Писарь войска избирался из грамотных казаков, владевших
каллиграфией. Кроме знаний делопроизводства, это должен быть человек честный,
которому можно было бы доверять. Он подчинялся непосредственно атаману, обязан
был в исправности содержать документацию, вовремя сообщать атаману о вновь
прибывших бумагах, о предписаниях войскового начальства. Он подробно записывал
жалобы станичников, передавал их судье и атаману, но он не имел права вести
судопроизводство.
В древности знамя называлось хоругвью, а знаменосец и хранитель
знамени - хорунжим. Он избирался открытым голосованием на Круге. Хорунжий
отвечал также за сохранность войсковых регалий: штандартов, наград, символов
атаманской власти, войсковой иконы-покровительницы.
С ХIХ в. ежемесячно члены правления получали жалование из войсковой
или станичной казны. Сумма определялась войсковым или станичным Кругом. В
станице жалование зависело от числа жителей. Казначей избирался из
отслуживших, отставных, зарекомендовавших себя особой честностью казаков. В
обязанности казначея входило учет и хранение общинных сумм. Станичное правление
обсуждало и решало все финансовые дела, составляло сметы по доходам и расходам
на год, вело учет станичных земель, составляло списки призывников и т.д. Все
члены станичного правления четырежды в год отчитывались о своей работе перед
войсковой канцелярией.
Большая часть казаков не приняла церковную реформу Никона и
сохранила традицию выбора священника из казачьей потомственной духовной среды.
Его обязанности не ограничивались службой в храме. Он был с казаками и в походах,
благословляя их на сражение, причащая, исповедуя перед боем. Священник отпевал
погибших, соборовал умирающих от ран и болезней. Круг, в целом, нес в себе
глубинные устои жизни казаков. На казачий уклад не отваживались покушаться даже
правители России.
Суд Почетных избирался на Круге и был не менее важным органом
самоуправления. Суд избирался на год. В него входило от 6 до 12 отставных
казаков не моложе 35 лет, честных и справедливых. Председателем обычно избирали
вошедшего в Суд офицера. Судьи считались помощниками станичного атамана.
Станичный суд собирался не менее двух раз в месяц. В нем решались дела казаков
и иногородних, но иногородние не могли быть избраны членами Суда. Станичный
атаман не имел права вмешиваться в решения суда, мог не присутствовать на
заседаниях. Присутствовали помощник станичного атамана, писарь, но вмешиваться
в работу суда не имели права. Дела непосильные для решения станичным судом
передавались в войсковой суд. В станицах мог быть и церковный суд. Он выступал
посредником в определении размера наказания, либо когда преступление касалось
религиозных основ и проступков против нравственности, оберегаемой церковными
канонами. Несправедливо вынесенный приговор мог привести к замене членов суда.
Кроме станичных, церковных и судов Почетных в станицах могли быть и, так
называемые третейские суды. Их называли «судами по
совести» или «судами чести». По
традиции в их заседаниях принимали участие посредники с обеих спорящих сторон
по взаимному согласию. Решение третейского суда открыто объявлялось и вносилось
в специальную книгу, хранящуюся в станичном правлении. Приговоры входили в силу
со времени занесения в книгу и считались окончательными. Жалобы на их решения
не принимались. Уголовные дела рассматривали полковые следователи и комиссии
Военного Суда.
Есаулов избирали из грамотных офицеров, способных видеть стратегию
боевых действий и умело разработать тактику отдельных боев. Есаулу доверяли
казаки, он берег их в бою, зная, что ответ будет держать перед родителями.
Частенько из одной семьи могли быть и есаул, и младшие офицеры, и простые
казаки.
