Следствие и дознание
Содержание:
Введение
I. Общие положения
организации выявления и расследования преступлений
1. История развития
органов предварительного следствия и дознания
2. Оперативно-розыскная
деятельность
II. Понятие и система
органов предварительного следствия и дознания
1. Органы
предварительного следствия
2. Милиция и другие
органы дознания
III. Компетенция
органов предварительного следствия и дознания
1. Функции
предварительного следствия
2. Полномочия органов
дознания
Заключение
Список использованных источников
|
|
Введение
Выявление и расследование преступлений - это деятельность специально
уполномоченных государственных органов по получению сведений, выраженных в действии
или бездействии, могущих иметь признаки преступления, yстановлению события и
состава преступления, изобличению виновных в их совершении лиц, принятию мер по
возмещению причиненного преступлением ущерба, выявлению причин и условий,
способствовавших совершению преступления.
Указанная деятельность осуществляется в строгом соответствии с законом.
Выявление преступления может произойти в ходе оперативно-розыскных мероприятий,
производства дознания, предварительного следствия, иной деятельности, но расследование
преступлений может производиться только в формах дознания или предварительного
следствия и в строгом соответствии с нормами УПК РФ.
Объектом
исследования данной темы является деятельность органов предварительного следствия
и дознания.
В
первой главе своей работы я раскрыла общие положения организации выявления и
расследования преступлений, которую производят органы предварительного
следствия и дознания, а также историю развития последних.
Вторая
глава работы посвящена вопросам системы предварительного следствия.
В
третьей главе говорится о компетенции органов предварительного следствия и
дознания.
I. Общие положения организации выявления и
расследования преступлений
1. История развития органов предварительного
следствия и дознания
До середины XVIII века предварительное расследование входило в обязанности
полиции.
Со второй половины того же века в Санкт-Петербурге и Москве были
созданы при городских правлениях специальные следственные органы, так называемые
"юстицких криминальных дел департаменты".
Правом предварительного следствии так же обладали земские суды,
управы благочиния и различные присутствия, в которые входили полицейские чины.
Законом от 6 июля 1860 года были введены судебные следователи,
являвшиеся особыми должностными лицами судебного ведомства.
В соответствии с Положением судебных уставов следователи как
носители судебной власти состояли при окружных судах и пользовались правами членов
суда.
К органам судебно-следственной власти относили так же участковых
судебных следователей.
С 1870 года по важнейшим делам дознание производили следователи,
назначавшиеся министром юстиции по предложениям прокурора.
В отдельных случаях судебно-следственные действия могли
производиться мировыми судьями, членами судебной палаты, чиновниками
Министерства внутренних дел жандармского ведомства, сенаторами кассационных
департаментов.
До 1860 г. расследование преступлений входило в круг обязанностей
полиции. В роли следователей выступали в основном квартальные надзиратели, а в
крупных городах существовали особые должности следственных приставов по
гражданским и уголовным делам. Следствие производили также нижние земские суды,
управы благочиния и различные присутствия, в которые входили полицейские чины
(полицмейстер, частный пристав, следственный пристав). В так называемых важных
случаях следствие поручалось особо выделенным чиновникам, командируемым на
места происшествий губернаторами, министром внутренних дел и даже царем. Явная
неудовлетворительность состояния следствия была очевидной. Медлительность и
взяточничество, процветавшие среди полицейских чиновников, парализовали его.
Поэтому в 1860 г. следствие было отделено от полиции. Указом от 8 июня 1860 г.
в 44 губерниях России были введены должности судебных следователей, числившихся
по ведомству Министерства юстиции.
Одновременно с Указом были изданы Наказ судебным следователям и
Наказ полиции о производстве дознания по делам о преступлениях и проступках,
которыми устанавливалось производство предварительного следствия, определялись
взаимоотношения следователя с полицией и судебными учреждениями,
регламентировались другие вопросы.
Должность судебного следователя была приравнена к должности члена
уездного суда. Назначение на нее и увольнение осуществлялись министром юстиции
по представлению губернатора и с согласия губернского прокурора. Условия
работы судебных следователей осложнялись двойственностью их положения,
поскольку, хотя формально они были подчинены Министерству юстиции, фактически
в гораздо большей степени зависели от губернаторов.
20 ноября 1864 г. был принят Устав уголовного судопроизводства,
который установил, что предварительное следствие о преступлениях и проступках,
подсудных окружным судам, производится судебными следователями при содействии
полиции. При отсутствии следователя Устав обязывал полицию проводить дознание
и затем передавать собранные материалы судебному следователю.
