Для
воплощения концепции стратегического маркетинга в публичных библиотеках
Германии наметилась последовательность предпринимаемых один за другим
двенадцати шагов: 1) определение функций данной библиотеки,
2) получение
согласия руководства и всего коллектива работать подобным образом, 3)
налаживание деятельности специальной группы реализации, 4) сбор и подготовка
данных о деятельности библиотеки, 5) анализ окружения библиотеки, 6) выявление
сильных и слабых сторон в ее функционировании, 7) определение конкурентов и
партнеров библиотеки, 8) сегментация рынка читателей, 9) определение целей
маркетинга, 10) установление, расширение и углубление контактов с целевыми
группами, 11) непосредственное претворение в жизнь концептуальных идей, 12)
контроль за достижением поставленных целей, оценка результативности кампании.
Все это составляет «каркас», только примерную формулу действий, которые всякий
раз должны наполняться конкретным содержанием; каждой библиотеке необходимо
разработать свою собственную полностью отвечающую местной специфике концепцию
марктинга.
На
сегодняшний день уже наметилась тенденция развития библиотек, в которой мы ясно
видим одно: библиотечному маркетингу требуется слияние с ПР-деятельностью, так
как связи с общественностью позволяют постоянно отслеживать «настроение»
целевой и читательской аудитории библиотек, как реальных, так и виртуальных,
строить дальнейшую работу с максимально выгодной стороны как для самой
библиотеки, так и для ее потребителей.
4. Опыт
российских специалистов.
В последние годы
система ПР весьма успешно зарекомендовала себя в отечественных библиотеках как
эффективное средство управления информацией и организацией общественного
мнения. В ее работу входит непрерывность и комплексность профильных
мероприятий, позволяет показать самые выигрышные аспекты деятельности и наиболее
адекватно отразить повседневную работу конкретной библиотеки. Вопросы ПР
успешно разрабатываются специалистами библиотек – территориально методических
центров, которые, в частности подготавливают и издают полезные методические
рекомендации, учитывающие местную специфику и накопленный позитивный опыт.
В различных
городах создаются специализированные отделы паблик рилейшнз
библиотечно-информационной системы (БИС), или сектора связей с общественностью.
Так, интересны
исследования профессора МГУКИ В. К. Клюева на страницах журнала «Библиография»
(2000, №1 с. 40-43) о практике функционирования в библиотеках Нижневартовска и
библиотеки Уральского государственного университета (Екатеринбург) проблемно
ориентированных структур ПР.
Рассмотрим их.
Среди основных
целей отдела ПР Нижневартовска БИС в Положении о его деятельности (1998 г.)
указаны: обеспечение коммуникационного процесса между
библиотечно-информационной системой и внешним окружением, испоьзование приемов
и методов ПР в работе с библиотечным персоналом. Для их успешного достижения
предусматривается проведение цикла научно-аналитических и практических
мероприятий, систематизация и анализ получаемых промежуточных результатов и
выработка рекомендаций по оптимизации реализуемых библиотекой направлений
работы.
В качестве
содержательных функциональных компонентов деятельности специализированного
отдела выделены: определение и оценка взаимного влияния БИС и внешнего
окружения; выявление и учет взаимосвязей внутреннего развития БИС и внешней
среды; изучение общественного мнения, отношения и ожиданий реальных и
потенциальных пользователей; информационно-рекламная и культурно-массовая
деятельность в контексте общей стратегии развития БИС; работа с конкурентами и
возможными партнерами (в том числе со спонсорами); воздействие на
психологический климат библиотечного коллектива для предотвращения конфликтов,
для гармонизации внутренних интересов и межличностных контактов.
В плане
работы сектора ПР научной библиотеки Уральского государственного университета
на 1999 г. доминировал проект «Видимая библиотека», предусматривающий три
главных направления – научное, информационное и имиджевое, которые тесно
переплетаются и дополняют друг друга. В числе наиболее значимых позиций В. К.
