3.2. Мировой рынок лизинга авиатранспортной продукции 
 
Лизинг
охватил весь мир в середине — конце 70-х годов. В этот период стала
налаживаться общемировая статистика проведения лизинговых операций. Наибольшую
активность в этом деле проявила компания London
Financial Global
Leasing Report. В течение многих лет здесь аккумулируется информация о
национальных лизинговых рынках, прежде всего по 50 крупнейшим. На основе этих
данных формируются и накапливаются сведения о континентальных и мировых объемах
лизингового бизнеса. 
Накопленная
за многие годы статистическая информация очень важна для представления о
сложившихся пропорциях в инвестициях, в активности проведения лизинговой
деятельности. Статистика помогает проиллюстрировать и понять зависимость
лизинга от политики продаж оборудования, техники; налогообложения и амортизации
во многих странах; выявляет резервы развития лизинга. При любом заимствовании
зарубежного опыта следует принимать во внимание не только внешнее сходство
экономических процессов. Необходимо реально оценивать отличие ситуации в нашей
стране и в странах с развитой рыночной экономикой. 
Причины
пристального внимания местных предпринимателей к лизингу совсем иные, чем у их
зарубежных коллег 25— 30 лет назад. В тот период на Западе лизинг был
востребован ввиду резко возросших инвестиционных потребностей экономики, в силу
сложившихся темпов технического прогресса, которые уже не могли удовлетворяться
за счет исключительно традиционных каналов финансирования. Вот почему в
условиях обостряющейся конкуренции лизинг был дополнительным и достаточно
эффективным каналом сбыта произведенной продукции, он позволял добиваться
расширения круга потребителей и завоевывать новые рынки сбыта. 
Из
таблицы видно, как изменялись общемировые объемы проведения лизинговых операций
в течение 19 лет. 
Таблица 2.4.1. Объемы лизинга оборудования по регионам мира  
в 1982—2000 гг., млрд. долл 
 
