Требуется
переработка проекта Налогового кодекса с целью сохранения всех существующих
направлений государственной поддержки науки (отмена действующих льгот означает
для науки потери, сопоставимые с объемом средств, выделяемых в бюджете по
статье "фундаментальные исследования и содействие научно-техническому
прогрессу" и составлявших в 1997 г. 9,4 млрд. руб.
Государство
должно осуществлять соответствующий мониторинг и контролировать важнейшие
нормативы. В их числе в первую очередь необходимо выделить следующие:
-
доля общих затрат на науку относительно ВВП должна быть не ниже 1,5% (по нашим
оценкам, это примерно соответствует 4% расходов федерального бюджета, которые
должны выделяться на фундаментальную науку и научно-технический прогресс в
соответствии с законом РФ о науке);
-
соотношение заработной платы занятых в науке и научном обслуживании и в экономике
в целом должно быть не ниже 120-125%;
- долю занятых исследованиями и разработками относительно численности
населения нужно в ближайшие 3-5 лет поддерживать на уровне 0,6-0,65% и в
середине следующего десятилетия - не ниже 0,55-0,60%.
Важнейшая
проблема - определение приоритетов развития науки. Принципы их выбора и
реализации в условиях экономического спада, снижения спроса на результаты НИОКР
и сокращения финансирования должны коренным образом отличаться от тех, которые
используются при стабильном развитии экономики, и исходить из долгосрочных
целей социально-экономического развития страны, оборонительной доктрины и
научно-технической политики.
Управление
сферой НИОКР должно основываться на изменении не абсолютных объемов, а удельных
весов выделяемых финансовых ресурсов в зависимости от степени приоритетности
направлений с тем, чтобы по крайней мере частично сберечь научный потенциал на
неприоритетных направлениях, необходимых для сохранения научной среды в стране
(огромные ее размеры, большая численность населения, значительные масштабы
экономики, высокий уровень научно-технического потенциала России и ее
геополитическое положение требуют проведения научных исследований по широкому
спектру направлений).
Для
стимулирования развития сферы НИОКР в период перехода к новой экономической
системе нужно поддержание максимально возможного спроса на научную продукцию
со стороны государства путем соблюдения законодательно установленного уровня
бюджетных ассигнований на финансирование научных исследований и
экспериментальных разработок гражданского назначения, а также увеличения доли
НИОКР в ассигнованиях, выделяемых на цели обороны (с учетом инфляции). Только
при этом условии можно будет перейти к решению проблем реформирования науки,
совершенствования системы ее финансирования. Кроме того, при разработке
предложений по реформированию науки следует учитывать, что малый бизнес
является лишь дополнительным источником спроса на научные достижения. Основная
составляющая спроса зависит от крупных предприятий, главным образом наукоемкого
сектора экономики, который обеспечивает, по оценке автора, около 75% совокупного
спроса на достижения науки.
В
переходный период будут необходимы еще в течение по крайней мере 5-7 лет немалые
государственные ассигнования в отраслевую науку при сохранении государственной
поддержки фундаментальных исследований, поскольку перевод отраслевой науки на
самофинансирование при практически полном сокращении бюджетных ассигнований
ведет к разрушению большинства отраслевых научно-исследовательских организаций.
Анализ
показывает, что реализация предложений о многозвенном финансировании науки не
только за счет государственного бюджета, но и из других источников, включая
внебюджетные фонды, при крайне низком общем уровне государственного финансирования
российской науки, скорее всего, приведет к снижению управляемости сферой
НИОКР, распылению средств и ухудшению контроля за их расходованием.
Разработка
и реализация новых путей и методов стимулирования развития научного потенциала
могут осуществляться в рамках лишь тех немногочисленных направлений и научно-исследовательских
организаций, где спад прекратился или наблюдается некоторое расширение
научно-технической деятельности за счет возникновения внутреннего либо
внешнего спроса на отдельные научные разработки. Там же, где спад
продолжается, основной целью всех управленческих мероприятий должно быть не
реформирование, а максимально возможное сохранение научного потенциала и
обеспечение преемственности научных знаний.
