Для выхода из
кризиса , подъема сельского хозяйства России необходимо осуществить комплекс
мер экономического и административного характера по поддержанию не решаемых
традиционными средствами рынка равновесия и стабилизации аграрного
производства и потребления . Главные меры (программы) такие:
1 Рыночные операции
и ценовые субсидии по ограничению колебаний цен с установлением их верхнего и
нижнего пределов и находящихся между ними ориентирующих товаропроизводителя
цен путем товарных интервенций и прямых государственных выплат.
Ценовой паритет
выступает важнейшим элементом поддержания уровня доходов , в том числе за счет
льготного налогообложения ,ускоренной амортизации , финансирование пенсионного
обеспечения , развития сельской производственной и социальной инфраструктуры
,соответствующих отраслей промышленности и других возможностей занятости
населения , что, в конечном счете, ведет к существенному повышению качества
жизни на селе.
2
Государственное регулирование земельных отношений , рынка земли , обеспечение
более эффективного использования сельскохозяйственных угодий, их экологической
сохранности .В условиях недостаточности финансовых ресурсов государство должно
в первую очередь направлять средства на выполнение региональных и общегосударственных
программ по землеустройству и мелиорации земель , известкованию и гипсованию
почв , созданию почвозащитных лесополос , обводнению территорий и внедрению
почвозащитных технологий .
3 Прямые
субсидии на капитальные вложения ,развитие и поддержание аграрной науки ,
консалтинговых организаций , освоение и внедрение новых технологий и техники .
4 Аграрный
протекционизм в целях сохранения экономической,
в том числе
продовольственной ,безопасности , поддержания внешнеторгового баланса с ограничением
импорта и субсидированием экспорта, сохранения и развития отечественного
сельского хозяйства как важнейшей отрасли экономики , позволяющей
функционировать всему АПК. На Западе за счет импортных пошлин и других налогов
балансируется разница между себестоимостью более дорогой собственной и
импортируемой продукции.
Для нормального
функционирования с/х уровень защитной системы должен быть достаточно
высок.Например, в странах ЕС он достигает 60 % ,что делает невозможным импорт
зарубежного продовольствия , производимого в сходных климатических условиях. В
России данный показатель составляет всего 13% , поэтому наше продовольствие не
может конкурировать с импортным.
5 Организация
льготного кредитования и функционирования ипотечных банков.
6 Возмещение
сельхозтоваропроизводителям потерь от стихийных
бедствий и других
неблагоприятных природно-климатических условий путем страхования имущества,
урожая и животных в значительной доле за счет централизованных фондов
государства.
Необходимое
вмешательство государства в экономику, в производственный и социальный
механизмы сельского хозяйства требует значительных бюджетных затрат, которые,
однако, себя многократно окупают. Они не только повышают доходы сельского
хозяйства, но и приносят дополнительные выгоды в цепочке хранения, переработки,
транспортировки, торговли и других смежных отраслях, обеспечивают стране
продовольственную безопасность.
Утверждение о
том, что наше государство не имеет необходимых финансовых ресурсов для этих
целей , следует расценивать как безответственные, поскольку их можно найти за
счет введения действительно государственной монополии на производство и
торговлю винно-водочными и табачными изделиями, сокращения расходов по
жилищно-коммунальному хозяйству, в связи с чем снизятся бюджетные ассигнования
на эту службу, усиления контроля за внешнеэкономической деятельностью,
ликвидации расхищения народного достояния и т. д. Следует также временно
освободить аграрный сектор от обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные
социальные фонды, хотя такой шаг не решает всех его финансовых проблем, но в
какой-то мере их облегчит. Увеличение производства сельскохозяйственной
продукции с лихвой компенсирует связанное с указанной льготой недопоступление
средств в бюджет. Вырабатываемые предприятиями легкой и пищевой
промышленности из сельскохозяйственного сырья товары, особенно винно-водочные и
табачные изделия, служат источниками акцизов и других налогов. Так что отрасль
все равно будет участвовать в формировании централизованного денежного фонда
государства.
В настоящее
время в целом по России низкие (в 2-4 раза ниже, чем в развитых странах с
рыночной экономикой) урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность
животных предопределяют высокую себестоимость продукции. Для ее покрытия
требуются соответствующие цены. Мизерная заработная плата не только не создает
материальных стимулов к высокопроизводительному труду, но и не обеспечивает
прожиточного минимума .
Необходимо, чтобы государство в целом и “реформаторы”
в частности создали цивилизованные условия для изменения производства и быта по
законам рыночной экономики. Главная социальная
региональная цель политики в социальной сфере- обеспечение достойного уровня
благосостояния в каждом регионе./9/
ГЛАВА 7
ПРИОРИТЕТЫ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ.
