Рекламное сопровождение деятельности библиотек
Московский
государственный университет культуры и искусств
Библиотечно-информационный
институт
Факультет
библиотековедения, библиографии и информатики
Кафедра
управления библиотечно-информационной деятельностью
Рекламное
сопровождение деятельности библиотек
(особенности,
основные направления, проведение ПР)
Курсовая
работа
=
Исполнитель-студент
Махагова Р. Д.
Научный руководитель
к. п. н., доцент
Дементьева Н. Ю. _______
Москва,
2008
План
1. Введение………………………………………………………………с. 1
2. Определение ПР………………………………………………………с.
2 - 4
3. Зарубежный опыт: учимся
маркетингу……………………………...с. 5 - 7
4. Опыт российских
специалистов……………………………………..с. 8 - 9
5. Опыт казахских специалистов на
примере Южно-Казахстанской областной научно-технической библиотеки………………………..с.
10 - 12
6. ПР-деятельность Российской
государственной библиотеки………с. 13 - 16
7. Связи с общественностью: перспективы
развития библиотек…….с. 17 - 20
8. Заключение……………………………………………………………с.
21
9. Список использованной
литературы…………………………………с. 22
1. Введение
Вопрос, как
повысить популярность библиотеки и привлечь внимание общества к ней, давно
занимает библиотековедов и библиотекарей-практиков. Васильева В. Н., в
комплексном пособии по управлению библиотеками «Библиотечное дело» (СПб.; М.:
Т-во М. О. Вольф, 1912), среди общих вопросов выделила подраздел «Гласность», в
которой указано: «Библиотеки должны обратить большое внимание на
распространение сведений об их деятельности, пользуясь всяким поводом, чтобы
заговорить о ней». Подчеркнуто, что «даже отрицательные стороны деятельности
библиотеки должны быть выставлены на свет: шум, вызванный ими, недовольство,
критика – все это залог процветания дела и несравненно полезнее для него, чем
замалчивание» (с. 126-127)
В современной
профессиональной лексике широко используется англоязычное понятие «паблик
рилейшнз» (PR, ПР или «Пи Ар»), что в
переводе с английского языка значит «связи с общественностью».
В США, на родине
ПР, давно существует мнение, что связи с общественностью для любой организации,
вне зависимости от организационно-правовой формы, означают приблизительно то же
самое, что здоровье для человека: чем их больше по количеству и чем лучше по
качеству, тем она дееспособнее и эффективнее функционирует. Это касается
деятельности российских библиотек в целом, а также их подразделений в
частности, и в особой мере тех, которые связаны с обслуживанием читателей.
Таким отделам жизненно необходимо углублять ПР-контакты и интенсивнее изучать
группы общественности (а они могут отличаться друг от друга по половому,
возрастному, профессиональному, поведенческому и иным признакам и по разному
относиться к услугам библиотеки).
Знание и
творческое практическое применение паблик рилейшнз сегодня, пожалуй, как ни
одно другое направление менеджмента, необходимы для российских библиотек и
входящих в их структуру библиографических и маркетинговых служб, потому что ПР
способствует общению, взаимопониманию, сотрудничеству между организацией и её
общественностью, увеличивают степень доверия, обеспечивают устойчивость и
стабильность обращений пользователей библиотеки, успех и результативность её
работы. ПР несомненно является атрибутом демократического социума, вносят
ясность, делают прозрачными и понятными для населения различные сферы
общественных отношений, а в таких направлениях как
информационно-библиографическое обслуживание, эти принципы занимают одно из
приоритетных мест и являются залогом востребованности.
2. Определение
ПР.
Есть много попыток определения ПР. Наряду с
описательным и функциональным, широко используется сравнительный метод. В его
рамках мы сопоставляем или отождествляем ПР с тем, что нам (многим членам
сообщества) уже известно и что лучше всего характеризует ПР:
·
искусство и наука создания делового имиджа для
организации и индивидуумов на основе правовой, официальной, событийной и иной
оперативной информации (над этим постоянно работают наши библиотеки);
·
искусство и наука достижения гармонии посредством
взаимопонимания между организацией, т. е. библиотекой и обществом, основанные
на правде и полной информированности граждан;
·
планируемые продолжительные усилия, направленные на
создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией
и её общественностью.
Одна из современных и хорошо запоминающихся
дефиниций ПР дана американцем Дж. Грунингом: паблик рилейшнз – это
коммуникационный менеджмент между организацией (в нашем случае – библиотекой) и
её публикой. Для успешного «сбыта» своих услуг сотрудники маркетинговых и
библиографических служб библиотек должны знать клиента в лицо, его потребности
и запросы, привычки и наклонности, пристрастия и проблемы (по возможности
сопредельные и пограничные, те, которые также можно решить и совместить с
задачами библиотек). Они должны общаться с клиентом так, чтобы постоянно быть в
курсе его библиотечно-библиографических интересов и вероятных пожеланий в
ближайшем и более отдаленном будущем.