Казачье народоправство выражалось не только в проведении Кругов и
в выборах. С 1785г. в станицах по воскресеньям проводились сходы. У казаков
было двойственное подчинение: военное и гражданское, хотя между ними особых
различий не было. В обострении обстановки власть военной администрации резко
возрастала [21, С.101-102]. На сходах могли присутствовать все: и женщины, и
подростки. Там тоже зачитывались некоторые войсковые приказы и советовались об
их исполнении. Рассуждали о текущих хозяйственных делах, мирили распри, а если
это не удавалось, то передавали дело в суды. На сходах избирали начальника
станицы. Крики и выкрики не допускались, каждый имел право говорить «в свою
очередь». Станичный начальник без промедления доводил до высшего начальства
решения схода. Авторитет выборной власти у казаков был непререкаем и держался
на соблюдении и почитании традиций и обычаев. Главным во взаимоотношениях
станичников было взаимное уважение, почет боевым заслугам, трудолюбие,
честность, религиозность. В казачьем самоуправлении сохранялись и
поддерживались автономная деятельность станичных общин, свобода и
независимость, планирование доходов и расходов, высокая ответственность
выборных в выполнении должностных обязанностей.
Самоуправление станиц под влиянием времени и условий значительно
видоизменялось.
Институт наказаний - один из постулатов казачьего уклада и имеет
глубокие традиции. Приговор утверждался правлением и подписывался атаманом. Но
этому предшествовали другие воспитательные меры в виде штрафов, арестов,
тюремных заключений и др.
При отсутствии результата после нескольких наказаний, станичное
правление могло вынести даже приговор об изгнании из общины казака - преступника.
Правление не имело права наказывать несовершеннолетних, увечных, дряхлых и
больных старше 60 лет. Для поддержания порядка в станицах применялся метод публичного
посрамления, то есть порка нагайкой, плетью, на центральной площади. Это могло
быть прикрепление к одежде вора украденных мелких вещей, или их вешали на шею.
Вора водили по всей станице. С ним поступали очень строго. Вор должен был
заплатить штраф в войсковую казну, двойную сумму пострадавшему, понести телесное
наказание, поймавший вора, получал из казны вознаграждение - треть от
уплаченного штрафа. Скрывший вора, считался его соучастником, он получал то же
наказание, что и сам вор. В 1870г. на Тереке было издано Положение о запрете
наказаний поркой. Но это было самое мягкое наказание, а потому положение казаками
не исполнялось.
Войсковой Круг тоже давал наказания, но за самые тяжкие
преступления. Измена и трусость каралась смертной казнью «в куль да в воду»-
Войсковой атаман вправе был наказать станичного за халатность к своим
обязанностям, за небрежность выполнения службы, вплоть до недельного ареста. За
определенные провинности войсковой атаман мог подвергнуть станичного атамана
публичной порке. И тот не имел права обижаться, обязан был сказать «спасибо за
науку». Станичный атаман имел право лично наложить взыскания на пьяниц,
буянов, драчунов в виде штрафов, арестов, употребления в работы сроком на 5-10
дней. Казаки знали, что запись о штрафе ложилась черным пятном в биографии и
влияла на расследование возможных преступлений. Если виновный казак не платил
во время штраф, атаман имел право назначить продажу движимого имущества, не
нанося глобального ущерба самой семье [7, С. 51].
Во второй половине ХIХ в. наказанием служила гауптвахта, так
называемая «холодная», или «бригадная». В обязанности атамана станицы
входило задерживать бродяг, беглых, дезертиров. Станичный суд штрафовал
мошенников, хулиганов, пьяниц на сумму до 100 рублей. Если казак не платил в
срок штраф, станичный суд подавал на него жалобу атаману. Среди видов были и
принудительные работы сроком от 2 до 7 дней, привязывание к позорному столбу,
20 плетей, общественное посрамление на станичной площади, содержание в
станичной тюрьме. Крайней мерой было выселение из станицы. Военный суд и
военная комиссия могла лишить наказанного боевых наград и нашивок за
безупречную службу. За незначительные нарушения казаков брали на поруки
уважаемые в станице отставные казаки.
Глава II. Казаки на защите Отечества.
II.1. Военное искусство казаков.
Несмотря на полное подчинение казачества в XVIII веке Российской
империи и существование уже в качестве сословия, казачьи части еще сохраняли
многие средневековые черты не только в боевом искусстве, но и в самом формировании
полков.
