Направления работы РГБ по связям с
общественностью определяются ее основными функциями. Это – формирование
максимально полного фонда отечественных и зарубежных документов; создание
источников библиографической, реферативной и обзорно-аналитической информации,
электронных баз и банков данных; консервация и реставрация документов;
библиотечное и информационное, в том числе и справочно-библиографичекое
обслуживание посетителей; проведение культурно-просветительских и
образовательных мероприятий; осуществление научно – исследовательской и научно
– методической работы в области библиотечного дела, участие в федеральных
целевых и иных программах; образовательная деятельность, повышение квалификации
и профессиональная переподготовка кадров в форме организации послевузовского
профессионального и дополнительного образования; реализация программ ООН,
ЮНЕСКО, Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений,Международной
организации по стандартизации, Совета Европы, других международных организаций,
сотрудничество с зарубежными библиотеками, другими организациями в сфере
культуры, образования и науки.
РГБ активно использует ПР – технологии,
которые апробированы и могут быть успешно применены в любой библиотеке: это
издательская деятельность, выставки, конференции, циклы лекций, докладов,
литературно-музыкальные композиции.
Важную роль в развитии общественных связей
играет веб-сайт РГБ, дизайн которого в 2001 г. был полностью изменен и
сконструирован в соответствии с потребностями развития
библиотечно-информационной деятельности. Сегодня уже несколько подразделений
Библиотеки претендуют на создание собственного сайта для того, чтобы
самостоятельно развивать рекламу своей продукции.
В формировании позитивного имиджа РГБ,
«внутреннего» и «внешнего» ПР трудно переоценить значение информационного
бюллетеня «Новости РГБ» и профессионального журнала «Библиотековедение». Если
«Новости» представляют интерес в первую очередь для сотрудников Библиотеки и
отражают основные события в работе различных ее структур, то журнал
«Библиотековедение» предоставляет возможности для контактов профессионалов,
знакомства с корпоративной, в частности, профессиональной деятельностью сотрудников
РГБ и их коллег из других библиотек, субъектов Федерации, стран СНГ и библиотек
мира.
Кроме того, РГБ совместно с профессиональным
журналом о связях с общественностью и ПР-рынке «Советник» выступила инициатором
общероссийского проекта «ПР и Библиотека». Его участниками являются: РГБ,
журнал «Советник», профессиональный ПР-портал sovetnik.ru, Международный народный институт рекламы, Международный пресс-клуб,
Российская ассоциация по связям с общественностью, Центральная библиотека № 132
Центрального административного округа Москвы, Методический центр «ПР – услуги
для экономики и бизнеса», Высшая школа экономики, Вольное общество социальных
технологов.
Цель проекта – научное, информационное и
методическое обеспечение темы «ПР и Библиотека». По этому проекту подготовлен и
недавно выпущен в свет издательством РГБ «Пашков дом» и издательством
Международного института рекламы библиографический указатель книг на русском и
иностранном языках «Реклама и ПР».
Одно из направлений данного проекта –
комплектование Открытой библиотеки по рекламе и ПР в РГБ – как отельного фонда
(для ее читателей) и в Международном институте рекламы (для студентов и
преподавателей, специалистов по рекламе и ПР).
В рамках проекта «ПР и Библиотека» 7 февраля
2001 г. состоялся «Библиотечный день», программа которого включала: презентацию
этого проекта в РГБ; встречу с авторами современных книг о ПР; выставку-продажу
специальной литературы; презентацию специализированного консультационного
пункта «ПР-информация для всех» и методического центра «ПР услуги для экономики
и бизнеса»; предоставление тематических блоков: библиотечный ПР-фонд, базы
данных по связям с общественностью в Интернете.
РГБ выступает в качестве эксперта в проекте по
проведению конкурса на национальную премию в области развития связей с
общественностью «Серебряный Лучник». Его организаторами являются
Торгово-промышленная палата РФ, Союз журналистов России, Российская Ассоциация
по связям с общественностью, агентство «Р.И.М.».
В рамках проекта объявлены номинации: «Лучший
ПР-проект»; «Лучшая работа по теории ПР»; «ПР-персона года»; «Лучшее издание,
освещающее вопросы «паблик рилейшнз»; «Регион, в котором наиболее развиваются
связи с общественностью». Национальной премией «Серебряный Лучник» отмечаются
авторы наиболее интересных работ, профессионалы, внесшие существенный вклад в
развитие связей с общественностью, лица, применяющие ПР-методы в своей
политической, общественной, профессиональной деятельности. В каждой номинации
победителям вручается диплом и статуэтка «Серебряный Лучник».
Агентсва и авторы,чьи работы заняли высшие
позиции в рейтинге, награждаются дипломами.
