Известно, что рыночное хозяйство предполагает взаимосвязанную систему
рынков: товаров, труда, капитала и др. В связи с этим обстоятельством,
важнейшими целями в переходный период были обозначены:
1).
Развитие рынка товаров и услуг. При этом речь идёт как о товарах
производственного так и непроизводственного назначения. Подлинный рынок товаров
не просто место продажи и купли, - это свободное ценообразование, когда
подавляющая масса продукции производится в частном секторе.
2).
Формирование финансового рынка. Речь идёт о рынке ценных бумаг (акций,
облигаций и др.). Значение такого рынка трудно оценить, если не опираться на
опыт западных стран, свидетельствующий о его важной роли в жизни общества.
Финансовый рынок это вершина рыночной структуры. Переходный период необходим,
чтобы создать и апробировать такой рынок, ибо без акций, облигаций и других
ценных бумаг рыночная экономика немыслима.
По
большому счету, модель экономических отношений, в основе которой лежит
взаимодействие рынка товаров и услуг, ценных бумаг, труда, была создана.
Вместе с
тем, переход к рынку обозначил и ряд важных проблем. Среди них особняком стоит
проблема приведения в соответствие с требованиями прогрессивного развития
экономики механизма государственного регулирования.
Наиболее
полное включение отечественной экономики в мировое хозяйство предполагает
приоритетное развитие тех секторов экономики, которые по своей значимости в
наибольшей мере раскрывают внутренние потенции национальной экономики как
самостоятельной части мирового хозяйства.
Для
достижения этой цели важно обеспечить продуктивное использование уже имеющегося
потенциала. Необходимо также уточнить приоритеты в направлении предотвращения
индустриального отставания от промышленно развитых стран мира. Сегодня
актуально ускорить структурное преобразование экономического хозяйства страны,
так как формула "вывоз сырья - ввоз готовой продукции" крайне
невыгодна в точки зрения внешнеторговых отношений.
Необходимо
учитывать и то, что адаптация к мировому хозяйству предстоит в условиях
глубоких преобразований во всей мировой системе. Современный научно -
технический процесс обусловил уменьшение доли не только добывающей, но и
обрабатывающей промышленности в суммарном мировом ВНП. То есть, доля наукоемких
секторов экономики и инфраструктуры существенно повышается, что естественно
изменит ситуацию в системе международного разделения труда.
Антимонопольная
политика также выступает действенным механизмом по созданию конкурентного
хозяйства, конкурентного производства. В формирования открытой экономики отечественные
"монополии" по отношению к внешнему рынку нуждаются в проведении по
отношению к ним политики протекционизма. Разработка программы по восстановлению
жизнедеятельности крупных производств во взаимодействии с формированием сектора
малых и средних предприятий могла стать реальным шагом на этом пути.
Еще одним
моментом в процессе адаптации к мировым внешнеэкономическим связям является
правильный выбор стран - партнеров. Долгое время Казахстан выбор стран
осуществлял на основе взаимодополняемости их национальных хозяйственных
структур. Очевидно, что за время, которое прошло после распада единого
хозяйства СССР, многие связи разрушены окончательно. Поэтому в основе выбора
нашим государством стратегических направлений внешнеэкономических связей должен
лежать принцип общих выгод.
Наконец,
решая проблему адаптации своего национального хозяйства к мировой экономике,
Казахстан оказался вовлечен в орбиту такого процесса, как обострение
конкуренции между тремя основными центрами мировой экономики - ЕЭС, Северо-Американский
общий рынок и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В силу своего
географического положения республика в наибольшей степени тяготеет к нескольким
крупным национальным рынкам: центральноазиатскому, южноазиатскому, российскому
и китайскому. Соответственно, фактор "промежуточного положения" может
стать важным вектором развития внешнеэкономических связей Казахстана на
будущее.
Следовательно,
проблема приведения в соответствие с требованиями прогрессивного развития
экономики механизма государственного регулирования действительно важна для
нашей республики. Она обусловлена углублением и расширением интеграционных
процессов между современными мировыми странами, которые определяют логику
коренного преобразования всей системы внешнеэкономических отношений. Реализация
такого подхода предполагает создание собственной стратегической
внешнеэкономической политики, непосредственным результатом которой видится
экономический рост, а также решение назревших социальных проблем.
2.2. Роль государства в экономике Республики Казахстан
Механизм функционирования государства играет огромную роль в
регулировании рыночных отношений. Рассмотрение содержания механизма
функционирования государства позволяет выявить различные аспекты процесса
регулирования рыночных трансакций и национальной экономики.