Клюев называет обновление информации о библиотеке на общеуниверситетском сайте
в Интернете (Web-page «Библиовести»); составление
пресс-релизов и размещение регулярных публикаций в местных средствах массовой
информации; организацию дней кафедр и дня библиотеки; подготовку «Путеводителя
по библиотеке» и соответствующих локальных информационно-рекламных материалов;
экскурсии по библиотеке; написание и представление ежегодных популярных отчетов
о работе библиотеки; проведение опросов общественного мнения (в частности,
анкетирование читателей); сотрудничество с издателями и другими
заинтересованными организациями города; формирование положительного имиджа
сотрудников библиотеки; создание и поддержание комфорта внутри библиотечного
коллектива. Последнее направление представлено в плане особенно детально и
предполагает реализацию четырех этапов: выявление с помощью анонимного
анкетирования основных психологических проблем («библиотекарь/библиограф –
читатель», «библиотекарь/библиограф - библиотекарь/библиограф»,
«руководитель/менеджер – подчиненный/ исполнитель»); организация лекций по
психологии общения, психологии личности, психологии поведения (6-8 часов);
тренинги под руководством специалиста – психолога (6 часов); повторное
анкетирование по итогам занятий.
В. К.
Клюев в своей статье подчеркивает, что методистам и маркетологам библиотек
важно не только самим овладеть азами ПР, но и быть способными научить коллег из
других подразделений библиотеки его основным приемам и методам. Только в этом
случае, по его мнению, станут возможными диалог с приоритетными группами
общественности, распространение необходимой информации и устойчивое
взаимопонимание между различными библиотечными структурами и пользователями,
создание популярности библиотечно-информационного учреждения, а в конечном
итоге – формирование гармоничных отношений библиотеки с обществом.
5. Опыт казахских
специалистов на примере Южно – Казахстанской областной научно-технической
библиотеки.
Преобразования, происходящие в библиотечной сфере, затрагивают ныне не
только технологические изменения, благодаря которым улучшается качественное и
оперативное удовлетворение информационных потребностей пользователей, но и
образ мышления библиотечных работников, нашедших в себе силы понять и принять
настоящее время и обновиться самим. В профессиональном сознании с новой силой
проявляются инициатива и творческий потенциал. Библиотекари стали мыслить
иначе, иначе организовывать свою работу, понимая всю важность создания нового
образа библиотеки, привлекая к ней интерес различных групп общества.
Связи, отношения
с общественностью становятся все более важными в деятельности современной
библиотеки, устанавливающей и успешно ведущей коммуникации с партнерами и
средствами массовой информации, с местной общественностью и государственными
структурами.
Южно – Казахстанская
областная научно-техническая библиотека, осваивая новые технологии, также
стремится к установлению и развитию прочных связей с общественностью
посредством современных методов общения и убеждения. Сегодня этому сопутствует
хорошая репутация библиотеки и имеющийся опыт. В своей деятельности библиотека
старается придерживаться общепринятой практики «паблик рилейшнз», которой
следуют в разных странах, но при этом учитывает и местные условия –
экономические, культурные, религиозные.
Общеизвестно, что
важнейшей частью отношений с общественностью являются отношения со средствами
массовой информации. Они выступают связующим звеном между библиотекой и
прессой, радио и телевидением. Сотрудничество ЮжКазОНТБ с местными СМИ
насчитывает многие годы. Библиотека имеет постоянные рубрики в областной газете
«Южный Казахстан», в «Своей газете», где регулярно размещаются небольшие
тематические обзоры литературы, библиографическая информация о книжных новинках
и другие материалы. Среди жанрового многообразия «библиотечных публикаций» в
местных газетах библиотека имеет возможность бесплатно размещать рекламные
объявления и приглашения.
Использование
каналов радио и телевидения также стало традиционным для ЮжКахОНТБ. 1997 г.,
например, принес библиотеке девять радиопередач на областном радио и
популярнейшей в Южно-Казахстанской области радиостанции «Юмакс», пять
телепередач на не менее популярном телеканале «Отырар». Журналисты СМИ – самые
активные пользователи библиотеки, получающие в ней информационную поддержку своей
профессиональной деятельности.
