Стрела
(21) – олицетворение мужского начала, эмблема непреклонности,
мужества, доблести. Стрела, выпущенная в небо, – восхождение к небесному. Также
стрела – символ молнии, «небесной стрелы», Перуна-громовержца. Стрела – эмблема
войны, сломанная стрела – знак перемирия [Королёв 2006: 416].
Узел
(19) – передаёт символику связи, единения, удержания; выступает
аналогом сети и петли. Будучи связан с образом нити, становится олицетворением
человеческой жизни и судьбы; кроме того, это образ смерти. Узел может выступать
как оберег, и в этом качестве он особенно часто используется в орнаментах,
украшающих жилище, предметы обихода и т.п. Но он, же является результатом
вредоносного вмешательства злых сил. Узел также может быть истолкован как
символ бесконечности ввиду своего сходства с соответствующим математическим.
Узел может выступать в качестве одного из образов лабиринта, и тогда
развязывание узла истолковывается как нахождение центра [Рогалевич 2004:
442-443]. Особенно часто упоминание узла и завязывание чего-то встречается в
заговорах [Толстая 2002: 472].
Узор
(9) – общего определения этот символ не имеет, есть лишь
варианты трактовок конкретных видов узора. В текстах песен символика узора
тесно связана с символом узла, обладает значением связи. «Гибкие строки
сплетают узор» [Калинов Мост 2001: 159]. Лексема «плести» отсылает с символу
узла, следовательно, узор представляет собой соединение понятий красоты и
сцепления, закрепления.
а)
мир животных
Берлога
(4) – значение символа в словарях не зафиксировано. Обладает
негативной семантикой, символизируя гиблое и враждебное человеку пространство.
«Ранним утром я оставлю / Душную берлогу» [Калинов Мост 2001: 105].
Волк
(2) – в целом образ волка связывается с символикой войны. Символ
имеет двойственную символику: с одной стороны, олицетворяет свирепость,
коварство, жадность жестокость, зло, а с другой – храбрость, победу, заботу о
пропитании [Рошаль 2005: 852-853]. По народным сказаниям он является
олицетворением тёмной тучи, заслоняющей солнце, и вообще темноты.
Ворон
(6) – символика ворона обусловлена двумя моментами: его чёрным
цветом и резким криком. Этот образ отмечен выраженной амбивалентностью.
Поскольку ворон питается падалью, его связывают с царством мёртвых и с землёй,
но одновременно также с небом (в контексте общей символики птиц). По этой
причине ворон наделяется функцией посредника между тремя мирами и ему
приписывается мудрость и способность предвидения. Как хтоническое существо,
связывается с несчастьем и смертью. Таким образом, ворон – преимущественно
вестник несчастий, смерти. Это птица вещая и зловещая. По Библии ворон –
нечистая птица [Рогалевич 2004: 52-53].
Когти
(4) – подобный символ в словарях не встречается. Символизирует способность
к борьбе. Применяется при разговоре о человеке. «Когти медью зря ковал»
[Калинов Мост 2001: 249].
Конь
(6) – это символ мощи и жизненной силы а также, в ряде
традиций, благородства и красоты [Рогалевич 2004: 179]. Это также символ
солнца, степи. Конь символизирует грацию и мужество. У древних славян конь
служил символом смерти и воскресения, подобно восходящему и заходящему солнцу
[Шейнина 2006: 88].
Орёл
(10) – символ солнца, небесной силы, бессмертия и духа; посланец
богов. Орёл и лев являются двумя наиболее универсальными зооморфными символами.
Орёл соотносится с вершиной мирового древа и со стихиями воздуха и огня. Издревле
орёл выступал в качестве символа верховной власти. Орёл устойчиво
ассоциировался с верховными богами и богами войны. Также орёл является символом
прозорливости. В библейской традиции орлу приписываются особая острота зрения,
близость к небу, сила, духовность, но и гордыня [Рогалевич 2004: 289-290]. Для
всех славянских народов это символ гордого могущества и вольности.
Бог-громовник чаще всего воплощается в нём.
Птица
(24) – архетипический образ духа, души. Птицы являются
атрибутами, священными животными тех или иных божеств. Они выполняют функцию
связующего начала между двумя мирами. Птицы выступают в качестве символа
божественной сущности, свободы, вдохновения, они соотносятся (в системе стихий)
с воздухом и (в пространственной символике) с верхом. В различных мифологиях
они ассоциируются с небом, солнцем, громом, ветром [Рогалевич 2004: 340-341].
