Государство должно быстро реагировать на постоянно изменяющиеся
условия развития рыночной экономики и общества, решать проблемы гармонизации
противоречий в рыночных трансакциях, экономике и общественной жизни для
достижения позитивных результатов. Это достигается за счет сбора платежей с
субъектов рыночных трансакций и снятия негативных тенденций в макроэкономике.
Данные сборы проявляются в различных формах, посредством которых происходит
перераспределение совокупного общественного продукта.
Недра и богатства земли, окружающая природа принадлежат
обществу. Для воспроизводства условий существования и развития общества
государство взимает от производителей платежи в бюджет для дальнейшего
справедливого перераспределения совокупного общественного продукта.
Справедливое перераспределение является необходимым моментом в содержании
механизма государственного регулирования рыночных трансакций и национальной
экономики.
Ценообразование в сельском хозяйстве имеет свою специфику.
Оно складывается, в первую очередь, из реальных издержек производства и
существующих в данной ситуации рыночных цен на сельхозпродукцию в соседних
странах. Однако сельхозпроизводители часто оказываются в таких условиях, что
приходится им продавать свою продукцию по цене ниже величины издержек производства.
Это обуславливается, во-первых, суровыми природно-климатическими условиями,
во-вторых, низким уровнем технологии и техники, в-третьих, несоответствующей
формой организации труда, следовательно, формой собственности; в-четвертых,
стихией рыночного ценообразования, в-пятых, безответственностью государства
перед производителями, субъектами рыночной экономики.
Для поддержки и развития сельского хозяйство государство
обязано скупать продукцию сельхозпроизводителей по цене выше величины издержек
производства, воздействовать на ценообразующие компоненты, факторы.
Государство должно пытаться изменить условия формирования
цен на продукцию базовых отраслей, которые непосредственно воздействуют на
ценообразование остальных субъектов рыночной экономики. Оно обязано влиять на
развитие внутреннего рынка, ограждая его от негативных внешних факторов мировой
экономики.
В период становления рыночной экономики для развития малого
и среднего бизнеса имеет смысл кредитовать предпринимателей-производителей из
государственных ресурсов по международным ставкам в пределах от 7 до 12%
годовых, в случае необходимости обязывать частные банки 40—60% кредитов
предоставлять по льготным ставкам под полную или частичную гарантию государства.
Развитие обществами рыночной экономики невозможно без
культуры, образования, здравоохранения, научно-технического прогресса.
Стимулирование прогресса в культуре, образовании, здравоохранении окупится
многократно. Оно может проявиться в льготных кредитованиях, небольших платежах
в государственный бюджет.
Необходимо на практике в ценообразовании исходить из средней
заработной платы наемных работников, которые представляют основную массу
покупателей продовольственной продукции, товаров длительного потребления, услуг
коммунальных служб и других.
Все затраты макроэкономики преломляются через заработную
плату, доходы семьи, благосостояние населения. Поэтому соответствие
предложения производственных товаров на макроуровне величинам заработной платы
и доходов населения, позволяющих удовлетворять развивающиеся потребности,
является фактором балансировки спроса и предложения, воздействующим на
ценообразование.
Государственный бюджет пополняется также и за счет отчислений
от заработной платы. Данное отчисление должно стимулировать производство,
работу фирм, организаций, самих наемных работников и государство. Исходя из
практики цивилизованных стран можно изымать налоги из заработной платы после
вычета суммы за коммунальные услуги, затрат на питание и одежду по нормативу,
содержания иждивенцев, налогов за собственность, местных налогов, расходов на
медицинское обслуживание, страхование, оплату в пенсионный фонд. Если истек
срок годности строения или дома, квартиры, то также прекращается оплата налога
на данную собственность.
В формировании научной системы налогообложения нужно исходить
из определения органически взаимосвязанных частей предмета налогообложения, и
систему методов налогообложения направить на повышение эффективности издержек
субъектов и достижение высоких результатов в рамках как микро-, так и макроуровней.
Позитивное развитие рыночной экономики обусловлено
оптимальным соотношением рынка и государства. Если рыночные отношения
активизируют предпринимательство на создание избытка тех или иных товаров, то
государственное регулирование должно воздействовать на развитие производства в
пределах максимально полезного объема не только для данного предприятия, но и
отрасли в целом и для макроэкономики общества. Однако государственное
регулирование не должно вытеснять рыночный механизм. На данном этапе развития
рынок и государство представляются как две противоположные части единого,
целостного процесса. Гармоничное взаимодействие государства и рынка снимает
негативные последствия развития экономики и общества.
Таким образом, в развитии рыночных отношений государство как
ведущий субъект национальной экономики должно функционировать в направлении
органичного взаимодействия с рынком, обуславливая оптимальность параметров
взаимосвязи между субъектами в общественном воспроизводстве. Для чего механизм
функционирования и структура государства должны соответствовать требованиям
демократии в социально-ориентированной рыночной экономике. В таком государстве
"правила игры" вытекают из объективно действующих экономических
законов, способствующих прогрессу общества.
III. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ
ЭКОНОМИКЕ: МОДЕЛИ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ
3.1. Модель германского экономического развития
Предпосылки развития в Германии социальной рыночной экономики начинаются
в первое десятилетие после окончания второй мировой войны. Бурное развитие и
возрождение Германской экономики принято называть «экономическим чудом».
После войны Германия представляла собой страну без сырья и продуктов, без
функционирующей транспортной системы, с морально подавленным населением.
Политика союзников, под властью которых первое время находилась Германия, в
начале определялась в основном соображениями мести за лишения войны, что лишило
немцев политико-экономической самостоятельности. В соответствии с этим был
произведен демонтаж промышленных установок, некоторые виды производства были
запрещены.
В общей сложности потери германского народного хозяйства в 50% от
довоенного уровня. Оставшаяся часть реального капитала была в основном
устаревшей, изношенной.
В условиях экономического хаоса, разрушения промышленности и товарного
голода, а так же руководствуясь своими послевоенными целями, достижение которых
предполагало наличие экономического контроля, союзники решили сохранить
элементы административной экономики, которые остались до 1948 года. Это было
распределение по карточкам важнейших продуктов питания и других предметов
потребления, нормирование и распределения всех основных материалов и сырья,
положение о замораживании цен и заработной платы, государственный контроль за
импортом и экспортом, фиксация цен на предметы внешней торговли и контроль за
валютой, предписания относительно производства и обязательная сдача продуктов,
подлежащих нормированию.
От военного времени осталась инфляция как результат непомерных военных
расходов, процветал черный рынок.
Первой предпосылкой к возникновению социального рыночного хозяйства
явилось заключение соглашения о восстановлении государственности заключенное в
1948 году западными союзниками, которое содержало основные направления создания
Федеративной Республики. Новая политика западных союзников означала передачу
общеполитических и экономико-политических прав на самоопределение немецким
инстанциям, в особенности экономической администрации «Объединенной экономической
области».
Следующим шагом на пути к рыночному хозяйству явилась валютная реформа. В
результате ее уже к 1953 году практически исчез «черный рынок», появились
товары, вовсю восстанавливалась транспортная система, закипели строительные
работы. Подъем начался стремительными темпами и огромным размахом практически
во всех областях экономической жизни Германии. Валютная реформа дала огромный
толчок экономике, можно сказать именно с нее начался решающий подъем во всем
хозяйстве Германии. Валютная реформа сделала возможным следующий шаг на пути к
рыночной экономике – отмену административной экономики. Государство сняло с
себя функции непосредственного контроля за экономикой, оставив их только в
некоторых областях.
Дальше была дана свобода внешней торговле и конкуренции, что было
необходимо для свободного ценообразования и формирования платежеспособного
спроса. Был установлен эффективный контроль за монополиями и их
ценообразованием, чтобы воспрепятствовать злоупотреблению экономическим
могуществом.
Все это создало важную законодательную базу для построения в ФРГ
социальной рыночной экономики, но нельзя забывать и о предпосылках
политических, а именно о политике неолибералов, на которой основывалось
социальное рыночно хозяйство, основной задачей которых было осознанное
формирование, основанного на свободе, однако одновременно социально
ориентированного общественного, экономического и социального порядка,
обеспечиваемого сильным государством. Считалось что государство, за которым
хоть и признается задача контроля над монополиями, все же должно обеспечивать
свободу скорее за счет политического регулирования в области экономического
порядка, формирование порядка в экономике и обществе представляет собой
законотворческую задачу, перед государством стоит цель постоянно работать над
тем, чтобы рыночный порядок сохранялся и улучшался.
На основе этих идей была разработана концепция социального рыночного
хозяйства, основными авторами которой являются профессора Альфред Мюллер-Армак,
Александр Рюстов, Вильгельм Репке и Людвиг Эрхард. А заслуга воплощения данной
концепции в Германии принадлежит Людвигу Эрхарду, но и нельзя умалять важность
работы проделанной парламентом, федеральным правительством, Немецким
федеральным банком, населением, стремившимся к воссозданию страны.
За годы развития экономика Германии во многом изменилась, пройдя путь от
восстановления рыночного хозяйства ФРГ до развитой рыночной экономики
современной объединенной Германии. Ее современное состояние можно
охарактеризовать, используя основные элементы социально-экономического порядка:
действующие в наше время правовые основы, главные экономико- и
социально-политические цели и важнейшие инструменты, применяемые для их
достижения.
Правовую основу экономического и социального порядка Германии дополняют следующие
акты, среди которых - закон против ограничения конкуренции, закон о Немецком
федеральном банке, закон о кредитной системе, закон о тарифных договорах, закон
о внешней торговле, законы о социальном страховании, сельскохозяйственные
законы о рыночном порядке.
