На Волге бои продолжались более шести месяцев и положили начало
коренному перелому в войне. Казаки в составе советских формирований наступали,
нанося
противнику ощутимые удары. Дважды в Приказах
Главнокомандующего отмечался 5-й Гвардейский
Донской казачий кавалерийский корпус. За бои под Корсунь-Шевченковском он был
награжден вторым орденом Красного Знамени. 11-я Гвардейская Донская казачья дивизия
- орденом Богдана Хмельницкого, 12-я Краснознаменная казачьи
дивизия и 63-я кавалерийская дивизия с двумя казачьими полками в нём
получили почётное звание «Корсуньских». Звание Героя Советского Союза
получил донской казак Рыжов Александр Петрович, помощник наводчика противотанкового
орудия. В ночь на 27.09.1943г. под огнём противника он в числе первых
переправился через Днепр у д. Нивки (Гомельской обл.) и, подобравшись к вражеской
траншее, забросал её гранатами, тем самым способствовал переправе всего полка
через Днепр.
К сожалению, в годы войны не обошлось без территориальных
переделов. Многострадальные казачьи территории Терека вновь были перекроены: Кизлярский
округ был передан во вновь образованную Грозненскую область, а Моздокский район
- в образованную из области Северо-Осетинскую АССР.
В 1944г. казачьи корпуса отличились на украинско-венгерском
направлении. В Приказе Сталина было отмечено: «В боях за овладение городом
Ньиредъхаза отличились кубанские и донские казаки». В январе 1945 года
в боях между озером Веленце и Дунаем отличились казаки 5-го Гвардейского
Донского казачьего кавалерийского корпуса и 37-го Гвардейского казачьего нолка
В 1-й Гвардейской Донской казачьей дивизии 220 казаков удостоены
правительственных наград.
Казаков старались направлять, прежде всего, в кавалерийские части
и соединения, многие из которых получали наименование «казачьих» и
традиционную казачью форму. В их составе воевали добровольцы из донских,
кубанских, терских и других казачьих станиц. Среди бойцов было немало
участников первой мировой и гражданской войн. Кавалерийские соединения часто
использовались в составе конно-механизированных групп, включавших помимо кавалерийских
механизированные и танковые соединения. Многие из кавалерийских дивизий и корпусов
стали гвардейскими, в их числе 4-й Кубанский и 5-й Донской казачьи
кавалерийские корпуса. Само появление казаков на том или ином участке фронта
зачастую повергало противника в ужас, а стремительные атаки на врага побуждали
того обращаться в бегство.
Из кубанских и терских казаков была создана пешая пластунская
дивизия, которую использовали только с разрешения Ставки Верховного
Главнокомандования - так высоко ценились боевые качества казаков-пластунов.
Но большая часть казаков воевала в составе общевойсковых соединений.
Так, одним из лучших летчиков-асов был дважды Герой Советского Союза донской
казак Н. Д. Гулаев. Он не имел себе равных по числу крупных побед, так как в
одном воздушном бою зачастую сбивал от двух до пяти вражеских самолетов. И
общий счет - 57 сбитых вражеских самолетов - мог быть значительно большим, но
почти за год до окончания войны Гулаева направили на учебу в военную академию.
Трагически завершилась судьба выдающегося военного инженера, сибирского
казака Героя Советского Союза генерала Д. М. Карбышева, который, попав в
немецкий плен, отверг всякие попытки склонить его к сотрудничеству с врагами. В
концлагере его превратили в ледяную статую, обливая на морозе водой.
Из казаков вышло немало прекрасных командиров, показавших образцы
военного искусства. В первые дни войны немцы наткнулись на ожесточенное
сопротивление Брестской крепости, которую защищали части стрелкового корпуса
под командованием донского казака Василия Попова, закончившего войну
генерал-полковником и Героем Советского Союза. Его же армия и освобождала
потом Брест, а закончила войну встречей с союзниками-американцами на Эльбе в
побежденной Германии.
В июне 1941 года, в районе городов Луцк и Дубно, развернулось
крупнейшее танковое сражение, в котором успешно действовал механизированный
корпус генерал-лейтенанта Д. И. Рябышева, на несколько дней задержавший
продвижение немцев. Впоследствии он командовал армиями, фронтом.
Первым командующим Ленинградским фронтом был донской казак
Маркиан Попов, впоследствии ставший генералом армии и Героем Советского Союза.
В годы войны, возглавляемые им группы армий, успешно действовали под
Сталинградом и в Донбассе. Брянский фронт, которым он командовал, в ходе
Курской битвы летом 1943 года освободил город Орел, и в Москве по этому случаю
был произведен первый в ходе Великой Отечественной войны праздничный салют[1,
С. 214].
