН В СФЕРЕ
СОЦИАЛЬНОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ 28
ВЫВОДЫ
31
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ 32
ВВЕДЕНИЕ
В
данной курсовой работе рассмотрены проблемы, связанные с начислением различных
видов помощи нуждающимся гражданам. Социальное обеспечение граждан является
составной частью развивающегося государства. А в нашей стране такой вопрос
стоит очень остро, так как “разбазаривание” денег на неосуществимые проекты
выделяются, а для помощи людям, которые нуждаются в социальной защите денег
никогда не хватает.
Наиболее
масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в
формирующемся рыночном хозяйстве Украины является деятельность по социальной
защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной
политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий
государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы
экономических отношений в стране.
В
данной работе рассмотрены такие немаловажные проблемы, как нестабильность на
рынке труда и невозможность охватить социальной защитой все слои населения,
обусловленные отсутствием нормативно-законодательной базы и прочими
трудностями, которые зиждутся на сложившейся политико-социальной атмосфере
нашего формирующегося в зарождающихся рыночных отношениях и накалившейся
криминогенной ситуации общества, которая усугубилась кризисом государственной
власти.
Основной
целью социальной политики в ближайшее время является недопустимость дальнейшего
обеднения большей части населения в условиях кризисного состояния экономики.
Для этого необходимо, в первую очередь, найти действующие стимулы активизации
трудоспособных людей в производстве, создать им условия, которые позволяют
своим трудом и предпринимательством обеспечить благосостояние семьи.
1. ПОНЯТИЕ,
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.1. Теоретические основы социальной защиты
нетрудоустроенных граждан
Социальная
защищенность гражданина – это система норм права, государственных льгот и
гарантий, обеспечивающих осуществление важнейших прав и свобод, степень
удовлетворения материальных и духовных потребностей человека [12, с. 6].
Теоретическое обоснование необходимости социальной помощи и защиты граждан
разработано почти во всех странах в конце XIX – начале XX века, в период
интенсивного процесса индустриализации и увеличения численности наемных
работников. Это увеличение приводит к изменениям возрастной структуры
трудоспособного населения: в его составе постоянно увеличивается доля
престарелых, требующих их социальной помощи и социальной защиты.
Во
многих странах социальное обеспечение изменяло свои функции, формы и схемы
финансирования, но цель осталась неизменной – улучшение жизни людей.
Впервые
термин “социальная защищенность” или “социальная безопасность” появился в США
и постепенно начал распространяться во всех западных странах. Он был призван
для обозначения системы мер, защищающих любого гражданина от экономической и
социальной деградации, вследствие безработицы, болезни, рождении ребенка,
профессионального заболевания, производственной травмы, старости, потери
кормильца. Стороны, участвующие в финансировании социальной защиты – это:
1.
трудоспособный гражданин, потенциальный получатель пенсии,
пособия;
2.
работодатель;
3.
государство.
Но
в странах постсоветского пространства еще действует социальная защита, где
главный субъект финансовых ресурсов – государство. Но эта система будет дальше
реформироваться в соответствии с экономической независимостью стран, в том
числе и в Украине.
Именно
такая схема досталась нам от бывшего СССР, но она будет реформирована. Уже намечены
основные этапы ее развития.
Перспективы развития системы социальной
защиты, ориентированные на XXI век, определены Концепцией социального
обеспечения населения Украины, одобренной постановлением Верховной Рады
Украины от 21 декабря 1993 года; Посланием Президента Украины Верховной Раде
Украины; указами Президента Украины “Об основных направлениях социальной
политики на 1997 — 2000 годы” от 18 октября 1997 года и “Об основных
направлениях реформирования пенсионного обеспечения в Украине” от 13 апреля
1998 года [3, c. 32]. В этих важнейших документах, по существу, разработана
широкомасштабная, комплексная государственная программа развития социального
обеспечения. Такая программа создана в нашей стране впервые. Она призвана
радикально изменить систему социальной защиты населения.
Предполагается в сжатые сроки создать основные правовые и
организационные условия для перехода к смешанной пенсионной системе, которая
будет трехуровневой. Она будет включать в себя:
существенно реформированную
государственную систему;
обязательные сбережения населения в
пенсионных фондах;
добровольные пенсионные сбережения
населения.