Требуются
специальные законодательные акты, предусматривающие дополнительные
ассигнования на науку в наукоемких городах и регионах за счет местных
бюджетов. Помимо бюджетных ассигнований и субсидий, должны использоваться и
такие меры, как полное освобождение от налогообложения части прибыли организаций-заказчиков
в размере выделяемой ими суммы для проведения НИОКР научными организациями,
освобождение их от оплаты НДС на научную продукцию, значительное снижение
тарифов на электроэнергию и тепло и др. На наш взгляд, следует разработать
механизм целевого (на развитие сферы НИОКР) налогообложения финансово-кредитных
организаций и предприятий сферы услуг, а также льготного с предоставлением
гарантий со стороны государства кредитования коммерческими банками
научно-исследовательских организаций и предприятий промышленности, осваивающих
новые технологии и образцы техники. Правительство должно способствовать
максимальному участию российских ученых и специалистов в проектах развития и
реконструкции производства, осуществляемых за счет средств иностранных
инвесторов.
Необходимо
совершенствовать государственную систему статистической отчетности в сфере
НИОКР (в первую очередь проводить обследования сети научных организаций,
регулярно анализировать половозрастную структуру занятых в науке и научном
обслуживании, оценивать численность научных кадров с учетом полного времени
работы по научной тематике и др.), обеспечивать ученых, специалистов,
аспирантов и студентов современной научной литературой, учебниками и
периодическими изданиями как отечественными, так и зарубежными, осуществлять
техническое переоснащение ведущих научных библиотек в Москве и других крупных
городах страны, объединяя их в единую сеть научной и научно-технической
информации с использованием новейших информационных технологий, включая
всемирную информационную сеть Интернет [3, 4, 5, 6, 7, 8].
3.
РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ ИНВЕСТИЦИЙ В ИННОВАЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ГОРОДА
3.1.
Механизм разработки комплексных муниципальных
программ
привлечения инвестиций в деятельность города
Разработку
комплексных и муниципальных программ осуществляют специальные комитеты и
комиссии местных органов власти, организации и учреждения академической,
вузовской и отраслевой науки.
Главные
направления создания механизма управления программами муниципального уровня:
-
классификатор комплексных технологий;
-
конкурсный механизм отбора, экспертизу
предложений по созданию
перспективных
технологий;
-
порядок образования и расходования целевых
(бюджетных) фондов
для
финансирования инновационных программ;
-
автоматизированную информационную технологию
согласованного
формирования
целей, состава работ, технического уровня, стоимости, длительности и т.д.;
-
систему управления реализацией каждой программой
с акцентом на
контроль
технического уровня, стоимости, длительности, ожидаемой надежности.
Планирование
инновационного процесса должно коснуться формирования приоритетных направлений
научно – технического прогресса, создания и распространение целостных
комплексов технически сопряженных производств, развитие которых приводит к
крупномасштабному перераспределению ресурсов из устаревших производств в новые,
обеспечивает многократное повышение производительности труда, качественно новый
уровень ресурсосбережения и экологическую безопасность. Они базируются на
развитии областей науки и техники, способных изменить технологический уклад,
обеспечить коренные прогрессивные сдвиги в структуре производительных сил
страны для достижения целей общего благосостояния.
3.2.
Изменение системы управления
Плановые
решения проблем инвестиции в инновационную деятельность города должны быть
направлены в будущее, т. е. в тот период времени, когда условия могут отличаться
от существующих в момент принятия решения. Чтобы цели были достигнуты, они
должны быть реалистичными в экономической обстановке, которая сложится в будущем.