Право на владение собственностью гарантируется в Германии Основным
законом, согласно которому как частные лица, так и юридические лица имеют право
приобретать и использовать собственность по своему усмотрению в соответствии с
законодательством.
Наиболее важной особенностью политики, проводимой в Германии в области
собственности, является противодействие необоснованной концентрации ее в руках
государства, фирм и частных лиц путем наращивания общего количества
собственников.
Таким образом, денежный порядок имеет и социальное значение: кредиторы,
заемщики и владельцы денег получают прибыли и несут убытки в зависимости от
изменения денежной стоимости.
Все это указывает на то, что создание и регулирование покупательной
способности могут быть доверены лишь учреждению, которое не может извлечь для
себя выгоды из денежной и кредитной политики, и не может понести от нее
убытков, т.е. это учреждение не должно зависеть от правительства, но и не
должно относиться к сфере частного банковского или кредитного дела. Поэтому
самое важное учреждение для денежного порядка Германии – это Немецкий
федеральный банк, а самый важный для денежного обращения закон – это закон о
Немецком федеральном банке.
Финансовое законодательство страны регулирует получение финансовых средств,
распоряжение ими и распределение их между носителями государственной власти. В
Германии эту функцию выполняет Основной закон. Он определяет разделение
полномочий и задач между федерацией и землями и предусмотренное общинным
законодательством земель разделение полномочий и задач между землями, районами
и общинами, разделение средств, необходимых для решения государственных задач.
Можно привести некоторые положения, относительно этой области:
1
Федерация
и земли по отдельности осуществляют расходы, необходимые для выполнения их
задач;
2
Если
земли действуют по поручению федерации, то расходы, связанные с такой
деятельностью несет федерация;
3
Федеральные
законы, предусматривающие денежные затраты, и устанавливающие, что часть
расходов приходится на земли, нуждаются в одобрении со стороны бундесрата;
4
Для
предотвращения нарушения общехозяйственного равновесия, стимулирования
экономического роста или выравнивания различий в уровне экономического развития
федерация может предоставлять землям финансовую помощь;
5
Федерация
пользуется исключительным правом издания законов, регулирующие таможенные
пошлины и финансовые монополии;
6
Земли
имеют право издания местных законов, предусматривающих взимание местных
налогов;
7
Федерация
и земли совместно получают поступления от подоходного налога с оборота. Из
поступлений от подоходного налога и корпорационного налога федерация и земли
получают половину.
Такое распределение средств в силу различной ситуации в землях приводит к
возникновению более или менее значительных различий в области доходов. Поэтому
Основной закон предусматривает обеспечение специальным федеральным законом
финансового выравнивания между более сильными или более слабыми в финансовом
отношении землями, которое должно учитывать финансовые возможности и финансовые
потребности земель.
Конкуренция воспринимается не только как экономический термин. На самом
деле конкуренция присутствует во всех областях жизни человека. Без нее,
понимаемой как стремление, как минимум, не отстать от других, идущих к одной и
той же цели и, по возможности, превзойти их, можно было бы обойтись только при
абсолютно достаточном количестве наличных средств для удовлетворения духовных,
культурных и физических потребностей, т.е. при отсутствии желания превзойти
других, помериться с ними силами. На самом деле конкуренция была и есть везде и
всегда, изменяется лишь ее форма и величина.
В Германии закон о запрете ограничений конкуренции был принят в 1957 году
под названием «Основной закон социального рыночного хозяйства». Само название
этого закона говорит о важности роли, которую играют основанные на конкуренции
экономическая система и порядок, регулирующий конкуренцию как инструмент
управления социальным рыночным хозяйством. Тем не менее, в Германии существует
порядок, регулирующий конкуренцию, который призван обеспечить достижение
внутрихозяйственных, социальных, внешнеполитических и неэкономических целей.
Можно определить основные из этих целей.
1. Обеспечение экономического роста.
2. Содействие техническому прогрессу.
3. Управление производством с помощью хозяйственных субъектов.
4. Обеспечение экономической и социальной стабильности.
5. Достижение и обеспечение социальной справедливости.
В условиях такой общественной системы вероятность реализации
справедливого порядка больше, чем там, где цели общества, человеческой
деятельности, производство, зарплаты и цены фиксируются централизовано и где
определение наилучшего благосостояния не реализуется через механизм
конкуренции.
Там, где есть конкуренция, т.е. где имеется нехватка и не все способны
достичь одной и той же цели, излишек для одного всегда означает недостаток для
другого. Такая ситуация может легко породить неприязнь и вражду. Вполне
объяснимой представляется попытка недобросовестными способами, противоречащими
коммерческим традициям и хорошему тону, помешать конкурентам в достижении цели,
чтобы тем самым обеспечить преимущество для самого себя. Для защиты интересов
разных сторон призваны законы, регулирующие отношения между людьми в процессе
конкуренции.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|