Аналогичное
суждение высказывает Л.С. Бляхман, который рассматривает нововведение (техническое,
технологическое, организационное, социально- экономическое) как
«целенаправленное изменение, сознательно вносимое в процесс воспроизводства для
лучшего удовлетворения имеющейся или формирования новой общественной
потребности. Под нововведением имеется в виду процесс его создания, освоения,
распространения, а результат - новые изделия, технологии, формы и методы
организации производства, труда и управления, приносящие
социально-экономический эффект» [14, С. 3].
По определению
Н.И. Лапина, нововведение или инновация - это «комплексный процесс создания,
распространения и использования нового практического средства (новшества) для
новой (или для лучшего удовлетворения уже известной) общественной потребности;
одновременно это есть процесс сопряженных с данным новшеством изменений в той
социальной и вещественной сфере, в которой совершается его жизненный цикл» [71,
С. 150].
Двойственность в
трактовке термина «инновация» приводит к смещению понятий, что затрудняет
процесс целеполагания. Это, в свою очередь, влечет за собой разные подходы к
пониманию эффективности инновационной деятельности. Поэтому, на наш взгляд,
необходимо четкое разграничение понятий.
В то же время
многие исследователи полагают, что инновации следует рассматривать как
изменение состояния того или иного объекта (системы). Впервые такой подход к
определению инновации предложил И. Шумпетер,
который ввел в научный оборот понятие «осуществление 11 новых комбинаций».
Согласно И. Шумпетеру, новые комбинации
представляют собой изменение производства и рынка и осуществляются в следующих
случаях:
- производство нового, т.е. еще
не известного потребителям блага, или создание нового качества того или иного
блага;
-
использование нового, т.е. в данной отрасли
промышленности практически неизвестного…, метода (способа) производства, в
основе которого не обязательно лежит новое научное открытие и который может
заключаться даже в новом способе коммерческого использования существующего
товара;
- освоение нового рынка сбыта,
т.е. такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой
страны еще не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок
прежде или нет;
- приобретение нового источника
сырья или полуфабрикатов, равным образом независимо от того, существовал этот
источник прежде, или просто не принимался во внимание, или считался
недоступным, или его еще просто только предстояло создать;
- выполнение соответствующей
реорганизации, например, обеспечение монопольного положения или подрыв
монопольного положения другого предприятия» [154, С. 169].
Схожее
суждение о сущности инновации как процесса изменения, высказывается рядом
специалистов в области инноваций. В частности, Л. Водачек и О. Водачкова
инновацией считают «целевое изменение в функционировании предприятия как
системы» [17, С. 23]. Аналогичной точки зрения придерживаются и другие авторы.
Так, например, Ю.В. Яковец утверждает, что инновация есть «качественные
изменения в производстве» [161, С. 95].
А.И. Пригожий
определяет инновации как «...такое целенаправленное изменение, которое вносит в
среду внедрения (организацию, население, общество и т.д.) новые относительно
стабильные элементы... Нововведение ... процесс, т.е. переход некоторой системы
из одного состояния в другое» [114, С. 29].
Точно также,
согласно А.В. Гугелеву, инновация представляет собой «целевое изменение,
проводимое субъектом управления в сложной системе..., направленное на
совершенствование или приведение в соответствие дерева функций изменяющемуся дереву
целей (разрешение конфликта)» [33, С. 196].
Схожее мнение
высказывает А.С. Барютин, который под инновацией понимает «управляемый процесс,
имеющий комплексный характер и заключающийся во внедрении различных изменений в
существующие системы и структуры с целью создания, распространения и
использования принципиально нового или модифицированного практического средства
(новшества), удовлетворяющего конкретные общественные потребности и дающего
экономический, технический и социальный эффект» [8, С. 12].
Недостаток
приведенных выше определений состоит, на наш взгляд, в том, что они
отождествляют инновации, во-первых, с результатами их практического
использования в воспроизводственном процессе, а во-вторых, с самим
инновационным процессом» [116, С. 270].
Интерпретация
термина «инновация» как процесса обусловливает понимание результативности
инновационной деятельности только как наличия инновационных процессов на
промышленном предприятии, т.е. отождествляются процесс и результат.
Отдельные авторы
рассматривают инновацию как «новое приложение научных и технических знаний,
приводящее к успеху на рынке» [113, С. 9]. Подобный подход также находит много
сторонников. Например, Б. Твисс полагает, что инновация есть «процесс, в
котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание « [131, С.
57].
Ш. Тацуно
утверждает, что инновация «относится к применению идеи, ведущей в конечном
счете к росту прибыли или улучшению обслуживания « [130, С. 257].
Ряд экономистов
под инновацией понимают «прибыльное (рентабельное) использование новшеств в
виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и
социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого,
административного или иного характера» [81, С. 160].
