Меню
Поиск



рефераты скачать Резервы и пути улучшения результатов производственной деятельности ООО "Парус"

            Внутренние факторы на производственные и внепроизводственные. Производственные факторы характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов и, в свою очередь, могут подразделяться на экстенсивные и интенсивные. Экстенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через количественные изменения: объема средств и предметов труда, финансовых ресурсов, времени работы оборудования, численности персонала, рабочего времени и др. Интенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через «качественные» изменения: повышение производительности оборудования и его качества, использование прогрессивных видов материалов и совершенствование технологии их обработки, ускорение оборачиваемости оборотных средств, повышение квалификации и производительности труда персонала, снижение трудоемкости и материалоемкости продукции, совершенствование организации труда и более эффективное использование финансовых ресурсов и др.

            К воспроизводимым факторам относятся, например, снабженческо-сбытовая и природоохранная деятельность, социальные условия труда и быта и др.

            Кроме абсолютного размера прибыли, показателем эффективности предприятия выступает рентабельность. Рентабельность характеризует результативность деятельности фирмы. Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет фирма с каждого рубля средств, вложенных в активы. Существует система показателей рентабельности. Можно выделить показатели, используемые в статистической практике для оценки эффективности использования имущества фирмы.

            Рентабельность является одной из базовых экономических категорий экономики. Толкование термина «рентабельность» не вызывает особых разногласий, поскольку под ним понимается отношение, в числителе которого всегда фигурирует прибыль. Рентабельность капитала исчисляется как отношение прибыли к капиталу (активам), рентабельность издержек – отношение прибыли к себестоимости (издержкам), рентабельность продаж – отношение прибыли к цене (выручка от реализации).

            Показатели рентабельности активно участвуют в процессах анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий, финансовом планировании, выработке управленческих решений, принятии решений потенциальными кредиторами и инвесторами.

            Размер прибыли характеризует абсолютную доходность производства, но не дает представления об эффективности работы фирм. Для характеристики их относительной доходности (степени прибыльности) используются показатели рентабельности.

            Надо сказать, что на разных производствах внешние факторы складываются по разному  и поэтому в какой-то мере могут искажать достоверность показателя как критерия эффективности работы производства.

            Целью анализа объема выпуска и реализации продукции является выявление резервов роста объема выпуска продукции, формирование ассортимента реализуемой продукции, расширение доли рынка при максимальном использовании производственных мощностей, составление прогноза развития производства.

            Объем  производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерениях. Основными показателями объема производства являются товарная и валовая продукция. Валовая продукция – это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается обычно в сопоставимых ценах.

            Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. Выражается она в оптовых ценах, действующих в отчетном году. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.

            Объем реализации продукции определяется в действующих ценах (оптовых, договорных). Включает стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями.

            Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства по отдельным видам однородной продукции.

Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции.

Оперативный анализ выпуска продукции осуществляется на основе расчета, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске продукции по объему, ассортименту, качеству.

Для обеспечения более полного удовлетворения потребностей населения необходимо, чтобы предприятие выполняло план не только по общему объему продукции, но и по ассортименту (номенклатуре).

Номенклатура – перечень наименований изделий и их кодов, установленных для соответствующих видов продукции в общесоюзном классификаторе промышленной продукции.

Ассортимент – перечень наименований продукции с указанием ее объема выпуска по каждому виду. Он бывает полный, групповой и внутригрупповой.

Важным показателем деятельности промышленного предприятия является качество продукции. Ее повышение  обеспечивает экономию не только трудовых и материальных ресурсов, но и позволяет более полно удовлетворять потребности общества. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на нее и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

Качество продукции – это понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и качественные показатели качества продукции.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции, независимо от ее вида и назначения:

а) удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;

б) удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;

в) удельный вес продукции высшей категории качества;

г) удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

д) удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:

Ø      полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде и т.д.);

Ø      надежность (долговечность, безотказность в работе);

Ø      технологичность, характеризующая эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);

Ø      эстетичность изделий.

Косвенные показатели – это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и др.

Важное значение при изучении деятельности предприятия имеет анализ ритмичности производства продукции. Ритмичность – равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объемах и ассортименте, предусмотренных планом.

Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качество продукции; увеличивается объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах и, как следствие, замедляется оборачиваемость капитала; не выполняются поставки по договорам и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции; несвоевременно поступает выручка; перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце – за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.

Для оценки выполнения плана по ритмичности используются прямые и косвенные показатели. Прямые показатели – коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, коэффициент аритмичности, удельный вес производства продукции за каждую декаду (сутки) к месячному выпуску, удельный вес произведенной продукции за каждый месяц к квартальному выпуску, удельный вес выпущенной продукции за каждый квартал к годовому объему производства.