Государство в качестве субъекта рыночной экономики представляет
собой совокупность взаимосвязи правового, экономического института и составных
частей агрегированного субъекта. Государство нельзя рассматривать раздельно как
правовой, экономический институт или агрегированный субъект, поскольку в
реалии совокупность частей его структуры не может функционировать без правовой
системы их регулирования.
Рынок и государство взаимосвязаны. Государственные
учреждения, организации способствуют реализации рыночных отношений и участвуют
в распределительных, перераспределительных отношениях в качестве субъекта
государства.
Государство по содержанию тождественно в некоторой степени
категориям "рынок" и "фирма". Во-первых, содержание государства
выражает отношения между людьми, элементами в структуре иерархии
интегрированного, центрального субъекта национальной экономики. Во-вторых,
государство должно быть нацелено на снижение как внутренних, так и внешних транзакционных
издержек. Отношения между людьми,
субъектами и объективная цель снижения транзакционных издержек являются
составными частями в содержании рынка, фирмы, а также государства.
Содержание государства предопределено исходными и основными
отношениями собственности. Поэтому содержание государства выражает отношения
присвоения и отчуждения, исключения других, не относящихся к элементам данной
структуры, отчасти совокупного общественного продукта.
Специфическими свойствами содержания государства являются
отношения обмена деятельностью, направленной на снижение издержек трансакций
как внутри системы, так и в функционировании во внешней среде, а также
выполнение функций распределения и перераспределения совокупного общественного
продукта, регулирование развития национальной экономики и общества.
В противоположность трансакциям государства рыночные
отношения более демократичны, с широким выбором простора деятельности
субъектов. Далее, рыночные трансакции абсолютно развиваются по горизонтальной
направленности. Результатом их реализации становится распределение совокупного
общественного продукта на основе объективно действующих экономических законов
в зависимости от общественно признанных затрат и полезности товаров, услуг. В
них отсутствуют отношения иерархичности, так как рыночные сделки подчинены
объективным экономическим законам.
Попытки государства "оседлать" рынок всегда заканчивались
плачевно, возникало множество негативных процессов в социально-экономическом
плане, общественном производстве, вплоть до коренного преобразования самого
государства, качественного изменения содержания данной системы, более
адаптированной к рыночным реалиям. Зависимость развития государства как системы
от объективно действующих законов рынка требует учета внешних факторов и
своевременного изменения и адаптации внешних трансакций с субъектами рынка. В
то же время современный рынок требует демократизации внутренней системы
государства, снижения роли командного управления, приведения к оптимизации
соотношений администрирования на иерархической основе и демократической
активности структуры.
факторы
|
Казахстан
|
1. Природные ресурсы
|
+
|
2. Выгодность географического положения
|
+
|
3. Политическая стабильность
|
+
|
4. Политическая стабильность
|
+
|
5. Культурный фактор (менталитет)
|
+
|
6. Ориентация на импортозамещение
|
+
|
7. Ориентация на внешнюю торговлю и
торгово-посредническую деятельность
|
+
|
8. Благоприятный инвестиционный климат
|
+
|
9. Льготные кредиты и субсидии для
приоритетных отраслей
|
-
|
10. Свободный ввоз и вывоз капитала
|
-
|
11. Накопление финансов и золотовалютных
запасов
|
-
|
12. Стимулирование экспорта готовой
продукции
|
-
|
13. Стимулирование НИОКР и привлечение
передовых технологий
|
-
|
14. Концентрация капитала в крупных
финансово-промышленых группах
|
-
|
15. Развитие малого и среднего бизнеса,
в том числе и по японскому опыту
|
-
|
16. Развитие высоко технологичных
отраслей производства
|
-
|
17. Эффективное проведение
приватизационных процессов
|
-
|
Государство как субъект рыночной экономики должно зависеть
от совокупности общественного продукта. Участвуя непосредственно в
распределении и перераспределении совокупного общественного продукта и
опосредованно в воспроизводстве общественного производства, оно подчиняется
объективным экономическим законам, в том числе закону стоимости.
На основе данного закона можно определить общественно необходимую
величину затрат на государство, то есть стоимость содержания последнего. Для
этого нужно обратиться к механизму действия закона стоимости, модернизированной
форме определения общественно необходимых величин затрат отраслей или
определить как среднюю величину затрат из совокупности отраслей общественного
производства и услуг, где индивидуальные затраты на государство будут входить
в общее слагаемое.
Следовательно, любое превышение общественно необходимых
затрат в государстве будет относиться к увеличению транзакционных издержек в
рыночных отношениях, снижению эффективности функционирования государства и
ущемлению возможностей рынка. Данные параметры ограничения позволят по-новому
увидеть структуру государства, выявить необходимые элементы и излишества,
которые являются грузом в данной системе. Тем самым через механизм действия
закона стоимости общество сможет контролировать расходы на государство и
требовать от "слуг народа" соблюдения объективных норм.