В целях создания
позитивного общественного мнения и поддержания непрерывного потока новостей
специалистами библиотеки готовится для СМИ информация текущего, событийного
характера, а также пресс-релизы, например, -о предоставлении нового вида услуг:
электронной почты, электронной доставке документов, электронных каталогов, о
проведении обучающих семинаров и т. д.
Важным средством
общения библиотеки с общественностью служит печатное слово и интернет.
Фирменные бланки, буклеты, визитные карточки и другие материалы играют огромную
роль в создании паблисити и позитивного имиджа Южно-Казахстанской ОНТБ,
повышают конкурентноспособность на рынке библиотечных услуг.
Ставя задачу
формирования фирменного стиля, специалисты библиотеки надеялись на
долговременное его использование, и в то же время постарались сделать его
динамичным, способным при необходимости допускать коррективы.
Прежде всего был
разработан и принят на рассмотрение Патентным агентством Министерства экономики
и торговли Республики Казахстан фирменный знак библиотеки. Сейчас он
повсеместно используется в рекламных и печатных изданиях, на официальных
бланках и вывесках. Почти так же часто, как и фирменный знак, используется
постоянный рекламный лозунг библиотеки: «Преуспевает владеющий информацией»,
который также отражает особенности имиджа библиотеки.
Большому
общественному резонансу способствовало получение Южно-Казахстанской областной
научно-технической библиотекой гранта Фонда «Сорос-Казахстан» и придание ей
статуса «модельной». Началась работа по организации на базе ЮжКазОНТБ
регионального центра по развитию библиотек, включающая проведение обучающих
семинаров, деловых игр, практикумов и «круглых столов» и т. д. для сотрудников
библиотек Южно-Казахстанской области и города Чимкент.
Внедрение
персональных компьютеров и множительной техники в деловую жизнь библиотеки
открыло возможность компьютерного макетирования и издания на месте, без
обращения к услугам типографии, разнообразных печатных материалов. С помощью
этой техники в библиотеке выпускаются буклеты, бланки, фирменные конверты,
читательские билеты, пресс-релизы, визитные карточки, отчеты и многое другое.
Для обеспечения качества печатных материалов подбираются высококачественная
бумага и цветовая гамма, присущая библиотеке.
Деловая переписка
также выступает важным средством связей с общественностью. Информационные
письма, предложения о заключении договоров на комплексное информационное
обслуживание адресуются конкретному должностному лицу, коротко информируя о библиотеке
и направлениях ее деятельности. Все они выполняются на фирменных бланках и
вместе с рекламными материалами упаковываются в фирменные конверты. Время
показало: к такой корреспонденции проявляется повышенное внимание.
Южно-Казахстанская
областная научно-техническая библиотека в последние годы все активнее
утверждает себя в пространстве города, используя средства наружной и внутренней
рекламы. Располагая ограниченными возможностями, тем не менее библиотека
организовала красивое и информационно насыщенное оформление витрин,
заставляющее прохожих останавливаться. Юж-КазОНТБ не располагает обширными
производственными площадями, но умеет грамотно распоряжаться имеющимися,
создавая и при необходимости гибко преобразуя интерьер. Пользователь свободно
ориентируется в библиотеке и, попав в белоснежный вестибюль офисного типа,
сразу же получает информацию о ее подразделениях. В пространствах читального,
каталожного и других залов используются элементы оформления, разные по
характеру, но единые по замыслу художественного решения.
Самое главное –
в библиотеке умеют внимательно прислушиваться к голосу конкретного человека,
нуждающегося не только в информации, но и в психологической поддержке, в улыбке
библиотекаря. Внимательный, элегантный, умеющий прийти на помощь сотрудник
библиотеки – лучшая ее реклама.
Сравнительно
недавно в библиотеке введен новый порядок обязательного ношения бэйджей, на
которых крупно выделены имя и отчество. Общение с пользователями стало
персонифицированным, т.е. более личным, открытым, позволяющим преодолеть
неопределенность в диалоге.