Формально все казаки считались военнообязанными и подлежали
призыву на службу поголовно. Но такие призывы были редки. Прикрывая границы на
тревожном и непрерывно грозившем войною юге России, казаки и у себя дома были
в постоянной боевой готовности. Число их стычек с грабителями, воровавшими скот
и угонявшими людей, не поддается никакому учету. Фактически шла ежедневная,
затяжная, многовековая война, которая с русской стороны велась силами исключительно
казаков. Отрывать их на службу и оголять границу было не всегда разумно. Кроме
того, правительство прекрасно понимало, что гораздо удобнее позволять казакам
самим формировать воинские части.
Полки собирались всего за несколько месяцев до похода. Войсковому
атаману приходил указ от Военной коллегии о сборе на службу определенного
числа полков, и он рассылал наряд по станицам.
Офицеры (или, как тогда их называли, «чиновники») и казаки
денежного содержания не получали, но, пользуясь земельными льготами и свободою
от податей, обязаны были явиться по первому требованию на коне, с оружием
(саблей, пикой, ружьем, иногда с пистолетами), одетыми по форме.
По Указу 1779 года, при отдалении на службу от дома более чем на
100 верст им платилось жалованье: полковникам - 300 рублей, офицерам - 50
рублей, писарю 30 рублей, казакам 1 рубль в месяц. Всем полагался
казенный фураж на лошадей.
Атаман выбирался из числа богатых и известных казаков,
полковых командиров. Им давалось предписание о сборе полка своего имени. В
предписании говорилось, из каких станиц брать казаков. Давалось также
несколько мундиров для образца, сукно на весь полк, седельные
щепы, ремни, весь материал для снаряжения и 50 опытных боевых казаков для
обучения новобранцев - малолеток.
Командиру полка указывали день и место, куда должен быть приведен сформированный
полк. Далее в его распоряжения власти не вмешивались.
Полковой
командир был хозяином и создателем своего полка. Он делал представления о производстве
в офицерские чины и ставил урядников, писал устав на основании личного опыта
или опыта старших, если был молод. Но поскольку в полку бывали казаки и старше
и опытнее его, то действовали они вполне самостоятельно, по здравому смыслу.
Такое было немыслимо ни в какой другой армии, кроме казачьей, а здесь было
общим правилом и никого не оскорбляло. Командир позволял «старикам» не только
сдерживать и поправлять себя, но иногда по их требованию отменял приказание. В
бою он только указывал цель полку, «предоставляя способ действования самим
казакам», а сам «рубил и колол наравне с казаками». В отличие от всех войск
мира казаки не только обсуждали приказы командиров, но, не обсудив их в кругу
и не выбрав лучший способ действий, они их и не выполняли. И это не смущало казаков-командиров,
с детства впитавших принципы военной демократии и обычаи, восходящие к родоплеменному
строю. «Офицеры полка были товарищи, назначенные полковым командиром из среды
казаков же и утвержденные за свои подвиги офицерским званием... они ничем не
выделялись из фронта, кроме своих эполет да более богатой одежды. Офицеры
представлялись к награждению, не всегда держась старшинства, а за храбрость
и распорядительность в бою. Разницы между казаками и офицерами не было. Всякий
мог ослужиться до офицера.
Собранный и полностью экипированныи полк проходил смотр оружия,
коней и боевой выучки казаков, после чего командир отпускал казаков домой
проститься с близкими и назначал место сбора для службы. Полк рассыпался на
звенья и отделения и разными дорогами самостоятельно добирался до места службы.
В условиях похода малолетки под руководством урядников оконча-ельно проходили
«курс молодого бойца». Так собирались знаменные полки Грекова, Платова,
Ефремова, которые под командованием Суворова, а затем Кутузова били турок,
французов и все «двунадесять языков, дерзнувших вторгнутъся в пределы нашего
Отечества».
Командира полка ценили не только за личное мужество, ум и знания,
но прежде всего за отношение к казакам. Поэтому наивысшей похвалой было:
«Сколько у родителев в станицах казаков взял, столько и назад привел. Никого не
дал в трату!» И не случайно легендарный Платов на смотре по возвращении из
Парижа не гордился трофеями и наградами, а увидев, что вернулась живой из
похода треть от тех, кто уходил по его призыву, упал на колени и закричал,
рыдая: «Прости, батюшка Тихий Дон, простите, казаки! Господи, что я наделал!»
