Меню
Поиск



рефераты скачать Система финансирования инноваций

Требуется переработка проекта Налогового кодекса с целью со­хранения всех существующих направлений государственной поддер­жки науки (отмена действующих льгот означает для науки потери, сопоставимые с объемом средств, выделяемых в бюджете по статье "фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу" и составлявших в 1997 г. 9,4 млрд. руб.

Государство должно осуществлять соответствующий мониторинг и контролировать важнейшие нормативы. В их числе в первую оче­редь необходимо выделить следующие:

- доля общих затрат на науку относительно ВВП должна быть не ниже 1,5% (по нашим оценкам, это примерно соответствует 4% расходов федерального бюджета, которые должны выделяться на фундаментальную науку и научно-технический прогресс в соответ­ствии с законом РФ о науке);

- соотношение заработной платы занятых в науке и научном об­служивании и в экономике в целом должно быть не ниже 120-125%;

         - долю занятых исследованиями и разработками относитель­но численности населения нужно в ближайшие 3-5 лет поддержи­вать на уровне 0,6-0,65%  и в середине следующего десятилетия - не ниже 0,55-0,60%.

Важнейшая проблема - определение приоритетов развития науки. Принципы их выбора и реализации в условиях экономического спада, снижения спроса на результаты НИОКР и сокращения финансирова­ния должны коренным образом отличаться от тех, которые использу­ются при стабильном развитии экономики, и исходить из долгосроч­ных целей социально-экономического развития страны, оборонитель­ной доктрины и научно-технической политики.

 Управление сферой НИОКР должно основываться на изменении не абсолютных объемов, а удельных весов выделяемых финансовых ресурсов в зависимости от степени приоритетности направлений с тем, чтобы по крайней мере частично сберечь научный потенциал на неприоритетных направлени­ях, необходимых для сохранения научной среды в стране (огромные ее размеры, большая численность населения, значительные масштабы экономики, высокий уровень научно-технического потенциала России и ее геополитическое положение требуют проведения научных иссле­дований по широкому спектру направлений).

Для стимулирования развития сферы НИОКР в период пере­хода к новой экономической системе нужно поддержание максималь­но возможного спроса на научную продукцию со стороны государ­ства путем соблюдения законодательно установленного уровня бюд­жетных ассигнований на финансирование научных исследований и экспериментальных разработок гражданского назначения, а также увеличения доли НИОКР в ассигнованиях, выделяемых на цели обороны (с учетом инфляции). Только при этом условии можно будет перейти к решению проблем реформирования науки, совер­шенствования системы ее финансирования. Кроме того, при разра­ботке предложений по реформированию науки следует учитывать, что малый бизнес является лишь дополнительным источником спроса на научные достижения. Основная составляющая спроса зависит от крупных предприятий, главным образом наукоемкого сектора эко­номики, который обеспечивает, по оценке автора, около 75% совокуп­ного спроса на достижения науки.

В переходный период будут необходимы еще в течение по край­ней мере 5-7 лет немалые государственные ассигнования в отрасле­вую науку при сохранении государственной поддержки фундамен­тальных исследований, поскольку перевод отраслевой науки на само­финансирование при практически полном сокращении бюджетных ассигнований ведет к разрушению большинства отраслевых научно-исследовательских организаций.

Анализ показывает, что реализация предложений о многозвенном финансировании науки не только за счет государственного бюджета, но и из других источников, включая внебюджетные фонды, при крайне низком общем уровне государствен­ного финансирования российской науки, скорее всего, приведет к сни­жению управляемости сферой НИОКР, распылению средств и ухуд­шению контроля за их расходованием.