В ряде регионов ведутся интенсивные поиски новых
подходов к региональному развитию сельского хозяйства в современных
экономических условиях. Нижегородская область уже на протяжении четырех лет
претворяет в жизнь Программу приватизации земли и реорганизации
сельскохозяйственных предприятий. На сегодняшний день здесь реорганизовано
более 200 хозяйств. К этому эксперименту подключились еще ряд краев и
областей(Орловская, Ростовская, Рязанская, Кировская, Волгоградская, Тульская
области, Краснодарский край).
Нижегородский областной департамент сельского
хозяйства проводит работу по созданию специализированного областного Фонда
поддержки реформирования хозяйств, которые будут продолжать их реорганизацию,
оказывать широкую консультационную помощь им и фермерам, анализировать
социально-экономические последствия реорганизации, обучать специалистов и т.д.
В Белгородской области ведется эксперимент по выработке единого
продовольственного налога и финансированию жилищного строительства на селе.
Широко известна практика аграрных преобразований в Тюменской области, где при
областной администрации создан Центр аграрной реформы.
В ряде регионов Российской Федерации осуществляются
целевые программы поддержки сельского хозяйства за счет выделения специальных
средств региональных бюджетов. В Ростовской области сформировалась программа
финансирования сельского хозяйства в объеме 12% от расходной части бюджета
области. Программа включает следующие направления:1. Дотации и компенсации на
животноводческую продукцию;
1. повышения плодородия земли по средствам
компенсации до 30% стоимости приобретаемых минеральных удобрений;
2. приобретение хозяйствами плем. Молодняка на
возвратной основе из расчета 50% от ставки рефинансирования ЦБ России;
3. финансовая поддержка АПК;
4. Поддержка научных учреждений;
5. Борьба с вредителями сельскохозяйственных
культур.
Из программы очевидно, что почти полностью отсутствуют
поддержка институциональных преобразований в сельском хозяйстве, развитие
консультационных служб на селе, продуманная и четкая политика поддержки
фермерского движения и экологических про-в./8/
ГЛАВА 8
РЕФОРМИРОВАНИЕ СЕЛА В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
В Волгоградской области, как и по всей России, процесс
реформирования аграрного сектора начался без предварительных программных
проработок. Он свелся, главным образом, к разгосударствлению собственности и
либерализации цен.
На базе колхозов и совхозов были созданы новые формы
хозяйствования: акционерные общества, товарищества, крестьянские (фермерские)
хозяйства. Многие функции управления АПК оказались рассредоточены по различным
субъектам. В области начался неуправляемый процесс создания торгово-закупочных
и посреднических фирм и формирований, предприятий по производству и
переработке, сервисному обслуживанию сельского хозяйства, ряда других
сельскохозяйственных организаций. Возникла парадоксальная ситуация - сельское
хозяйство превратилось в кредитора для перерабатывающих, снабженческих и
коммерческих организаций. Идут процессы обесценивания труда хлебороба и
животноводства, перекачки капиталов в смежные отрасли, которые имеют прибыль
при убыточности сельских товаропроизводителей за счет диктата цен.
За 1996 г. 86% крупных хозяйств области закончили год
с убытками свыше 500 млрд. руб. и уровнем убыточности около 7%. Не улучшилась
финансовая обстановка и в 1997 г., несмотря на хороший урожай зерновых (3,2
млн. т против 2 млн. т в 1996г.), поскольку качество зерна по клейковине не
соответствует ГОСТу и оно пригодно только на фуражные цели. Соответственно
зерно не может быть продано по высоким ценам, как намечалось производственной
программе. Хлеб лежит в закромах и на складах в ожидании покупателя. В области
сохраняется устойчивая тенденция к снижению производства и потребления основных
продуктов питания, особенно продуктов животноводства. В 1996 г. в сравнении с
1990 г. производство мяса в расчете на душу населения сократилось с 96 до 31,5
кг, или в 3 раза, а потребление - с 82 до 49 кг, или на 40%. Аналогичная ситуация
по молоку, молочным продуктам, яйцам. В то же время доля потребляемых импортных
продуктов животноводства возросла до 40%. Они вытесняют с рынка местную
сельскохозяйственную продукцию, на поддержание которой правительство не находит
средств в бюджете.
Итог реформ - область из вывозящей превратилась в
ввозящую - сегодня ввозится до половины продовольствия из других регионов и по
импорту.
И еще немаловажный факт - оскудение рациона питания
волгоградского жителя. До 1990 г. население области в основном питалось в
соответствии с медицинскими нормами, а по молоку, мясу, яйцам и сахару даже с
превышением норм. В 1996 г. по большинству продуктов питания потребление упало
на 30-50% по отношению к медицинским нормам, исключение составляют хлеб и
картофель, превратившиеся в основные продукты.
