Меню
Поиск



рефераты скачать Роль и значение рынка лизинга в деятельности авиапредприятий

3.2. Мировой рынок лизинга авиатранспортной продукции


Лизинг охватил весь мир в середине — конце 70-х годов. В этот период стала налаживаться общемировая статистика проведения лизинговых операций. Наибольшую активность в этом деле проявила компания London Financial Global Leasing Report. В течение многих лет здесь аккумулируется информация о национальных лизинговых рынках, прежде всего по 50 крупнейшим. На основе этих данных формируются и накапливаются сведения о континентальных и мировых объемах лизингового бизнеса.

Накопленная за многие годы статистическая информация очень важна для представления о сложившихся пропорциях в инвестициях, в активности проведения лизинговой деятельности. Статистика помогает проиллюстрировать и понять зависимость лизинга от политики продаж оборудования, техники; налогообложения и амортизации во многих странах; выявляет резервы развития лизинга. При любом заимствовании зарубежного опыта следует принимать во внимание не только внешнее сходство экономических процессов. Необходимо реально оценивать отличие ситуации в нашей стране и в странах с развитой рыночной экономикой.

Причины пристального внимания местных предпринимателей к лизингу совсем иные, чем у их зарубежных коллег 25— 30 лет назад. В тот период на Западе лизинг был востребован ввиду резко возросших инвестиционных потребностей экономики, в силу сложившихся темпов технического прогресса, которые уже не могли удовлетворяться за счет исключительно традиционных каналов финансирования. Вот почему в условиях обостряющейся конкуренции лизинг был дополнительным и достаточно эффективным каналом сбыта произведенной продукции, он позволял добиваться расширения круга потребителей и завоевывать новые рынки сбыта.

Из таблицы видно, как изменялись общемировые объемы проведения лизинговых операций в течение 19 лет.

Таблица 2.4.1. Объемы лизинга оборудования по регионам мира

в 1982—2000 гг., млрд. долл

Год

Северная Америка

Европа

Азия

Южная Америка

Австралия и Новая Зеландия

Африка

Всего в мире

1982

24,0

7,9

4,8

0,3

3,6

0,2

40,8

1983

29,8

11,9

5,9

0,8

4,3

0,3

53,0

1984

37,7

13,2

6,3

1,5

4,4

0,5

63,6

1985

48,0

16,0

8,5

1,6

4,7

0,8

79,6

1986

50,0

16,7

10,5

1,6

4,9

1,0

84,9

1987

52,5

17,4

15,9

1,7

4,8

1,1

93,5

1988

64,0

18,1

20,9

1,6

4,4

1,2

110,2

1989

80,8

24,7

25,9

1,6

3,9

1,2

138,1

1990

87,0

41,2

36,5

1,5

5,4

1,8

173,4

1991

101,3

64,6

50,2

1,4

5,6

2,1

225,2

1992

117,0

80,1

63,6

3,2

4,1

2,8

273,8

1993

126,8

98,0

65,3

2,0

7,3

3,0

302,4

1994

125,4

117,9

77,5

1,9

5,1

3,8

331,6

1995

130,0

120,0

83,4

3,5

4,0

4,4

345,3

1996

127,6

99,5

88,8

6,3

4,2

4,8

323,3

1997

132,5

81,0

79,9

9,3

4,9

2,0

309,6

1998

148,0

87,5

99,2

11,1

5,9

4,7

256,4

1999

169,3

100,0

104,8

15,1

6,2

5,7

409,1

2000


177,0

117,7

105,8

15,0

7,3

5,3


428,1


Почти за два десятка лет ежегодные объемы вновь заключаемых лизинговых договоров увеличились более чем в 10 раз. Однако нужно понимать, что доллар в конце 70-х годов не следует равнять с долларом в настоящее время. Поэтому рост в 10,5 раза должен быть скорректирован, как минимум, на величину инфляции в ведущих странах. Если ее принять в целом по миру в размере 3% в год, то более реальным представляется рост лизингового бизнеса в 6 раз. Такая динамика означает, что среднегодовые темпы роста за этот период составляли около 10%.

В 90-х годах (1994—1999), когда лизинговый рынок достиг достаточно больших объемов, прирост составил 24%, т.е. ежегодные темпы роста равнялись 4,4%.

        В настоящее время наглядно виден рост мирового рынка лизинга без наличия особых налоговых льгот в авиации.

  Основная часть мирового рынка лизинговых услуг сосредоточена в треугольнике "США - Западная Европа - Япония". На лизинговом рынке Европы ведущую роль выполняют Великобритания, Германия, Франция, Италия.

Во Франции достаточно ограниченный рынок, который практически полностью предназначен для самолетов со значительной долей французского участия, например, ЭРБЮС или В737/CFM, тогда как рынок Германии характеризуется медленной эволюцией, но очень богатым потенциалом.

Для Японии характерным является расширение лизинговых операций от финансирования услуг до предоставления "пакета услуг", включающего комбинации купли - продажи, лизинга и займов. Эти услуги получили название комплексного лизинга. Рынок международного лизинга Японии считается наиболее крупным, несмотря на снижение числа сделок в 1990 году, когда налоговые органы ограничили эту деятельность. 20% самолетов, поставленных в 1993 году, финансировались по схеме «Японского лизинга с эффектом рычага» (JLL) (5 млрд. дол.) по сравнению с 50-60% в 1990 году.