Разработка и реализация новых путей и методов стимулирова­ния развития научного потенциала могут осуществляться в рамках лишь тех немногочисленных направлений и научно-исследователь­ских организаций, где спад прекратился или наблюдается некоторое расширение научно-технической деятельности за счет возникнове­ния внутреннего либо внешнего спроса на отдельные научные разра­ботки. Там же, где спад продолжается, основной целью всех управ­ленческих мероприятий должно быть не реформирование, а макси­мально возможное сохранение научного потенциала и обеспечение преемственности научных знаний.

Требуются специальные законодательные акты, предусматрива­ющие дополнительные ассигнования на науку в наукоемких горо­дах и регионах за счет местных бюджетов. Помимо бюджетных ас­сигнований и субсидий, должны использоваться и такие меры, как полное освобождение от налогообложения части прибыли органи­заций-заказчиков в размере выделяемой ими суммы для проведе­ния НИОКР научными организациями, освобождение их от оплаты НДС на научную продукцию, значительное снижение тарифов на элек­троэнергию и тепло и др. На наш взгляд, следует разработать меха­низм целевого (на развитие сферы НИОКР) налогообложения фи­нансово-кредитных организаций и предприятий сферы услуг, а так­же льготного с предоставлением гарантий со стороны государства кредитования коммерческими банками научно-исследовательских организаций и предприятий промышленности, осваивающих новые технологии и образцы техники. Правительство должно способство­вать максимальному участию российских ученых и специалистов в проектах развития и реконструкции производства, осуществляемых за счет средств иностранных инвесторов.

Необходимо совершенствовать государственную систему статисти­ческой отчетности в сфере НИОКР (в первую очередь проводить обследования сети научных организаций, регулярно анализировать половозрастную структуру занятых в науке и научном обслуживании, оценивать численность научных кадров с учетом полного времени работы по научной тематике и др.), обеспечивать ученых, специалистов, аспирантов и студентов современной научной литературой, учебниками и периодическими изданиями как отечественными, так и зарубеж­ными, осуществлять техническое переоснащение ведущих научных биб­лиотек в Москве и других крупных городах страны, объединяя их в единую сеть научной и научно-технической информации с использо­ванием новейших информационных технологий, включая всемирную информационную сеть Интернет [3, 4, 5, 6, 7, 8].

 3. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ ИНВЕСТИЦИЙ В ИННОВАЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОРОДА

 

3.1. Механизм разработки комплексных муниципальных

программ привлечения инвестиций в деятельность города


Разработку комплексных  и  муниципальных программ  осуществляют специальные комитеты и комиссии местных органов власти, организации и учреждения академической, вузовской и отраслевой науки.

Главные направления создания механизма управления программами муниципального  уровня:

-            классификатор комплексных технологий;

-            конкурсный механизм отбора, экспертизу предложений по созданию

перспективных технологий;

-            порядок образования и расходования целевых (бюджетных) фондов

для финансирования инновационных программ;

-            автоматизированную информационную технологию согласованного

формирования целей, состава работ, технического уровня, стоимости, длительности и т.д.;

-            систему управления реализацией каждой программой с акцентом на

контроль технического уровня, стоимости, длительности, ожидаемой надежности.

Планирование инновационного процесса должно коснуться формирования приоритетных направлений научно – технического прогресса, создания и распространение целостных комплексов технически сопряженных производств, развитие которых приводит к крупномасштабному перераспределению ресурсов из устаревших производств в новые, обеспечивает многократное повышение производительности труда, качественно новый уровень ресурсосбережения и экологическую безопасность. Они базируются на развитии областей науки и техники, способных изменить технологический уклад, обеспечить коренные прогрессивные сдвиги в структуре производительных сил страны для достижения целей общего благосостояния.


3.2. Изменение системы управления


Плановые решения проблем инвестиции в инновационную деятельность города должны быть направлены в будущее, т. е.   в тот период времени, когда условия могут отличаться от существующих  в момент принятия решения. Чтобы цели были достигнуты, они должны быть реалистичными в экономической обстановке, которая сложится в будущем. Прогноз определяется как вероятное суждение о состоянии какого – либо объекта или явления в будущем. Поэтому необходимы прогнозы, включающие период до планового горизонта для каждого фактора, подтвержденного изменениям, который может оказать влияние на выполнение плана. Во внимание принимаются экономические, научно – технические и политические факторы.