Прогноз определяется как вероятное суждение о состоянии какого – либо объекта
или явления в будущем. Поэтому необходимы прогнозы, включающие период до планового
горизонта для каждого фактора, подтвержденного изменениям, который может
оказать влияние на выполнение плана. Во внимание принимаются экономические,
научно – технические и политические факторы.
Область прогнозирования включает:
-
прогнозы мирового уровня развития науки и
техники;
-
прогноз потребностей;
-
прогнозы возможного уровня расхода ресурсов и
оценок ресурсов;
-
прогноз рисков;
-
прогнозы возможного времени, свершения событий,
мероприятий;
-
прогнозы последствий (экономических,
экологических, социальных)
от
инноваций.
Процесс
организации технологической цепочки внедрения соответствующего проекта
составляет неотъемлемую честь цикла управления, он заключается в следующем:
-
согласование организационной схемы;
-
согласование плана эффективности;
-
поиск инвестора;
-
подготовка и согласование нормативных
документов;
-
определение форм оповещения, взаимодействия,
воздействия;
-
утверждение даты начала функционирования
технологической цепочки;
получение
денежных средств и начало функционирования.
При
разработке инвестиционного проекта производится оценка рисков инвестирования.
Под риском понимается возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех
или иных явлений природы и видов деятельности человеческого общества.
Как
экономическая категория риск представляет собой событие, которое может произойти
или не произойти. В случае совершения такого события возможны три экономических
результата: отрицательный (проигрыш, ущерб, убыток), нулевой, положительный
(выигрыш, выгода, прибыль).
Риском
можно управлять, т.е. использовать различные меры, позволяющие в определенной
степени прогнозировать наступление рискового события и принимать меры к снижению
степени риска.
Эффективность
организации управления риском во многом определяется классификацией риска –
это распределение риска на конкретные группы по определенным признакам для
достижения поставленных целей.
Научно
обоснованная классификация риска позволяет четко определить место каждого
риска в их общей системе. Она создает возможности для эффективного применения
соответствующих методов и приемов управления риском. Каждому риску
соответствует своя система приемов управления риском.
В
зависимости от возможного результата (рискового события) риски можно разделить
на две большие группы: чистые и спекулятивные.
Чистые риски означают возможность получения
отрицательного или нулевого результата. К этим рискам относятся:
природно-естественные, экологические, политические, транспортные и часть
коммерческих рисков (имущественные, производственные, торговые).
К природно-естественным рискам
относятся риски, связанные с проявлениями стихийных сил природы: землетрясение,
наводнение, буря, пожар, эпидемия и т. п.
Экологические риски - это
риски, связанные с загрязнением окружающей среды.
Политические риски связаны с политической
ситуацией в стране и деятельностью государства. Политические риски возникают
при нарушении условий производственно-торгового процесса по причинам,
непосредственно не зависящим от хозяйствующего субъекта. К политическим рискам
относятся:
-
невозможность осуществления хозяйственной деятельности вследствие военных
действий, революции, обострения внутриполитической ситуации в стране, национализации,
конфискации товаров и предприятий, введения эмбарго, из-за отказа нового правительства
выполнять принятые предшественниками обязательства и т. п.;
-
введение отсрочки (моратория) на внешние платежи
на определенный
срок
ввиду наступления чрезвычайных обстоятельств (забастовка,
война и
т. п.);
-
неблагоприятное изменение налогового законодательства;
-
запрет или ограничение конверсии национальной валюты в валюту платежа. В этом
случае обязательство перед экспертами может быть выполнено в национальной
валюте, имеющей ограниченную сферу применения.
Транспортные риски - это
риски, связанные с перевозками грузов транспортом: автомобильным, морским,
речным, железнодорожным, самолетами и др.
Коммерческие риски представляют собой
опасность потерь в процессе финансово-хозяйственной деятельности. Они означают
неопределенность результатов от данной коммерческой сделки. По структурному
признаку коммерческие риски делятся на имущественные, производственные,
торговые, финансовые.
