Главную роль в
регулировании и поддержке аграрного сектора должно играть государство ,
применяя при этом рычаги ,выработанные теорией и практикой рыночной экономики .
Бесконтрольное действие рыночной стихии оказало бы разрушительное воздействие
на весь АПК , на производство и потребление продуктов питания и сырья для
переработки , о чем свидетельствует опыт реформирования сельского хозяйства России
в переходное на рыночную экономику время./9/
ГЛАВА 5
ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ АГРОПРЕДПРИЯТИЙ
В подавляющем большинстве сельхозпредприятий,
перерегистрированных в новые организационно-правовые формы хозяйствования, и в
значительной части их, сохранивших форму колхозов и совхозов, ранее созданные
внутрихозяйственные экономические отношения разрушены. В то же время среди
ученых экономистов-аграриев весьма устоялось мнение о том, что 25-30% успеха
сельхозпредприятий, функционирующих в современных условиях, зависит от
включения в действие внутрихозяйственных факторов. При этом применявшиеся
прежде модели внутрихозяйственных экономических отношений должны быть
адаптированы к условиям рынка.
В ходе анализа существующих вариантов построения
внутрихозяйственных экономических отношений выявлено, что одна из причин
снижения их эффективности - недостаточная обоснованность ценового механизма.
Организация внутрихозяйственных отношений в новых условиях, по нашему мнению,
должна базироваться на применении экономически обоснованных расчетных
(договорных) цен, а в отдельных случаях и свободных цен, на реализуемую
продукцию, выполняемые работы и оказываемые услуги. При определении расчетных
цен следует предусмотреть как один из возможных вариантов, чтобы доля чистого
дохода в структуре составляла не менее 40% размера нормативных затрат, то есть
минимального уровня, при котором не исключается возможность ведения
расширенного воспроизводства в конкретном структурном подразделении.
Внутрихозяйственные экономические отношения (хозрасчет,
коллективный и арендный подряд, оплата труда от валового дохода, чековая форма
взаиморасчетов и контроля и другие) в 1986 - 1990гг. служили основным фактором
всплеска в развитии сельского хозяйства России. Среднегодовое
производство валовой продукции сельского хозяйства в указанное пятилетие
по сравнению с предыдущим возросло на 11,7%, темпы роста сельхозпроизводства
составляли 2,3% в год и были самыми высокими с начала 70-х годов. И в нынешних
условиях независимо от формы хозяйствования лучших успехов добиваются те
предприятия, которые сохранили созданные ранее внутрихозяйственные
экономические отношения, развивают и совершенствуют их.
Несмотря на то, что предприятия, идущие эволюционным
путем развития, имеют разные формы хозяйствования, они почти не различаются по
организации внутрихозяйственных экономических отношений. В них сохранены
технологическое единство в производстве животноводческой продукции, научно
обоснованные севообороты, специализация производства. Развитие
внутрихозяйственных отношений осуществляется на основе аренды и хозрасчетных
принципов распределения дохода, который формируется как разница между выручкой
от реализации продукции, выполненных услуг (в расчетных ценах) и материальными
затратами (в расчетных ценах) на производство продукции, затратами на оплату
услуг других внутрихозяйственных коллективов (по договорным ценам). Из
полученного хозрасчетного дохода, являющегося собственностью коллектива,
производятся отчисления на создание фондов предприятия, а также формируются фонды
самого подразделения.
Как известно, на уровень доходности предприятия влияет
себестоимость: чем она ниже, тем больше валовой доход и прибыль, и
наоборот.
Анализ себестоимости производства отдельных видов
сельскохозяйственной продукции в предприятиях, выбравших эволюционный путь
развития, а также в идущих по пути радикальных преобразований, показал, что в
первых в анализируемый период была значительно ниже, чем во вторых. В
предприятиях, сохранивших внутрихозяйственные экономические отношения, осуществляется
жесткий контроль за материальными затратами, влияющими на величину себестоимости
продукции. А экономия затрат в существующих условиях возможна лишь при
установлении обоснованных внутрихозяйственных цен на продукцию и услуги.
Нами сделан
вывод, что эффективным резервом сельскохозяйственного производства может стать
внутрихозяйственный расчет, основанный на товарно-денежных отношениях и
призванный сделать подразделения более самостоятельными коллективными хозяевами
производства, обеспечить им самоконтроль над затратами и результатами своего труда. /2/
В период
осуществления аграрной реформы резко сократилась экономическая поддержка
отрасли, и были пересмотрены программы.
Народное хозяйство и, в частности, АПК России
уже несколько лет функционируют в условиях переходной экономики, которая в
своем становлении имеет и региональные особенности.
Ценовой
диспоритет сильно обострился и стал одной из главных причин кризисного
состояния АПК и его углубления, предопределив темпы и условия
воспроизводственного процесса по всей вертикали АПК.