Косвенные показатели ритмичности – наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции, наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукции на складах.

1.2.  Методика анализа результатов

производственной деятельности

            Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях.

 
















Объем реализации продукции определяется в действующих ценах (оптовых, договорных). Включает стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями.

Анализ объема производства начинается с изучения динамики валовой продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста.

Среднегодовой темп роста (прироста) можно рассчитывать по среднегеометрической:

  ;                                                   (1.2.1)

                               

На объем производства могут влиять среднесписочная численность работников, рабочий период, средняя продолжительность рабочего дня и среднечасовая выработка на одного работника.

                               V = P р-в . ч.ч ;                                                         (1.2.2)

где V – объем производства;

P р-в – среднесписочная численность работников;

рп – рабочий период (отработанное количество дней одним работником за год);

t дн – средняя продолжительность рабочего дня;

W ч.ч. – среднечасовая выработка на одного работника, в человеко-часах.

Исходя из формулы (1.2.2), можно найти влияние каждого из факторов на объем производства.

                     V = V1 – V0:                                                                                  (1.2.3)

                         V (Рр-в) = V0 . (I р-в – 1):                                                                (1.2.4)

                         V(рп) = V0 . Iр-в . (I р-п – 1);                                                          (1.2.5)

                         V(t дн) = V0 . Iр-в . I рп . (I tдн – 1);                                                    (1.2.6)

                         V (W ч) = V0 . I р-в . I рп . I t дн . (Iwч.ч – 1);                                   (1.2.7)

             V = V (р-в) + V (рп)  +  V (tдн) + V (wч.ч).

      Оценка плана по ассортименту может производиться:

а)  по способу наименьшего процента;

б) по удельному весу в общем перечне наименований изделий, по которым выполнен план выпуска продукции;

в) с помощью среднего процента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции в пределах плана на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту).

Качество продукции – это понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитывается доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях.

Средний коэффициент сортности можно определить двумя способами: а) отношение качества продукции I сорта к общему количеству; б) отношение стоимости продукции по цене I сорта.           

                                К сорт  =  ,

                  где Vi  - количество i- того товара;

                        Рi  - цена i- того товара;

                     Р Iсорта –цена продукции I сорта;

                        V общ – общее количество продукции.

Если известна средняя плановая цена, то можно найти индекс выполнения плана по качеству:

         I вып. Пл. = ,

где  I вып.пл. – индекс выполнения плана по качеству;

 = средняя фактическая цена;

    = средняя плановая цена.

Для оценки выполнения плана по ритмичности используют показатель – коэффициент ритмичности.

            К рит =  ,                                                                       (1.2.8)

где ai - % выполнения плана по выпуску, но не более 100;

      n  - период времени.

Можно также вычислить коэффициент равномерности:

                        К рв = 100 – V,                                                                                (1.2.9)

где V – коэффициент вариации

                        V = ,

где  - среднеквадратическое отклонение от планового задания;

       - выпуск продукции по установленному периоду.

                                    ,  

где n – число плановых заданий,

      Хi – выпуск за каждый период.

Для оценки ритмичности производства на предприятии рассчитывается также показатель аритмичности как сумма положительных и отрицательных отклонений в выпуске продукции от плана за каждый день (неделю, декаду). Чем менее ритмично работает предприятие, тем выше показатель ритмичности.

Выручка от реализации – это показатель, характеризующий конечный результат производственной деятельности предприятия. Она определяется как произведение средней цены на количество проданных единиц:

                                   ВР = Σpq ,

где ВР - выручка от реализации,

      р – цена за единицу товара,

      q – количество этого товара.

                       ВР = ВР1 – ВР0  ,

  эту формулу можно записать по-другому:

                             ВР = Σp1q1 – Σp0q0

Относительным показателем, который отражает влияние изменения объема продажи товаров на выручку является индекс физического объема товарооборота (I q).

Существует два вида индексов физического объема товарооборота.

Первый вариант индекса физического объема построен по схеме Пааше[1], т.е. по ценам отчетного периода. Его формула имеет следующий вид:

                                                                                                                     (1.2.10)           

Второй вариант индекса физического объема построен по схеме Ласперейса[2]. Его формула имеет следующий вид:

                                                                                                                                (1.2.11)

Относительный показатель, который отражает влияние изменения цен на динамику выручки, называют индексом цен.

Индекс цен также имеет два варианта построения по схеме Пааше и по схеме Ласперейса.

                                                                                                                      (1.2.12)

                                                                                                                      (1.2.13)

                                                                                                                     (1.2.14)

                                                                                                                     (1.2.15)

Прибыль от реализации продукции в целом зависит от следующих факторов:

1. Выручка от реализации:

             ,                                               (1.2.16)

где Пр – прибыль от реализации,

      У Пр – уровень прибыли от реализации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.