Стеклопластиковые
трубы для напорных трубопроводов разработаны Всесоюзным
научно-исследовательским институтом по строительству магистральных
трубопроводов (ВНИИСТ) на эксплуатационное давление 2,5 – 3 МПа при диаметрах
труб 100, 150 и 200 мм.
Для оборудования
технологических скважин на предприятиях ПВ металлов разработаны и изготовляются
стеклопластиковые трубы с резьбовыми муфтами соединениями согласно ТУ 013.98–79.
Трубы состоят из двух или трех заготовок, соединенных с помощью клея.
В настоящее время
стеклопластиковые трубы используются при оборудовании технологических скважин
ПВ глубиной более 500 м. Этими трубами оборудовано несколько скважин глубиной
520 м в тяжелых горно-геологических условиях и находятся в хорошем состоянии.
Трубы имеют хорошую адгезию к цементу, что позволяет осуществить качественную
гидроизоляцию затрубного пространства.
В связи с
недостаточным выпуском стеклопластиковых труб и их относительно высокой стоимостью
они чаще всего применяются совместно с полиэтиленовыми трубами и обычно
располагаются в нижней части обсадной колонны.
В индексации
указывается материал труб, внутренний диаметр и толщина стенки, например ТСО
110X6 ТУ 13.098–79.
Бипластмассовые
трубы. К ним
относятся трубы, в которых внутренний слой обеспечивает требуемую
герметичность и химическую стойкость обсадной или эксплуатационной колонны, а
связанный с ним наружный слой служит для обеспечения необходимой прочности и
жесткости. Роль внутреннего футеровочного слоя обычно выполняет полиэтилен, а
наружного слоя – стеклопластик. Для повышения адгезии футеровочного слоя к
стеклопластику полиэтиленовую пленку облучают электронами высокой энергии.
Бипластмассовые
трубы не нашли применения при сооружении геотехнологических скважин из-за
повреждения полиэтиленовой оболочки в результате отслаивания ее от
стеклопластика и потери герметичности в соединениях труб (применялись
резьбовые соединения с помощью металлических муфт и ниппелей). Испытания
показали, что бипластмассовые трубы могут найти применение в качестве напорных
магистральных трубопроводов для подачи в скважины рабочих растворов.
Фанерные трубы. Для крепления
технологических скважин ПВ применения не получили. Испытания показали ненадежность
соединений труб при помощи клеевых муфт и быстрый выход скважин из строя.
Поэтому фанерные трубы применяются в основном в качестве технологических
самотечных трубопроводов для отвода из откачных скважин продуктивных растворов.
В процессе ПВ
нашли применение фанерные трубы двух марок Ф1 и Ф2. Для изготовления труб и
муфт применяются березовая двухслойная фанера, фенольно-формальдегидная смола и
фенольно-формальдегидные клеи холодного отверждения.
Фанерные трубы
достаточно стойки к слабокислым и щелочным средам в пределах рН от 4 до 10 при
температуре до 60 °С.
Для
транспортирования более агрессивных сред фанерные трубы покрываются стойкими
лаками, наиболее распространенным из которых является лак этиноль. Лучшим
методом нанесения лака на трубы является метод двукратного погружения.
Трубы для
обсадных и эксплуатационных колонн перед спуском их в скважину подвергаются
тщательной контрольной проверке. Контроль внешнего вида и качества поверхности
труб обычно производится визуально путем составления контролируемой трубы с
эталоном, утвержденным техническими условиями на изготовление данного вида
труб. На наружной и внутренней поверхностях не должно быть раковин, расслоений,
трещин и др.
Производятся
замеры диаметра труб и толщины стенки. Особую значимость эти измерения имеют
при применении труб из неметаллических материалов.
Самым простым
способом определения диаметра труб является проведение замеров с помощью
рулетки.
Толщину стенки
трубы измеряют микрометром с обоих концов трубы на расстоянии не менее 10 мм от
торца в четырех расположенных по окружности точках. Каждый замер производится
с точностью до 0,01 мм.