«Думал птицей / Лететь над водой» [Калинов Мост 2001: 240].
Собака
(5) – предстаёт как олицетворение преданности, верности. Символ
защиты и самопожертвования. Способность собаки чувствовать и целые мили
преследовать невидимого ей человека символизирует трансцендентальную силу, с
помощью которой философ следует нитью истины через лабиринт земных ошибок. Как
не приученное к чистоте, нечистоплотное животное, собака олицетворяла зло. Собака
также – символ охоты [Шейнина 2006: 102].
1.2.
Мир Природы
б)
мир растений
Берёза
(11) – олицетворяет одновременно смерть и воскресение, зиму и
весну. В некоторых традициях символизирует свет, чистоту, женственность. У
восточных славян берёза являлась священным деревом; некоторые данные
свидетельствуют о том, что она отождествлялась с мировым древом. У славян
берёза нередко персонифицируется в облике девушки, что, возможно, связано с
цветом ствола (белый – символ невинности, чистоты). Одновременно берёза может
выступать в качестве олицетворения нечистых сил. В целом это женский символ,
чем и объясняется его амбивалентность. В русской литературе нередко выступает
олицетворением России [Рогалевич 2004: 21-22].
Трава
(32) – траву связывают с идеей подчинения, принесения пользы.
Кроме того, её считают символом тихого шёпота, молитвы. В виде дерна
символизирует родную сторону. Пригоршня травы означает победу, захват [Рошаль
2005: 778].
1.2. Мир
Природы
в)
четыре стихии: вода, огонь, воздух, земля
Берег
(42) – значение символа в словарях не указано. В текстах песен
приобретает символическое звучание в значении покоя, мира, гармонии «В берегах
июня юного / Опьянели мы…» [Калинов Мост 2001: 332].
Ветер
(51) – символизирует дух, живое дыхание вселенной, силу духа в
поддержании жизни и объединении всего живого, в связи с чем ветер ассоциируется
с верёвками, нитями и т.п. Ветер олицетворяет нечто неосязаемое, бестелесное и
неуловимое [Рошаль 2005: 303]. Образ ветра связан с символикой воздуха в целом,
поскольку может рассматриваться как активный аспект последнего. Считается
созидательной стихией в силу своей связи с жизнетворящим дыханием, духом. Ветер
может ассоциироваться с деятельностью сил хаоса, хтонических существ. Кроме
того, ветер символизирует быстроту, могущество, творческое начало [Рогалевич
2004: 38-39].
Вода
(16) – один из четырёх первоэлементов, основа сущего,
первоначальный хаос, из которого была впоследствии сотворена (поднята со дна
морского океана) земля, аналог материнского чрева, через оплодотворение
которого небом (мужским началом) творится мир [Королёв 2006: 65]. Вода
наделяется способностью очищения души. Но также может выступать и в
разрушительной своей ипостаси. Во многих традициях вода считалась проводником
воли богов, посредником в общении с небом, глашатаем судьбы. В Библии вода
отождествляется с первозданным хаосом [Рогалевич 2004:43-47].
Вьюга
(7) – Несёт отрицательную семантику разрушительного начала,
божьей кары [Королёв 2006: 87].
Дождь
(30) – символ божественного благосостояния, нисхождения
небесного блаженства и очищения, плодородия. Образ дождя в целом связан с
символикой жизни и вод. Дождь – также символ соития земли и неба,
оплодотворения [Рогалевич 2004: 95].
Звезда
(27) – издавна служила символом вечности, а позднее – символом
высоких стремлений, идеалов. Звезда – эмблема путеводности, счастья [Шейнина
2006:9]. Звезда ассоциируется с ночью, но и воплощает силы духа, выступающие
против тьмы. Также она выступает как символ божественного величия [Рогалевич 2004:
129-130].
Земля
(11) – один из четырёх первоэлементов мироздания, женское
творящее начало, противопоставленное небу как мужскому началу, плодородящее
чрево – и «жадная могила» [Королёв 2006: 221]. Земля также наделена свойством
очищения. В качестве первозданной стихи земля рассматривается как наиболее
близкая к хаосу и связанная с различными хтоническими чудовищами [Рогалевич
2004: 133-134].
