Меню
Поиск



рефераты скачать Следствие и дознание

Осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ

Указания прокурора и начальника органа дознания обязательны для дознавателя. При этом он вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора – вышестоящему прокурору.

Предварительное расследование преступлений, осуществляемое органами дознания, называется дознанием.

Дознание может быть двух видов: дознание по делам о преступлениях, по которым предварительное следствие обязательно; дознание по делам о пре­ступлениях, по которым производство предварительного следствия не обяза­тельно.

Дознание первого вида представляет собой производство органом дозна­ния указанных в законе неотложных следственных действий: осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей.

Об обнаружении преступления и начатом дознании орган дознания немед­ленно уведомляет прокурора. Дознание по этой категории дел производят не более 10 суток со дня возбуждения дела.

Дознание второго вида представляет собой полное расследование органом дознания преступлений, по которым не требуется производства предвари­тельного следствия. Материалы дознания в этих случаях являются основани­ем для рассмотрения дела в суде

Основными процессуальными актами при предварительном расследова­нии, являются постановления и протоколы.

Постановление - это процессуальный документ, в котором выражается ре­шение следователя, органа дознания или прокурора, принятое при производ­стве предварительного следствия или дознания.

Протокол - это процессуальный документ, в котором отражаются ход и ре­зультаты следственных действий или фиксируется факт выполнения того или иного требования уголовно-процессуального закона.

Дознание — вид предварительного расследования пра­вонарушений, неотложные следственные действия по ус­тановлению и закреплению следов преступления.

В соответствии с УПК органами дознания являются:

1)  милиция;

2) командиры воинских частей, соединений и началь­ники военных учреждений — по делам обо всех преступ­лениях, совершенных подчиненными им военнослужа­щими, а также военнообязанными во время прохожде­ния ими сборов; по делам о преступлениях, совершен­ных рабочими и служащими Вооруженных Сил РФ в связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения;

3)  органы Федеральной службы безопасности — по делам, отнесенным законом к их ведению;

4) начальники уголовно-исполнительных учреждений, следственных изоляторов — по делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совер­шенных сотрудниками этих учреждений, а равно по де­лам о преступлениях, совершенных в расположении ука­занных учреждений;

5)  органы Государственного пожарного надзора — по делам о пожарах и нарушениях противопожарных правил;

6)  органы Федеральной пограничной службы РФ — по Делам о нарушении режима Государственной грани­цы РФ, пограничного режима и режима в пунктах про­пуска через Государственную границу РФ, а также по      делам о преступлениях, совершенных на континентальном шельфе РФ;

7)  капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, и начальники зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой;                                   

8)  таможенные органы РФ — по делам о контрабанде, о нарушениях таможенного законодательства РФ, об уклонении от уплаты таможенных пошлин, а также по делам о преступлениях, связанных с незаконным экспор­том товаров, научно-технической информации и услуг, используемых при создании вооружения и военной тех­ники, оружия массового уничтожения и невозвращени­ем на территорию России предметов художественного, исторического, археологического достояния народов: Российской Федерации.

Деятельность органов дознания бывает двух видов.

Первый вид — дознание как первоначальный этап рас­следования уголовного дела, на котором выявляются и фиксируются следы преступления, производятся неот­ложные следственные действия для раскрытия преступ­ления и обнаружения преступника, после чего дело пе­редается следователю для производства предварительного следствия.

После передачи дела следователю орган дознания мо­жет проводить по нему следственные и розыскные дей­ствия только по поручению следователя. В случае передачи следователю дела, по которому не представи­лось возможным обнаружить лицо, совершившее пре­ступление, орган дознания продолжает принимать меры для установления преступника, уведомляя следователя о результатах.

Второй вид дознания — ускоренное и упрощенное расследование в полном объеме несложных уголовных дел, не требующих по закону предварительного след­ствия. Материалы такого дознания являются основани­ем для рассмотрения дела в суде.

По отдельным преступлениям орган дознания про­изводит подготовку материалов для суда в протокольной форме.

Все указания прокурора по делу органом дознания должны быть выполнены. При несогласии с этими указаниями орган дознания может обжаловать их выше­стоящему прокурору, не приостанавливая исполнения.



III. Компетенция органов предварительного следствия и дознания

1. Функции предварительного следствия


Предварительное следствие осуществляется следователями прокуратуры, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности и Федеральной службы налоговой полиции. Задачи органов предварительного следствия: бы­строе и полное раскрытие преступлений; изобличение виновных; обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступ­ление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Следователь - должностное лицо соответствующего ведомства, специаль­но назначаемое для расследования преступлений, которое является единст­венной осуществляемой им функцией.

