Роль государства при переходе к рыночной экономике
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
СЕВЕРО-КАЗАХСТАНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ МАНАША КОЗЫБАЕВА
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА
"ЭКОНОМИКИ"
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
“Экономическая теория”
на тему “Роль
государства при переходе к рыночной экономике”
Выполнил:
Студент группы
Фс-06-3
Проверила:
Ст. преподаватель
Орлова Ю.С.
Петропавловск, 2006г.
Содержание
Стр.
Введение.................................................................................................................
3
1. Роль
государства в экономике......................................................................
6
1.1. Государство.
Его роль в жизни общества.................................................... 6
1.2. Функции
государства в рыночной системе.................................................
8
1.3. Методы и
инструменты государственного регулирования экономики... 14
2. Анализ роли
государства в экономике Республики Казахстан............ 18
2.1. Основные
черты и проблемы перехода к рынку в Республике
Казахстан...............................................................................................................18
2.2. Роль
государства в экономике Республики Казахстан..............................22
3. Роль
государства в рыночной экономике: модели зарубежных государств............................................................................................................32
3.1. Модель
германского экономического развития.........................................32
3.2. Модель
экономического развития новых индустриальных стран Азиатско-Тихоокеанского региона.....................................................................................39
Заключение...........................................................................................................46
Список литературы..............................................................................................48
Приложения..........................................................................................................
ВВЕДЕНИЕ
ХХ век прошел под знаменем противоборства двух экономических систем -
капитализма и социализма. Во второй половине столетия стало очевидно, что
командное регулирование, государственная собственность на материальные средства
производства и прочие особенности плановой системы ведения хозяйства уступили
под натиском рыночного механизма. Практически, перед всей Восточной Европой, а
позднее и странами, появившимся в результате распада Советского Союза, встал
нелегкий выбор: заново выстраивать свою внутреннюю и внешнеэкономическую
политику или адаптировать национальную экономику к системе мирохозяйственных
связей. Так, в мире появилась большая группа государств с экономикой
переходного типа. Причем, новые условия общественного, в том числе
экономического, развития внесли существенные коррективы в механизм
функционирования государства. На государство возлагается огромная роль в
развитии экономики. Рынок и государство взаимосвязаны. Поэтому изучение
различных аспектов проблемы государственного регулирования рыночных процессов,
особенно его экономических механизмов, в современных условиях крайне актуально.
Актуальность
темы курсовой
работы определяется тем, что Казахстану, согласно выдвинутым Президентом Н.
Назарбаевым в Стратегии "Казахстан-2030" приоритетам в развитии
страны, предстоит решить задачу обеспечения экономического роста. В этой связи
необходимо стремиться к большей открытости национальной экономики, которая
напрямую связана с проблемой адаптации к мировой экономики. Для выработки
наиболее эффективных механизмов адаптации к мирохозяйственным связям важно
осмысление и оценка роли государства.
Основная
цель курсовой работы - исследование роли государства в регулировании экономики в
переходный период.
В
соответствии с целью исследования определены его основные задачи:
- изучить
работы исследователей по проблеме государственного регулирования экономики;
- изучить
зарубежный механизм, опыт регулирования государством экономики;
-
раскрыть особенности государственного регулирования экономики в Казахстане.
Научная
новизна работы. В настоящей курсовой работе:
-
показана роль государства в регулировании переходной экономикой;
-
освещены экономические функции государства;
- определены
особенности развития казахстанской экономики в условиях рынка.
Хронологические
рамки исследования охватывают период реформирования экономики Казахстана с момента
либерализации цен (1992 - 2006 гг.).
Специфическим
органом, возникшем для решения общих задач, в том числе экономических, которые
без него невозможно решать. Само наличие государства и его развитие порождает
специфические функции, которые усиливают его вмешательство в экономику.
Практическая
значимость
работы состоит в том, что ее положения могут быть использованы при разработке
концепции государственного регулирования экономики в Республике Казахстан.
Источниковой
базой для
написания работы послужил комплекс печатных источников, учебников, учебных
пособий по проблемам теории рыночной экономики.
Структура
работы состоит
из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.
В
первой главе курсовой
работы рассматриваются вопросы теории государства: понятие государства,
методологические подходы, его признаки. Особо уделено внимание характеристике
экономических функций государства, а также методам и инструментам государственного
регулирования экономики.