Толщину стенки по
длине труб определяют с помощью жесткого
шаблона длиной 150 – 250 мм. Наружный диаметр шаблона меньше
внутреннего диаметра трубы на 3 мм для труб с толщиной стенки
14 18 мм и 2 мм – для труб с толщиной стенки 8 – 11 мм. При отклонении
диаметра и толщины стенки трубы от допустимой величины производится выбраковка
дефектных участков. В этом случае труба на участке с выявленным дефектом
разрезается, бракованная часть отбрасывается, а пригодные концы труб могут
использоваться для подбора проектной длины фильтров или эксплуатационной колонны.
В случае
неметаллических колонн испытание каждой трубы гидравлическим давлением для
определения величины внутреннего и внешнего сминающих давлений обычно не
производится. Герметичность эксплуатационных колонн определяется в собранном
виде.
Все данные
измерений и сведения по качеству поверхности труб заносятся в буровой или
специальные журналы.
В случае
необходимости перед спуском колонны осуществляют проработку ствола скважины с
помощью специальных или шарошечных долот. Монтаж колонны и спуск ее в скважину
производят только после разметки элементов колонны в соответствии с
фактическим геологическим разрезом.
Спуск
металлических обсадных и эксплуатационных колонн обычно не представляет
больших трудностей и осуществляется по общепринятой технологии. Для повышения
герметичности и предохранения колонн от смятия при оборудовании глубоких
технологических скважин предусматривается постановка в нижней части одного или
двух обратных клапанов, которые в дальнейшем должны быть разбурены.
Герметичность резьбовых соединений при спуске обсадных и эксплуатационных
колонн в скважинах ПРС и ПВС повышают с помощью специальных смазок, типа Р-1,
Р-2 и УС-1 [2].
Для лучшего
центрирования обсадных колонн и более качественной цементации затрубного
пространства рекомендуется на обсадных трубах через 10 – 20 м по длине колонны
устанавливать направляющие фонари.
В практике
сооружения технологических скважин находят применение два вида соединений
металлических обсадных колонн – резьбовое, муфтовое и с помощью электросварки.
Трубы из нержавеющей стали соединяются в колонну только с помощью сварки. Применение
электродуговой сварки по сравнению с резьбовыми соединениями позволяет
уменьшить металлоемкость скважин, упростить их конструкцию, повысить
герметичность колонны.
Сварка ОТ над
устьем скважины может производиться как автоматическими, так и
полуавтоматическими сварочными установками. Наиболее широко используются
сварочные установки УГОТ-1, в состав которых входят сварочные автоматы А-950
или А-1208, позволяющие осуществлять сварку труб дуговым способом в защитной
среде углекислого газа. Полуавтоматическая сварка труб производится двумя
полуавтоматами А-537 при одновременном участии двух сварщиков.
Для сварки труб
из нержавеющей стали используются электроды марки ЦЛ-11. Перед сваркой на
трубах протачиваются фаски под углом 45°.
При оборудовании
неглубоких технологических скважин металлическими колоннами с целью уменьшения
диаметра скважины и обсадных колонн допускается уменьшение диаметра
соединительных муфт путем обточки.
При спуске в
скважину полиэтиленовых обсадных и эксплуатационных колонн применяют два вида
соединений – термоконтактную сварку встык и резьбовое.
Способ сварки
полиэтилена основан на том, что при сближении деталей (труб), предварительно
нагретых до определенной температуры, между ними образуется соединение,
которое после охлаждения обладает достаточной прочностью. Необходимым условием
качественной сварки полиэтиленовых труб является зажатие и центрирование
свариваемых труб, нагрев кромок до требуемой температуры и на заданную глубину,
а также сжатие их после нагрева с необходимым усилием. Увеличение глубины
прогрева более 2 – 4 мм приводит к некоторому снижению прочности сварного шва.
С увеличением давления в месте контакта нагретых поверхностей полиэтиленовых
труб прочность шва возрастает.