В любом промышленно-развитом цивилизованном
государстве, где существуют рыночные отношения, социальное обеспечение
занимает важное место в системе гарантий осуществления прав и свобод граждан.
В ст. 46 Конституции закреплено право
граждан на социальную защиту. Оно гарантируется и обеспечивается
общеобязательным государственным социальным страхованием за счет страховых
взносов граждан, предприятий, учреждений и организаций, а также бюджетных и иных
источников финансирования. Универсальным методом финансирования социальной
защиты является социальное страхование работников.
Таким образом, можно утверждать, что в
Украине созданы необходимые экономические и правовые предпосылки для развития
такой важной отрасли права, как право социального обеспечения. Законодательное
регулирование в сфере социального обеспечения началось с первых дней
образования независимого государства Украины. 5 ноября 1991 года был принят
Закон Украины
“О пенсионном обеспечении” [4, c. 10],
который положил начало формированию национальной системы пенсионного
обеспечения.
Идея о новой комплексной отрасли права
социального обеспечения как определенной системе правовых норм возникла, в ходе
активных научных дискуссий ученых-юристов и экономистов в середине
пятидесятых годов. Именно тогда в бывшем СССР были разработаны и приняты
основополагающие законодательные акты, положившие начало созданию единой
государственной системы социального обеспечения.
На мой взгляд, термин “социальная защита”
относится к функции государства, означающей заботу о материальном обеспечении
нетрудоспособных граждан. Для осуществления этой функции создан специальный
орган государственной исполнительной власти — Министерство труда и социальной
политики Украины. Его статус определен Указом Президента Украины от 1 декабря
1997 г. [11 c. 20].
Истории развития права социального обеспечения как отрасли
права и юридической науки посвящено немало трудов ученых и практиков юристов и
экономистов. Значительный вклад в развитие права социального обеспечения внес
профессор В.С.Андреев. Он осуществил разработку предмета права социального
обеспечения. Именно им впервые, в 1996 году в Праге, был поставлен вопрос на
Международном симпозиуме по проблемам социального обеспечения о формировании
новой отрасли права.
Над проблемой развития теории права
социального обеспечения трудились видные ученые-правоведы: В.А. Ачаркан, А.Д.
Зайкин, М.Л. Захаров, Р.И. Иванова, А.Е. Козлов, В.А. Тарасова, Я.М. Фогель и
другие известные юристы. Они, по существу, заложили фундамент новой отрасли
права социального обеспечения. Их усилиями были разработаны исходные
общетеоретические положения, изданы первые учебники, учебные пособия и
монографии по праву социального обеспечения.
Важнейшим достижением научных исследований
является обоснование определения понятия права социального обеспечения как
отрасли права.
1.2. Основные черты
права социального обеспечения
Для каждой самостоятельной отрасли права
определяющее значение имеет исследование ее исходных понятийных категорий, к
числу которых относится предмет и метод правового регулирования. Обособленным
предметом отрасли права социального обеспечения являются отношения по
социальному обеспечению.
Теоретическое обоснование предмета права
социального обеспечения тесно связано с выяснением вопроса о том, что такое
социальное обеспечение, каков его объем, цели, задачи и т.д. Следует
подчеркнуть, что и в условиях рыночных отношений характер и содержание
социального обеспечения не меняется, но изменяется его объем и условия
обеспечения.
Основным видом общественных отношений, составляющих
предмет права социального обеспечения являются пенсионные отношения. Относимые
ранее к предмету различных отраслей права, пенсионные отношения стали
составной частью права социального обеспечения.
Кроме основных отношений
социально-обеспечительного характера в предмет права социального обеспечения
входят некоторые производные, процедурные отношения, которые неразрывно
связаны с основными общественными отношениями. Они обусловлены предметом
права социального обеспечения и выполняют
служебную роль по отношению к нему.