Продвигаясь дальше, Маркиан Попов осуществил одну из самых
оригинальных, ставшую классикой операцию по освобождению города Брянска. Встретив
упорное сопротивление врага на своем фронте, и посоветовавшись с уже упоминавшимся
нами генералом Василием Поповым, который командовал армией на соседнем
фронте, Маркиан Попов принял решение нанести удар по врагу с боевых позиций
армии генерала Василия Попова, где немцы ничего подобного не ожидали и к удару
готовы не были. В образовавшийся прорыв был введен кавалерийский корпус еще
одного казака - впоследствии генерал-лейтенанта и Героя Советского Союза В.
В. Крюкова. Спланированная своего рода маленьким казачьим фронтовым
землячеством операция завершилась успешно.
Командующий армией генерал-полковник Герой Советского Союза
донской казак Н. Е. Чибисов провел очень искусную операцию по взятию
Лютежского плацдарма на правобережье Днепра, что позволило в ноябре 1943 года
освободить от немцев Киев - «мать городов русских». Была особенность,
объединявшая почти всех упомянутых генералов: они стремились воевать так, чтобы
избежать крупных людских потерь в подчиненных им частях и соединениях, что
соответствовало сложившемуся веками у казаков опыту и миропониманию.
Но в этой войне в Красной Армии с собственными потерями, к
сожалению, особенно не считались. Более того, масштаб понесенного урона
становился зачастую критерием труднодостижимости одержанных побед и командир,
лишившийся большего числа бойцов, нередко мог претендовать на более высокие
награды и отличия, чем тот, кто берег жизни. Маркиана Попова понизили в
должности и звании, боевого генерала Чибисова перевели на преподавательскую
работу. Этот перечень можно продолжить.
Слава,
заслуженная казаками в ходе Великой Отечественной войны, была так велика, что
сталинский режим, репрессировавший целые народы по обвинению в сотрудничестве
с немецко-фашистскими оккупантами, казаков не тронул. Впервые за всю историю
советской власти военные суды не обвиняли всех казаков поголовно, а
наказывали только тех, кто пособничал врагу или воевал против Родины. И это справедливо.
Трудно
переоценить подвиг казаков в годы военных испытаний. Их мужество, беззаветная
преданность воинскому долгу всегда будут примером для потомков. Ведь совсем не
случайно в казачьем фольклоре до наших дней сохранились пословицы и поговорки о
военной доблести казаков: «Будешь чужда держава с Россией шершава – казаки тебя
мигом выгладят», «Казака можно убить, но нельзя победить!» [1, С. 82-83].
Заключение
История народов складывается тысячелетиями. Мир знает их забвение
и возрождение.
Л.Н. Толстой отмечал: «Никогда ни один народ не исчезает и
не погибает полностью. Народы как волны океана: то прибывают к берегу, то
отдаляются от него». Известный казаковед В.А.Потто в конце XIX - нач. XX вв. писал:
«На широком просторе южнорусских степей развилась и воспиталась эта мощная
сила, которою справедливо гордится русский народ, которая на протяжении
столетий делала без шума, медленно, непрестанно и честно великое
государственное дело...казаки... были тем летучим авангардом, за которым
сомкнутым строем медленно ползли вереницы русских
пахарей.»[28, С. 12.]
На 90-е гг. ХХ в. пришлось возрождение незаслуженно
замалчиваемого в России народа - казаков. В изучении его истории мы опирались на
политические, экономические и социально-культурные особенности этого
русскоязычного субэтноса.
Развитие народности протекало под влиянием географического,
природно-климатического, геополитического, экономического, и социального
факторов, а также под воздействием взаимоотношений с соседями, взаимообогащением
материальной и духовной культуры.
Этническая принадлежность - личный выбор. Каждый относит себя по
родовым корням к определенному народу, компактно проживающему на той или иной
территории, обладающему языковыми и социально-культурными особенностями.
Прошлое и настоящее переплетаются. Политики, порой, во имя узких
интересов вторгаются в этническую историю и географию, обрекая на забвение
целые этносы. В результате - отдельные народы представлялись приоритетными по
сравнению с другими. Так случилось с казаками, которым в нач. XX в. властями упорно
отводилась роль изгоя, даже не народности, а сословия. Их обрекли на вымирание,
отобрав территории и передав народам -соседям, невзирая на вековые традиции,
уклад, языковые особенности. Но в казаках «сработал» инстинкт самосохранения.
Часть их в 1920-е гг. эмигрировала в зарубежье. Они приложили все силы к
сохранению своей этничности: селились станицами, берегли уникальную культуру,
тем самым сохраняли главное - статус народности.