Дисциплина была в исключительно ответственном отношении казака к
исполнению своего воинского долга. Посылаемый на боевое задание казак, в
отличие от солдат всех армий мира, не знающих, в подавляющем большинстве
случаев, что конкретно будет предпринимать их полк, а то и рота, запросто мог
поинтересоваться у командиров, каково состояние дел на участке фронта за сотни
верст от тех мест, где предстояло действовать его собственной части. Поэтому
посланные в разведку или боевое охранение казаки привозили или присылали
оттуда не бессистемные наблюдения за всем происходящим, а глубокий аналитический
доклад об оперативной, а то и стратегической обстановке. Только казак мог
заметить и оценить явление, кажущееся с первого приближения незначительным:
увидеть, к примеру, с расстояния в километр, а то и более солдат вражеской
армии в форме, какой здесь быть не должно, или орудия большего калибра, чем
применялись до сих пор, и т. п.
Уйдя в то самое преследование, из которого казаки возвращались
через сутки - полутора, они не спортивным состязанием в беге с противником
занимались, как это часто делала армейская кавалерия, но практически
ликвидировали убегающее воинство как воинскую часть. Владея специальными
приемами боевых единоборств, казак запросто одолевал двух-трех противников
одновременно и приводил их в свой лагерь связанными - это в лучшем для них
случае. Изображая бегство, казаки зачастую заводили преследующих их
противников в засаду, где наносили преследователям очень серьезный урон.
У казаков были очень малые потери в боях, поскольку воевали
они рядом со своими станичниками: зачастую дед, отец и внуки в одном строю.
Они оберегали друг друга и скорее позволяли убить или ранить себя самого, чем
своего товарища. Если предстояло смертельно опасное дело, не командир решал,
кому на него идти: иногда это были добровольцы, но чаще дело решал жребий или
розыгрыш.
Они неделями могли скитаться по голой степи или лесным чащобам,
питаясь кореньями, травами и бог весть еще чем. Им не нужны были и провожатые.
Они прекрасно ориентировались на местности днем и ночью и безошибочно
находили необходимые пути даже за тысячи верст от родных мест.
Все это в совокупности и делало их абсолютно незаменимыми для
русской армии. Суворов, которого самого называли часто казачьим генералом,
говорил, что «казаки - глаза и уши армии» [22, С. 47].
II.2. Казаки в военных
операциях (XVIII – XIX вв.).
История отмечает воинское искусство казаков, начиная с ХШ в.
Преодолевая огромные трудности, скрываясь в тернах, чагарпиках и буераках,
прячась в звериных норах, в камышах и плавнях, представая перед возможной
гибелью в открытой, сухой, сожженной солнцем или вражеским пожарищем степи,
они стойко переносили все тяготы. Выжить могли самые крепкие, смелые, мудрые и
изворотливые. Веками отшлифовывался казачий характер. Не устояла бы Русь от
многочисленных и беспощадных нападений хищных половцев, от которых отчаянно
защищали свои степи бродиики; не выстояла бы она, не приди они на борьбу с
татарами под знаменами Дмитрия Донского.
Эти предки казаков отчаянно предотвращали набеги татарских орд на страны
Европы. И если бы казаки не унаследовали воинское искусство предков,
устояла бы Русь от бесконечных нападений порой стотысячных полчищ турок и
крымчан? Да
разве только они зарились на наши земли? История отмечает посягательства
поляков, тевтонцев, французов... И в наше время казаки называют себя, как и
встарь, воинами Христовыми, рыцарями Православия. Суть казацкой натуры не изменилась. Они
сохранили и передают потомкам слова: «Не надо бояться смерти - от неё не
убережешься. Такова казацкая жизнь». И умирали, и погибали «не скыгляча, не скаржичись», то
есть, не жалуясь на судьбу, с достоинством.
На защиту Отечества казаки вставали и отстаивали земли, не щадя живота своего.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|