Одна из наиболее
рапространенных причин всех неудач в решении проблем в АПК регионального уровня
заключается именно в отсутствии системности в оценке ситуации и сути проблем, в
обосновании и анализе всей цепи возможных последствий принимаемых решений и
ожидаемых конечных результатов.
Трудности с
которыми сталкиваются регионы, достаточно общие для всех, а механизмы их
преодоления еще нарабатываются, причем с учетом проблем, стоящих не только
перед АПК, но и перед экономикой народного хозяйства в целом, а именно:
1.
полнее, более всесторонне
и системно представлять функцию региона как субъекта Федерации, чтобы
обеспечить возможность наиболее целесообразного его участия в формировании межрегионального
рынка продовольствия;
2.
обеспечить гарантии
продовольственной безопасности страны в целом и регионов, в частности;
Регулирование экономических отношений в АПК регионального уровня
предполагает:
v
долгосрочный прогноз,
определяющий основные тенденции экономического развития региона на достаточно
длительный период и выявляющий возможные моменты будущих разрывов в этих
тенденциях;
v
разработку стратегических
концепций по использованию и развитию ресурсов АПК в общей системе
экономического роста в регионе;
v
разработку конкретных
целей развития АПК региона на четыре-пять лет с использованием средств их
достижения;
v
разработку адресных
целевых программ на один-два года с глубокой проработкой средств их достижения
на основе принципиальной схемы.(рис. 1)
рис. 1 Укрупненная схема по разработке и оценке адресных целевых
программ на один-два года.
Формирование
стандартная шаблонные правила принятие решения в реали-
Программа проблема принятия
решений лизации приоритетной
Региональной программы
Ранжирование хорошо математические
Программ структури- методы
принятия
Рованная решений
Системный
Поиск
реше- слабострукт. Системный ан-з
Ний по
вы- проблемы принятия решений
Явленным
Проблемам неструкт. Экспортно-интуити-
В
реализа- проблема вные методы приня- выполнение
решения
Ции
прогр- тия решений
амм
Оценка полученных результатов в период
реализации программ
Реализация концепция регулирования
экономических отношений АПК регионального уровня предполагает поэтапную
реализацию следующих программ:
v
отражение региональной
политики в АПК через законодательные акты и другие решения;
v
индикативное планирование
в АПК регионального уровня;
v
прогнозирование объема
производства продовольствия и сельскохозяйственного сырья, наличия и
использования ресурсов сельскохозяйственного производства в регионе;
v
анализ изменения цен при
межрегиональных и межгосударственных закупках продукции в АПК региона;
v
анализ наполнения
продовольственного рынка в регионе, контроль за формированием централизованных
продовольственных фондов и изменением цен на продукцию сельского хозяйства по
регионам;
v
разработка маркетинговых и
консалтинговых программ для развития малого бизнеса и предпринимательства в
аграрном секторе экономики;
v
исследования в области
экологизации производственно-хозяйственной деятельности и разработке
экологических программ на уровне региона, промышленных предприятий,
кооперативов и др. хозяйственных структур./10/
Новая
региональная система управления АПК должна:
-
обеспечивать достижение
положительных конечных результатов всех организационных форм хозяйствования
региона;
-
повышать устанавливать
функционирования всей системы и обеспечивать ее дальнейшее развитие;
-
решать
территориально-производственные и социальные вопросы региона;
-
способствовать развитию
вертикальной интеграции отраслей АПК;
-
обеспечивать эффективность
взаимодействия всех форм хозяйствования и организаций регионального АПК.
Если система
будет отвечать названным требованиям, то она станет высокоэффективной в
организации регионального управления АПК./5/
Различия в
региональной динамике объясняются рядом факторов:
1.
В сельскохозяйственных
аграрных регионах отчетливо проявлялась экспортная ориентация. Имеется в виду
традиционный вывоз значительной части продукции в другие регионы России и СНГ.
С началом реформ ситуация изменилась: распались отработанные хозяйственно-
административные связи, возникли проблемы с транспортировкой, так как резкий
рост транспортных тарифов делал порой экономически невыгодной перевозку
сельскохозяйственной продукции. Стала ощутима географическая удаленность
аграрных регионов от крупных рынков сбыта в промышленных центрах центральной
части России на Северо-Западе и на Севере, в Сибири. Ужесточилась конкуренция с
импортной продукцией, которая хлынула на российский рынок, особенно в крупных
городах. Появилась внутрироссийская конкуренция, которую местные производители
различными путями проводили протекционистскую политику на местных рынках. При
этом шло снижение спроса на продукцию сельского хозяйства со стороны основных
потребителей- городского населения. Параллельно сократились закупки в
государственный продовольственный фонд. В противопольжность регионам Юга и
Поволжья сельскохозяйствен ный центр России и Северо-Запада имело местное
значение. Оно было ориентировано на потребности внутреннего регионального
рынка, снабжало продукцией близлежащие промышленные районы и города. Хотя и
здесь у сельского хозяйства была конкуренция с импортной продукцией, аграрному сектору
все же удалось сохранить определенные ниши на старых рынках сбыта.