Ознакомимся с базовыми постулатами ПР (самый
важный из них – корпоративная социальная ответственность), которая позволяет
персоналу библиотеки грамотно и оперативно поддерживать связи с пользователями,
библиографическими и марктинговыми службами – расширять влияние на приоритетные
группы потребителей их услуг и продукции, вносить вклад в улучшение управления
информационными потоками всей организации.
ГПНТБ РФ издал в 2000 г. самоучитель
(программу, практикум, вводную лекцию) по паблик рилейшнз для работников
библиотек. Освоив даже краткий курс ПР, уяснив прошлое, настоящее и тенденции
развития ПР-профессии, а также две базовые функции ПР-менеджмента (сбор и
распространение информации наиболее важным слоям общественности), сотрудник
вышеназванных служб библиотеки сможет корректно выполнять стоящие перед ним задачи
– верой и правдой служить и действовать во благо и организации, и общества,
способствовать постоянному и плодотворному диалогу между ними посредством
специфических информационно-библиографических приемов работы, основанных на
ПР-фундаменте.
ПР располагает собственными инструментами.
Наиболее часто употребляются и приносят заметные результаты в
библиотечно-библиографической деятельности следующие: анализ общественного и
опубликованного мнения, стратегии по информированию и коммуницированию, проекты
и инициативы (слово, иллюстрации, мероприятия) кампании.
Паблик рилейшнз предоставляет в наше
расположение разнообразные умения и навыки, при помощи которых можно помогать
администрации библиотеки и ее подразделениям отслеживать общественное мнение,
правильно и своевременно реагировать на его изменения (причем на личностном и
учрежденческом уровнях), заблаговременно готовиться не только к незначительному
«охлаждению» общественного мнения, но и к кризисным ситуациям.
Один из разделов ПР – кризисные ПР. Даже в
библиотеках могут возникнуть непредвиденные и угрожающие ее существованию
ситуации: утрата важных массивов информации (фактографической,
библиографической, персональной и т. п.) в связи со сбоем в компьютерной
технике и сетях; неплатежеспособность банка и банковской системы; потеря одного
из ведущих сегментов рынка пользователей библиотечно-информационной продукции
из-за более выгодных предложений контрагентов; существенные изменения в
государственной, ведомственной или муниципальной библиотечной политике,
значительно ухудшающие ее финансирование; подделка или фальсификация одного из
популярных и хорошо раскупаемых продуктов (например, эксклюзивного
биобиблиографического указателя к 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина или
компакт-диска с текстами произведений из отдела редких книг вашей библиотеки);
появление в вышестоящем органе лиц, враждебно относящихся к библиотеке, к ее
маркетинговой деятельности и пр. Но даже самые негативные ситуации преодолимы и
поправимы, если за дело возьмутся ПР-профессионалы, взрощенные на «библиотечной
почве».
Что бы ни произошло, сотрудники маркетинговых
и библиографических служб должны довести полную и достоверную информацию до
ПР-менеджера или до ответственного за ПР-деятельность библиотеки сотрудника
(или до первого лица в учреждении), помочь ему/ей разработать конкретный план
преодоления инцидента, установить четкие ориентиры по трактовке ситуации и
восстановлению репутации этой службы и библиотеки как таковой. Сотрудники
библиографических и других подразделений играют при этом хотя и не ведущую, но
направляющую роль, так как владеют конкретикой и могут подсказать правильные
решения.
Усвоивший содержание и приемы техники ПР
сотрудник библиотеки сможет активно и целенаправленно формировать ее
положительный имидж и паблисити, добиваться большего эффекта и усиливать своими
данными, фактами, а иногда и личным потенциалом, а также умениями проведения
широкого спектра ПР-мероприятий (в том числе и по
информационно-библиографической тематике): пресс-конференций, приемов, выставок,
презентаций, выступлений по радио или на телевидении, «круглых столов», дня
открытых дверей, выпуска «фирменного» журнала или газеты для пользователей
библиотечно-информационных услуг.
Это увеличит популярность организации и
привлечет к ней сторонников, друзей и даже меценатов, спонсоров, инвесторов, о
которых мечтает каждая библиотека.
В заключении подчеркнем, что сотрудники
библиографических и маркетинговых служб вместе с ПР-менеджерами должны не
останавливаться на достигнутом, а непрерывно повышать професиональный уровень.
В любой деловой библиотеке (бизнес-библиотеке)
или соответствующем отделе должен присутствовать хотя бы минимум материалов по
ПР, а также периодические издания – журналы «Советник» Российской ассоциации по
связям с общественностью, «Маркетинг», «Рекламное измерение» и др.
3. Зарубежный опыт: учимся маркетингу.
Известно, что
маркетинг зародился в начале 20-го века в США, а свое бурное распространение
получил в середине нашего столетия. Отметим тот факт, что в настоящее время результаты
маркетинговых (рыночных) исследований применяют почти 90% американских компаний
в промышленности и сфере услуг, и более 75% компаний в таких ведущих
капиталистических странах, как Германия и Великобритания.
Приводя к
ощутимому «оздоровлению» финансового положения корпораций и фирм, маркетинг все
прочнее завоевывает приоритетное место как в системе мирового
капиталистического производства, так и в непроизводственном секторе, в том
числе и в библиотечной отрасли.