Имущественные риски - это
риски, связанные с вероятностью потерь имущества предпринимателя по причине
кражи, диверсии, халатности, перенапряжения технической и технологической
систем и т. п.
Производственные риски - риски,
связанные с убытком от остановки производства вследствие воздействия различных
факторов и прежде всего с гибелью или повреждением основных и оборотных фондов
(оборудование, сырье, транспорт и т.п.), а также риски, связанные с внедрением
в производство новой техники и технологии.
Торговые риски представляют собой
риски, связанные с убытком по причине задержки платежей, отказа от платежа в
период транспортировки товара, непоставки товара и т.п.
Спекулятивные риски
выражаются в возможности получения как положительного, так и отрицательного
результата. К этим рискам относятся финансовые риски, являющиеся частью
коммерческих рисков.
Финансовые риски связаны с вероятностью
потерь финансовых ресурсов (т.е. денежных средств).
Финансовые
риски подразделяются на два вида: риски, связанные с покупательной способностью
денег, и риски, связанные с вложением капитала (инвестиционные риски).
К
рискам, связанным с покупательной способностью денег, относятся инфляционные,
валютные и дефляционные риски, риски ликвидности.
Инфляция
означает обесценение денег и, естественно, рост цен. Дефляция - это процесс,
обратный инфляции, выражается в снижении цен и соответственно в увеличении покупательной
способности денег.
Инфляционный риск - это
риск того, что при росте инфляции получаемые денежные доходы обесцениваются с
точки зрения реальной способности быстрее, чем растут. В таких условиях
предприниматель несет реальные потери.
Дефляционный риск - это
риск того, что при росте дефляции происходит падение уровня цен, ухудшение
экономических условий предпринимательства и снижение доходов.
Валютные риски представляют собой
опасность валютных потерь, связанных с изменением курса одной иностранной валюты
по отношению к другой при проведении внешнеэкономических, кредитных и других
валютных операций.
Риски ликвидности - это
риски, связанные с возможностью потерь при реализации ценных бумаг или других
товаров из-за изменения оценки их качества и потребительной стоимости.
Инвестиционные риски
включают в себя следующие подвиды рисков: риск упущенной выгоды, риск снижения
доходности, риск финансовых потерь.
Риск упущенной выгоды - это
риск наступления косвенного побочного финансового ущерба (неполученная прибыль)
в результате неосуществления какого-либо мероприятия (например, страхования,
хеджирования, инвестирования и др.)
Риск снижения доходности может
возникнуть в результате уменьшения размера процентов и дивидендов по портфельным
инвестициям, вкладам и кредитам.
Портфельные
инвестиции связаны с формированием инвестиционного портфеля и представляют
собой приобретение ценных бумаг и других активов. Термин
"портфельный" происходит от итальянского "portofoglio"
и означает совокупность ценных бумаг, которые имеются у инвестора.
Риск
снижения доходности включает следующие разновидности: процентные риски
и кредитные риски.
К процентным рискам
относится опасность потерь коммерческими банками, кредитными учреждениями,
инвестиционными институтами, в результате повышения процентных ставок,
выплачиваемых ими по привлеченным средствам, над ставками по предоставленным
кредитам.
К
процентным рискам относятся также риски потерь, которые могут понести инвесторы
в связи с изменением дивидендов по акциям, процентных ставок на рынке по облигациям,
сертификатам и другим ценным бумагам.
Рост рыночной ставки процента ведет к
понижению курсовой стоимости ценных бумаг, особенно облигаций с фиксированным
процентом. При повышении процента может начаться также массовый сброс ценных
бумаг, эмитированных под более низкие фиксированные проценты и по условиям
выпуска, досрочно принимаемых обратно эмитентом. Процентный риск несет
инвестор, вложивший средства в среднесрочные ценные бумаги с фиксированным
процентом при текущем повышении среднерыночного процента в сравнении с
фиксированным уровнем. Иными словами, инвестор мог бы получить прирост доходов
за счет повышения процента, но не может высвободить свои средства, вложенные на
указанных выше условиях.