Отражая главный
признак нововведения – перевод научно-технических знаний в русло практического
использования, сторонники формулировки определения инновации подобным образом,
на наш взгляд, не учитывают должным образом другую составляющую нововведения –
удовлетворение определенной общественной потребности. Так, исходя из этой
формулировки, инновацией можно считать любые действия, приносящие прибыль.
На наш взгляд,
определяя содержание инновации, следует исходить из того, что, с одной стороны,
ее целью является удовлетворение общественной потребности, а с другой стороны,
она является средством, использование которого дает возможность получить
определенный экономический эффект.
В этой связи
можно утверждать, что инновация - это новшество (продукт, услуги, технология),
внедренное в деятельность промышленного предприятия с целью получения
определенного экономического эффекта на основе
удовлетворения определенной общественной потребности.
Именно
успешное сочетание лучшего решения потребительской проблемы с возможностью
получения определенного эффекта инициатором использования идеи, изобретения,
решения позволяет говорить о появлении нововведения.
Для определения
роли инноваций в деятельности промышленного предприятия необходимо рассмотреть
объективную необходимость их внедрения:
- во-первых, создание и
использование инноваций, с одной стороны, обусловлено конкурентной борьбой
товаропроизводителей, а, с другой стороны, является решающим фактором повышения
конкурентоспособности;
- во-вторых, пионеры освоения
инноваций имеют возможность получения дополнительной прибыли в результате
временной монополии на рынке;
- в-третьих, радикальные
инновации являются практически единственным средством, опираясь на которое
небольшое промышленное предприятие может превратиться в ведущую корпорацию.
На наш взгляд,
целесообразно отметить разную значимость воздействия выше
обозначенных причин на инновационную деятельность
промышленного предприятия. Конкуренция является необходимой и обязательной
причиной инновационной деятельности в силу того, что неконкурентоспособный
производитель просто не выживет в рыночной среде, тогда как причины, связанные
с прибылью и увеличением масштабов производства, стимулируют промышленное
предприятие к достижению определенного положения на рынке.
Инновация
является результатом инновационного процесса, под которым, на наш взгляд,
следует понимать совокупность трудовых процессов по разработке, внедрению и
практическому использованию изобретений (замыслов, идей) в деятельности промышленного предприятия.
Одновременно, на
наш взгляд, целесообразно рассматривать инновационную деятельность как
организацию работ на стадиях инновационного процесса в ходе реализации различных
инноваций в рамках определенного промышленного предприятия.
Инновационный
процесс состоит из неодинаковых по содержанию и результатам стадий, каждой из
которых присущи определенная самостоятельность и автономность, наличие
организационно-экономических особенностей, связанных с прогнозированием,
планированием, финансированием, стимулированием и т.д. Поэтому для
эффективного осуществления инновационного процесса необходимо интеграционное
единство составляющих его стадий, поскольку дисфункция хотя бы одной из них
ставит под сомнение результативность всего инновационного процесса.
В литературе
структуризация инновационного процесса осуществляется по-разному. По мнению
А.А. Дагаева [34, С. 70], инновационный процесс можно представить в виде
инновационной цепи, отражающей линейную последовательность таких этапов, как
генерация идеи, проверка технической осуществимости и анализа потребностей
рынка, создание опытного образца, комплексные испытания, совершенствование
технических характеристик, зондирование рынка, организация широкомасштабного
производства и широкомасштабного маркетинга, рыночная экспансия. Аналогичные
подходы к определению структуры инновационного процесса имеются и в зарубежной
литературе. Так, по данным, приводимым М.М. Ивановым, С.Р. Колупаевой и Г.Б.
Кочетковой [43, С. 18], американские авторы с
различной степенью детализации придерживаются схемы: исследования – разработки
– производство – маркетинг – продажи. Или более детализированный вариант:
фундаментальные исследования - прикладные исследования - разработки -
исследование рынка - конструирование - рыночное планирование - опытное
производство - рыночные испытания - коммерческое производство. Б. Санто
выделяет такие структурные элементы инновационного процесса: «фундаментальные
исследования, прикладные исследования, опытное производство и разработки,
подготовка к производству, производство, сбыт». [123, С. 115].
Е. Дихтль и X.
Хершген [36, С. 82] называют следующие этапы инновационного процесса: поиск
идеи, селекция идей, анализ, развитие концепции продукта и прототипов,
тестирование, выход на рынок. Словацкие экономисты Л. Водачков и О. Водачкова
расчленяют инновационный процесс на фазы: «наука – исследование – разработка –
производство – потребление [17, С. 24], которые затем делятся на стадии.
Из выше приведенных определений следует, что, не смотря на некоторые
различия в названии отдельных стадий, а также определения их общего числа,
отсутствуют принципиальные разногласия в определении структуры инновационного
процесса. Степень детализации и наличие той или иной стадии в структуре
инновационного процесса обусловлены уровнем рассмотрения и целью исследования.
