3) сбор образцов для сравнительного следствия;
4) проверочную закупку;
5) исследование предметов и документов;
6) наблюдение;
7) отождествление личности;
8) обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности
и транспортных средств;
9) контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
10) прослушивание телефонных переговоров;
11) снятие информации с технических каналов связи;
12) оперативное внедрение;
13) контролируемую поставку;
14) оперативный эксперимент.
Результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть
использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий,
проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению,
пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их
подготавливающих, совершающих и совершивших, а также для розыска лиц,
скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения
наказания и без вести пропавших.
Они также могут служить поводом и основанием для возбуждения
уголовного дела и использоваться в качестве доказательств по уголовным делам.
Оперативно-розыскная деятельность - это деятельность,
осуществляв мин гласно и негласно оперативными подразделениями государственных
органов путем проведении оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни,
здоровья, прав и свобод личности, собственности, обеспечения безопасности
общества и государства от преступных посягательств.
Оперативно-розыскная деятельность призвана помогать деятельности
по расследованию преступлений. Собранные в ходе оперативно-розыскной
деятельности сведения не являются доказательствами по уголовному делу.
Оперативно-розыскная деятельность лишь помогает определять направления, в
которых возможен поиск доказательств.
Задачами дознания и предварительного следствия являются
установление обстоятельств совершения преступления и изобличение виновных лиц,
то есть сбор доказательств для последующего рассмотрения уголовного дела в
суде. Между собой указанные виды деятельности различаются органами, их
осуществляющими, сроками производства, набором процессуальных полномочий.
II. Понятие и система органов предварительного
следствия и дознания
1. Органы предварительного следствия
Предварительное расследование производится в форме предварительного
следствия либо в форме дознания. Производство предварительно» следствия
обязательно по всем уголовным делам, за исключением дел о преступлениях
небольшой и средней тяжести. Расследование в форме дознания по этим делам
заключается в том, что орган дознания, возбудив уголовное дело и руководствуясь
правилами производства предварительного расследования, самостоятельно, без
передачи дела следователю, устанавливает все обстоятельства дела и завершает
расследование. Материалы такого дознания являются основанием для рассмотрения
уголовного дела в суде. Предварительное следствие производится:
• следователями прокуратуры;
• следователями органов Федеральной службы безопасности;
• следователями органов внутренних дел РФ;
• следователями органов по контролю за оборотом
наркотических средств и психотропных веществ.
Предварительное расследование производится по месту совершения
деяния, содержащего признаки преступления. В случае необходимости производства
следственных или розыскных действий в другом месте следователь вправе
произвести их лично либо поручить производство соответственно следователю или
органу дознания, который обязан выполнить поручение в срок не позднее 10 суток.
Если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом месте, то
уголовное дело расследуется по месту окончания преступления.
Если преступления совершены в разных местах, то по решению прокурора
уголовное дело расследуется по месту совершения большинства преступлений или
наиболее тяжкого из них.
Предварительное расследование может производиться по месту нахождения
обвиняемого или большинства свидетелей в целях обеспечения его полноты,
объективности и соблюдения процессуальных сроков.
Неотложные следственные действия осуществляются органом
дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного
следствия обязательно. Цель таких действий - обнаружение и фиксация следов
преступления, доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия
и исследования.
Неотложные следственные действия производят: органы дознания (органы
внутренних дел, органы по контролю за оборотом наркотических средств и
психотропных веществ); органы Федеральной службы безопасности; таможенные
органы; командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений
и гарнизонов; начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы
Министерства юстиции РФ; иные должностные лица, которым предоставлены
полномочия органов дознания.
После производства неотложных следственных действий и не позднее
10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное
дело прокурору. В случае направления прокурору уголовного дела, по которому не
обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать
розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего
преступление, уведомляя следователя об их результатах.
