§1.
Символ в филологии, философии, культурологии. Соотношение символа с
художественными приёмами
Символ
(от греческого συμβολον
– знак, предзнаменование) – то, что служит условным знаком какого-либо понятия,
явления, идеи [Ожегов 2002: 717]. Понятию символ не так уж легко найти точное
определение. Этот вопрос не имеет однозначного решения.
Символом
называют термин, название или даже образ, обладающий помимо своего
общеупотребительного ещё и особым дополнительным значением, несущим нечто
неопределённое, неизвестное.
Символическим
является такое слово или образ, значение которого выходит за рамки конкретного,
непосредственного, назывного и не поддаётся точному определению или объяснению.
Когда разум пытается объять некий символ, то неизбежно приходит к идеям,
лежащим за пределами логики.
Явлений
вне человеческого понимания в мире огромное количество. Мы постоянно прибегаем
к символам для обозначения понятий, определений, точное понимание которых нам
не подвластно. Именно поэтому все религии используют язык символов как
словесного, так и зрительного, и акустического, осязательного уровней.
Символ
заключает в себе большее, чем его очевидное и сразу приходящее на ум значение.
Кроме того, символ – это естественный и спонтанно возникающий продукт.
Символы
разнообразны по форме. Где бы мы их не встретили – в истории или в снах
современных людей, проходящих через переломную стадию жизни, – всюду ощутимо их
значение. Символ олицетворяет особую природу интуиции, действующей через
«медиума», то есть человека, который способен, входя в состояние, близкое к
трансу, получать знание об отдалённых событиях или фактах, о которых его
сознанию ничего не известно [Юнг 1997: 149].
Символ
в основе своей связан с метафорическим началом. Размытость смысловой
предметности слов приводит к тому, что по своему общему значению метафора
служит наиболее адекватным средством наглядной передачи образов, имеющихся в
сознании, или художественного чувства [Ольховиков 1984: 83]. Как известно, мир
познаётся через метафору. Чтобы осознать новое понятие, человеческому разуму
необходимо найти некую точку опоры из материала, известного ему. Так создаются
различные сравнения, метафоры. Символ – это тоже некий метафорический способ
познания другого объекта или явления.
«Сущность
языка – пишет известный английский философ Б. Рассел, – состоит не в
употреблении какого-либо способа коммуникации, но в использовании фиксированных
ассоциаций… то есть в том, что нечто ощутимое – произнесённое слово, картинка,
жест или что угодно – могли бы вызвать «представление» о чём-то другом. Когда
это происходит, то ощутимое может быть названо «знаком» или «символом», а то, о
чём появляется представление, – «значением». О том же рассуждает В.А.
Звегинцев, называющий язык, во-первых, средством мыслительного расчленения
окружающего нас мира на дискретные понятия и, во-вторых, орудием классификации
этих понятий [Цит. по: Панов 1983: 67].
Если
вспомнить, что наука о знаках и их значениях носит название семиотики, то эту
мысль вслед за Э. Бенвенистом удастся сформулировать ещё более лаконично. Можно
сказать, что естественный язык человека осуществляет семиотическое
моделирование и тем самым служит универсальной семиотической матрицей, на
которой можно вторично построить практически неограниченное число самых
разнообразных знакомых или информационных систем [Панов 1983: 88].
Всякий
символ вещи есть прежде всего её отражение. Но отражение уже в сознании и
мышлении, а не просто в самой же физической или физиологической
действительности. Смысл вещи есть нечто более общее, чем её символ; и чтобы
стать символом, он должен быть ещё определённым образом разработан и
организован.
Если
в символе нет обобщения, создающего бесконечную смысловую перспективу, тогда не
стоит говорить специально о символе. Чтобы быть символом, предмет должен
указывать на нечто другое, что не есть он сам, и даже быть для этих других
вещёй законом их построения.
Выражение
вещи всегда есть так или иначе её знак, а без момента знаковости решительно
невозможно добиться существенного определения символа.