Изменение глубины
прогрева свариваемых труб приводит не только к изменению прочности сварного
шва, но и к изменению размеров утолщения в виде валика, образующегося вдоль
всего шва после осадки. С увеличением глубины прогрева ширина и высота валика
увеличиваются. Минимальное давление в месте контакта свариваемых поверхностей
должно быть 0,15 МПа. Это обеспечит прочность сварного шва при растяжении не
ниже 90 % прочности основного-материала.
На прочность
сварного соединения большое влияние оказывает чистота свариваемых поверхностей
труб. Наличие загрязнений в материале труб непосредственно у свариваемых
кромок значительно снижает прочность сварного шва. Поэтому при производстве
сварочных работ рекомендуется торцы труб очищать и обезжиривать ацетоном, так
как наличие масел, нефтепродуктов и других жирных веществ может привести к
образованию трещин в свариваемом шве.
Термоконтактная
сварка встык осуществляется с применением нагревательных плит с встроенными в
них электрическими спиралями. Температура прогрева определяется в основном при
помощи термометров. Степень нагрева плиты при монтаже колонн можно устанавливать
при помощи индикаторов – двухцветных карандашей, синего и желтого цвета.
Нагрев является достаточным, если соответствующий карандаш плавится при
соприкосновении с плитой и не оставляет следа при движении по плите.
При
термоконтактной сварке встык величина сварного валика достигает 5–6 мм, что
снижает сечение труб в месте сварки. Для уменьшения величины сварного валика
перед сваркой подготавливают кромки свариваемых труб. Для этого в трубах ПВП
«СТ» с внутренней стороны торцов срезают фаски на глубину до 5 мм или
протачивают трубы под установку металлической втулки. В некоторых случаях
металлическая втулка является и ограничителем подачи (сжатия) труб после их
прогрева.
В настоящее время
при использовании существующих установок для сварки полиэтиленовых труб
большинство операций, связанных со сваркой труб, выполняются с применением
неквалифицированного ручного труда. Из недостатков такого способа соединения
следует отметить трудности поддержания необходимой чистоты свариваемых
поверхностей труб, а также субъективную оценку параметров сварки – температуры
нагревателя и удельного давления при оплавлении и соединении труб. В то же
время соблюдать параметры сварки, близкие к оптимальным, может только опытный
сварщик, в связи с чем кроме членов буровой бригады при креплении и
оборудовании технологических скважин требуется присутствие
высококвалифицированного сварщика.
С целью повышения
эффективности соединения полиэтиленовых труб на предприятиях ПВ металлов разработаны
и применяются специальные установки для сварки вертикальных и горизонтальных
трубопроводов, позволяющие механизировать и автоматизировать процесс сварки
полиэтиленовых колонн. Схема этой установки показана на рис. 7.
Рис.
7. Полуавтоматическая установка для сварки полиэтиленовых труб УСВТ-2:
1
– стойка мачты буровой установки; 2 – ротор; 3 – лебедка; 4 – центратор; 5 –
пневмоцилиндр;
6
– торцовочное приспособление; 7 – терморегулятор; 8 – нагревательный
элемент; 9 – регулятор давления;
10
– переключатель; 11 – манометр; 12 – свариваемые трубы; 13 – рама крепления к
мачте; 14 – платформа буровой установки.
Центрирующие
приспособления сварочной установки консолью крепятся к стойке мачты бурового
агрегата. Шарнирные соединения позволяют свободно отводить и подводить
центраторы к месту сварки над ротором. Необходимое давление при оплавлении и
сварке создается пневматическим цилиндром, который одновременно позволяет
смыкать и размыкать торцы труб. Разогрев нагревательного элемента
осуществляется от генератора буровой установки. Имеющийся блок
контрольно-измерительных приборов позволяет устанавливать заданную величину
температуры. Поверхность нагревательного элемента покрыта антиадгезионным
материалом, армированным фторопластом, в результате чего на нагревателе не
остается следов от расплавленного полиэтилена. Торцовка труб осуществляется
непосредственно перед сваркой с помощью специального приспособления.
Выполнение этой операции непосредственно перед сваркой труб способствует
улучшению качества свариваемого шва из-за меньшего окисления поверхностного
слоя торцов ОТ.
