Казаки ставили свои наипростейшие укрепления - бекеты
(пикеты, посты). Самые простейшие - караулы представляли собой вышку в 5-7
метров, а рядом небольшой домик для отдыха, где могли спрятаться от непогоды
несшие службу казаки. Караулы ставились между несколькими станицами. Ежедневно
от каждой станицы по одному казаку выходили на охранную службу. По началу такие
караулы служили только в охранных целях. Но поскольку через эти земли проходили
торговые пути, то караулам предстояло выполнение более сложных задач. Они стали
пополняться служебными постройками типа таможен и караван-сараев (гостиниц) для
отдыха купцов, проезжавших казачьи охранные территории. Вскоре там разместились
и посольские участки. Казаки стали нести более сложную службу,
обязывавшую их сопровождать купеческие караваны от караула до караула. Да и
сами караулы стали называться караулами-перевозами. В казачьей лексике появился
термин «давать перевоз», то есть обеспечить купеческий караван надежной
охраной. Служба казаков стала тяжелее и опаснее, поскольку на купеческие
караваны были частые нападения. И казаки, и их соседи подумывали о более сложных
укреплениях. Иван Грозный не раз обращался за помощью к гребенцам. В 1552г. они
выставили свое войско в помощь царю для взятия Казани. В середине ХУ1в., в
Гребнях, казаки ставили сложные по тем временам укрепления, в них жили семьями
и называли острожками. Себя называли жилецкими или городовыми. Острожки
располагались по соседству с кабардинскими кабаками (селениями), с кабардинцами
у казаков издавна были добрососедские отношения и даже родственные связи.
Когда Русь и ее окраины совсем избавились от татаро-монгольского
ига, и на земли Терека вернулись потомки пятигорских черкас, а Иван IV породнился с
кабардинским князем, границы Московского царства доходили до Каспийского моря.
Казаки представляли мощную силу. Это не могло не волновать Персию и Османскую
империю, которые политически были связаны с Казанью и Астраханью. Царь не
собирался ссориться с этими странами. Тем не менее, Иван Грозный считал казачьи
земли окраиной Руси, а кабардинские находились под его покровительством.
В 1557г. к Ивану IV прибыло посольство «черкас кабардинских» от Темрюка
Айдаровича, било челом «чтобы государь ... астраханским воеводам приказал бы
дать им помощь». С тех пор Малая Кабарда еще теснее была связана с Русью.
Темрюк своих детей отправил на воспитание в Москву, они учились в Кремлевском
дворце. Более того, кабардинцы восстановили православие. Кроме кабардинцев в
Москву приходили и другие посольства, например от шамхала Тарковского, за
помощью и защитой от крымского хана. Царь принимал все посольства, обещая свое
покровительство, но не хотел вмешиваться. Однако жалобы кабардинских князей на
бесконечные нападения кумыков в 1560г. понудили послать войско воеводы
Черемисинова. Это была первая официальная защита подданных земель. Тогда же и
Грузия стала ближе к Руси, и первым из грузинских владетелей был царь Иверии.
Ближе к Русскому государству хотел быть и кахетинский царь Леван П.
Крымский хан недовольный влиянием Руси на Кавказе, открыто
вмешаться не мог. Он спровоцировал междоусобицы среди самих кабардинцев. По
словам Потто, царь не дал в обиду князя Темрюка. Из Астрахани были направлены
500 стрельцов и 500 городовых казаков с воеводой Плещеевым, который по
некоторым сведениям в 1563г. поставил для князя городок в развалинах нынешнего
селения Татартуп в районе Эльхотово. Но не все кабардинцы подчинялись Темрюку,
продолжались межоусобицы, что и было нужно Девлет Гирею, с которым были дружны
непокорные кабардинцы. Осенью 1565г. царь направил на кабардинские земли войско
с воеводой Дашковым. Государь решил ставить крепость на Тереке.
А Темрюк через своих послов просил Ивана IV оставить на его землях
постоянное войско, которое было бы действенной защитой. Для этих целей царю
необходимо было ставить мощную крепость. Итак, Московское государство
становилось твердой ногой на землях единоверцев: славян — казаков и
малокабардинцев. Место было выбрано на левом берегу Терека, против впадения в
него р. Сунжи, близ станицы Старощедринской. Крепость назвали ТЕРКИ и оснастили
"вогненным боем" [19, С. 62].