  | 
   Год 
   | 
  
   Северная
  Америка 
   | 
  
   Европа 
   | 
  
   Азия 
   | 
  
   Южная
  Америка 
   | 
  
   Австралия
  и Новая Зеландия 
   | 
  
   Африка 
   | 
  
   Всего в мире 
   | 
  
 
  | 
   1982 
   | 
  
   24,0 
   | 
  
   7,9 
   | 
  
   4,8 
   | 
  
   0,3 
   | 
  
   3,6 
   | 
  
   0,2 
   | 
  
   40,8 
   | 
  
 
  | 
   1983 
   | 
  
   29,8 
   | 
  
   11,9 
   | 
  
   5,9 
   | 
  
   0,8 
   | 
  
   4,3 
   | 
  
   0,3 
   | 
  
   53,0 
   | 
  
 
  | 
   1984 
   | 
  
   37,7 
   | 
  
   13,2 
   | 
  
   6,3 
   | 
  
   1,5 
   | 
  
   4,4 
   | 
  
   0,5 
   | 
  
   63,6 
   | 
  
 
  | 
   1985 
   | 
  
   48,0 
   | 
  
   16,0 
   | 
  
   8,5 
   | 
  
   1,6 
   | 
  
   4,7 
   | 
  
   0,8 
   | 
  
   79,6 
   | 
  
 
  | 
   1986 
   | 
  
   50,0 
   | 
  
   16,7 
   | 
  
   10,5 
   | 
  
   1,6 
   | 
  
   4,9 
   | 
  
   1,0 
   | 
  
   84,9 
   | 
  
 
  | 
   1987 
   | 
  
   52,5 
   | 
  
   17,4 
   | 
  
   15,9 
   | 
  
   1,7 
   | 
  
   4,8 
   | 
  
   1,1 
   | 
  
   93,5 
   | 
  
 
  | 
   1988 
   | 
  
   64,0 
   | 
  
   18,1 
   | 
  
   20,9 
   | 
  
   1,6 
   | 
  
   4,4 
   | 
  
   1,2 
   | 
  
   110,2 
   | 
  
 
  | 
   1989 
   | 
  
   80,8 
   | 
  
   24,7 
   | 
  
   25,9 
   | 
  
   1,6 
   | 
  
   3,9 
   | 
  
   1,2 
   | 
  
   138,1 
   | 
  
 
  | 
   1990 
   | 
  
   87,0 
   | 
  
   41,2 
   | 
  
   36,5 
   | 
  
   1,5 
   | 
  
   5,4 
   | 
  
   1,8 
   | 
  
   173,4 
   | 
  
 
  | 
   1991 
   | 
  
   101,3 
   | 
  
   64,6 
   | 
  
   50,2 
   | 
  
   1,4 
   | 
  
   5,6 
   | 
  
   2,1 
   | 
  
   225,2 
   | 
  
 
  | 
   1992 
   | 
  
   117,0 
   | 
  
   80,1 
   | 
  
   63,6 
   | 
  
   3,2 
   | 
  
   4,1 
   | 
  
   2,8 
   | 
  
   273,8 
   | 
  
 
  | 
   1993 
   | 
  
   126,8 
   | 
  
   98,0 
   | 
  
   65,3 
   | 
  
   2,0 
   | 
  
   7,3 
   | 
  
   3,0 
   | 
  
   302,4 
   | 
  
 
  | 
   1994 
   | 
  
   125,4 
   | 
  
   117,9 
   | 
  
   77,5 
   | 
  
   1,9 
   | 
  
   5,1 
   | 
  
   3,8 
   | 
  
   331,6 
   | 
  
 
  | 
   1995 
   | 
  
   130,0 
   | 
  
   120,0 
   | 
  
   83,4 
   | 
  
   3,5 
   | 
  
   4,0 
   | 
  
   4,4 
   | 
  
   345,3 
   | 
  
 
  | 
   1996 
   | 
  
   127,6 
   | 
  
   99,5 
   | 
  
   88,8 
   | 
  
   6,3 
   | 
  
   4,2 
   | 
  
   4,8 
   | 
  
   323,3 
   | 
  
 
  | 
   1997 
   | 
  
   132,5 
   | 
  
   81,0 
   | 
  
   79,9 
   | 
  
   9,3 
   | 
  
   4,9 
   | 
  
   2,0 
   | 
  
   309,6 
   | 
  
 
  | 
   1998 
   | 
  
   148,0 
   | 
  
   87,5 
   | 
  
   99,2 
   | 
  
   11,1 
   | 
  
   5,9 
   | 
  
   4,7 
   | 
  
   256,4 
   | 
  
 
  | 
   1999 
   | 
  
   169,3 
   | 
  
   100,0 
   | 
  
   104,8 
   | 
  
   15,1 
   | 
  
   6,2 
   | 
  
   5,7 
   | 
  
   409,1 
   | 
  
 
  | 
   2000 
   
   | 
  
   177,0 
   | 
  
   117,7 
   | 
  
   105,8 
   | 
  
   15,0 
   | 
  
   7,3 
   | 
  
   5,3 
   
   | 
  
   428,1 
   | 
  
 
 
Почти
за два десятка лет ежегодные объемы вновь заключаемых лизинговых договоров
увеличились более чем в 10 раз. Однако нужно понимать, что доллар в конце 70-х
годов не следует равнять с долларом в настоящее время. Поэтому рост в 10,5 раза
должен быть скорректирован, как минимум, на величину инфляции в ведущих
странах. Если ее принять в целом по миру в размере 3% в год, то более реальным
представляется рост лизингового бизнеса в 6 раз. Такая динамика означает, что
среднегодовые темпы роста за этот период составляли около 10%. 
В
90-х годах (1994—1999), когда лизинговый рынок достиг достаточно больших
объемов, прирост составил 24%, т.е. ежегодные темпы роста равнялись 4,4%. 
       