В библиотеке
царит «чувство семьи», где все сотрудники осознают себя необходимой и очень
важной частью организации. При решении различных задач и в повседневных заботах
обязательно запрашиваются их идеи и мнения. Все это определяет успех начинаний
и стабильность библиотеки, ее жизнеспособность.
Сказанное дает
основание говорить об успешном процессе формирования методами и средствами
«паблик рилейшнз» как паблисити, так и позитивного имиджа Южно-Казахстанской
областной научно-
6. ПР – деятельность
Российской госдарственной библиотеки.
Направление и содержание ПР – деятельности РГБ
обусловлено ее Уставом, утвержденным Постановлением Правительства Российской
Федерации 23 марта 2001 г. № 227. РГБ – федеральное государственное учреждение,
определена в нем как особо ценный объект культурного наследия народов
Российской Федерации. Утверждено также, что библиотека является
общегосударственным хранилищем документов, научно-исследовательским учреждением
по библиотековедению, библиографоведению и книговедению, методическим,
научно-информационным и культурным центром федерального значения. РГБ
обеспечивает собирание, хранение фондов, содействует всеми имеющимися ресурсами
развитию образования, культуры, просвещения. Ее основные направления развития
охватывают сохранение и актуализацию уникальных фондов,
библиотечно-информационное обслуживание читателей, развитие
научно-исследовательской и издательской сфер, информатизацию, реконструкию и т.
д.
Создание позитивного информационного образа РГБ
необходимо для изменения от традиционного восприятия ее пользователем как
образа «музея», «склада» книг к образу гигантского хранилища информации,
накопленной многими поколениями цивилизации и доступной каждому. Именно
созданием нового образа определяется позиционировние библиотеки в системе
связей с общественностью, включая государственные, коммерческие структуры,
оценка ее как учреждения уникального, востребуемого, привлекательного для
инвесторов, а значит и возможности библиотеки для инвестиционных проектов и
бюджетного финансирования.
Российская государственная библиотека
предоставляет читателям все свои фонды,уникальные по полноте и универсальные по
тематике. Она располагает собранием отечественных и зарубежных документов на
247 языках мира, объемом более 42 млн. единиц хранения.
РГБ – крупнейшая библиотека Европы, вторая
библиотека мира. Ее фонд содержит ценнейшие собрания рукописных книг, начиная с
6 в., инкунабул 16 в., палеотипов первой половины 16 в., а также редкие издания
второй половины 16-17 вв.
РГБ ориентируется на интересы российского и
международного научного сообщества, сотрудничает с библиотеками и организациями
более чем 100 стран мира. Она имеет свыше 2,5 тыс. партнеров по книгообмену и
международному библиотечному абонементу.
РГБ – крупнейший научно-исследовательский
институт в области библиотечного дела, библиографии, книговедения, а также
всероссийский информационный центр по культуре и искусству.
Библиотека открыто выступает в средствах
массовой информации с публикациями о состоянии дел, достижениях и проблемах.
Результаты деятельности Библиотеки по основным
ее направлениям показывают, что она востребована, отвечает запросам общества в
различных сферах науки, культуры, образования, просвещения, бизнеса, предпринимательства.
На создание положительного информационного
образа российских библиотек и в первую очередь РГБ нацелен новый общероссийский
проект, который она начала в 2002 г., - «Библиотеки России в СМИ:
Информационный образ и социальная поддержка». Его цель – показать облик
современной библиотеки, уникальность ее фондов и информационных возможностей
для пользователей, привлечь внимание общественности к ее проблемам. Этот проект
включает методическое, научное и информационное содержание, циклы теле- и
радиопередач, публикаций в общероссийской и региональной прессе. Библиотеки
России предстают во всем своем многообразии – как центры информационные,
культурные, просветительские, учебные, деловые, как институты социальной и
психологической реабилитации. Были показаны библиотеки разных ведомств и типов
– от центральных, федеральных, до региональных, сельских.
Страницы: 1, 2, 3
|