Процентный
риск несет эмитент, выпускающий в обращение среднесрочные и долгосрочные
ценные бумаги с фиксированным процентом при текущем понижении среднерыночного
процента в сравнении с фиксированным уровнем. Иначе говоря, эмитент мог бы
привлекать средства с рынка под более низкий процент.
Этот
вид риска при быстром росте процентных ставок в условиях инфляции имеет
значение и для краткосрочных ценных бумаг.
Термин
"селинг" происходит от англ. selling -
продажа. В отечественной печати употребляют неправильный термин
"селинг".
Кредитный риск - опасность неуплаты
заемщиком основного долга и процентов, причитающихся кредитору. К кредитному
риску относится также риск такого события, при котором эмитент, выпустивший
долговые ценные бумаги, окажется не в состоянии выплачивать проценты по ним
или основную сумму долга.
Кредитный риск может бить также разновидностью рисков прямых
финансовых потерь.
Риски прямых финансовых потерь
включают следующие разновидности: биржевой риск, селективный риск, риск
банкротства, а также кредитный риск:
-
биржевые риски
представляют собой опасность потерь от биржевых
сделок.
К этим рискам относятся риск неплатежа по коммерческим сделкам, риск неплатежа
комиссионного вознаграждения брокерской фирмы и т.п.;
- селективные риски (лат. selektio
- выбор, отбор) - это риск неправильного выбора видов вложения капитала, вида
ценных бумаг для инвестирования в сравнении с другими видами ценных бумаг при
формировании инвестиционного портфеля.
Риск банкротства представляет собой
опасность в результате неправильного выбора вложения капитала, полной потери
предпринимателем собственного капитала и неспособности его рассчитываться по
взятым на себя обязательствам.
3.3. Социально-экономическая эффективность предложенных
мероприятий
Оценка
эффективности инвестиций представляет собой наиболее ответственный этап в
процессе принятия инвестиционных решений. От того, насколько объективно и
всесторонне проведена эта оценка, зависят сроки возврата вложенного капитала
и темпы развития предприятий и отраслей. Эта объективность и всесторонность
оценки эффективности инвестиционных проектов в значительной мере определяется
использованием современных методов проведения такой оценки.
В
заключение сформулируем ряд предложений по повышению инвестиционной привлекательности
регионов России. К ним могут быть отнесены:
-
поддержка отечественных производителей товаров и услуг и цивилизованное вытеснение
импорта, оживление деловой активности;
-
принятие государственной программы дифференцированной поддержки малого и
среднего предпринимательства в производственной сфере с выделением целевых
кредитных ресурсов, установлением льготных условий налогообложения;
-
пересмотр системы приоритетов инвестиционной деятельности;
-концентрация
на банковских счетах и целевое использование амортизационных отчислений с
эффективной системой санкций за нарушение режима их использования;
-
разработка программы государственных гарантий инвестиций в основной капитал,
особенно в наукоемкие отрасли;
-
залоговое изъятие банками и государственными органами ценных бумаг предприятий
в обеспечение не возвращенных в срок кредитов и организация оборота этих бумаг;
-
государственные гарантии целевых инвестиционных вкладов населения в банках или
инвестиционных фондах для модернизации приоритетных производственных и инновационных
предприятий;
-
введение дифференцированного налогообложения финансовых инвестиций (льготное -
для прямых и повышенное - для портфельных);
-
совершенствование механизма льготного налогообложения прибыли, включая сопоставление
фактически полученных в ходе реализации инвестиционных программ и проектов
результатов с ранее предусмотренными. Если достигнутые показатели ниже планировавшихся,
то размеры налоговых льгот должны уменьшаться;
-
установление таможенных льгот для инвесторов [9,
10, 12, 13, 14, 15].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие
рыночных отношений, приватизация государственной и муниципальной
собственности, разрушение командно-плановой экономики, сокращение объемов производства,
рост числа неплатежеспособных предприятий и организаций изменили механизм
управления научно-техническим прогрессом, повлияли на темпы и характер
научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских
работ, на разработку и внедрение нововведений (инноваций), как основы
экономического роста, повышения конкурентоспособности организаций и экономики
в целом.
