3.2. Мировой рынок лизинга авиатранспортной продукции
Лизинг
охватил весь мир в середине — конце 70-х годов. В этот период стала
налаживаться общемировая статистика проведения лизинговых операций. Наибольшую
активность в этом деле проявила компания London
Financial Global
Leasing Report. В течение многих лет здесь аккумулируется информация о
национальных лизинговых рынках, прежде всего по 50 крупнейшим. На основе этих
данных формируются и накапливаются сведения о континентальных и мировых объемах
лизингового бизнеса.
Накопленная
за многие годы статистическая информация очень важна для представления о
сложившихся пропорциях в инвестициях, в активности проведения лизинговой
деятельности. Статистика помогает проиллюстрировать и понять зависимость
лизинга от политики продаж оборудования, техники; налогообложения и амортизации
во многих странах; выявляет резервы развития лизинга. При любом заимствовании
зарубежного опыта следует принимать во внимание не только внешнее сходство
экономических процессов. Необходимо реально оценивать отличие ситуации в нашей
стране и в странах с развитой рыночной экономикой.
Причины
пристального внимания местных предпринимателей к лизингу совсем иные, чем у их
зарубежных коллег 25— 30 лет назад. В тот период на Западе лизинг был
востребован ввиду резко возросших инвестиционных потребностей экономики, в силу
сложившихся темпов технического прогресса, которые уже не могли удовлетворяться
за счет исключительно традиционных каналов финансирования. Вот почему в
условиях обостряющейся конкуренции лизинг был дополнительным и достаточно
эффективным каналом сбыта произведенной продукции, он позволял добиваться
расширения круга потребителей и завоевывать новые рынки сбыта.
Из
таблицы видно, как изменялись общемировые объемы проведения лизинговых операций
в течение 19 лет.
Таблица 2.4.1. Объемы лизинга оборудования по регионам мира
в 1982—2000 гг., млрд. долл
Год
|
Северная
Америка
|
Европа
|
Азия
|
Южная
Америка
|
Австралия
и Новая Зеландия
|
Африка
|
Всего в мире
|
1982
|
24,0
|
7,9
|
4,8
|
0,3
|
3,6
|
0,2
|
40,8
|
1983
|
29,8
|
11,9
|
5,9
|
0,8
|
4,3
|
0,3
|
53,0
|
1984
|
37,7
|
13,2
|
6,3
|
1,5
|
4,4
|
0,5
|
63,6
|
1985
|
48,0
|
16,0
|
8,5
|
1,6
|
4,7
|
0,8
|
79,6
|
1986
|
50,0
|
16,7
|
10,5
|
1,6
|
4,9
|
1,0
|
84,9
|
1987
|
52,5
|
17,4
|
15,9
|
1,7
|
4,8
|
1,1
|
93,5
|
1988
|
64,0
|
18,1
|
20,9
|
1,6
|
4,4
|
1,2
|
110,2
|
1989
|
80,8
|
24,7
|
25,9
|
1,6
|
3,9
|
1,2
|
138,1
|
1990
|
87,0
|
41,2
|
36,5
|
1,5
|
5,4
|
1,8
|
173,4
|
1991
|
101,3
|
64,6
|
50,2
|
1,4
|
5,6
|
2,1
|
225,2
|
1992
|
117,0
|
80,1
|
63,6
|
3,2
|
4,1
|
2,8
|
273,8
|
1993
|
126,8
|
98,0
|
65,3
|
2,0
|
7,3
|
3,0
|
302,4
|
1994
|
125,4
|
117,9
|
77,5
|
1,9
|
5,1
|
3,8
|
331,6
|
1995
|
130,0
|
120,0
|
83,4
|
3,5
|
4,0
|
4,4
|
345,3
|
1996
|
127,6
|
99,5
|
88,8
|
6,3
|
4,2
|
4,8
|
323,3
|
1997
|
132,5
|
81,0
|
79,9
|
9,3
|
4,9
|
2,0
|
309,6
|
1998
|
148,0
|
87,5
|
99,2
|
11,1
|
5,9
|
4,7
|
256,4
|
1999
|
169,3
|
100,0
|
104,8
|
15,1
|
6,2
|
5,7
|
409,1
|
2000
|
177,0
|
117,7
|
105,8
|
15,0
|
7,3
|
5,3
|
428,1
|
Почти
за два десятка лет ежегодные объемы вновь заключаемых лизинговых договоров
увеличились более чем в 10 раз. Однако нужно понимать, что доллар в конце 70-х
годов не следует равнять с долларом в настоящее время. Поэтому рост в 10,5 раза
должен быть скорректирован, как минимум, на величину инфляции в ведущих
странах. Если ее принять в целом по миру в размере 3% в год, то более реальным
представляется рост лизингового бизнеса в 6 раз. Такая динамика означает, что
среднегодовые темпы роста за этот период составляли около 10%.
В
90-х годах (1994—1999), когда лизинговый рынок достиг достаточно больших
объемов, прирост составил 24%, т.е. ежегодные темпы роста равнялись 4,4%.
В настоящее время наглядно виден рост мирового рынка лизинга без наличия особых
налоговых льгот в авиации.
Основная
часть мирового рынка лизинговых услуг сосредоточена в треугольнике "США -
Западная Европа - Япония". На лизинговом рынке Европы ведущую роль
выполняют Великобритания, Германия, Франция, Италия.
Во
Франции достаточно ограниченный рынок, который практически полностью
предназначен для самолетов со значительной долей французского участия,
например, ЭРБЮС или В737/CFM, тогда как рынок Германии
характеризуется медленной эволюцией, но очень богатым потенциалом.