Область прогнозирования включает:

-            прогнозы мирового уровня развития науки и техники;

-            прогноз потребностей;

-            прогнозы возможного уровня расхода ресурсов и оценок ресурсов;

-            прогноз рисков;

-            прогнозы возможного времени, свершения событий, мероприятий;

-            прогнозы последствий (экономических, экологических, социальных)

от инноваций.

Процесс организации технологической цепочки внедрения соответствующего проекта составляет неотъемлемую честь цикла управления, он заключается в следующем:

-            согласование организационной схемы;

-            согласование плана эффективности;

-            поиск инвестора;

-            подготовка и согласование нормативных документов;

-            определение форм оповещения, взаимодействия, воздействия;

-            утверждение даты начала функционирования технологической цепочки;

получение денежных средств и начало функционирования.

При разработке инвестиционного проекта производится оценка рисков инвестирования. Под риском понимается возможная опасность потерь, вы­текающая из специфики тех или иных явлений природы и ви­дов деятельности человеческого общества.

Как экономическая категория риск представляет собой со­бытие, которое может произойти или не произойти. В случае совершения такого события возможны три экономических ре­зультата: отрицательный (проигрыш, ущерб, убыток), нуле­вой, положительный (выигрыш, выгода, прибыль).

Риском можно управлять, т.е. использовать различные ме­ры, позволяющие в определенной степени прогнозировать на­ступление рискового события и принимать меры к снижению степени риска.

Эффективность организации управления риском во мно­гом определяется классификацией риска – это  распре­деление риска на конкретные группы по определенным признакам для достижения поставленных целей.

Научно обоснованная классификация риска позволяет чет­ко определить место каждого риска в их общей системе. Она создает возможности для эффективного применения соответ­ствующих методов и приемов управления риском. Каждому риску соответствует своя система приемов управления рис­ком.

В зависимости от возможного результата (рискового собы­тия) риски можно разделить на две большие группы: чистые и спекулятивные.

Чистые риски означают возможность получения отрица­тельного или нулевого результата. К этим рискам относятся: природно-естественные, экологические, политические, транс­портные и часть коммерческих рисков (имущественные, про­изводственные, торговые).

К природно-естественным рискам относятся риски, свя­занные с проявлениями стихийных сил природы: землетрясе­ние, наводнение, буря, пожар, эпидемия и т. п.

Экологические риски - это риски, связанные с загрязнением окружающей среды.

Политические риски связаны с политической ситуацией в стране и деятельностью государства. Политические риски возникают при нарушении условий производственно-торгового процесса по причинам, непосредственно не завися­щим от хозяйствующего субъекта. К политическим рискам относятся:

- невозможность осуществления хозяйственной деятельно­сти вследствие военных действий, революции, обострения внутриполитической ситуации в стране, национализации, конфискации товаров и предприятий, введения эмбарго, из-за отказа нового правительства выполнять принятые предшест­венниками обязательства и т. п.;

-         введение отсрочки (моратория) на внешние платежи на определенный

срок ввиду наступления чрезвычайных обстоя­тельств (забастовка,

война и т. п.);

- неблагоприятное изменение налогового законодательства;

- запрет или ограничение конверсии национальной валюты в валюту платежа. В этом случае обязательство перед экспер­тами может быть выполнено в национальной валюте, имею­щей ограниченную сферу применения.

Транспортные риски - это риски, связанные с перевозками грузов транспортом: автомобильным, морским, речным, же­лезнодорожным, самолетами и др.

Коммерческие риски представляют собой опасность потерь в процессе финансово-хозяйственной деятельности. Они озна­чают неопределенность результатов от данной коммерческой сделки. По структурному признаку коммерческие риски де­лятся на имущественные, производственные, торговые, финансовые.

