Региональные программы развития отрасли продовольствия и сельского хозяйства: направления развития, ...
Министерство общего и профессионально
образования РФ
Марийский государственный университет
Кафедра экономики АПК
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ
И СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА: НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
РЕФЕРАТ
Работу выполнил:
Студент ЭО-42
Аршакян М. Д.
Работу проверила:
Шарнина Н.М.
Йошкар-Ола, 1999 г
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Региональная политика России.
Глава 2 Агропромышленный комплекс
России
Глава 3 Экономические районы и их
принципы
Глава 4 Аграрная политика
Глава 5 Пути реформирования агропредприятий
Глава 6 Пути выхода из кризиса
Глава 7 Приоритеты регионального
управления
Глава 8 Реформирование села в
Волгоградской области
Список литературы
ГЛАВА
1
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ.
В условиях становления и развития рыночных отношений,
суверенизации субъектов федерации необходимо выбрать четкую и действенную
региональную политику в проведении экономических реформ в России. В основе
региональной политики должен быть учет специфики регионов в общероссийской
структуре, перенос основных направлений экономических реформ на региональный
уровень, всемерное развитие местного самоуправления, развитие
предпринимательства на местах, решение внутри регионов социальных проблем,
проблем охраны природы и рационального использования природных ресурсов.
В то же время
при условии региональной направленности экономических реформ необходимы меры по
пространственной интеграции экономики России, проведению жесткой федеральной
налоговой политики, укреплению общероссийского рынка наряду с развитием
региональных рынков. Для отдельных регионов необходимы разработка социальных
государственных региональных программ и финансирование из государственного
бюджета. В первую очередь это относится к регионам с уникальными природными
ресурсами, освоение которых не под силу органам местного самоуправления, а
также к регионам, наиболее экономически отсталым и регионам с экстремальными
природными условиями.
Число федеральных
региональных программ должно быть ограничено, они могут быть разработаны для
программно-целевых территориально-производственных комплексов, для некоторых
районов Севера, районов особой экологической опасности. Для управления этими
программами должны быть созданы специальные государственные органы. При этом в
управлении программами должны участвовать и местные органы исполнительной
власти. Предусматривается создание специализированных компаний, консорциумов с
государственным, частным, смешанным капиталом для финансирования этих
программ.
Государственное регулирование крупномасштабных региональных программ
предусматривает создание специальных фондов регионального развития,
стимулирование привлечения частных отечественных и иностранных инвесторов;
предоставление налоговых скидок “ на истощение недр “ в
связи с возможностью истощения запасов природных ресурсов ; установление льгот по арендной плате при изъятии
земельных площадей под строительство предприятий; введение поощрительных цен за экологически чистую
продукцию и т.д.
В управлении
региональными программами особенно важно разграничение компетенции между
федеральными и местными органами. Так, федеральные органы должны регулировать
процессы создания производств в районах пионерного освоения, организовывать
межрегиональные экономические связи. Местные же органы управления главное
внимание должны сосредоточить на создании рациональной структуры хозяйства,
использование локальных ресурсов, решение социально-демографических и
экологических проблем, осуществлении экономической реформы.
Для решения задач
научного прогнозирования и индикативного планирования необходима подготовка
комплексного прогноза развития и размещения производительных сил Российской
Федерации на период до 2000 года, который должен включать научные обоснования
рациональной специализации всех регионов России. Комплексный прогноз должен
отражать структурную перестройку в регионах, процессы демонополизации и
приватизации, меры по стабилизации социально-экономического развития,
преодолению отставаний в уровнях развития отдельных регионов; развитие
межрегиональных и внешнеэкономических связей с учетом конъюнктуры внутреннего и
мирового рынка. На всем пространстве Российской Федерации должен
функционировать единый рынок. Причем основными принципами функционирования
единого рынка должны быть свобода экономических, научно-технических и других
договорных отношений между предприятиями: свободное движение товаров и
капиталов по всей территории России, единство принципов налогообложения,
свобода транзитных перевозок, свободная конкуренция производителей разных форм
собственности. /9/.
ГЛАВА 2
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС РОССИИ.
В агропромышленный комплекс Российской Федерации
включает отрасли, имеющие тесные экономические и производственные взаимосвязи,
специализирующиеся на производстве сельскохозяйственной продукции, ее
переработке и хранении, а также обеспечивающие сельское хозяйство и
перерабатывающую промышленность средствами производства.
Структура АПК России далека от совершенства.