В настоящее время наглядно виден рост мирового рынка лизинга без наличия особых
налоговых льгот в авиации.  
  Основная
часть мирового рынка лизинговых услуг сосредоточена в треугольнике "США -
Западная Европа - Япония". На лизинговом рынке Европы ведущую роль
выполняют Великобритания, Германия, Франция, Италия. 
Во
Франции достаточно ограниченный рынок, который практически полностью
предназначен для самолетов со значительной долей французского участия,
например, ЭРБЮС или В737/CFM, тогда как рынок Германии
характеризуется медленной эволюцией, но очень богатым потенциалом.  
Для
Японии характерным является расширение лизинговых операций от финансирования
услуг до предоставления "пакета услуг", включающего комбинации купли
- продажи, лизинга и займов. Эти услуги получили название комплексного лизинга.
Рынок международного лизинга Японии считается наиболее крупным, несмотря на
снижение числа сделок в 1990 году, когда налоговые органы ограничили эту
деятельность. 20% самолетов, поставленных в 1993 году, финансировались по схеме
«Японского лизинга с эффектом рычага» (JLL) (5 млрд. дол.) по сравнению с 50-60% в 1990 году. 
В
книге “Leasing Finance” (London, Euromoney Books, 1994, p. 119—120) Филип Марвуд
отмечает, что в Японии финансовый лизинг определяется как сделка,
удовлетворяющая следующим двум основным требованиям: 
1.           
Срок
лизинга строго фиксируется, и общая сумма лизинговых платежей определяется в
сумме, примерно равной совокупным затратам на приобретение оборудования,
сданного в лизинг. 
2.           
Запрещается
аннулирование договора лизинга в течение периода его действия.  
Если
в Японии финансовый лизинг трактуется как сделка по реализации, то
лизингополучатель наделяется правом на налоговую амортизацию. В противном
случае, подобным правом будет обладать лизингодатель. 
Финансовый
лизинг рассматривается в качестве сделки по реализации продукции, если
удовлетворяется один из следующих критериев: 
ü           
по
истечении периода лизинга лизинговое имущество будет передано лизингополучателю
за нулевое или номинальное денежное вознаграждение; 
ü           
в лизинг
передается оборудование, вмонтированное в здание и поэтому неперемещаемое с
места на место; 
ü           
в лизинг
передается оборудование, произведенные для специальных целей, так что в
результате лизинговое имущество трудно использовать в каких-либо других целях; 
ü           
срок
лизинга короче 70% законодательно оговоренного срока службы лизингового
имущества (60%, если этот срок службы составляет 10 лет и более), и
лизингополучатель имеет право покупки. 
Ряд
японских лизинговых компаний относится к крупнейшим в мире. Так, второй по
величине общей стоимости портфеля лизинговых контрактов (более 25 млрд. долл.)
является Orix Corporation. Эта компания заключает в течение года новые лизинговые
договоры примерно на 10 млрд. долл. По показателю ежегодного объема нового
лизингового бизнеса в десятку крупнейших в мире до своего банкротства входила Japan Leasing Corporation с суммой договоров 3,3 млрд. долл. У
компании Tokio Leasing
Co. этот показатель соответствовал 3,2
млрд. долл. (весь лизинговый портфель этой компании превышает 10 млрд. долл.).
Компания Centure Leasing
System, Inc. с показателем 2,6—2,7 млрд. долл.
(величина портфеля — более 5 млрд. долл.) находилась в середине второй десятки.
Еще одна компания, Sanwa Business Credit, входила в первые 50
крупнейших в мире лизингодателей. Ее годовые лизинговые обороты превышают 1
млрд. долл., а стоимость всего портфеля была близка к 2 млрд. долл. 
Финансирование
арендных операций авиатранспорта активно применяется в США. Первый арендный
договор персональной собственности был зарегистрирован в Северо-Американских
Соединенных Штатах еще в начале XVIII в. В настоящее время на долю
авиатранспорта приходится 19,1% всего объема арендованного оборудования. В
США, как и в Великобритании, рынок полностью ориентирован на внутренние
компании, чтобы самолеты использовались на внутренних линиях. 
На рынке лизинговых услуг компании
США являются наиболее заметными и крупными. Лизинг в США действительно
развивается очень динамично, несмотря на достаточно жесткое регулирование со
стороны государства. 
Международный
рынок лизинговых услуг считается одним из наиболее динамичных. По оценкам
экспертов, к началу 1988г. с помощью лизинга реализовывалось основных фондов на
250 млрд. долл., в то время как в 1979г. - только на 50 млрд. долл. 
В
90-х гг. в общей сумме капитальных вложений в машины и оборудование на долю
лизинга приходилось: в США - 25-30%; в Англии, Франции, Швеции, Испании -
13-17%; в Италии, Голландии - 12-14%; Австрии, Дании, Норвегии - 8-10%; в Японии
- 8-10%. 
Для
современного периода характерно создание международных лизинговых институтов.
Так, объединение европейских лизинговых сообществ охватывает общества и союзы
17 европейских государств. 
Итак,
как видно из вышесказанного, наиболее развитыми лизинговыми рынками являются
рынки США, Японии и ряда стран Западной Европы 
3.3. Перспективы развития
лизинга в Азербайджане 
 
Существует
мировая практика кооперации как внутри страны, так и на международном уровне по
использованию промышленного оборудования, машин и механизмов, новых технологий,
сооружений промышленного назначения через особую форму предпринимательской
деятельности - лизинг.  
Указом Президента Азербайджанской Республики от 29 ноября 1994 года вступил в
силу Закон "О лизинговых услугах", который регулирует лизинговые
отношения, определяют права и обязанности субъектов договора о лизинге.  
Лизинговые услуги, оказываемые в Азербайджанской Республике, регулируются
вышеуказанным Законом, другими законодательными актами (Законами "О банках
и банковской деятельности", "Об инвестировании", "О
предприятиях", "О несостоятельности и банкротстве", "О
страховании") и международными договорами Азербайджанской Республики.
Закон "О лизинговых услугах" касается всех юридических и физических
лиц, которые действуют на территории Азербайджанской Республики и являются
субъектами договора о лизинге. Необходимо отметить, что субъектами договора о
лизинге могут быть также иностранные юридические и физические лица.  
          Прошло более трех лет с момента принятия Закона "О лизинговых
услугах". Но несмотря на это, лизинговая деятельность не получила должного
развития в нашей республике. Этому способствовали некоторые объективные и
субъективные причины.  
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 
   
 |