При торцовании
концов труб в механических мастерских имеет место значительное окисление поверхностного
слоя до начала сварки и спуска труб в скважину, что отрицательно сказывается на
качестве шва.
Применение
полуавтоматической электронагревательной установки позволяет сократить затраты
времени и способствует улучшению технологии сварки и условий труда. Кроме того,
автоматическая установка оптимальных параметров сварки и упрощение операций в
результате использования малой механизации позволяют производить спуск
обсадных и эксплуатационных колонн силами буровой бригады.
Основываясь на
анализе аварийности скважин, оборудованных полиэтиленовыми колоннами, можно
сделать вывод, что большинство аварий колонны связано со сварными соединениями,
так как при наличии нескольких нарушений колонны расстояния между ними кратны
длине свариваемых отрезков.
С целью повышения
эффективности сооружения технологических скважин на предприятиях подземного
выщелачивания металлов разработаны различные типы резьбовых соединений для
толстостенных полиэтиленовых труб типа Т и СТ, изготавливаемых из полиэтилена
высокой плотности. Наиболее широко применяются три типа резьбовых соединений
полиэтиленовых труб: замковое, муфтовое и «труба в трубу».
Резьба для
муфтового соединения и соединения «труба в трубу» нарезается непосредственно на
полиэтиленовых трубах и муфтовых заготовках на труборезном станке. Для
замкового соединения вначале в специальных пресс-формах изготовляются
необходимых размеров заготовки элементов соединения, затем на них нарезается
резьба, а перед спуском труб в скважину элементы замкового соединения (ниппель
и муфта) привариваются к трубам при помощи термоконтактной сварки.
Определение
возможных параметров резьб на полиэтиленовых трубах вытекает из исходных
характеристик полиэтиленовых труб, к которым относятся геометрические параметры
труб и их технические характеристики. При оценке параметров резьб учитываются:
величина нагрузок, условия работы и монтажные характеристики.
Для повышения
герметичности резьбовых соединений полиэтиленовых труб разработана специальная
герметизирующая смесь, которая имеет хорошую адгезию к полиэтилену и обладает
высокой химической стойкостью к растворам серной, соляной и азотной кислот, а
также к щелочам. В готовом виде герметизирующая смесь представляет собой
полупрозрачную вязкотекучую жидкость. Она сохраняет пластические свойства в
течение всего периода эксплуатации полиэтиленовой колонны, что позволяет осуществить
ее разборку после окончания эксплуатации скважины.
Применение
резьбовых соединений при спуске полиэтиленовых обсадных и эксплуатационных
колонн в процессе сооружения технологических скважин позволяет значительно
сократить затраты времени, упростить технологию спуска колонн при достаточной
прочности соединений. В то же время при использовании резьбовых соединений с
увеличением длины трубы возрастают трудности при ее свинчивании вследствие
недостаточной продольной устойчивости полиэтиленовых труб.
Металлопластовые
трубы при
спуске их в скважину соединяются между собой при помощи резьбового муфтового
соединения. При этом муфты армированы металлической сеткой или спиралью. Соединительные
муфты для металлопластовых труб разработаны по ТУ 95.660–69.
Стеклопластиковые
трубы. В
практике сооружения технологических скважин ПВ применяются два способа
соединений стеклопластиковых труб при спуске их в скважину – с помощью накидных
металлических муфт и с помощью резьбовых соединений.
Фанерные
трубы. При
оборудовании технологических скважин фанерными трубами последние соединяют
между собой при помощи конусной муфты и клея. Клей наносится на конусные и
торцовые поверхности труб. На конусные поверхности муфт клей не наносится.
Для спуска
фанерных труб в скважину применяют стальные хомуты. Для предупреждения
повреждения труб при зажиме хомутов предусматривается постановка на трубу
резиновых прокладок.
При сооружении технологических
скважин ПВ применяются два способа монтажа полиэтиленовых труб при спуске их в
скважину:
а) путем
поочередного наращивания отрезков труб длиной 6 – 12 м, соединяемых между
собой с помощью резьбовых соединений или с использованием термических методов
(обычно сварка встык);
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|