Знак
вещи или события есть их смысл, но не просто смысл, а такой, который
осуществлён, воплощён или дан на каком-нибудь субстрате, не на том, который
является субстратом осмысляемых вещей или событий, на том, который он
символизирует. Но самое интересное здесь то, что смысл, перенесённый с одного
предмета на другой, настолько глубоко и всесторонне сливается с этим вторым
предметом, что их уже становится невозможно отделять один от другого. Символ в
этом смысле есть полное взаимопроникновение идейной образности вещи и самой
вещи.
В
символе означающее и означаемое обязательно смыкаются в одной точке, как бы они
различны ни были сами по себе. По своему субстрату они – разные, а по своему
смыслу – одно и то же.
Символ
есть та обобщённая смысловая мощь предмета, которая, разлагаясь в бесконечный
ряд, осмысливает собою и всю бесконечность частных предметов, смыслом которых
она является.
Символ
вещи есть её отражение, однако не пассивное, не мёртвое, а такое, которое несёт
в себе силу и мощь самой же действительности, поскольку однажды полученное
отражение перерабатывается в сознании, анализируется в мысли, очищается от
всего случайного и несущественного и доходит до отражения уже не просто
чувственной поверхности вещей, но их внутренней закономерности. В том смысле и
надо понимать, что символ вещи порождает вещь.
Символ
есть разновидность знака, но также и знак в некотором отношении тоже является
символом. Символ есть развёрнутый знак, но знак тоже является неразвёрнутым
символом, его зародышем. Различие между знаком и символом определяется степенью
значимости обозначаемого и символизируемого предмета. Подобное соотношение
символа и знака или символов разных уровней проявляется в примере, приведённом
С.С. Аверинцевым. Образ Беатриче символизирует женственность. Но не только
фигура Беатриче является символом, но и воплощённое ею понятие женственности
также является символом, но «более сложным, более элитарным». Символ не просто
обозначает бесконечное количество индивидуальностей, но он есть также и закон
их возникновения [Аверинцев 1996: 279].
Символ
диалектичен, и, стало быть, взаимосвязь его компонентов не механична, а
органична. Понятие символа, поэтому имеет сложные отношения с другими
понятиями, а также с художественными тропами.
Символ
и эмблема. Эмблема есть точно фиксированный,
конвенциональный, но, несмотря на свою условность, вполне общепризнанный знак
как самого широкого, так и самого узкого значения.
Символ
не имеет никакого условного, точно зафиксированного и конвенционального
значения. И поэтому, хотя всякая эмблема есть символ, но отнюдь не всякий
символ есть эмблема. Понятие символа гораздо шире понятия эмблемы.
Символ
вещи настолько никак не связан с самой вещью, что в нём даже ничего о ней не
говорится или говорится частично.
Символ
и аллегория. Их точка соприкосновения, это тождество – не
полное, примерное, иллюстративное, не всерьёз, а только ради намерения
разъяснить читателю какую-нибудь отвлечённую идею, которая так и останется
отвлечённой идеей.
Символ
не есть аллегория, поскольку в аллегории отвлечённая идея, её предмет не имеет
ничего общего или имеет очень мало общего с обратной стороной изображаемого
предмета, так что идейно-образная сторона вещи гораздо содержательнее,
художественнее, чем эта отвлечённая идея, и может рассматриваться совершенно
отдельно от той идеи, к иллюстрации которой она привлечена. В аллегории нет
самостоятельного значения, способного функционировать вне контекста.
Символ
и олицетворение (персонификация). В олицетворении обозначается
богатый предмет, но даётся весьма скудное его изображение. В олицетворении же
художественная сторона вовсе не имеет самостоятельного значения. Принципом этой
схематически олицетворённой художественности является только сама же
схематически олицетворённая общность.