В рамках конкурса будет проходить презентация
книги «50 лучших ПР-проектов», которая позволит ознакомиться с наиболее
интересными решениями в рамках ПР-технологий и поможет библиотекам продумать
свои проекты и представить их на соискание национальной премии. Такой прецедент
уже есть. В 2001 г. на соискание премии был представлен проект Национальной
библиотеки Республики Башкортостан. Более того, являясь частью инфраструктуры
конкурса «Серебряный Лучник», РГБ могла бы провести переговоры с учредителями
премии и исполнительной дирекцией о том, чтобы открыть номинацию «Лучший
ПР-проект библиотеки», если это предложение поддержит библиотечная
общественность.
Перспективные ПР-направления РГБ будут
в дальнейшем развиваться в векторе: Москва – Россия – страны СНГ – библиотеки и
информационные центры зарубежных стран, международные профессиональные
организации.
В числе перспективных направлений –
совместные проекты с национальными библиотеками стран СНГ и Балтии в рамках
Библиотечной Ассамблеи Евразии; активизация сотрудничества с издательствами,
издающими организациями России и зарубежных стран; деловое сотрудничество по
многим направлениям с Российской национальной библиотекой, с библиотеками
различных систем и ведомств, с отельными информационными, культурными центрами
России. В частности, предлагается проект «Публичные библиотеки России – центры
народного творчества» совместно с Государственным республиканским центром
народного фольклора. Впереди еще много планов. Успех их реализации в неменьшей
степени зависит не только от РГБ, но и от инициативы наших коллег, партнеров,
общественности, усилий Министерства культуры РФ как гаранта осуществления на
государственном уровне библиотечной политики в целом и, в том числе, в сфере
общественных связей.
7. Связи с общественностью: новый импульс
развития библиотек.
Деятельность любого государственного
учреждения в любой стране
невозможна без систематических связей с общественностью.
Особую актуальность для России они приобретают сегодня, когда в ее
социокультурной сфере рыночные принципы завоевывают все более прочные позиции.
На первый план выходят экономические методы управления, в том числе и
библиотечном деле. Посредством связей с общественностью библиотеки сообщают
различным слоям населения о себе, о тех возможностях, которыми располагают их
фонды, о спектре библиотечно-информационных услуг.
Как показывает опыт российских библиотек,
которые уже активно включились в рыночные процессы, связи с общественностью
могут вносить существенный вклад в стабилизацию и улучшение их материального
положения, повышение статуса как культурно-информационных учреждений.
Пресс-конференции, торжественное открытие выставок, недели и декады библиотек,
чтения, празднование круглых дат в жизни библиотечной общественности, музеи в
библиотеках, привлечение внимания местных властей, спонсоров, деловое
сотрудничество и партнерство – все это в той или в иной степени используется
библиотеками различных систем и ведомств. Естественно, что без активных
мероприятий по связям с общественностью современная библиотека не может успешно
развиваться как социальный институт и наращивать потенциал для будущего.
В области организации связей библиотек с
общественностью известен опыт США, Великобритании, Швеции, Дании, Германии.
Столкнувшись с практикой сокращения государственных ассигнований на развитие
библиотечного дела, библиотеки этих стран внуждены были отстаивать свои
позиции, используя силу общественного мнения. Они первыми вступили в «эпоху»
конкуренции с современными средствами социальной коммуникации, бурное развитие
которых повлекло за собой падение общественного интереса к книге и библиотеке.
Сегодня достаточно распространено мнение о
том, что библиотеки, якобы, начинают уступать Интернету свои ведущие позиции в
сферах образования, науки, просвещения, культуры. Это еще один аргумент в
пользу того, что библиотеки должны больше уделять внимания связям с
общественностью, придавать им планомерный, системный характер,использовать все
возможные каналы, в том числе и электронные средства массовой информации.
Последние, при продуманной, целенаправленной политике, могут способствовать
развитию библиотек на качественно новом уровне.
Тема связей с общественностью очень обширна и
многогранна. С точки зрения деятельного подхода она предполагает постановку
цели, задач, выбор способов их решения и достижение конечного результата. Связи
с общественностью – это комплекс проблем, касающихся философии, социологии,
психологии, теории социальных коммуникаций и т. д.
В библиотечно – информационной политике есть
несколько инструментов ее формирования, но ведущим является ПР-инструмент.
В качестве главной причины его использования
чаще всего выдвигается недофинансирование библиотек. Действительно, в
современных экономических условиях при формировании ресурсов библиотеки и,
прежде всего материальных,финансовых, определении стратегии и тактики развития,
трудно переоценить роль налаженных связей с властными структурами, от которых
зависит выделение средств. Точно так же с точки зрения прагматических интересов
важны контакты с реальными и потенциальными спонсорами, с деловыми партнерами.