В истории терских казаков с 1577 г. началась служба Русскому
Государству. Этот год «высочайше повелело» считать годом старшинства
Терского казачьего войска, в основу которого легло весьма древнее Гребенское
войско. Гребенцы связывали основание войска с атаманом Андреем Щадра. В предгорьях
Кавказа казачьи городки располагались по рекам Аргун, Гумс и др. Гребенцы
охраняли заставы на перелазах через Сунжу, проезды через горные хребты и
болота. Их посылали в разведки, ставили проводниками к послам и купеческим
караванам, как знающим языки местных своих соседей.
Крепость просуществовала недолго. Вновь посыпались угрозы от
крымского хана. Иван Грозный, только оправившись от Чигиринских походов, не
стал ссориться и
отозвал стрельцов с крепости и казакам велел уйти. Но
они не ушли.
В 1583г. султан потребовал убрать казаков с Терека.
Весной 1584г. неожиданно умирает Иван IV. Наследник Федор
Иоаннович, и правивший при нем его шурин Борис Годунов, продолжали ту же
кавказскую политику.
Не желая уступать Турции, решено было на Терской окраине создать
воеводство и, как опорный пункт, поставить крепость. Весной 1588г. из Астрахани
на Терек прибыли ратные люди с боярином Михаилом Бурцевым и казаком Келарем
Протасьевым. Выбрав удобное место в устье, в протоке р. Тюменки, поставили
крепость, а при ней воеводский город. Сюда прибыл воевода, князь Андрей
Иванович Хворостинин с большим отрядом московских стрельцов. В крепости нашлось
место низовым казакам. Она представляла собой острог из дерева и земли, с
башнями и высокими стенами, насыпными валами и больверками (рвами), формы
трапеции, в длину простиралась на 200 футов (610 м), в ширину - 800 футов (2440
м). Терки - 2 переименовали в Сунженский городок. А новая крепость названа по
имени двух старых - Терки. От моря к крепости было 4-5 верст. Местность затоплялась,
климат был сырой. В бойницах башен были установлены крепостные ружья. По
тревоге трое крепостных ворот запирались, стрельцы и пушкари по колокольному
звону занимали свои места на стенах крепости. Терский гарнизон состоял из 2000
московских стрельцов и пятисот городовых казаков. В постоянном гарнизоне
служили и инородцы, крещенные в православии. Они селились своими семьями за
городом в отведенных для них слободах. Те, которые не желали менять веру, но
хотели служить Русскому государству, были поселены отдельно от новокрещенов, и
в гарнизон не допускались. Им казаки не доверяли, хотя и среди них были
рыцарски храбрые, честные и благородные люди. Они посылались вместе с казаками
в особые разведки, участвовали в боях. Город за крепостью был небольшой и
чистенький. Он производил приятное впечатление опрятными прямыми улицами,
красивыми зданиями. Дорога через городские ворота вела к площади, там стоял
собор, а от него дорога вела к воеводскому двору, присутственным местам,
торговым рядам и караван-сараям.
Постепенно Терек обустраивался казачьими станицами. В 1614г.
гребенской атаман Яков Иванович Гусевской укрепил станицу Червленную,
построенную еще в 1567г., и станицу Щедринскую, построенную в 1569г.
На Дону, как и на Тереке, казаки называли городки острожками.
Донские острожки отличались от терских. Во-первых, они обносились двумя рядами
плетня - палисада, а между плетнями забивали землю. Сверху на такое сооружение
укладывали ветки терна. Дома, как и на Тереке, в XV-XVI вв. были турлучными. Крыша покрывалась камышом,
конёк ставился из раздвоенных камышовых снопов. И конёк, и крыша укреплялись
лагами (глицами). Скот и лошадей обычно держали не внутри городка, а поодаль,
что при нападении врага можно было незаметно увести и спрятать их подальше.
Ученые полагают, что такого типа первые городки в низовьях Дона появились не
ранее 1551г.
Поддержание контактов между Русью и Доном определялось потребностью
обеих сторон. Взаимоотношения строились на межгосударственных принципах. Но с
1614 г., несмотря на различные возмущения и столкновения с государством,
донские казаки степенно теряли свою самостоятельность.
Древнейшая крепость на Дону - Азов. Историки высказывают мнение,
что на этом месте была впервые построена крепость в 1в. до нашей эры, и что,
якобы, это был город древнегреческой колонии Танаис. Есть документ, в котором
отмечено, что епископы родов Томи и Таны этой территории принимали участие во
многих вселенских спорах, что, начиная с 381г. н.э. Тана была предшественницей
Азова, что это была древняя цитадель христианства на будущих казачьих землях.