2.
В результате изменения
экономической ситуации экспортный потенциал традиционных сельскохозяйственныых
регионов подвергся коррекции со стороны рынка. Возникла ситуация, когда внутренняя
структура производства не соответствовала внутренней структуре
потребления(например, возникновение огромных излишков зерна, подсолнечника,
плодоовощной продукции в Северо-Кавказском экономическом районе).Положение
усугублялось постоянным снижением межрегионального товарооборота.
3.
Традиционные аграрные
регионы обладали относительно высокотехнологичным производством, достаточно
жизнеспособным и неплохо работавшим в условиях стабильной плановой системы.
Однако оно требовало постоянных потоков материальных, технических и финансовых
ресурсов. В кризисный период это оказалось одним из самых узких мест.
4.
Разрушилась
технологическая цепочка-“поле- переработка- потребитель”. Большенство
сельскохозяйственных предприятий в Краснодарском и Ставропольском краях,
Ростовской области, Поволжье было ориентировано на местную переработанную базу,
которая являлась структурообразующей в данных регионах./11/
ГЛАВА 6
ПУТИ
ВЫХОДА АПК ИЗ КРИЗИСА
Нынешнее
состояние экономики АПК характеризуется не как кризисное, а как
катастрофическое. Можно со всей определенностью утверждать, что выход из
катастрофического положения и создания действительных условий для перехода к
рыночной экономике должны начинаться со стабилизации и подъема аграрного
сектора. Это ключевая проблема всей экономической реформы.
В сельском
хозяйстве сейчас много проблем, но во всем их многообразии незамедлительного
решения заслуживают следующие:
Создание нормального
экономического климата на селе и образование такого механизма, который способен
вывести аграрный сектор из тупика. Для решения этих проблем и оказания помощи
со стороны общества необходима прежде всего общая оценка состояния отрасли.
Есть два
обстоятельства, предопределяющие необходимость системной поддержки АПК:
Во-первых,
аграрный сектор в течении многих лет развивался в обстановке
недофинансирования, неэквивалентных взаимоотношений с другими отраслями и со
всем народным хозяйством, выступая от общества должной отдачей. Можно прямо
сказать, что общество задолжало сельскому хозяйству. И только в 90-е годы начал
налаживаться паритет в отношениях с другими отраслями. Однако этот период
оказался непродолжительным и паритет был опять нарушен;
Во-вторых, складываются
совершенно новые отношения, в связи с интеграцией нашего сельского хозяйства в
единую систему мирового рынка, т. к. оно развивается в более сложных условиях(
в силу природно-климатических условий, недостаточного уровня экономического
развития и т. д.), чем сельское хозяйства многих других стран./4/
Разрабатывать
самую простую программу сложнее, чем традиционный, пусть объемный и
многопозиционный план. Подготовка программ -это "штучная", можно
сказать , уникальная работа, требующая нерутинного , творческого подхода.
Творцы программы должны прежде всего четко уяснить для себя: а) ту специфику
проблемы, которая и заставляет делать не план, а программу; б) необходимость
включения в нее именно ( и только ) того, что на эту специфику работает; в) обязанность
анализа множества вариантов достижения цели.
Предлагая ту или
иную региональную проблему в качестве объекта целевой программы, следует четко
охарактеризовать ее предвидимый результат и честно назвать ее цену.
Региональная проблематика в связи со своей социально-экономической
направленностью имеет определенную специфику, учет которой приводит к
целесообразности раздельно осуществлять оценку эффективности и оценку
результативности программ.
Речь идет о том,
чтобы выявлять, с одной стороны, меру оправданности затрат, а с другой, - то
насколько реализация программных мероприятий будет обеспечивать достижение
ожидаемых результатов.
Результативность
программы трактуют, во-первых, как меру соответствия ее ожидаемых результатов
поставленной цели. Во- вторых, как степень приближения к последней. В- третьих,
как прямые позитивные воздействия на социальную, демографическую, экологическую
ситуацию в регионе, а также на определяющие ее параметры экономического
развития. При оценке результативности программы по второму из трех указанных
критериев важно максимально корректно выразить качественно-количественные
определенности программной цели, а в ряде случаев- и конкретизирующих ее задач.
Это - ответственное и творческое дело разр-ов программы./5/
Страницы: 1, 2, 3
|