Имущественные риски - это риски, связанные с вероятно­стью потерь имущества предпринимателя по причине кражи, диверсии, халатности, перенапряжения технической и техно­логической систем и т. п.

Производственные риски - риски, связанные с убытком от остановки производства вследствие воздействия различных факторов и прежде всего с гибелью или повреждением основ­ных и оборотных фондов (оборудование, сырье, транспорт и т.п.), а также риски, связанные с внедрением в производство новой техники и технологии.

Торговые риски представляют собой риски, связанные с убытком по причине задержки платежей, отказа от платежа в период транспортировки товара, непоставки товара и т.п.

Спекулятивные риски выражаются в возможности получе­ния как положительного, так и отрицательного результата. К этим рискам относятся финансовые риски, являющиеся ча­стью коммерческих рисков.

Финансовые риски связаны с вероятностью потерь финан­совых ресурсов (т.е. денежных средств).

Финансовые риски подразделяются на два вида: риски, связанные с покупательной способностью денег, и риски, свя­занные с вложением капитала (инвестиционные риски).

К рискам, связанным с покупательной способностью де­нег, относятся инфляционные, валютные и дефляционные риски, риски ликвидности.

Инфляция означает обесценение денег и, естественно, рост цен. Дефляция - это процесс, обратный инфляции, выражается в снижении цен и соответственно в увеличении покупательной способности денег.

Инфляционный риск - это риск того, что при росте инфля­ции получаемые денежные доходы обесцениваются с точки зрения реальной способности быстрее, чем растут. В таких ус­ловиях предприниматель несет реальные потери.

Дефляционный риск - это риск того, что при росте дефля­ции происходит падение уровня цен, ухудшение экономиче­ских условий предпринимательства и снижение доходов.

Валютные риски представляют собой опасность валютных потерь, связанных с изменением курса одной иностранной ва­люты по отношению к другой при проведении внешнеэконо­мических, кредитных и других валютных операций.

Риски ликвидности - это риски, связанные с возможностью потерь при реализации ценных бумаг или других товаров из-за изменения оценки их качества и потребительной стоимости.

Инвестиционные риски включают в себя следующие под­виды рисков: риск упущенной выгоды, риск снижения доход­ности, риск финансовых потерь.

Риск упущенной выгоды - это риск наступления косвенного побочного финансового ущерба (неполученная прибыль) в результате  неосуществления  какого-либо  мероприятия (например, страхования, хеджирования, инвестирования и др.)

Риск снижения доходности может возникнуть в результа­те уменьшения размера процентов и дивидендов по портфель­ным инвестициям, вкладам и кредитам.

Портфельные инвестиции связаны с формированием инве­стиционного портфеля и представляют собой приобретение ценных бумаг и других активов. Термин "портфельный" про­исходит от итальянского "portofoglio" и означает совокуп­ность ценных бумаг, которые имеются у инвестора.

Риск снижения доходности включает следующие разно­видности: процентные риски и кредитные риски.

К процентным рискам относится опасность потерь ком­мерческими банками, кредитными учреждениями, инвестици­онными институтами, в результате повышения процентных ставок, выплачиваемых ими по при­влеченным средствам, над ставками по предоставленным кре­дитам.

К процентным рискам относятся также риски потерь, которые могут понести инвесторы в связи с изменением диви­дендов по акциям, процентных ставок на рынке по облигаци­ям, сертификатам и другим ценным бумагам.

Рост рыночной ставки процента ведет к понижению кур­совой стоимости ценных бумаг, особенно облигаций с фикси­рованным процентом. При повышении процента может на­чаться также массовый сброс ценных бумаг, эмитированных под более низкие фиксированные проценты и по условиям выпуска, досрочно принимаемых обратно эмитентом. Про­центный риск несет инвестор, вложивший средства в средне­срочные ценные бумаги с фиксированным процентом при те­кущем повышении среднерыночного процента в сравнении с фиксированным уровнем. Иными словами, инвестор мог бы получить прирост доходов за счет повышения процента, но не может высвободить свои средства, вложенные на указанных выше условиях.