Правовое положение следователя:
• следователь процессуально независим;
• он вправе давать соответствующим органам указания о
производстве оперативно-розыскных мероприятий; изымать у органов дознания и
принимать к своему производству до истечения срока дознания дела, по которым
обязательно производство предварительного следствия;
• следователь самостоятельно принимает решения, связанные с
производством предварительного следствия, в определенных случаях (арест, обыск
и т. п.) получая санкцию прокурора на совершение определенных следственных
действий;
• следователь выполняет указания прокурора, касающиеся
производства предварительного следствия; однако если указания касаются привлечения
конкретного лица в качестве обвиняемого, прекращения производства по делу или
некоторых других определенных в законе вопросов, то следователь вправе
передать вышестоящему прокурору в письменном виде свои возражения с указаниями
прокурора.
Для координации работы следователей в соответствующих органах
создаются следственные аппараты.
Требования, предъявляемые к кандидатам на должности
следователей:
• гражданство РФ;
• часто высшее юридическое или специальное образование;
• соответствующие профессиональные и нравственные качества;
• способность по состоянию здоровья выполнять обязанности
следователя. Следователи имеют соответствующие должностные наименования, классные
чины (прокуратура), специальные звания (органы внутренних дел), воинские
звания (Федеральная служба безопасности и военная прокуратура).
Для обеспечения всестороннего, полного и объективного
расследования судом обстоятельств дела, по общему правилу, требуется большая
подготовительная работа, заключающаяся в обнаружении, закреплении, проверке и
предварительной оценке доказательств. Осуществляется эта работа органами
предварительного следствия.
В соответствии с УПК предварительное следствие по уголовным делам
производится:
1) следователями прокуратуры;
2) следователями органов внутренних дел;
3) следователями органов Федеральной службы безопасности.
Предварительное следствие производится только после возбуждения
уголовного дела и в порядке, установленном УПК.
Предварительное следствие по уголовным делам должно быть
закончено не позднее чем в двухмесячный срок. В этот срок включается время со
дня возбуждения дела и до момента направления прокурору дела с обвинительным
заключением или постановлением о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о
применении принудительных мер медицинского характера либо до прекращения или
приостановления производства по делу.
Следователь обязан полно, всесторонне и объективно исследовать
все обстоятельства дела, выявить уличающие и оправдывающие обвиняемого
обстоятельства, а также отягчающие и смягчающие вину обвиняемого
обстоятельства.
При производстве предварительного следствия все решения о
направлении следствия и производстве следственных действий следователь
принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено
получение санкции от прокурора, и несет полную ответственность за их законное
и своевременное проведение.
Постановление следователя, вынесенное в соответствии с законом по
находящимся в его производстве уголовным делам, обязательны для исполнения
всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и
гражданами.
Предварительное расследование представляет собой
регламентированную уголовно-процессуальным законодательством деятельность
уполномоченных на то органов по собиранию, проверке и оценке доказательств в
целях раскрытия преступлений, привлечению лиц, их совершивших, к уголовной
ответственности, обеспечению возмещения материального ущерба, причиненного преступлением.
Органы предварительного расследования выясняют характер и размер
ущерба, причиненного преступлением, обеспечивают гражданский иск или возможную
конфискацию имущества, выявляют причины и условия, способствующие совершению
преступлений и, принимают меры к их устранению.
Предварительное расследование - самостоятельная стадия уголовного
процесса, следующая за возбуждением уголовного дела. Выводы,' сделанные в
процессе предварительного расследования о виновности, о доказанности или же
иные выводы не являются окончательными. Суд, в который поступает уголовное
дело, осуществляет свое собственное исследование доказательств: заслушивает
показания подсудимого, потерпевшего, свидетелей; изучает заключения экспертов;
осматривает вещественные доказательства и т.д. Выводы суда о виновности
подсудимого могут не совпадать с выводами органов предварительного следствия.
Предварительное следствие - это расследование, проводимое
специально уполномоченными лицами - следователями, с целью решения стоящих
перед ними задач по быстрому и полному раскрытию преступлений, изобличению
виновных, установлению других обстоятельств дела и привлечению виновных к
уголовной ответственности.
Предварительное следствие осуществляют следователями прокуратуры,
органов Федеральной службы безопасности, органов внутренних дел, Федеральной
службы налоговой полиции.
Правом на производство отдельных следственных действий или
расследования в полном объеме наделен прокурор и начальник следственного
отдела. Предварительное следствие не вправе производить никакие другие органы и
должностные лица.
Следственный комитет при МВД РФ.
