Меню
Поиск



рефераты скачать Система финансирования инноваций

-         средства от продажи акций;

-         паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц;

-         денежные средства, централизуемые объединениями (союзами) предприятий;

-         бюджетные инвестиционные ассигнования;

-         внебюджетные фонды;

-         иностранные инвестиции.

 Когда речь идет о финансировании инновационных проектов, возни­кает представление о взносе финансовых средств или о фор­мировании капитала. Этот капитал показывает, какая часть капитала предприятия, собственника, долевого участника в качестве собственного капитала и какая часть капитала от банков и других кредиторов (например, поставщиков) в каче­стве заемного капитала предоставлена в распоряжение коман­ды разработчиков. Под финансированием, следовательно, по­нимается предоставление капитала для формирования имуще­ства, формирования финансовых средств, а под инвестициями - их использование.

В инвестиционно-инновационном процессе могут принимать участие различные субъекты: граждане, юридические лица, организации, муниципальные образования, регионы государства. Мотивы их участия в инвестиционной деятельности, интересы, которые они отстаивают, цели, кото­рых хотят достичь, весьма разнообразны. Их устремления мо­гут не только совпадать, но и существенно отличаться, быть противоречивыми или конфликтными. Они зависят от функ­циональной роли субъекта в инвестиционном процессе, его статуса, стратегии развития, характера инвестиционного про­екта, объекта инвестирования, инвестиционного климата и многих других факторов. Например, инвестор, вкладывающий собственные средства в инвестиционный бизнес-проект, жела­ет его завершения в сжатые сроки, с требуемым качеством, за приемлемую цену и с минимальным риском для вложенного капитала.

Исполнитель проекта или субподрядчик, наоборот, может быть заинтересован в том, чтобы подороже продать свои услуги или подольше "осваивать" средства инвестора. Хотя термин "субъект" охватывает различные категории уча­стников инвестиционной деятельности, решения, в том числе инвестиционные, принимают на разных уровнях управления конкретные люди: частные лица, менеджеры, руководители, предприниматели, руководители муниципальных образований  и т. д.

Целевые представления и ожидания людей различного профессионального и социального статуса относительно ре­зультатов инвестиций существенно отличаются. Укрупненная классификация целевых предпочтений различ­ных категорий лиц (субъектов), заинтересованных в результа­тах инвестиционно-инновационного проекта, приведена на рис. 3.


Рентабельность и

сохранность вложенного кредита

 

Сохранность вложенного кредита

 

Сохранение рабочих мест, безопасность труда, участие в прибылях

 

Показатели  успеха предприятия, участие в прибыли, власть, престиж и т.д.

 

Налоги, другие

положительные

эффекты от инвестиций

 
 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 3  Классификация целевых предпочтений различ­ных

категорий лиц


2.2. Понятие инвестиционного климата

 

Для анализа условий рационального использования инвестиций в экономической науке и практике применяется категория инвестиционного климата. Это обобщенная характеристика совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических, социокультурных предпосылок, предопределяющих привлекательность и целесообразность инвестирования в ту или иную хозяйственную систему  (экономику страны, региона, муниципальных образований).

На рисунке 4 показаны составляющие инвестиционного климата и под влиянием каких факторов он формируется.

Инвестиционный климат любой хозяйственной системы характеризуется чрезвычайным динамизмом и постоянно меняется в лучшую или худшую сторону. Это особенно справедливо применительно к современным российским условиями. Поэтому актуальна задача мониторинга инвестиционного климата.

 Одним из вариантов подобного мониторинга для России представляется следующий вариант, он позволяет:

- учесть сходство инвестиционных условий в пределах межреги­ональных образований и различия, а также специфику разных зон;

- облегчить развитие системы мониторинга, поскольку он учи­тывает возрастающую роль субъектов Федерации в инвестиционной политике страны;

- уменьшить субъективизм при анализе инвестиционного кли­мата в хозяйственных системах разного уровня;

- упростить управление системой мониторинга, сбор, обработ­ку и передачу информации и подготовить конкретные рекомен­дации по улучшению инвестиционного климата на всех уровнях экономики России.

Наиболее обоснованный вариант механизма организации и функ­ционирования подобной системы мониторинга предложен экономис­тами ИЭ РАН, но его необходимо дополнить включением федераль­ного и внутриобластных уровней.