Процентный риск несет эмитент, выпускающий в обраще­ние среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги с фикси­рованным процентом при текущем понижении среднерыноч­ного процента в сравнении с фиксированным уровнем. Иначе говоря, эмитент мог бы привлекать средства с рынка под бо­лее низкий процент.

Этот вид риска при быстром росте процентных ставок в условиях инфляции имеет значение и для краткосрочных цен­ных бумаг.

Термин "селинг" происходит от англ. selling - продажа. В отечественной печати употребляют неправильный термин "селинг".

Кредитный риск - опасность неуплаты заемщиком основ­ного долга и процентов, причитающихся кредитору. К кре­дитному риску относится также риск такого события, при ко­тором эмитент, выпустивший долговые ценные бумаги, ока­жется не в состоянии выплачивать проценты по ним или ос­новную сумму долга.

Кредитный риск может бить также разновидностью рисков прямых финансовых потерь.

Риски прямых финансовых потерь включают следую­щие разновидности: биржевой риск, селективный риск, риск банкротства, а также кредитный риск:

-            биржевые риски представляют собой опасность потерь от биржевых

сделок. К этим рискам относятся риск неплатежа по коммерческим сделкам, риск неплатежа комиссионного возна­граждения брокерской фирмы и т.п.;

- селективные риски (лат. selektio - выбор, отбор) - это риск неправильного выбора видов вложения капитала, вида ценных бумаг для инвестирования в сравнении с другими видами цен­ных бумаг при формировании инвестиционного портфеля.

Риск банкротства представляет собой опасность в резуль­тате неправильного выбора вложения капитала, полной поте­ри предпринимателем собственного капитала и неспособности его рассчитываться по взятым на себя обязательствам.


3.3. Социально-экономическая эффективность предложенных мероприятий


Оценка эффективности инвестиций представляет собой наиболее ответственный этап в процессе принятия инвестици­онных решений. От того, насколько объективно и всесторонне проведе­на эта оценка, зависят сроки возврата вложенного капи­тала и темпы развития предприятий и отраслей. Эта объектив­ность и всесторонность оценки эффективности инвестицион­ных проектов в значительной мере определяется использова­нием современных методов проведения такой оценки.

В заключение сформулируем ряд предложений по повышению инвестиционной привлекательности регионов России. К ним могут быть отнесены:

- поддержка отечественных производителей товаров и услуг и цивилизованное вытеснение импорта, оживление деловой активности;

- принятие государственной программы дифференцированной поддержки малого и среднего предпринимательства в производствен­ной сфере с выделением целевых кредитных ресурсов, установлением льготных условий налогообложения;

- пересмотр системы приоритетов инвестиционной деятельности;

-концентрация на банковских счетах и целевое использование амортизационных отчислений с эффективной системой санкций за нарушение режима их использования;

- разработка программы государственных гарантий инвестиций в основной капитал, особенно в наукоемкие отрасли;

- залоговое изъятие банками и государственными органами ценных бумаг предприятий в обеспечение не возвращенных в срок кредитов и организация оборота этих бумаг;

- государственные гарантии целевых инвестиционных вкладов населения в банках или инвестиционных фондах для модернизации приоритетных производственных и инновационных предприятий;

- введение дифференцированного налогообложения финансо­вых инвестиций (льготное - для прямых и повышенное - для порт­фельных);

- совершенствование механизма льготного налогообложения прибыли, включая сопоставление фактически полученных в ходе ре­ализации инвестиционных программ и проектов результатов с ранее предусмотренными. Если достигнутые показатели ниже планировав­шихся, то размеры налоговых льгот должны уменьшаться;

- установление таможенных льгот для инвесторов [9, 10, 12, 13, 14, 15].    



