-
средства от продажи акций;
-
паевые и иные взносы членов трудовых коллективов,
граждан, юридических лиц;
-
денежные средства, централизуемые объединениями
(союзами) предприятий;
-
бюджетные инвестиционные ассигнования;
-
внебюджетные фонды;
-
иностранные инвестиции.
Когда
речь идет о финансировании инновационных проектов, возникает представление о
взносе финансовых средств или о формировании капитала. Этот капитал
показывает, какая часть капитала предприятия, собственника, долевого участника
в качестве собственного капитала и какая часть капитала от банков и других
кредиторов (например, поставщиков) в качестве заемного капитала предоставлена
в распоряжение команды разработчиков. Под финансированием, следовательно, понимается
предоставление капитала для формирования имущества, формирования финансовых
средств, а под инвестициями - их использование.
В инвестиционно-инновационном процессе могут
принимать участие различные субъекты: граждане, юридические лица, организации,
муниципальные образования, регионы государства. Мотивы их участия в
инвестиционной деятельности, интересы, которые они отстаивают, цели, которых
хотят достичь, весьма разнообразны. Их устремления могут не только совпадать,
но и существенно отличаться, быть противоречивыми или конфликтными. Они зависят
от функциональной роли субъекта в инвестиционном процессе, его статуса,
стратегии развития, характера инвестиционного проекта, объекта инвестирования,
инвестиционного климата и многих других факторов. Например, инвестор, вкладывающий
собственные средства в инвестиционный бизнес-проект, желает его завершения в
сжатые сроки, с требуемым качеством, за приемлемую цену и с минимальным риском
для вложенного капитала.
Исполнитель проекта или субподрядчик,
наоборот, может быть заинтересован в том, чтобы подороже продать свои услуги
или подольше "осваивать" средства инвестора. Хотя термин
"субъект" охватывает различные категории участников инвестиционной
деятельности, решения, в том числе инвестиционные, принимают на разных уровнях
управления конкретные люди: частные лица, менеджеры, руководители,
предприниматели, руководители муниципальных образований и т. д.
Целевые представления и ожидания людей
различного профессионального и социального статуса относительно результатов
инвестиций существенно отличаются. Укрупненная классификация целевых
предпочтений различных категорий лиц (субъектов), заинтересованных в результатах
инвестиционно-инновационного проекта, приведена на рис. 3.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рентабельность и
сохранность
вложенного кредита
|
|
|
Сохранность
вложенного кредита
|
|
|
Сохранение рабочих
мест, безопасность труда, участие в прибылях
|
|
|
Показатели успеха
предприятия, участие в прибыли, власть, престиж и т.д.
|
|
|
Налоги, другие
положительные
эффекты от
инвестиций
|
|
|
Рис.
3 Классификация целевых предпочтений различных
категорий
лиц
2.2. Понятие инвестиционного климата
Для анализа
условий рационального использования инвестиций в экономической науке и практике
применяется категория инвестиционного климата. Это обобщенная характеристика
совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических,
социокультурных предпосылок, предопределяющих привлекательность и целесообразность
инвестирования в ту или иную хозяйственную систему (экономику страны, региона,
муниципальных образований).
На рисунке 4
показаны составляющие инвестиционного климата и под влиянием каких факторов он
формируется.
Инвестиционный
климат любой хозяйственной системы характеризуется чрезвычайным динамизмом и
постоянно меняется в лучшую или худшую сторону. Это особенно справедливо
применительно к современным российским условиями. Поэтому актуальна задача
мониторинга инвестиционного климата.
Одним из вариантов подобного мониторинга
для России представляется следующий вариант, он позволяет:
- учесть сходство инвестиционных условий в
пределах межрегиональных образований и различия, а также специфику разных зон;
-
облегчить развитие системы мониторинга, поскольку он учитывает возрастающую
роль субъектов Федерации в инвестиционной политике страны;
- уменьшить субъективизм при анализе
инвестиционного климата в хозяйственных системах разного уровня;
-
упростить управление системой мониторинга, сбор, обработку и передачу информации
и подготовить конкретные рекомендации по улучшению инвестиционного климата на
всех уровнях экономики России.
Наиболее
обоснованный вариант механизма организации и функционирования подобной системы
мониторинга предложен экономистами ИЭ РАН, но его необходимо дополнить
включением федерального и внутриобластных уровней.