Во
второй главе анализируется
роль государства в отечественной экономике.
В
третьей главе раскрывается особенности действия государственного механизма в рыночной
экономике зарубежных стран.
Приложения к курсовой работе выполнены
в виде таблиц.
I. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В
ЭКОНОМИКЕ
1.1. Государство. Его роль в жизни общества
Термин “государство” введен в понятийный аппарат обществознания
сравнительно недавно. Вплоть до XVII века употреблялись более конкретные
понятия для обозначения государства – княжество, королевство, республика,
тирания. Это объясняется толкованием государства как общности людей,
представляемой и организуемой органом высшей власти и проживающей на
определенной территории. В данном понимании государство тождественно стране и
политически организованному народу (государство в широком смысле). Одним из
первых от такого традиционного подхода отошел Н. Макиавелли и ввел специальный
термин “stato”-“государство”, применимый к любой его форме.
В целом,
государство рассматривается как одна из многовариантных и многофункциональных
структур, и сущность его выражается неоднозначно. С одной стороны, государство
несет в себе принуждение, насилие, с другой - упорядочивает отношения в
обществе, придает им определенную стабильность.
В
обществоведческих науках государство рассматривается через соотношение трех
подходов в его понимании:
А).
Политико-философский, берущий свое начало с античности. Государство трактуется
как средство решения “общих дел” и регулирования отношении власти и общества, а
также как средство, обеспечивающее политическую жизнь самого народа и человека;
Б).
Классовый. Государство есть результат классового разделения общества
(марксистский подход). Классическое (по В. Ленину) определение трактует государство
как “машину для угнетения одного класса другим, машину, чтобы держать в
повиновении одному классу прочие подчиненные классы”;
В).
Правовой как “юридическое государство”, источник права и закона, организующее
жизнь общества и деятельность самого государства и его структур в системе
политических общественных отношений.
При
определении сущности государства необходимо рассмотреть и его признаки. К
признакам государства относятся:
А).
Наличие публичной власти, вычлененной из общества и материализованной в
учреждениях управления и принуждения (чиновники, армия, полиция и т.д.);
Б).
Система налогов, податей, займов, необходимых для материального обеспечения
государственной политики, проведение экономических, социальных, культурных
преобразований, содержания государственного аппарата;
В).
Территория. Государство объединяет своей властью и защитой все население,
проживающее на его территории;
Г).
Суверенитет как верховенство на своей властью и независимость в международных
отношениях;
Д).
Право. Право юридически оформляет государственную власть и тем самым придает ее
легальность, определяет юридические рамки и формы осуществления функций
государства;
Е).
Монополия на легальное применение силы, физического принуждения(возможность
лишить граждан жизни, свободы, которые являются высшими ценностями). нуждения (чиновникирства необходимо прежде всего
рассмотреть признаки государства.К признакам госОтмеченные выше признаки
отличают государство от других организаций и объединений общества.
Соответственно,
сущность государства выражается в синтезе решения фундаментальных проблем –
соотношение государства, политической системы и общества, правящих сил,
происхождения государств, условий и направленности его развития и т.д.
С одной
стороны, государство и общество представляют собой одно целое и государство
охватывает всю совокупность общественных отношений. Интересам этого единства
служат созданные им аппараты контроля, органы пресечения, административные
структуры, системы идеологических, политических, правовых отношений.
Государство в данном случае унитарно, т.е. единообразно, когда оно объединяет и
унифицирует общество. В этом случае можно говорить «российское (американское,
казахстанское и проч.) государство», т.е. власть, страна и народ, их владения,
территория, граница. С другой стороны, признание государства центром
политической системы, институтом власти, распространяющейся на общество и
включенной в него в качестве особого социального института, но не поглощающей
общество. Общество относительно свободно от государства в своем развитии.
Государство оказывается более динамичным, более способным эволюционировать,
легче переживать смену политических режимов, типов правления, перестройку
конкретных структур власти.
Следовательно,
интерпретация государства сводится к рассмотрению его как наиболее важного
института в политике, во всей общественной системе. Значимость государства
определяется максимальной концентрацией в его руках власти и ресурсов,
позволяющих ему эффективно влиять на социальные процессы.
1.2 Функции государства в рыночной системе
Сущностные характеристики государства наиболее отчетливо раскрываются
через его функции, которые представляют собой содержательные принципы его
существования.