 

 









































Рис. 4 Структура инвестиционного климата и факторы его формирования

 

С учетом зарубежного и отечественного опыта была разработана методика составления комплексного рейтинга инвестиционной привлекательности российских регионов и муниципальных образований. Результа­ты исследования опубликованы в журнале "Эксперт" в 1996-1998 гг. В отличие от всех предыдущих исследований оценка инве­стиционного климата осуществлялась для каждого из 89 субъектов Федерации. Впервые проведен анализ общедоступных региональных законодательных актов.

В первых  двух оценках (1996 и 1997 гг.) инвестиционный кли­мат региона и муниципальных образований рассматривался как комплексная система, состоящая из трех важнейших подсистем:

- инвестиционного потенциала - совокупности имеющихся в регионе и муниципальных образований факторов производства и сфер приложения капитала;

- инвестиционного риска - совокупности переменных факторов риска инвестирования;               

- законодательных условий - правовой системы, обеспечиваю­щей стабильность деятельности инвестора.

Бурный рост в 1997-1998 гг. законодательной активности повсе­местно избранных региональных и муниципальных властей значительно сблизил зако­нодательные условия инвестирования в регионах и муниципальных образований, что позволило в рейтинге 1997-1998 гг. учитывать этот фактор в качестве одной из составляющих инвестиционного риска. К тому же введение понятия законодательного риска соответствует принципам международных оценок инвестиционного климата.

Для составления рейтинга инвестиционной привлекательности регионов и муниципальных образований были использованы более сотни статистических показателей регионального развития за 1992-1998 гг.  Для оценки законодательных условий инвестирова­ния (законодательного риска) было изучено около 1000 законодательных актов Рос­сийской Федерации и ее субъектов, относящихся к сфере регулирования инвестици­онной деятельности и налогового режима.

Были привлечены также другие источни­ки, содержащие дополнительную информацию: доклады различных исследователь­ских центров, статьи, монографии, картографические материалы.

Инвестиционный потенциал - характеристика количественная, учитывающая основные макроэкономические показатели, насыщен­ность территории факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т.п.), потре­бительский спрос населения и др.

Совокупный потенциал региона и муниципальных образований включает восемь его подвидов:

- ресурсно-сырьевой, рассчитанный на основе обеспеченности территории региона и муниципальных образований балансовыми запасами важней­ших видов природных ресурсов;

-производственный, понимаемый как совокупный результат хо­зяйственной деятельности населения в регионе и муниципальных образований;

- потребительский - совокупная покупательная способность населения региона и муниципальных образований;

- инфраструктурный - оценка экономико-географического поло­жения и инфраструктурной насыщенности региона и муниципальных образований;

- инновационный - при его определении учитывался комплекс научно-технической деятельности в регионе и муниципальных образований;

- трудовой, для расчета которого использовались данные о численно­сти экономически активного населения и его образовательном уровне;

- институциональный, понимаемый как степень развития веду­щих институтов рыночной экономики в регионе и муниципальных образований;

- финансовый, выраженный общей суммой налоговых и иных денежных поступлений в бюджетную систему с территории данно­го региона и муниципальных образований.

Инвестиционный риск - характеристика качественная, оценива­ющая вероятность потери инвестиций и дохода от них. Применитель­но к региону и различным муниципальным образованиям можно выделить следующие виды риска:

- политический, зависящий от устойчивости городской влас­ти и политической поляризации населения;

- экономический, связанный с динамикой экономических процес­сов в регионе и  муниципальных образований;

- социальный, характеризующийся уровнем социальной напря­женности;

- криминальный, определяемый уровнем преступности с учетом тяжести преступлений;

- экологический, рассчитанный как интегральный уровень заг­рязнения окружающей среды;

- финансовый, отражающий напряженность регионального и муниципального бюд­жета и совокупные финансовые результаты деятельности предприя­тий региона и муниципальных образований;

- законодательный, характеризующий совокупность правовых норм, регулирующих экономические отношения на территории: мест­ные налоги, льготы, ограничения и т.п.[11, 14, 15].


2.3. Законодательные условия инвестирования


На территории России действует единое общегосударственное законодатель­ство, видоизменяясь в отдельных регионах (субъектах Федерации) под влиянием региональных законодательных норм, регулирующих инвестиционную деятельность только в пределах полномочий местных органов власти.