Исходя из
того, что современное промышленное производство вышло на тот уровень развития,
когда дальнейшее повышение его эффективности невозможно без использования
соответствующих научных знаний, видится правомерным включение в первоначальные
стадии инновационного процесса совокупности работ, связанных с проведением
научных исследований. Соответственно, конечная стадия инновационного процесса
обусловлена получением результата - инновации, т.е. заканчивается с внесением
изменения в деятельность промышленного предприятия. В целом структуру
инновационного процесса можно представить в следующем виде: фундаментальные
исследования, прикладные исследования, опытно-конструкторские работы, внедрение
новшества (освоение в производстве), выход на рынок.
Важнейшей
характеристикой инновационной деятельности является инновационный цикл,
однозначное определение которого в литературе до настоящего времени не
выработано.
По мнению ряда
авторов, инновационный цикл рассматривается как «взаимосвязанный комплекс работ
от поиска новых идей и принципиальных естественно-научных и технических
возможностей до их прикладного исследования, конструкторской разработки,
опытной проверки, внедрения, освоения и практического использования данного
научно-технического решения» [116, С. 270-271]. В представлении Л.С. Бляхмана
[14, С. 51], инновационный цикл нововведения – это процесс его создания,
внедрения, использования и устаревания. Л.С. Барютин полагает, что
«целесообразно представить инновационный цикл как последовательность четырех
фаз:
1) возникновение
новшества;
2) внедрение в
сферу эксплуатации;
3)
распространение;
4)
совершенствование» [8, С. 15].
Инновационный
цикл Ю.В. Яковец рассматривает как часть научно-технического цикла, под которым
подразумевается «период между рождением новой научно-технической идеи (теории,
научного направления), ее материализацией в новом поколении или направлении
техники и временем, когда эта техника, исчерпав свой потенциал, заменяется в
производстве и потреблении новой, более эффективной, реализующей идеи более
высокого уровня [160, С. 47-48].
Научно-
технический цикл по Ю.В. Яковцу есть совокупность научного, изобретательского,
инновационного и технического циклов, причем инновационный цикл определяется
как «начало практического использования новых научных знаний и изобретений»
[161, С. 98].
В своих
исследованиях автор показывает четкое взаимодействие между научно-техническим и
другими видами циклов.
Подход к
исследованию инновационного цикла как составляющей научно-технического цикла
является правомерным и обоснованным, в полной мере отражающим взаимосвязь между
научно-техническим прогрессом и инновациями. Соглашаясь в основном с
определением инновационного цикла, данным Ю.В. Яковцом, полагаем, что оно
нуждается в некотором уточнении. Источником инноваций, наряду с развитием
науки, является и изменение общественных потребностей. В этой связи, на наш взгляд,
инновационный цикл следует определять как интервал календарного времени от
момента появления идеи до замены инновации, в которой она воплощена,
нововведением, материализующим новые идеи. Исследование приведенных выше
подходов к рассмотрению инновационного цикла позволяет нам высказать суждение о
том, что целесообразно подразделять инновационный цикл на цикл создания
инновации (который по своей структуре соответствует инновационному процессу),
характеризуемый временем от момента появления идеи (положенной в основу
инновации) до начала ее использования в промышленном производстве на
коммерческой основе, и жизненный цикл инновации, определяемый временем от
момента внедрения нововведения в промышленное производство до его устаревания и
прекращения применения. Необходимость подобной дифференциации инновационного
цикла обусловлена следующими объективными причинами:
- во-первых,
нововведение определяется как стадия практического использования достижений
науки. В этой связи представляется нецелесообразным включать в период его
использования время проведения научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ, поскольку на данной стадии инновационного
процесса самого нововведения не существует;
- во-вторых, на
стадиях создания и использования применяются различные способы организации и
управления достижением конечных результатов, поэтому на повышение эффективности
процессов создания и использования нововведения будут влиять различные группы
факторов;
- в-третьих, на
основе одной и той же научной идеи может быть создано несколько нововведений в
различных отраслях промышленного производства;
- в-четвертых, в
ряде случаев жизненный цикл научных идей заканчивается уже на стадии проведения
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
- в-пятых, на
уровне промышленного предприятия существует возможность осуществления инноваций
без стадии их разработки, ибо оно может приобрести результаты НИОКР других
организаций в виде лицензий, ноу-хау, патентов и т.д.
Изложенное
позволяет сделать вывод о том, что инновационный цикл целесообразно представить
в виде следующего графика (рис. 1.1.1).
Данная
схема отражает тот факт, что сами по себе изобретения, технические решения,
идеи и другие результаты научно-исследовательской деятельности содержат лишь
потенциальную возможность получения определенного эффекта, который будет иметь
место только в случае практического использования научных знаний, т.е.
осуществления нововведений.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19
|