В настоящее время в Казахстане, в других странах СНГ
чиновники во властных структурах, находясь вне контроля общества, всеми
способами и быстрыми темпами обогащаются, нанося огромный ущерб национальной
экономике, обществу. Это происходит, во-первых, из-за несбалансированности
реальных сил между исполнительными властными и представительными общественными
структурами; во-вторых, из-за отсутствия правового механизма балансировки
взаимоотношений исполнительных и представительных органов.
Для урегулирования ценообразования в масштабе внутреннего
рынка, макроэкономики необходимо сбалансировать стоимостные и натуральные
единицы произведенной продукции энергодобывающих, производящих отраслей. Далее
можно пойти на некоторую компенсацию энергодобывающим и производящим фирмам,
предприятиям за снижение цен собственных услуг и продукции для повышения
эффективности экономики в целом. В переходный период государство должно
выявлять изменения условий формирования цен товаров, продукции базовых
отраслей экономики, которые непосредственно воздействуют на ценообразование остальных
субъектов рыночной экономики. Оно обязано влиять на развитие внутреннего рынка,
ограждая его от негативных внешних факторов мировой экономики. Внутренний рынок
должен быть полностью открытым для поглощения высокоэффективных технологий и
техники из дальнего и ближнего зарубежья. Вместе с тем нужно ставить жесткие
преграды устаревшим технологиям, низкопроизводительному оборудованию и
низкокачественной продукции.
В развитии рыночной экономики существенную роль играет
ценообразование. Стихия рынка может сильно подхлестнуть цены, привести к
инфляции и прочим нежелательным последствиям, поэтому государство обязано
контролировать цены на продукцию и услуги жизненно важных отраслей, особенно в
период становления рыночной экономики.
Воздействие государственного регулирования на процесс ценообразования
топливно-энергетических фирм, предприятий в рамках необходимых оптимальных
величин позволит создать условия функционирования для других предприятий и
организаций, а также активизировать население в построении нового общества и
рыночной экономики. Цены на энергоносители существенно влияют не только на
производственные организации, нo и весомо
воздействуют на бюджет домохозяйств населения. Развитие внутреннего рынка
обусловливается прежде всего количеством собственных производителей. Поэтому
создание условий и участие государства в расширении масштабов деятельности и
увеличении числа производителей, предпринимателей является важным моментом в
становлении рыночной экономики. На конец 2001г. в Казахстане функционировало
763 рынка на 134 тыс. торговых мест, оборот составил 534,8 млрд. тенге, это
превысило - оборот в 1995г. в 15 раз.
Казахстан страдает от недопроизводства, поэтому активное участие
государства в поднятии экономики и ее регулировании, финансировании активизирует
большие массы населения: уменьшится количество безработных; увеличится спрос
на товары широкого потребления, расширятся рамки и объем рынка. Увеличение
дохода населения и спроса послужит стимулом к развитию промышленности и
сельского хозяйства. Кроме экономически обоснованных программ развития
национальной экономики необходимы финансовые и правовые механизмы реализации.
Под воздействием экономических законов развиваются рыночные отношения
между государством и фирмами. Государство в экономическом плане выступает в
качестве органа регулирования, пропорционального распределения и
перераспределения совокупного общественного продукта между субъектами в зависимости
от признанных затрат труда последних через рынок.
Данный момент характеристики одной из сторон многогранных
функций государства отмечается для выяснения некоторых специфических отношений
государства с фирмами общественного производства, товарного обращения по
поводу платежей в государственный бюджет, которые должны определяться с учетом
требований объективной необходимости, что означает учет степени развития
общественного производства на определенном этапе, а также требований
объективно действующих экономических законов. Так, например, при экстенсивном
развитии общественного производства величина платежей предприятий и организаций
в государственный бюджет должна быть предельно высокой с базовых отраслей
производства, тогда как в условиях интенсивного роста — в определенной степени
низкой. Это положение выражает требования объективной необходимости в
обеспечении максимального развития общественного производства в зависимости от
различных условий труда. При экстенсивном росте общественного производства
возникает необходимость концентрации денежных средств в государственном
бюджете для усиления экономического положения страны в данных условиях;
интенсивное развитие требует увеличения денежных ресурсов предприятий для
обеспечения высоких темпов их воспроизводства. В зависимости от соотношения
экстенсивного и интенсивного характера развития общественного производства, в
конечном счете, нужно определять размеры платежей производственными, торговыми
и другими фирмами в государственный бюджет. Величину платежей предприятий и
организаций необходимо планировать в основном в пределах от 10 до 50% от суммы
дохода.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|