Система финансирования инноваций
Инновационный менеджмент
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема 15. Система финансирования инноваций
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО
СОСТОЯНИЯ
ИННОВАЦИОННЫХ
ПРОЦЕССОВ В РОССИИ 5
1.1.Факторы,
влияющие на инновационные процессы
развития
муниципальных образований 5
1.2. Роль
инновационного предпринимательства, его правовое
обеспечение в инвестиционной политике городского хозяйства 10
1.3. Зарубежный
опыт поддержки инновационной деятельности 17
2. ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО
ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА 19
2.1.
Классификация инвестиций и инвесторов
19
2.2. Понятие
инвестиционного климата 22
2.3.
Законодательные условия инвестирования 26
2.4. Основные
направления сохранения и развития
российской
науки 28
3. РАЗРАБОТКА
МЕРОПРИЯТИЙ ПО
ПРИВЛЕЧЕНИЮ
ИНВЕСТИЦИЙ В ИННОВАЦИОННУЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОРОДА
33
3.1. Механизм
разработки комплексных муниципальных
программ
привлечения программ привлечения инвестиций
в
деятельность города
33
3.2. Изменение
системы управления 34
3.3. Социально –
экономическая эффективность предложенных
мероприятий
40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
42
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
44
ВВЕДЕНИЕ
Развитие рыночных отношений, приватизация
государственной и муниципальной собственности, разрушение командно-плановой
экономики, сокращение объемов производства, рост числа неплатежеспособных
предприятий и организаций изменили механизм управления научно-техническим
прогрессом, повлияли на темпы и характер научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ, на разработку и
внедрение нововведения (инноваций), как основы экономического роста, повышения
конкурентоспособности организации и экономики в целом.
В настоящее
время Россия находится в ситуации тяжелого финансового кризиса, главной
причиной которого стала проводившаяся в последние годы экономическая политика
– бюджетная политика правительства и денежно-кредитная и валютная политика Центрального
банка.
Инновационный
процесс напрямую связан с финансированием, т.е. с привлечением инвестиционных
средств в любой сфере деятельности.
С экономической
точки зрения решения, принятые российским правительством и Центральным банком
17 августа 1998 года – об отказе от обслуживания государственного долга и
90-дневном моратории на обслуживание внешних кредиторов частными компаниями и
банками, представляют собой не что иное, как конфискацию средств частных инвесторов,
российских и зарубежных, совершенную в особо крупных размерах.
Тема достаточно
актуальна, так как оценки современного состояния и структурных изменений
инновационного потенциала страны в целом, регионов и городов свидетельствуют об
обвальном снижении инновационно-инвестиционной активности, что во многом
обусловило углубление кризиса российской экономики.
В решающей
степени кризис инновационной сферы был предопределен разрушительными
тенденциями в ее финансовом обеспечении. В 1992 г. расходы федерального бюджета
на НИОКР были сокращены с 1,85 до 0, 94% ВВП. За годы реформирования (при
практически полном отсутствии заказов от промышленности и оборонных отраслей)
произошло двукратное падение доли финансирования науки с таким же уменьшением
объемов самого ВВП. По этому критерию среди стран, входящих в ОЭСР, Россия
занимает 20-е место, опережая только Мексику, Турцию, Грецию и Португалию.
Недостаточный уровень финансирования вынудил научные организации свернуть
многие материало- и энергоемкие эксперименты, определявшие приоритет
отечественной науки [13].
В курсовом
проекте анализируется современное состояние инвестиционной политики на примере
финансирования инновационной деятельности города, проводится оценка правовой
обеспеченности данной проблемы, исследование зарубежного опыта и разработка мер
при решении проблемы финансирования различных нововведений.
1. ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ
ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ
1.1. Факторы, влияющие на
инновационные процессы развития муниципальных образований
Анализ
инновационной деятельности промышленных предприятий разных форм собственности
подтвердил общую тенденцию усиления рыночных требований к повышению
конкурентноспособности отечественной продукции, особенно в отраслях, ориентированных
на внешний рынок (топливной, металлургической, нефтехимической и др.).
Внешними
факторами, влияющими на процесс введения инноваций,
является неприемлемые условия кредитования и недостаток собственных финансовых
средств, по мнению руководителей предприятий, сдерживают инновационную
активность в этом направлении. Новые финансовые структуры (в первую очередь
коммерческие банки), по существу, не вкладывают средства в реальный сектор
экономики. Неустойчивая экономическая ситуация, налоговый пресс, высокие
инфляционные ожидания, формирование высокодоходного фондового рынка, особенно
государственных ценных бумаг, создали благоприятные условия для спекулятивных
финансовых операций.