В собственность товаропроизводителей было бесплатно
передано около 7млн. га (85%) сельскохозяйственных угодий и все имущество
реорганизованных хозяйств. В области проведена масштабная работа по
инвентаризации всех видов земельных угодий, уточнены границы районов и
отдельных хозяйств, созданы фонды перераспределения, определены районные
земельные доли собственникам.
В 1994 г. было принято постановление Администрации
области разрешающее продажу земельных паев. Однако за весь последующий период
из 300 тыс. земельных паев продано всего 392. Дело в том, что желающих
вкладывать капитал в землю очень мало, так как в деревне и предложения в
десятки раз превышают спрос, а отдача капвложений возможна лишь через 15-20
лет.
Политика правительства, мечтающего организовать
продажу земли в частную собственность, пагубна для России, и в первую очередь,
для сельских жителей. Навязанная молодыми реформаторами и средствами массовой
информации дискуссия о купле-продаже земли является надуманной, отвлекает
внимание от проблем использования земли, необходимости проведения
протекционистской финансово-кредитной политики со стороны государства.
Процессы совершенствования земельных отношений и
создания многоукладной экономики в аграрном секторе происходят в условиях
политической нестабильности и тяжелого экономического кризиса в большинстве
регионов России, в том числе и в Волгоградской области. В связи с этим
реформирование предприятий не сопровождается улучшением использованием земли и
ростом объемов производства продукции. Это обусловлено рядом причин
объективного и субъективного характера, а именно:
v ломка старых форм хозяйствования проходила
слишком поспешно и необдуманно; передача земель в собственность фермерских
хозяйств создала большие препятствия для рационального использования земли и
развития социальной инфраструктуры;
v реорганизация сельского хозяйства без создания
условий со стороны государства для эффективного функционирования новых форм
хозяйствования привела к ухудшению использования земли и к самоликвидации
фермеров-неудачников, оказавшихся без техники, средств для ведения хозяйства;
v до сих пор не подписан президентом Земельный
кодекс, поэтому нет четкой правовой базы для проведения земельной реформы;
v "ножницы" цен на сельскохозяйственную,
промышленную продукцию, тарифы на электроэнергию и прочие услуги селу привели к
резкому сокращению применения удобрений, средств защиты урожая (в 8-10 раз),
снизили техническую оснащенность и, как следствие, привели к нарушениям
технологии возделывания сельхоз. культур, несвоевременной уборке урожая и
низкому качеству зерна, которое пригодно только на фуражные цели;
v несвоевременное выделение кредитов селу и
мизерные дотации товаропроизводителям, в том числе и фермерам, на производимую
продукцию привели к финансовому кризису и неплатежеспособности со всеми
вытекающими последствиями, а следовательно к невыполнению к невыполнению
намеченных антикризисных программ.
Опыт работы крупных многоотраслевых фирм, в состав
которых входят перерабатывающие предприятия и торговля от поля до прилавка, а
также предприятия агросервисного обслуживания убеждает, что в АПК все решает не
форма собственности, а эффективность управления, профессионально подготовленные
кадры, уровень государственной поддержки, четкая налоговая система.
И, несомненно, государство должно увеличить в 5-10 раз
финансовую подпитку села, что позволит вывести его из кризиса и это позволит
обеспечить рынок сельскохозяйственной продукцией местного производства. /1/
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1?
Акишина С. Реформирование
села в Волгоградской области //АПК: экономика, управление 1998.- №7.- с.74-77
2?
Арашуков В. П. Проблемы
банкротства в сельском хозяйстве//Экономика сельского хозяйства и
перерабатывающих предприятий.-1995.-№9.-с.27-29
3?
Боев В.Р. Ценный труд// Экономика
сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий. - 1998.- №5.- с.53-54
4?
Добрынин А. Проблемы
выхода АПК из кризиса//Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих
предприятий.-1997.-№5
5?
Лексин В. Программные
методы регулирования территориального развития.//Российский экономический
журнал.-1996.-№2.-с.62
6?
О дальнейшем развитии
реформ в АПК России// Экономика сельского хозяйства России. -
1998.- №3
7?
Принципы региональной
политики в аграрном секторе// Экономика сельского хозяйства России. - 1998.-
№3.- с.27-29
8?
Радченко В.А. Приоритеты
регионального управления сельского хозяйства//Экономика сельского хозяйства и
перерабатывающих предприятий.-1996.-№12.-с.12
9?
Региональная экономика:
Учеб. пособие для вузов/ Т.Г. Морозова и др.; Под ред. проф. Т.Г.
Морозовой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.- 304с.
10?Урусов В.Ф. Концепция регулирования экономических
отношений в АПК регионального уравня//Экономика сельского хозяйства и
перерабатывающих предприятий.-19997.-№11
11?Филатов И. Региональные тенденции в сельском хозяйстве
России//АПК: Экономика и управление. -1996.-№10.-с.69
Страницы: 1, 2, 3
|