Сельское хозяйство является в нем главным звеном: оно производит свыше 48%
объема продукции АПК, располагает 68% производственных основных фондов
комплекса, в нем занято почти 67% работающих в производственных отраслях АПК.
(в США на долю перерабатывающих и сбытовых отраслей приходится 73% производимой
продукции АПК, сельское хозяйство дает лишь 13%).
Сбалансированое развитие всех сфер АПК- необходимое
условие решения проблемы обеспечения страны продовольствием и
сельскохозяйственным сырьем. В настоящее время слабое развитие перерабатывающих
отраслей АПК и производственной инфраструктуры комплекса приводят к огромным
потерям продукции сельского хозяйства. Например, потери состаляют 30%
собранного зерна, 40-45% картофеля и овощей. Потребность в оборудовании для
отраслей промышленности, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье,
удовлетворяется лишь на 55-60% , степень износа оборудования составляет 76%.
Сельское хозяйство России характеризуется крупными
масштабами производства. В 1993 году было произведено валовой продукции на 83,2
млрд. руб.; 99,0 млн. тонн зерна, 38,1 млн. тонн картофеля, 12,0 млн. тонн
мяса, 46,9 млн. тонн молока, 40,3 млрд. штук яиц, 169,1 тыс. тонн шерсти и др.
Но в расчете производство на душу населения Россия уступает развитым странам по
важнейшим видам сельскохозяйственной продукции. Не рациональная структура
питания населения России: в ней мала доля мяса, фруктов, овощей, повышена доля
хлеба, картофеля, животного масла.
В России очень низок уровень сельскохозяйственных
культур( по зерну в 2,8 раза, картофелю в 2,2 раза, сахарной свекле в 1,8 раза
ниже, чем в развитых странах, даже в зонах с близкими природно-климатическими
условиями), не высока продуктивность животноводства. По уровню
производительности труда в сельском хозяйстве наша страна отстает в три- четыре
раза от развитых стран./9/
ГЛАВА 3
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ И ИХ ПРИНЦИПЫ.
Экономические районы
могут объединятся в макрорегионы,
или экономические зоны,
отличающиеся общими природными условиями, чертами экономики, тенденциями
дальнейшего развития. На больших территориях зон четко вырисовываются общие
крупные межрайонные проблемы.
Главные принципы выделения экономических зон - уровень
хо-зяйственного освоения территории, соотношение между важнейшими ресурсами и
степенью их использования.
Существуют две экономические зоны -Западная (европейская часть
России и Урал) и Восточная (Сибирь и Дальний Восток).Для выполнения
долгосрочных целевых программ, сбалансированности производства и потребления
важных видов продукции группы районов в экономических зонах объединяются в
укрупненные районы. В Западной зоне три укрупненных района –Север и Центр
европейской части России, Урало - Поволжье и Европейский Юг. В Восточной зоне
два укрупненных района – Сибирь и Дальний Восток.
В настоящее время в составе России находятся 11 крупных экономических
района (региона): Северный, Северо- Западный, Ценральный,
Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский,
уральский, Заподно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный. Статус
самоуправления имеют Москва и Санкт-Петербург.
Вследствии огромных различий природно-географических,
социально-демографических, экономических и других условий определены
подходы к особому развитию экономики каждого отдельного региона России. При
этом главным ориентиром будут:
1)
учет специфики работы
регионов в осуществлении общероссийской структурной, инвестиционной,
финансовой, социальной, внешнеэкономической политики;
2)
перенос ряда направлений
реформы в основном на региональный уровень, особенно в малом
предпринимательстве, социальной сфере, охране природы и использовании природных
ресурсов;
3)
децентрализация процессов
управления реформой, активизация экономической деятельности на местах;
4)
необходимость разработки
специальных программ проведения реформ в регионах с особо всеобразными
условиями./9/
В экономических реформах большое внимание уделяется мероприятиям по
пространственной интеграции экономики России. К ним относятся слздание
механизма вертикальных и горизонтальных взаимодействий субъектов хозяйствования
и органов управления, всемерное содействие развитию общероссийского
территориального разделения труда и единого рыночного пространства, меры по
преодолению распада межрегиональных хозяйственных связей, экономического и
политического сепаризма.
Главная социальная региональная цель политики в социальной сфере-
обеспечение достойного уровня благосостояния в каждом регионе.