Полномочия следователя: право принимать решение о направлении рас­следования уголовного дела, путем вынесения постановлений о совершении определенных процессуальных действий; производство всех следственных действий, предусмотренных УПК РФ, к числу которых относят допросы любых лиц, имеющих отношение к делу, очные ставки, осмотры и т.д.; приме­нение принудительных процессуальных мер по отношению к различным субъ­ектам, участвующим в деле; принятие решения о привлечении лица в качест­ве обвиняемого; принятие решения о применении к обвиняемому меры пресе­чения; принятие решения об окончании предварительного следствия; право производить не только следственные, но и розыскные действия, которые на­правлены на поиск, установление места пребывания обвиняемого для после­дующего его вызова, задержания и т.д.; право поручать местным органам доз­нания производство следственных и розыскных действий; привлечение орга­нов дознания к производству отдельных следственных действий, которые про­водит он лично.

Следователь несет полную ответственность за законное и своевременное производство следственных действий.

Прокурор, осуществляя надзор за точным исполнением законов следова­телями, может отменять принятые ими решения и давать обязательные для исполнения указания.

Следователь вправе давать органам дознания поручения и указания о про­изводстве следственных и розыскных действий, требовать от органов дозна­ния содействия при производстве следственных действий. Такие поручения и указания обязательны для исполнения.

Следователь обязан осуществлять расследование объективно, выявлять как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого обстоятельства, прини­мать меры к обеспечению материального ущерба, устранению причин и усло­вий, способствовавших совершению преступления.

Расследование большинства уголовных дел, по которым обязательно про­изводство предварительного следствия, а именно: нанесение тяжких и менее тяжких телесных повреждений, кражи, грабежи, разбои, мошенничества и др. осуществляют следователи органов внутренних дел.

Дела об убийствах, изнасилованиях, получении взятки, а также все дела о преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями, должно­стными лицами органов внутренних дел, налоговой полиции, таможенных ор­ганов, учреждений органов уголовно-исполнительной системы расследуют следователи прокуратуры.

В составе прокуратуры имеется военная прокуратура, следователи которой расследуют дела о преступлениях, совершенных военнослужащими Воору­женных Сил РФ; другими лицами, приравненными по своему правовому поло­жению к военнослужащим; сотрудниками ФСБ и Службы внешней разведки.

Следователи ФСБ безопасности и ее органов расследуют дела о таких преступлениях, как терроризм, шпионаж, контрабанда, угон воздушного, вод­ного судна или железнодорожного состава и др.

Следователи налоговой полиции расследуют дела об уклонении от уплаты налогов.

Компетенция следователей различных  ведомств (подследственность) определена уголовно-процессуальным законом по предметному принципу (т. е. с учетом квалификации совершаемых преступных деяний). В то же время следователи прокуратуры помимо дел о преступлениях, отнесенных к их исключительной подследственности, наделены также правом производства предварительного следствия и по делам, подследственным следователям следственных подразделений при органах внутренних дел, федеральных служб безопасности и налоговой полиции.

Следователи - уполномоченные государством должностные лица, кото­рые призваны в соответствии с законом устанавливать событие преступле­ния, заниматься розыском и изобличением виновного (виновных) в совер­шении преступления, принимать меры по возмещению причиненного пре­ступлением ущерба, устранению причин и условий совершенного преступ­ления, предупреждению совершения новых преступных деяний. Для вы­полнения этого следователи наделены специальными полномочиями, пере­чень которых дан в УПК. И если следователем собраны доказательства виновности лица в совершенном преступлении, то он, изложив свои выводы в обвинительном заключении, направляет затем материалы уголовного дела через надзирающего прокурора в суд, который решает вопрос о виновности или невиновности лица в совершении преступления, а также о назначении виновному соответствующей меры наказания.

С учетом указанных полномочий следователя можно сделать вывод о важности его деятельности не только по осуществлению предварительного следствия по уголовным делам, но и созданию предпосылок для реализации судом предоставленной ему Конституцией РФ судебной власти. Именно от своевременных, квалифицированных и в соответствии с законом проведен­ных следственных действий во многом зависят законность, обоснованность и справедливость судебного приговора.