Русский этнос, как сложная органическая, динамически развивающаяся
система, включает в себя немногие родственные субэтносы, между которыми
существует тесная взаимосвязь, субординированность и координированность в
пространстве и времени. Все они абсолютно равноценны, как равноценны части
единого целого. Политикам было удобно «привязать» казака обращением его в
сословный статус. Казаки по этому поводу бунтовали, но не отделяли себя от
народа русского, как не отделяют себя от аварцев в Дагестане авароязычные
народы (цезы, багулалы...), а от лезгин - лезгиноязычные (рутулы, цахуры...).
Русский
историк Василий Осипович Ключевский в курсе лекций «История сословий в России»,
не пытался вместить казаков в «прокрустово ложе» сословности, дав четкое определение
этому: « Сословие - термин государственного права и обозначает известный ряд
политических учреждений. Сословиями мы называем классы, на которые делится
общество по правам и обязанностям...» Т. о., сословиями мы называем
классы (бедных и богатых, духовенства и военных, ремесленников и т.д.). К
классам относились россияне графского, дворянского, помещичьего сословий. Среди
казаков, как и среди других народов России, были представители почти всех
сословий. Сословного статуса можно лишить, например дворянского, как это было с
декабристами. Но как лишить казака его этнической принадлежности? Народ живёт
на исторически сложившейся территории, обладает языковыми особенностями
(диалектом), сохраняет и передает из поколения в поколение свою культуру,
обрядность и традиции. В 1904 г. о казаках писал историк-этнограф Василий Львович
Величко: «... с другой стороны, казачество, опутанное сетью циркуляров и сложных,
законов, затруднено в выполнении своей национальной задачи»[15, С. 117]. На
Современном этапе истории активно происходит становление казачьего народа, в
местах компактного проживания. В специальных учебных заведениях (лицеях,
гимназиях, кадетских корпусах) введен курс культуры и истории казачества.
Эта часть истории
государства, нашей истории, истории казачества. Здесь очень много спорных
вопросов, но одно ясно – казачество сыграло огромную роль в становлении
российской государственности и, прежде всего, как военная сила, военная
социальная организация.
Уникальность этой
военной организации, ее способность выживать и побеждать вызывает уважение и
гордость. Военное искусство казаков, система подготовки будущих воинов,
организация военных операций – все это вызывает восхищение.
В ходе
исследования стало очевидно, что военные успехи казачества были бы немыслимы
без особого социального уклада жизни, самоуправления, воспитания самоуважения,
коллективной ответственности, культа Родины, товарищества и жертвенности во имя
своих идеалов и убеждений, верности долгу. Это особое мировоззрение -
мировоззрение воина, защитника Отечества.
Несмотря на полную веротерпимость казаков, несмотря на постулат
«каждый волен держать свой закон», основу казачьей духовной жизни составляло
Православие, и вне Православия никакое казачество существовать не могло.
Именно ему оно обязано своим возникновением и тем, что выжило и сохранилось до
наших дней.
Веками вырабатываемое народное казачье сознание опиралось в
своих духовных поисках на православные каноны, тем же путем шли казачьи
«законоучители» - всемирно признанные философы, такие как Григорий Сковорода.
Казак считал себя защитником Веры. При этом не имело значения,
где происходит сражение и кого казак защищает.
Уделом справедливости считалась Родина, но не географическая,
хотя границы ее должны быть неприкосновенны. Эту Родину казак защищал
в любой точке мира.
В настоящее время казачество активно возрождается, этому
способствуют проводимые правительством мероприятия в области законодательства. В подготовленном
на федеральном уровне законе о казачестве разработана программа его развития на
2004-2009 гг., в которой должно быть предусмотрено отношение государства и
Президента к народу. Государственная Дума Ставропольского края приняла краевой Закон «О казачестве в
Ставропольском крае». За период возрождения издано более 30 документов. Если бы все они
работали, государство получало бы огромную пользу, ведь старинная пословица до
сих пор жива: «Дерево сильно корнями, а Русь - казаками!» По состоянию на 1июля
2003г. в составе Терского Казачьего Войска состояло реестровых 59620 казаков.
Не пожелавшие войти в госреестр казаки не были учтены, а их достаточно много.