В процессе
непрерывной дифференциации возник и выделился библиотечный маркетинг, который,
в свою очередь, претерпел раздвоение и объединяет в себе два вида показателей –
качественных и количественных. Прекрасно понимая закон диалектики о переходе
количества в качество, укажем на относительную самостоятельность обоих видов.
Естественно, что повышение качества библиотечной работы должно привести к росту
количественных параметров деятельности библиотеки, но это не может быть
самоцелью.
Основным
назначением качественно сориентированного библиотечного маркетинга является
создание благоприятных, первоклассных условий для удовлетворения
библиотечно-библиографических запросов населения. Количественный библиотечный
маркетинг предполагает увеличение книгообращаемости, книговыдачи, читаемости,
посещаемости (как реальной, так и виртуальной библиотеки) и т. д. За счет
привлечения в библиотеку тех бывших «нечитателей», которые ранее по самым
различным причинам не прибегали к ее услугам и которым помогли ее открыть для
себя через хобби, досуговые увлечения.
Маркетинг, как и
ПР, выявляет рациональные пути коммуникации между теми, кто предлагает услуги
(библиотека) и кто «покупает» их (читатели).
Смысл
маркетинговых операций состоит в том, чтобы предоставить услуги (или в более
традиционной терминологии – «продукт») на таких условиях, которые
потенциальному потребителю понравятся больше, чем альтернативные предложения.
Нельзя забывать то, что за пользование услугами библиотеки читатель несет свои
«расходы»: теряет свое личное свободное время, деньги (оплата за проезд в
общественном транспорте, бензин, если он едет на личной машине, библиотечные
налоги и т. д.). Потому очень важно, чтобы притягательность посещения
библиотеки у читателей превалировала бы над всеми отягощающими и сопутствующеми
этому элементами.
Как правило,
маркетинг включает три главных компонента: 1) анализ задач учреждения (на что
нужно сделать упор – комплектование и хранение или на обслуживание читателей;
кто приходит, кто и почему избегает посещения библиотеки; какие другие
учреждения конкурируют с библиотекой; какие будущие события в регионе и за его
границами могут повлиять на деятельность библиотеки и т. д.),
2)анализ
«рынков» (где находятся «рынки» библиотеки; как выглядят их сегменты – целевые
группы пользователей; каковы их потребности и возможности; имидж библиотеки
среди жителей города и района; понимание читателями пользы от
библиотечно-библиографических услуг и т. д.), 3) анализ имеющихся ресурсов (на
этом фоне уточнение объема, качества, структуры предоставляемых библиотекой услуг).
Упрощенно в вопросительно-назывной форме эту схему можно представить так: что –
кому – как – где – «продать».
С другой
стороны, схема сводится к совокупности четырех «П» (в оборот библиотечного
маркетинга они введены известным библиотековедом из Великобритании Б.
Кронином). «П», разумеется, латинская буква. Скрывающиеся за ней слова в
переводе на русский язык (к сожалению, орфоэпическая стройность при этом
теряется) означают: продукт, цена, место, реклама. Преимущество маркетинговых
концепций перед другими управленческими заключается в том, что они
комплексируют социальные задачи библиотеки и ее внутренние организацию и
распорядок, приближают библиотечную технологию к методам оптимального
обслуживания читателей. Это само по себе не ново, но по тем или иным причинам
полностью или частично редко осуществляется в практике работы библиотек, в чем
часто выражается консерватизм библиотекарей, их приверженность к старому.
По мнению
западногерманского специалиста А. Юлкенбек, библиотека имеет четыре «рынка»:
сбыта, финансово-бюджетный, комплектования и рабочей силы. Из них особо
проблематичными и трудными для обработки являются первый и второй, тесно
связанные друг с другом.
Библиотекари,
учитывая то, что их потенциальные «рынки» сбыта, куда входит и «рынок»
читателей, беспредельны как по вертикали (библиотеки служат промышленности,
сельскому хозяйству, науке, культуре и т. п.), так и по горизонтали (только,
например, один критерий – степень образованности населения – вызывает целый
«сонм» срезов: детский сад, школа, колледж, вуз, университет, аспирантура и
пр.), а также то, что ассортимент производимых ими услуг чрезвычайно
разнообразен, вынуждены сделать определенные организационные выводы. Сегодня
невозможно превратить библиотеку в «супермаркет» знаний и предложить всем все.
Хорошо обслужить удастся только некоторые группы читателей, найти которые
поможет «анализ окружения библиотеки», методика которого основательно
разработана американским библиотековедением. Когда анализ проведен, необходимая
информация собрана и обобщена, все в библиотеке подчиняется выполнению запросов
избранных целевых читательских групп. Нельзя также упустить из виду и важность
постоянного ведения диалога, поддерживание обратной связи с читателями:
разностороннее оповещение их о выгоде, которую можно извлечь из посещения
библиотеки (развлечение, радость общения с единомышленниками, саморазвитие,
профессиональный рост и т. п.), и проведенных во благо читателя переменах в
работе библиотек.
Страницы: 1, 2, 3
|