 Характеристика законода­тельных условий инвестирования  получена на основе анализа всех норматив­ных условий, благоприятствующих или препятствующих инвестиционной деятель­ности. Все законодательные акты и разделены на федеральные и региональ­ные.

В федеральном законодательстве были особо выделены специальные норма­тивные акты, регулирующие инвестиционную деятельность в отдельных субъектах Федерации. Прежде всего - это законодательство по свободным экономическим зонам. Как федеральное, так и региональное (или муниципальное) делилось на прямое (непосредственно регулирующее инвестиционную деятельность) и косвенное (свя­занное с условиями функционирования сфер деятельности или типов предприя­тий - потенциальных объектов инвестирования).

Существующие законодательные акты всех типов и уровней го­сударственного и муниципального  управления с точки зрения их влияния на инвестици­онный процесс можно разбить на следующие группы.

1. Регулирование сфер и объектов инвестирования. Оно опреде­ляет приоритетные направления инвестирования (отрасли, объекты, виды деятельности, сферы). Наличие приоритетных сфер в регионе увеличивает его инвестиционный потенциал.

2. Налоговое регулирование инвестиционной деятельности - сфе­ры и виды деятельности в регионе и в муниципальных образованиях, льготные по налогообложению.

3. Предоставление финансовой помощи и кредитных льгот инвесторам и потенциальным инвесторам в данном регионе  и в муниципальных образованиях, или в данной сфере деятельности (по типу Федерального ведомства по опеке в ФРГ).

4. Проведение льготной амортизационной политики (право осу­ществления ускоренной амортизации для отдельных отраслей экономики).

5. Регулирование участия инвестора в приватизации.

6. Доступность региональных ценных бумаг для внешних поку­пателей.

7. Обеспечение правовой защиты инвестиций и имущественных ре­гиональных законодательных гарантий (в том числе залоговое право).

2.4. Основные направления сохранения и развития

российской науки


В Концепции реформирования российской науки на период 1998-2000 гг. определены основные проблемы активизации государствен­ной научно-технической политики, реструктуризации сети научных организаций, кадрового обеспечения и социальной политики в научной сфере, улучшения финансового положения и рационализации исполь­зования ресурсов, укрепления научно-технического потенциала регио­нов, повышения инвестиционной активности, развития международно­го научно-технического сотрудничества и совершенствования норма­тивно-правовой базы. Вместе с тем необходимо отметить следующее.

При рассмотрении проблем реформирования отечественной на­уки должны учитываться долгосрочные тенденции сокращения научного потенциала, которые, к сожалению, практически остались вне поля зрения разработчиков упомянутой Концепции. Как показывают результаты моделирования, приведенные выше, этот процесс окончит­ся, по-видимому, даже при достаточно оптимистических оценках не ранее чем через 5-7 лет. 

Таким образом, необходимы разработка долгосрочной концепции развития российской науки на период до 2015-2020 гг.,  а также подготовка и реализация федеральной целевой программы "Сохранение и стимулирование развития науки России" с выделением в ее составе важнейшей подпрограммы "Обеспечение преемственности в российской науке".

Решение проблемы преемственности научных знаний должно осуществляться путем как стимулирования притока молодежи, так и предоставления возможности для плодотворной работы ученым и специалистам старших возрастных групп без ограничений по возрасту с установлением ежемесячной надбавки за выслугу лет к должностному окладу в зависимости от стажа работы.

Необходимы расширение системы грантов для поддержки не только молодых, но и ученых старшего возраста - кандидатов и докторов наук, высоко­квалифицированных специалистов, не имеющих ученой степени, в том числе без высшего образования (на опытных производствах), а также целевое выделение ассигнований на оформление патентов, ар­хивирование и пропаганду научно-технических разработок и ре­зультатов, полученных учеными старших поколений.

 Следует осво­бодить от призыва на военную службу выпускников вузов, поступа­ющих в НИИ и КБ, где ведутся работы по приоритетным направле­ниям развития науки и техники, при обязательном соблюдении всех пунктов заключаемого с ними контракта. Надо стимулировать интеграцию высшей школы и академического сектора науки, в том числе путем создания новых либо филиалов существующих вузов, подготавливающих магистров и аспирантов при ведущих научно-исследовательских организациях.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.