Меню
Поиск



рефераты скачать Роль государства при переходе к рыночной экономике


Известно, что рыночное хозяйство предполагает взаимосвязанную систему рынков: товаров, труда, капитала и др. В связи с этим обстоятельством, важнейшими целями в переходный период были обозначены:

 1). Развитие рынка товаров и услуг. При этом речь идёт как о товарах производственного так и непроизводственного назначения. Подлинный рынок товаров не просто место продажи и купли, - это свободное ценообразование, когда подавляющая масса продукции производится в частном секторе.

 2). Формирование финансового рынка. Речь идёт о рынке ценных бумаг (акций, облигаций и др.). Значение такого рынка трудно оценить, если не опираться на опыт западных стран, свидетельствующий о его важной роли в жизни общества. Финансовый рынок это вершина рыночной структуры. Переходный период необходим, чтобы создать и апробировать такой рынок, ибо без акций, облигаций и других ценных бумаг рыночная экономика немыслима.

 По большому счету, модель экономических отношений, в основе которой лежит взаимодействие рынка товаров и услуг, ценных бумаг, труда, была создана.

 Вместе с тем, переход к рынку обозначил и ряд важных проблем. Среди них особняком стоит проблема приведения в соответствие с требованиями прогрессивного развития экономики механизма государственного регулирования.

 Наиболее полное включение отечественной экономики в мировое хозяйство предполагает приоритетное развитие тех секторов экономики, которые по своей значимости в наибольшей мере раскрывают внутренние потенции национальной экономики как самостоятельной части мирового хозяйства.

 Для достижения этой цели важно обеспечить продуктивное использование уже имеющегося потенциала. Необходимо также уточнить приоритеты в направлении предотвращения индустриального отставания от промышленно развитых стран мира. Сегодня актуально ускорить структурное преобразование экономического хозяйства страны, так как формула "вывоз сырья - ввоз готовой продукции" крайне невыгодна в точки зрения внешнеторговых отношений.

 Необходимо учитывать и то, что адаптация к мировому хозяйству предстоит в условиях глубоких преобразований во всей мировой системе. Современный научно - технический процесс обусловил уменьшение доли не только добывающей, но и обрабатывающей промышленности в суммарном мировом ВНП. То есть, доля наукоемких секторов экономики и инфраструктуры существенно повышается, что естественно изменит ситуацию в системе международного разделения труда.

 Антимонопольная политика также выступает действенным механизмом по созданию конкурентного хозяйства, конкурентного производства. В формирования открытой экономики отечественные "монополии" по отношению к внешнему рынку нуждаются в проведении по отношению к ним политики протекционизма. Разработка программы по восстановлению жизнедеятельности крупных производств во взаимодействии с формированием сектора малых и средних предприятий могла стать реальным шагом на этом пути.

 Еще одним моментом в процессе адаптации к мировым внешнеэкономическим связям является правильный выбор стран - партнеров. Долгое время Казахстан выбор стран осуществлял на основе взаимодополняемости их национальных хозяйственных структур. Очевидно, что за время, которое прошло после распада единого хозяйства СССР, многие связи разрушены окончательно. Поэтому в основе выбора нашим государством стратегических направлений внешнеэкономических связей должен лежать принцип общих выгод.

 Наконец, решая проблему адаптации своего национального хозяйства к мировой экономике, Казахстан оказался вовлечен в орбиту такого процесса, как обострение конкуренции между тремя основными центрами мировой экономики - ЕЭС, Северо-Американский общий рынок и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В силу своего географического положения республика в наибольшей степени тяготеет к нескольким крупным национальным рынкам: центральноазиатскому, южноазиатскому, российскому и китайскому. Соответственно, фактор "промежуточного положения" может стать важным вектором развития внешнеэкономических связей Казахстана на будущее.

 Следовательно, проблема приведения в соответствие с требованиями прогрессивного развития экономики механизма государственного регулирования действительно важна для нашей республики. Она обусловлена углублением и расширением интеграционных процессов между современными мировыми странами, которые определяют логику коренного преобразования всей системы внешнеэкономических отношений. Реализация такого подхода предполагает создание собственной стратегической внешнеэкономической политики, непосредственным результатом которой видится экономический рост, а также решение назревших социальных проблем.


2.2. Роль государства в экономике Республики Казахстан


Механизм функционирования государства играет огромную роль в регулировании рыночных отношений. Рассмотрение содержания механизма функционирова­ния государства позволяет выявить различные аспекты процесса регулирования рыночных трансакций и нацио­нальной экономики.

