Меню
Поиск



рефераты скачать Следствие и дознание

Следствие и дознание

Содержание:


Введение

I. Общие положения организации выявления и расследования преступлений

1. История развития органов предварительного следствия и дознания

2. Оперативно-розыскная деятельность

II. Понятие и система органов предварительного следствия и дознания

1. Органы предварительного следствия

2. Милиция и другие органы дознания

III. Компетенция органов предварительного следствия и дознания

1. Функции предварительного следствия

2. Полномочия органов дознания

Заключение

Список использованных источников




Введение


Выявление и расследование преступлений - это деятельность специаль­но уполномоченных государственных органов по получению сведений, выраженных в действии или бездействии, могущих иметь признаки преступления, yстановлению события и состава преступления, изобличению виновных в их совершении лиц, принятию мер по возмещению причиненного преступлением ущерба, выявлению причин и условий, способствовавших совершению преступления.

Указанная деятельность осуществляется в строгом соответствии с законом.

Выявление преступления может произойти в ходе оперативно-розыскных мероприятий, производства дознания, предварительного следствия, иной деятельности, но расследование преступлений может производиться только в формах дознания или предварительного следствия и в строгом соответствии с нормами УПК РФ.

Объектом исследования данной темы является деятельность органов предварительного следствия и дознания.

В первой главе своей работы я раскрыла общие положения организации выявления и расследования преступлений, которую производят органы предварительного следствия и дознания, а также историю развития последних.

Вторая глава работы посвящена вопросам системы предварительного следствия.

В третьей главе говорится о компетенции органов предварительного следствия и дознания.

I. Общие положения организации выявления и расследования преступлений


1. История развития органов предварительного следствия и дознания


До середины XVIII века предварительное расследование входило в обязан­ности полиции.

Со второй половины того же века в Санкт-Петербурге и Москве были соз­даны при городских правлениях специальные следственные органы, так называемые "юстицких криминальных дел департаменты".

Правом предварительного следствии так же обладали земские суды, упра­вы благочиния и различные присутствия, в которые входили полицейские чи­ны.

Законом от 6 июля 1860 года были введены судебные следователи, являв­шиеся особыми должностными лицами судебного ведомства.

В соответствии с Положением судебных уставов следователи как носители судебной власти состояли при окружных судах и пользовались правами чле­нов суда.

К органам судебно-следственной власти относили так же участковых су­дебных следователей.

С 1870 года по важнейшим делам дознание производили следователи, на­значавшиеся министром юстиции по предложениям прокурора.

В отдельных случаях судебно-следственные действия могли производиться мировыми судьями, членами судебной палаты, чиновниками Министерства внутренних дел жандармского ведомства, сенаторами кассационных департа­ментов.

До 1860 г. расследование преступлений входило в круг обязанностей полиции. В роли следователей выступали в основном квартальные надзира­тели, а в крупных городах существовали особые должности следственных приставов по гражданским и уголовным делам. Следствие производили также нижние земские суды, управы благочиния и различные присутствия, в которые входили полицейские чины (полицмейстер, частный пристав, следственный пристав). В так называемых важных случаях следствие пору­чалось особо выделенным чиновникам, командируемым на места происше­ствий губернаторами, министром внутренних дел и даже царем. Явная неудовлетворительность состояния следствия была очевидной. Медлительность и взяточничество, процветавшие среди полицейских чи­новников, парализовали его. Поэтому в 1860 г. следствие было отделено от полиции. Указом от 8 июня 1860 г. в 44 губерниях России были введены должности судебных следователей, числившихся по ведомству Министер­ства юстиции.

Одновременно с Указом были изданы Наказ судебным следователям и Наказ полиции о производстве дознания по делам о преступлениях и про­ступках, которыми устанавливалось производство предварительного след­ствия, определялись взаимоотношения следователя с полицией и судебны­ми учреждениями, регламентировались другие вопросы.

Должность судебного следователя была приравнена к должности члена уездного суда. Назначение на нее и увольнение осуществлялись министром юстиции по представлению губернатора и с согласия губернского прокуро­ра. Условия работы судебных следователей осложнялись двойственностью их положения, поскольку, хотя формально они были подчинены Министер­ству юстиции, фактически в гораздо большей степени зависели от губерна­торов.

20 ноября 1864 г. был принят Устав уголовного судопроизводства, кото­рый установил, что предварительное следствие о преступлениях и проступ­ках, подсудных окружным судам, производится судебными следователями при содействии полиции. При отсутствии следователя Устав обязывал по­лицию проводить дознание и затем передавать собранные материалы су­дебному следователю.