В книге “Leasing Finance” (London, Euromoney Books, 1994, p. 119—120) Филип Марвуд отмечает, что в Японии финансовый лизинг определяется как сделка, удовлетворяющая следующим двум основным требованиям:

1.            Срок лизинга строго фиксируется, и общая сумма лизинговых платежей определяется в сумме, примерно равной совокупным затратам на приобретение оборудования, сданного в лизинг.

2.            Запрещается аннулирование договора лизинга в течение периода его действия.

Если в Японии финансовый лизинг трактуется как сделка по реализации, то лизингополучатель наделяется правом на налоговую амортизацию. В противном случае, подобным правом будет обладать лизингодатель.

Финансовый лизинг рассматривается в качестве сделки по реализации продукции, если удовлетворяется один из следующих критериев:

ü            по истечении периода лизинга лизинговое имущество будет передано лизингополучателю за нулевое или номинальное денежное вознаграждение;

ü            в лизинг передается оборудование, вмонтированное в здание и поэтому неперемещаемое с места на место;

ü            в лизинг передается оборудование, произведенные для специальных целей, так что в результате лизинговое имущество трудно использовать в каких-либо других целях;

ü            срок лизинга короче 70% законодательно оговоренного срока службы лизингового имущества (60%, если этот срок службы составляет 10 лет и более), и лизингополучатель имеет право покупки.

Ряд японских лизинговых компаний относится к крупнейшим в мире. Так, второй по величине общей стоимости портфеля лизинговых контрактов (более 25 млрд. долл.) является Orix Corporation. Эта компания заключает в течение года новые лизинговые договоры примерно на 10 млрд. долл. По показателю ежегодного объема нового лизингового бизнеса в десятку крупнейших в мире до своего банкротства входила Japan Leasing Corporation с суммой договоров 3,3 млрд. долл. У компании Tokio Leasing Co. этот показатель соответствовал 3,2 млрд. долл. (весь лизинговый портфель этой компании превышает 10 млрд. долл.). Компания Centure Leasing System, Inc. с показателем 2,6—2,7 млрд. долл. (величина портфеля — более 5 млрд. долл.) находилась в середине второй десятки. Еще одна компания, Sanwa Business Credit, входила в первые 50 крупнейших в мире лизингодателей. Ее годовые лизинговые обороты превышают 1 млрд. долл., а стоимость всего портфеля была близка к 2 млрд. долл.

Финансирование арендных операций авиатранспорта активно применяется в США. Первый арендный договор персональной собственности был зарегистрирован в Северо-Американских Соединенных Штатах еще в начале XVIII в. В настоящее время на долю авиатранспорта приходится 19,1% всего объема арендованного оборудования. В США, как и в Великобритании, рынок полностью ориентирован на внутренние компании, чтобы самолеты использовались на внутренних линиях.

На рынке лизинговых услуг компании США являются наиболее заметными и крупными. Лизинг в США действительно развивается очень динамично, несмотря на достаточно жесткое регулирование со стороны государства.

Международный рынок лизинговых услуг считается одним из наиболее динамичных. По оценкам экспертов, к началу 1988г. с помощью лизинга реализовывалось основных фондов на 250 млрд. долл., в то время как в 1979г. - только на 50 млрд. долл.

В 90-х гг. в общей сумме капитальных вложений в машины и оборудование на долю лизинга приходилось: в США - 25-30%; в Англии, Франции, Швеции, Испании - 13-17%; в Италии, Голландии - 12-14%; Австрии, Дании, Норвегии - 8-10%; в Японии - 8-10%.

Для современного периода характерно создание международных лизинговых институтов. Так, объединение европейских лизинговых сообществ охватывает общества и союзы 17 европейских государств.

Итак, как видно из вышесказанного, наиболее развитыми лизинговыми рынками являются рынки США, Японии и ряда стран Западной Европы

3.3. Перспективы развития лизинга в Азербайджане


Существует мировая практика кооперации как внутри страны, так и на международном уровне по использованию промышленного оборудования, машин и механизмов, новых технологий, сооружений промышленного назначения через особую форму предпринимательской деятельности - лизинг.
Указом Президента Азербайджанской Республики от 29 ноября 1994 года вступил в силу Закон "О лизинговых услугах", который регулирует лизинговые отношения, определяют права и обязанности субъектов договора о лизинге.
Лизинговые услуги, оказываемые в Азербайджанской Республике, регулируются вышеуказанным Законом, другими законодательными актами (Законами "О банках и банковской деятельности", "Об инвестировании", "О предприятиях", "О несостоятельности и банкротстве", "О страховании") и международными договорами Азербайджанской Республики. Закон "О лизинговых услугах" касается всех юридических и физических лиц, которые действуют на территории Азербайджанской Республики и являются субъектами договора о лизинге. Необходимо отметить, что субъектами договора о лизинге могут быть также иностранные юридические и физические лица.
          Прошло более трех лет с момента принятия Закона "О лизинговых услугах". Но несмотря на это, лизинговая деятельность не получила должного развития в нашей республике. Этому способствовали некоторые объективные и субъективные причины.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.