В результате
экономика страны, в частности городских хозяйств, распалась на два слабо
связанных друг с другом сектора: высокорентабельное обращение и убыточное
производство. Финансовая сфера перестала выполнять функцию обеспечения потребностей
производственного процесса, его единства и непрерывности, включая инновационную
стадию. К тому же товарный оборот более чем наполовину обслуживается бартером и
векселями. Отмеченные особенности поведения хозяйствующих субъектов наиболее
остро проявляются в инновационной сфере, специфика которой, в частности,
продолжительные сроки окупаемости инновационных проектов, повышает степень
риска вложения финансовых средств.
Вместе с тем,
хотя имеющиеся финансовые ресурсы ограничены, активизация инновационной
деятельности, включая экстенсивные и интенсивные факторы ее развития, остается
актуальной. Научно-технический прогресс нужно рассматривать как важнейшее
средство достижения конечных результатов, обеспечивающее выход страны из
кризиса, стабилизацию экономики и ее последующий рост. Поэтому, несмотря на
тяжелую экономическую ситуацию, сегодня требуется активная государственная и
муниципальная инновационная политика, основанная на жестком выборе целей,
комплексном обосновании приоритетов в распределении ресурсов, новых методах ее
реализации.
Прежде всего,
необходим отбор приоритетных инноваций, оказывающих большое влияние на темпы и
пропорции развития народного хозяйства. Именно такие инновации должны служить
объектом государственного и муниципального протекционизма. Создаваемая в рамках
этих приоритетов техника новых поколений призвана обеспечить конкурентноспособность
отечественной продукции на мировом рынке, решение актуальных социальных и
экологических проблем, качественно новый уровень ресурсосбережения и
многократное повышение производительности труда.
К внутренним
дестабилизационным факторам следует отнести несоответствие сложившихся
структур управления территориями и предприятиями рыночным условиям хозяйствования,
отсутствие заинтересованности управленческого персонала в реализации новшеств,
низкую конкурентноспособность продукции и услуг из-за монопольного положения
отраслей городского хозяйства, устаревшую технологию производства, недостаток
свободных средств и предприятий города.
Одной их
главных задач реформирования инновационного потенциала является выделение его
выделение из стратегического ядра как гаранта сохранения отечественной научной
школы на приоритетных направлениях научно- технического прогресса. Спасение науки
может рассматриваться в социальном аспекте и в первую очередь с точки зрения
обеспечения занятости невостребованных работников. По данным Госкомстата РФ, за
последние годы численность занятого в науке и научном обслуживании населения
сократилась. В 1992г. в научных организациях было занято 2307 тыс. чел., в 1993
г. – 2237 тыс. чел., в 1994 г. – 1833 тыс. чел., в 1995 г. – 1700 тыс. чел., в
1996 г. – 1630 тыс. чел., в 1997 г. – 1590 тыс. чел., в то время как в целом в
экономике страны численность занятого населения уменьшилась на 8,5 %. За годы
осуществления экономических реформ наблюдаются самые высокие темпы сокращения
занятого в науке населения.
Дальнейшее
развитие науки и техники должно идти по пути достижения наибольшей отдачи
каждой единицы совокупных затрат труда, повышения эффективности научных
исследований, проектно-конструкторских и опытных работ, сокращения времени
прохождения научной идей по цепи «исследование - производство - потребление».
С учетом же
реальной экономической ситуации в стране необходим селективный подход к
определению объектов государственной поддержки. Таким образом, эта задача
смыкается с проблемой выбора научно- технических приоритетов.
Задачи
государственной и муниципальной инновационной политики следующие:
1. Развитие направлений, в рамках которых создается техника новых
поколений, обеспечивающая в конечном итоге
статус России как ведущей технологической державы;
2. Сохранение стратегического ядра инновационного потенциала на
базе структур, работающих на приоритетных направлениях
научно- технического прогресса;
3. Содействие становлению и
развитию рыночных отношений в инновационной сфере, формированию конкурентной
среды и малого
инновационного бизнеса.
Финансовый
механизм реализации инновационной политики города должен представлять собой
систему ресурсного обеспечения всего инновационного цикла, включая стадии
разработки, промышленного производства и эксплуатационного применения инноваций
на основе как прямого финансирования, так и использования методов косвенного
регулирования, направленных на абсолютную и относительную экономию финансовых ресурсов
у субъектов хозяйствования – участников инновационного процесса.