Рис. 4 Структура
инвестиционного климата и факторы его формирования
С учетом зарубежного и отечественного
опыта была разработана методика составления комплексного рейтинга
инвестиционной привлекательности российских регионов и муниципальных
образований. Результаты исследования опубликованы в журнале "Эксперт"
в 1996-1998 гг. В отличие от всех предыдущих исследований оценка инвестиционного
климата осуществлялась для каждого из 89 субъектов Федерации. Впервые проведен
анализ общедоступных региональных законодательных актов.
В первых двух оценках (1996 и 1997
гг.) инвестиционный климат региона и муниципальных образований рассматривался
как комплексная система, состоящая из трех важнейших подсистем:
-
инвестиционного потенциала - совокупности имеющихся в регионе и
муниципальных образований факторов производства и сфер приложения капитала;
-
инвестиционного риска - совокупности переменных факторов риска
инвестирования;
- законодательных условий -
правовой системы, обеспечивающей стабильность деятельности инвестора.
Бурный
рост в 1997-1998 гг. законодательной активности повсеместно избранных региональных
и муниципальных властей значительно сблизил законодательные условия инвестирования
в регионах и муниципальных образований, что позволило в рейтинге 1997-1998 гг.
учитывать этот фактор в качестве одной из составляющих инвестиционного риска. К
тому же введение понятия законодательного риска соответствует принципам международных
оценок инвестиционного климата.
Для составления рейтинга инвестиционной
привлекательности регионов и муниципальных образований были использованы более
сотни статистических показателей регионального развития за 1992-1998 гг. Для
оценки законодательных условий инвестирования (законодательного риска) было
изучено около 1000 законодательных актов Российской Федерации и ее субъектов,
относящихся к сфере регулирования инвестиционной деятельности и налогового
режима.
Были привлечены также другие источники,
содержащие дополнительную информацию: доклады различных исследовательских
центров, статьи, монографии, картографические материалы.
Инвестиционный потенциал -
характеристика количественная, учитывающая основные макроэкономические
показатели, насыщенность территории факторами производства (природными
ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т.п.), потребительский
спрос населения и др.
Совокупный потенциал региона и муниципальных
образований включает восемь его подвидов:
-
ресурсно-сырьевой, рассчитанный на основе обеспеченности территории
региона и муниципальных образований балансовыми запасами важнейших видов
природных ресурсов;
-производственный,
понимаемый как совокупный результат хозяйственной деятельности населения в
регионе и муниципальных образований;
-
потребительский - совокупная покупательная способность населения региона
и муниципальных образований;
-
инфраструктурный - оценка экономико-географического положения и
инфраструктурной насыщенности региона и муниципальных образований;
-
инновационный - при его определении учитывался комплекс
научно-технической деятельности в регионе и муниципальных образований;
-
трудовой, для расчета которого использовались данные о численности
экономически активного населения и его образовательном уровне;
-
институциональный, понимаемый как степень развития ведущих институтов рыночной
экономики в регионе и муниципальных образований;
-
финансовый, выраженный общей суммой налоговых и иных денежных
поступлений в бюджетную систему с территории данного региона и муниципальных
образований.
Инвестиционный риск -
характеристика качественная, оценивающая вероятность потери инвестиций и
дохода от них. Применительно к региону и различным муниципальным образованиям
можно выделить следующие виды риска:
-
политический, зависящий от устойчивости городской власти и политической
поляризации населения;
-
экономический, связанный с динамикой экономических процессов в регионе
и муниципальных образований;
-
социальный, характеризующийся уровнем социальной напряженности;
-
криминальный, определяемый уровнем преступности с учетом тяжести
преступлений;
-
экологический, рассчитанный как интегральный уровень загрязнения
окружающей среды;
-
финансовый, отражающий напряженность регионального и муниципального бюджета
и совокупные финансовые результаты деятельности предприятий региона и муниципальных
образований;
-
законодательный, характеризующий совокупность правовых норм,
регулирующих экономические отношения на территории: местные налоги, льготы,
ограничения и т.п.[11, 14, 15].
2.3.
Законодательные условия инвестирования
На территории России действует единое
общегосударственное законодательство, видоизменяясь в отдельных регионах
(субъектах Федерации) под влиянием региональных законодательных норм,
регулирующих инвестиционную деятельность только в пределах полномочий местных
органов власти.