В
работе проводится анализ факторов, влияющих на инвестирование инновационных
работ в масштабе города, проведена оценка инвестиционного климата региона,
исследована проблема рисков, связанных с инвестированием.
Показано
значение развитие инновационного предпринимательства, дается характеристика
важнейших организационных форм инновационного предпринимательства.
При
этом особое внимание уделено раскрытию роли малых форм предприятий в научно-технической
сфере, так как они занимают доминирующее положение по общему числу организаций,
осуществляющих инновационную деятельность.
Значительный
место в проекте занимают такие важные проблемы развития инновационного предпринимательства,
как формирование его правовой среды, создание необходимой инфраструктуры, роли
федеральных фондов как субъектов поддержки предпринимательства, инвестирования
инновационных проектов субъектов малого предпринимательства. Также
анализируется зарубежный опыт поддержки предпринимательства.
В
проекте затрагиваются проблемы сокращения численности научных кадров и основные
направления сохранения и развития российской науки.
Можно
сделать вывод, что проблема привлечения инвестиций в инновационные проекты
муниципальных образований на сегодняшний день в условиях экономического кризиса
очень актуальна и от ее успешного решения зависит поднятия уровня экономики в
разных сферах деятельности. При решении данной проблемы необходимо учитывая разработанные
в проекте предложения, а также зарубежный опыт, отбирать по конкурсу инвестиционно-инновационные
проекты и отдавать предпочтение проектам связанным с научно-техническим
перевооружением ведущих отраслей народного хозяйства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гражданский кодекс РФ. М.: ИНФРА-М, 1996.
2. «Патентный Закон
Российской Федерации» от 23 сентября 1992г. №3518-1.
3. Федеральный
закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской
Федерации» от 18 июня 1995 г. № 88-ФЗ.
4. Федеральной
закон РФ «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа
1996 № 127-ФЗ.
5. Указ Президента «О
Неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциала Российской
Федерации» от 27 апреля 1992 г. № 426.
6. Постановление
Правительства "О Фонде содействия развитию малых форм предприятий в
научно-технической сфере» от 3 февраля 1994 № 65 - в ред. Постановления Правительства
от 12декабря 1995 г. № 1213.
7. Постановление
Правительства РФ «О порядке образования и использования отраслевых и
межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ» от 12 апреля 1994 г. №315- в ред. Постановления
Правительства РФ от 27 июля 1996г. № 898
8.
Варшавский А. Социально
– экономические проблемы Российский науки: долгосрочные аспекты развития //
Вопросы экономики № 12 1999, с. 67
9. Дракер П.Ф.
Инновации и предпринимательство. М., 1992.
10. Исследования
инновационного амплуа городов / Гусаров М.А., 1995.
11. Кожевников Р., Дедова
И. Государственная инновационная политика и ее финансовое обеспечение //
Вопросы экономики № 12 1998 г. с. 87
12. Лапуста М.Г, Шаршукова
Л.Г. Риски в предпринимательской деятельности. М.: ИНФРА - М., 1996.
13. Медынский В.Г.,
Шаршукова Л.Г. Инновационное предпринимательство: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-
М., 1997. - 240 с.
14. Руднев А.В.
Инновационный менеджмент. – М.: ГАУ, 1998.
15.
Фоломьев А., Ревазов В.
Инвестиционный климат регионов России // Вопросы экономики. –№ 9. – 1999, с.
57.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|