Луна
(11) – соотносится с такими понятиями, как женщина, вода,
плодородие, смерть, возрождение, ночь; кроме того, это образ становления и
вечного возвращения, символ циклических процессов. Она выступает в качестве
олицетворения пассивного начала, поскольку, не имея собственного света,
отражает солнечный. Луна одновременно предстаёт связанной с жизнью и смертью.
Эсхатологические представления, описывающие гибель и последующее возрождение
мира, во многом обязаны своим существованием лунному циклу [Рогалевич 2004:
222-223].
Небо
(41) – воплощение космического верха. Восприятие неба приобщает
к сфере трансцендентального и величественного; всё возвышенное, духовное,
божественное приписывается небесному. Воздушная стихия неба обусловливает тот
факт, что оно мыслится в качестве души, дыхания мира. Обладая свойствами
недоступности, огромности, в мифологическом сознании оно наделяется
непостижимостью, всеведением, величием. В символической традиции небо
соотносится с духом, с кругом и числом три [Рогалевич 2004: 261-262].
Облако
(30) – символика связана с идеей изменчивости и обманчивости
внешних форм. Также облака ассоциируются с небесными водами и, соответственно,
с плодородием [Рогалевич 2004: 271].
Овраг
(10) – не встречается в словарях символов. В материале
исследования он символизирует границу, напряженность момента. «Кто волосы смыл
в узел чёрный, / Оврагами рыскал» [Калинов Мост 2001: 454].
Огонь
(26) – символ жизненной энергии, плодородия, олицетворение
солнца и солнечного света, божественный дар, очищение. Это также символ
торжества света и жизни над мраком и смертью. Огонь – медиатор между небом и
землёй: жертвоприношения сжигали, чтобы они наверняка оказались на небесах и
дошли до богов. В огне таится божественная сила, которая оживляет и вдохновляет
человеческое сердце и воспламеняет душу. Огонь – один из первоэлементов
мироздания, мужское активное начало; соединяясь с водой, он порождает жизнь.
Огонь – сакральный центр дома, очага, с угасанием которого прекращается жизнь.
Огонь имеет созидательную и разрушительную функции. У русских бытовало
разделение огня на огонь небесный и огонь адский. Первый – огонь, на котором
сгорают жертвоприношения, который очищает и исполняет желания; второй – огонь,
вырвавшийся из преисподней, который устраивает пожары и сбивает с дороги
путников (бродячие огоньки) [Королёв 2006: 395-396].
Пепел
(16) олицетворяет как бренность всего сущего, так и зарождение
новой жизни, выступая в качестве вещества, стимулирующего плодородие нив и
благополучие человека и животных. Также он связывается с очищением, аскетизмом,
скорбью и раскаянием [Рогалевич 2004: 310].
Поле,
степь (24) – в русской традиции открытое, чистое поле –
опасное, гибельное пространство. Это пространство незащищённое, мужское, место
битвы: с врагом или с природой. Степь ассоциируется с морем, она бескрайняя.
Поле представляется пространством более обжитым, нежели степь [Шейнина 2006:
71].
Река
(31) – символ необратимого потока времени, потери и забвения.
Река – дорога в страну мёртвых. Река – символ преграды, разделяющей два мира,
символ постоянной изменчивости. Река обеспечивает плодородие, поддерживает
существование жизни. В Древней Руси река – объект почитания и место совершения
многих обрядов. Вообще этот символ амбивалентен в своём значении, олицетворяя
созидательную и разрушительную силу одновременно [Шейнина 2006: 57
Роса
(16) – будучи ассоциируема с небом, роса наделяется сакральным
статусом. Символ здоровья, чистоты, любви, святости. Воспринимается в качестве
предвестницы рассвета, символизирует духовное просветление. В славянском
фольклоре роса – это живительная влага, дарующая плодородие полей [Рогалевич
2004: 364-365].
Снег
(18) – значение символа в словарях не зафиксировано. В
исследуемых текстах символизирует перерождение, ожидание. «Белые сугробы снега
– / Повивальный дух: / Заново рождаемся» [Калинов Мост 2001: 332].