Для
Японии характерным является расширение лизинговых операций от финансирования
услуг до предоставления "пакета услуг", включающего комбинации купли
- продажи, лизинга и займов. Эти услуги получили название комплексного лизинга.
Рынок международного лизинга Японии считается наиболее крупным, несмотря на
снижение числа сделок в 1990 году, когда налоговые органы ограничили эту
деятельность. 20% самолетов, поставленных в 1993 году, финансировались по схеме
«Японского лизинга с эффектом рычага» (JLL) (5 млрд. дол.) по сравнению с 50-60% в 1990 году.
В
книге “Leasing Finance” (London, Euromoney Books, 1994, p. 119—120) Филип Марвуд
отмечает, что в Японии финансовый лизинг определяется как сделка,
удовлетворяющая следующим двум основным требованиям:
1.
Срок
лизинга строго фиксируется, и общая сумма лизинговых платежей определяется в
сумме, примерно равной совокупным затратам на приобретение оборудования,
сданного в лизинг.
2.
Запрещается
аннулирование договора лизинга в течение периода его действия.
Если
в Японии финансовый лизинг трактуется как сделка по реализации, то
лизингополучатель наделяется правом на налоговую амортизацию. В противном
случае, подобным правом будет обладать лизингодатель.
Финансовый
лизинг рассматривается в качестве сделки по реализации продукции, если
удовлетворяется один из следующих критериев:
ü
по
истечении периода лизинга лизинговое имущество будет передано лизингополучателю
за нулевое или номинальное денежное вознаграждение;
ü
в лизинг
передается оборудование, вмонтированное в здание и поэтому неперемещаемое с
места на место;
ü
в лизинг
передается оборудование, произведенные для специальных целей, так что в
результате лизинговое имущество трудно использовать в каких-либо других целях;
ü
срок
лизинга короче 70% законодательно оговоренного срока службы лизингового
имущества (60%, если этот срок службы составляет 10 лет и более), и
лизингополучатель имеет право покупки.
Ряд
японских лизинговых компаний относится к крупнейшим в мире. Так, второй по
величине общей стоимости портфеля лизинговых контрактов (более 25 млрд. долл.)
является Orix Corporation. Эта компания заключает в течение года новые лизинговые
договоры примерно на 10 млрд. долл. По показателю ежегодного объема нового
лизингового бизнеса в десятку крупнейших в мире до своего банкротства входила Japan Leasing Corporation с суммой договоров 3,3 млрд. долл. У
компании Tokio Leasing
Co. этот показатель соответствовал 3,2
млрд. долл. (весь лизинговый портфель этой компании превышает 10 млрд. долл.).
Компания Centure Leasing
System, Inc. с показателем 2,6—2,7 млрд. долл.
(величина портфеля — более 5 млрд. долл.) находилась в середине второй десятки.
Еще одна компания, Sanwa Business Credit, входила в первые 50
крупнейших в мире лизингодателей. Ее годовые лизинговые обороты превышают 1
млрд. долл., а стоимость всего портфеля была близка к 2 млрд. долл.
Финансирование
арендных операций авиатранспорта активно применяется в США. Первый арендный
договор персональной собственности был зарегистрирован в Северо-Американских
Соединенных Штатах еще в начале XVIII в. В настоящее время на долю
авиатранспорта приходится 19,1% всего объема арендованного оборудования. В
США, как и в Великобритании, рынок полностью ориентирован на внутренние
компании, чтобы самолеты использовались на внутренних линиях.
На рынке лизинговых услуг компании
США являются наиболее заметными и крупными. Лизинг в США действительно
развивается очень динамично, несмотря на достаточно жесткое регулирование со
стороны государства.
Международный
рынок лизинговых услуг считается одним из наиболее динамичных. По оценкам
экспертов, к началу 1988г. с помощью лизинга реализовывалось основных фондов на
250 млрд. долл., в то время как в 1979г. - только на 50 млрд. долл.
В
90-х гг. в общей сумме капитальных вложений в машины и оборудование на долю
лизинга приходилось: в США - 25-30%; в Англии, Франции, Швеции, Испании -
13-17%; в Италии, Голландии - 12-14%; Австрии, Дании, Норвегии - 8-10%; в Японии
- 8-10%.
Для
современного периода характерно создание международных лизинговых институтов.
Так, объединение европейских лизинговых сообществ охватывает общества и союзы
17 европейских государств.
Итак,
как видно из вышесказанного, наиболее развитыми лизинговыми рынками являются
рынки США, Японии и ряда стран Западной Европы
3.3. Перспективы развития
лизинга в Азербайджане
Существует
мировая практика кооперации как внутри страны, так и на международном уровне по
использованию промышленного оборудования, машин и механизмов, новых технологий,
сооружений промышленного назначения через особую форму предпринимательской
деятельности - лизинг.
Указом Президента Азербайджанской Республики от 29 ноября 1994 года вступил в
силу Закон "О лизинговых услугах", который регулирует лизинговые
отношения, определяют права и обязанности субъектов договора о лизинге.
Лизинговые услуги, оказываемые в Азербайджанской Республике, регулируются
вышеуказанным Законом, другими законодательными актами (Законами "О банках
и банковской деятельности", "Об инвестировании", "О
предприятиях", "О несостоятельности и банкротстве", "О
страховании") и международными договорами Азербайджанской Республики.
Закон "О лизинговых услугах" касается всех юридических и физических
лиц, которые действуют на территории Азербайджанской Республики и являются
субъектами договора о лизинге. Необходимо отметить, что субъектами договора о
лизинге могут быть также иностранные юридические и физические лица.
Прошло более трех лет с момента принятия Закона "О лизинговых
услугах". Но несмотря на это, лизинговая деятельность не получила должного
развития в нашей республике. Этому способствовали некоторые объективные и
субъективные причины.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|