Произойдет ли фактическое объединение земель ТКВ в России, которой терцы еще в
1577г. присягнули служить верой и правдой? Но каковы бы ни были отрицательные
стороны казачества и его теперешнего быта, оно представляет положительную
силу, и песня его далеко не спета. Как бы ни пытались ее заглушить, придётся
решать проблемы его становления и развития. Проще и более результативно их
решать на местах, не отмахиваясь, а грамотно увязывая традиции с современностью,
личные интересы граждан казачьего рода с местными, региональными и
общегосударственными интересами, нисколько не забывая о том, что за полтора
десятка лет своего возрождения казачество России показало себя самым
законопослушным народом из всех многочисленных малых народов в регионах с
компактным их проживанием. Особое значение приобретает закон о казачестве. Он
способствует становлению казачьих общин на государственном уровне,
регулированию их взаимоотношений с местным управлением, разрешит многие другие
назревшие проблемы.
Литература
1.
Алмазов
Б.А. Казаки. – Спб., 1999.
2.
Белокуров
С.А. Сношения России с Кавказом. Вып. I. – М.,1889.
3.
Браламберг
И. Кавказская рукопись. Переиздание. – Ставрополь, 1992.
4.
Великая
Н.Н. Казаки Восточного Предкавказья в XVIII-XIX вв. – Ростов-на - Дону,
2001.
5.
Венков
А.В. Система управления и самоуправления. Очерки традиционной культуры
казачеств России. Т.I, гл. 3-6. –
Москва-Краснодар, 2000.
6.
Виноградов
В.Б., Нарожный Е.И., Савенко С.Н. О Шелкозаводском городище… на Тереке.
Материалы исследования по археологии Северного Кавказа. Вып.I.- Армавир, 2003.
7.
Гордеев
А.А. История казаков. Т. II. – М., 1991.
8.
Гумилев
Л.Н. Этногенез и биосфера земли.- М.,1993.
9.
Гумилев
Л.Н. Древняя Русь и великая степь.- М., АСТ, 2003.
10.
Гумилев
Л.Н. Открытие Хазарии.- Спб, 2002.
11.
Гумилев
Л.Н. От Руси до России.- М., 2003.
12.
Дудко
А.М. Велесова книга. Славянские веды.- М., 2002.
13.
Егоров-Хоперский
В.Н., Немиров Ю.А. Сокровища «старого города». – Ростов-на-Дону, 1981.
14.
Желтова
В.П., Иванова Н.А. Российское законодательство о казачьем сословии XVIII-XIX вв. Проблемы казачьего возрождения. Сборник научных статей. - Ч.II. – Ростов-на-Дону, 1996.
15.
Заседателева
Л.Б. Терские казаки. Середина XVI- нач. XX вв. Историко-этнографические очерки. – М.,
МГУ, 1974.
16.
Ивонин
А.Р. Колупаев Д.В. Казаки на Алтае в XVIII-XIX столетиях. – Барнаул,
2003.
17.
История
народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII века.- М., 1988.
18.
Казачество.
Мысли современников о прошлом, настоящем и будущем казачества. Париж, 1928.
19.
Караулов
М.А. Терское казачество в прошлом и настоящем. – Владикавказ, 1912.
20.
Клычников
Ю.Ю. Сбор российскими офицерами сведений о Северном Кавказе в конце 20-х-
начале 30-х гг. XIX в. Актуальные проблемы
всемирной российской истории. Ученые записки. Вып. 1.- Пятигорск, ПГЛУ, 2002.
21.
Козлов
С.А. Кавказ в судьбах казачества. – Спб., 1996.
22.
Мамонтов
В.Ф. История казачества России. – Екатеринбург-Челябинск, 1995.
23.
Матвеев
О.В. Самосознание и самоназвание. Очерки традиционной культуры казачества
России. Т.I, гл. 3,5.
24.
Нарожный
Е.И., Емельянов О.Б. «Городки» и «Станицы» на Тереке. Чечено-Ингушетия в
составе России в конце XVIII- середине XIX века. Тезисы докладов
научно-пропагандистской конференции.- Грозный, 1989.
25.
Никоновская
летопись, ПСРЛ XII.- М., 1965.
26.
Омельченко
И.Л. Терское казачество.- ИР, Владикавказ, 1991.
27.
Попов А.
История о Донском войске. – Спб., 1814.
28.
Потто
В.А. Два века терского казачества. 1577-1801. Репринт, 1912. Ставрополь, 1991.
29.
Савельев
Е.П. Древняя история казачества. – Новочеркасск, 1915. Переиздание. М., Вече,
2002.
30.
Трут В.П.
Противоречия ряда основных положений миграционной теории происхождения
казачества и конкретно-исторических условий. Возникновение казачества и
становление казачьей культуры.- Ростов-наДону, 1999.
31.
Шенк
В.К., Казин В.Х. Казачьи войска. Главная Книга Императорской Квартиры. –
Спб.,1912. Репринт. – Спб., 1992.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|