Согласно Закону о прокуратуре прокуратура осуществляет уголовное преследование и проводит расследование по делам о преступлениях, отнесенных законом к ее компетенции. В соответствии с этим же Законом прокурор вправе принять к своему производству или поручить подчинен­ному ему прокурору, следователю расследование любого преступления, предусмотренного УК РФ.

А также прокурору предоставлено право лично участвовать в производстве предварительного следствия и в необходимых случаях проводить отдельные следственные действия или же расследование в полном объеме по любому уголовному делу. В последних случаях, т. е. при производстве предварительного следствия, прокурор в полном объеме пользуется правами следователя, одновременно сохраняя при этом за собой полномочия, предоставленные исключительно прокурору. Все эти права, предоставленные прокурору, вытекают из полномочий по осуществлению надзора за исполнением законов органами предварительно­го следствия и дознания.

К компетенции следователей прокуратуры относится расследование уголовных дел о наиболее тяжких преступлениях против жизни (различные виды убийств), о половых преступлениях, о должностных преступлениях и о некоторых иных преступных деяниях, перечисленных в ч. 3 ст. 126 УПК, а также по уголовным делам о преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями и должностными лицами органов внутренних дел, налоговой полиции и таможенных органов, и по уголовным делам о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.

В составе прокуратуры имеется военная прокуратура, следователи кото­рой расследуют уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации, а также призванными на сборы военнообязанными; военными строителями; другими лицами, приравненными по своему правовому положению к военнослужащим Вооруженных Сил, Федеральной службы безопасности и Службы внешней разведки Российской Федерации; лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в связи с выполнением ими служебных обязанностей либо в расположении воинской части, учреждения, военного образовательного учреждения, предприятия или организации Вооруженных Сил.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации» правом производства предварительного следствия по уголовным делам, отнесенным уголовно-процессуальным законом к их компетенции, наделены следователи органов Фе­деральной службы безопасности. В соответствии с ч. 4 ст. 126 УПК следователи этих органов ведут предварительное следствие по делам о преступлениях, расследование которых отнесено к их ведению, а именно: об особо опасных государственных и некоторых иных государственных преступлениях, посягающих на безопасность Российской Федерации; о преступлениях против мира и безопасности человечества; а также о других преступлениях, борьба с которыми осуществляется органами Федеральной службы безопасности. Органы ФСБ в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотиков, терроризма, бандитизма и дру­гих преступлений, предварительное следствие и дознание по которым отне­сены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пре­сечению и раскрытию групп и сообществ, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конститу­ционного строя Российской Федерации.

На органы предварительного следствия в соответствии с уголовно-процессуальным законом возложены следующие задачи:

- быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных;

- всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств уголовного дела;

- обнаружение и процессуальное закрепление доказательств для после дующего их использования в процессе судебного разбирательства;

- обеспечение законности и обоснованности привлечения лиц в качестве обвиняемых;

- обеспечение участия обвиняемого и других участников процесса в производстве по уголовному делу;

- установление наличия или отсутствия ущерба, причиненного преступлени­ем, определение его размера, принятие мер к обеспечению его возмещения;

- выявление причин и условий, способствовавших совершению престу­плений, и принятие мер по их устранению.

Осуществление предварительного следствия является основной, главной функцией следователей всех этих ведомств. Следователи не вправе произ­водить оперативно-розыскную деятельность. В случае необходимости про­изводства оперативно-розыскных мероприятий по расследуемым ими уго­ловным делам они в соответствии с УПК и Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» обязаны направить отдельное поручение об их проведении руководителям соответствующих органов.

Следователи наделены законом полномочиями по рассмотрению посту­пающих заявлений и сообщений о преступлениях. Некоторые особенности в этой части касаются следователей прокуратуры, которые вправе рассмат­ривать и разрешать заявления и сообщения о преступлениях, если они: приняты ими непосредственно в отсутствие прокурора; имеют непосредст­венное отношение к находящимся в их производстве уголовным делам; получены ими вне пределов прокуратуры. В остальных случаях данная деятельность осуществляется прокурорами.

Правом осуществления предварительного следствия по уголовным де­лам наделены также руководители следственных подразделений при орга­нах внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности и феде­ральных органов налоговой полиции (п. 6а ст. 34, ст. 127 УПК РСФСР). При производстве предварительного следствия указанные должностные лица в соответствии с законом пользуются правами следователей.


2. Полномочия органов дознания


Производство дознания в Российской Федерации возлагается законом на административные органы государства и должностных лиц, выполняющих ад­министративно-распорядительные функции.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.