Объемы финансирования библиотек особенно на
региональном уровне в немалой степени зависят от умения показать
результативность деятельности библиотеки как главного
документно-информационного ресурса города, района, без которого невозможно
нормальное функционирование всех сфер общественной деятельности: производства,
науки, образования, культуры. Опыт различных регионов свидетельствует, что
местные власти, не говоря уже о различных фондах, а также коммерческих
структурах, готовы выделять средства прежде всего на конкретные, выверенные с
точки зрения социальной значимости, достаточно быстрой отдачи и экономической
целесообразности библиотечные проекты.
Библиотечный ПР отнюдь не равнозначен прежним
координационным связям. Сегодня речь идет о социальном партнерстве, цель
которого – формирование единого культурно-информационного пространства, решение
первоочередных задач, важных для населения. Особенность библиотек-новаторов в
том, что они идут к своим партнерам (муниципальным властям, депутатам,
общественным объединениям, коммерческим фирмам и пр.) не в роли просителей, а с
заранее продуманными предложениями, которые основаны на нестандартных подходах
к решению актуальных для них проблем. Библиотека как равноправный партнер
предлагает свои информационные ресурсы и интеллектуальный потенциал.
Это означает, что связи с общественностью – не
разовая акция, а одно из приоритетных направлений библиотечно-информационной
политики и одновременно средство освоения новых социальных технологий.
Последнее обстоятельство составляет главное отличие ПР от другого рода
инструментов: в оптимальном варианте ПР всегда связан с воздействием на
общественное сознание, с изменением стереотипов, преодолением
мифологизированных представлений о библиотеке. Не случайно связи с
общественностью называют также «репутационным менеджментом».
Рассматривая социальное партнерство как содержательную
основу ПР, следует остановиться на взаимоотношениях библиотеки с общественными
структурами, некоммерческими и неправительственными организациями и их
региональными отделениями. Известно, что именно их деятельность во многом
определяет формирование гражданского общества. У российских библиотек имеются
давние традиции привлечения общественности в качестве важного партнера при
определении направлений своей деятельности. Достаточно вспомнить читательские
советы, успешно функционировавшие в конце 1950-х – начале 1960-х гг., позже в
1970-е гг. клубы по интересам, которые выступали своеобразной формой
самоуправления читателей. В начале 1990-х гг. по западным образцам создаются
общества друзей библиотеки, оформляется волонтерское движение, куда входят не только
читатели, но и известные в регионе представители интеллигенции, сотрудники
местных СМИ.
Являясь открытой системой, направленной на
удовлетворение ожиданий различных слоев населения, библиотека, и в первую
очередь публичная, в большей степени, чем любые другие общественные и
государственные структуры, имеет возможность стать центром притяжения
общественных организаций. При этом библиотека может многое сделать для
институализации последних, осуществляя их информационное обеспечение и
презентации результатов социально-полезной деятельности, а также для
привлечения их к участию в осуществлении своей библиотечной политики.
Как известно, ПР «внешние» взаимосвязаны с ПР
«внутренними», которые функционально близки управлению персоналом. Порой можно
встретить мнение, что библиотечная политика – это прежде всего влияние на
внешнюю среду. Но без поддержки «изнутри», без сплоченной команды
единомышленников невозможно добиться каких бы то ни было позитивных изменений.
Итак, цель ПР–деятельности библиотек – это формирование
благоприятного социального отношения и внутреннего «климата» для выполнения
библиотекой своих функций, привлечение внимания государства, общества,
коммерческих организаций к значимости библиотечной деятельности, обусловленной
неповторимостью фондов, составом читателей, особенностями региона,
социокультурным профилем.
Чтобы успешно развиваться, библиотеки должны
стремиться к расширению круга своих читателей, пользователей, привлечению
различных слоев населения, позитивно относящихся к ним, по возможности сокращая
категории лиц, скептически воспринимающих систему предлагаемого библиотечного
сервиса.
Задачи библиотек в рассматриваемой сфере
деятельности – в том, чтобы правильно организовать и систематически проводить
работу с общественностью на основе изучения, учета и удовлетворения
многообразных интересов граждан; вести эффективный диалог с приоритетными
группами общественности; создавать позитивный информационный образ библиотеки;
устанавливать устойчивое взаимопонимание между сторонами; постоянно работать
над дальнейшим расширением аудитории пользователей; развивать специальные
направления работы по пропаганде фондов библиотеки и рекламе ее услуг, в том
числе, основанных на новых информационных технологиях.