В 1867 г. были учреждены должности временных следователей по особо
важным делам (они предназначались для расследования уголовных дел о подделках
государственных кредитных билетов). В 1870 г. введены должности судебных
следователей по важнейшим делам. В 1875 г. при окружных судах учреждаются
постоянные должности следователей по особо важным делам.
Помимо своей непосредственной работы по расследованию уголовных
дел судебный следователь при нехватке судей привлекался к рассмотрению дел, по
которым он не принимал участия в производстве предварительного расследования.
В последующем каких-либо преобразований органов, осуществляющих
предварительное следствие, не отмечается. Несмотря на недостаточное правовое
регулирование их деятельности, разработанный проект нормативного акта «О
преобразовании полиции в Империи» (1913 г.) так и не был принят. Никаких
изменений в структуру и деятельность следственного аппарата не привнесла и
февральская революция 1917 г.
Декретом о суде № 1 в ноябре 1917г. существовавшие институты судебных
следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры были
упразднены, производство предварительного следствия возлагалось на местных
судей единолично. Однако они не справлялись с большим количеством уголовных
дел, а поэтому были образованы следственные комиссии Военно-революционного
комитета. Аналогичные комиссии для расследования дел о контрреволюционных
преступлениях были созданы при местных органах власти. Затем для расследования
дел об убийствах, тяжких телесных повреждениях, разбоях, бандитизме,
изнасилованиях и других опасных преступлениях были учреждены следственные
комиссии окружных судов. В это время наблюдается активный поиск новых форм
организации и деятельности следственных органов.
Положением о народном суде РСФСР от 30 ноября 1918 г. производство
расследования возлагалось на следственные комиссии и на милицию (в форме
дознания), а в ряде случаев - на народного судью. 20 декабря 1917 г. была
создана Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК), на которую возлагалось,
кроме других обязанностей, расследование уголовных дел о государственных
преступлениях. В октябре 1920 г. ВЦИК принял Положение о суде РСФСР, которым
были введены должности народных следователей, избираемых губернскими
исполкомами Советов и состоящих при советах народных судей. Одновременно
учреждались должности следователей по важнейшим делам, которые состояли при
губернских отделах юстиции и при Наркомате юстиции РСФСР. С принятием этого
Положения получила нормативную базу организация взаимодействия следователей с
органами дознания. При проведении предварительного следствия им (следователям)
было обеспечено содействие милиции, в том числе уголовного розыска.
Осуществлять свою деятельность сотрудники милиции должны были по указанию и под
руководством следователя, требования которого при производстве следственных
действий признавались общеобязательными.
Следователь объявлялся носителем судебной власти, границы которой
были обусловлены законом. К нему, как и к судье, можно было применять
процедуру отвода.
С созданием в декабре 1917 года Всероссийской чрезвычайной
комиссии расследование дел о государственных преступлениях вошло в ее полномочия.
В 1920-х годах формируется нормативная база проведения
предварительного следствия, определяются организационные формы деятельности
следственного аппарата.
В соответствии с первым Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР,
принятом в 1922 году, понятие "следователь" включало народных
следователей, следователей, состоящих при губернских судах, следователей
военных трибуналов и следователей по важнейшим делам при наркомате
юсв1Ц0Встановлением в 1922 году института прокуратуры развитие организации
предварительного следствия по делам об общеуголовных преступлениях получает
дальнейшее развитие. В функции прокуратуры был включен надзор за расследованием
уголовных дел, а для производства срочных расследовании по важнейшим делам
следователи состояли при отделе прокуратуры Наркомюста.
В 1940 году основная масса уголовных преступлений стала
расследоваться следователями НКВД и милицией.
В сентябре 1928 года следователи из подчинения судам перешли в
ведение прокуроров.
В 1936 году следственный аппарат был выведен из системы наркомата
юстиции и передан прокуратуре.
6 декабре 1958 года с принятием новых Основ уголовного
судопроизводства Союза ССР правом производства предварительного следствия были
наделены следователи прокуратуры и органов государственной безопасности,
следственный аппарат МВД был упразднен, однако с апреля 1963 года восстановлен.
В 1970-1980-е годы органы предварительного расследования
развивались в направлении совершенствования деятельности правоохранительной
системы СССР.
В 1990-е годы в связи с образованием суверенной России функции
органов дознания получили федеральные органы налоговой полиции и органы Государственного
таможенного комитета, а следственный аппарат был восстановлен в Федеральной
службе безопасности.
Постановлением ВЦИК 25 мая 1922 г. был принят первый
Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. Этот Кодекс не имел специальной статьи с
перечнем органов предварительного следствия, но в п. 5 ст. 23 УПК говорилось,
что под словом «следователь» разумеются народные следователи,
следователи, состоящие при губернских судах, следователи военных
трибуналов и следователи по важнейшим делам при Наркомате юстиции.