Следственный комитет при МВД РФ как структурное подразделение:
обеспечивает организационно-методическое руководство деятельностью подчиненных
следственных подразделений; осуществляет процессуальный и ведомственный
организационный контроль за производством предварительного следствия;
организует расследование преступлений по наиболее сложным уголовным делам.
Возглавляет Следственный комитет при МВД РФ начальник, который подчиняется
непосредственно министру внутренних дел и является его заместителем.
В составе Следственного комитета создаются подразделения:
зонального контроля; методического обеспечения предварительного следствия;
следственная часть (на правах управления); специализированные подразделения
(например, для расследования уголовных дел о преступлениях в сфере экономики,
организованных преступных формирований и pp.).
Основные задачи Следственного комитета при МВД РФ:
- обеспечение в пределах компетенции защиты личности, ее прав и
свобод, собственности, прав предприятий, учреждений, организаций от преступных
посягательств путем всестороннего, полного и объективного расследования
преступлений, правильного применения закона, привлечения к ответственности
виновных;
- совершенствование следственной работы на основе внедрения
в практику достижений науки и техники, передового опыта, прогрессивных форм
организации и методов предварительного следствия;
- осуществление контроля за соблюдением законности на предварительном
следствии;
- обеспечение процессуальной самодеятельности следователей; подбор,
расстановка и воспитание кадров;
- повышение профессионального мастерства следственных работников;
- оказание помощи в социально-бытовом обеспечении сотрудников.
Следственный комитет при МВД РФ имеет определенные функции, касающиеся:
- анализа и обобщения информации о состоянии преступности,
результатах деятельности следственного аппарата и др.
Руководители следственных подразделений ГОВД, РОВД, ОВДТ организуют
работу руководимых ими подразделений по выполнению следующих задач: быстрому и
полному раскрытию преступлений, изобличению виновных и обеспечению правильного
применения закона; принятию в ходе следствия мер по возмещению гражданам и
юридическим лицам ущерба, причиненного преступлениями; осуществлению
предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством мер по устранению
причин и условий, способствовавших совершению преступлений.
Контроль и надзор за деятельностью органов внутренних дел осуществляется
со стороны государственных структур, имеющих соответствующие полномочия.
Надзор за точным и неуклонным исполнением законов органами внутренних
дел возложен на прокуратуру.
Контроль за деятельностью органов внутренних дел осуществляется
различными органами. Прежде всего, это ведомственный контроль, осуществляемый
контрольно-методическими подразделениями вышестоящих органов внутренних
дел.
Деятельность милиции общественной безопасности подконтрольна и
органам местного самоуправления.
Государственный контроль за деятельностью Министерства внутренних
дел РФ осуществляют Президент и Правительство РФ.
Судебный контроль осуществляется при рассмотрении
судами уголовных дел и дел об административных правонарушениях, поступивших из
органов внутренних дел, жалоб на незаконное задержание и применение меры пресечения
- заключения под стражу, жалоб на незаконные решения органов внутренних дел.
2. Милиция и другие органы дознания
Органы дознания - это государственные органы и должностные лица,
уполномоченные осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия. К органам
дознания относятся:
• органы внутренних дел, иные органы исполнительной власти,
наделенные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;
• пограничные органы федеральной службы безопасности РФ;
• органы Службы судебных Приставов Минюста России;
• таможенные органы РФ;
• органы Государственной противопожарной службы;
• прокуратура;
• органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных
веществ;
• командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений
или гарнизонов.
На органы дознания возлагаются:
• дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного
следствия необязательно;
• выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам,
по которым производство предварительного следствия обязательно. Выполнение
неотложных следственных действий возлагаются также на:
• капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем
плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;
• руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных
от мест расположения органов дознания, - по уголовным делам о преступлениях,
совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;
• глав дипломатических представительств и консульских учреждений
РФ - по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий
данных представительств и учреждений.
Дознаватель - это должностное лицо органа дознания, правомочное
либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное
расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК
РФ. Полномочия по проведению дознания не могут быть возложены на лицо, которое
проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные
мероприятия.
Дознаватель уполномочен:
• самостоятельно производить следственные и иные процессуальные
действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда на
это требуются согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или)
судебное решение
Страницы: 1, 2, 3, 4
|