Государство в качестве субъекта рыночной экономики пред­ставляет собой совокупность взаимосвязи правового, экономи­ческого института и составных частей агрегированного субъекта. Государство нельзя рассматривать раздельно как правовой, эко­номический институт или агрегированный субъект, поскольку в реалии совокупность частей его структуры не может функциони­ровать без правовой системы их регулирования.

Рынок и государство взаимосвязаны. Государственные учреждения, организации способствуют реализации рыночных отношений и участвуют в распределитель­ных, перераспределительных отношениях в качестве субъекта государства.

Государство по содержанию тождественно в некоторой степе­ни категориям "рынок" и "фирма". Во-первых, содержание государства выражает отношения между людьми, элементами в струк­туре иерархии интегрированного, центрального субъекта националь­ной экономики. Во-вторых, государство должно быть нацелено на снижение как внутренних, так и внешних транзакционных издер­жек. Отношения между людьми, субъектами и объективная цель снижения транзакционных издержек являются составными частя­ми в содержании рынка, фирмы, а также государства.

Содержание государства предопределено исходными и основ­ными отношениями собственности. Поэтому содержание государ­ства выражает отношения присвоения и отчуждения, исключе­ния других, не относящихся к элементам данной структуры, отча­сти совокупного общественного продукта.

 Специфическими свой­ствами содержания государства являются отношения обмена дея­тельностью, направленной на снижение издержек трансакций как внутри системы, так и в функционировании во внешней среде, а также выполнение функций распределения и перераспределения совокупного общественного продукта, регулирование развития национальной экономики и общества.

В противоположность трансакциям государства рыночные отношения более демократичны, с широким выбором простора деятельности субъектов. Далее, рыночные трансакции абсолютно развиваются по горизонтальной направленности. Ре­зультатом их реализации становится распределение совокупного общественного продукта на основе объективно действующих эко­номических законов в зависимости от общественно признанных затрат и полезности товаров, услуг. В них отсутствуют отношения иерархичности, так как рыночные сделки подчинены объективным экономическим законам.

Попытки государства "оседлать" рынок всегда заканчивались плачевно, возникало множество негативных процессов в соци­ально-экономическом плане, общественном производстве, вплоть до коренного преобразования самого государства, качественного изменения содержания данной системы, более адаптированной к рыночным реалиям. Зависимость развития государства как сис­темы от объективно действующих законов рынка требует учета внешних факторов и своевременного изменения и адаптации внеш­них трансакций с субъектами рынка. В то же время современный рынок требует демократизации внутренней системы государства, снижения роли командного управления, приведения к оптимиза­ции соотношений администрирования на иерархической основе и демократической активности структуры.


  факторы

Казахстан

1.  Природные ресурсы

+

2.  Выгодность географического положения

+

3.  Политическая стабильность

+

4.  Политическая стабильность

+

5.  Культурный фактор (менталитет)

+

6.  Ориентация на импортозамещение

+

7.  Ориентация на внешнюю торговлю и

   торгово-посредническую деятельность

+

8.  Благоприятный инвестиционный климат

+

9.  Льготные кредиты и субсидии для

   приоритетных отраслей

-

10. Свободный ввоз и вывоз капитала

-

11. Накопление финансов и золотовалютных

   запасов

-

12. Стимулирование экспорта готовой

   продукции

-

13. Стимулирование НИОКР и привлечение

   передовых технологий

-

14. Концентрация капитала в крупных

   финансово-промышленых группах

-

15. Развитие малого и среднего бизнеса,

   в том числе и по японскому опыту

-

16. Развитие высоко технологичных

   отраслей производства

-

17. Эффективное проведение

   приватизационных процессов

-


Государство как субъект рыночной экономики должно зави­сеть от совокупности общественного продукта. Участвуя непо­средственно в распределении и перераспределении совокупного общественного продукта и опосредованно в воспроизводстве об­щественного производства, оно подчиняется объективным эконо­мическим законам, в том числе закону стоимости.

На основе данного закона можно определить общественно не­обходимую величину затрат на государство, то есть стоимость содержания последнего. Для этого нужно обратиться к механизму действия закона стоимости, модернизированной форме определе­ния общественно необходимых величин затрат отраслей или определить как среднюю величину затрат из совокупности отраслей общественного производства и услуг, где индивидуальные зат­раты на государство будут входить в общее слагаемое.

Следовательно, любое превышение общественно необходимых затрат в государстве будет относиться к увеличению транзакционных издержек в рыночных отношениях, снижению эффектив­ности функционирования государства и ущемлению возможнос­тей рынка. Данные параметры ограничения позволят по-новому увидеть структуру государства, выявить необходимые элементы и излишества, которые являются грузом в данной системе. Тем са­мым через механизм действия закона стоимости общество сможет контролировать расходы на государство и требовать от "слуг на­рода" соблюдения объективных норм.