Характеристика законодательных
условий инвестирования получена на основе анализа всех нормативных условий,
благоприятствующих или препятствующих инвестиционной деятельности. Все
законодательные акты и разделены на федеральные и региональные.
В федеральном законодательстве были
особо выделены специальные нормативные акты, регулирующие инвестиционную
деятельность в отдельных субъектах Федерации. Прежде всего - это
законодательство по свободным экономическим зонам. Как федеральное, так и
региональное (или муниципальное) делилось на прямое (непосредственно регулирующее
инвестиционную деятельность) и косвенное (связанное с условиями
функционирования сфер деятельности или типов предприятий - потенциальных объектов
инвестирования).
Существующие
законодательные акты всех типов и уровней государственного и муниципального
управления с точки зрения их влияния на инвестиционный процесс можно разбить
на следующие группы.
1.
Регулирование сфер и объектов инвестирования. Оно определяет приоритетные
направления инвестирования (отрасли, объекты, виды деятельности, сферы).
Наличие приоритетных сфер в регионе увеличивает его инвестиционный потенциал.
2.
Налоговое регулирование инвестиционной деятельности - сферы и виды деятельности
в регионе и в муниципальных образованиях, льготные по налогообложению.
3.
Предоставление финансовой помощи и кредитных льгот инвесторам и потенциальным
инвесторам в данном регионе и в муниципальных образованиях, или в данной сфере
деятельности (по типу Федерального ведомства по опеке в ФРГ).
4.
Проведение льготной амортизационной политики (право осуществления ускоренной
амортизации для отдельных отраслей экономики).
5.
Регулирование участия инвестора в приватизации.
6.
Доступность региональных ценных бумаг для внешних покупателей.
7.
Обеспечение правовой защиты инвестиций и имущественных региональных законодательных
гарантий (в том числе залоговое право).
2.4.
Основные направления сохранения и развития
российской
науки
В
Концепции реформирования российской науки на период 1998-2000 гг. определены
основные проблемы активизации государственной научно-технической политики,
реструктуризации сети научных организаций, кадрового обеспечения и социальной
политики в научной сфере, улучшения финансового положения и рационализации
использования ресурсов, укрепления научно-технического потенциала регионов,
повышения инвестиционной активности, развития международного
научно-технического сотрудничества и совершенствования нормативно-правовой базы.
Вместе с тем необходимо отметить следующее.
При
рассмотрении проблем реформирования отечественной науки должны учитываться
долгосрочные тенденции сокращения научного потенциала, которые, к сожалению,
практически остались вне поля зрения разработчиков упомянутой Концепции. Как
показывают результаты моделирования, приведенные выше, этот процесс окончится,
по-видимому, даже при достаточно оптимистических оценках не ранее чем через 5-7
лет.
Таким
образом, необходимы разработка долгосрочной концепции развития российской науки
на период до 2015-2020 гг., а также подготовка и реализация федеральной целевой
программы "Сохранение и стимулирование развития науки России" с
выделением в ее составе важнейшей подпрограммы "Обеспечение
преемственности в российской науке".
Решение
проблемы преемственности научных знаний должно осуществляться путем как
стимулирования притока молодежи, так и предоставления возможности для плодотворной
работы ученым и специалистам старших возрастных групп без ограничений по
возрасту с установлением ежемесячной надбавки за выслугу лет к должностному
окладу в зависимости от стажа работы.
Необходимы
расширение системы грантов для поддержки не только молодых, но и ученых
старшего возраста - кандидатов и докторов наук, высококвалифицированных специалистов,
не имеющих ученой степени, в том числе без высшего образования (на опытных
производствах), а также целевое выделение ассигнований на оформление патентов,
архивирование и пропаганду научно-технических разработок и результатов,
полученных учеными старших поколений.
Следует
освободить от призыва на военную службу выпускников вузов, поступающих в НИИ
и КБ, где ведутся работы по приоритетным направлениям развития науки и
техники, при обязательном соблюдении всех пунктов заключаемого с ними
контракта. Надо стимулировать интеграцию высшей школы и академического сектора
науки, в том числе путем создания новых либо филиалов существующих вузов,
подготавливающих магистров и аспирантов при ведущих научно-исследовательских
организациях.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|