Принятые в 1924 г. Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и
союзных республик установили, что «органами, производящими предварительное
расследование преступлений, являются органы дознания, следователи и иные
должностные лица, коим это предоставлено общесоюзными законами и законами
союзных республик»; вопросов ведомственной принадлежности следователей Основы
не затрагивали.
Таким образом, в середине 20-х гг. была сформирована правовая
основа предварительного следствия, определились организационные формы деятельности
следственного аппарата, выделились специальные следственные аппараты по делам о
контрреволюционных (ВЧК - ОГПУ) и воинских (военные следователи)
преступлениях.
Дальнейшее развитие организации предварительного следствия по
делам об общеуголовных преступлениях в значительной степени связано с
возникновением и развитием органов прокуратуры. 28 мая 1922 г. третья сессия
ВЦИК ввела в систему органов юстиции новый орган— государственную прокуратуру
— и приняла первое Положение о прокурорском надзоре. Наряду с другими
функциями на прокуратуру был возложен надзор за расследованием уголовных дел.
Эта сторона ее деятельности стала впоследствии развиваться достаточно
интенсивно. Следственные же аппараты повсеместно оставались (до 1928 г.) в
административном подчинении судов. В сентябре 1928 г. были внесены изменения в
Положение о судоустройстве РСФСР, в соответствии с которыми следователи из
подчинения судам номинальным, поскольку подконтрольность следователей
Наркомюсту и местным советам сохранялась, так как прокуратура оставалась в
структуре Наркомата юстиции.
В 1933 г. в СССР была учреждена прокуратура как самостоятельный
орган. В 1936 г. следственный аппарат был выделен из системы юстиции и передан
в подчинение прокуратуре. В то же время в 30-е гг наблюдается существенное
расширение подследственности и полномочий органов дознания, в частности
милиции, которая и производила дознание по основной массе общеуголовных
преступлений. В 1940 г. приказом НКВД был образован следственный аппарат,
входивший в структуру Главного управления милиции НКВД СССР. Основная масса
общеуголовных преступлений в 40-50-е гг. расследовалась следователями НКВД и
милицией как органом дознания.
В декабре 1958 г были приняты Основы уголовного судопроизводства
Союза ССР и союзных республик3, в соответствии с которыми и принятыми, затем
уголовно-процессуальными кодексами союзных республик правом производства
предварительного следствия были наделены следователи прокуратуры и органов
государственной безопасности. Следственный аппарат МВД был упразднен (в
системе МВД - МООП в это время функционировали специализированные
подразделения дознания, которые расследовали значительное количество уголовных
дел об общеуголовных преступлениях). Как показал опыт, следователи прокуратуры
не могли справиться с расследованием большого количества уголовных дел. Поэтому
6 апреля 1963 г Президиум Верховного Совета СССР принял Указ, которым наделил
органы охраны общественного порядка (так тогда именовались органы внутренних
дел) правом производства предварительного следствия. В МООП (МВД) был создан
следственный аппарат, к подследственности которого относилось большинство дел
об общеуголовных преступлениях. В то же время за милицией было сохранено право
производства дознания по значительному числу преступлений.
В последующем в уголовно-процессуальное законодательство вносятся
важные изменения и дополнения, направленные на: расширение гарантий прав
участников процесса (например, допуск защитника на более ранних этапах
предварительного расследования), совершенствование организационных вопросов
расследования (регламентирование полномочий начальника следственного отдела);
изменение подследственности (например, передача уголовных дел о преступлениях
несовершеннолетних следователям МВД), более полное использование возможностей
науки и техники в уголовном судопроизводстве; использование в уголовном
процессе данных, полученных оперативно-розыскным путем (принятие законов об
ОРД) и т.д.
2. Оперативно-розыскная деятельность
Оперативно-розыскная деятельность осуществляется гласно и негласно
оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то
Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», в пределах
полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях
защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности,
обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Задачи оперативно-розыскной деятельности:
• выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие
преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих,
совершающих или совершивших;
• осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания,
следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без
вести пропавших;
• добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу
государственной, военной, экономической или экологической безопасности России.
На территории Российской Федерации право осуществлять
оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:
1) органов внутренних дел РФ;
2) органов Федеральной службы безопасности;
3) федеральных органов государственной охраны;
4) таможенных органов РФ;
5) службы внешней разведки РФ;
6) Министерства юстиции РФ.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность,
проводят следующие оперативно-розыскные мероприятия:
1) опрос;
2) наведение справок;
Страницы: 1, 2, 3, 4
|