В вопросе о функциях государства, том числе экономических, следует
учитывать разные подходы в их определении.
В
частности, в энциклопедическом словаре выделены следующие функции государства:
организационная(управляющая), господства и подавления, создания правовой
системы.
В науке,
в целом, дается более конкретная характеристика функций государства.
Среди них отмечена прежде всего экономическая функция. Ее сущность
выражается в организации, координации и регулировании экономических процессов с
помощью налоговой и кредитной политики, создания стимулов экономического роста
или осуществления санкций. Таким образом, через экономику государство
осуществляет активную деятельность в обществе. Социальная функция выражается в
удовлетворении потребностей людей в работе, жилье, охране здоровья, в
представлении социальных гарантий, страховании и т.д. Правовая функция
направлена на обеспечение правопорядка, установления правовых норм, которые
регулируют общественные отношения и поведение граждан. Культурно –
воспитательная функция направлена на создание условий для удовлетворения
культурных потребностей населения. Собственно политическая функция выражается в
обеспечении политической стабильности, осуществлении властных полномочий,
выработке политического курса. Наконец, экологическая функция выражается в
установлении правового режима рационального природопользования, обеспечении
нормальной и здоровой среды обитания.
В целом,
государственные функции имеют внутреннюю и внешнюю направленности. Внешние
функции прежде всего подчинены принципам взаимовыгодного сотрудничества в экономической,
социальной, технологической, информационной, культурной, торговой областях с
другими государствами.
Специалисты
в области экономической теории при рассмотрении функций государства выделяют
собственно экономические функции последнего. В этой связи больше внимания
уделяется функциям правительства, так как в современных политических системах с
принципом разделения властей за экономическую политику отвечает именно
правительство.
Так,
ученые Речмен Д. Дж, Мексон М. Х., Бауви К. А., Тилл Д. В. отмечают такие
функции государства как: установление правил и ограничений; предоставление
населению общественных благ и трансфертных платежей; поддержка конкуренции;
содействие стабилизации экономики.
В
«Экономикс» предложен следующий набор функций государства:
1).
Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному
функционированию рыночной системы;
2).
Защита конкуренции;
3).
Перераспределение дохода и богатства;
4).
Корректирование распределения ресурсов с целью изменить структуру национального
продукта;
5).
Стабилизация экономики, то есть контроль за уровнем занятости и инфляции,
порождаемых комбинациями экономической конъюнктуры, а также стимулирование
экономического роста.
Следовательно, ученые - экономисты значительно расширяют
государственные функции. Тем самым, подтверждается мысль о том, что те или иные
действия правительства оказывают влияние на все экономические процессы без
исключения.
В целом, все функции государства в рыночной системе могут быть сведены к
следующему набору.
Первая и основная функция государства, со времен Адама Смита получившая
название «ночного сторожа», - это создание «правил игры» для участников рынка и
контроль за соблюдением этих правил, их охрана и совершенствование. Эта функция
сводится к разработке хозяйственного законодательства, обеспечению его
нормативной базой и строгому контролю за их выполнением, в том числе и самим
государством. Без таких законов никакая экономика функционировать не может .
Идеологической основой концепции национальной экономической политики
должна быть задача создания правовых основ в экономическом пространстве
республики. Необходимо создать оптимальные условия хозяйствования для всех
участников экономики. К тому же экономические отношения имеют «привычку» быстро
меняться, что заставляет законодателей приспосабливаться к этим изменениям.
Законодательство должно быть таким же непрерывным процессом, как и сама
экономическая жизнь. Но здесь возникает дилемма: для участников экономической
жизни нужны стабильные законы, без чего не может быть сколько-нибудь
объективного плана хозяйственных решений, хотя бы на период инвестиций в
какое-нибудь дело; в то же время быстрое изменение экономической конъюнктуры
требует оперативного вмешательства.
Переход от плановой экономики к рыночной объективно сопровождается резким
увеличением дифференциации доходов населения. Причем в начале перехода этот
процесс происходит на фоне экономического спада и высоких темпов инфляции,
которые обостряют проблему неравенства, вызывая значительное снижение уровня
жизни основной массы населения. В этих условиях, чтобы сгладить остроту
социально – экономических противоречий и не допустить обнищания отдельных
социальных слоев, государство вынуждено более интенсивно участвовать в
перераспределении доходов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|