Концепция
финансового механизма финансирования инноваций:
1.
Целевая ориентация на сочетание прямого
госбюджетного
финансирования инновационных программ и
проектов с финансовой поддержкой отдельных научных организаций;
2.
Множественностью источников финансирования –
бюджетное,
внебюджетное, средства финансово -
промышленных групп, коммерческих банков, объединений, организаций и других
хозяйствующих субъектов.
Особое значение
в рамках такого механизма приобретает усиление роли муниципального заказа как
основного из главных инструментов инновационной политики города, объектом
финансирования должны стать муниципальные инновационные и научно – технические
программы. Их основное содержание составляют отобранные по конкурсу проекты
создания конкретных видов принципиально новой техники, технологий и материалов
или достижение практических результатов в ходе комплексных теоретических и
экспериментальных исследований.
Предоставления
муниципального заказа на конкурсной основе с последующим заключением контракта
на его выполнение обеспечит целевой характер и общее повышение эффективности
финансовых ресурсов. Этому же должна способствовать деятельность специальных
бюджетных фондов, созданных для содействия реализации инициативных программ. Формами
этой поддержки являются:
-
гранты (средства,
безвозмездно передаваемые дарителем (фондом,
корпорацией, правительственным учреждением
или частным лицом) некоммерческой организации или частному лицу для выполнения
конкретной работы, в отличие от займа грант не нужно возвращать;
-
субсидии на развитие
материально-технической базы;
-
пособия отдельным
талантливым молодым ученым.
В обобщенном
виде система целевого распределения бюджетных
средств
представлена на рис. 1.
Рис. 1 Система бюджетного финансирования инновационной
сферы
Несмотря на
предпринимаемые усилия по развитию рыночных отношений в отечественной
экономике, их слабое влияние на инновационную активность сохранится до того
момента, когда начнут действовать внутренние мотивации к наращиванию выпуска
высокоэффективной техники и структурным изменениям производства, адекватным
рыночному спросу.
Вместе с тем
необходимо с короткие сроки завершить создание организационно – правовой базы
самого инновационного рынка, прежде всего в части защиты интеллектуальной
собственности и формирования требуемой инфраструктуры, включая:
-
информационное обслуживание участников
инновационного
процесса, в том числе держателей свободного
капитала, авторов инноваций, менеджеров по организации инновационных проектов;
-
создание сети посредников по установлению
горизонтальных
связей между участниками всего жизненного
цикла инноваций – от замысла и его экспертизы до реализации инновационного
продукта на базе специализированных коммерческих структур;
-
развитие страхования инновационной деятельности,
особенно в сфере
малого бизнеса, а также образование
института "патентных поверенных" для охраны интеллектуальной
собственности.
Эффективное
функционирование инновационного рынка предполагает обеспечение конкурентной
среды и активное противодействие монополизму в науке. В данной связи
заслуживают внимания такие меры, как ассоциативная организация современной
инновационной деятельности, широкое применение гибких организационных структур,
рациональное размещение и использование научно – технического потенциала в
различных муниципальных образованиях [10, 11].
1.2. Роль инновационного
предпринимательства, его правовое обеспечение в инвестиционной политике
городского хозяйства
Анализируя
факторы, влияющие на инновационный процесс развития территорий и предприятий
городского хозяйства, можно отметить, что в структуре расходов на НИОКР падает
доля предпринимательского сектора как источника финансирования. Только в
1994-1997 гг. она уменьшилась более чем на 4 пункта – с 19,9 до 15,3%. В
странах с развитой рыночной экономикой роль частного бизнеса в финансовом
обеспечении инновационной сферы намного больше. Показательно, что в России
удельный вес бюджетных ассигнований составляет примерно 2/3 общих затрат на
научные исследования и разработки, а в развитых странах – в среднем 40%.
В связи с этим
важная роль отводится становлению малого инновационного бизнеса в деятельности
всего городского хозяйства, который, как показал анализ зарубежного опыта,
является серьезным фактором ускорения НТП благодаря созданию реальной конкуренции
в инновационной сфере. Кроме того, развитие малых инновационных предприятий
способствует эффективному использованию квалифицированных научно- технических
кадров, неизбежно высвобождающих в процессе приватизации научных организаций и
конверсии городских предприятий ВПК, и также более полному задействованию
научно – производственной инфраструктуры за счет коммерциализации законченных
разработок, аренды, лизинга и других рыночных инструментов.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|