Региональная политика направлена на ослабление внутреннего социального
напряжения, сохранение целостности и единства страны. Главная цель региональной
политики в экономической сфере- это рациональное использование
природно-экономических возможностей регионов, преимуществ территориального
разделения труда и экономических связей регионов.
Стратегические программы(задачи) регионального развития сводятся к
следующим:
ü Реконсрукция экономики старопромышленных
регионов и крупных городских агломераций путем конверсии оборонных и
гражданских отраслей, модернизации инфраструктуры, оздоровления экологической
обстановки.
ü Преодоление кризисного состояния агропромышленных
регионов Нечерноземья, Южного Урала, Сибири, Дальнего Востока, возраждение
малых городов и российского села, ускорение восстановления утраченной жизненной
среды в сельской местности, развитие местной производственной и социальной
инфраструктуры, освоение заброшенных сельскохозяйственных земель.
ü Стабилизация социально-экономического
положения в регионах с экстремальными природными условиями и преимущественно
сырьевой специализацией, создание условий для возрождения малочисленных народов
(прежде всего это районы Крайнего Севера, горные районы).
ü Продолжение формирования
территориально-производственных комплексов и промышленных узлов в северных и
восточных регионах России за счет неценрализованных инвестиций и с приоритетным
развитием производств по комплексному использованию добываемого сырья с
соблюдением строгих экологических стандартов.
ü Стимулирование развития экспортных и
импортозаменяющих производств в регионах, имеющих для этого наиболее
благоприятные условия; формирование свободных экономических зон, а также
технополисов как региональных центров внедрения достижений отечественной и
мировой науки, ускорения экономического и социального прогресса.
ü Переспециализация новых приграничных регионов,
создание в них рабочих мест и ускоренное развитие социальной инфраструктуры с
учетом потенциальных переселенцев и передислокации военных частей.
ü Развитие межрегиональных и региональных
инфраструктурных систем- транспорта, связи, информатики, обеспечивающих и
стимулирующих региональные структурные сдвиги и эффективность региональной
экономики.
ü Преодоление чрезмерного отставания по уровню и
качеству жизни населения отдельных республик и областей России.
Политика устранения зависимости России от
импорта продовольствия потребует ускоренной интенсификации сельского хозяйства
Нечерноземья и южных районов России. Большая часть задач региональной политики
России будет перемещаться на уровень регионов. Будет создан
социально-экономический механизм, сочетающий государственное регулирование с
региональным самоуправлением.
Одной из важных задач в проведении экономических реформ России
являются поддержка процесса суверенизации национально-государственных и
автономных образований Российской Федерации в рамках Федеративного договора;
необходимость достижения и укрепления межнационального согласия, доверия и
партнерства народов, устранения причин противоречий и этнических конфликтов,
соблюдения приоритета и равенства условий для представителей различных
национальностей, принятия мер по ли
квидации межэтнических диспропорций, выравниванию уровней развития./9/
ГЛАВА 4
АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА.
Современная аграрная
политика применительно к сельскому хозяйству развитых стран с рыночной
экономикой базируется на:
v
малоэлластичности рынка
продовольствия в зависимости от цен (физиологические особенности населения
обуславливают относительно стабильное потребление определенного набора
продуктов питания , при необходимости уменьшаются расходы на приобретение
предметов длительного пользования и лишь в последнюю очередь , при повышении
цен и снижении реальных доходов , сокращается использование продовольствия ;
поскольку потребление определяется одновременно действующими , но не совпадающими
физиологическими и экономическими факторами , спрос на продовольствие не
возрастает соответственно повышению доходов или снижению цен);
v
малоэластичности самого
аграрного производства относительно цен (требуется значительный период времени
для приспособления к новым ценам в связи с климатическими и технологическими
особенностями с/х ,зависимостью его от ресурсопоставляющих отраслей ,высокой
потребностью в капитале и одновременно относительно низкой фондоотдаче, а это
,в свою очередь , связано с ространственной рассредоточенностью хозяйств,
сезонностью работ ,биологическим характером производства и его неустойчивостью
, другими при родно-климатическими ограничениями , а так же , как правило , с
многообразием форм деятельности ,использованием техники лишь в определенные
периоды года ,функционированием в условиях монополизированности других отраслей
АПК , падением доходности и возможностей расширенного воспроизводства ).
По этим причинам политикой цен и доходов можно лишь
частично регулировать предложение и спрос населения на продукты питания , а
продовольственное обеспечение не имеет саморегулирующего характера.
Страницы: 1, 2, 3
|