В
юридической литературе высказываются разные точки зрения. Одни авторы включают
в объем понятия социального обеспечения все социально — экономические
мероприятия, направленные на возмещение гражданам утраченного заработка
вследствие наступления нетрудоспособности и обеспечение из государственных и
общественных источников вне прямой связи с результатами их труда. Другие —
только те отношения, которые связаны с обеспечением нетрудоспособных, больных и
семей, имеющих детей.
К отношениям по социальному обеспечению
примыкают и тесно с ними связанные отношения по осуществлению социального
страхования, формированию и использованию Пенсионного фонда и Фонда
социального страхования, выплате различных пособий семьям с детьми,
медицинскому и санаторно-курортному обслуживанию граждан, предоставлению льгот
и преимуществ ветеранам войны и труда за счет социальных фондов.
Безусловно, что все перечисленные
компоненты должны учитываться при определении предмета права социального
обеспечения. Это собственно и будет составлять предмет права социального
обеспечения.
Проблема метода
права социального обеспечения относится к числу недостаточно исследованных и
дискуссионных. Тем не менее, в юридической литературе учебной и специальной
освещаются основные критерии определения понятия метода правового
регулирования.
В самом общем виде, под методом
регулирования следует понимать специфические способы правового воздействия на
общественные отношения по социальному обеспечению [29, с. 86]. Они
зависят от особенностей предмета регулирования и находят свое выражение в
социально-обеспечительных требованиях граждан с одной стороны и удовлетворении
этих требований органами социальной защиты — с другой, на условиях социальной
компенсации. Поэтому метод данной отрасли права может быть назван методом
социальной компенсации застрахованной утраченной трудоспособности.
Наличие особого предмета и метода
регулирования права социального обеспечения свидетельствует об автономном
режиме существования и развития самостоятельной и одной из профилирующей
отраслей права, в которой наиболее зримо воплощается социальная политика
государства.
Динамичное развитие права социального
обеспечения зависит от многих факторов, и, прежде всего от экономического
потенциала и заинтересованности государства в правовом регулировании
общественных отношений в сфере социального обеспечения. Признавая право социального
обеспечения со всеми юридическими признаками самостоятельной отраслью права,
необходимо отграничить ее от смежных отраслей, и, прежде всего от трудового,
административного и финансового права. Тем не менее, право социального
обеспечения, как и любая другая отрасль права, имеет свою отраслевую специфику
регулирования общественных отношений, признанную в юридической литературе. И
все же следует отметить, что характерными признаками разграничения смежных
отраслей права принято считать предмет и метод регулирования. Предмет права
отвечает на вопрос, что оно регулирует, а метод — какими способами
осуществляется правовое регулирование общественных отношений. Основное отличие
отношений, регулируемых трудовым правом, от отношений, составляющих предмет
права социального обеспечения, состоит в том, что первые связаны с трудовой деятельностью
человека в общественной организации труда (независимо от форм собственности и
видов хозяйственной деятельности); вторые — с социальной защитой, материальным
обеспечением и обслуживанием контингента нетрудоспособных граждан.
В трудовых отношениях участниками являются
работник и работодатель, а в социальном обеспечении — нетрудоспособный
гражданин с одной стороны и орган социальной защиты населения — с другой.
Трудовые отношения входят в число производственных отношений общества, а
отношения по социальному обеспечению — в число социально-обеспечительных. По
своей природе они близки, но не идентичны.
Отношения социального обеспечения возникают
при реализации гражданином своего конституционного права на социальную защиту
при утрате трудоспособности. В рамках же трудовых отношений гражданин реализует
конституционное право на труд, включающее возможность зарабатывать себе на
жизнь трудом, который он свободно избрал или на который свободно согласился
(ст. 43 Конституции Украины).
Между трудовым правом и правом социального
обеспечения существует не только обособленность правового регулирования, но и
определенная связь и взаимодействие. Это выражается, прежде всего, в том, что
право социального обеспечения по своему генезису является отраслью, которая
выделилась не из одной (как, например, трудовое право), а из нескольких
отраслей права.
Правовому регулированию трудовых отношений
и отношений социального обеспечения свойственно наличие ряда общих понятий. К
их числу можно отнести следующие: “трудовой стаж”, “трудовое увечье”,
“профессиональное заболевание” и др.
Страницы: 1, 2, 3
|