Символ
и сравнение. Символ всегда является сравнением, подобием; в
основе его лежит закон аналогии. Сравнение же символично тогда, когда между
членами его наличествует не только общность типологического порядка, но и
единство генетического истока. В противном случае, сравнение может быть чем
угодно, аллегорией, например, но не символом. Подлинная природа символа в том,
что в нём присутствует решительная невозможность каких-либо его объяснений; он
сам объясняет себя простым фактом своей явленности и не терпит никаких
комментариев [Свасьян 2000: 108-109].
Сравнение
выражается в народной поэзии или так, что символ вполне соответствует своему
предмету, или так, что между тем и другим полагается некоторое различие. В
полном сравнении символ является то приложением (конь-сокол), то
обстоятельством в творительном падеже (зегзицею кычеть), то развитым
предложением. В последнем случае сравниваемое может подразумеваться или быть
развито до такой степени как и символ.
Символ
как приложение сливается с обозначаемым в одно целое, а творительный падеж
напоминает превращения: то и другое может быть отнесено к тому времени, когда
человек не отделял себя от внешней природы.
Символ
и метафора. И в символе, и в метафоре идея вещи и образ
вещи пронизывают друг друга, и в этом их безусловное сходство. Но в метафоре
предмет как бы вполне растворён в самой этой образности и не является чем-то
таким, для чего метафора была бы символом.
Символ
указывает на какой-то неизвестный нам предмет, хотя и даёт нам в то же время
всяческие возможности сделать необходимые выводы, чтобы этот предмет стал
известным. Метафора же не указывает ни на какой посторонний себе предмет. Она
уже сама по себе является предметом самодовлеющим и достаточно глубоким, чтобы
его долго рассматривать и в него долго вдумываться, не переходя ни к каким
другим предметам.
Если
символ не есть метафора, то он не есть также и метонимия и синекдоха, и вообще
он не есть троп [Свасьян 2000: 83].
Символ
и художественный образ. То, чего нет в символе и что выступает на
первый план в художественном образе, это – автономно-созерцательная ценность.
Художественное произведение можно бесконечно долго созерцать и им любоваться,
забывая обо всём прочем.
Чистый
художественный образ, взятый в отрыве от всего прочего, конструирует самого же
себя и является моделью для самого себя. В нём тоже есть общее (идея) и
единичное (чувственные данности), и это общее тоже порождает из себя конечный
или бесконечный смысловой ряд единичностей.
Подлинная
символика есть уже выход за пределы чисто художественной стороны произведения.
Символ несёт с собой не чисто художественные функции художественного
произведения, но его соотнесённость с другими предметами.
Символ
и миф. Символ необходимо тщательно отличать ещё от одной
конструкции, где идейная образность действительности тоже дана вместе с самой
действительностью. Эта конструкция – миф. Миф отождествляет идейную образность
вещей с вещами как таковыми и отождествляет вполне субстанционально. В мифе мы
находим субстанциональное (или, попросту говоря, буквальное) тождество образа
вещи и самой вещи, в то время как другие структурно-семантические категории
говорят только о том или о другом отражении вещей в их образах.
Всякий
миф является символом уже потому, что он мыслит себе общую идею в виде живого
существа, а живое существо всегда бесконечно по своим возможностям. Но отнюдь
не всякий символ есть миф. Художественные образы в значительной мере
символичны, но мифами они являются сравнительно редко. Всякий миф есть символ,
но не всякий символ есть миф.
К
символической модели часто неприменимы категории времени и пространства. Символ
может переходить из одного текста в другой. Его значение не зависит от времени
написания или чтения текста, поскольку символ обладает устойчивым спектром
значений, способным, однако, пополняться.
Миф
наиболее легко поддаётся символической обработке. Миф может изображаться с
бесконечно разнообразной интенсивностью своей символики, и символ в конкретных
произведениях науки и искусства может как угодно близко подходить к мифу и даже
сливаться с ним [Лосев 1976: 176].