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Развитие рыночных отношений, приватизация государст­венной и муниципальной собственности, разрушение команд­но-плановой экономики, сокращение объемов производства, рост числа неплатежеспособных предприятий и организаций изменили механизм управления научно-техническим прогрес­сом, повлияли на темпы и характер научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ, на разработку и внедрение нововведений (инноваций), как основы экономического роста, повышения конкурентоспособ­ности организаций и экономики в целом.

В работе проводится анализ факторов, влияющих на инвестирование инновационных работ в масштабе города, проведена оценка инвестиционного  климата региона, исследована проблема рисков, связанных с инвестированием.

Показано значение раз­витие инновационного предпринимательства, дается характе­ристика важнейших организационных форм инновационного предпринимательства.

При этом особое внимание уделено рас­крытию роли малых форм предприятий в научно-технической сфере, так как они занимают доминирующее положение по общему числу организаций, осуществляющих инновационную деятельность.

Значительный место в проекте занимают такие важные проблемы развития инновационного пред­принимательства, как формирование его правовой среды, создание необходимой инфраструктуры, роли федеральных фондов как субъектов поддержки предпринимательства, инвестирования инновационных проектов субъектов малого предпринимательства. Также анализируется зарубежный опыт поддержки предпринимательства. 

В проекте затрагиваются проблемы сокращения численности научных кадров и основные направления сохранения и развития российской науки.

Можно сделать вывод, что проблема привлечения инвестиций в инновационные проекты муниципальных образований на сегодняшний день в условиях экономического кризиса очень актуальна и от ее успешного решения зависит поднятия уровня экономики в разных сферах деятельности. При решении  данной проблемы необходимо учитывая разработанные в проекте предложения,  а также зарубежный опыт, отбирать по конкурсу инвестиционно-инновационные проекты и отдавать предпочтение проектам связанным с научно-техническим перевооружением ведущих отраслей народного хозяйства.




















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.     Гражданский кодекс РФ. М.: ИНФРА-М, 1996.

2.     «Патентный Закон Российской Федерации» от  23 сентября  1992г. №3518-1.

3.     Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 18 июня 1995 г. №  88-ФЗ.

4.     Федеральной закон РФ «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 № 127-ФЗ.

5.     Указ Президента «О Неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциала Российской Федерации» от 27 апреля 1992 г. № 426.

6.     Постановление Правительства "О Фонде содействия раз­витию малых форм предприятий в научно-технической сфе­ре» от 3 февраля 1994 №  65 - в ред. Постановления Правительства от 12декабря 1995 г. № 1213.

7.     Постановление Правительства РФ «О порядке образования и использования отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ»  от 12 апреля  1994  г.   №315- в ред. Постановления Пра­вительства РФ от 27 июля 1996г. № 898

8.     Варшавский А. Социально – экономические проблемы Российский науки: долгосрочные аспекты развития // Вопросы экономики № 12 1999, с. 67

9.     Дракер П.Ф. Инновации и предпринимательство. М., 1992.

10. Исследования инновационного амплуа городов / Гусаров М.А., 1995.

11. Кожевников Р., Дедова И.  Государственная инновационная политика и ее  финансовое обеспечение // Вопросы экономики № 12 1998 г. с. 87

12. Лапуста М.Г, Шаршукова Л.Г. Риски в предприниматель­ской деятельности. М.: ИНФРА - М., 1996.

13. Медынский В.Г., Шаршукова Л.Г. Инновационное предпринимательство: Учебное пособие. – М.: ИНФРА- М.,  1997. -  240 с. 

14. Руднев А.В. Инновационный менеджмент. – М.: ГАУ, 1998.

15. Фоломьев А., Ревазов В. Инвестиционный климат регионов России // Вопросы экономики. –№ 9. – 1999, с. 57.


Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.