Крепость Черкасы, названная (так еще в XIVв. называли казаков), была построена в нач. ХVI в.
В начале ХVII в. все казачьи городки на Дону объединялись вокруг
самого древнего городка Раздоры, построенного в самом начале века в дельте реки
Северный Донец. До 1622r. городок являлся столицей Войска Донского, там собирались
войсковые Круги, размещалась вся администрация и Главная Квартира Войска. Но
после 1622г., в целях безопасности, столицу перенесли на Казачий Остров, ближе
к Азову, в Монастырский городок, стоявший в 12-ти км. южнее станицы
Старочеркасской. В 1637г., когда над Доном нависла угроза, войсковая столица
была перенесена в Азов. В истории донских казаков были тяжелые годы защиты
своей древней крепости: знаменитое Азовское сидение, когда казаки из-за
предательства Алексея Михайловича вынужденно сожгли свою святыню дотла. Столицу
вернули в Монастырский городок. Но погибших товарищей казаки захоронили под
Азовом. В 1643г. турки разрушили и Монастырский городок. Только в 1696г. под
командованием императора Петра I казаки вернули крепость. В честь этой победы впервые в
России, в г. Черкасске был поизведён салют. Царь впервые испытал казачьи
струги, выдержавшие страшные сражения под стенами крепости. В ХУПв. возрастает
политическая и экономическая зависимость донских казаков от Русского
государства. Официальную клятву служения государю Руси донские казаки
дали только в 1676 г.
В 1751г. в память канонизированного православной церковью
запорожского казака Дмитрия Ростовского, военный инженер-архитектор Александр
Иванович Ригельман проектирует крепость св. Дмитрия, ныне - это город
Ростов-на-Дону.
На попытки Московского государства ограничить независимость,
казаки отвечали бунтами, порой потрясавшими троны. Группы депутатов (послов)
назывались станицами, были различными по количеству и по значимости: зимовые и
легкие станицы. В зимовую станицу снаряжали лучших казаков во главе с атаманом.
По приезде в Москву их допускали к государю, кормили с царского стола. В конце
посольской миссии царь «жаловал» атаману и есаулу по сабле, со своим
портретом, или серебряные ковши золотом гравированные, с изображением
двуглавого орла. Казаки - депутаты одаривались сукном из царских кладовых.
Легкая станица снаряжалась на короткий период. Ее функции были проще. Полномочия
депутатов оговаривались на Круге. Станицами казаки называли и место, где они
останавливались своим кошем под Москвой. Станицами называли городки, в которых
проживали. Постепенно казаки теряли независимость, и, прежде всего, этому способствовала
присяга гребенцов, а позже донцов на верность Руси, которая не хотела мириться
с независимостью своих подданных. В религиозном отношении казаки долго ее
сохраняли.
Подводя истог
рассмотрению данного вопроса необходимо отметить, что складывание системы
отношений кавказского казачества и системы государственного управления
неоднократно освещалось в исторической литературе. Авторы, писавшие до 1917
года, как правило, преувеличивали степень воздействия государства на всю жизнь
и службу казачества. Советские историки склонны подчеркивать свободолюбие и
сопротивление влиянию властей.
Истина лежит
между этими точками зрения. Действительно, указ Сената от 3 марта 1721 г., по
которому казаки передавались в подчинение Военной коллегии, с выдачей им
регулярного жалования был связан с персидским походом Пектра I и касался, в первую очередь, военной
организации. Однако, с другой стороны, когда позиции России на Кавказе не были
устойчивыми, проникновения государственности в казачью среду носили
ограниченный характер.
I.2. Политико-административное
самоуправление казаков.
Институт общественного управления у казаков своей древней истории
несколько походит на древне - русское вече, но при более полном исследовании мы
видим некоторые различия. Формы самоуправления у казаков прошли многовековой
путь традиций, складывавшихся в истории этого народа, в строго определенных
условиях. Они отличались от древне - русского вече сложностью и многообразием
демократических видов подчинения. Древне-казачья демократия предполагала обязательность
общинного исполнения, опиралась на свободу слова, разность мнений при
обсуждении любых вопросов. На рубеже XVII в. казачество представляло вполне
сложившуюся этнокультурную общность с независимой управленческой структурой.
Иван IV не раз отмечал,
что ни днепровские, ни донские казаки не зависят от великого князя.