Символ
един и неделим. Его нельзя разбить на более мелкие части. Он целен, самобытен.
Его можно только пояснить с помощью других символов-слов.
Смысл
символа, строго говоря, нельзя разъяснить, сведя к однозначной логической
формуле, а можно лишь пояснить, соотнеся его с дальнейшими символическими
сцеплениями, которые подведут к большей рациональной ясности, но не достигнут
чистых понятий [Пророков 1987: 46].
Символизм
всегда реалистичен. Символ (в плане репрезентации) не поглощает здесь
реальности. Он именно её отражает. Но отражает так, что в отражении этом не
остаётся места выражению; в лучшем случае оно выполняет роль пассивного и
зеркально точного оформителя отражения [Свасьян 2000: 136].
Мир
познаётся через метафору. Человеку необходим старый, им уже осмысленный
материал, на который он сможет опираться, чтобы познать другие предметы и
явления через их сопоставление.
Необходимо
категорически утверждать, что без использования символических функций сознания
и мышления невозможно вообще никакое осмысленное сознание вещей, как бы оно
примитивно ни было [Пророков 1987: 45].
Символ
диктует особую семантическую нагрузку. Он отсылает нас к реализации
лексемы-символа, способного существовать как вне контекста, так и, наоборот, в
составе других художественных произведений.
Прямое
значение в символе равноправно абстрактному: абстрактная идея закодирована в
конкретном содержании для того, чтобы выразить абстрактное через конкретное, но
и конкретное кодируется абстрактным, чтобы показать его идеальный, отвлечённый
смысл, что ведёт к взаимообогащению значений: солнце есть символ золота, но и
золото есть символ солнца. Символ – это своего рода конгломерат равноценных
значений, и этим он отличается от других тропов [Гендлер 2002: 36].
Символ
– это разворачиваемый факт, взятый в своей целостности и объёмности. Он всегда
диалектичен. Логика его – это логика противоречия, и мыслим он, стало быть, как
конкретный органический синтез изменчивости и постоянства, формы и содержания,
тождественного и различного, одного и многого, подвижности и покоя, конечного и
бесконечного.
Многообразны
формы проявления символа; символическим может быть знак и расположение знака;
одна и та же вещь может не быть символом в какой-то ситуации и быть им в
другой. Очень часто символична именно деталь; кажущаяся незначительной при
поверхностном взгляде, которая, по сути, определяет целое [Свасьян 2000: 96].
Подводя
итоги, можно утверждать, что феномен символа отнюдь не поддаётся однозначной
оценке ни в аспекте человеческой культуры вообще, ни в аспектах отдельных её
областей и функций. Затаённость, скрытость смысла в структуре символических
образов свидетельствуют о его сохранности, но оставляют в неведении относительно
степени его активности. Можно предположить, что смысл для того и существует,
чтобы его доискиваться, раскрывать, разворачивать, а также реконструировать и
воссоздавать, если он разрушен в процессе подобного поиска. Может быть, только
разрушив смысл и создав его вновь, можно в какой-то мере постичь его тайну.
Символ в культурном тексте – не только высокое ценностное воздаяние, но и
познавательная капитуляция [Пророков 1987: 46-47].
Символ
– это чувственно оформленное вечное, связь умозрительного и эмпирического,
запечатление – отображение всеобщего и универсального в конкретном и
определённом. Мир культуры творим символическими функциями, каждая из которых
самобытна, не сводима и не выводима из других, каждая из которых –
характеризуется особым подходом к постижению реальности, у каждого из которых –
свой созидательный принцип [Дмитриева 1994: 96].
Символ
как таковой не имеет предела семантического объяснения. Да и будет ли тогда
символ символом, если он станет однозначно толкуемым явлением? Если это
произойдёт, то символ из своей категории автоматически перейдёт в понятие или в
знак. А понятие не имеет уже той широты и неоднозначности толкования предметов
и явлений в художественном произведении.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|