В настоящее время в Казахстане, в дру­гих странах СНГ чиновники во властных структурах, находясь вне контроля общества, всеми способами и быстрыми темпами обога­щаются, нанося огромный ущерб национальной экономике, об­ществу. Это происходит, во-первых, из-за несбалансированности реальных сил между исполнительными властными и представи­тельными общественными структурами; во-вторых, из-за отсут­ствия правового механизма балансировки взаимоотношений ис­полнительных и представительных органов.

  Для урегулирования ценообразования в масштабе внутренне­го рынка, макроэкономики необходимо сбалансировать стоимост­ные и натуральные единицы произведенной продукции энергодо­бывающих, производящих отраслей. Далее можно пойти на неко­торую компенсацию энергодобывающим и производящим фирмам, предприятиям за снижение цен собственных услуг и продукции для повышения эффективности экономики в целом. В переходный период государство должно выявлять изменения условий форми­рования цен товаров, продукции базовых отраслей экономики, которые непосредственно воздействуют на ценообразование ос­тальных субъектов рыночной экономики. Оно обязано влиять на развитие внутреннего рынка, ограждая его от негативных внешних факторов мировой экономики. Внутренний рынок должен быть полностью открытым для поглощения высокоэффективных тех­нологий и техники из дальнего и ближнего зарубежья. Вместе с тем нужно ставить жесткие преграды устаревшим технологиям, низкопроизводительному оборудованию и низкокачественной продукции.

В развитии рыночной экономики существенную роль играет ценообразование. Стихия рынка может сильно подхлестнуть цены, привести к инфляции и прочим нежелательным последствиям, поэтому государство обязано контролировать цены на продук­цию и услуги жизненно важных отраслей, особенно в период ста­новления рыночной экономики.

Воздействие государственного регулирования на процесс це­нообразования топливно-энергетических фирм, предприятий в рамках необходимых оптимальных величин позволит создать условия функционирования для других предприятий и организаций, а также активизировать население в построении нового общества и рыночной экономики. Цены на энергоносители существенно влияют не только на производственные организации, нo и весомо воздействуют на бюджет домохозяйств населения. Развитие внутреннего рынка обусловливается прежде все­го количеством собственных производителей. Поэтому создание условий и участие государства в расширении масштабов деятельности и увеличении числа производителей, предпринимателей яв­ляется важным моментом в становлении рыночной экономики. На конец 2001г. в Казахстане функционировало 763 рынка на 134 тыс. торговых мест, оборот составил 534,8 млрд. тенге, это превысило - оборот в 1995г. в 15 раз.

 Казахстан страдает от недопроизводства, поэтому активное участие государства в поднятии экономики и ее регулировании, финансировании активизирует большие массы населения: умень­шится количество безработных; увеличится спрос на товары ши­рокого потребления, расширятся рамки и объем рынка. Увеличе­ние дохода населения и спроса послужит стимулом к развитию промышленности и сельского хозяйства. Кроме экономически обоснованных программ развития национальной экономики не­обходимы финансовые и правовые механизмы реализации.

 Под воздействием экономических законов развиваются рыноч­ные отношения между государством и фирмами. Государство в экономическом плане выступает в качестве органа регулирова­ния, пропорционального распределения и перераспределения со­вокупного общественного продукта между субъектами в зависи­мости от признанных затрат труда последних через рынок.

Данный момент характеристики одной из сторон многогран­ных функций государства отмечается для выяснения некоторых специфических отношений государства с фирмами общественно­го производства, товарного обращения по поводу платежей в го­сударственный бюджет, которые должны определяться с учетом требований объективной необходимости, что означает учет степени развития общественного производства на определенном эта­пе, а также требований объективно действующих экономических законов. Так, например, при экстенсивном развитии обществен­ного производства величина платежей предприятий и организа­ций в государственный бюджет должна быть предельно высокой с базовых отраслей производства, тогда как в условиях интенсивно­го роста — в определенной степени низкой. Это положение выра­жает требования объективной необходимости в обеспечении мак­симального развития общественного производства в зависимости от различных условий труда. При экстенсивном росте обществен­ного производства возникает необходимость концентрации денеж­ных средств в государственном бюджете для усиления экономи­ческого положения страны в данных условиях; интенсивное раз­витие требует увеличения денежных ресурсов предприятий для обеспечения высоких темпов их воспроизводства. В зависимости от соотношения экстенсивного и интенсивного характера разви­тия общественного производства, в конечном счете, нужно опре­делять размеры платежей производственными, торговыми и дру­гими фирмами в государственный бюджет. Величину платежей предприятий и организаций необходимо планировать в основном в пределах от 10 до 50% от суммы дохода.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.