Политические партнеры казаков рассматривали их как народ, самостоятельный
субъект международной политики.
Переговоры с Русью велись через посольские структуры (станицы) и
документально отражались в Посольском Приказе. Самоуправление изначально
представляло единый социальный организм всей общины - уклад. Он включал в себя
военно-политическое, экономическое, хозяйственное и социально-культурное
администрирование. Главными его критериями были народоправство, общинность и
равноправие. Управляла укладом казачья старшина, ежегодно избираемая «вольными
голосами», то есть открытым голосованием.
В XVII в запорожские казаки были переписаны в реестр. У терских и донских
казаков никаких реестров не было. Вхождение казака в службу по достижении
совершеннолетия само собой разумелось.
Стержневым направлением государственной политики стало «огосударствление
казачества», его подчинение и использование в регулярных частях во время
военных действий. Подпав под такую зависимость государству, казаки продолжали
соблюдать свой уклад. Община оставалась важнейшей социальной организацией, и,
несмотря на давление, самоуправление получало дальнейшее развитие.
В основе казачьего уклада был Круг, а у запорожцев и кубанцев -
Рада. Так у них изначально назывался верховный орган власти. Круг мог собраться
спонтанно на площади, а по необходимости и в море. В сухопутных военных
действиях казаки могли прибыть на Круг на лошадях. Но с глубокой древности
всегда образовывали круг, потому что именно круг с бродницких времен был
методом обороны у казаков. Кругу подчинялись все казаки без исключения.
Станичные Круги проводились на центральной площади - майдане, или храме, или в
часовенке, где можно было собрать Круг. Для его проведения выносилась
икона-покровительница. Ее ставили в центре на аналой. Линейные казаки на
Кругах не снимали папах, как знак полного юридического равноправия. И атаман, и
казак были в равных условиях для высказывания своего мнения. На
Кругах объявлялись походы, зачитывались войсковые приказы, решались войсковые
проблемы, рассматривались злободневные вопросы, проводились выборы, чествовали
казаков за доблесть и отвагу.
Одной из форм самоуправления было станичное правление, как
исполнительная власть. В него входили станичный атаман и два судьи, избираемые
на Круге, а также куренные атаманы хуторов. Все должности войскового и
станичного правлений были выборными. На специальных выборных Кругах избирали
открытым голосованием. Правда, после введения института наказного атаманства,
были попытки назначений на местах, но они провалились. На Кругах имели право
присутствовать совершеннолетние казаки. Долгое время у казаков совершеннолетие
определялось по-разному. На Тереке - 21 год, на верхней Кубани - 25 лет.
Интересы женщин представляли родственники мужского пола. Лишали права голоса
буянов, пьяниц, скандалистов [5, С. 182].
Работой Круга руководил атаман. До 1840г. он избирался на 1 год,
позже - на 3. Атаманов избирали из людей достойных, добропорядочных, не моложе
33 лет. Он должен быть честным и доступным для любого казака. Куренной и
станичный атаманы должны были неотлучно находиться в станице. На заседаниях
правления атаман имел 2 голоса. Процедура выборов была следующей: отслуживший
свой срок атаман выходил на середину Круга в сопровождении есаульца - главного
распорядителя Круга. Снимая с себя атаманские полномочия, клал на землю
атаманскую папаху, насеку и, кланяясь на четыре стороны, спрашивал у казаков
права доложить о своей деятельности словами: «воде» ли атаман в доклад?» Если
казаки атаману доверяли, то ответ был из Круга «атаман волен в
доклад», или: «атаман не волен в доклад». После доклада казаки
предлагали кандидатуру для выборов. Обсуждение кандидатур было открытым и
бурным. Вновь избранный атаман также выходил на середину круга, кланялся на
четыре стороны и благодарил казаков за избрание. Получал благословение от
стариков по следующей процедуре: приставы держали атамана, не касаясь его
руками, в символическом кресте, а старейшина давал ему по спине три легких
удара нагайкой, чтобы не зазнавался, прислушивался к Кругу, заботился о
войске, общине и казаках. Избранный атаман благодарил стариков за науку и
получал благословение на деятельность от священника. Затем брал с земли
атаманскую папаху, надевал на голову, в руки брал насеку. Походный и кошевой
атаманы, есаулы, священник, писари, хорунжий, сотенные, полусотенные,
десятники, Суд Почетных избирались сроком на год по Уставу.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|