Солнце
(42) – древнейший космический символ, означает жизнь, источник
жизни, свет. С солярной символикой связываются такие характеристики, как
верховенство, жизнесозидание, активность, героическое начало, всеведение. Солнце
часто выступает в качестве первоначального символа верховного божества либо отождествляется
с ним [Рогалевич 2004: 401-403]. Лучи солнца несут плодородие и изобилие, но
они же иссушают и убивают, поэтому солнце символизирует и жизнь, и прекращение
жизни – смерть. С солнцем связываются мужской, активный и положительный
принцип. Солнце – славянское божество, почитаемое как жизнь, тепло, свет. У
восточных славян солнце – сын небесного бога Сварога. В народных преданиях
солнце – лицо, око или слово Бога, а также оконце, сквозь которое Бог смотрит
на землю [Королёв 2006: 514-516].
1.2.
Мир Природы
г)
время и пространство
День
(50) – символ полноты сил, бурной деятельности, ответственности.
Днём много света, поэтому день – время раскрытия тайн, лжи, злокозненности
[Шейнина 2006: 60]. Это божество света, Солнца.
Ночь
(42) – время разгула потусторонних сил, губительных для рода
человеческого. Особенно страшна полночь. Ночь – символ физической смерти. Но
она же наполнена жизнью духа и духов. Это время теней, призраков, оборотней,
ведьм и магов. Ночь страшна высвобождением неконтролируемой энергии хаоса
[Шейнина 2006: 60].
Рассвет
(29) – символ победы над ночью. Это рождение: нового дня, новой
жизни, символ трудолюбия и целеустремлённости [Шейнина 2006: 60].
а)
христианские
Бог
(2) – в развитых религиозно-мифологических традициях боги
наделяются прежде всего миросозидающими и мироустроительными функциями. В
язычестве Бог представляет собой не столько персонификацию, в структуре которой
личностное начало отходит на второй план по сравнению с образом той или иной
стихии или – позднее – соответствующей хозяйственной, либо социальной функции. В
теизме акцентируется личностный статус Бога, Он наделяется атрибутами вечности,
совершенства, независимости., неизменности, всеведения, благости, святости,
беспредельного могущества, правосудия [Рогалевич 2004: 25].
Чёрт,
дьявол (2) – в славянской мифологии злой дух. Образ чёрта
дохристианского происхождения, но христианские представления о дьяволе оказали
решающее воздействие на его облик. Олицетворение зла, смерти и разрушения;
образ пагубности времени, разрушающего земные творения, и материи, постоянно
порождающий себе подобных. Выступает как извечный противник Бога в качестве
воплощающего благо. В целом дьявол есть олицетворение тёмного начала в мире и в
самом человеке. Дьявол является в двух ипостасях – как соблазнитель и как
преследователь [Рогалевич 2004: 105-106].
1.3.
Мифонимы
б)
языческие
Домовой
(1) – в восточнославянской мифологии демонологический персонаж,
дух дома. Представлялся в виде человека, часто на одно лицо с хозяином дома,
или как небольшой старик с лицом, заросшим белыми волосами, и т.п. Тесно связан
с представлениями о благодетельных предках, благополучием в доме: от его
отношения, доброжелательного или враждебного, зависело здоровье скота. Это
покровитель строения и живущих в нём людей. По представлениям древних славян
домовой возникал из души жертвенного животного, положенного при строительстве
дома. По нраву домовой – идеальный домохозяин, иногда ворчливый, но всё же
заботливый и добрый [Лак 1995: 169].
Лель
(2) – славянское весеннее божество. Бог страсти и любви. Он сын
богини красоты Лады. Изображался он в виде златовласого, как и мать, крылатого
младенца [Грушко 1996: 236].
Леший
(2) – славянское божество леса. Внешность Лешего переменчива.
Считалось, что можно встретить лешего в лесу в любое время года, кроме зимы
[Семёнова 2000: 57-61].
В
текстах песне группы «Калинов Мост» символы встречаются довольно часто, однако
употребление того или иного символа не является постоянным. Наиболее часто
встречаются общекультурные символы, значения которых зафиксированы в словарях.
Кроме того лексемы данных символов, обладают большей семантической
валентностью. Но помимо общеизвестных символов встречаются символы, не
зафиксированные в словарях: Кроха, Плечо, Веко, Узор, Берлога, Когти, Снег, Овраг,
Берег. В исследуемых текстах они не столь широко распространены. Отсутствие
какой-либо трактовки их значения в словарях можно объяснить субъективной
авторской аппеляцией, которая привносит в текст индивидуальное начало.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|