Основополагающий принцип организации работы по
связям с общественностью – широкое информирование о деятельности библиотеки в
целом и отдельных ее подразделений. Эта работа должна объединять все элементы
библиотеки как системы: фонды, аудиторию пользователей, библиотечный персонал,
материально-технические ресурсы.
Для эффективного развития ПР деятельности
библиотека в зависимости от внешних условий неизбежно должна определять для
себя приоритетные группы, воздействие на мнение которых необходимо ей в первую
очередь.
Всю реальную и потенциальную аудиторию
библиотеки можно условно дифференцировать на следующие подгруппы: пользователи
и непользователи; органы государственной власти; лидеры общественного мнения;
печатные и электронные средства масовой информации; мультикультурное население;
обучающиеся в системах среднего и высшего образования; коммерческие структуры;
творческие союзы и объединения; общественные организации.
Концепция ПР-деятельности любой
библиотеки включает следующие взаимосвязанные этапы: изучение объекта
воздействия, организацию планирования, обеспечение финансирования, формирование
политики поведения библиотеки, осуществление процесса коммуникации с внешними и
внутренними объектами, оценку полученных результатов. Эта работа требует
мониторинга – непрерывности наблюдения изучаемой аудитории, сбора фактов, их
систематизации и критического анализа, на основе которых становится возможным
прогнозирование научного и практического развития связей с общественностью.
8. Заключение
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:
1.
На современном этапе развития библиотек связи с
общественностью представляют собой одно из приоритетных направлений
библиотечно-информационной политики, являются средством освоения новых
социальных технологий.
2.
Связи с общественностью – это тщательно продуманная,
спланированная и поэтапно осуществляемая деятельность, ориентированная на
заранее определенный результат.
3.
ПР-деятельность осуществляется на основе:
-
постоянно поддерживаемых в активном состоянии всех
имеющихся связей и контактов, установленных библиотекой;
-
специально разрабатываемых проектов, представляющих
собой многоходовые комбинации и схемы, продуманные и выстроенные таким образом,
чтобы все партнеры – участники проекта, получили выгоду или, по крайней мере,
были удовлетворены своей деятельностью и положением.
4.
Деятельность по связям с общественностью не может
строиться по шаблону, так как библиотеки находятся в неодинаковом положении и
решают разные задачи.
5.
Учитывая неразработанность принципов организации
этой деятельности в библиотечной сфере, ее инновационный характер, а значит –
сопряженность с риском, необходимость ее координации, обобщения и
распространения опыта, следует осуществлять корпоративный ПР – развитие связей
между библиотеками.
Развитие библиотечно-информационного обслуживания
с применением ПР-технологий, позволит библиотекам развиваться в новом ключе, не
выпадать из течения времени, а также стать мощным инструментом в построении
нового информатизированного общества.
9. Список использованной литературы.
1.
Арбузов М. Ф. Пропаганда и реклама в книжной
торговле.-М.:Книга,1986г.-с. 24-26;
2.
Борисов Б. Л. Технологии рекламы и ПР.-Учеб.
Пособие.-М.: Гранд-фаир, 2001 г.-с. 314, 421-425;
3.
Дворкина М. Я. Зачем нужна библиотечная реклама //
Сов. библиотековедение.-1992 г.-№2-с. 89
4.
Клюев В. К. Связи с общественностью: библиотечный
вариант //Библиография.-2000 г.-№1.-с. 40-43
5.
Матлина С. Г. Привлекательная библиотека, или Что
может реклама.-М.: Либерея, 2000.-с. 23-26
6.
Михнова И. Б., Цесарская Г. Л. Как сделать рекламу
библиотеки: теория, методика, практика.-М.: «Библиомаркет», 1996 г.-с.95
7.
Никонорова Е.В. Связи с общественностью: новый
импульс развития библиотек //Библиотековедение.-2001 г.-№6-с.8-15
8.
Почепцов Г. Г. Паблик рилейшнз, или Как успешно
управлять общественным мнением.-М.: Центр, 1998 г.-с. 154
9.
Прокопенко Е. Использование средств и методов
«Паблик рилейшнз» // Библиотека.-1999 г.-№1.-с. 22-23
10.
Чумиков А. Н. Связи с общественностью: Учеб.
Пособие.-2-е изд.-М.: Дело, 2001 г.-с. 206
11.
Ястребова Е. М. Учимся маркетингу
//Библиография.-2000 г. -№1.-с. 43-49
12.
URL:http//www.rba.ru Российская Библиотечная
Ассоциация (РБА)
13.
URL:http//www.library.ru
Информационно-справочный портал о библиотеках и для библиотек
14.
URL:http//www.rsl.ru Российская Государственная
Библиотека
Страницы: 1, 2, 3
|