В 1867 г. были учреждены должности временных следователей по особо важным делам (они предназначались для расследования уголовных дел о подделках государственных кредитных билетов). В 1870 г. введены должности судебных следователей по важнейшим делам. В 1875 г. при окружных судах учреждаются постоянные должности следователей по осо­бо важным делам.

Помимо своей непосредственной работы по расследованию уголовных дел судебный следователь при нехватке судей привлекался к рассмотрению дел, по которым он не принимал участия в производстве предварительного расследования.

В последующем каких-либо преобразований органов, осуществляющих предварительное следствие, не отмечается. Несмотря на недостаточное правовое регулирование их деятельности, разработанный проект нормативного акта «О преобразовании полиции в Империи» (1913 г.) так и не был принят. Никаких изменений в структуру и деятельность следствен­ного аппарата не привнесла и февральская революция 1917 г.

Декретом о суде № 1 в ноябре 1917г. существовавшие институты су­дебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвока­туры были упразднены, производство предварительного следствия возлага­лось на местных судей единолично. Однако они не справлялись с большим количеством уголовных дел, а поэтому были образованы следственные комиссии Военно-революционного комитета. Аналогичные комиссии для расследования дел о контрреволюционных преступлениях были созданы при местных органах власти. Затем для расследования дел об убийствах, тяжких телесных повреждениях, разбоях, бандитизме, изнасилованиях и других опасных преступлениях были учреждены следственные комиссии окружных судов. В это время наблюдается активный поиск новых форм организации и деятельности следственных органов.

Положением о народном суде РСФСР от 30 ноября 1918 г. производство расследования возлагалось на следственные комиссии и на милицию (в форме дознания), а в ряде случаев - на народного судью. 20 декабря 1917 г. была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК), на которую возлагалось, кроме других обязанностей, расследование уголовных дел о государственных преступлениях. В октябре 1920 г. ВЦИК принял Положение о суде РСФСР, которым были введены должности на­родных следователей, избираемых губернскими исполкомами Советов и состоящих при советах народных судей. Одновременно учреждались долж­ности следователей по важнейшим делам, которые состояли при губернских отделах юстиции и при Наркомате юстиции РСФСР. С принятием этого Положения получила нормативную базу организация взаимодействия следователей с органами дознания. При проведении предварительного следствия им (следователям) было обеспечено содействие милиции, в том числе уголовного розыска. Осуществлять свою деятельность сотрудники милиции должны были по указанию и под руководством следователя, требования которого при производстве следственных действий признавались общеобязательными.

Следователь объявлялся носителем судебной власти, границы которой были обусловлены законом. К нему, как и к судье, можно было применять

процедуру отвода.

С созданием в декабре 1917 года Всероссийской чрезвычайной комиссии расследование дел о государственных преступлениях вошло в ее полномо­чия.

В 1920-х годах формируется нормативная база проведения предваритель­ного следствия, определяются организационные формы деятельности след­ственного аппарата.

В соответствии с первым Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР, принятом в 1922 году, понятие "следователь" включало народных следователей, следователей, состоящих при губернских судах, следователей военных трибуналов и следователей по важнейшим делам при наркомате юсв1Ц0Встановлением в 1922 году института прокуратуры развитие организа­ции предварительного следствия по делам об общеуголовных преступлениях получает дальнейшее развитие. В функции прокуратуры был включен надзор за расследованием уголовных дел, а для производства срочных расследова­нии по важнейшим делам следователи состояли при отделе прокуратуры Нар­комюста.

В 1940 году основная масса уголовных преступлений стала расследоваться следователями НКВД и милицией.

В сентябре 1928 года следователи из подчинения судам перешли в веде­ние прокуроров.

В 1936 году следственный аппарат был выведен из системы наркомата юс­тиции и передан прокуратуре.

6 декабре 1958 года с принятием новых Основ уголовного судопроизводст­ва Союза ССР правом производства предварительного следствия были наде­лены следователи прокуратуры и органов государственной безопасности, следственный аппарат МВД был упразднен, однако с апреля 1963 года вос­становлен.

В 1970-1980-е годы органы предварительного расследования развивались в направлении совершенствования деятельности правоохранительной систе­мы СССР.

В 1990-е годы в связи с образованием суверенной России функции органов дознания получили федеральные органы налоговой полиции и органы Госу­дарственного таможенного комитета, а следственный аппарат был восстанов­лен в Федеральной службе безопасности.

Постановлением ВЦИК 25 мая 1922 г. был принят первый Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. Этот Кодекс не имел специальной статьи с перечнем органов предварительного следствия, но в п. 5 ст. 23 УПК гово­рилось, что под словом «следователь» разумеются народные следователи,

следователи, состоящие при губернских судах, следователи военных трибу­налов и следователи по важнейшим делам при Наркомате юстиции.

Принятые в 1924 г. Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик установили, что «органами, производящими предвари­тельное расследование преступлений, являются органы дознания, следова­тели и иные должностные лица, коим это предоставлено общесоюзными законами и законами союзных республик»; вопросов ведомственной при­надлежности следователей Основы не затрагивали.

Таким образом, в середине 20-х гг. была сформирована правовая основа предварительного следствия, определились организационные формы дея­тельности следственного аппарата, выделились специальные следственные аппараты по делам о контрреволюционных (ВЧК - ОГПУ) и воинских (во­енные следователи) преступлениях.

Дальнейшее развитие организации предварительного следствия по делам об общеуголовных преступлениях в значительной степени связано с возникновением и развитием органов прокуратуры. 28 мая 1922 г. третья сессия ВЦИК ввела в систему органов юстиции новый орган— государст­венную прокуратуру — и приняла первое Положение о прокурорском надзо­ре. Наряду с другими функциями на прокуратуру был возложен надзор за расследованием уголовных дел. Эта сторона ее деятельности стала впослед­ствии развиваться достаточно интенсивно. Следственные же аппараты по­всеместно оставались (до 1928 г.) в административном подчинении судов. В сентябре 1928 г. были внесены изменения в Положение о судоустройстве РСФСР, в соответствии с которыми следователи из подчинения судам номинальным, поскольку подконтрольность следователей Наркомюсту и местным советам сохранялась, так как прокуратура оставалась в структуре Наркомата юстиции.

В 1933 г. в СССР была учреждена прокуратура как самостоятельный орган. В 1936 г. следственный аппарат был выделен из системы юстиции и передан в подчинение прокуратуре. В то же время в 30-е гг наблюдается существенное расширение подследственности и полномочий органов доз­нания, в частности милиции, которая и производила дознание по основной массе общеуголовных преступлений. В 1940 г. приказом НКВД был обра­зован следственный аппарат, входивший в структуру Главного управления милиции НКВД СССР. Основная масса общеуголовных преступлений в 40-50-е гг. расследовалась следователями НКВД и милицией как органом доз­нания.

В декабре 1958 г были приняты Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик3, в соответствии с которыми и принятыми, затем уголовно-процессуальными кодексами союзных республик правом производства предварительного следствия были наделены следователи прокуратуры и органов государственной безопасности. Следственный ап­парат МВД был упразднен (в системе МВД - МООП в это время функцио­нировали специализированные подразделения дознания, которые расследовали значительное количество уголовных дел об общеуголовных преступ­лениях). Как показал опыт, следователи прокуратуры не могли справиться с расследованием большого количества уголовных дел. Поэтому 6 апреля 1963 г Президиум Верховного Совета СССР принял Указ, которым наделил органы охраны общественного порядка (так тогда именовались органы внутренних дел) правом производства предварительного следствия. В МООП (МВД) был создан следственный аппарат, к подследственности которого относилось большинство дел об общеуголовных преступлениях. В то же время за милицией было сохранено право производства дознания по значительному числу преступлений.

В последующем в уголовно-процессуальное законодательство вносятся важные изменения и дополнения, направленные на: расширение гарантий прав участников процесса (например, допуск защитника на более ранних этапах предварительного расследования), совершенствование организационных вопросов расследования (регламентирование полномочий начальника следственного отдела); изменение подследственности (например, передача уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних следователям МВД), более полное использование возможностей науки и техники в уголовном судопроизводстве; использование в уголовном процессе данных, полученных оперативно-розыскным путем (принятие законов об ОРД) и т.д.

2. Оперативно-розыскная деятельность


Оперативно-розыскная деятельность осуществляется гласно и негласно оперативными подразделениями госу­дарственных органов, уполномоченных на то Федераль­ным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», в пределах полномочий посредством проведения опера­тивно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собствен­ности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Задачи оперативно-розыскной деятельности:

•  выявление, предупреждение, пресечение и раскры­тие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совер­шивших;  

•  осуществление розыска лиц, скрывающихся от ор­ганов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уго­ловного наказания, а также розыска без вести пропав­ших;

• добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономи­ческой или экологической безопасности России.

На территории Российской Федерации право осуще­ствлять оперативно-розыскную деятельность предостав­ляется оперативным подразделениям:

1)  органов внутренних дел РФ;

2)  органов Федеральной службы безопасности;

3)  федеральных органов государственной охраны;

4)  таможенных органов РФ;                                       

5)  службы внешней разведки РФ;

6) Министерства юстиции РФ.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную де­ятельность, проводят следующие оперативно-розыскные мероприятия:

1)  опрос;

2)  наведение справок;

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.